Как устроена система отопления на ладе гранте. схема печного отопителя
Содержание:
- Радиатор печки: ответственный за обогрев салона
- Признаки поломки печки
- Проводим диагностику
- Описание конструкции системы отопления и Детали
- Как поменять отопитель
- Как устроена система отопления «лады гранты»
- Радиатор печки Гранта
- Снятие радиатора отопителя
- Система отопления Лады Гранты с кондиционером и без – отличия
- Последовательность действий при самостоятельной установке дефлекторов окон на Ладу Гранту Лифтбек
- Как промыть систему охлаждения на Ладе Гранте
- Особенности конструкции системы охлаждения двигателя LADA Granta
Радиатор печки: ответственный за обогрев салона
Современный автомобиль уже сложно представить без стандартного комплекта приспособлений и опций, благодаря которым управление транспортным средством становится максимально удобным, а пребывание в салоне — комфортным и безопасным. Функции поддержания благоприятного температурного режима в машине возложены на систему отопления, кондиционирования и вентиляции, которая в зависимости от ситуации может подогревать, вентилировать или охлаждать воздух в салоне. При этом одним из ключевых узлов отопительной системы является печка, в состав которой входит радиатор, выполняющий функции теплообменника. Воздух, поступающий в салон автомобиля, подогревается радиатором, а он разогревается жидкостью, охлаждающей двигатель.
«Лада Гранта» оснащена большим количеством опций, благодаря которым управление транспортным средством становится достаточно удобным
Как устроена система отопления «Лады Гранты»
Конструкционно отопительная система Lada Granta состоит из:
- воздуховода, направляющего поток к левому дефлектору (дефлектор — устройство для усиления тяги);
- крышки теплообменника;
- уплотнителя;
- радиатора печки;
- воздуховода к стёклам;
- корпуса печки;
- центрального воздуховода;
- воздуховода, направляющего поток к правому дефлектору;
- тяги затворки рециркуляции;
- оболочки вентилятора;
- непосредственно вентилятора;
- резистора, регулирующего работу вентилятора;
- главного воздуховода;
- тяг распределительных затворок;
- регулирующего устройства;
- устройства, направляющего воздух к ногам пассажиров;
- тяги затворки терморегулятора.
Структура системы отопления «Лады Гранты» позволяет осуществлять ремонт своими силами
Как работает система отопления
Отопительно-вентиляционная система в Lada Granta является приточно-вытяжной. Что это означает? Воздух снаружи проникает в салон через специальное устройство в виде воздухозахватывающего короба, размещённого перед лобовым стеклом. Количество поступающего извне воздуха регулируется специальной заслонкой рециркуляции. Система рециркуляции, предусмотренная в «Ладе Гранте», позволяет лучше нагревать воздух в салоне зимой и быстрее охлаждать летом (при наличии кондиционера). Не следует, однако, злоупотреблять режимом рециркуляции, т. к. воздух в машину при этом попадает несвежий. Удобно использовать рециркуляцию для защиты от попадания в салон посторонних запахов с улицы, но только кратковременно. Принцип рециркуляции заключается в перекрытии доступа воздуха снаружи и многократном прохождении внутренних воздушных потоков через нагревательный или охлаждающий элемент.
Далее на пути воздушных потоков возникает воздушный фильтр 7, который служит преградой для частиц пыли и грязи. Не следует забывать менять фильтрующий элемент в соответствии с графиком, рекомендованным заводом-изготовителем. Очищенный от механических частиц воздух подхватывается вентилятором 11, приводимым во вращение двигателем 12, и нагнетается в салон автомобиля.
После этого воздушная струя проходит через испаритель кондиционера 13 (если таковой предусмотрен комплектацией), под которым имеется дренажное отверстие 14 для слива конденсата. В зависимости от положения заслонки 15, регулирующей температуру, воздух движется на радиатор отопителя или же в обход теплообменника. Если заслонка направляет струю на радиатор, то в салон попадает подогретый воздух, потоки которого можно распределять по мере необходимости на лобовое и боковые стёкла или же под ноги пассажиров.
Система отопления и вентиляции «Лады Гранты» — приточно-вытяжная
Вытяжка происходит через специальные отверстия в задней части кузова, которые можно обнаружить под обивкой багажника. Для нормальной работы вытяжки не следует загромождать эти отверстия грузом, перевозимым в багажнике. Помимо прочего, закрытая вытяжка может привести к запотеванию окон.
Работа радиатора печки «Лады Гранты»
Непосредственно под лобовым стеклом находится отопитель, пройдя через него, воздушные потоки направляются в разные части салона. Судя по отзывам владельцев, печка, установленная на Lada Granta, работает более эффективно, чем отопители других моделей ВАЗ, например, «Лады Калины».
Отопитель автомобиля «Лада Гранта» имеет пластиковый корпус
Признаки поломки печки
Поломка печки всегда влечет за собой дискомфорт, особенно это касается холодного времени года. Наиболее характерными признаками поломки отопителя являются обмерзшие стекла и понижение температуры внутри салона. К неисправностям приводят:
- Наличие непроходимости внутри каналов из-за накипи;
- Применение низкокачественного антифриза (как постоянное, так и нерегулярное);
- Наличие в отопительной системе посторонних предметов либо ее загрязнение.
К основным симптомам поломки радиатора относят следующие:
- Даже при прогретом моторе в салон автомобиля из дефлекторов поступает холодный воздух;
- Ощущается явный недостаток обогрева салона, теплый воздух начинает поступать лишь после достаточно долгого ожидания с момента запуска двигателя.
Для профилактики возможных поломок опытные автовладельцы рекомендуют проводить периодические осмотры всей системы отопления, а также системы охлаждения. Обнаружив любые подозрительные пятна или течи нужно немедленно приступить к проведению ремонтно-профилактических мероприятий. При обнаружении поврежденных патрубков либо шлангов срочно замените их. Такие осмотры застрахуют вас от возможных негативных последствий, вызванных внезапной поломкой отопителя.
Проводим диагностику
Если за окном холодно, а салон не может нормально прогреться, то нужно проверить работу системы охлаждения, которая имеет непосредственное влияние и на обогрев салона.
Уровень охлаждающей жидкости
С этой целью необходимо открыть капот, и на непрогретом моторе проверить, где находится охлаждающая жидкость.
Если её уровень в бачке располагается между минимальной и максимальной отметками, то всё в порядке. Но, при снижении этого уровня, возможны проблемы с герметичностью системы охлаждения, а это приводит к понижению давления внутри системы. Если проблему не устранить, то печка не сможет прогревать воздух в салоне достаточно эффективно.
Термостат
Это термостат родной Luzar
Речь идёт о возможном заедании клапанов термостата в положении, где охлаждающая жидкость циркулирует только по большему кругу. Так что, в холодный период охлаждающая жидкость не будет прогреваться до нормальной температуры, поэтому и в салоне теплее не станет.
Расположение термостата под капотом
Убедиться в наличии именно этой поломки можно по тому, что машина, пребывая в пробках, начинает очень быстро перегреваться. К тому же, при передвижении по трассе со стабильной скоростью, мотор теряет свою температуру слишком быстро, если говорить о холодном времени года. Впрочем, даже если этих «симптомов» у вашего автомобиля не наблюдается, то это ещё не значит, что термостат работает надлежащим образом. Вполне возможно, что его недоработка заключается только в ощутимых проблемах с отопителем салона.
Для ещё более сложных случаев можно проверить патрубки, которые подключаются к радиатору отопителя. В нормальном состоянии один из них должен быть горячим, а другой — лишь немного теплым. Если же второй из патрубков очень холодный, то это укажет на то, что в вашем автомобиле забился печной радиатор. Прочистить его так просто не удастся. Скорее всего, придётся полностью снимать всю печку.
А для наиболее экстремальных ситуаций, когда ничего из вышеназванного не помогает, а за окном очень сильные морозы, то можно просто перекрыть радиатору доступ воздуха любым плотным предметом, вроде картона или же пластика.
Заслонка регулятора температуры воздуха
Если же система охлаждения Лада Гранта работает надлежащим образом, то причина плохой работы печки может заключаться в особенностях функционирования заслонки регулятора температуры воздуха.
Регулятор температуры выдуваемого воздуха (может быть неисправным как ползунок, так и тросик с механизмом, на который регулятор передаёт натяжение)
Неисправность может касаться панели управления отопителем или же плохой работы редуктора, посредством которого заслонка перемещается. Зависимо от своего положения до момента поломки, в салон может поступать прохладный воздух в холодное время года или же горячий воздух в летний период.
Вентилятор отопителя и его предохранитель
Блок предохранителей обозначен стрелочкой
Проследите и за тем, включается ли в работу вентилятор отопителя. Если он остаётся недвижимым, то необходимо проверить, в каком состоянии находится 30А предохранитель. Его можно узнать по зеленому окрасу и индексу F4 (на картинке выше). Находится он в дополнительном сосредоточении силовых предохранителей. Оно располагается под капотом, недалеко от расширительного бачка системы охлаждения.
Если с этим предохранителем всё в порядке, то, скорее всего, проблема заключается в самом электрическом моторчике вентилятора. Добраться до него можно только через специальное отверстие, которое станет доступным после демонтажа крышки бардачка.
Описание конструкции системы отопления и Детали
вентиляции отопителя
Детали отопителя: 1 – воздуховод к дефлектору левому; 2 – крышка радиатора; 3 – уплотнитель; 4 – радиатор воздуховод; 5 – отопителя к решеткам обдува стекол; 6 – корпус воздуховод; 7 – отопителя к центральным дефлекторам; 8 – воздуховод к правому тяга; 9 – дефлектору заслонки рециркуляции; 10 – корпус вентилятора вентилятор; 11 – отопителя; 12 – дополнительный резистор вентилятора;
оборудован Автомобиль системой отопления и вентиляции, которая для служит создания наиболее комфортных условий водителя для и пассажиров независимо от погодных условий. В отопления систему и вентиляции входят: отопитель, вентилятор воздуховоды, отопителя и дефлекторы. По воздуховодам воздух из отопителя решеткам к подводится обдува ветрового и боковых стекол, к боковым и центральным дефлекторам на панели приборов, а также к подачи воздуховодам воздуха к ногам водителя и пассажиров. воздуховоды и Отопитель подвода воздуха к дефлекторам и решеткам стекол обдува закреплены на обратной стороне панели Расположение.
приборов отопителя и воздуховодов
Расположение отопителя и панели на воздуховодов приборов: 1 – заслонка рециркуляции; 2 – воздуховод к дефлектору правому; 3 – тяга заслонки рециркуляции; 4 – воздуховод; 5 – решеткам к воздуховод обдува стекол; 6 – корпус отопителя; 7 – левому к воздуховод дефлектору; 8 – каркас панели приборов; 9 – заслонки привод регулятора температуры; 10 – крышка радиатора; 11 – патрубок подводящий радиатора; 12 – отводящий патрубок радиатора; 13 – дополнительный; 14 – уплотнитель резистор вентилятора; 15 – корпус вентилятора вентилятор; 16 – отопителя отопителя
Управление системой осуществляется рукояток поворотом, расположенных на блоке управления отоплением и Блок. вентиляцией управления установлен на панели приборов. отопителя Корпус установлен под панелью приборов в справа, центре за вещевым ящиком расположен корпус отопителя вентилятора. Между собой корпуса отопителя и соединены вентилятора воздуховодом.
Радиатор отопителя
Радиатор Радиатор
отопителя отопителя соединен шлангами с системой двигателя охлаждения. Через радиатор постоянно циркулирует жидкость охлаждающая. В зависимости от положения заслонки, связанной с температуры регулятором, наружный воздух может проходить радиатор через отопителя, либо минуя его. В положениях промежуточных заслонки часть воздуха проходит радиатор через, а остальная часть в обход радиатора. В положениях крайних заслонки весь воздух проходит радиатор через или минует его. В корпусе отопителя вентилятора установлен вентилятор, дополнительный резистор отопителя вентилятора и заслонка рециркуляции.
Вентилятор отопителя
отопителя Вентилятор
Электродвигатель вентилятора коллекторный, постоянного возбуждением, с тока от постоянных магнитов. Завод-изготовитель не ремонтировать рекомендует электродвигатель, при выходе из строя следует его заменить.
Дополнительный резистор
Дополнительный Электродвигатель
резистор вентилятора, в зависимости от подсоединения дополнительного может, резистора вращаться с четырьмя различными скоростями. включении При электродвигателя напрямую вентилятор вращается с скоростью максимальной, а при различных подключениях через вентилятор резистор может вращаться с тремя различными Дополнительный. скоростями резистор снабжен встроенным предохранителем. выходе При из строя предохранителя дополнительный резистор замене подлежит.
Сверху, на корпусе вентилятора отопителя фильтр установлен системы вентиляции и отопления (салонный для) фильтр очистки воздуха, поступающего в салон забудьте. Не автомобиля посмотреть, как заменить салонный Лада на фильтр Гранта.
При движении автомобиля поступает воздух в отопитель через отверстия в облицовке окна ветрового. Для увеличения подачи воздуха в время во салон движения автомобиля, а также на стоянке, вентилятор служит отопителя. Интенсивность подачи воздуха скоростью определяется вращения вентилятора. Для ускорения салона прогрева и предотвращения поступления в салон наружного при (воздуха движении по задымленным, запыленным участкам служит) дороги система рециркуляции воздуха. При рычага переводе управления рециркуляцией воздуха в крайнее положение правое заслонка системы рециркуляции перекрывает наружного доступ воздуха в салон автомобиля, при воздух этом в салоне автомобиля начинает циркулировать по контуру замкнутому, без обмена с наружным воздухом.
выхода Клапаны воздуха из салона (при снятом бампере заднем)
Клапаны вентиляции
Как поменять отопитель
Замена печки Лада Гранта выполняется в соответствии с технологическим регламентом завода-изготовителя. Но опытные автолюбители предлагают свои схемы замены этого устройства, успешно используемые при проведении ремонтных работ. Сначала необходимо расчистить пространство под капотом автомобиля: отвернуть клеммы и болты крепления аккумулятора и снять его, убрать патрубки дроссельного узла, воздуховодов, демонтировать воздушный фильтр. После этого можно слить антифриз из системы охлаждения двигателя.
Работы в салоне начинаются с демонтажа декоративного кожуха ручника: нужно отвинтить два самореза и освободить крепление тоннеля со стороны водителя и пассажира. Теперь необходимо снять педаль газа, открутив три болта и отсоединив контактную группу. Затем следует вынуть палец крепления педали тормоза и надавить на нее, освобождая место для проведения дальнейших работ. Для доступа к радиатору печки снимите пластиковую боковую крышку торпедо. Чтобы демонтировать теплообменник, отрежьте патрубки в двух местах.
Отсеченную часть труб следует вытащить в подкапотное пространство, затем отогнуть педаль тормоза и вытянуть старый радиатор в салон. После установки нового теплообменника его патрубки просовываются в салон со стороны подкапотного пространства, надеваются на патрубки радиатора и надежно поджимаются новыми хомутами. Дальнейшая установка снятых частей происходит в обратном порядке. Затем устанавливается аккумулятор и заливается охлаждающая жидкость.
Как устроена система отопления «лады гранты»
Конструкционно отопительная система Lada Granta состоит из:
- воздуховода, направляющего поток к левому дефлектору (дефлектор — устройство для усиления тяги);
- крышки теплообменника;
- уплотнителя;
- радиатора печки;
- воздуховода к стёклам;
- корпуса печки;
- центрального воздуховода;
- воздуховода, направляющего поток к правому дефлектору;
- тяги затворки рециркуляции;
- оболочки вентилятора;
- непосредственно вентилятора;
- резистора, регулирующего работу вентилятора;
- главного воздуховода;
- тяг распределительных затворок;
- регулирующего устройства;
- устройства, направляющего воздух к ногам пассажиров;
- тяги затворки терморегулятора.
Радиатор печки Гранта
Расположение радиатор печки на Гранте не является удобным для его замены. Для снятия радиатора без его повреждения придется демонтировать приборную панель, что может занять уйму времени и труда из-за банальной проблемы, которая в других автомобилях решается за час.
Радиатор расположен под торпедо в центральной его части у ног водителя. Его патрубки спрятаны за декоративной боковой накладкой панели. Данное расположение радиатора немного затрудняет доступ к нему при проведении замены, но если использовать правильную инструкцию по замене, то самостоятельная работа по снятию и установке радиатора не вызовет труда.
Снятие радиатора отопителя
Снимаем радиатор отопителя для замены при обнаружении течи охлаждающей жидкости через радиатор. Снимаем панель приборов (см. «Снятие панели приборов»).
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления крышки радиатора.
Снимаем крышку радиатора и уплотнитель (показан стрелкой) с патрубков радиатора.
Вынимаем радиатор из корпуса отопителя. Устанавливаем радиатор отопителя в обратной последовательности.
«Лада Гранта» — один из наиболее востребованных автомобилей в России в 2020 году, наряду с KIA Rio, VW Polo, Lada Vesta, Hyundai Solaris и Hyundai Creta. Такая популярность автомобиля объясняется, прежде всего, оптимальным сочетанием цены и качества: владельцы «Гранты» отмечают хорошую обзорность, вполне приемлемый силовой агрегат, простоту обслуживания, низкую стоимость запчастей, вместительный багажник, большой клиренс, что чрезвычайно актуально для российских реалий.
Среди комплектующих, незаменимых в холодное время года — отопитель, основным узлом которого является радиатор. Если возникает ситуация, когда необходимо заменить радиатор печки, то в большинстве случаев это можно сделать без посторонней помощи. Что следует помнить владельцу «Лады Гранты», отважившемуся на самостоятельную замену радиатора отопителя?
Система отопления Лады Гранты с кондиционером и без – отличия
Конструкция не имеет указанного дополнительного оборудования
Наличие кондиционера | Отсутствие |
Отдельный воздуховод | |
Испаритель | |
Блок отопителя | |
Корпус блока отопителя |
Читать дальше: Авито челябинская область ваз 2104
Характерные неисправности системы отопления Лады Гранты
Неисправность | Диагностика | Способ устранения |
Печка работает на одном скоростном режиме | Проверка платы с резисторами | Замена платы с резисторами |
Заслонки неподвижны | Диагностика троса привода | Смазка тросика, дополнительное натяжение |
Датчик на приборной панели показывает разную температуру | Проверка сопротивления датчика на контактах | Замена датчика |
Печка не активируется при нажатии на рычаг | Проверка цепи электропитания | Замена электрической проводки, предохранителя |
Работа вентилятора сопровождается скрипом, металлическим скрежетом | Диагностика блока печного отопителя | Смазка подшипника, замена |
Из дефлекторов вылетает холодный воздух | Проверка целостности воздушных патрубков | Уплотнение соединения герметиком |
Не происходит подача охлаждающей жидкости на печку | Проверьте схему подвода патрубков печки | Замена патрубков |
Последовательность действий при самостоятельной установке дефлекторов окон на Ладу Гранту Лифтбек
- Помещаем машину на ровную платформу, обеспечиваем беспрепятственный доступ по периметру кузова.
- Принимаем первоочередные меры по безопасности: активация первой передачи, натяжение рычага стояночного тормоза.
- Начинаем с водительской двери: протираем насухо периметр над стеклом, где будет наклеен дефлектор. Обезжириваем ацетоном или другим растворителем, тип жидкости выбирает владелец.
- Прикладываем боковые накладки к кузову, вымеряем зазоры, корректируем, помечаем маркером.
- Снимаем защитную пленку со скотча на дефлекторе, прикладываем концы, после чего прижимаем середину.
- Удерживаем в таком положении 2 – 3 минуты, отпускаем, готово.
Качество фиксации зависит от тщательности очистки поверхности, ее обезжиривания. По аналогии проводим установку на оставшихся окнах. Задний ветровик клеим по уже известному алгоритму.
Как промыть систему охлаждения на Ладе Гранте
Нарушение сроков проведения замены жидкости, покупка дешевых аналогов способствует образованию осадка в магистрали, помутнению тосола.
Из-за потери химических и физических свойств водяная рубашка силового агрегата подвергается коррозии, отслоению.
Постоянная повышенная рабочая температура — первый признак загрязнения, образования отложений, неисправности термостата. Изготовитель рекомендует проводить очистку магистралей через каждые 50000 км. Замена тосола через 75000 км.
Объем системы охлаждения Лады Гранты 8.0 литров.
Способы очистки
- внешняя;
- внутренняя.
В первом случае удаляются все загрязнения с наружной части при помощи напора воды, добавлением моющего средства. Во втором случае промывка осуществляется внутри специальными химическими средствами.
Если промывка не дала положительного результата, тогда заменяем штатный радиатор новым, так как на дне скопилось избыточное количество окаменелостей, начался процесс коррозии.
Дистиллированная вода
Используем дистиллированную воду
Достать дистиллированную воду можно несколькими способами:
- купить в аптеке;
- растопить чистый снег;
- отстаивать на протяжении полугода воду из-под крана.
Процесс промывки выглядит следующим образом:
- Помещаем машину на смотровой канал, отвинчиваем крепления защиты поддона картера.
- Скручиваем сливную пробку системы, стачиваем тосол. Предварительно выкручиваем крышку с расширительного бачка, сбрасываем давление.
- После того, как отработка сточена, закручиваем пробку, заливаем в систему 8.0 литров дистиллированной воды.
- Запускаем двигатель, прогоняем его на средних оборотах в течение нескольких минут, глушим.
- Повторяем п. 2, 3. Как только на выходе будет вода чистого цвета — промывка окончена.
- Заправляем новый тосол. Очередная замена через 75000 км.
Сода, кислота и уксус
Промывка подручными средствами
Смешиваем указанные ингредиенты в процентном соотношении: 25 / 50 / 25, добавляем литр воды. Аналогичный объем сливаем с системы, добавляем «зелье», оставляем автомобиль в неподвижном состоянии на 6 – 8 часов, лучше на ночь.
Поутру стачиваем отработку, промываем один раз систему, заливаем чистый тосол.
Специальные средства
Процесс аналогичен вышеописанному. Проводим с соблюдением основных правил безопасности. Приобрести присадки можно в любом специализированном автомагазине, авторынке.
Особенности конструкции системы охлаждения двигателя LADA Granta
Система охлаждения двигателя ЛАДА Гранта жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком. Систему заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 ‘С.
Конструкция системы охлаждения всех двигателей, устанавливаемых на автомобили Лада Гранта, принципиально одинакова и описана на примере автомобиля с двигателем ВАЗ-21116.
Расположение элементов системы охлаждения ЛАДА Гранта:
Рис. 1. Расположение основных элементов системы охлаждения Лада Гранта: 1 — водяной насос (расположен под крышкой привода газораспределительного механизма); 2 — радиатор системы охлаждения {расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 3 — электровентилятор радиатора (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 4 — термостат; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — расширительный бачок
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения Лада Гранта, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. В термостате Лада Гранта установлены основной и дополнительный перепускной клапаны. При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полно закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 85 С термостат начинает открываться, а при 102 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.Электровентилятор с пластмассовой крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условия или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух в свою очередь прикреплен к радиатору 3 в четырех точках. Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 5 (см. рис. 1), расположенного в гнезде термостата 4.
Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В внизу справа находится сливная пробка 6. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «МIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см*) и пропускает воздух в расширительный бачок.
Примечание
Исправность клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вырвать повреждение радиатора и шлангов
В систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.