Что означает контрольно-тренировочный цикл и как провести ктц акб в домашних условиях

Как увеличить срок эксплуатации АКБ?

Перечисленных выше проблем можно избежать, если регулярно осматривать аккумуляторную батарею и проводить профилактические мероприятия. Как правило, это не отнимает много времени. Итак, что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля:

Периодичность и процесс зарядки. Специалисты считают, что зарядка аккумулятора кардинальным образом влияет на срок службы АКБ. Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Периодически нужно делать контрольно-тренировочный цикл (об этой процедуре рассказано ниже). Обязательно нужно заряжать аккумулятор после глубокого разряда (оставили фары, обогрев стекла и т. п.).

Аккумулятор зимой

   
В основном про аккумулятор вспоминают зимой 🙂 Зимой дополнительную опасность представляет разряженность аккумулятора.
У разряженного аккумулятора плотность элеткролита снижается, отчего повышается его температура замерзания. То есть при разряде
до 25% электролит замёрзнет уже при -20. При этом образование льда с высокой степенью вероятности приведёт к механическому
повреждению пластин аккумулятора, вплоть до растрескивания корпуса. Таким образом, если автомобиль в сильный мороз утром
не завёлся, вечером следует в обязательном порядке снять аккумулятор и занести в тепло.

   
Другой момент состоит в том, что аккумулятор зимой не начнёт заряжаться, пока не отогреется. То есть этим и объясняется
просадка напряжения в бортовой сети при прогреве двигателя. У отогревшегося аккумулятора просыпается аппетит :). Отсюда
следует, что для повышения шансов завестись после стоянки следует по окончании поездки, когда моторный отсек уже прогрет,
постоять с включенным двигателем и выключенным электрооборудованием для дополнительной зарядки аккумулятора.

   
Но при любом раскладе зимой аккумулятор не сможет зарядится полностью и периодически желательно его снимать, отогревать и
заряжат в тепле, хотя бы раз в месяц.

Почему разряжается батарея

Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.

Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.

На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:

  • Механические повреждения. Плохо закреплённая батарея может треснуть, из-за этого часть электролита вытекает наружу. Из-за сильного разряда происходит замыкание пластин внутри АКБ, и она перестает работать.
  • Неисправность электрооборудования. Слишком большой ток, вырабатываемый генератором, будет приводить к постоянному «закипанию» АКБ. Слишком низкий не будет успевать заряжать её полностью.
  • Сульфатация. Внутри аккумулятора находятся свинцовые пластины, которые под действием кислоты, содержащейся в электролите, начинают покрываться белым налётом — сульфатом свинца. Если этот процесс запустить, АКБ полностью перестанет работать.
  • Городская эксплуатация без дополнительной подзарядки. Частый пуск двигателя, большое количество включённых потребителей электричества при езде в городском цикле не дают аккумулятору заряжаться полностью. Если время от времени его не подзаряжать дополнительно, он быстро выйдет из строя.
  • Пониженная температура. Каждый градус ниже чем +20 по Цельсию — это минус 1% от ёмкости аккумулятора. Если на улице -30, это значит, что АКБ может работать только «наполовину» своей номинальной мощности. Если батарея старая частично разряжена — и того меньше.

Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ

Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой

( как заряжать необслуживаемый аккумулятор на автомобиле )

Многих владельцев современных автомобилей интересует вопрос: можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор не снимая его с автомобиля ( не отсоединяя от бортовой сети)?

Наличие этого вопроса связано с обилием управляющей и дополнительной электроники. При снятии аккумулятора стирается информация из памяти оперативно запоминающего устройства блока управления двигателем, сбиваются настройки климат контроля, настройки магнитолы и т.д. Некоторые продвинутые акустические системы после отключения питания требуют повторной установки управляющей / операционной программы! (Мой друг однажды заплатил 2т.р. за установку «операционки» на Каразерию после снятия аккумулятора для подзарядки да ещё в добавок ездил 2 месяца без музыки).

В связи с вышесказанным пожалуй актуально заряжать необслуживаемый аккумулятор непосредственно на автомобиле. Только при этом следует выполнять несколько рекомендаций:

1) Автомобиль должен находиться в теплом гараже, по возможности сухом;

2) Перед началом зарядки следует дать выдержку несколько часов с целью прогрева аккумулятора до комнатной температуры (если до этого авто стояло на морозе);

3) В процессе подготовки к зарядке и во время неё зажигание и все дополнительные электрические приборы подключенные помимо зажигания должны быть отключены, или переведены в спящий режим;

4) Непосредственно перед зарядкой (пожалуй в любом случае зарядки) надо снять параметры с аккумулятора : плотность электролита по банкам (если такое возможно), прозрачность электролита, напряжение на клеймах аккумулятора. И исходя из них заранее представлять в какой зарядке нуждается аккумулятор (полная или частичная);

5) Процесс зарядки аккумулятора на автомобиле аналогичен зарядке снятого аккумулятора, с той лишь разницей, что в непосредственной близости от аккумулятора находятся токопроводящие элементы автомобиля

Поэтому необходимо соблюдать осторожность. Если вы например по привычке закроете капот и замкнёте им клеммы зарядного устройства то будет очень неприятно (и возможно дорого)

По этой же причине следует подключать зарядное устройство к клеймам АКБ в отключенном от сети состоянии и при максимально убавленном токе. После чего подключить зарядное устройство к сети и постепенно увеличивать силу тока заряда аккумулятора. Одним словом необходимо максимально возможно снизить скачки напряжения при зарядке аккумулятора на автомобиле. Разумеется должен быть обеспечен стабильно хороший контакт зарядного устройства с аккумулятором.

Возможно большинство из описанных рекомендаций является перестраховкой, но слишком уж велика цена контроллеров и блоков управления двигателями чтобы небрежно рисковать микросхемами.

Но приступим к изучению непосредственно процесса зарядки автомобильного аккумулятора:

Дополнительные советы

Раскачивать новый аккумулятор не нужно

И не важно, что за телефон в кармане – Samsung, iPhone, Xiaomi или какой-то другой. Есть негласное правило – покупайте нормальные телефоны и наслаждайтесь жизнью

При этом в дешёвых телефонах от малоизвестных брендов могут попасться глючные контроллеры и батареи, что становится причиной следующих проблем:

  • Почти мгновенное опустошение аккумулятора при достижении 15-20% заряда;
  • Отсутствие возможности зарядить АКБ на 100% – заряд останавливается в районе 90-99%;
  • Досрочное отключение телефона при достижении 15-20% заряда.

Хороший телефон (не обязательно дорогой) от этого избавлен.

Мы дали максимум информации по вопросам раскачки батарей и выяснили, что она не нужна. Теперь дадим обещанные полезные советы:

  • Не разряжайте аккумулятор до 0%, прежде чем поставить его на зарядку. Циклический режим, в отличие от буферного, предполагает ограниченное количество циклов полного заряда/разряда. Если начинать заряжать телефон при 20-25% заряда, батарея прослужит гораздо дольше. Неплохо было бы ограничить и верхнюю планку на уровне 85-90%, но это трудно – придётся постоянно контролировать степень заряда (чаще всего мы заряжаем смартфоны ночью, во время сна);
  • Не кидайте смартфон на ярко освещённый солнцем подоконник или под лобовое стекло автомобиля – высокая температура вредна для литий-ионных и литий-полимерных батарей, она приводит к быстрой и необратимой потере ёмкости. У тех, кто часто использует телефон в качестве навигатора, батарея выходит из строя в разы быстрее;
  • Не допускайте переохлаждения телефона – в условиях холода он может потерять до трети заряда, из-за чего не «доживёт» до конца дня. В зимнее время года рекомендуется носить смартфон как можно ближе к телу или в центральном кармашке повседневной сумки (можно дополнительно облачить его в кожаный чехол из натуральной кожи);
  • Не используйте приложения для контроля заряда батареи и продления её срока службы – во многих случаях они только вредят и затормаживают работу смартфонов;
  • Не допускайте длительного хранения смартфона в разряженном состоянии – батарея может разрядиться настолько сильно, что её восстановление в стандартных условиях станет невозможным (только извлечение с зарядкой через внешнее зарядное устройство).

Также не рекомендуется пользоваться быстрой зарядкой – она уменьшает ресурс аккумулятора. Используйте её только в крайних случаях. Что касается раскачки, то к ней можно прибегнуть только один раз, сразу же после покупки смартфона – и то лишь на всякий случай.

5 / 5 ( 1 голос )

Автор

Вячеслав

Несколько лет работал в салонах сотовой связи двух крупных операторов. Хорошо разбираюсь в тарифах и вижу все подводные камни. Люблю гаджеты, особенно на Android.

Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Среднестатистический срок службы современного свинцово #8212; кислотного аккумулятора для авто составляет от 5 до 7 лет. Это только в том случае. если хозяин выполняет все требования производителя по обслуживанию и эксплуатации АКБ. Не всегда все можно предвидеть. и смерть наступает внезапно. Аккумулятора это касается тоже. Чтобы не выбрасывать лишние деньги на покупку новой батареи

достаточно уделять ей внимание буквально два раза в год. Тогда она прослужит не просто положенных 7 лет

а может еще простоять в запасе. Для этого нужно всего ничего — тренировка автомобильного аккумулятора .

Что такое контрольно #8212; тренировочный цикл ?


Если аккумулятор сильно устал от жизни или долго не использовался. помочь ему может только КТЦ — контрольно #8212; тренировочный цикл. Также он поможет поближе познакомиться с батареей. которая стояла. скажем. на вновь купленном автомобиле. определить ее примерный ресурс и срок жизни. Вся операция легко проводится своими руками без сложного оборудования и энциклопедических знаний. Достаточно дочитать это руководство. и АКБ может зажить новой жизнью. дышать полной грудью и радовать владельца стабильными 12 V. Опытные автомобилисты рекомендуют проводить тренировку и восстановление аккумулятора автомобиля хотя бы раз в год. за исключением новых батарей. Цикл тренировки включает в себя полный заряд батареи. контрольный разряд батареи. после чего проводится повторная зарядка .

Как провести тренировку АКБ ?


Все тренировочные работы с батареей проводят не на автомобиле. Для этого батарею снимают. заряжают по технологии зарядки любым доступным зарядным устройством. после чего проводится замер плотности электролита во всех секциях АКБ. Средняя плотность электролита должна быть в пределах 1. 27 г / см куб. Проверка плотности проводится аэрометром. а в некоторых моделях АКБ встроен индикатор. который сигнализирует об уровне плотности электролита. Если плотность больше номинальной. в банку доливают дистиллированную воду. Если меньше — готовый электролит плотностью 1. 4 г / см куб .

Теперь самое главное — правильно разрядить аккумулятор. Для этого его подключают к мощному реостату. а параметры разрядки контролируют амперметром и вольтметром. Схема подключения настолько простая. что мы нарисовали ее сами. Вот она .

Теперь. когда АКБ подключена. начинается процесс разрядки током десятичасового режима. Величина тока соответствует 9 % от номинальной емкости батареи. То есть. если батарея на 50 А. ч. то ток разрядки должен быть точно 4. 5 А. если 60 #8212; то 5. 4 А. а батарею 75 А. ч разряжают током 6. 8 А

Очень важно при этом поддерживать величину тока разряда на постоянном уровне до тех пор. пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до 10

3 В. Меньше этого значения разрядка не допускается .

Тонкости тренировки АКБ


Процесс довольно тонкий. требующий внимания. но чрезвычайно эффективный. Засекаем время от начала разрядки. Первый замер делается в самом начале цикла разряда. при этом необходимо следить за тем. чтобы электролит не перегревался. Последующие измерения проводят не раньше. чем через 3 #8212; 4 часа. Главное. не пропустить момент. когда напряжение опустится до 11 В. После этого порога замеры делаются каждых 10 #8212; 15 минут до тех пор. пока значение напряжения не упадет до 10. 2 #8212; 10. 3 В. Время. потраченное на разрядку АКБ заданным током. красноречиво будет говорить об истинной емкости батареи. Чем меньше время разрядки. тем меньше реальная емкость. Вычисляется это запросто. Ток разрядки просто умножается на время. которое потрачено на разрядку до 10. 2 вольта .

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

  • механические повреждения;
  • недостаточно плотное соединение контактов;
  • неисправности электрооборудования;
  • сульфатация;
  • низкая температура;
  • короткие поездки и пр.

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

КакпровеститренировкуАКБ?


Всетренировочныеработысбатареейпроводятненаавтомобиле. Дляэтогобатареюснимают, заряжаютпотехнологиизарядкилюбымдоступнымзаряднымустройством, послечегопроводитсязамерплотностиэлектролитавовсехсекцияхАКБ. Средняяплотностьэлектролитадолжнабытьвпределах1,27г/ смкуб. Проверкаплотностипроводитсяаэрометром, авнекоторыхмоделяхАКБвстроениндикатор, которыйсигнализируетобуровнеплотностиэлектролита. Еслиплотностьбольшеноминальной, вбанкудоливаютдистиллированнуюводу. Еслименьше — готовыйэлектролитплотностью1,4г/смкуб.Теперьсамоеглавное — правильноразрядитьаккумулятор. Дляэтогоегоподключаюткмощномуреостату, апараметрыразрядкиконтролируютамперметромивольтметром. Схемаподключениянастолькопростая, чтомынарисовалиеесами. Вотона.

Теперь, когдаАКБподключена, начинаетсяпроцессразрядкитокомдесятичасовогорежима. Величинатокасоответствует9% отноминальнойемкостибатареи. Тоесть, еслибатареяна50А.ч, тотокразрядкидолженбытьточно4,5А, если60 — то5,4А, абатарею75А.чразряжаюттоком6,8А

Оченьважноприэтомподдерживатьвеличинутокаразряданапостоянномуровнедотехпор, поканапряжениенаклеммахаккумуляторанеупадетдо10,3В. Меньшеэтогозначенияразрядканедопускается

Как зарядить аккумулятор 12 вольт с AGM технологией?

AGM и, как и все представители этой категории, допускают максимальный разряд до 30% (без деформаций и рисков для работоспособности изделия).

Для этих батарей актуально целых 3 стратегии зарядки:

  • одноступенчатая или быстрая выполняется в пределах плавающего заряда при напряжении в пределах 13,2-13,8 вольт, токе от 0,1 до 0,3С (под «С» понимается емкость конкретного аккумулятора в ампер-часах);
  • двухступенчатая – наиболее часто используемая и рекомендуемая большинством производителей, осуществляется сначала в рамках основного цикла (восстановление 80%) при 14,2-14,8В и 0,1-0,3С, а затем в рамках плавающего заряда при 13,2-13,8В;
  • трехступенчатая – позиционируется как самая эффективная, производится в 3 этапа: основной заряд при 14,2-14,8 В, накопительный – при 14,2-14,8 вольтах, плавающий – при 13,2-13,8 вольта.

Крайне важно выполнять заряду устройством, имеющим индикацию по обоим параметрам: напряжению и току. Оптимальным вариантом может стать зарядное с так называемой интеллектуальной системой управления

Чтотакоеконтрольно—тренировочныйцикл?


Еслиаккумуляторсильноусталотжизниилидолгонеиспользовался, помочьемуможеттолькоКТЦ — контрольно—тренировочныйцикл. Такжеонпоможетпоближепознакомитьсясбатареей, котораястояла, скажем, навновькупленномавтомобиле, определитьеепримерныйресурсисрокжизни. Всяоперациялегкопроводитсясвоимирукамибезсложногооборудованияиэнциклопедическихзнаний. Достаточнодочитатьэторуководство, иАКБможетзажитьновойжизнью, дышатьполнойгрудьюирадоватьвладельцастабильными12V. Опытныеавтомобилистырекомендуютпроводитьтренировкуивосстановлениеаккумулятораавтомобиляхотябыразвгод, заисключениемновыхбатарей. Циклтренировкивключаетвсебяполныйзарядбатареи, контрольныйразрядбатареи, послечегопроводитсяповторнаязарядка.

Как заряжать герметичные необслуживаемые) свинцово кислотные аккумуляторы

Первые герметичные АКБ, не позволяющие электролиту испаряться, но и не доступные для до заливки содержимого, стали массово производиться около 40 лет тому назад. Их эволюция привела к тому, что возникли так называемые гелевые батареи AGM, тоже принадлежащие к классу свинцово-кислотных, но считающиеся модернизированными, обладающими намного более универсальными характеристиками. Внутри этих приспособлений (по-прежнему герметичных) электролит представлен в загущенном виде, имеет желе видную консистенцию. Заменить его невозможно, однако он не проливается при повреждении оболочки, не испаряется, не несет угрозы окружающей среде. Кроме того, эксплуатировать такую батарею можно в любом положении и даже в условиях высоких вибраций. Глубокий разряд такие разработки также способны переносить без проблем.

Зарядка таких устройств имеет ряд особенностей:

  • восстановить уровень заряда возможно только применяя специально для этого созданные зарядные устройства, никакими универсальными или самопальными средствами зарядить гелевый герметичный аккумулятор нельзя;
  • температура электролита в ходе зарядки не должна подниматься выше 45 градусов по Цельсию, иначе это чревато выходом изделия из строя;
  • перезаряд таких АКБ крайне вреден, если ток заряда превысит 30% емкости батареи, она вспучится и, скорее всего, перестанет быть пригодной к использованию.

Как и в ситуации со стандартными свинцово-кислотными решениями, запрещено хранить батареи AGM в разряженном виде, особенно, если напряжение каждого из компонентов, входящих в ее структуру, падает до 1,8 Вольта или ниже.

Неисправности АКБ

Внешние

Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:

  • Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
  • Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.

Внешние неисправности аккумулятора

Окисление аккумуляторных клемм

Внутренние

Теперь рассмотрим основные неисправности аккумулятора, вызванные внутренними причинами. Некоторые устранить довольно просто, другие сложнее, а часть неисправностей являются неисправимыми. Для начала перечислим их:

  • Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространённая внутренняя неисправность аккумулятора и ей мы посвятим большую часть рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях сульфатации её можно устранить без проблем, на поздней гораздо сложнее или невозможно. Как оживить аккумулятор автомобиля при сульфатации, будет рассказано ниже;
  • Осыпание угольных пластин. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае он потемнеет. Здесь восстановление крайне проблематично и нужно готовиться к приобретению новой АКБ;
  • Замыкание пластин в одной из банок аккумулятора. Как понять, что у вас именно эта неисправность? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и вскипанию в ней электролита. Неисправность можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого под вопросом. В этом случае разумным будет купить новую батарею, поскольку такой ремонт аккумулятора автомобиля крайне проблематичен. Хотя, ниже рассмотрим метод, как восстановить автомобильный аккумулятор при замыкании;
  • Замерзание электролита и повреждение элементов АКБ. К такому результату может привести неправильная эксплуатация устройства (систематическая недозарядка, глубокий разряд). В результате нахождения разряженного аккумулятора на сильном морозе электролит может замёрзнуть и повредить пластины, корпус. В этом случае восстановление автомобильного аккумулятора нецелесообразно.

Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Как видите, среди внутренних неисправностей АКБ успешно устраняется только сульфатация. Причём, если она не находится в запущенной стадии. Поэтому мы рассмотрим несколько способов восстановления батареи в случае сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может потребоваться для работы:

  • Свежий электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство для аккумулятора;
  • Ареометр (измерение плотности электролита);
  • Средства защиты (очки, перчатки);
  • Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector