Как вы ежедневно убиваете сцепление

Чем грозит отсутствие регулировки сцепления

Без своевременной регулировки возникнут следующие неисправности:

  1. Механизм начнет пробуксовывать, что в результате приведет к неполноценной передаче крутящего момента коленчатого вала и маховика на ведущую ось и трансмиссию. Даже при полностью отжатой педали сцепления автомобиль либо будет ехать очень медленно, либо вообще не сможет тронуться с места. В салоне движущегося авто начнется ощущаться запах гари из-за перегрева фрикционных накладок ведомого диска. Сама же езда, вероятно, окажется неровной, с рывками. Данная неисправность возникает вследствие того, что педаль не имеет свободного хода. Это легко устраняется путем соответствующей регулировки. Однако последняя особо ничего не даст, если имеет место сильный износ сальников коленчатого вала. В этом случае фрикционные элементы ведомого диска могут замаслиться или износиться.
  2. Сцепление «ведет», то есть, выключение происходит не полностью, либо при отпущенной педали фрикционный диск не отходит от маховика. Неисправность проявляет себя затрудненным переключением передач, появлением ударов шестеренок КПП и зубьев синхронизаторов. 

    Как результат, возможно разрушение этих элементов. Вероятные причины данной поломки: избыточный свободный ход педали, отрыв фрикционных накладок, перекос ведомого диска, попадание воздуха в гидравлику.

    Игнорировать обе перечисленные неисправности нельзя, это грозит не только снижением управляемости авто, но и повышенным износом фрикционных накладок ведомого диска. Помимо всего прочего, быстро изнашиваются поверхности прижимного диска и маховика.

  3. Наблюдается слишком позднее или, наоборот, раннее срабатывание сцепления. В первом случае машина начнет движение только при почти отпущенной педали, даже если та опускается очень медленно. Второй вариант проявляется отсутствием свободного хода педали — машина трогается с места, когда водитель только начал отпускать сцепление. Перед регулировкой необходимо выяснить точное расстояние между полом и педалью, а также ее свободный ход.

Свободный ход педали сцепления – профилактика и уход за системой

Для контроля состояния механизма сцепления следует после очередной отметки 20 000 км проводить его проверку. Ремонт и регулировка требуются в случае обнаружения течи жидкости из-за разрыва шлангов или при увеличенном ходе акселератора сцепления.

Установить свободный ход педали под силу даже начинающему водителю

Для этого вначале важно убедиться в отсутствии воздуха в системе гидравлики

В первую очередь следует наполнить жидкостью бачок привода до необходимого уровня, надеть шланг на клапан прокачки и отвернуть его на пол-оборота. Свободный конец опустите в банку с жидкостью.

Теперь утопите сцепление до отказа для того, чтобы вытекла вся жидкость. Заверните клапан и отпустите педаль. Долейте в бачок недостающее количество жидкости и повторите весь процесс в таком же порядке.

Система считается прокачанной, если вытекающая жидкость не содержит воздушные пузырьки. После чего пора завернуть клапан и закрыть его защитным колпачком.

Не забудьте проверить, есть ли жидкость в приводном бачке, если понадобится, нужно сразу ее долить. А теперь самое время обратиться к непосредственной регулировке педали.

Регулировка сцепления на внедорожниках УАЗ

На старых моделях, таких как УАЗ 452 «Буханка» или УАЗ 469 «Козлик», регулирование производится с помощью штока, который находится между вилкой и рабочим цилиндром. На многих моторах УМЗ этих машин устанавливается лапковое сцепление, и регулировка также может производится рычагами лапкового типа, которые имеются на корзине (ведущем диске) сцепления.

Следует отметить, что лапковые корзины устанавливаются на грузовики КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ-53/3307.

Отрегулировать лапки можно как на снятой корзине, так и в составе автомобиля. На снятых деталях операцию производим в следующем порядке:

  • устанавливаем корзину с ДС на маховик, затягиваем корзину болтами;
  • расконтриваем регулировочные гайки;
  • штангенциркулем измеряем расстояние от конца рычагов до маховика, с помощью регулировочных гаек выставляем одинаковое расстояние;
  • согласно книжной инструкции расстояние между маховиком и лапкой должно быть 51,5 мм при условии, что толщина диска составляет 9,5 мм;
  • контрим гайки, на это процедуру регулировки можно считать законченной.

