Луаз 1302 вездеход периода перестройки
Содержание:
Конечный результат
Даже несмотря на то, что ЛуАЗ 969 не приспособлен для передвижения по воде, в нем легко узнать автомобиль, разработанный для военных. Его кузов надежно защищает двигатель, кпп, главную передачу и карда в полностью герметичном пространстве. Высокая подвеска позволяет достичь внушительных, даже для современных авто, значений 28 и 30 см спереди и сзади соответственно.
И без того внушительные внедорожные качества автомобиля усиливаются за счет зубастых покрышек, редукторов, дифференциалов и грамотного распределения веса: сам авто весит менее тонны, при этом основная масса (кузов и мотор) смещены в сторону передней подвески. Такая компоновка позволяет этому юркому автомобилю без особых проблем взбираться в гору и подобно маленькому танку, медленно, но уверенно, проезжать сложнейшие участки пути.
Некоторые автовладельцы всерьез полагали, что моторы от запорожца негативно сказывались на потенциале ЛуАЗа. Впрочем, наличие этих моторов и позволило запустить производство “жужика” для населения. А переднее расположение мотора позволило решить проблему его перегрева.
Также будет интересно почитать: Предохранители УАЗ Патриот: расположние и особенности элементов реле внедорожника
Единственное, чем они были похожи – это способность к езде. Тут уж мнение автовладельцев едино: едет “жужик” как танк. Проехать на нем большие расстояния под силу не каждому водителю. Дело в том, что ощущение динамики появляется только на 5ой передаче.
Тут вскрывается один занимательный факт. Сам по себе автомобиль не имеет никакой шумоизоляции, однако при разгоне, как то ни парадоксально, шума в салоне автомобиля становится значительно меньше. При передвижении достаточно выйти на оптимальную скорость и спокойной продолжать движение к следующей заправке.
Размышления о комфорте под гул мотора
Из-за плоской формы стекол, заменить их, при необходимости, также не составит особого труда. А с дверцами авто стоит обращаться поосторожнее. При неаккуратном обращении они просто разбиваются «в хлам», после чего перестают нормально выполнять свою функцию: появляются сильные сквозняки, и страдает шумоизоляция, которая и так в этой модели является «слабым местом».
По мнению большинства автолюбителей, салон «гнома» прост до неприличия, так что, если вы ищете удобства и комфорта – эта машина точно не для вас. Все здесь говорит о грузовой, рабочей сущности и настоящем мужском характере, которому незачем «нежить свои телеса» на дорогих кожаных сидениях. Кстати, передние кресла также попали сюда из «Таврии», в то время как задний ряд сидений имеет собственную, оригинальную конструкцию. Кстати, они представляют собой откидной вариант, с креплением к боковым стенкам кузова. Сидеть на них в таком виде не очень удобно, зато, разложив их, можно устроиться с большим комфортом, разместившись лицом вперед и опершись на стенку, имеющую высоту, достаточную для этого. Кроме того, существовала также полностью грузовая версия с числовым индексом 1302-02, в которой задний ряд сидений вообще отсутствовал.
От «Таврии» автомобилю досталась система рулевого управления, «скопированная» с ее усовершенствованного варианта, выпуск которого осуществлялся в сотрудничестве с представителями Кореи. Кроме того, автомобиль комплектуется оригинальной панелью приборов, более прогрессивной и удобной по сравнению с ранними версиями, и дополнительными шумо- и виброзащитными ковриками. В салоне присутствует система вентиляции и отопления с печкой, подключенной к системе жидкостного охлаждения силового агрегата.
Предыстория
В середине 1950-х годов в НАМИ был выработан перспективный типаж микролитражных автомобилей и их агрегатов, планируемых к освоению в период реализации Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959—1965 годы). Данный типаж включал в себя три типа автомобилей: четырёхместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование (будущий ЗАЗ-965); двухместный микроавтомобиль для инвалидов, предназначенный для замены инвалидных мотоколясок Серпуховского завода (опытный НАМИ-031, в производство не пошёл) и лёгкий многоцелевой грузопассажирский автомобиль, рассчитанный на перевозку четырёх человек, либо двух человек и 200–250 кг груза.
