Глушитель на ваз 2107 и устройство выхлопной системы

Замена глушителя ВАЗ 2107 – порядок действий

Простая по своей сути процедура может отнять много сил и времени. Прежде чем установить новый глушитель, необходимо демонтировать старый. Для этого следует:

  • установить автомобиль на эстакаду или над смотровой ямой;
  • подготовить комплект инструментов, обеспечить хорошее освещение под машиной;
  • глушитель соединяется патрубком с трубой резонатора перед задним мостом. Концы труб с прорезью и соединением типа «папа-мама» снаружи стягиваются муфтой;
  • коррозия под воздействием смазки и температуры может настолько сильно спаять соединения, что снять их будет очень сложно. Лучше заблаговременно смочить трубы в месте соединения и муфту раствором, разъедающим коррозию. Для этого, в крайнем случае, подойдёт тормозная жидкость или отработанное масло.

Порядок замены глушителя выглядит таким образом:

  • раскручивается или срезается при помощи режущего инструмента (болгарка) обжимная муфта (в этом случае должна быть под рукой новая муфта);
  • тонким зубилом или отвёрткой отгибаются развальцованные края патрубка;
  • отсоединяется глушитель от резонатора (если выходит туго, то можно помочь себе молотком, постукивая по патрубку);
  • отстёгиваются подвесные подушки. Кстати, при покупке глушителя желательно купить и три подвесные резинки (две по центру и одна сзади).

После этого старый глушитель оказывается в руках и можно устанавливать новый в обратном порядке.

Выбор резонатора для ВАЗ 2107

На ВАЗ 2107 устанавливают четыре вида резонаторов:

  1. Длинная секция с одним бачком. Устанавливается на все классические карбюраторные ВАЗ 2101—2107 с объёмом двигателя не более 1,3 л. Каталожный номер — 2101–1202005.

Выбор резонатора зависит от конкретной модификации ВАЗ 2107. При покупке нужно иметь в виду следующие рекомендации:

  1. На карбюраторную версию с двигателем 1,3 л можно без проблем поставить длинную секцию с одним (ВАЗ 2101—07) или двумя (ВАЗ 2106—07) бачками. Во втором случае звук работающего мотора станет тише, но мощность упадёт примерно на 3—5 л. с. Укороченные резонаторы не подойдут.
  2. Оба длинных резонатора подходят для карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2107, соответствующих Евро 0. При установке детали с одним бачком шум выхлопа усилится, а мощность двигателя незначительно возрастёт. Короткие трубы устанавливать нельзя.
  3. Выпускная система под Евро 2 оснащается не только катализатором, но и кислородным датчиком (лямбда-зондом), вмонтированным в приёмную трубу. Для таких автомобилей подойдёт родной укороченный резонатор с фланцем на два болта или любая длинная секция. Однако такой резонатор не подойдёт для ВАЗ 2107 Евро — он стыкуется с другим катализатором и отличается по длине.
  4. Выхлопная система ВАЗ 2107, произведённых в соответствии с нормами Euro 3, имеет два кислородных датчика. На ВАЗ 21074 можно устанавливать родной короткий резонатор или длинный, но с некоторыми доработками.

Однажды довелось модернизировать двигатель 1,3 л путём увеличения рабочего объёма до 1,7 л за счёт замены коленчатого вала и расточки цилиндров под размер 82 мм. После чего пришлось заменить и «родной» резонатор с одним бочонком, поскольку с приростом мощности мотора выхлопная труба начала сильнее реветь, особенно на оборотах свыше 2500 об/мин.

Установка длинных секций на ВАЗ 2101—07, соответствующие нормам Евро 2 и 3, целесообразна в тех случаях, когда необходимо выбросить вышедший из строя катализатор. Последний стоит довольно дорого, и далеко не каждый автовладелец готов сделать полноценную замену. При этом после монтажа длинной резонаторной трубы придётся вместо второго лямбда-зонда установить обманку или перепрограммировать (перепрошить) управляющий двигателем контроллер.

Для чего нужен глушитель?