Также лапки отрегулировать можно прямо на машине, не снимая сцепления. Поступаем следующим образом:

  • ставим автомобиль на яму, снимаем нижний поддон картера сцепления;
  • берем деревянный прутик длиной 70-80 мм, по линейке или штангенциркулю отмечаем на пруте расстояние 51,5 мм, можно немного неточно, все равно окончательную регулировку делаем с помощью штока;
  • проворачиваем маховик так, можно было добраться до лапки;
  • расконтриваем и поворачиваем регулировочную гайку, по прутику выставляем 51,5 мм;
  • проворачиваем дальше маховик, проделываем такую же процедуру с двумя другими лапками;
  • прежде чем все собирать назад, садимся за руль, запускаем мотор и проверяем, трогаясь с места, как себя ведет машина;
  • если все нормально, не забываем законтрить гайки и установить на место поддончик.

Когда лапки ведущего диска УАЗ изношены, некоторые автовладельцы, чтобы не ремонтировать корзину и еще немного поездить, подставляют под все ее крепежные болты шайбы одинаковой толщины.

Есть еще один способ регулировки лапок, но его нужно проводить вдвоем. Работа выполняется следующим образом:

один из участников операции садиться на руль и до конца выжимает сцепление;
второй из участников проворачивает маховик, расконтривает лапки, проводит регулировку, устанавливая зазор между маховиком и диском сцепления 1,5 мм, для этого понадобится набор щупов, которыми регулируют клапана в двигателе;
зазор может несколько отличаться от 1,5 мм, здесь важно, чтобы все лапки были отрегулированы на одинаковом расстоянии;
закончив регулировку, проверяем сцепление, пробуя стронуться с места. Если автомобиль трогается плавно, контрим гайки, ставим нижний поддончик картера на место.. Нужно отметить, что хотя последний способ и считается народным, тем не менее, такая регулировка получается наиболее точной

Нужно отметить, что хотя последний способ и считается народным, тем не менее, такая регулировка получается наиболее точной.

Технические особенности

Как научиться правильно плавно отпускать сцепление? Перед ответом на этот вопрос, давайте разберемся в технических особенностях сцепления. Это позволит значительно быстрее понять принцип работы ног при трогании на машине. Сцепление представляет собой несколько дисков (обычно из 2). Но, существуют модели и с большим количеством дисков. Один из дисков ведущий другой ведомый (в классической компоновке). Привод сцепления может быть гидравлическим или механическим. Но, в любом случае, принцип работы у него один:

  • При нажатии на педаль выжимное устройство разжимает диски, сцепление при этом выключается;
  • При отпускании педали диски опять соединяются, сцепление включается.

Как работает сцепление и как выжимать сцепление

Прижмите ладонь к дивану, и тяните её на себя, медленно уменьшая давление на ладонь. Чем меньше давите, тем меньше тащите с собой диван.

Педаль сцепления у нового автомобиля работает практически на всем ходе педали. По мере износа этого узла, полезный ход педали будет уменьшаться. У учебных машин, как правило, сцепление работает далеко не с пола. Кстати, надо сказать, что сцепление педаль достаточно тугая, и по мере старения легче не становится.

Все упражнения по троганию выполнять строго на прямой, где расстояние спереди и сзади до ближайшего препятствия не менее 30 метров. Иначе обучение троганию может плохо закончиться. Передние колеса должны стоять строго прямо.