Проработка последней концепции была начата НАМИ в 1958 году совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом с постройки опытного образца НАМИ-049 «Огонёк», конструкция которого во многом базировалась на ранее разработанном военном плавающем вездеходе НАМИ-032Г (конец 1956 или начало 1957 года). Автомобиль имел стальные несущее основание и каркас кузова (стойки, рамка лобового стекла, проём заднего борта), на которые крепились стеклопластиковые наружные панели (оперение, двери, капот, борт). В результате было достигнуто оптимальное сочетание веса — всего 752 кг в снаряжённом состоянии — и динамических качеств — максимальная скорость с 22-сильным ирбитским двигателем МД-65 составила 80 км/ч, а также расхода топлива — 6,7–7,1 л/100 км, в зависимости от дорожных условий. Использовались независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний мост при отключаемом заднем, блокируемые колёсные дифференциалы, колёсные редукторы. Грузоподъёмность составила 300 кг при двух пассажирах, либо четыре пассажира.
Впоследствии к работе над машиной подключились конструкторы перепрофилированного для производства микролитражных автомобилей завода сельхозмашин «Коммунар» (Запорожье, УССР), на котором были созданы опытные образцы НАМИ-049А «Целина» (лёгкий грузовик) и ЗАЗ-969, унифицированные по силовому агрегату с только что освоенной заводом моделью ЗАЗ-965 «Запорожец».
Модернизация
ЛуАЗ-969А
В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л, 40 л. с.). Это был первый луцкий автомобиль, который носил марку ЛуАЗ. От ЗАЗ-969В и ЗАЗ-969 его можно было отличить по наличию окошка в тенте. Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.
В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.
ЛуАЗ-969М
ЛуАЗ-969М «Волынь» | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | |||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ЛуАЗ | ||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | — | ||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 3‑дв. фаэтон (2(4)‑мест.)-универсал | ||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||||||
4-ступенчатая МКПП | |||||||||||||||||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||
Длина | 3385 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1560 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Высота | 1770 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 280 мм (с полной нагрузкой) | ||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 1800 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1320 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1325 мм | ||||||||||||||||||||||||||
Масса | 960—1360 кг | ||||||||||||||||||||||||||
Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 85 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||
Другая информация | |||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 400 кг | ||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива | 10 л на 100 км при скорости 60 км/ч | ||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 34 л | ||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.
Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403.
ЛуАЗ-1302
ЛуАЗ-1302 | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | ЛуАЗ |
Годы производства | — |
Двигатель | |
МеМЗ-245 — 1091 см³, 53 л. с.. Мощность про 3600 об./мин. — 37,4 л.с.; крутящий момент 8,47 кгс•м при 2220 об/мин; | |
Трансмиссия | |
4-ступенчатая МКПП | |
Массово-габаритные характеристики | |
Длина | 3430 мм |
Ширина | 1610 мм |
Высота | 1754 мм |
Клиренс | 280 мм |
Колёсная база | 1800 мм |
Колея передняя | 1360 мм |
Масса | 1370 кг |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
На рынке | |
Связанные | ЛуАЗ-969 |
Другая информация | |
Грузоподъёмность | 400 кг |
Расход топлива | 7,7 л на 100 км |
Медиафайлы на Викискладе |
- Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов;
- Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м;
- Колёса:
- диски — 4,5J/13;
- шины — 175/80R13.
В 1991 году начался малосерийный выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем МеМЗ-245-201К от «Таврии» (1,1 л, 53 л. с., жидкостного охлаждения).
Внешние отличия от «969М» заключались в появлении толстой дистанционной прокладки между панелью передка и передними крыльями, а также переносе габаритного фонаря из подфарника в фару. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сиденья от «Таврии» (в части выпуска устанавливались старые «жигулёвские» сиденья). Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.
9 мая 2002 года завод решил прекратить производство ЛуАЗ-1302 (вместо которого предполагалось освоить выпуск ЛуАЗ-1301М).
Недостатки Луаза
Большинство людей считает, что любой советский автомобиль – это зло, которого нужно бояться и обходить его стороной. На самом же деле, небольшой, ну, иногда чуть больше чем небольшой, список доработок сможет сделать из этого творения достойный автомобиль. Посмотрим, что же стало причинами такого «предвзятого отношения».
Двигатель
- Он очень прожорливый. Для того чтобы проехать сто километров по идеально ровной трассе, придется сжечь минимум 14 литров бензина, и это при объеме 1,2 литра.
- Воздушное охлаждение. Из-за этого он очень шумный, а так же плохо переносит высокие обороты, которые приходится поддерживать при преодолении препятствия. Как следствие – перегрев, однако, это достаточно редкое явление.
- Малая мощность. Даже при таких характеристиках 40 лошадок для 1,2 литрового мотора – это просто смешно, отсюда и такой расход, исправление этой проблемы мы рассмотрим чуть позже.
- Карбюратор, который постоянно просто льет топливо в цилиндры. Это отрицательно сказывается как на работе, так и на запуске двигателя, особенно на холодном.
- Отнесем это к силовой установке, поскольку редукторы на каждом колесе – это трансмиссия. Честно сказать, трудно придумать что-то более ненадежное, потому что ресурс данного узла не превышает и 80 000 километров.
Подвеска, рулевое управление
- Высокопрофильная резина, которая способствует раскачиванию на дороге, от этого управляемость очень сильно страдает. Сюда же можно отнести и ширину покрышек 16,5 см, что очень мало. Естественно, преодолевать какую-то грязь или снег на ней практически нереально. Да, еще один момент – это диаметр дисков 15 дюймов. На неровностях за это надо сказать спасибо, но разгон очень уж не радует.
- Огромный люфт рулевого колеса. Здесь установлен червячный механизм. Порой возникает такое чувство, что его собирали из того, что было на заводе в тот момент.
- Сложность рулевого управления. В сумме здесь 8 тяг, каждая из которых имеет по 2 шаровых наконечника, итого – огромный люфт, а так же постоянное обслуживание, решение проблемы – только качественные детали, либо самостоятельно изготовление шаровых опор на токарном станке.
- Маленькие колесные арки и малый ход подвески, поскольку она выполнена на рычагах.
Салон
- Маленькие сидения, низкие, которые не позволяют посмотреть на дорогу рядом с автомобилем, разве что если ваш рост подходит к 2 метрам, но тогда возникнут проблемы с потолком.
- Бензиновая печка. Этот момент некоторым нравится, но большинство не в восторге.
- Низкая шумка и теплоизоляция, которой практически нет.
Пожалуй, на этом все. Есть еще мелкие недочеты, но спишем их на то, что идеального автомобиля не существовало, и он никогда не будет существовать.
Установка двигателя ВАЗ на ЛуАЗ
Установка двигателя ВАЗ на ЛуАЗ – такая мысль, хоть раз, возникает практически у каждого владельца украинского внедорожника. ЛуАЗ хороший, настоящий полноприводной «проходимец», со всеми блокировками, соответствующим клиренсом, короткой базой, минимальными свесами, и с таким несерьезным двигателем . Всего 40 л. с. Кроме того, он жутко «стрекочет» во время работы.
Но с какими особенностями столкнется автовладелец? Какие загвоздки таит в себе установка двигателя ВАЗ на ЛуАЗ? Но все давно изучено, так что первооткрывателем Вы вряд ли станете. А вот использовать чужой опыт – просто необходимо.
ЗАЗовская «сороковка» – V-образный «воздушник», а ВАЗовский двигатель – жидкостная «четверка». Помимо возросшей массы, придется решать главную задачу – размер. Подкапотное пространство ЛуАЗа значительно меньше, поэтому просто «снять-поставить», здесь не подойдет. Радиатор просто не влезет. Поэтому придется выбирать – либо удлинять «морду» ЛуАЗика, при установке двигателя теля ВАЗ на ЛуАЗ, либо – два маленьких радиатора от Оки (ВАЗ-1111) по бокам блока цилиндров. Первый проще и дешевле (радиатор от ВАЗа дешевле, да и купить его проще), но нарушается заводской внешний вид. Второй дороже, но нет внешних переделок. Какой выбрать – Вам решать, вероятнее всего, все будет зависеть от доступности запчастей.
Вторая проблема при замене установке двигателя ВАЗ на ЛуАЗ – переходная плита. Не секрет, что крепления ВАЗовского и ЗАЗовского блоков отличаются, поэтому без специально выкроенного элемента не обойтись. Но сделать её совсем несложно. Вариантов два. Либо оттиск «по месту», либо – чертеж готовой, чаще всего, из интернета. Затем кусок металла, знакомый токарь-фрезеровщик, болты для крепежа и вуаля – двигатель с коробкой стали единым целым. Можно ставить на место.
Третье – рулевое управление. Так что сам двигатель придется поставить немного выше, чем того хочется. Но не очень «задирать», дабы потом встала «кастрюля» воздушного фильтра. Так что придется найти «золотую середину» – извечную головную боль установщиков.
И последнее – несколько иная подкапотная компоновка. Но это все решаемо, причем достаточно просто. Самостоятельно изготовленный крепеж, немного подумать, как все установить и, готово. В крайнем случае, всегда можно переделать. ЛуАЗ – машина для «рукастых».
Конечно, можно попробовать найти ЛуАЗ 1302, с двигателем от «Таврии». Но тогда будет неинтересно, да и качество последних машин оставляет желать лучшего.
- Шестерка тюнинг (0)
- Тюнинг Нивы своими руками (0)
- Тюнинг Москвич 2141 (0)
- Тюнинг Лада 2114 2115 (0)
- Тюнинг КАМАЗ (0)
Последующие модификации ЛуАЗа
После выпуска ЛуАЗа-969М конструкторами завода изготавливались, в основном, прототипные модели, в которых находили свое выражение попытки усовершенствовать дизайн, сделать автомобиль более комфортным и мощным. С этой целью в ЛуАЗ пытались внедрить узлы и агрегаты от «Таврии». Получалось это с переменным успехом.
Пожалуй, внимания заслуживает лишь ЛуАЗ-13019 «Геолог», выпущенный в 1999 году. Эта машина уникальна в своем роде. Уникальность её заключается в том, что «Геолог» — трехмостовый полноприводный автомобиль повышенной проходимости, да к тому же еще и «водоплавающий».
Подводя итог, можно отметить, что ЛуАЗ отлично справлялся с поставленными задачами. При этом он имел уникальную проходимость для своего времени. Конечно же, машина абсолютно некомфортная и со слабой динамикой. Но этого от неё конструкторы не добивались. А лучше всего автомобиль характеризуют его прозвища, данные народом: «Тушканчик», «Утюг», «Чебурашка», «Луноход».
Общее описание семейства
В семейство входили следующие серийные модели:
- ЗАЗ-969В / ЛуАЗ-969В / ЛуМЗ-969В (1966—1972) — переднеприводный, с валом отбора мощности;
- ЗАЗ-969 / ЛуАЗ-969 (1971—1975) — полноприводный, с блокировкой заднего дифференциала;
- ЛуАЗ-969А (1975—1979) — модернизация ЛуАЗ-969. Двигатель 1,2 л, 40 л. с.;
- ЛуАЗ-969М (1979—1996) — модернизация ЛуАЗ-969А. Раздельный привод тормозов, новые очертания внешности и салон.
Также с ним тесно связаны автомобили:
- ЛуАЗ-1301;
- ЛуАЗ-1302 (1990) — модернизация ЛуАЗ-969М. Двигатель 1,1 л, 53 л. с.;
- ЛуАЗ-2403.
ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля.
Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей — например, западногерманские DKW Munga (1956—1968), Haflinger (1959—1974) и Volkswagen Iltis (1978—1988), Farmobil (1962—1966), восточногерманский Wartburg 353—400 Jagdwagen и другие.