Плюс
Содержание:
- Как узнать где плюс, а где минус на аккумуляторе. Как определить полярность аккумулятора автомобиля
- Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
- Определение проводов
- Обозначение нейтрального провода
- Выполнение маркирования для токов разных видов
- Полярность аккумулятора L и r.
- Проверка правильности подключения
- Вместо послесловия
- Описание полюсов
- Последствия неправильного подключения
- Окрас проводов и шин при переменном трехфазном токе
- Определение полярности альтернативными методами
- Цвет проводов плюс (+) и минус (-) в сетях постоянного тока
- Цветовая маркировка фазы, нуля и земли
- Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Как узнать где плюс, а где минус на аккумуляторе. Как определить полярность аккумулятора автомобиля
Автомобильные аккумуляторы обладают такой характеристикой, как полярность
И при выборе нового аккумулятора, очень важно правильно определить нужную полярность. Иначе у вас могут возникнуть проблемы при его установке
В данной статье мы расскажем о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля.
Наиболее распространённые схемы расположения токовыводов — это прямая и обратная полярность. Также существуют и весьма экзотические варианты расположения токовыводящих элементов, но на российском рынке они не прижились. Ошибка в выборе полярности не позволит использовать батарею по назначению – токоприёмные полюсные провода, скорее всего, просто не дотянутся до соответствующих клемм. Поэтому перед покупкой нового аккумулятора лучше уточнить, какая полярность у вашего текущего аккумулятора. Так вы сможете быстро сориентироваться и избежать ошибки.
Поэтому проще всего лишь один раз определить и запомнить тип полярности аккумулятора в вашем автомобиле. Сделать это весьма несложно. На аккумуляторных батареях ёмкостью до 110 А·ч токовыводы располагаются по длинной стороне. Расположите аккумулятор этой стороной к себе . На выводах, или рядом с ними, должны быть расположены значки «+» и «-», обозначающие соответствующие полюса. Если справа оказался плюсовой вывод (обычно он немного толще минусового), то это аккумулятор обратной полярности. А если «плюс» находится слева, то перед вами аккумулятор с прямой полярностью.
Прямая и обратная полярность аккумулятора для легкового автомобиля
На отечественных легковых машинах (а также на большинстве автомобилей зарубежных марок, чья сборка осуществляется на территории России) установлены аккумуляторные батареи с прямой полярностью. На иномарках, собранных в других странах, установлены аккумуляторы с обратной полярностью.
Реальное фото аккумуляторов для легковых автомобилей с прямой и обратной полярностью
Определение полярности аккумуляторов для грузовых автомобилей происходит схожим способом. Поворачиваем аккумулятор стороной с токовыводами от себя (на грузовых аккумуляторах это короткая сторона) и смотрим где плюс и где минус. Если плюсовая клемма находится справа, то это так называемая обратная или европейская полярность. Если же плюсовая клемма слева, то это прямая или российская полярность.
Слева — европейская или обратная полярность, справа — российская или прямая полярность
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают – пора проверить высоковольтные провода. Точнее – измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Определение проводов
Иногда возникают ситуации, когда требуется определить назначение того или иного провода при отсутствии на нем маркировки. Наиболее простым и распространенным способом является использование индикаторной отвертки. С ее помощью можно точно установить, какой провод будет фазным, а какой – нулевым. В первую очередь нужно отключить подачу электроэнергии на щитке. После этого концы двух проводников зачищаются и разводятся в стороны подальше друг от друга. Затем необходимо включить подачу электричества и определить индикатором назначение каждого провода. Если лампочка загорелась при контакте с жилой – это фаза. Значит другая жила будет нейтралью.
При наличии в электропроводке заземляющего провода, рекомендуется воспользоваться мультиметром. Этот прибор оборудован двумя щупальцами. Вначале устанавливается измерение переменного тока в диапазоне более 220 вольт на соответствующей отметке. Один щупалец фиксируется на конце фазного провода, а вторым определяется заземление или ноль. В случае соприкосновения с нулем, на дисплее прибора отобразится напряжение 220 вольт. При касании заземляющего провода, напряжение будет заметно ниже.
Обозначение нейтрального провода
Рабочий нуль иногда называют нейтральным. Кабели такого назначения имеют изоляцию всех вариантов синего или голубого. На схемах нейтраль подписывают буквой латинского алфавита «N» и синей линией. Также эту букву используют для обозначения контактов, к которым следует подключать нуль.
При обозначении многожильных проводников с высокой гибкостью применяются более светлые цвета изоляции, тогда для жестких проводов, имеющих одну жилу применяют более темный оттенок изоляции.
Нейтральный провод синего и голубого цвета имеет разное количество жилИсточник electric-in-home.com
Выполнение маркирования для токов разных видов
Разберемся, по каким признакам разделяют электрокабели.
Классификация электрокабелей
Первым делом надо определиться с их расцветкой и характеристиками:
- Число проводов в кабеле. Этот параметр определяет сферу применения того или иного кабеля. К ней относятся питание электрических машин, токопередача электроэнергии, монтаж подключений многоквартирных домов, а также других электромонтажных работ.
- Материалом для производства проводников для кабелей в основном бывает алюминий, медь или их сочетание.
- Изоляционное покрытие. Для него имеется множество материалов, таких как пластиковые, резиновые, бумажные и другие диэлектрики. Провод может не иметь изоляции. Голый провод обычно применяют на воздушных ЛЭП. Там, где возможно негативное влияние окружающей среды, монтируют кабели, снабжённые надёжной изоляцией.
С помощью точного подбора кабеля по его сечению определяется сила тока, переменного или постоянного, для которого предназначен этот провод.
Другие характеристики — сопротивление, мощность, напряжение — также нужно определить при подготовке подключений электрических схем.
Стандарты расцветки
Трехфазный ток переменного значения.
Подключение высоковольтных проводных и шинных вводов при 3-фазном напряжении в РУ производят по такой схеме расцветки фаз:
- A жёлтого цвета.
- B зелёная.
- C красная.
Постоянный ток.
Чаще всего в быту и промышленности работает электроток с переменным напряжением. Но и для электроустановки на постоянном напряжении имеется своё применение:
В производстве и строительстве такое напряжение используют для питания электроподъёмников, телег, погрузо-разгрузочного инструмента на складах.
Электротранспорт тоже работает от сетей постоянного тока.
Питание цепей защиты и автоматики на релейных щитах электроподстанций.
Кабели, применяемые для таких подключений двухжильные. Их обычно зовут «плюс» и «минус».
Ответ на вопрос — фаза это плюс или минус — даст ПУЭ.
Стандартная расцветка такова:
- полюс плюсовый окрашивается в красный цвет;
- минусовой — в синий цвет.
Соответственно, плюсом является фаза, а минусом-ноль.
Контакт, обозначенный в электросхемах литерой М и покрашенный голубым, будет нулём.
Если осуществляется подключение двухпроводной сети к сети с тремя проводами, нужно проверить строгое соответствие цветов питающей и подсоединяемой сетей.
Цветовые стандарты трехфазной электропроводки
Разнообразие раскраски изоляции особо актуально, если монтажом разводки занимается одна организация, а эксплуатирует другая. Благодаря этому работник второй компании всегда будет знать нахождение «фазы» или «ноля», не используя индикатора напряжения или прибор.
Соприкасаясь с электрической разводкой, следует опасаться касания фазного фидера, каковое рискует стать смертельным. Скорее всего, в стремлении сохранения жизни и здоровья и применена подобная ярко выраженная, кричащая цветовая гамма.
Раскраска фазных жил.
Обычно жилы предопределены к подсоединению фаз красной или чёрной расцветки. Как отмечалось ранее, цветовая гамма предусмотрена разнообразная, за исключением земли и ноля.
Окрас заземляющего провода
Новые требования предписывают окраску «земли» в жёлто-зелёный цвет. Традиционно, он будет жёлтым диэлектриком с применением долевых зелёных полосок либо красится поперёк жёлтым и зелёным цветом поочерёдно.
Иногда встречается кабельная продукция, где в наличии жилы лишь жёлтые и ярко-зелёные. Этот кабель является земляным. Схематично применяют те же цвета. На кожухах, крышках, схемах в местах подсоединения наносят латинские буквы P. E. Ими же помечаются и контактные точки для его подключения. Не следует путать земляной контакт с защитным нулевым, так как именно он защищает от удара электричеством.
Окраска нулевой жилы
Если провод имеет окраску голубого, синего, бело-синего, значит, это нулевой, или нейтральный, проводник. Прочие расцветки и отражения в электротехнических схемах не применяются. Он останется неизменным в составе любого кабеля с произвольным количеством жил.
Синим оттенком обозначается он и на схематических изображениях с добавлением буквы N на латинице. На профессиональном уровне его могут называть рабочим нулём. Он действительно участвует в формировании электрической цепи. Частенько его называют минусом, а фазу — плюсом.
Полярность аккумулятора L и r.
Полярность АКБ – это то, как расположены внешние токовыводящие элементы (токовыводы), находящиеся на корпусе аккумулятора. Наиболее распространенные схемы их расположения – прямая и обратная, но все же имеются и другие способы, однако, они практически не используются. Если говорить просто, то полярность – это то, как расположены клеммы. Плюсовая – может находиться как слева, так и справа, в чем и заключается разница. В этой статье рассмотрим, как определить полярность аккумулятора.
Как выглядит АКБ
Разница между прямой и обратной полярностью
Нынешние аккумуляторные батареи, устанавливаемые в автомобилях, имеют две клеммы на корпусе: плюс и минус. Около них имеется арифметическое обозначение: «+» и «-». Отталкиваясь от требований международного стандарта, обозначения должны быть рифлеными, что позволяет точно определить полярность, если на улице темно.
Чем различаются противоположности
Обратите внимание! Как правило, чтобы узнать полярность, следует обратить внимание на табличку или наклейку на самом АКБ – она будет спереди. Если какие-либо таблички отсутствуют, АКБ чаще всего установлен клеммами вперед
Когда «+» справа, а «-» – слева, такую полярность называют обратной. Если наоборот, это прямая, чаще всего встречающаяся на территории России. Сами клеммы могут быть расположены внутри корпуса АКБ или выполнены выступающими над ее верхней крышкой. Современные аккумуляторы имеют различный диаметр клемм: положительная – более толстая, по сравнению с отрицательной.
Прежде чем приобретать аккумулятор для авто, необходимо ознакомиться с параметрами места, куда он будет устанавливаться:
- Размеры области, куда будет вставляться АКБ;
- Каким методом осуществляется крепеж;
- Как подключается прямая и обратная полярность;
- Какого размера клеммы;
- Где расположен газоотвод.
Чтобы облегчить выбор, многие изготовители предлагают покупателям пользоваться автоматизированным онлайн-каталогом, изучив который, безошибочно определяется необходимый АКБ. Изготовители выпускают аккумуляторы как с прямой, так и с обратной контрастностью.
Существуют автомобили, где размеры выводов клемм позволяют подключать аккумуляторы любой полярности. Такие универсальные модели пользуются популярностью, но есть вероятность, что полярность все же будет установлена неправильно (переполюсовка).
Если перепутать полярность
Немало автолюбителей, снимая АКБ для подзарядки, подключают его потом неправильно, то есть путают плюс с минусом. Если провода в контактах ошибочно соединены, аккумулятор начинает сильно искрить, что может привести к перегоранию любых элементов электросхем авто. Машины, выпускаемые сейчас, как правило, имеют защиту от этого: если происходит короткое замыкание, автоматически выбиваются предохранители.
Устанавливать клеммы нужно внимательно
Если все же водитель установил обратную полярность, вместо прямой, или наоборот, может случиться следующее:
- На приборной панели исчезнут значения и подсветка;
- Перегорит диодный мост или реле напряжения;
- Выход из строя блока управления двигателем;
- Сгорит силовой предохранитель.
Как правило, серьезным повреждениям подвергаются азиатские автомобили – они не терпят, если неправильно была подключена батарея.
Стоит отметить, что перепутать контрастность не так просто, ведь:
- Плюсовой провод недостаточно длинный, и его придется сильно натягивать;
- Толстая плюсовая клемма не дает зафиксировать массовый провод.
Если перепутать полярность на аккумуляторе, происходит короткое замыкание. Это связано с тем, что водитель, как правило, не может в случае ошибки качественно зафиксировать провода на клеммах. В момент контакта получается сильное искрение, а сами клеммы имеют неподходящие размеры.
Определение полярности АКБ без маркировки
Используем мультиметр
Бывает, что нужно узнать, какой полярности аккумулятор, но на его корпусе нет каких-либо обозначений. В этом случае существуют другие способы определения:
Проверка правильности подключения
К сожалению, не все электромонтажники строго соблюдают нормы и при подключении ошибаются в выборе проводника. Поэтому при подвешивании люстры, монтаже розетки или другого электроустановочного устройства лучше дополнительно проверить, соответствует ли изоляция каждой жилы ее назначению.
Для идентификации монтажники применяют два способа: первый – проверка индикаторной отверткой, второй – использование тестера или мультиметра. Отверткой обычно определяют фазу, а измерительными приборами – нейтраль и нуль.
Как пользоваться индикатором?
Даже такие простые устройства, как индикаторные отвертки, бывают разными. Одни из них оснащены небольшой кнопкой, другие срабатывают автоматически, при соединении металлического стержня и токоведущей жилы или контакта.
Но во все без исключения модели вмонтирован светодиод, зажигающийся под напряжением.
Отвертка – удобный инструмент для определения фазного проводника. Чтобы узнать, рабочая ли жила, металлическим стержнем отвертки необходимо аккуратно прикоснуться к оголенному проводу.
Если светодиод загорелся – жила находится под напряжением. Отсутствие сигнала говорит о том, что это земля или нуль.
Вместо послесловия
При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.
Описание полюсов
В случае электрического тока, проходящего между двумя точками, или полюсами, один из полюсов будет иметь больше электронов, чем другой. Говорят, что полюс с большим количеством электронов имеет отрицательный заряд. Полюс с меньшим количеством электронов имеет положительный заряд. Когда два полюса соединены проводом, электроны движутся от отрицательного полюса к положительному. Этот поток называется электрическим током.
Полярность может быть разных видов
К сведению! В цепи постоянного тока один полюс всегда отрицательный, а другой положительный с электронами, идущими только в одном направлении. В цепи переменного тока (AC) два полюса чередуются между отрицательным и положительным полюсами с направлением электронов, идущих в обратном направлении.
Последствия неправильного подключения
Многие неопытные владельцы авто задаются вопросом, можно ли устанавливать в машине аккумуляторы с другой полярностью и чем может обернуться неправильное подключение. Перепутанные клеммы могут привести к серьезным последствиям.
К числу серьезных поломок, к которым может привести выбор автомобильной батареи с неподходящей полярностью, относятся:
- Замыкание, которое заканчивается сгоранием нескольких предохранителей. Такую поломку можно быстро и недорого исправить. Предотвратить перегорание можно, если своевременно заметить искры, появляющиеся при подключении АКБ.
- Воспламенение, возникающее при долгой эксплуатации неправильно подключенной батареи. Из-за этого сперва загораются мелкие провода, а потом и более крупные элементы.
- Разрушение АКБ, которое происходит из-за оплавления некоторых деталей и разряжения батареи вследствие воздействия обратного заряда.
- Поломка бортового компьютера, ремонт которого любому водителю обойдется дорого из-за высокой стоимости новой платы.
- Сгорание предохранителей, которые можно поменять на новые защитные элементы в течение нескольких минут.
- Поломка генератора, замена которого может сильно ударить по карману невнимательного автолюбителя. Часто на нем устанавливаются защитные предохранители, предотвращающие такие поломки. В таком случае менять генератор не придется, достаточно будет купить новый диодный мост.
- Повреждение электропроводов и сигнализации, которые быстро выходят из строя при неправильной установке аккумуляторной батареи.
В любом случае лучше поменять аккумулятор с неподходящей полярностью. Несоответствие модели поможет определить длина минусовых и плюсовых проводов, которых попросту не будет хватать для подключения. Конечно, можно схалтурить и удлинить их, но неверно выбранное сечение или слабая оплетка приведут к тем же последствиям, что и неправильно подобранная АКБ.
Рекомендуем: Способы проверить аккумулятор автомобиля в домашних условиях
Окрас проводов и шин при переменном трехфазном токе
Шины и вводы на трансформаторы в трехфазных сетях окрашиваются определенным образом. Желтый – это фаза А, зеленый – фаза В, красный – фаза С.
Такие сети нашли свое применение в следующих областях:
- Промышленность, строительство, складирование. Позволяют подключать мощные промышленные установки, разгрузочные машины и другое электрооборудование.
- Электрификация общественного транспорта. Трамваи и троллейбусы работают именно на трехфазной сети 380 В.
- Электрические подстанции.
Сети постоянного тока используют только два провода – плюс (положительная шина) и минус (отрицательная шина). Какой провод плюс, а какой минус также можно понять по цветам.
По нормативным документам положительная шина должна быть окрашена в красный цвет, а минусовый провод – в серый или черный. Средний проводник обозначается голубым цветом. Увидеть такое обозначение плюса и минуса на проводах можно на различной аудио- и видеоаппаратуре, а также другой электронике.
В случае ответвления двухпроводной электрической сети положительный проводник должен окрашиваться так же, как и плюс на трехпроводной сети, к которой он подсоединен.
Определение полярности альтернативными методами
Если случилось так, что мультиметра под рукой нет, а полярность необходимо найти, можно использовать альтернативные и «народные» средства.
К примеру, заряды проводки динамиков проверяются при помощи батарейки на 3 вольта. Для этого необходимо на короткий промежуток времени прикоснуться проводами, присоединенными к батарейке, к выводам динамика.
Если диффузор в динамике начинает двигаться наружу, это будет значить, что положительная клемма динамика присоединена к плюсу батарейки, а отрицательная к минусу. Если же диффузор движется внутрь – полярность перепутана: положительная клемма замкнута на минусе, а отрицательная на плюсе.
Если необходимо подключить блок питания постоянного напряжения или аккумулятор, но на них нет маркировки полярности, а под рукой нет мультиметра, плюс и минус можно определить «народными» методами при помощи подручных материалов.
Самый простой способ определения полярности, которым можно воспользоваться дома – это использовать картофель. Для этого необходимо взять один клубень сырого картофеля и разрезать пополам. После этого два провода (желательно разного цвета или с любым другим отличительным знаком) оголенными концами втыкаются в срез картофеля на расстоянии 1-2 сантиметра друг от друга.
Другие концы проводов подключаются к проверяемому источнику постоянно тока, и прибор включается в сеть (если это аккумулятор, то после подсоединения проводов больше ничего делать не нужно) на 15-20 минут. По истечении этого времени на срезе картофеля, вокруг одного из проводов образуется светло-зеленое пятно, которое будет признаком плюсового заряда провода.
Второй способ также не требует, каких либо, особых устройств или инструментов. Для определения полярности проводов источника постоянного тока понадобится емкость с теплой водой, в которую опускаются два подключенных к источнику питания провода.
После включения прибора в сеть вокруг одного из проводов начнут появляться пузыри газа (водород) – это процесс электролиза воды. Эти пузырьки образуются вокруг источника отрицательного заряда.
Следующий способ подойдет в том случае, если есть не используемый, рабочий компьютерный кулер. Способ определения полярности данным методом заключается в том, что кулер необходимо запитать от проверяемого источника бесперебойного питания. Но зачастую в кулерах присутствует три провода:
- черный, отвечает за отрицательный заряд;
- красный, отвечает за положительный заряд;
- желтый, является датчиком оборотов.
В данном случае желтый провод игнорируется и никуда не подключается. Если после подключения кулера к источнику постоянного напряжения, кулер начал работать, то полярность определена правильно, плюс подключен к красному проводу, а минус – к черному. А если кулер не срабатывает – это будет означать что полярность неправильная.
Для этого необходимо дотронутся индикатором до одного из выводов аккумулятора, прижать палец к обратной стороне индикатора (к контакту на рукоятке), а ко второму выводу аккумулятора дотронуться рукой.
Если индикатор начал светиться, то заряд проверенного вывода, с которым он контактирует, имеет положительное значение, а если индикатор не засветился – вывод отрицательный. Но у этого способа определения полярности есть один недостаток.
Если аккумулятор разрядился или поврежден (пробит), индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, из-за чего определить значения полюсов аккумуляторной батареи будет невозможно.
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Цвет проводов плюс (+) и минус (-) в сетях постоянного тока
Красный провод это плюс или минус? Такие вопросы возникают при работе с электрическими цепями постоянного тока.
Красный
Чтобы запомнить, какой плюс красный или черный, пользуются названием известной международной организации – «Красный крест». Это словосочетание подсказывает, что красным цветом обозначают плюс.
Черный
Черным цветом обозначают минусовой проводник. Такую маркировку можно увидеть в типичном бытовом оборудовании:
- источниках питания;
- аудио-, видео аппаратуре;
- иных устройствах с электронно-программными блоками управления.
Плюс
Полярность проводников необходимо соблюдать при ремонте штатного электрооборудования автомобилей. В некоторых ситуациях путаница с плюсом и минусом сопровождается нарушением функционального состояния.
Минус
Высокая мощность подключенных потребителей повышает ответственность выполнения ремонтных и наладочных работ. В таких ситуациях необходимо исключить ошибки при определении полярности. Сильный постоянный ток применяют для питания электричеством:
- складского и муниципального транспорта;
- подъемных механизмов;
- датчиков и средств автоматизации.
Цветовая маркировка фазы, нуля и земли
Для разводки и монтажа электросетей на бытовых и на промышленных объектах, используют многожильные кабели, каждый провод внутри которых окрашен в отличительный цвет. Это необходимо, как уже было сказано, для упрощения монтажа и обслуживания сети.
Так, к примеру, если ремонт сети будет проводить человек, который не занимался её прокладкой, по цвету провода, подключенного к приборам и источникам питания, он сразу поймёт рабочую схему. В противном случае возникнет необходимость пробивать ноль и фазу вручную, используя пробник. Этот процесс непрост даже при проверке новых проводов, а при необходимости ремонта старой проводки и вовсе превратится в испытание, поскольку раньше, в советское время, маркировка проводов не осуществлялась, и все они были покрыты черной или белой изоляционной оболочкой.
Согласно разработанным стандартам (ГОСТ Р 50462) и правилам электротехнического монтажа, каждый провод, находящийся в кабеле, будь то ноль, фаза или земля, должен иметь свой цвет, который говорит о его назначении. Одним из главных требований электротехнических установок является возможность быстро и точно определить функцию провода на любом его участке. Лучше всего для решения этой задачи подходит именно цветовая маркировка.
Представленная ниже маркировка проводов разработана для сетей и электроустановок переменного тока (трансформаторы, подстанции и т.п.) с глухозаземлённой нейтралью и номинальным напряжением не более 1 кВ. Этим условиям соответствует большая часть жилых и административных зданий.
Защитный и рабочий нулевой проводник
Ноль или нейтраль на электротехнических схемах обозначается буквой N и окрашивается на всем протяжении в голубой или синий цвет без дополнительных цветовых обозначений.
PE – защитный нулевой контакт или просто «земля», имеет характерную окраску из чередующихся вдоль провода линий зеленого и желтого цвета. Некоторые производители окрашивают ее в однородный желто-зеленый оттенок по всей длине, но принятый в 2011 году ГОСТ Р 50462-2009 запрещает обозначать заземление желтым или зеленым цветом по отдельности. В сочетании зеленый/желтый эти цвета могут использоваться только в ситуации, когда обозначают заземление.
У PEN-проводов, используемых в устаревших на сегодня системах TN-C, где «земля» и ноль совмещены, более сложная маркировка. Согласно последним утвержденным стандартам, основная часть провода на всем протяжении должна быть окрашена в синий цвет, а концы и места соединения – желто-зелеными полосками. Возможно также применение проводов с противоположной маркировкой – провод желто-зеленого цвета с синими концами. Встретить такой провод в зданиях современной постройки можно редко, так как от использования TN-C отказались ввиду риска поражения людей током.
- ноль (нулевой рабочий контакт) (N) – провод синего или голубого цвета;
- земля (нулевой заземляющий) (PE) – желто-зеленый;
- совмещенный провод (PEN) – желто-зеленый с синими метками по концам.
Фазные провода
В конструкции кабелей может встречаться несколько токоведущих фазных проводов. Правилами электротехнических установок требуется, чтобы каждая фаза была обозначена отдельно, поэтому для них принято использовать черный, красный, серый, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый, розовый и бирюзовый цвета.
Когда проводится монтаж однофазной цепи, подключенной к трехфазной электросети, необходимо чтобы цвет фазы ответвления точно соответствовал цвету фазного контакта питающей сети, к которому она подсоединена.
Кроме того, стандартом предписывается соблюдать цветовую уникальность всех используемых проводов, поэтому фаза не может иметь такой же цвет, как ноль или земля. Для кабелей без цветовой идентификации маркировка должна быть проставлена вручную — цветной изоляционной лентой или кембриками.
Чтобы не столкнуться с необходимостью покупки термоусадочных трубок или изоленты уже во время монтажа (и не усложнить схемы лишними обозначениями), следует определиться с тем, какая комбинация цветов будет использована во всех электрических цепях дома, и закупить нужное количество кабелей каждого цвета до начала работ.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный – к «минусовой». Если перепутаете – не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.
Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
Нормальные цифры при работающем двигателе – 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше – аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.