Естественно, делать звук автомобиля более тихим. Физически сгорание смеси воздуха с бензином выдаёт колебания разных частот, от низких до высоких. Звук из выпускного коллектора уносит всю энергию звуковых колебаний в глушитель, который оборудован несколькими специальными камерами. Как и любая волна, звук от работы мотора обладает энергией, или амплитудой. Чем она выше, тем шумнее работает мотор. При попадании в камеры, звук «запутывается» и отдаёт свою энергию, превращаясь в тепло. Вот почему детали глушителя такие горячие, хотя находятся далеко от двигателя, а сам выхлоп из выпускной трубы чуть тёплый.  Итак, первая функция – сделать работу двигателя более тихой.

Вторая важная функция – отвод продуктов сгорания, иначе в зоне повышенного содержания углекислого газа смесь не воспламенится.

Третья функция – это поддержание цилиндров в чистоте, их вентиляция.

Нужно помнить, что выхлопная система принимает на себя очень большие термические и химические нагрузки, и детали способны «прогорать», так как токсичные газы выхлопа, смешиваясь с конденсатом, образуют сложные кислоты, которые при высокой температуре очень агрессивны.

Снаружи также износу способствуют влага, удары гравия, соль в зимнее время и другие причины. Именно тем, кто эксплуатирует автомобиль зимой, замена глушителя нужна гораздо чаще.

Каково устройство глушителя  ВАЗ 2107

Глушитель – это лишь часть выхлопной системы. Её устройство таково:

  • Выхлопные газы через выпускной коллектор проникают в так называемые «штаны» 12, которые именуются приёмной трубой. От выпускного коллектора «штаны» отделены специальной прокладкой 11, которая предназначена для того, чтобы герметизировать их крепление.
  • Труба с помощью кронштейна 15 крепится к коробке передач.
  • Затем идёт серия дополнительных резонаторов, или глушителей, передний и задний, которые крепятся с помощью хомутов 7 к «штанам» и 6 к основному глушителю. Эти глушители отсекают определённые звуки повышенных частот двигателя. Вместе они называются «дополнительный глушитель» 13.
  • Главный глушитель (основной) 3 фиксирован к днищу подвижно, чтобы его частота не передавалась на кузов. Это крепление способно дополнительно гасить колебания за счёт «раскачки» самого глушителя. Оно производится с помощью деталей 1-4.
  • Далее следует выхлопная труба.

Здесь следует сказать, что по цвету выхлопа и состоянию трубы можно сделать определённые выводы о работе двигателя, как по анализу кала врачи делают выводы о работе кишечника. Например, если провести пальцем внутри трубы и останется жирный, маслянистый налёт, то маслосъёмные кольца пришли в негодность, и двигатель «ест» масло, об этом говорит и чёрный цвет выхлопа. В норме внутренняя поверхность выхлопной трубы сухая.

Ниже показано устройство выхлопной системы в сборе:

В основном глушителе находятся многочисленные камеры, состоящие из перфорированных труб.

На рисунке показана также подушка крепления и растяжки основного глушителя

Важной особенностью глушителя ВАЗ 2107 является его полная «взаимозаменяемость»  с остальной классикой. Если вы приобретёте детали от ВАЗ 2101, или какой либо другой модификации, вы не ошибётесь

Если вашему глушителю нужна замена, то лучше это делать в сервисном центре, там же и приобретать запчасти, чтобы была гарантия на установку. Просто замена глушителя – это грязное дело, особенно если нужно начинать со «штанов».  Не исключено, что нужно будет срезать «болгаркой» прикипевшие соединения.

Несколько слов о спортивных модификациях глушителя ВАЗ 2107

Обычный глушитель является непрямоточным, это повышает давление в выпускном коллекторе, и могут снижать мощность двигателя. В то время прямоточный, спортивный глушитель, наполненный керамоволокном способен увеличить мощность двигателя за счёт более быстрой очистки цилиндров от отработанных выхлопных газов.  Следует сказать, что спортивный глушитель прямоточной системы никогда не будет «орать», и громкость работы двигателя будет вполне приемлемой.

