Симптомы неисправности датчика дроссельной заслонки и его проверка
Содержание:
- ДПДЗ — что это такое
- Регулировка датчика положения дроссельной заслонки
- Регулировка нового датчика положения дросселя
- Мнения автолюбителей о неисправности датчика заслонки
- Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
- Порядок замены ДПДЗ на Приоре самостоятельно
- avtoexperts.ru
- НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ И ПРИНЦИП ЕГО ДЕЙСТВИЯ
- Зачем заслонке датчик
- Чистка дроссельной заслонки
- Принцип работы ДПДЗ
- Типы датчиков положения ДЗ
- После чистки дроссельной заслонки плавают обороты
ДПДЗ — что это такое
Датчик положения дроссельной заслонки сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка при нажатии на педаль акселератора.
Данное устройство позволяет контроллеру более точно дозировать и подавать топливную смесь. При неисправности датчика информация передаётся на контроллер в искажённом виде. Это может повлечь сбои в работе двигателя и привести к слишком большому расходу топлива.
Местоположение дроссельной заслонки контроллер регистрирует по изменению напряжения. Сигнал 0.7 В вынуждает контроллера переходить на режим холостого хода. Если напряжение менее 0,7 В, это говорит о том, что заслонка закрыта полностью. А если напряжение около или более 4 В, то заслонка открыта полностью.
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки
Если вы поставили новый ДПДЗ, то при замере амперметром в норме сопротивление должно составлять приблизительно 0,45 (этот показатель разнится в зависимости от марки авто). В процентах это составляет примерно 11% от всего диапазона датчика.
Порядок действий для регулировки ДПДЗ в отсутствии амперметра:
- Замерить обороты на холостом ходу.
- Если замечено увеличение оборотов, то нужно немного подпилить посадочные отверстия с помощью надфиля (не более чем на 1 мм).
- Удостовериться в том, что датчик поворачивается на больший угол.
- Снова замерить обороты и при необходимости повторить действия со второго пункта.
Регулировка нового датчика положения дросселя
В большинстве случаев, современные датчики необходимо настроить после установки в автомобиль. Для этого после монтажа следует полностью закрыть заслонку и подключить щупы мультиметра к массе и выходу ДПДЗ. Устройство должно находиться в режиме вольтметра, и подключаться относительно полярности. Далее датчик поворачивается так, чтобы тестер показал минимальное напряжение. В подобном положении датчик необходимо плотно закрепить.
Иногда, после этого можно заметить завышенные холостые обороты. В подобном случае требуется провести «обучение» ЭБУ новым настройкам датчика. Для этого на 20–25 минут сбрасываются клеммы с аккумулятора, и устанавливаются обратно только при закрытой дроссельной заслонке. Далее на несколько секунд включается зажигание, но не заводится двигатель. Спустя 15–20 секунд работы зажигания его можно выключить. Процедуру необходимо повторить по второму кругу. За это время контроллер ЭБУ успеет сохранить новые параметры датчика.
Подробно обзнакомиться с проблемой и способами ее устранения можно на видео в сети:
Главное, при замене датчика положения дросселя использовать исключительно оригинальные устройства хорошего качества. Предметы низшей пробы могут поддаваться воздействию температуры и искажать данные.
Мнения автолюбителей о неисправности датчика заслонки
1. Датчик ПДЗ – работает также, как и простейшие регуляторы уровня громкости в старых моделях телевизоров …
«Это устройство представляет собой аналог простейшего регулятора уровня громкости, который встречается в старых телевизорах. Датчик имеет такие проблемы — «шуршание» во время работы. Если в случае с телевизором регулятор используется не так часто, то в автомобиле датчик дроссельной заслонки работает постоянно. Его «шуршание» — далеко не те обороты, которые можно ожидать в соответствии с логикой движения. Именно с этим связаны сложности с зависанием оборотов двигателя на 1,5-2 тыс. оборотов и более. Стоит отметить, что ЭБУ обязательно выявит неисправность датчика дроссельной заслонки, в результате чего на приборной панели засветится «чек». Обычно код такой ошибки расшифровывается, как «Высокий уровень ДПДЗ».
2. Обедненная смесь — следствие проблем с датчиком дроссельной заслонки
«Если я правильно понимаю, при езде с постоянной скоростью машина дергается, а при резком сбросе акселератора ощущается провал и мотор может глохнуть. Если дроссельная заслонка будет открыта больше чем наполовину – машина едет довольно хорошо?
Если все симптомы сходятся, то:
- проводилось ли измерение состава смеси в автосервисе?
- симптомы указывают на возможное обеднение смеси, поэтому, я бы, прежде всего, проверял лямбда-зонд, а затем датчик расхода воздуха. Конечно же, следует еще проверить всевозможные места подсоса лишнего воздуха, но никак не датчик дроссельной заслонки.
- отключите лямбда-зонд и покатайтесь без него, если на усредненных значениях машина едет нормально, значит нужно менять лямбду.
Вот так выглядит мое мнение на этот момент. Если оно ошибочно — будем думать дальше.»
3. Почему троит двигатель
«Машина может троить из-за неисправности датчика дроссельной заслонки. Когда у моего авто «затроил» мотор, я подрегулировал ДПДЗ и «троение» исчезло!!! Этой меры хватило, примерно, на 5-7 км (я тестировал мотор в разных режимах, глушил и заводил, но он работал ровно), а машина резко «затроила» и ни какие настройки датчика дроссельной заслонки больше не помогали. При этом, на СТО мне сказали, что причина нестабильной работы мотора не в датчике ДЗ. Я им просто не верю! Сначала они утверждали, что «виноват» термостат, но не тот, который управляет охлаждением мотора, а тот, который находится возле дроссельной заслонки (я о таком даже не знал). В этом месте присутствует пятно от антифриза, и механики решили, что неисправность вызвана этим термостатом. Затем они еще подумали и переключились на клапан в моторе, затем на проводку и т.д.
После безуспешных поисков мне позвонили с СТО, извинились и сказали, что не знают, в чем причина. Отмечу, что капли на термостате по составу похожи не на охлаждающую жидкость, а на обычную воду. Я снимал датчик – внутри сухо, значит вода туда не попала, но капли были прямо на фишке датчика дроссельной заслонки! Когда я начал продувать ДПДЗ, из него полетели мелкие брызги».
4. Неправильные настройки датчика
«Из-за ошибок в настройке датчика дроссельной заслонки неправильный сигнал поступает в ЭБУ. Подается неправильная информация об уровне открытия дроссельной заслонки, а значит, нарушается дозировка топливной смеси. Конечно лямбда-зонд может подкорректировать смесь. Я и сам бы исправил настройки. Понимаю, что это просто и недолго, но «нет ничего более постоянного, чем временное».
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.
Порядок замены ДПДЗ на Приоре самостоятельно
Прежде чем начинать данный ремонт, необходимо убедиться РІ том, что отсутствует питание РЅР° колодке жгута датчика. Лучше всего полностью отключить питание автомобиля, отсоединив клемму «-» РѕС‚ аккумуляторной батареи.
Далее необходимо отсоединить штекер от ДПДЗ, как это наглядно показано на фото ниже, предварительно немного отжав фиксатор вверх.
Теперь при помощи крестовой отвертки отворачиваем два винта крепления датчика к дроссельному узлу. Приведенная картинка ниже все демонстрирует наглядно.
Далее вынимаем ДПДЗ, не прикладывая больших усилий.
Обратите внимание, что в месте установки данного датчика находится специальное поролоновое кольцо (прокладка), которое должно быть целым и невредимым. При установке нового датчика еще раз в этом убедитесь.
Замена ДПДЗ осуществляется в обратной последовательности, и сложности при выполнении ремонта вряд ли возникнет. Перед покупкой нового стоит переписать код детали, чтобы купить такой же.
avtoexperts.ru
Дроссельная заслонка (далее ДЗ) на автомобиле служит для точного дозирования количества воздуха при приготовлении топливовоздушной смеси и от ее исправного состояния зависит работа двигателя на всех режимах.
Причины загрязнения ДЗ:
• Выработавшие свой ресурс топливный и воздушный фильтра;
• Износ цилиндропоршневой группы;
Так при износе цилиндропоршневой группы увеличивается прорыв газов в картер двигателя, куда попутно попадают и частицы нагара. Это в свою очередь помимо окисления моторного масла, вызывает его загрязнение различным отложениями.
После запуска двигателя от работы коленчатого вала и шатунов в поддоне образуется масляный туман, состоящий из газов и различных примесей, которые по системе вентиляции картера поступают в узел ДЗ, вызывая появление масляных и смолистых отложений и слоя прочного нагара.
Все это в свою очередь ведет к закусыванию оси заслонки, ее неплотному прилеганию к стенкам корпуса или ее подклиниванию при работе. Соответственно это отражается на работе силовой установке, выраженной в:
• увеличении расхода топлива.
Перед тем, как приступить к прочистке ДЗ, при обнаружении выше перечисленных признаков, рекомендуется произвести ее визуальный осмотр. Если на оси заслонки, стенках диффузора нет каких-либо сильных отложений и нагара, то вероятнее всего, проблема вызвана другими причинами и сама чистка ничего не изменит.
Средства для снятия загрязнений узла
Чистку ДЗ можно выполнять различными подручными средствами, такими как растворитель, WD40 и ему подобными препаратами. Однако при их использовании всегда остается доля риска их действия на внутренности мотора. Сегодня же есть специальные разработки именно для выполнения подобных операций по чистке сильных загрязнений, безвредные для двигателя, это такие наиболее распространенные препараты, как:
• LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) – 520 руб;
• Mannol Carburetor Cleanor – 115 руб;
• ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) – 200 руб.
Все эти составы отлично справляются с чисткой любых загрязнений дроссельного узла, и каждый автовладелец может сделать выбор по своему предпочтению.
Способы чистки заслонки
Очистку дроссельного узла можно выполнить как на месте, не снимая с двигателя, так и с ее демонтажем. Более качественная промывка и прочистка возможна только со снятие ДЗ, когда появляется возможность очистить все ее самые уязвимые места.
Это объясняется тем, что без снятия узла невозможно добраться до внутренних стенок и проходу воздушных каналов, что будет являться существенным минусом при работе и может не дать желаемого эффекта.
Чистка без снятия
В этом случае необходимо снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки. Далее, используя одно из средств для очисти нанести его на стенки диффузора и саму заслонку (заслонка закрыта), затем все тщательно вытереть чистой ветошью (не оставляющей волокон).
Затем нужно поставить заслонку в открытое положение и снять загрязнения с ее боков. Сделать все возможное для попадания очистителя во все каналы узла.
Чистку нужно производить аккуратно до появления чистого металла, стараясь не прилагать значительных усилий.
Прочистка с демонтажем ДЗ
• Снимается воздуховод между заслонкой и корпусом воздушного фильтра;
• Открутить крепеж узла и снять все имеющиеся разъемы;
• Нанести на все элементы узла и видимые каналы моющее средство;
• Тщательно вытереть чистой ветошью обработанные поверхности;
• Выполнить сборку в порядке, обратном снятию, поставив новую уплотнительную прокладку;
• Подключиться к ЭБУ автомобиля и произвести «обучение» заслонки с новыми параметрами.
НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ И ПРИНЦИП ЕГО ДЕЙСТВИЯ
Инжекторные двигатели потребовали установки большого количества автоматических приборов регулирующих и контролирующих деятельность всех систем силовой установки. Изменился принцип привода одного из основных механизмов регулирующих подачу топлива в двигатель — дроссельной заслонки. Привод стал электрическим, с электронным управлением.
Его отличие от механического заключается в следующем:
- отсутствует механическая связь между педалью газа и самой дроссельной заслонкой;
- холостой ход регулируется перемещением этой самой заслонки.
Поскольку жесткой связи между педалью и заслонкой не стало все управление осуществляется за счет работы электронных систем. В этой схеме, наряду с управляющим блоком важную роль играет датчик дроссельной заслонки.
Сам прибор установлен на одной оси с дроссельной заслонкой. Работает он как потенциометр:
- на один выход датчика идет электросигнал напряжением 5 В, противоположный подключен на «массу». По третьему каналу, от подвижного контакта, выдается электросигнал к контроллеру. При повороте заслонки меняется напряжение идущее от ползунка токосьемника на выход;
- когда зажигание выключено, можно замерить напряжение подающееся на ДПДЗ с помощью измерительного прибора. Для этого надо иглы щупа установить на входной контакт и на массу. Если дроссельная заслонка закрыта, то тестер должен показать не больше 0,7 В и не меньше 0,5 В. Когда двигатель запущен, в процесс открытия заслонки напряжение должно расти и при ее максимально открытом положении показать 4 В (+0,3);
- при изменении угла открытия заслонки дросселя меняется напряжение идущее на контроллер от ползунка ДПДЗ и он регулирует подачу топлива;
- ДПДЗ связан с работой прибора регулирующего холостой ход (РХХ). При запуске, если заслонка в закрытом положении, то, когда контроллер получит такой сигнал от датчика, он подключает РХХ и в двигатель идет дополнительный воздух, обходя закрытую заслонки.
Расположение ДПДЗ на ВАЗ 2114
Контролировать работоспособность ДПДЗ надо путем замера сопротивления, применяя омметр. Для этого прибор соединяется с входным и выходным контактом датчика. При нажатии педали газа должно происходить плавное изменение сопротивления, если же прибор показывает нуль или сопротивление уходит в бесконечность, это говорит о неисправности ДПДЗ на ВАЗ 2114.
Зачем заслонке датчик
Датчик дроссельной заслонки представляет собой подвижный механический узел. Его положение в реальном времени контролируется ЭБУ и чем выше точность его показаний, тем точнее система настраивает двигатель на текущий режим работы. Грубо говоря, если диапазон работы датчика разделить на сегменты, то каждому из них должна соответствовать определенная реакция блока управления. Если сегментов будет три, то мы и получим всего три режима работы двигателя. А если их будет тысяча, то столько же вариантов настроек нам предложит ЭБУ. Словом, чем точнее датчик, тем эластичнее работа двигателя.
Вроде бы все просто, но не совсем. Электронную педаль газа тоже внедрили неспроста. В ранних системах впрыска дроссельная заслонка приводилась в движение тросом или тягой. Простое и надежное решение. К тому же на комфорт управления автомобилем это никак не влияло. Но по мере того как конструкция машины усложнялась, в ней появились дополнительные системы, требующие более эластичного отзыва не только от водителя, но и от дроссельной заслонки в первую очередь.
Видеоролик и проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки
Это:
- система курсовой устойчивости;
- антиблокировочная система;
- антипробуксовочная система;
- управляемые электроникой коробки передач;
- противозаносные системы;
- системы круиз-контроля.
Вся эта когорта требует обязательной реакции дроссельной заслонки не только на действия водителя, но и на сигналы этих систем. Поэтому-то в Приорах, Калинах, ВАЗ 2110, 2112, Ниссан Примера Р10 и стали применять привод дроссельной заслонки электронного, а не механического типа. Эти системы не просто определяют положение дроссельной заслонки, но и заставляют реагировать ее не только на педаль газа.
Причем это не единственный и не самый лучший вариант привода заслонки. В разное время на разных автомобилях, в частности, на Опель Вектра, Мазда 626 и Тойота Кемри до 2002 года выпуска были реализованы более сложные электромеханические приводы дроссельной заслонки, где датчик положения мог изменять угол открытия дросселя, но приводился еще при помощи троса. Такая система имеет смысл в том случае, когда качество электронных комплектующих имеет определенный допуск.
На фото дроссельная заслонка, которая в ранних системах впрыска приводилась в движение тросом
К примеру, ВАЗ 2110 сильно тупит при наборе скорости со стандартным приводом дросселя. Но стоит заменить электронный привод на другой такой же, только с несколькими настройками и по-человечески выполненный, машину просто не узнать. Эта штука называется бустер для педали газа, но на самом деле, она просто представляет собой электронный привод, который нормально работает и соответствует всем номиналам. Так вот, о датчике.
В этих самых первых системах использовались угловые датчики механического типа. Они были довольно неточными и капризными. Стоило поменяться погоде, датчик менял свои показания, сбивая с толку ЭБУ, а блок принимал сигнал за оптимальный, поэтому моторы с такими старыми датчиками механического типа прожили недолго. Им на смену пришли потенциометры абсолютно разных конструкций. То есть, конструкция у них одна, с точки зрения механики, а вот принцип работы несколько отличается. Не станем нырять с головой в физику и особенности электрического сопротивления поверхностей, но такая система тоже далека от идеальной.
В результате от механики отказались практически полностью, а контроль за дроссельной заслонкой взвалили на электронно-следящие устройства. Причем в некоторых автомобилях установлены по несколько датчиков заслонки сразу. Стали появляться и датчики угла положения дроссельной заслонки бесконтактного типа и о них мы поговорим немного позже. Датчики с потенциометрами, которые применялись в автомобилях до этого имели один большой недостаток — трущиеся поверхности. Как всякая поверхность с фрикционным влиянием, она имеет не слишком длительный срок службы. Рабочая поверхность потенциометра просто вытирается и в работе мотора появляются провалы и сбои. А дело всего-навсего в этом датчике. Поэтому сегодня потенциометры стараются заменять на приборы бесконтактного типа. Они не всегда полностью взаимозаменяемы, но позволяют более корректно контролировать положение заслонки, что влияет на точную коррекцию электронным блоком управления всех электронных систем автомобиля.
Чистка дроссельной заслонки
Очищать данный узел автомобиля необходимо в правильной посредственности. Подробная инструкция:
- Следует достать дроссельную заслонку. Для этого стоит в первую очередь снять воздухопровод, соединяющий дроссель с воздушным фильтром. Это можно сделать специальным ключом.
- Следующий этап – это снятие самой заслонки. В зависимости от конструктивных особенностей мотора, эта манипуляция производится с некоторыми отличиями. Но основные действия такие: снимаются болты крепления, разбираются наложенные разъемы.
- Чистка проводится специальными средствами, которые имеют отличные очистительные свойства и снимают даже малейший налет маслянистых загрязнений. Пользуется спросом карбюраторный очиститель. Его можно найти в любом автомобильном магазине. Стоимость его доступная.
- Средство распыляется на поверхность заслонки и при помощи сухого куска ткани снимается загрязнение. Не нужно прилагать усилия. Проведя легонько тканью можно быстро очистить дроссель сверху и внутри.
- Если имеется в наличии решетка защиты, тогда ее также следует почистить.
- Произвести монтаж ДЗ, подсоединить все снятые ранее детали, прикрутить воздуховод.
- Проверить работу системы.
Принцип работы ДПДЗ
Датчики положения дроссельной заслонки делятся на два типа: контактные и бесконтактные. По конструкции они разные, но методы их проверки одинаковые. Привод их может быть механическим или электрическим.
Первые механические (пленочно-резистивные или потенциометры) представляют собой ползунок с размещенными на нем контактами.
Дроссельная заслонка через привод и шестерню с валом меняя свое положение (угол наклона) перемещает по резисторным дорожкам ползунок. По напряжению от 0.7 до 4В (меняется по причине изменения сопротивления резисторных дорожек) ЭБУ понимает, где находится заслонка и корректирует подачу топлива.
Т.е. увеличение углового положения заслонки увеличивает значение напряжения постоянного тока и наоборот.
Когда водитель только включает зажигание ЭБУ получает данные от датчиков температуры о степени прогрева мотора. Исходя из этого дроссельная заслонка выставляется в предпусковое положение под определенным углом.
К примеру, на Лада Приора и Калина, где стоит два ДПДЗ (в автомобилях с электронным модулем дроссельного патрубка), в этот момент выходное сигнальное напряжение должно быть:
- Первый вывод — в приделах 0,39-0,52В.
- Второй — 2,78-2,91В.
Для каждой марки авто эти показатели могут отличаться, но если рассматривать вышеуказанные модели, то дальше происходит следующее:
- Если после включения зажигания в течении 15 с. ничего не происходит (не выжимается педаль газа, не заводится мотор) ЭБУ отключает электропривод дросселя, а заслонка опускается до 7 %.
- Через 30 секунд после включения зажигания и бездействия водителя ЭБУ закрывает заслонку полностью с дальнейшем возвращением ее в предпусковое положение.
При этом сигнальное выходное напряжение равно:
- В первом случае 0,5-0,6В.
- Во втором — 2,7-2,8В.
В случае обрыва в цепи датчиков дроссельной заслонки ЭБУ отключает привод дросселя и записывает в память код ошибки.
Также на автомобилях с двумя ДПДЗ, как в случае с Лада Приора и Калина, их суммарное сигнальное выходное напряжение не должно превышать 3.2-3.4В.
Принцип работы бесконтактных (магниторезистивных ДПДЗ) основан на магнитно-резистивном эффекте – выходят из строя редко, по причине отсутствия трущихся друг о друга контактов. По этой причине они надежней и служат дольше, хотя и дороже контактных.
Распространенные причины неисправности – короткое замыкание в электрических цепях, обрыв проводки.
Типы датчиков положения ДЗ
На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:
- Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
- Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.
После чистки дроссельной заслонки плавают обороты
Итак, казалось бы, вся процедура окончена. Заслонка была прочищена очистителем, воздушный фильтр заменен на новый, датчики обратно подключены, то есть все собрано и затянуто. Теперь можно переходить к запуску двигателя. Если мотор заводится после чистки дроссельной заслонки и дальше нормально работает, тогда процедуру можно считать успешной.
Следует добавить, что так бывает не всегда. Многие сталкиваются с тем, что после чистки дроссельной заслонки высокие обороты двигателя держатся постоянно и не падают. Также многие водители замечают, что после чистки дроссельной заслонки увеличился расход топлива. Вероятной причиной может быть ошибка в подключении какого-либо датчика при обратной сборке, но это случается редко.
Чаще всего после очистки дроссель нужно также дополнительно калибровать и настраивать, о чем знают не все или делают это неправильно. Другими словами, большие обороты ХХ после чистки дроссельной заслонки являются наглядным примером и одновременно ответом на распространенный вопрос, нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки данного узла. Давайте разбираться.
Начнем с того, что чистую дроссельную заслонку в ряде случаев действительно нужно адаптировать (обучать). Обычно адаптация заслонки дросселя чаще необходима тогда, когда перед этим производилась чистка электронной дроссельной заслонки. С механической заслонкой проблем меньше, но они тоже имеются. В системах с электронным дросселем ЭБУ самостоятельно выставляет положение заслонки, в механических системах происходит выставление регулятора холостого хода. Если проще, после снятия слоя грязи положение очищенной заслонки меняется, но ЭБУ об этом не знает и продолжает подавать топливо в соответствии с предыдущими параметрами до чистки. Для решения задачи необходимо выставить обороты ХХ при помощи диагностического оборудования, так как имеется возможность сбросить предыдущие параметры.
Также можно попробовать обучить дроссель вручную. Простейшим способом обучения без диагностического оборудования или сканера для адаптации является откручивание минусовой клеммы с АКБ от нескольких секунд до 10 минут (в зависимости от марки и модели авто). Это позволяет сбросить настройки, то есть выполняется сброс имеющейся адаптации и возврат к заводским настройкам. После подсоединения клеммы к аккумулятору и повторного запуска ДВС холостые обороты должны стабилизироваться.
Отметим, что подобный способ работает на ограниченном числе автомобилей. В подобном случае можно воспользоваться еще одной возможностью обучить дроссельный узел без компьютера. Данный способ подходит для целого ряда ТС различных производителей. Рассмотрим такую адаптацию на примере японского авто марки Ниссан.
- Сначала мотор нужно прогреть до рабочей температуры, после чего следует заглушить двигатель.
- Далее понадобится выждать 5-10 секунд, затем включить зажигания на 3 секунды.
- Теперь на педаль газа нужно нажать до упора и сразу отпустить. Это делается 5 раз, нужно успеть за 5 секунд (одно нажатие в секунду). Интервал следует засекать по секундомеру, чтобы не сбиваться.
- После последнего нажатия следует подождать 7 сек., после чего педаль газа снова нажимается «в пол» и удерживается в таком положении до того момента, пока на приборной панели не начнет моргать «чек», а далее эта лампочка загорится постоянно.
- После момента, кода check стал постоянно гореть, нужно выждать еще 3 секунды. Теперь педаль газа можно отпускать.
- Далее двигатель нужно завести, холостые обороты должны прийти в норму.
Добавим, что во время проведения такой адаптации дроссельной заслонки важно точно выдерживать время на каждом этапе, а также укладываться во все временные отрезки. В этом случае можно говорить об успешном проведении обучения
Также рекомендуется уточнить особенности и возможность ручной адаптации для конкретной модели авто.