Приступим к освоению педали. Сядьте в автомобиль. Удостоверьтесь, что машина стоит на ручном тормозе и сам ручник исправно держит машину. После этого выжмите педаль сцепления левой ногой и включите третью или четвертую передачу. На первой передаче машина может поехать, а на третьей или четвертой скорее заглохнет, чем поедет куда-то. Это нам и надо. Педаль выжата, передача включена. Начинаем плавно отпускать педаль сцепления. На газ при этом нажимать пока не надо. Настолько плавно, насколько это возможно. Пределом отпускания должна стать просадка машины. Также начнут падать обороты. Конечно, такое упражнение здоровья машине не прибавит, но и навредит несильно. Учиться то надо. Я на своем личном автомобиле так учил свою жену. Самое главное это действовать нежно. Итак, мы нашли предел. Вот обороты стали падать и задняя часть машины начала приседать. Теперь выжимаем педаль сцепления до пола, и повторяем упражнение. Чем больше мы тренируемся, тем чаще и точнее мы должны попадать на тот самый момент просадки. Бывает что сцепление опущено больше, чем надо, и машина вот-вот заглохнет, но вместо того, чтобы паниковать, быстрее исправляйте положение легким нажатием на педаль. После того, как у вас начнет получаться, выйдите из машины, и немного походите. Потом сядьте и сходу сделайте включение передачи и отпускание педали сцепления. Не забывайте проверять ручник. Просто убедитесь, что он поднят и не трогайте его все упражнение. Если вы все делаете сосредоточенно, то минут через 30-40 у вас должно начать получаться выжимать сцепление сходу и точно в цель. Большим плюсом будет чистое выполнение приема «завести машину, выжать сцепление, включить передачу, отпустить сцепление до порога срабатывания, выжать сцепление, выключение передачи». На следующий день повторите то, чему научились сегодня.

Кстати. Сцепление можно угробить, если перегреть его. Поэтому после нескольких попыток дайте отдохнуть машине. Можно даже заглушить при этом мотор.

Если это упражнение у вас получается, вам необходимо освоить навык резкого торможения. Для начала надо научиться тормозить хоть как-нибудь, главное вовремя.  Как выработать навык резкого торможения, подробно описано в этой статье: освоение навыка торможения. Пока не прочитаете эту статью, дальше лучше не читайте.

Как научиться ездить на механике?

Вначале рекомендуется опустить стекла – так вы будете лучше слышать звук двигателя. Зеркала заднего вида следует расположить так, чтобы в них было максимально удобно смотреть. Подготовившись, нужно пристегнуться и действовать по приведенному ниже алгоритму.

Педаль газа находится с правой стороны, тормоза – по центру, а сцепления, соответственно, слева. Здесь все просто, поэтому приступаем к следующему этапу.

  • Кто не знает, педаль сцепления предназначается для того, чтобы переключать скорости. Для начала необходимо убедиться, что в дальнейшем вы сможете левой ногой выжать эту педаль до упора. Объясняется это тем, что переключение передач возможно только том случае, если полностью выжато сцепление.
  • Отрегулируйте сидение. При необходимости отрегулируйте свое сидение таким образом, чтобы беспрепятственно дотягиваться до сцепления.
  • Потренируйтесь с педалью сцепления. Далее нужно ознакомиться с тем, чем именно нажатие на данную педаль отличается от аналогичных действий с другими. С этой целью их необходимо некоторое время поочередно нажимать, дабы привыкнуть к расположению. При этом сцепление выжимайте только левой ногой, а тормоз с газом – правой! Отпускайте сцепление медленно по нескольку раз, пока ваша нога ко всему не привыкнет.
  • Включите нейтральную передачу. Для этого необходимо выбрать среднюю позицию рычага переключения скоростей (он должен располагаться в центре). Для того чтобы определить, действительно ли была включена «нейтралка», нужно просто подергать этот рычаг вправо-влево. В случае если его движение свободно, нейтральная передача считается включенной.
  • Заведите мотор, предварительно нажав на педаль сцепления. Многие модели машин характеризуются тем, что мотор в них можно завести исключительно с выжатым сцеплением. Более того, это еще и своего рода мера безопасности – если рычаг был случайно оставлен на какой-то передаче, сцепление предотвратит непреднамеренный рывок машины при заведении.
  • Включите первую передачу. Следующий шаг – повторное выжимание сцепления и включение первой передачи. Как правило, она располагается в левом верхнем углу, хотя ее месторасположение рекомендуется уточнить заранее. Также отметим, что месторасположение всех скоростей обычно указывается на рукоятке рычага в виде миниатюрной схемы.
  • Тренируйтесь отпускать сцепление. Начать следует с плавного и медленного отпускания педали до начала спадания оборотов двигателя. Затем педаль выжимается еще раз, а упражнение повторяется столько, чтобы вы на слух научились определять тот момент, когда начинают падать обороты (это еще называют «моментом сцепления» ).
  • Трогайтесь с места. Чтобы сделать это, нужно включить первую передачу, после чего плавно отпустить сцепление – традиционно до падения оборотов. В этот момент несильно нажмите другой ногой на газ, в то время как сцепление нужно продолжать отпускать. Если это будет сделано слишком медленно/быстро, то автомобиль, скорее всего, заглохнет. Но ничего страшного в этом нет – повторяйте упражнение, пока не научитесь более-менее уверенно трогаться.