Устройство выхлопной системы ВАЗ 2107

Как у большинства легковых авто, ВАЗ 2107 имеет систему выхлопа, состоящую из трех основных частей:

  1. приемная труба, в которую газы поступают из выпускного коллекторы;
  2. резонатор ВАЗ 2107 (дополнительный глушитель), куда газы направляются из приемной трубы и где происходит частичное снижение звука выхлопа;
  3. глушителя, в котором поглощается основная часть шума выхлопа двигателя.

Кроме вышеперечисленных деталей, в систему выхлопа входят:

  • подушка крепления глушителя;
  • болт подушки;
  • ремень подвески глушителя;
  • болт хомута и хомут крепления глушителя к резонатору;
  • болт хомута и хомут крепления резонатора к приемной трубе;
  • болт хомута и хомут крепления приемной трубы к кузову;
  • гайки крепления приемной трубы к коллектору;
  • прокладка;
  • стопорная пластина;

Замена глушителя ВАЗ 2107

Глушитель ВАЗ 2107 (инжектор и карбюратор) соединен с резонатором хомутом, который находится спереди от заднего моста. Перед снятием хомута его следует обстучать молотком, чтобы облегчить раскручивание резьбового соединения и расстыковку труб. Чтоб поменять глушитель, необходимо проделать такие действия:

  • ослабить болт хомута и снять (сдвинуть) хомут;
  • стащить развальцованную трубу глушителя с резонатора (если не получается — сбить при помощи молотка и зубила);

Совет: если разъединить части не получается, необходимо болгаркой срезать “лепестки” трубы глушителя.

  • снять глушитель с подушки и ремней крепления;
  • установить новый глушитель на ВАЗ 2107;
  • затянуть хомут.

Устройство и работа выхлопного тракта

Система выпуска отработанных газов включает 3 основных элемента (начиная от силового агрегата):

  • двойная приёмная труба, на водительском жаргоне – «штаны»;
  • средняя секция, снабжённая одним либо двумя резонаторными бачками;
  • последняя секция — основной глушитель.

3 секции выхлопной системы соединяются с помощью хомутов

Количество резонаторов средней части тракта зависит от типа двигателя, установленного на ВАЗ 2107. Если машина комплектовалась мотором 2105 рабочим объёмом 1,3 л, на секции предусматривался 1 бачок (модификация ВАЗ 21072). Авто с силовыми агрегатами 1,5 и 1,6 л (ВАЗ 2107—21074) комплектовались трубами на 2 резонатора.

Длина элемента одинакова для всех карбюраторных модификаций ВАЗ 2107, но на машинах с более мощными моторами 1,5 и 1,6 л предусмотрено 2 резонаторных банки

На ВАЗ 2107 с двигателем 2105 нежелательно ставить секцию на 2 бачка — это снижает мощность силового агрегата. Мечтая о тихой работе мотора 1,3 л, лично пробовал менять 1-бачковый резонатор на 2-бачковый. Снижения звука выхлопа не заметил, а вот падение тяги при нагрузке ощутил явственно.

Весь тракт крепится в 5 точках:

  • фланец «штанов» прикручен к отводящему коллектору 4 бронзовыми гайками М8;
  • конец приёмной трубы крепится к кронштейну на коробке передач;
  • плоский бачок глушителя зацеплен 2 резиновыми подвесами;
  • выходная труба глушителя зафиксирована с помощью резиновой подушки, прикрученной к металлической скобе кузова.

Принцип работы тракта довольно прост: выталкиваемые поршнями газы проходят через коллектор и «штаны», затем попадают в резонаторную секцию. Там происходит предварительное подавление звуковых колебаний и снижение температуры, после чего продукты горения поступают в основной глушитель. Последний максимально снижает уровень шума и выбрасывает газы наружу. Теплоотдача и охлаждение дыма происходит по всей длине выпускных элементов.

На инжекторной «семёрке» газы проходят дополнительную очистку в катализаторе

На «семёрках» с инжектором конструкция выхлопа дополнена каталитическим нейтрализатором и кислородными датчиками. Элемент расположен между приёмной трубой и второй секцией, способ соединения — фланцевый. Катализатор очищает дымовые газы от токсичных соединений (окиси азота и углерода), а лямбда-зонды информируют электронный блок управления о полноте сгорания топлива по содержанию свободного кислорода.

