Порядок затяжки коленвала ваз 2106 двигатель
Содержание:
- Назначение и строение ГБЦ
- Лада 2106 ☭ Шестерёнка › Бортжурнал › Замена прокладки ГБЦ
- Почему нужно соблюдать момент затяжки
- Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа
- Какие признаки укажут, что болты ГБЦ нуждаются в затяжке
- Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106
- Самостоятельная затяжка
- Рекомендуемый момент затяжки
- Порядок замены
- Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
- Необходимые инструменты и процесс
- Работа по замене цепи ГРМ на ВАЗ 2106 проходит в несколько этапов:
- Сборка маховика, маслоприемника и помпы
- Динамометрический ключ и его виды
- Сила затяжки головки блока — на ВАЗ 2106, на ВАЗ 2109, инструкция
- В каких случаях нужно протягивать крепежи
- Видео.
- Когда болтам требуется замена
- Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
- Как правильно затянуть?
- Причины, требующие осуществления правильной затяжки
- Единицы измерения прилагаемого усилия
Назначение и строение ГБЦ
Головка блока цилиндров — своеобразная крышка камеры сгорания. Для возможности работы ДВС здесь размещаются впускные и выпускные клапаны, свеча(и) зажигания и различные датчики (зависит от конструкции мотора).
Что происходит в ГБЦ во время работы мотора
Если не углубляться в «дебри» моторостроения, на ГБЦ действует две основные силы.
- Внутренее давление камеры сгорания. При воспламенении топлива в цилиндре образуется избыток сил, проворачивающих коленвал. Указанная сила действует на все стенки рабочей камеры и головку в том числе.
- Интенсивный нагрев приводит к выворачиванию детали. Повышенная температура внутри камеры сгорания может повредить ГБЦ.
- Давление внутри смазочных и охладительных магистралей. Внутри картера и системы охлаждения установленные насосы, подающие жидкости к узлам агрегата.
Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов
От правильности затяжки болтов зависит стабильная работа двигателя. При закручивании элементов крепления деталь подвергается сильному давлению. В местах, где проходят шпильки. Следовательно, если нарушить последовательность действий – головку потянет и ее придется протачивать.
Лада 2106 ☭ Шестерёнка › Бортжурнал › Замена прокладки ГБЦ
В начале Августа у меня прогорела прокладка( ( выкладываю только сейчас)
Далее берём ключ на 13 , и отворачиваем гайки крепления распределительного вала, вынимаем его. Снимаем все подводы к карбюратору, отсоединяем выпуск выхлопных газов. МЫ ПОЛУЧИЛИ ДОСТУП К ШПИЛЬКАМ КРЕПЛЕНИЯ БАШКИ К БЛОКУ
НЕ СОРВИТЕ ШЛЯПКУ БОЛТА! Я сорвал( Нового болта я не нашёл ( Благо, у меня есть знакомый токарь, который выточил мне новую шпильку.
ЕСЛИ ВЫ СОРВАЛИ БОЛТ! Не паникуйте, все можно исправить. Привариться вряд ли получится (лично у меня не получилось) поэтому берём ДРЕЛЬ, хорошее СВЕРЛО по металлу и высверливаем болт ( сломал 3 сверла), но всё равно высверлил.
МОЖНО СРУБИТЬ ШЛЯПКУ ЗУБИЛОМ с помощью кувалды ( опробовано самим- получилось! Сначала срубил, потом высверлил немного)
Вынули все шпильки, сняли голову.
Почистите блок и голову от остатков старой прокладки.
ЧТОБЫ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАВИЛЬНО ВЫСТАВИТЬ КОЛЕНВАЛ И РАСПРЕДВАЛ ПО МЕТКАМ, УСТАНОВИТЕ ПЕРВЫЙ ПОРШЕНЬ В ВМТ ( ПОМНИМ, КОЛЕНВАЛ ДВИЖЕТСЯ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ПОРШЕНЬ ПОШЕЛ ВНИЗ, ВПУСКНОЙ КЛАПАН ОТКРЫЛСЯ)
Обратим внимание на распредвал. На шестерне распредвала есть своеобразная “точка”, — это метка
На шестерне распредвала есть своеобразная “точка”, — это метка .
Помните! Когда 1-й поршень в ВМТ, метка на шестерне должна находится вверху напротив своеобразной стрелки
УСТАНАВЛИВАЕМ ГОЛОВУ НА МЕСТО!
ТРЕЩЁТКА + ТРУБА= ТУТ УЖ ТОЧНО ЗАТЯНИТЕ! Извините фото нет( ОСТОРОЖНО! Не сорвите шпильки! закручивайте все по схеме
Сначала затянули ключом без трубы все шпильки по порядку до упора. Тяните спокойно, без рывков. Не перетяните.
Будет полезно: Антифриз toyota super long life coolant: характеристика и аналоги продукта
Потом уже с трубой по порядку до упора. Как болт остановился сам до упора, его пока не тяните, тяните следующий.
И так пару раз по кругу, пока болты не перестанут крутиться. Затяните сначала полностью все 10 болтов без 11-го. 11-й тяните САМЫМ ПОСЛЕДНИМ, когда все уже затянуто.
Тяните ключом, без трубы, так как для этого болта нужно небольшое усилие ( примерно 3 кг) . РЕЗЬБУ этого болта ОЧЕНЬ ЛЕГКО сорвать. Там очень тонкая грань между “затянуто” и ” сорвано”.
Подождите часа 4 . Голова немного ” осядет” . Протяните болты ещё раз.
Устанавливаем распредвал на место
Прикручиваем клапанную крышку наместо, присоединяем все шланги к карбюратору, устанавливаем зажигание.
Вот и всё, двигатель собран. Вроде все описал)
Почему нужно соблюдать момент затяжки
Установка новых болтов производится с соблюдением схемы и момента затяжки
Важно соблюдать инструкции по следующим причинам:
- неправильная последовательность приведет к деформации средней части блока;
- от чрезмерного усилия возникают трещины в металле ГБЦ;
- недостаточная затяжка может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Для того чтобы точно и правильно выполнить эту работу, вам потребуется иметь под рукой динамометрический ключ. Этот инструмент позволит вам соблюсти момент затяжки. Его не способен заменить обычный газовый ключ, так как вы не сможете определить с его помощью, усилие в какое количество килограммов было приложено к винту. Если вы часто ремонтируете автомобиль своими силами, этот специальный инструмент лучше всего купить. Для разового использования его лучше арендовать на ближайшем СТО.
Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа
Цена на профессиональный инструмент, приемлемой точности доходит до 200$, что не по карману простому обывателю. Однако физика дает пользователям право на самостоятельное изготовление «подобия» данного инструмента за умеренную плату.
Для этого понадобится:
- стандартный ключ;
- рычаг (труба или другой предмет);
- рулетка или линейка;
- стандартные весы (кантер).
Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.
Для примера можно смоделировать ситуацию:
- гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
- рожковый ключ длиной 25 см;
- весы с показателем до 20 кг.
Итого:
- 1/0,25=4;
- 4*3 = 12.
Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.
Какие признаки укажут, что болты ГБЦ нуждаются в затяжке
Не все автовладельцы ВАЗ-2106, к сожалению, уделяют должное внимание этому процессу, считая, что этот момент не так уж и важен. Разумеется, это суждение не может быть верным, ведь если затяжка будет на длительное время откладываться, в скором времени выйдет из строя важный автомобильный узел, который называется головкой блока цилиндров
А чтобы исправить неполадки в этом узле, придется не только потратить намного больше свободного времени, но и выделить для ремонта немало финансовых сбережений.
Если будет замечена утечка автомобильного масла в месте соединения блока и головки. Такой признак неисправности может проявиться как от ослабления фиксаторов, так и из-за изношенности уплотнительной прокладки
Поэтому при ремонте нужно обратить внимание на состояние болтов и уплотнительной прокладки.
Устранить неполадки и заменить вышедший из строя элемент можно будет только после разборки двигателя. А при затяжке болтов нужно учитывать значимость этого момента и обязательно соблюдать правила выполнения работ, чтобы избежать многочисленных проблем, которые могут грозить в дальнейшем легковому автомобилю.
По мнению водителей с немалым опытом, производить затяжку болтов автовладельцы должны после 3 тыс
пробега, объясняя это тем, что фиксаторы постоянно ослабевают, так как двигатель ВАЗ-2106 постоянно функционирует.
Разобрав самостоятельно головку и увидев маслянистое пятно в месте соединения блока, крепежи нужно подтянуть, причем как можно быстрее, чтобы предотвратить возникновение более серьезной поломки.
Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106
Чтобы ВАЗ-2106, впрочем, как и любая другая марка машины, отлично функционировала и не подводила водителя в пути, нужно регулярно осматривать техническое состояние авто, чтобы иметь возможность своевременно исправить любые поломки.
Работа каждого автомобильного узла должна быть тщательно настроена, включая и работу ГБЦ. Довольно часто болты на головке после длительной эксплуатации машины ослабевают, поэтому их нужно периодически затягивать. Так как данный процесс не так уж и сложен, с ним можно справиться самостоятельно, если знать порядок и схему затяжки головки блока цилиндров для автомобиля ВАЗ-2106. Как затянуть болты по правилам и как своими силами справиться с этой задачей? Попробуем проанализировать в этой статье.
Самостоятельная затяжка
Как уже было сказано ранее, затянуть болты на ГБЦ не так уж и сложно
Однако чтобы этот процесс не оказался тяжелым для водителей, нужно обязательно учитывать важность данной процедуры и выполнять ее строго по схеме, с которой можно ознакомиться на интернет-ресурсе
Чтобы начать работу, потребуется подготовить всего один, но очень важный инструмент (динамометрический ключ), без которого затянуть болты просто не получится. Разумеется, такой инструмент не может оказаться в арсенале каждого владельца авто, поэтому его придется купить или взять в аренду на СТО. Выполняется затяжка болтов в такой последовательности:
В первую очередь нужно осмотреть внешнее состояние крепежей. Если их состояние не удовлетворит автовладельца, то специалисты не рекомендуют производить их затяжку, а использовать новый комплект штифтов, купить которые можно как на автомобильном рынке, так и в специализированном магазине
Выбирать болты нужно от надежного производителя, при покупке обязательно обратить внимание на качество резьбы. Перед началом процедуры резьба штифтов смазывается автомобильной смазкой, вне зависимости от того, какой элемент будет использоваться: новый или бывший в эксплуатации.
Сам процесс натяжки для ВАЗ-2106 схож с другими вазовскими моделями, но если рассматривается Нива, то специалисты рекомендуют проводить такую работу в два этапа, предварительно ознакомившись со схемой, которую можно скачать в Интернете
На схеме предельно точно указана последовательность затяжки болтов, все штифты обладают своим индивидуальным номером, чтобы автовладельцы самостоятельно и строго по очередности производили затяжку нужных элементов.
Используя динамометрический ключ, нужно затянуть все болты строго по схеме. Выполняя данное действие, следует следить за моментом протяжки, показатель которого может варьироваться в пределах от 3,4 до 4,0 кгс*м:
- первыми затягиваются два элемента, которые расположены в центре головки;
- далее затягиваются два верхних болта и два нижних, которые расположены сбоку от среднего фиксатора;
- производится затяжка левых крайних болтов, а после этого двух правых. Не стоит натягивать лишь элемент, у которого предусматривается маркировка № 11.
- После того как первый этап затяжки, согласно схеме, будет окончен, специалисты рекомендуют повторить заново всю операцию в точно такой же последовательности. Следя за тем, чтобы во время затяжки болтов момент затяжки не превышал показатель в 11,5 кгс*м.
- В заключение процесса натяжки нужно затянуть штифт под № 11, используя все тот же динамометрический ключ, следя за тем, чтобы натяжение этого элемента не превышало 4,0 кгс*м.
На этом процесс затяжки считается оконченным. Выполнить эту работу самостоятельно довольно просто, однако если в ходе затяжки какой-то элемент сильно перетянут, то на поверхности ГБЦ может образоваться трещина, которая, в свою очередь, станет причиной новой поломки, поэтому весь ремонтный процесс придется заново повторять. Чтобы избежать такой ситуации, нужно следить за моментом и выполнять работу строго по схеме. А видеоурок, просмотреть который можно в удобное для вас время, поможет найти ответ на любой вопрос по этой теме и еще более упростит процесс затяжки штифтов ГБЦ ВАЗ-2106.
Рекомендуемый момент затяжки
Перед тем как приступить к затяжке, необходимо соблюсти несколько условий:
- Максимально очистите рабочую поверхность отверстия и резьбовое соединение винта. До этого вам нужно будет удалить загрязнения из впускного коллектора, блока и самого цилиндра. Старайтесь не повредить поверхность деталей, особенно если будете использовать металлическую щетку. В большинстве случае для очистки лучше обойтись простой ветошью.
- Обработка смазкой отверстий для винтов обязательна. Перед вкручиванием болтов в слепые гнезда нужно брать небольшое количество смазывающего состава, иначе вы не сможете вкрутить их до упора.
- Если вы ставите новые болты, смажьте их резьбу небольшим количеством чистого моторного масла. У старых крепежей достаточно просто очистить ее.
Затягивать крепежи ГБЦ автомобиля ВАЗ-2106 нужно по схеме:
- центральные (1 и 2);
- по два сверху и снизу, расположенных по бокам от центра (3, 4, 5, 6);
- крайние правые (7, 8);
- крайние левые (9, 10);
- 11 винт (только на третьем круге).
Работать нужно в соответствии со схемой, используя динамометрический ключ
Потому так важно соблюдать момент затяжки, как в таблице:
Номер круга | Требуемый момент затяжки, кгс/м |
1 | 3,5-4,1 |
2 | 10,5-11,5 |
3 | затягивается только 11 винт с моментом 3,5-4 |
Делать работу в три приема необходимо, чтобы избежать деформации блока цилиндров. На первом круге вы фиксируете крышку головки блока, а на втором окончательно затягиваете. На третьем круге вам не потребуется трогать основные крепежи, а заняться только одиннадцатым, расположенным вне основной группы.
Порядок замены
Для замены прокладки необходимо, прежде всего, полностью демонтировать весь узел, удалить пришедший в негодность уплотнитель и вновь собрать все в обратной последовательности
На завершающем этапе крайне важно будет провести затяжку болтов правильно
Процедура проводится в том же порядке для двигателей, имеющих как 16, так и 8 клапанов. В первую очередь необходимо будет отключить датчики, контролирующие температуру ОЖ (охлаждающей жидкости) и давления масла.
- перед тем как демонтировать термостат, сливают всю ОЖ;
- отвинчивают корпус, защищающий воздушный фильтр;
- карбюратор оставляют на месте;
- производят отключение приемной трубы у глушителя, со стороны выпускного коллектора.
После всего этого потребуется удалить приводную шестеренку от распределительного вала. Перед этим поршень, расположенный в первом цилиндре, необходимо сдвинуть в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Только после этого разрешается снимать кожух и сам приводной ремень, ослабить болты, фиксирующие шестеренку и снять ее совсем.
Наступает черед электрокабелей. Для того чтобы снять колодку с проводами зажигания, необходимо будет отжать фиксатор. Таким же образом производится отключение центрального высоковольтного шлейфа.
Далее требуется убрать топливный шланг, выходящий из помпы, – здесь понадобится разобрать хомуты его держащие. Затем отключают тягу приводов как воздушной, так и дроссельной заслонок от карбюратора.
Следует также обесточить электромагнитный клапан – для этого достаточно отключить все провода, к нему ведущие. После этого убирают шланг от вакуумного усилителя. Рукава, подающие тепло в салон, полностью снимают.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
- Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
- Люфт в трамблере.
- Эллипсность звездочек ГРМ.
Необходимые инструменты и процесс
Для того, чтобы ее сделать правильно, понадобятся:
- набор торцовых головок;
- удлинитель;
- трещотка/вороток;
- ключ динамометрический.
ГБЦ ваз 2114
Сам процесс замены следует выполнять по такой схеме:
- Отсоединить провода, подходящие к датчикам аварийного уровня масла и температуры ОЖ.
- Слить охлаждающую жидкость.
- Демонтировать термостат.
- Снять корпус воздухофильтра.
- Отсоединить входную часть выхлопной трубы от коллектора.
- Снять кожух, а также сам ремень распределительного вала.
- Отсоединить от карбюратора тяги привода обеих заслонок.
- Отключить подходящие к ГБЦ провода.
- Отсоединить подходящие к ГБЦ шланги, ослабив их хомуты.
- Демонтировать головку блока цилиндров.
- Удалить изношенную прокладку.
- Очистить поверхность касания ГБЦ от остатков материала прокладки.
Замена прокладки ГБЦ ваз 2114
Установка прокладки и монтаж головки блока цилиндров на свое место производится в точно такой же последовательности, но в обратном порядке
При этом, стоит обратить наиболее пристальное внимание на такой фактор, как момент затяжки гбц ваз 2114 8 клапанов — о нем мы и поговорим ниже
Работа по замене цепи ГРМ на ВАЗ 2106 проходит в несколько этапов:
Снятие корпуса воздушного фильтра с карбюратора.Потребуются ключи на 8 и на 10 – для откручивания гаек. При работе следует соблюдать аккуратность, чтобы ничего не уронить, ведь в этом случае его придётся снимать, вплоть до демонтажа впускного коллектора.
Отключение тросов, трубопроводов, крышек и т.д.В первую очередь снимаются крышка трамблера, а также трубка подачи топлива. Для этого придётся открутить крепления клапанной крышки (всего восемь гаек, плюс шайбы с пластинами), после чего отсоединяется трубка подачи топлива, трос подсоса, привод дроссельной заслонки.После снятия клапанной крышки с прокладкой внимательно осмотрите последнюю: вполне может быть, что её также придётся заменить.
Снятие защиты и слив антифриза.Снимаем защиту снизу, сливаем антифриз в заранее подготовленную ёмкость.Следующий шаг – ослабление крепления генератора (для этого потребуется ключ на 19), а также снятие хомутов на патрубках, хомута нижнего патрубка водяной помпы. Все хомуты сперва ослабляются, и после снимаются. Проводим отключение питания термодатчика на радиаторе и вентилятора, потом снимаем радиатор, включая термостат и патрубки.
Снятие ремня генератора.Гайку натяжителя генератора нужно отпустить, после чего сдвинуть вперёд с помощью монтировки. На этом этапе уже можно снять ремень генератора.
Снятие шкива коленчатого вала.Поворачивая коленчатый вал за шкив, с помощью ключа на 36, совмещаем метки на шкиве и крышке, на литье постели и звёздочке распределительного вала. Откручиваем удерживающую шкив коленчатого вала гайку на 36, стопорим шкив (для этого необходим спецключ или сложная комбинация из включения пятой передачи, нажатия на педаль тормоза и откручивание гайки). После того, как эта гайка отвинчена, можно снять шкив и снять крышку привода распредвала. Для последней операции потребуются ключ на 10 и немного терпения (нужно открутит три гайки и шесть болтов, плюс три болта в нижней части крышки.
Снятие натяжителя цепи.Натяжитель цепи удерживается двумя гайками крепления
Открутив их, вы легко снимете и натяжитель.
Снятие крепления звёздочки распределительного вала.На этом этапе важно пометить положение звёздочки для центровки. Снять же звёздочку достаточно просто – достаточно открутить болт крепления.
Снятие цепи ГРМ.Предохранитель, болт, на котором закреплена звёздочка привода вспомогательных агрегатов, а также крепления натяжителя откручиваются ключом на 10
Прежде, чем снять звёздочки и цепь ГРМ, оставьте метки, соответствующие их положению (обратные действия пройдут куда легче).
Установка новых звёздочек, коленвала и вспомогательных агрегатов.Прежде, чем поставить новую цепь, её нужно тщательно смазать, — так она прослужит больше. После установки её желательно временно придержать каким-либо инструментом, чтобы она не упала.Установка новых звёздочек, коленвала и вспомогательных агрегатов производится в обратном порядке. Звёздочка распределительного вала устанавливается таким образом, чтобы совпадали все метки, а нисходящая ветвь цепи была натянута. Распределительный вал нужно провернуть против часовой стрелки. Теперь возвращаемся за коленвал и натягиваем цепь. На этом этапе следует проверить правильность меток и их совпадение. Если не совпадают, цепь можно перекинуть на зуб и повторить процесс установки.
Установка натяжителя цепи.Вернуть натяжитель цепи на своё законное место – только полдела. Нужно также затянуть крепёжные болты и законтрить их. Для проверки правильности установки следует провернуть коленвал на два оборота. Если клапана не упираются в поршни, а метки совпадают, значит, всё сделано правильно.На этом этапе нужно вернуть на мест крышку коленвала (предварительно смазав её герметиком).Возвращаем на место шкив. Снова проверяем совпадение меток и только после этого затягиваем его.
Установка трамблера.Откручиваем гайку на 13, достаём его, проворачиваем бегунок в сторону контакта 4-го цилиндра и устанавливаем трамблер на место. Выставляем зажигание.
Остальные операции выполняются аналогично разборке, в обратном порядке.
С этой статьей так же читают:
Схема блока предохранителей ВАЗ 2105: комплексная или точечная замена?
Небольшой тюнинг Ваз 2106. Замена замков ВАЗ 2106 на бесшумные замки ВАЗ 2114
Перебои двигателя ВАЗ 2106
Замена карданной передачи ВАЗ 2106
Сборка маховика, маслоприемника и помпы
Важно установить маховик так, чтобы насечка на нем была расположена против крышки 4 шатуна, а зубчатый венец примыкал к сцеплению
- Наносим тонкий слой автогерметика на болтики, крепящие коленвал.
- Надеваем маховик и его шайбу на вал и закручиваем болтики, крепящие его, до упора.
Все, маховик установлен. Монтируем маслоприемник и картер движка.
- Меняем кольцо-уплотнитель маслоприемника.
- Смазываем новое колечко маслом.
- Ставим маслоприемник на положенное место и прикручиваем болтом к маслонасосу.
- Прикручиваем деталь 2 болтиками ко второму коренному подшипнику.
- Затягиваем болты.
- Обрезаем лишние части прокладок держателя сальника и маслонасоса.
- Наносим на нижние кромки блока консистентку и приклеиваем прокладку картера.
- Аккуратно ставим картер на место, чтобы не сдвинуть прокладку.
- Прихватываем картер болтами по периметру.
- По очереди затягиваем все болтики.
Теперь можно передохнуть, поскольку сборка почти завершена. А после перерыва нужно вернуть на место помпу.
- Ставим прокладку на помпу и смазываем ее литолом или другой консистентной смазкой.
- Устанавливаем помпу маркировкой вверх и прикручиваем деталь к блоку 2 болтами.
Выше размещены видео о демонтаже и сборке двигателя, которые следует изучить до проведения работ.
Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой. С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах. Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.
Динамометрический ключ и его виды
Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2020 году устройства делятся на три основных типа.
Щелчковый ключ
Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.
Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.
Стрелочный ключ
Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.
Цифровой ключ
Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.
Подобные ключи в 2020 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.
Иные приспособления
При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.
Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.
Сила затяжки головки блока — на ВАЗ 2106, на ВАЗ 2109, инструкция
Головка блока цилиндров имеет важнейшее значение для работы двигателя. Она находится на верхней части блока цилиндров. Как правило, головка блока цилиндров выполнена из сплава алюминия. Специально разработанные крепежные болты позволяют получить хорошее крепление к блоку цилиндров.
Для качественного ремонта этой детали необходимо соблюдать правила затяжки, в противном случае нарушается герметичный режим цилиндров, что ведет к протечке масла и снижению компрессии в двигателе. Существует и обратный вариант, когда болты затягиваются слишком туго. Это может повлечь за собой деформацию корпуса головки, что приведет к необходимости ее замены.
В каких случаях нужно протягивать крепежи
Соблюдение правильного момента затяжки болтов на моторе ВАЗ-2106 необходимо при:
- проблемах с двигателем, в этом случае может потребоваться замена прокладки блока цилиндров, маслосъемных колпачков или втулок клапанов, после чего нужно вернуть крепежи ГБЦ на место;
- возникновения проблем с автомобилем, требующих диагностики головки;
- через каждые 2-3 тысячи километров пробега в целях профилактики.
Мало кто делает затяжку креплений с нужным усилием для профилактики. Между тем двигатель при работе постоянно вибрирует. Болты из-за этого ослабевают и со временем могут вообще покинуть свои места. Это чревато серьезными поломками двигателя.
Видео.
В предыдущих статьях объяснил, как можно снять двигатель с ВАЗ 2109 не снимая коробки передач и разобрать самому в домашних условиях. Теперь объясню как его собрать.
Двигатель разбирался для ремонта, причина ремонта, движок ВАЗ 21083 жрал масло. После разборки выяснилось что расход масла был из-за большого износа поршневой группы, блок растачивался под поршни первого ремонта 82,4. Коленвал оказался совсем новый его не шлифовали заменил только вкладыши новыми. Также притер клапана и заменил сальники клапанов, притирка головки описана в статье Притирка клапанов головки ВАЗ-2108 до 15
Когда болтам требуется замена
Перед тем как вы приступите к затяжке болтов, следует осмотреть их. Визуальной оценки состояния недостаточно, необходимо проверить параметры крепежа. Он должен:
- иметь размеры 12/120 мм;
- быть с целой резьбой;
- не иметь искривлений по всей длине.
Некоторые мастера рекомендуют регулярно вкручивать в ГБЦ новые болты. Другие придерживаются правила, что замену проводить нужно только в том случае, если крепеж вкручивается в гнездо туго. Лучше всего не скупиться на болты, так как при использовании заведомо растянутой комплектующей увеличивается риск поломки ее металла. Последствия этого практически непредсказуемы, в большинстве случаев восстановить работу силовой установки можно будет только с помощью специалистов.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
- Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
- Люфт в трамблере.
- Эллипсность звездочек ГРМ.
Как правильно затянуть?
Протянуть болты можно с помощью специалистов или самостоятельно. Если вы никогда прежде не сталкивались с необходимостью выполнения этой задачи, то ниже разберем, как сильно следует закручивать винты и в какой последовательности это делать.
Точно соблюдайте момент натяжки, поскольку если болты головки блока будут перетянуты, это приведет к появлению трещин и повреждению ГБЦ. Если это случится, автовладельцу придется выполнять капитальный ремонт агрегата. Рабочая поверхность отверстия, а также резьбового соединения винта должны быть максимально чистыми. Для очистки цилиндров можно использовать железную проволочную щетку
Если в ходе выполнения задачи вы обнаружили «слепые» отверстия для винтов головки, то осторожно используйте смазку для обработки. Если объем вещества больше, чем требуется, возникнут сложности с установкой штифта до упора
Резьбу новых болтов рекомендуется смазать небольшим количеством моторного масла либо другим типом смазочного материала.
Инструменты и материалы
Чтобы обтянуть ГБЦ, подготовьте только один инструмент — динамометрический ключ, который позволит определить силу затягивания винтов. Приобрести ключ лучше всего в специализированном магазине или арендовать на СТО, поскольку этот инструмент может использоваться только для закручивания и обтяжки. Эксплуатация обычного гаечного ключа не позволит определить, сколько килограмм составляет сила затяжки.
При покупке болтов рекомендуется отдать предпочтение фирменным деталям. Обязательно посмотрите на резьбовую часть — она должна быть целая, без повреждений и дефектов, при их наличии осуществляется замена креплений.
Канал «Ремонт Двигателя! И интересное!» обнародовал ролик, где описаны все нюансы выполнения процесса натяжки.
Алгоритм действий
Необходима очередность и сила, когда вы будете тянуть болты головки блока цилиндров:
- В соответствии с размещенной ниже схемой произведите натяжку всех болтов при помощи динамометрического ключа. Момент затяжки на первом круге закручивания креплений составит около 3,5 — 4,1 кгс/м. Сначала натягиваются болты, которые находятся в центре головки блока — сверху и снизу. После этого завинчиваются два верхних и нижних крепления, установленные сбоку от винтов, расположенных в центре. Затем производится натяжка двух крайних болтов. Учтите, что сначала надо натянуть левые штифты, а потом правые. Винт под номером 11, расположенный внизу слева, трогать не надо.
- Это первый круг натяжки. На втором этапе производится затягивание болтов в аналогичном порядке. Только сила, с которой натягиваются элементы крепления инструментом, будет 10,5 — 11,5 кгс/м.
- На третьем этапе производится натяжение болта, который отмечен номером 11 на схеме. Сила затягивания этого винта должна быть 3,5 — 4,0 кгс/м.
Причины, требующие осуществления правильной затяжки
Как отмечалось выше, затяжку проводят после разборки ГБЦ, а ее, в свою очередь, чаще всего выполняют, когда возникает необходимость заменить прокладку в модели 2107. В большинстве случаев неисправность рассматриваемого элемента является основанием для запрета дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Очень часто встречается такая проблема, как износ прокладки на участке между смазочными каналами и теми, что отвечают за циркуляцию тосола. В этой ситуации происходит взаимное загрязнение рабочих жидкостей. Характерные симптомы таковы:
- разжижение масла и падение его уровня;
- изменение оттенка тосола (он начинает походить на чай).
Такая поломка требует неотложного ремонта.
Второй вариант неисправности ВАЗ-2107 – утрата герметичности на участке между собственно цилиндрами и системой подачи ОЖ. Как правило, здесь виноваты:
- бракованная прокладка ГБЦ;
- недостаточный момент затяжки.
Вне зависимости от этого, происходит одно и то же – в систему охлаждения проникает воздух, а после этого:
- растет температура ОЖ;
- распределительный бачок буквально закипает.
Многие ищут причины отказа в других местах, если производили замену прокладки ГБЦ недавно, но это лишь напрасная трата сил. Дело в том, что сейчас такие элементы часто имеют низкое качество, а иногда производятся в кустарных условиях. В результате уплотнитель выходит из строя в считанные месяцы. Присмотритесь внимательно, нет ли потеков тосола в пространстве между блоком цилиндров и мотором. Если это так, то попробуйте усилить затяжку болтов. Когда же эта мера не помогает, то, скорее всего, проблема именно в неровной прокладке.
Единицы измерения прилагаемого усилия
В странах Европы, СНГ принято использовать Ньютоны, умноженные на метр. Универсальная единица измерения присутствует на всех приборах и динамометрических ключах. В западной Европе, США и Австралии применяются Фунты*дюйм.
«Отечественная» единица измерения отличается большей точностью, что подтверждает ее распространение.
Таблица моментов затяжки резьбовых соединений
Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:
- КАМАЗ;
- 8 клапанная Деу Нексия;
- Лада Гранта;
- Хендай Акцент;
- Шевроле Нива;
- Hino Rainger;
- УАЗ Патриот;
- Тойота Рав-4.
Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.
Далее приведена таблица моментов протягивания болтов ГБЦ, самых популярных моделей автомобилей в России.
Мотор | Момент протяжки Н*м |
GW 491 QE | 20,0 |
УАЗ 409 | 13-14,5 |
3SFE | 49 |
2AZFE | 7,8 |
S2 Diesel | 24.0 |
Дэу Нексия 8 кл. | 25.0 |
405 | 40-50 + доворот на 90° |
Гранта все моторы | 75,0+90° |
WL-T | 9,0+180° |
Камаз 740 | 20,0+180° |
J07C | 21,0+90° |
4A FE | 29,0/60,0 |
D20DT | 85,0 |
5S FE | 49,0+90° |
1MZFE | 18,0+180° |
ЯМЗ 536 | 10,0+180° |
ТагАЗ | 10,0+90° |
Chevrolet NIVA | 77,0 |
X18XE | 25,0+270° |
1ZZFE | 40,0+90° |
УМЗ 4216 | 11,0+180° |