Смотрите, как правильно трогаться на механике:

Особое внимание нужно уделять тому, что находится спереди транспортного средства. Если обучение проводится с помощником, то он должен сидеть сбоку и быть готовым при необходимости дернуть за «ручник»

Этот момент считается одним из сложнейших, однако при должном усердии все рано или поздно обязательно получится.

  • Вторая передача. После старта нужно некоторое время проехать на первой передаче, чтобы ко всему привыкнуть. Затем, когда обороты двигателя превысят 3 тысячи, необходимо отпустить газ, параллельно выжимая сцепление. Пока автомобиль движется накатом, нужно включить вторую скорость, после чего полностью отпустить сцепление. Лишь после этого можно разгоняться дальше. Включение всех последующих передач происходит аналогичным образом.
  • Двигайтесь на передаче. После включение передачи ногу нужно снять со сцепления. Не стоит держать ее на педали постоянно, в противном случае механизм сцепления преждевременно выйдет из строя.
  • Тормозите. В случае необходимости остановки ногу с газа нужно переместить на педаль тормоза. Производите нажатие с требуемым усилием. При скорости в 10-15 километров авто начнет немного трястись – в этот момент необходимо выжать сцепление и включить «нейтралку».

Когда все начнет получаться, вы с удивлением заметите, что управлять механикой не так трудно, как многие считают

. Продолжайте обучение, совершенствуйте свои навыки, чтобы вождение приносило еще больше удовольствия!

Возможности вождения при правильной работе педалью сцепления

   После того, когда вы разберетесь с тем, в какой момент  срабатывает сцепление,  вы должны будете добиться плавности хода при трогании.

   При правильной работе педалью сцепления,  вы сможете добиться:

  • наиболее  минимальной скорости движения,
  • при парковке или движении задним ходом, чтобы успевать выворачивать руль в нужном направлении,
  • при других маневрах, требующих минимальной скорости, как  передним, так и задним ходом

  Чтобы добиться минимальной скорости  движения, потренируйтесь на прямом участке трогаться и сразу нажимать сцепление. После нажатия педали сцепления ваш автомобиль будет двигаться накатом и, не трогая педаль газа, пробуйте медленно отпустить сцепление, автомобиль начнет замедлять движение, так называемое торможение двигателем, и снова нажмите педаль сцепления. И так можно это проделывать сколько угодно до полной  остановки.

 Только старайтесь не доводить до рывков, так сказать  «кашлянья» двигателя. Надо чтобы двигатель работал ровно. Вот таким образом при помощи сцепления можно уменьшить скорость до минимума. Можно ехать даже не нажимая педаль газа или же с минимальной подачи «газа».

  Как только вы начнете улавливать этот  момент начала движения  автомобиля, или почувствуете по звуку нагрузку на  двигатель — это момент передачи  работы двигателя на вращение  колес, то тогда все остальное уже дело техники.

 Механизм сцепления практически все время испытывает нагрузки при эксплуатации автомобиля. Это зависит от дорожных условий, от загруженности автомобиля, от того как вы научитесь управлять сцеплением при переключении передач и трогании, да и вождения в целом.

   Учитесь своевременно переключать передачи, согласно дорожным условиям.

 В первую очередь не нужно сильно «газовать» во время трогания с места, а «газовать» только для поддержки работы двигателя.

 ЭТИ ДЕЙСТВИЯ У ВАС ДОЛЖНЫ ОТЛОЖИТЬСЯ В ГОЛОВЕ И ДАЛЕЕ В РУКАХ И НОГАХ.

Основательно потренируйтесь ловить этот момент сцепления.

Читайте еще:

Замер и регулировка свободного хода педали сцепления

Во всех описанных случаях автовладельцу следует заглянуть в механизмы своего транспортного средства. Как же провести регулировку? Для начала опишем, как измерить величину хода педали, а затем исправить недочеты в этом значении.

Вам следует:

1. Выставить автомобиль на ровную площадку.

2. Нажать тормоз, пока педаль не упрется, и зафиксировать ее в таком положении. Самый простой способ – подставить молоток.

3. Установить рядом с педалью линейку, уперев ее торцом в пол. Отметить расстояние педали от пола.

4. Отпустить педаль, не отрывая при этом линейку от пола. Верхнюю часть линейки установить на акселератор и провести замеры.

5. Нажать педаль до того, как почувствуете ощутимое сопротивление. Провести замеры.

Разница между верхним положением и последними показаниями и будет величиной
свободного хода.

После получения результатов станет ясно, нужна ли регулировка свободного хода педали тормоза. Если все же она требуется, то для этого нужно отпустить контргайку стоп-сигнала всего на 1 оборот.


Путем вворачивания или выворачивания выключателя устанавливают нужный зазор между ним и педалью тормоза. После окончания описанной настройки следует затянуть контргайку и провести повторную проверку хода, как изложено в предыдущих пунктах.

Акселерометр сцепления регулируется также гайкой, она находится на тросе.

Подписывайтесь на наши ленты в

Среди проблем, с которыми обязательно сталкивается начинающий водитель на практике – навыки работы педалью сцепления. При неумелом управлении коробкой передач или сцеплением, что одно и то же, машина то не хочет ехать, то рычит, рвет с места и глохнет.

Навыки приходят со временем. Чтобы результат был виден быстрее, в любом случае нужно пройти теоретические уроки вождения: коробка передач, сцепление.

Опасно для жизни!

Рассмотрим теперь несколько случаев, когда даже самые незначительные ошибки при торможении способны привести к трагическим последствиям.

Первый  – экстренное торможение, когда автомобиль требуется остановить во что бы то ни стало и как можно скорее. Например, внезапно на дорогу выскочил ребёнок или прямо перед вами произошло ДТП. Действия водителя в этом случае предельно просты: сразу же педаль тормоза в пол, до полной остановки машины.

Например, вы сбросили скорость до минимума, что позволило объехать внезапно возникшее дорожное препятствие или пропустить перебегающего дорогу пешехода, однако идущий за вами автомобиль не успевает остановиться. Это чревато тем, что он по инерции протаранит экстренно остановившуюся перед ним машину. Предотвратить такое развитие ситуации можно, слегка продвинувшись вперёд или уйдя в сторону. Но сделать это получится, лишь сохраняя полный контроль над своим авто – когда у него работает двигатель и включена передача.

На моделях авто, лишённых АБС, выжатое сцепление и тормоз однозначно приведут к блокировке колёс. В результате «железный конь» попросту закусит удила − то есть, перестанет слушаться руля и будет лететь по прямой траектории. Если ваш автомобиль имеет встроенную антиблокировочную систему, дело будет не намного лучше.

Всё вышесказанное в полной мере относится и к сбрасыванию скорости при вхождении в крутой поворот. Но здесь к опасности потери контроля над машиной, добавляется вероятность неуправляемого заноса. Особенно опасно выжатое сцепление при торможении в сложной дорожной обстановке: например, при гололёде, на укатанном насте или на мокром асфальте. Внезапная блокировка колёс в момент вхождения в крутой вираж неизбежно станет причиной вылета автомобиля с трассы.

Порядок регулировки сцепления на разных моделях автомобилей

У каждого авто может быть свой, отличный от других свободный ход педали сцепления. Конкретное значение этого расстояния следует узнавать из документации к автомобилю. Разберем поэтапно, как отрегулировать механизм у некоторых моделей ВАЗ.