Как поменять глушитель на «классике»

Замена глушителя на ВАЗ «классика» не представляет особенных сложностей. Необходимо предварительно загнать машину на смотровую яму или эстакаду. Если нет возможности использовать яму, можно поднять заднюю левую сторону на домкрате. Главное — убедиться, что автомобиль устойчиво приподнят над землёй.

Наиболее простой и удобный способ добраться до глушителя — загнать авто на эстакаду

Подготовка инструментов

В деле самостоятельного обслуживания или ремонта машины большую роль играет своевременная подготовка всех тех инструментов, которые могут понадобиться в работе. Чтобы снять глушитель и установить на его место новое изделие, потребуется следующий набор инструментов и вспомогательных материалов:

  • молоток;

  • зубило;

  • два гаечных ключа на 13;

  • отвёртка с тонким плоским лезвием;

  • тормозная жидкость или WD-40.

Как снять деталь

Порядок работ может вызвать сложности только в том случае, если крепёжные соединения сильно приржавели. Поэтому рекомендуется придерживаться следующего плана для облегчения работы:

Обработать все гайки на хомутах WD-40 или тормозной жидкостью. Гайки находятся под воздействием высоких температур во время работы мотора и поэтому быстро прикипают к кузову. Пусть смазка хорошо пропитает металл в течение 10–15 минут.
После этого можно попробовать открутить гайки ключом

При этом достаточно открутить только одну, так как другую можно просто сорвать.
После чего молотком и зубилом нужно будет очень осторожно обстучать место стыковки основного глушителя и резонатора. Только так можно в дальнейшем их разъединить, чтобы снять.
Отвёрткой нужно отжать часть трубы, чтобы глушитель можно было вытащить из полости резонатора.
После этого можно снимать три подвесных резинки

Выхлопные трубы крепятся ими непосредственно на выхлопе и по бокам от бочонка резонатора.
Все части глушителя аккуратно вытащить из-под машины.

Красные стрелки показывают места болтовых соединений

Как установить новый «глушак»

Соответственно, после демонтажа можно сразу же ставить новый глушитель. Для этого лучше всего сразу же купить новые резиновые кольца и уплотнители, так как старые обычно бывают непригодны для повторного использования:

  1. Сначала устанавливается задняя часть «глушака», которая крепится на трёх подвесных резинках.

  2. После этого зафиксировать новыми болтами переднюю часть глушителя и убедиться в надёжности фиксации соединения.

  3. Все прокладки нужно заменить на новые.

Перед установкой обязательно нужно удалить все наклейки с корпуса, так как при нагревании они могут загореться

Процедура снятия и установки глушителя очень проста. Единственная проблема — открутить или сорвать гайки кронштейна.

Неполадки глушителя и других элементов

Секция основного шумоподавления ВАЗ 2107 служит в течение 10—50 тыс. км пробега. Столь широкий диапазон объясняется разным качеством изделий и условиями эксплуатации. Ресурс приёмной трубы и резонатора лежит в тех же пределах.

Возникновение неполадок глушителя характеризуется такими признаками:

  • появление рокота со стороны выхлопной системы, в запущенных случаях переходящего в громкий рёв;
  • постоянный глухой стук — труба задевает днище автомобиля;
  • более редкая неисправность — полный отказ двигателя, силовой агрегат не заводится и не подаёт признаков «жизни».

Скапливающийся в бачке конденсат провоцирует коррозию и образование сквозных дыр

Рокот и рёв свидетельствуют о прогаре выхлопной трубы или бачка глушителя, возникающем по таким причинам:

  • естественный износ металла;
  • сквозное повреждение от удара или выстрела со стороны двигателя;
  • воздействие коррозии, обусловленное большим количеством конденсата, который скапливается на дне бачка.

Обычно прогары возникают на сварных соединениях труб с бачками глушителя либо резонатора. Если корпус прохудился от коррозии или механического воздействия, дефект виден на нижней части элемента. Нередко выхлопная «сечёт» – газы прорываются на стыке двух секций из-за ослабления соединительного хомута.

Неплотное соединение труб иногда выдают потёки конденсата, вырывающегося вместе с дымом

Обучая супругу водить «семёрку», мой знакомый неудачно выбрал площадку с низеньким парапетом вместо бордюра. Сдавая назад, девушка зацепила дорожное ограждение глушителем. Поскольку деталь уже отработала приличный срок, удара хватило, чтобы пробить корпус насквозь.

Задевание бачка или трубы о днище авто происходит из-за растянутых либо порванных резиновых подвесов. Раскачивание и удары вызывают глухой надоедливый стук, устраняемый путём замены резинок.

Растяжение или обрыв резиновых подвесов вызывает глухие стуки со стороны глушителя

Если двигатель абсолютно «мёртв», стоит проверить катализатор инжекторной «семёрки» либо сам тракт на предмет засора. Полностью перекрытое сечение трубы не позволит выбросить газы из цилиндров и втянуть новую порцию горючей смеси.

Засорение или забитый катализатор можно выявить по тихому шипению воздуха, доносящегося от одного из стыков трубы. Когда вы неоднократно пытаетесь завести мотор, поршни накачивают воздух в забитую систему выпуска, который под давлением начинает выходить через неплотности. Если открутить «штаны» от коллектора и повторить запуск, двигатель наверняка заведётся.

Увидеть полный засор трубы мне довелось лично, когда товарищ обратился с просьбой завести машину с толкача (батарея разрядилась от длительного вращения стартера). Попытка не удалась, мы перешли к диагностике систем зажигания и топливоподачи. Тихое шипение воздуха от коллектора было замечено при проверке карбюратора. Оказалось, хозяин добавлял в топливо «хорошую» присадку, которая спровоцировала образование сажи, напрочь засорившей выхлопной тракт.

Разрыв корпуса случается при сильном ударе либо в результате выстрела со стороны выпускного коллектора

Устройство и назначение резонатора ВАЗ 2107

Резонатор представляет собой металлический бачок цилиндрической формы, предназначенный для предварительного снижения звука выхлопа. Спереди и сзади к нему герметично приварены соединительные патрубки диаметром 40 мм. Передний патрубок оснащён ответным фланцем под катализатор или приёмную трубу, а в заднем предусмотрены две продольные прорези для стыковки с секцией глушителя.

Резонатор состоит из:

  • наглухо запаянного цилиндрического корпуса, к которому приварены соединительные патрубки;
  • внутренней трубы с большим количеством отверстий (перфорацией) для проходящих выхлопных газов;
  • поперечной перегородки, разделяющей корпус на две внутренних камеры.

Принцип действия резонатора основан на явлении звукового резонанса. Попадая вместе с отработанными газами внутрь корпуса, звуковые волны проникают сквозь перфорацию в трубе и многократно отражаются от внешних стенок бачка. Происходит взаимное гашение колебаний, и амплитуда волн уменьшается. В результате значительно понижается громкость звука выхлопа.

Резонатор ВАЗ 2107 выполняет следующие функции:

  • предварительно снижает уровень звука выхлопа;
  • в отличие от основного глушителя практически не создаёт сопротивления выхлопному потоку;
  • способствует охлаждению раскалённого газа;
  • принимая на себя часть нагрузки, продлевает срок службы основного глушителя.

Диагностика неисправностей

Первые неполадки системы выпуска газов могут начаться после 20 тыс. км пробега. Как проявляются неисправности глушителей на модели ВАЗ 2104:

  • главный признак — повышение уровня шума со стороны выхлопной трубы вследствие прорыва газов, громкость звука зависит от размеров дефекта;
  • изнашиваются крепления звукопоглощающей секции, бачок начинает шататься и бить по элементам кузова, во время езды из-под днища слышен глухой стук;

  • в редких случаях труба забивается сажей, не пропускает поток газов, мотор глохнет и больше не заводится;
  • выход из строя лямбда-зондов на автомобилях с инжектором приводит к переобогащению топливной смеси, резкому повышению расхода бензина и сбоям при работе силового агрегата на всех режимах.

Получая сигналы лямбда-зондов, электронный блок управления регулирует подачу топлива в цилиндры. Когда кислородный датчик не подаёт признаков «жизни», контроллер переходит в аварийный режим работы и дозирует горючее «вслепую», следуя заложенной программе. Отсюда чрезмерное обогащение смеси, рывки во время движения и прочие неприятности.

Катализатор — дорогостоящий элемент, поэтому владельцы «четвёрок» меняют его на прямой кусок трубы

Засорение глушителя либо катализатора приводит к полному отказу — двигатель отказывается заводиться. Мой товарищ долго искал причину, когда столкнулся с указанной проблемой на своей «четвёрке». Менял свечи, высоковольтные провода, измерял давление в топливной рампе…а виновником оказался забитый нейтрализатор — керамические соты напрочь засорились сажей. Выход оказался простым — вместо дорогостоящего элемента был установлен прямой участок трубы.

Нижний прогар корпуса свидетельствует о конденсате, который скапливался на дне бачка

Наиболее распространённая неполадка глушителя — прогар бачка или соединения труб, фиксируемого хомутом. Причины неисправности:

  1. В банке глушителя накапливается агрессивный конденсат, постепенно разъедающий металл. От воздействия химической коррозии в нижней стенке бачка образуется множество мелких отверстий, куда прорывается дым.
  2. Естественный износ секции. От постоянного контакта с раскалёнными продуктами горения металл становится тоньше и прорывается в слабом месте. Обычно дефект проявляется возле сварного стыка трубы с бачком.
  3. Механическое повреждение банки от внешнего удара либо в результате догорания топлива внутри выпускного коллектора. В последнем случае слышится громкий хлопок из трубы, иногда ударная волна способна разорвать корпус глушителя по швам.

Лопнувший глушитель — следствие неполадок в системе зажигания или газораспределения — остатки топлива сгорают в выпускном тракте

Самая безобидная неисправность — прорыв газов в местах соединения патрубков глушителя и резонатора. Шум выхлопа усиливается незначительно, но если не принимать мер, громкость постепенно нарастает. Крепление стыка ослабевает, резонаторная секция начинает провисать и задевать выступы дорожного полотна.

Свищ на стыке патрубков можно выявить по мокрым следам от конденсата

Отличия системы выхлопа карбюраторных и инжекторных моделей ВАЗ

Установка системы впрыска на ВАЗ 2107 потребовала модернизации выхлопной системы. В нее добавили две дополнительные детали:

  • датчик кислорода, определяющий состав смеси, который врезан в выпускной коллектор;
  • нейтрализатор выхлопных газов (“катализатор”), который установлен перед резонатором, в центральном тоннеле под днищем.

В связи с установкой катализатора резонатор ВАЗ 2107 (инжектор) сдвинули немного назад.

Новая система выхлопа стала немного сложнее, но позволяет обеспечить снижение токсичности выхлопа ВАЗ 2107 и соответствие автомобиля стандартам ЕВРО-2.

Преимущества и недостатки инжекторной модификации ВАЗ 2107

“Семерка” в инжекторном исполнении и с модернизированной системой выхлопа имеет ряд преимуществ перед старой “карбюраторной” моделью. Они заключаются в следующем:

  • благодаря инжектору двигатель во всех режимах работает более стабильно;
  • удельная мощность и крутящий момент инжекторного двигателя выше;
  • выхлоп ВАЗ 2107 с системой впрыска чище, чем дым из карбюраторного двигателя;
  • управление автомобилем с инжекторным двигателем проще, он не такой требовательный к квалификации водителя и “прощает” ошибки при работе педалями газа и сцепления.

Но установка инжектора одновременно и ухудшила некоторые эксплуатационные характеристики:

  • клиренс инжекторной “семерки” уменьшился до 7 см, что ухудшило ее проходимость;
  • из-за установки катализатора снизилась “живучесть” выхлопной системы;
  • высокая температура катализатора иногда приводит к возгоранию травы и сухих листьев при остановке авто.

Совет: во избежания возгораний необходимо парковать инжекторный автомобиль так, чтоб под ним не было травы и прочего легковозгораемого мусора. При остановке лучше глушить двигатель, чтобы катализатор остыл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector