Смазка циатим 201
Содержание:
- Характеристики и свойства «Циатима-201»
- История смазки ЦИАТИМ 201
- Циатим 201 — Характеристики и описание смазки Циатим
- Применение смазки
- Существующие аналоги
- МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
- Аналоги Циатим 201
- ГОСТ 6267-74. Смазка ЦИАТИМ-201
- Применение «Циатима-201»
- ТОП-7 альтернатив смазке ЦИАТИМ-201
- Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»
- Состав ЦИАТИМ 203
- ЦИАТИМ 201 (ГОСТ 6267-74) производства ВНИИ СМ.
- Характеристики, применение
- Характеристики и применение ЦИАТИМ 203
Характеристики и свойства «Циатима-201»
Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.
Название «Циатим» — это аббревиатура учреждения, где в середине прошлого века были изобретены данные смазки, Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.
Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:
Характеристика | Значение |
Диапазон рабочих температур | –60°С…+90°С |
Температура каплепадения | +175°С |
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более | 1100 Па•с |
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более | 3 мг |
Предел прочности при +50°С | 250…500 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | 0,1 |
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более | 25% |
Пенетрация при +25°С | Не нормируется |
Срок годности от даты выпуска | 5 лет (60 месяцев) |
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более | 26% |
Коррозионное воздействие на металлы | Выдерживает |
Температура хранения и транспортировки | –30°С…+30°С |
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более | 0,1% |
Содержание воды | Отсутствует |
Специфика свойств | |
---|---|
1 | В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей. |
2 | Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки. |
3 | При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость. |
4 | Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя. |
5 | Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется. |
6 | Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая. |
Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.
В случае возгорания смазки можно использовать любые средства пожаротушения, кроме воды!
Так выглядит смазка у которой закончился строк годности
К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.
В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ)
Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя
Это интересно: Шестеренчатый насос — принцип работы и устройство, характеристика, виды
История смазки ЦИАТИМ 201
Применяется состав ЦИАТИМ 201 в России еще со временем Советского Союза. Массово на прилавках магазинах смазка с таким названием появилась еще в конце 60-х годов 20 века.
Название ЦИАТИМ получил по институту, в котором данный состав был разработан. При этом существует несколько вариаций данных смазок. В данный момент наиболее массово используется ЦИАТИМ 201, который можно найти легко в продаже. Также при производстве некоторых электротехнических устройств, конструкция которых не предполагает разбор, часто используется ЦИАТИМ 203, который отличается от вариации 201 большей морозостойкостью.
Циатим 201 — Характеристики и описание смазки Циатим
- Подробности
- Категория: Автохимия
- Опубликовано 14.08.2013 13:27
Циатим – общее название для семейства углеводородной смазки. Ее делают путем загущения нефтяных масел, церезином, парафином или их смесью с добавлением антиокислительной присадки. В некоторых случаях в ее производстве применяют петролатум с воском.
Это, в основном, светлая (преимущественно желтовато-коричневого цвета) вязкая, практически однородная масса со специфическим запахом. Само название — это аббревиатура Центрального Института Авиационных Топлив и Масел (ЦИАТиМ). Здесь и было разработано семейство Циатимов.
Им свойственны морозостойкость, водостойкость (применимо и для смазки АМС-3), химическая стабильность, ни плавление, ни охлаждение не влияет на изменение свойств смазки. У Циатима отличная работоспособность, она может применятся при достаточно широком диапазоне температур (от +150°С до -60°С). Ее используют для смазки механизмов и узлов, где трение происходит с небольшим усилием, при низких нагрузках. Смазка характеризуется неплохой стабильностью, механической и коллоидной, не растворима в воде, к полимерным материалам (к резине, например) инертна.
Циатимом смазывают приборы и механизмы с общей вращательной частотой не более 10000 мин 1, подшипники и редукторы в машиностроительной, авиационной, железнодорожной промышленности, станкостроении, в вакуумной технике. Циатим любого типа (201, 221, 203, 202, 208, 211 и др) — относительно нетоксичное вещество, отнесенное к 4-ой группе классификации опасных веществ по стандартам ГОСТа. Смазку необходимо хранить и применять, соблюдая пожаробезопасность.
Одна из самых востребованных смазок этого типа — Циатим-201, антифрикционная, морозостойкая и тугоплавкая. Ею смазывают узлы трения с малой нагруженностью при t от -60 до + 90°С, шасси самолетов, технику, работающую на Крайнем Севере, в радиотехническом оборудовании. Смазки -201 и -202 схожи и в большинстве случаев взаимозаменяемы. Низкотемпературную смазку Циатим-203 используют в подшипниках качения, скольжения, зубчатых передач, винтовых пар, системахавиатехники.
Превосходит предыдущие по коллоидным и химическим свойствам, противоизносным качествам. 205 — очень стойкая к коррозийным явлениям, невосприимчива к кислотам и щелочам в небольших дозах. Незаменима в химпроизводствах. 208 используют для смазывания узлов гусеничной техники. Циатим 221 встречается в вакуумной технике (от 10-1 до 10-10 Па), служит для смазки редукторов, подшипников, если необходима герметичность, не боится коррозии. Это хорошая приборная смазка, хотя и не отличается высокими противоизносными качествами.
- < Назад
- Вперёд >
Применение смазки
Циатим-203 применяется для промазывания узлов механизмов автомобилей и иных видов транспорта, которые функционируют при повышенных нагрузках. Позволяет это сделать входящая в структуру смазки специальная противозадирная присадка. Именно благодаря ее свойствам все узлы и детали изнашиваются намного медленнее.
В продаже есть смазки с показателями изнашиваемости деталей выше, но и стоимость их намного дороже.
Применяется в подшипниках качения, силовых приводах, редукторов, узлы трения, винтовые пары, авиамеханизмы и многое др. Замедляет процесс их износа.
Преимущества
В сравнении с иными видами смазок механизмов, ЦИАТИМ 203 превосходит смазки предыдущих поколений (например, Циатим 201) по многим характеристикам.
Средство устойчиво к попаданию влаги. Ценится высокими значениями износостойкости.
Недостатки
Из небольших минусов является то, что хоть смазка и стойкая к воде, но показатель коррозионной устойчивости не самый высокий.
Если вы выбираете смазочное средство, необходимо в первую очередь ознакомиться с его основными характеристиками, особенностями, а также с областью его применения, прежде чем приобретать его. Ведь не всегда выбранный смазочный материал наобум и без предварительного ознакомления может подойти вашему транспортному средству.
Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard
Средство для восстановления бурной потенции
Признайся в любви любимой девушке! Подари оригинальный кулон «Я люблю тебя» на 100 языках мира
Предыдущая
Медная смазка — применение в автомобиле
Следующая
Смазка Циатим 221
Существующие аналоги
К наиболее часто применяемым отечественным заменителям ЦИАТИМ-201 относятся:
- смазки МС-70,
- ЛИТА,
- «Зимол»,
- ЦИАТИМ-221.
Первые три соответствуют механическим характеристикам, но имеют меньший эксплуатационный диапазон температур, последняя является водостойкой и превосходит ЦИАТИМ-201 по ряду показателей, зато и стоит в несколько раз дороже. Кроме это Среди зарубежных масел в качестве аналогов можно назвать:
- синтетическую многоцелевую смазку Shell AeroShell Grease 22;
- литиевый минеральный смазочный материал Teboil 0-Grease;
- Mobil Mobiltemp SHC 32.
Эта зарубежная продукция отличается очень высоким качеством изготовления и очень хорошими эксплуатационными характеристиками, но ее высокая стоимость часто заставляет задуматься о целесообразности замены. Литиевую смазку ЦИАТИМ-201 можно предусматривать ее применение в работе малоответственных узлов и механизмов, не подвергаемым большим нагрузкам. Эксплуатация допускается только в условиях гарантированной защиты от воздействия влаги. Материал не следует применять для смазки периодически работающих машин. В общем и целом можно сказать, что ЦИАТИМ-201 полностью не отвечает возросшим современным требованиям к смазочным материалам. Однако учитывая её экономически выгодную стоимость, полностью переходить на дорогие аналоги не стоит. Эта смазка все еще может с успехом применяться во многих случаях.
Характеристики ЦИАТИМ-201
Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard
Средство для восстановления бурной потенции
Признайся в любви любимой девушке! Подари оригинальный кулон «Я люблю тебя» на 100 языках мира
Предыдущая
Графитовая смазка — для чего используется
Следующая
Литол-24
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Пробы смазки отбирают по ГОСТ 2517-85. Масса объединенной пробы — 2 кг смазки. На случай разногласий в оценке качества смазки проба должна храниться не менее пяти лет.
4.2. Анализ смазки на соответствие требованиям настоящего стандарта кроме содержания механических примесей проводят до ее расфасовки. Механические примеси определяют в смазке, расфасованной в тару.
4.1-4.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластинку размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111-90 с помощью шаблона (внутренние размеры 35х35 мм, толщина 2 мм) и просматривают невооруженным глазом в проходящем свете.
4.4. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859-2001. Допускается обесцвечивание и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок.
4.5. При определении коллоидной стабильности беззольный фильтр смачивают жидкостью 132-24 по ГОСТ 10957-74. Отпрессовывание смазки проводят при нагрузке (200±10) г.
4.6. При определении массовой доли щелочи в качестве растворителя смазки применяют толуол ч.д.а. по ГОСТ 5789-78 и титруют горячий раствор смазки. (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.7. При определении механических примесей навеску смазки тщательно перемешивают до получения однородной массы с 75 см бензина. Смесь переносят в делительную воронку, добавляют 75 см 50%-ной уксусной кислоты по ГОСТ 61-75 и энергично перемешивают до полного разложения смазки. После отстоя и разделения слоев фильтруют нижний уксуснокислый слой. По окончании фильтрации фильтр промывают три-четыре раза горячей дистиллированной водой и высушивают в термостате, затем через этот же фильтр фильтруют слой бензинового раствора смазки.
Аналоги Циатим 201
Российская популярная смазка Циатим 201 имеет конкурентов на рынке. Перечислим бренды аналогов циатима от иностранных производителей:
- BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис. Эта смазка применяется в узлах, где детали подвергаются высокой температуре. Она защищает от износа, является противоизносной. Имеет хорошие показатели характеристик при разных температурах. Является антиокислительным веществом, то есть защищает поверхности деталей от образования окислов и дальнейшей коррозии.
- Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6. Этот тип смазки на минеральной основе. Является универсальной. В составе содержатся ингибиторы коррозии, которые защищают от окислов и разрушения структуры металлов. Может применяться как для смазывания антифрикционных подшипников, так и других видов подшипников, и коробок передач. Температурный диапазон, при котором смазка сохраняет свои свойства, от -40 до +121 градусов.
- Shell AeroShell Grease 22 / Шел Аэрошел Гриз 22. Эта смазка высокого качества. Назначение ее для высоконагруженных деталей узлов. В составе смазки Шэлл 22 содержит базовое масло углеводородного соединения и загуститель Микрогель. Является защитой от окислов, от коррозии металла, от износа. Также в составе есть присадки, которые повышают несущую способность. Температурный диапазон от -65 до +204 градуса.
- Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп. Пластичная смазка Мобил 32 имеет долгий срок эксплуатации. Активно используется для наполнения шариковых и роликовых подшипников качения разных видов (обслуживаемые и герметичные). Также ею смазывают шпонки, винты, и передачи закрытого типа. Диапазон температур от -50 до +180 градусов.
- Teboil 0-Grease / Тебойл Гриз. Эта смазка как циатим, литиевая. В основе ее использовано очень жидкое минеральное масло. Используется для смазки подшипников качения средних и низких нагрузок. Также ею смазывают измерительные и другие различные приборы, которые эксплуатируются на морозе. Рабочий температурный диапазон от -50 до +80 градусов.
- HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски. Эта смазка является универсальной для узлов и деталей конструкции автомобильных машин. Температурные характеристики: от -75 до +221 градусов.
ГОСТ 6267-74. Смазка ЦИАТИМ-201
Группа Б32
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
СМАЗКА ЦИАТИМ-201
Технические условия
 
ГОСТ
6267-74
Grease ЦИАТИМ-201. Specifications
ОКП 02 5422 0100
Дата введения 01.07.75
Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания
малонагруженных узлв трения качения и скольжения при температурах от
минус 60 до плюс 90°С.
Обозначение смазки по ГОСТ 23258 — НЛиб/9— 1.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
(Исключен, Изм. № № 4).
|
П р и м е ч а н и е. (Исключено. Изм. № 3).
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).Измененная редакция, Изм. № 2, 3).(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
(Измененная редакция, Изм. № 2).(Измененная редакция, Изм. № 1).
4. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСНОРГИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
33
5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
(Измененная редакция. Изм. № 3).(Измененная редакция, Изм. № 2).
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
(Измененная редакция, Изм. № 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по
стандартам от 25.07.74 № 1770
3. ВЗАМЕН ГОСТ 6267-59
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93
Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4—94)6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1980 г.,
сентябре 1984 г., сентябре
1989 г., апреле 1990 г. (ИУС 4-80, 12-84, 1-90, 7 -90)
Список источников
www.expert-oil.com
Применение «Циатима-201»
Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»
«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:
- подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
- оси октан-корректора распределителя зажигания;
- оси вращающихся механизмов;
- валики;
- подшипники скольжения;
- петли;
- тросы в оболочках;
- гибкий вал спидометра;
- рулевая рейка;
- в шаровых шарнирах;
- так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.
Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше. Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду
Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта
Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.
Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.
ТОП-7 альтернатив смазке ЦИАТИМ-201
В современной промышленности ЦИАТИМ-201 не соответствует большинству требуемых характеристик. При этом ее морозостойкость и сейчас остается непревзойденной большинством морозостойких смазок. В качестве альтернативы на смену устаревшему смазочному веществу пришли новые более качественные составы, среди которых есть как отечественные, так и зарубежные варианты.
EFELE SG-311
Синтетическая пластичная смазка для низких температур на основе полиальфаолефина, загущенная литиевым мылом. Продукт применяется для смазывания узлов трения, работающих при низких и средних нагрузках в температурном диапазоне -60…+120 °С. SG-311 не содержит присадок, но при этом характеризуется высокой механической и химической стабильностью. Отлично удерживается на поверхности детали и не вымывается водой. По соотношении качества и стоимости считается наиболее удачной заменой ЦИАТИМа.
Molykote BR2 Plus
Минеральная смазка на основе нефтяного масла и литиевого мыла. В состав входят наполнители – дисульфид молибдена и графит. Продукт уступает ЦИАТИМу по морозостойкости, так как применяется при температуре не ниже -30 °С, но превосходит по верхнему показателю до +150 °С. Главным преимущественным отличием является высокая несущая способность, что позволяет применить BR2 Plus в высоконагруженных узлах трения. По стоимости данная марка относится к дорогостоящим, но ее применение окупается долговечностью работы дорогого оборудования.
NTN-SNR lub high speed grease
Низкотемпературная смазка 2 класса консистенции на основе трансмиссионного синтетического масла. Предназначена для высокоскоростных механизмов вращения (подшипников и передач) Работает в температурном диапазоне -45…+120°С. Позволяет снижать выделение тепла при трении и значительно уменьшает износ трущихся деталей. Lub high speed grease относится к всесезонным смазочным продуктами и не требует замены при ротации техники.
Klubersynth EL 42-32
Низкотемпературная пластичная смазка на основе смеси эфирных масел и литиевого загустителя. Работает при температурах -50…+150 °C. Несмотря на высокую стоимость EL 42-32 станет отличной заменой ЦИАТИМа в условиях воздействия воды и химически агрессивных веществ, где другие альтернативы не обеспечат надежного долговременного смазывания.
SHELL GADUS S5 V 150 XKD 1
Известный смазочный продукт, доказавший свою эффективность при низких температурах и ударных нагрузках. Смазка изготовлена на основе синтетического масла, загущенного литий-кальциевым мылом с 5% добавкой дисульфида молибдена. Применяется для малоскоростных, но высоконагруженных механизмов тяжелой техники, работающей в суровых условиях. GADUS S5 V 150 XKD 1 рассчитан для работы при температурах -50…+120 °C.
Mobilith SHC 100
Пластичная смазка на основе ПАО, загущенная литиевым комплексным мылом. Характеризуется усредненными показателями по несущей способности и скоростным показателям. При этом отличается высокой устойчивостью к химическим воздействиям, вымыванию водой и высокими противоизносными свойствами. SHC 100 используется в температурном диапазоне -40…+150°C для авиационной и судовой техники, а также индустриального оборудования.
NORD МС 1410
Морозостойкая полусинтетическая смазка на основе смеси минеральных и синтетических масел, загущенных литиевым мылом. Предназначена для эксплуатации при температурах -50…+120 °C. Применяется для средненагруженных узлов трения, может использоваться для прокачки через систему автоматической подачи смазки. Отечественный продукт является одной из самых недорогих замен ЦИАТИМа.
Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»
Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:
- «Циатим-221» — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
- Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С. +150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С. +90°С).
- «Циатим-221» стоит приблизительно в 3. 5 раз дороже, чем «Циатим-201».
- «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
- «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.
В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.
Итоги
Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.
Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.
На сегодняшний день, рынок горюче-смазочных материалов имеет широкую линейку выбора. Есть очень популярные, есть менее известные смазывающие вещества. Все они имеют свое предназначение. Сегодня подробно рассмотрим смазку Циатим 201, а именно, ее состав, свойства, где применяется.
Состав ЦИАТИМ 203
В структуру Циатим-203 входят продукты нефтепереработки и литиевое мыло, которые прошли необходимый процесс загущения.
Также смазка имеет в своем составе специальную присадку, которая увеличивает вязкость конечного продукта.
Визуально напоминает густую мазь либо жидкий крем.
Оттенки смазки варьируются от темно-коричневого, до желто-коричневого.
Коллоидная стабильность вещества не превышает 10 %.
Устойчива к коррозии.
В состав нет свободных органических кислот.
Массовая доля серы в составе Циатим 203 составляет не более 1 к 500 от общей массы, что равняется 0,2%.
После срока хранения 24 месяцев возможно возрастание вязкости при низких температурах.
Все указанные характеристики говорят о том, что смазка изготавливается по ГОСТ 8773-73 и отвечает всем нормам.
Однако в данном смазочном материале есть один небольшой недостаток, который препятствует ее широкому распространению и общедоступному использованию. В состав входит кашалотовый жир, который является дефицитом, а также идет активное сокращение добычи и истребления китов. Специалисты работают над тем, чтобы заменить его на технический саломас. Он позволит сохранить смазочные свойства и характеристики продукта.
Срок хранения ЦИАТИМ 203 достигает 60 месяцев, если при этом не вскрыта заводская упаковка.
Средство горючее. Температура вспышки 135 ºC. В целях безопасности нужно соблюдать условия хранения и в момент, когда его готовят к использованию надевать индивидуальные средства защиты. Но в то же время не относится опасным веществам, поэтому возгорание при обычных условиях невозможно.
Смазка не является летучей, а возгорание возможно при температуре окружающей среды не ниже 130 ºC.
ЦИАТИМ 201 (ГОСТ 6267-74) производства ВНИИ СМ.
Описание ЦИАТИМ 201
Смазка Циатим-201 (ГОСТ 6267-74) — маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку. Основные эксплуатационные характеристики: удовлетворительная механическая стабильность, низкая коллоидная стабильность; морозо- и водостойкая. Смазка Циатим-201 работоспособна при температуре -60…+90°С. Область применения смазки Циатим-201 Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические другие приборы и точные механизмы.
Уточнить какая цена на ЦИАТИМ 201 и оформить заявку вы можете у специалистов отдела сбыта
по телефону +7
или по электронной почте
Область применения
Смазка применяется в узлах трения, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационной технике, радиотехническом оборудовании, электромеханических приборах и точных механизмах.
ГОСТ 6267-74
Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания малонагруженных упов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90 *С.
- Смазка не токсична. Специальной инструкции по технике безопасности при работе со смазкой не требуется.
- При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
- При загорании смазки применимы все средства пожаротушения, кроме воды.
При загорании смазки применяют следующие средства пожаротушения: составы СИ-ВК, СИ-2 и СЖБ-БФ-2.
Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования, предусмотренных ГОСТ 1510 и настоящим стандартом.
*Гарантийный срок хранения смазки ЦИАТИМ 201 (ГОСТ 6267-74) устанавливается 5 (пять) лет со дня изготовления.
vniism.ru
Характеристики, применение
Внешне эта смазка мало отличается от аналогов: выглядит как вазелино-образная мазь, с гладкой блестящей поверхностью. Цвет от грязно-желтого до светло-коричневого. Оттенок никак не влияет на характеристики ЦИАТИМ 221, и зависит лишь от типа присадок, используемых производителем согласно ГОСТ 9433 80.
Про свойства и характеристики смазки ЦИАТИМ 221 — видео
- предел прочности не менее 120 Па (немного, но вполне достаточно для работы на высокоскоростных узлах трения);
- достаточно высокая температура каплепадения: разжижение происходит при достижении температуры 200°C;
- интересная особенность: даже после перехода в жидкое состояние (вплоть до кипячения), свойства восстанавливаются после остывания;
- 221-й не растворяется в воде, при этом избыточно гигроскопичен: при поглощении воды меняются свойства, снижается устойчивость к низким температурам;
- практически не защищена от химического воздействия, даже в виде посторонних испарений;
- не взаимодействует с резиной и полимерными соединениями;
- максимальное остаточное давление, при котором не меняются рабочие параметры: не менее 666,5 Па;
- сертифицированный диапазон рабочих температур: от -60°C до 150°C;
- удобна для долговременных запасов: в течение 40 лет хранения свойства не меняются.
Данный продукт используют для смазывания узлов трения, которые эксплуатируются при небольших нагрузках. В частотности с помощью Цитаим-201 смазывают части авиационной и радиотехники, детали автомобилей, электромеханические устройства и т.д. Часто эту смазку используют в условиях Крайнего Севера.
Широкий спектр применения ЦИАТИМ-221 стал возможным благодаря тому, что ее эксплуатационные качества находятся на очень высоком уровне. Одной из наиболее показательных характеристик широкого использования смазки стала температура, при которой можно эксплуатировать материал — 150 градусов по Цельсию.
Помимо этих показателей, одним из главных параметров стала также инертность смазки по отношению к таким материалам, как пластик и резина. Такие высокие эксплуатационные характеристики вещество показывает благодаря тому, что в качестве масляной основы была выбрана кремнийорганическая жидкость.
Этот компонент отлично проявляет себя в таких парах трения, как металл-резина, пластик-пластик, пластик-металл. Однако не обошлось и без недостатков этого материала. Из-за слабых трибологических свойств кремнийорганики она плохо справляется с разделением таких пар, как металл-металл. Поэтому применять ее для крупных подшипников не рекомендуется.
Характеристики и применение ЦИАТИМ 203
Предельная температура, после которой он резко начинает терять параметры, +110°C. При таком нагреве происходит испарение масляной основы, и эффективная вязкость продукта возрастает. Несмотря на то, что температура каплепадения составляет +160°C, удержание смазки на поверхности снижается уже после +100°C.
Такой баланс температуры допускает применение «двести третьего» в узлах с высокой нагрузкой, но с небольшими скоростями вращения. Контактные напряжения, при которых смазка остается на рабочей поверхности, составляют 2500 кПа.
Благодаря эффективной противозадирной присадке, смазку можно использовать в следующих узлах трения:
- силовые приводы авиационных механизмов;
- червячные и зубчатые передачи;
- низкоскоростные редукторы, работающие при высоких нагрузках;
- салазки опор скольжения, при большой массе опирающегося объекта;
- подшипники качения (опять же, при невысоких скоростях);
- движущиеся механизмы, работающие на открытых площадках.
Нижний порог рабочей температуры не очень большой (по меркам морозоустойчивых составов), всего -45°C. Это ограничивает применение в условиях крайнего Севера. Однако, если узел работает с высокими нагрузками, ЦИАТИМ 203 сохраняет эффективную пластичность и при более низких температурах.
Неоспоримые плюсы данной смазки:
- Еще одна полезная характеристика – устойчивость к нейтральным жидкостям (например, вода). При попадании влаги, она просто скатывается, не проникая внутрь узла, и не образовывая эмульсию.
- Хранить ЦИАТИМ 203 можно в течение 5 лет. При этом базовая основа практически не отделяется. Наблюдается выдавливание некоторых присадок, что легко устраняется при перемешивании.
Минусы, которые не умоляют достоинств:
- Даже в закрытой таре при длительном хранении смазка густеет. После начала применения вязкостные параметры восстанавливаются.
- А вот антикоррозийные свойства невысокие. Это не означает, что металл, покрытый смазкой, будет ржаветь. Однако в качестве защитного слоя при консервации (как ЛИТОЛ-24) эта смазка не применяется.