1. «Лада Калина» 

Выполните следующие действия по регулировке:

  • Откройте капот и освободите корпус воздушного фильтра, открутив соответствующие крепежные болты.
  • Отсоедините датчик массового расхода топлива вместе с хомутом.
  • Трос максимально подтяните к себе, держась за его резьбовую часть. При этом пружина педали сцепления может оказывать сопротивление, которое следует по возможности преодолеть.
  • С помощью штангенциркуля измерьте расстояние между рычагом вилки и пластиковым поводком. Результат должен быть равен 2,7 см.
  • Если измеренное значение отличается от требуемого, подтяните либо ослабьте гайку рожковым ключом до достижения нужного результата.
  • Повторно сделайте замеры при нажатой педали.
  • В завершении закрепите воздушный фильтр на своем месте.

2. «Лада Приора» 

Замерить положение троса в «Приоре» можно двумя способами. В первом случае при регулировке следует ориентироваться на ход педали, равный 123-125 мм. Другой способ заключается в измерении длины отрезка троса, выходящего из кожуха — при отпущенной педали это расстояние должно быть равно 2,7 см. Чаще всего применяется первый способ по причине своей большей надежности.

3. ВАЗ-2107 

Для выполнения регулировки сцепления двигателя потребуется заехать на смотровую яму или эстакаду. Если такой возможности нет, можно поднять автомобиль на опорах, используя домкрат.

  • Когда свободный ход педали отрегулирован, следующая важная задача будет состоять в регулировке расстояния между крайним верхним положением педали и упором в 0,4-2 мм. Для этого ключом на 10 мм открутите стопорную гайку.
  • Если в автомобиле используется инжекторная система, снимите защитный щиток.
  • Далее нанесите на резьбу толкателя смазку, предварительно очистив поверхность от загрязнений.
  • Обязательно оцените ход толкателя, так как от его работы зависит движение выжимного подшипника. Расстояние, которое проходит толкатель, должно быть в пределах от 4 до 5 мм. Для измерения отожмите назад вилку до упора. Чтобы не прилагать лишних усилий, желательно временно отцепить от рычага пружину.
  • С помощью ключа 17 мм отрегулируйте ход толкателя, одновременно зафиксировав регулирующую гайку. Контргайку ослабьте ключом 13 мм.
  • С помощью ключей на 8 мм и на 17 мм соответственно зафиксируйте толкатель и задайте требуемое расстояние (4-5 мм).
  • В завершении регулировки затяните контргайку и оцените ход педали — между крайним верхним положением и позицией отключения должно быть расстояние в 3 см.

4. ВАЗ-2108, 2109, 2199 

Сцепление у этих моделей регулируется следующим образом.

  • Полностью отожмите педаль и измерьте расстояние между ее нижним краем и полом. В идеале оно должно быть в диапазоне 18-20 см.
  • Далее рукой нажмите на педаль до упора и вновь измерьте расстояние — оно должно составлять 6-7 см.
  • Разница между измеренными значениями в итоге будет равна 13-14 см.
  • Если полученная величина не вписывается в норму, стоит отрегулировать механизм, подтянув или ослабив его.
  • Для регулировки используйте 2 гаечных ключа: первым зафиксируйте регулирующую гайку, а вторым отвинчивайте контргайку. Если требуется увеличить ход педали, регулирующую гайку следует вращать по часовой стрелке. При этом, педаль будет опускаться к полу.
  • После проведенной настройки выполните контрольные замеры. Если все расстояния соответствуют нормам, затяните контргайку.

5. ВАЗ-2114, 2115 

Этапы регулировки у данных моделей:

  • Машина ставится на ручник, с нее снимается аккумулятор для обеспечения максимальной безопасности при работе.
  • Далее открывается капот и находится трос привода.
  • Гайки, фиксирующие наконечник найденного троса, ослабляются с помощью двух ключей.
  • Подкручиванием данных гаек в ту или иную сторону расстояние выводится в диапазон 125-135 мм.
  • Затем до упора нажимается педаль сцепления – причем минимум три раза.
  • Выполняются контрольные замеры, при необходимости регулировка повторяется.

Если все перечисленные процедуры не помогают, следует обратиться в сервисный центр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector