Самостоятельно меняем датчик включения вентилятора на ваз 2107: последовательность и рекомендации
Содержание:
- Установка нового датчика включения вентилятора
- Демонтаж датчика вентилятора
- Электромотор вентилятора
- Конструкция и принцип работы электромеханического датчика с воском
- Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки
- Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107
- Проверка и замена
- Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора
- Какие бывают виды датчиков включения вентилятора
- Устройство и принцип работы
- Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора
- Как проверить датчик включения вентилятора
- Делаем 2-скорости вентилятора охлаждения на ВАЗ
- Как проверить датчик включения вентилятора
Установка нового датчика включения вентилятора
После демонтажа старого устройства устанавливают новый ДВВ:
- Датчик вставляют в посадочное гнездо, предварительно смазав маслом резьбу юбки прибора.
- Вкручивают измеритель гаечным накидным ключом или головкой на 19, не прикладывая чрезмерных усилий.
- Колодку кабеля вставляют в стакан нового датчика.
- Открутив крышку радиатора, в его горловину заливают тосол до тех пор, пока уровень жидкости в расширительном бачке не установится между отметками «Min» и «Max».
- Крышку радиатора и пробку расширительного бачка возвращают на своё место.
- Заводят двигатель и ждут, пока стрелка на панели приборов не приблизится к красной зоне. Если в этот момент включится вентилятор, то это значит, что ремонт выполнен правильно.
Специалисты советуют приобретать новый датчик температуры охлаждающей жидкости только брендовой модели. Экономия при покупке дешевого изделия может обернуться непомерными финансовыми затратами на капитальный ремонт двигателя.
При первом же перегреве двигателя Калины, надо остановиться и прекратить поездку, чтобы дать остыть двигателю. Если дело в поломке ДВВ, то нужно доехать домой, делая остановки и следя по пути за стрелкой температуры охлаждающей жидкости. Чтобы этого не делать, снимают кабель электромотора вентилятора и напрямую соединяют вентилятор дополнительными проводами с аккумулятором. Таким образом, можно вернуться в гараж, не допуская кипения охлаждающей жидкости.
Демонтаж датчика вентилятора
ДВВ является неразборным изделием и не подлежит ремонту. Однако, чтобы убедиться в полной исправности, его нужно снять с автомобиля. Для этого поступают следующим образом:
- Автомобиль ставят на ровное место с поднятым рычагом ручного тормоза.
- Приступают к работе после полного остывания двигателя, сняв клеммы с аккумулятора.
- Отжав пластиковую клипсу, вынимают фишку с кабелем из стакана ДВВ.
- Снимают пробку с расширительного бачка, иначе при снятии датчика тосол в небольшом количестве выплеснется наружу.
- Накидным ключом или головкой на 19 ДВВ выкручивают из посадочного гнезда. Если резьба плохо поддаётся, то под гайку датчика наносят смазку WD 40 (её можно купить в любом автомагазине или на заправке).
Снятие фишки с датчика:
Электромотор вентилятора
Электрический двигатель является основным узлом устройства. В ВАЗ 2107 применялись два типа моторов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается конструкции, то она несколько отличается. В двигателе МЭ-271 корпус штампованный, т. е. неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, однако в случае неисправности, его можно только заменить.
Не каждый электродвигатель вентилятора можно разобрать
Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора
Конструктивно мотор состоит из:
- корпуса;
- четырёх постоянных магнитов, приклеенных по окружности внутри корпуса;
- якоря с обмоткой и коллектором;
- щёткодержателя со щётками;
- шарикового подшипника;
- опорной втулки;
- задней крышки.
Электромотор МЭ-272 также в обслуживании не нуждается, но в отличие от предыдущей модели в случае необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путём отворачивания стяжных болтов и снятия задней крышки.
МЭ-272 имеет разборную конструкцию
На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, запчасти к нему можно купить только бывшие в употреблении, а во-вторых, новое устройство в сборе с крыльчаткой стоит не больше 1500 рублей.
Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272
Характеристики | Показатели |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2500 |
Максимальный ток, А | 14 |
Конструкция и принцип работы электромеханического датчика с воском
Это наиболее распространенный тип датчиков включения вентилятора. Основу датчика составляет емкость, заполненная нефтяным воском (церезитом, состоит в основном из парафинов) с примесью медной пудры. Емкость с воском закрыта гибкой мембраной, на которой расположен толкатель, связанный с механизмом привода подвижного контакта. Привод контакта может быть прямым (с помощью того же толкателя) или косвенным, с помощью рычага и пружины (в этом случае достигается более надежное замыкание и размыкание цепи). Все детали заключены в металлический толстостенный корпус (это обеспечивает более равномерный нагрев рабочего тела) с резьбой и электрическим разъемом.
Принцип действия такого датчика основан на эффекте изменения объема рабочего тела при изменении температуры (он же используется и в автомобильных термостатах). Воск, который играет роль рабочего тела в датчике, обладает большим коэффициентом температурного расширения, при нагреве он расширяется и вытесняется из емкости. Расширяющийся воск упирается в мембрану и заставляет ее подниматься — та, в свою очередь, двигает толкатель и замыкает контакты — вентилятор включается. При снижении температуры мембрана опускается и происходит размыкание контактов — вентилятор выключается.
В двухскоростных датчиках используется, соответственно, две мембраны и два подвижных контакта, которые срабатывают в различных интервалах температур.
Датчик монтируется на радиатор охлаждения (через уплотнительную прокладку), его рабочая часть непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью, от которой и нагревается рабочее тело. Обычно на автомобиле используется один датчик включения вентилятора, но сегодня можно встретить и решения с двумя односкоростными датчиками, настроенным на различную температуру.
Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки
С учётом того, что вентилятор является электромеханическим узлом, работа которого обеспечивается отдельной цепью, его неисправности могут проявляться по-разному:
- устройство не включается вообще;
- электродвигатель запускается, но работает постоянно;
- вентилятор начинает работать слишком рано, или слишком поздно;
- при работе узла возникают посторонние шумы, вибрация.
Вентилятор не включается вообще
Главной опасностью, которую несёт поломка вентилятора охлаждения, является перегрев силовой установки
Важно контролировать положение стрелки прибора датчика указателя температуры и чувствовать момент включения устройства. Если электродвигатель не включается при достижении стрелкой красного сектора, скорее всего, имеет место неисправность либо самого устройства, либо элементов его цепи
К таким поломкам относятся:
- выход из строя обмотки якоря, износ щёток или коллектора электродвигателя;
- неисправность датчика;
- обрыв в электрической цепи;
- перегорание предохранителя;
- поломка реле.
Постоянная работа вентилятора
Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:
- замыкание в электрической цепи вентилятора;
- выход из строя датчика;
- заклинивание реле во включённом положении.
Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно
Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неверно реагирует на изменения температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семёрок».
Посторонние шумы и вибрация
Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Его создаёт крыльчатка, рассекая своими лопастями воздух. Даже сливаясь со звуком работы двигателя автомобиля, в «семёрке» этот шум отчётливо слышно даже из салона. Для наших машин он является нормой.
Если же вращение лопастей вентилятора сопровождается гулом, скрипом или свистом, возможно, пришёл в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствуют о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамки, в которую установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна вследствие деформации или перекоса лопастей вентилятора. По этим же причинам возникает и вибрация.
Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107
В силовых установках первых «семёрок» вентилятор радиатора был установлен прямо на валу водяного насоса. Как и помпа, он приводился в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Такая конструкция в то время применялась и на других автомобилях. Она практически никогда не выходила из строя, а перегреть двигатель с ней было невозможно. Однако был у неё один недостаток. Постоянно охлаждавшийся силовой агрегат очень медленно прогревался. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительного обдува, заменив механический вентилятор на электрический, причём с автоматическим включением.
Ранние модификации ВАЗ 2107 имели вентилятор с механическим приводом
Зачем нужен электровентилятор
Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. Во время работы силовой установки жидкий хладагент через открывшийся термостат поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, оборудованным тонкими пластинами (ламелями), хладагент остывает за счёт процесса теплообмена.
Более поздние модификации «семерок» оборудовались электрическими вентиляторами охлаждения
Когда автомобиль движется на скорости, теплообмену способствует встречный поток воздуха, но если машина длительное время стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость остывать не успевает. В такие моменты двигатель от перегрева спасает именно электровентилятор.
Конструкция устройства
Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:
- электродвигателя постоянного тока;
- крыльчатки;
- рамки.
Вентилятор состоит из электродвигателя, крыльчатки и рамки
Ротор электродвигателя оснащён пластиковой крыльчаткой. Именно она, вращаясь, создаёт направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическую рамку, при помощи которой он крепится к корпусу радиатора.
Как включается и работает электровентилятор
Процесс включения вентилятора у карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличается. У первых за его включение отвечает механический температурный датчик, вмонтированный в нижнюю часть правого бака радиатора охлаждения. Когда двигатель холодный, контакты датчика разомкнуты. При повышении температуры хладагента до определённого уровня его контакты замыкаются, и напряжение начинает подаваться на щётки электродвигателя. Вентилятор будет продолжать свою работу до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.
Цепь устройства замыкается посредством датчика, реагирующего на изменение температуры хладагента
В инжекторных «семёрках» схема включения электровентилятора другая. Здесь всё контролирует электронный блок управления. Исходным сигналом для ЭБУ является информация, поступающая с датчика, установленного в выходящем из двигателя патрубке (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и посылает команду на реле, отвечающее за включение мотора вентилятора. Оно замыкает цепь и подаёт электричество на электродвигатель. Работа устройства будет продолжаться до падения температуры хладагента.
В инжекторных «семерках» вентилятор включается по команде ЭБУ
И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.
Проверка и замена
При подозрении на перегрев двигателя и отсутствии звука работы вентилятора долгое время, необходимо определить неисправности. При замыкании проводки устройство может отказать либо перегореть предохранитель.
Проверить устройство несложно. Нужно снять проводку с сенсора, включить ключ зажигания и соединить концы. Если охлаждение заработает, то проблема с устройством, оно требует замены. Бывает, что включение охлаждения получается при температурах выше указанных на корпусе датчика, что тоже говорит о его неисправности.
Для замены понадобится слить тосол или поторопиться ввинтить новый датчик, немного пролив ОЖ. Двигатель должен быть холодным. Откручивать можно гаечным или разводным ключом. Лучше подставить какую-нибудь емкость и подорвать ключом гайку корпуса. Затем аккуратно откручивать резьбу вручную, прижимая ее к гнезду. Отодвинуть старое устройство и быстро придавить пальцем, можно какой-нибудь затычкой, отверстие в радиаторе. Аккуратно ввинтить купленный датчик и присоединить проводку.
Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора
От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить
Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.
Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.
При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.
От слаженной работы системы обогрева автомобиля зависит температура внутри его салона. Температурный режим влияет не только на комфорт его водителя и пассажиров, но и на способность оптимального управления транспортным средством. Ключевую роль в работе системы отопления играет кран отопителя, который позволит в нужный момент запустить или остановить работу соответствующей системы.
Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным, депрессивным временем года. Однако дети совсем другого мнения. Для них зима — это возможность поваляться в снегу, покататься на горках, т.е. весело провести время. И одним из лучших помощников для детей в их нескучном времяпровождении — это, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень обширен. Рассмотрим некоторые виды из них.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.
Отопители и предпусковые подогреватели немецкой компании Eberspächer — известные во всем мире устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации техники. О продукции данного бренда, ее типах и основных характеристиках, а также о подборе отопителей и подогревателей — читайте в статье.
В различных отраслях промышленности, в ремонтной практике и быту широкое применение находят ручные машины и станки со шлифовальными кругами. О шлифовальных кругах, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также об их маркировке, выборе и эксплуатации — читайте в представленной статье.
В автомобильных системах охлаждения с электроприводом вентилятора предусматривается автоматическое включение и выключение вентилятора при изменении температуры охлаждающей жидкости. Главную роль в системе играет датчик включения вентилятора — все об этом компоненте вы можете узнать из данной статьи.
Какие бывают виды датчиков включения вентилятора
Биметаллические
Его главным рабочим элементом является металлическая пластинка, которая при подаче напряжения нагревается, расширяется и замыкает цепь. Таким образом подаётся сигнал включения вентилятора.
Терморезисторные
Включение в работу происходит при изменении сопротивления этой радиодетали, которая устанавливается в жидкостном потоке.
Датчики размыкания электросети
В этом случае вентилятор включается при разрыве электросхемы.
Также подобные датчики разделяются по рабочему температурному диапазону. На автомобилях зарубежных производителей срабатывание датчиков происходит при 104-110 градусах, на отечественных моделях такой диапазон имеет меньшие характеристики.
Устройство и принцип работы
Датчик вентилятора ВАЗ 2110 как 8, так 16 клапанов, состоит из герметичного корпуса, внутри которого находится биметаллическая пластина и электрические контакты. Особенностью рабочего элемента является возможность значительного физического увеличения при нагреве. При значительном изменении температуры в большую сторону происходит расширение пластины, и контакты термореле замыкаются.
С внешней стороны на корпусе нарезается резьба, которая необходима для надежной фиксации датчика в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На находящемся с противоположенной стороны торце датчика, устанавливаются клеммы, которые необходимы для подключения контактных проводов.
Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора
В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:
- Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
- Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
- Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).
Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.
Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:
- Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
- Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.
Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:
- От 82 до 87 градусов;
- От 87 до 92 градусов;
- От 92 (94) до 99 градусов;
- От 104 до 110 градусов.
В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.
ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.
Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.
Как проверить датчик включения вентилятора
Проверить данный датчик несложно. Для этого нужно вооружиться мультиметром и термометром. Перед проверкой необходимо демонтировать изделие с двигателя, очистить его от загрязнений. Затем деталь следует положить контактами вниз в кастрюлю с водой и поставить на плиту, предварительно подсоединить к контактам датчика концы контрольного прибора. Мультиметр должен быть установлен в режиме замера сопротивлений.
При нагреве воды происходит замыкание контактов, что покажет табло контрольного прибора. По термометру следует зафиксировать температуру срабатывания.
Выключив плиту, вода в кастрюле будет остывать. В определённый момент контакты разомкнутся
Следует обратить внимание на эту температуру
Полученный результат нужно сравнить с заявленными производителем данными на температуру включения и выключения вентилятора.
Если прибор показывает о замыкании контактов сразу, в момент погружения контактов в кастрюлю – значит датчик вышел из строя.
При нежелании проводить описанные процедуры следует обратиться к профессионалам автосервиса, которые быстро при помощи контрольно-измерительной аппаратуры определят возможности датчика.
Делаем 2-скорости вентилятора охлаждения на ВАЗ
Данное решение позволяет избавиться от частых включений вентилятора охлаждения, нет просадок напряжения (хотя у меня их и не было за счет хорошего генератора и автоматического РН на 14.5В), не падает ХХ при включении вентилятора. Да и нет вибрации по кузову с родным 4х лопасным вентилятором. Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте.
Вентилятор охлаждения теперь включается на половину мощности при температуре в 92 градуса, а максимальная скорость будет при достижении 96 градусов.
Получилось вот что:
Для этого понадобились такие компоненты как:
1… Тройник под датчик охлаждения с газели, стоимостью 150 рублей. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником. 2… ДТОЖ от классики 92/87 градусов. Рублей 100. 3… 2 хомута под патрубок. Какой размер — хз. Просто под данный патрубок и все… 4… Реле 4х контактное на 70 А + разъем. Стоимостью 160 рублей с фишкой. 5… Предохранитель на 30 А выносной. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле. 6… Обжимные фишки + обжимка (можно и узкими пассатижами) и термоусадка были. 7… Разные провода 4 метра. 8… Фишки мама/папа на вентилятор, ибо я не хотел резать изоляцию. Разъединяется “родная” фишка вентилятора, наша купленная соединяется между собой, плюсовой контакт изолируется, а минусовой используется для подключения к нему сигнала от реле. 9… Сопротивление с классической печки на 1,5 Ом. Можно и 2-2,5 Ом сопротивление поставить, но я не смог в своем городе найти сопротивление с печки УАЗика. Так что довольствуемся тем что есть. На вентилятор подается 6,6 В по тестеру.
Режется нижний патрубок радиатора в случае если Ваш радиатор нового образца без заглушки под ДТОЖ. Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото(я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо). Но это уже при замене ОЖ будет поправлено. Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. На данных радиаторах имеется заглушка под ДТОЖ.
87… контакт скручиваем либо припаиваем к черному проводу вентилятора(ориентируйтесь по проводам от самого вентилятора, а не по центральной проводке, ибо цвета могут отличаться. Еще как вариант — прозвонить мультитестером). “Плюс” на вентилятор у нас постоянный на него подается, а вот управляется массовым сигналом(может отличаться по годам выпуска судя из комментариев). 86… контакт можно подключить напрямую к “плюсовой” клеме АКБ. Обмотка реле на себя напряжение не тянет. 85… контакт реле подключаем в разрыв через датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Датчик в нашем случае выполняет роль автоматической кнопки. 30… контакт подключаем напрямую к минусовой клеме АКБ через предохранитель, потом подключаем резистор сопротивления и потом в реле.
Сам резистор сопротивления был притянут к корпусу вентилятор охлаждения обычным хомутом. Резистор крепить в районе потока воздуха от вентилятора для его охлаждения. Греется во время работы хорошо.
В общем все… Вентилятор за весь вечер активных покатушек и пробок ни разу не включился на полную. Все на автомате, нет скачков и просадок оборотов на ХХ. Мне нравится. Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания.
Так же в данную схему без проблем можно добавить кнопку принудительного включения вентилятора — обязательно использовать реле, управляющий плюс катушки реле (85 контакт например) брать от главного реле из салона, управляющий минус (86 контакт) через кнопку включения вентилятора, на 30 и 87 контакты подключить контакты ДТОЖ. Все это нужно для того, чтобы вентилятор выключался при выключении зажигания и исключалась возможность постоянной работы вентилятора в случае забывчивости водителя. Хотя ИМХО — лишняя эта кнопка при таком решении.
Ну и к слову — данную схему можно использовать и для карбовых авто. Просто нужно датчика, один “зубильный” для радиатора, а второй “классический” для тройника (хотя можно и наоборот). Ну это если не получится найти 2х режимный датчик включения вентилятора от ино.
P/S.. Ставили другу аналогично на ВАЗ 2115, 2006 г.в. — по схеме пришлось поменять полярность подачи напряжения на вентилятор. У него управляется не “минусом”, а “плюсом”.
Как проверить датчик включения вентилятора
Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).
Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.
Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.
С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.