Замена насоса охлаждающей жидкости (помпы) на автомобиле ваз 2108, 2109, 21099
Содержание:
- Ремонт бензонасоса
- Привод бензонасоса
- Быcтpaя зaмeнa пoмпы нa BAЗ 2109
- Методы проверки состояния устройства
- Устанавливаем дополнительную помпу
- Примерный порядок действий по установке дополнительной помпы
- Как узнать, что именно помпа на 2109 вышла из строя
- Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2108/09
- Отрицательные стороны установки дополнительной печки в салон
- Разрушитель облаков
- Причины неисправности масляных насосов ВАЗ 2108/2109
- Симптомы неисправности масляного насоса
- Особенности при сборке
- Разборка и ремонт
- Инструкция по замене водяного насоса
- Замена помпы
- Поэтапная инструкция по замене
- Что понадобится для работы
Ремонт бензонасоса
Для замены либо ремонта насоса его потребуется демонтировать с двигателя. Из инструментов понадобятся:
- ключ на 13 мм;
- крестовая отвёртка.
Снятие бензонасоса
Демонтируем узел в следующем порядке:
- Протираем насос ветошью.
- Отсоединяем оба шланга (на входе и выходе), ослабив отвёрткой хомуты.
- Стягиваем шланги со штуцеров.
Однажды на моём авто возникла ситуация, когда из места установки бензонасоса подтекало моторное масло (в районе прокладок). Выявить причину удалось не сразу. Сперва я грешил на прокладки между блоком двигателя и проставкой, а также между ней и топливным насосом. Заменил их, но положительного результата не добился. После повторного демонтажа механизма я более внимательно осмотрел все элементы и выявил, что теплоизоляционная проставка имела трещину, через которую и просачивалось масло. Пришлось её заменить, после чего проблема исчезла. Кроме описанного случая была аналогичная ситуация, когда подтекало масло в месте расположения бензонасоса. На этот раз виновником оказался сам насос: масло сочилось из-под оси рычажка ручной подкачки топлива. Тут было два варианта выхода из ситуации: смириться или купить новое изделие. Я купил и поставил новый насос (ДААЗ), который по сегодняшний день работает исправно и не подтекает.
Разборка
Для разборки бензонасоса нужно подготовить:
- ключ на 8 и 10 мм;
- крестовую отвёртку.
Порядок действий по разборке таков:
- Отворачиваем болт, удерживающий верхнюю крышку.
Замена клапанов
Клапаны бензонасоса ВАЗ 2107 присутствуют в ремкомплекте. Для их замены понадобится надфиль и подходящие наставки для демонтажа.
Последовательность действий по разборке такова:
- Удаляем кернения при помощи надфиля.
Установка и регулировка бензонасоса
Монтаж топливного насоса на «семёрке» проводится в порядке, обратном снятию. Сам процесс сложностей не вызывает
Однако внимание стоит уделить прокладкам, поскольку их толщина оказывает непосредственное воздействие на работу механизма
Топливный насос уплотняется несколькими прокладками:
- регулировочная (толщина 0,7–0,8 мм или 1,1–1,3 мм);
- теплоизоляционная;
- уплотнительная (0,27–0,33 мм).
Регулировочная и уплотнительная прокладки отличаются только по толщине. Между блоком двигателя и теплоизоляционным элементом уплотнительная прокладка должна стоять всегда.
Регулировка бензонасоса выполняется следующим образом:
- Устанавливаем уплотнительную прокладку.
Привод бензонасоса
Топливный насос ВАЗ 2107 работает от толкателя (штока) и эксцентрика, расположенного на валу вспомогательных устройств («поросёнок», промежуточный вал), который приводится в действие от механизма ГРМ через шестерню. К вспомогательным устройствам относятся трамблёр, масляный и топливный насосы.
Принцип действия
Работает привод следующим образом:
- промежуточный вал вращается посредством цепи ГРМ;
- эксцентрик воздействует на шток и толкает его;
- шток нажимает на рычаг бензонасоса, обеспечивая его работу.
Износ штока
Главный признак выработки штока — автомобиль не развивает необходимую скорость. Если машина разгоняется, но, набрав скорость до определённого значения, больше её не развивает, причиной как раз и является износ штока. В последнее время толкатель изготавливают из настолько некачественного металла, что это приводит к выработке буквально через 500–1000 км. Край штока со стороны эксцентрика попросту расплющивает, что говорит о необходимости замены детали.
Быcтpaя зaмeнa пoмпы нa BAЗ 2109
Ecли y вac cлoмaлacь пoмпa (вoдянoй нacoc), a вы пoнятия нe имeeтe, кaк ee мeнять, тoгдa мы вac нayчим.
Зaмeнa пoмпы нa BAЗ 2109 дeлo нe cлoжнoe, нo cнaчaлa нyжнo yзнaть, a дeйcтвитeльнo ли этo oнa вышлa из cтpoя. Дeлaeтcя этo тaк:
- зaвeдитe двигaтeль и пpoгpeйтe eгo дo paбoчeй тeмпepaтypы;
- coжмитe вepxний шлaнг paдиaтopa.
Ecли вы чyвcтвyeтe, чтo вoдa циpкyлиpyeт, знaчит, пoмпa цeлaя. Ecли нeт, тo cлoмaнa.
Чacтo cлyчaeтcя, чтo нeт нeoбxoдимocти мeнять вcю пoмпy, мoжнo oбoйтиcь cмeнoй caльникa. И чтoбы yзнaть, в пopядкe ли caльник, нyжнo cдeлaть cлeдyющee:
- нaйдитe кoнтpoльнo-вeнтиляциoннoe oтвepcтиe пoмпы;
- ocмoтpитe eгo.
Ecли oттyдa пpocaчивaeтcя жидкocть, тo caльник изнocилcя. Удocтoвepитьcя в этoм пoмoжeт cнятиe кpышки ГPM и бoлee тщaтeльный ocмoтp. Ecли вoкpyг oтвepcтия oбpaзoвaлиcь oтлoжeния кopичнeвoгo цвeтa, тo нaшe пpeдпoлoжeниe oкaзaлocь вepным.
Hy, a ecли вo вpeмя движeния вы cлышитe вoющиe звyки или пoмпa гpeмит и зaклинивaeт, a визyaльный ocмoтp нe выявил дeфeктoв пoмпы, тo cнять ee вce paвнo пpидeтcя. Boзмoжнo, c тoй cтopoны poтopa, кoтopaя нe виднa, пoявилиcь дeфeкты.
Методы проверки состояния устройства
Проверку состояния и наличие неисправности помпы можно произвести несколькими методами:
- Сжимается первый шланг, который находится у радиатора, при нагретом двигателе до нужной температуры. Если устройство исправно, то вам станут заметны толчки охлаждающей жидкости. Однако следует помнить, что, делая такую проверку, стоит быть очень осторожным, так как есть возможность задеть крылья вентилятора в устройстве охладительной системы и повредить руку.
- Если вдруг произошла поломка отдельных подшипников на валу насоса, то такую проблему можно заметить во время работы. Будет слышен протяжный гул в передней части двигателя. Чтобы узнать о степени износа подшипников, следует проверить люфт вала при раскачивании приводной звезды у насоса.
- Если в процессе работы испортился сальник, то будет заметна жидкость, сочащаяся из специального поверочного клапана или отверстия. В таком случае нужно убрать крышку для ГРМ и посмотреть на данное отверстие. Если около клапана есть коричневатые подтеки и отложения, необходимо поменять сальник. Эта операция достаточно простая, но, тем не менее, она очень важна для работы всей системы.
- Если же видимых признаков нет, это не означает, что проблем нет. В любом случае необходимо извлечь устройство. Проводят такую процедуру специально для внешнего визуального осмотра и проверки узла. Часто случается, что с обратной стороны ротора имеются большие разрушения из-за коррозии лопастей. Данная проблема значительно ухудшает работу узла.
Устанавливаем дополнительную помпу
Основным отрицательным качеством базового отопительного элемента ВАЗ-2109 является его низкая эффективность работы на холостых оборотах. Эту проблему можно решить при помощи установки дополнительной помпы (дополнительного насоса) в систему охлаждения.
Назначение
Установив дополнительную помпу 09, вы сможете увеличить эффективность работы печки на холостых оборотах. Базовый отопитель на холостых оборотах дует тёплым воздухом, а горячим лишь во время движения. Это означает, что в системе охлаждения мотора циркуляция жидкости производится плохо. Установка дополнительной помпы заставляет ОЖ двигаться значительно быстрее, в том числе и на холостых оборотах, следовательно, и во время остановки из печки будет дуть горячим воздухом, а не тёплым как раньше.
Какую дополнительную помпу лучше выбрать?
Самыми распространёнными и проверенными вариантами являются дополнительные помпы от ГАЗели или марки Bosch. Проблем с протеканием у этих элементов не возникает.
Установка дополнительной помпы от ГАЗели на ВАЗ-2109
- Помпа для ГАЗели
- Реле. Можно взять реле с нормально разомкнутыми контактами 2105, 2108 – реле стартера или зажигания и перемкнуть контакты 30 и 86.
- Армированный шланг.
- Охлаждающая.
- Несколько хомутов.
Ход работы
- Дождитесь полного остывания тосола и слейте его.
- Открутите 4 верхних самореза на помпе, там, где располагается крыльчатка и промажьте резиновую прокладку герметиком.
- Зафиксируйте помпу на шпильки возле АКБ.
- Отсоедините от выпускного патрубка головки блока шланг провода ОЖ к печке и подсоедините его к горизонтальному патрубку помпы.
- К вертикальному патрубку подсоедините шланг соединённых шлангов S-образной формы (находятся в салоне между краном и радиатором).
- Второй конец подсоедините к головке блока, на ранее снятое место базового.
- Протяните все хомуты и не забудьте закрутить сливную пробку в блоке.
- Залейте ОЖ по максимуму и проверьте на наличие течей.
- При необходимости подтяните хомуты.
- После полчаса работы мотора, доведите уровень тосола до нормального значения.
Установка дополнительной помпы от ГАЗели пользуется большой популярностью среди владельцев ВАЗа, так как имеет только положительные стороны. Автомобиль даже на холостых оборотах будет должным образом обогрет, а цена вопроса порядка 2000 р. в зависимости от цены приобретённой детали.
Помпа (водяной насос) является основным элементом системы охлаждения любого автомобиля. Реальный срок службы водяного насоса в моделях ВАЗ 2108–099 колеблется в широких пределах — от 40 до 100 тыс. км пробега. Заменить и отремонтировать помпу можно самостоятельно. Процедура несложная, но трудоёмкая — на выполнение работ потребуется три-четыре часа.
Примерный порядок действий по установке дополнительной помпы
Если все нужные детали куплены, выполняют следующее:
-
- Собирают «узел», состоящий из трёх деталей.
Короткий шланг – это «отвод».
- Ниже показан пример с помпой BOSCH.
Узел для отведения тосола
Внешний отводящий шланг
Метод крепления помпы BOSCH
Знайте, что к разъёму насоса подойдёт штекер от датчика детонации (надо купить). Схема подключения рассмотрена ниже.
Пример с помпой ГАЗ
Уточнения для отечественной помпы:
- Делают «сборку», как на шаге 1 (см. выше);
- «Сборку» монтируют;
- Место крепления помпы – верхний угол картера МКП (см. фото). Без деталей железного конструктора здесь обойтись сложно.
Метод крепления помпы ГАЗ
Как узнать, что именно помпа на 2109 вышла из строя
Основная проблема, не позволяющая и в дальнейшем использовать водяной насос – эта утрата им герметичности, что приводит к вытеканию рабочей жидкости. Чуть реже неполадки вызываются износом подшипника.
В первом случае помпа сохраняет пригодность, потому самый простой способ защитить от перегрева силовой агрегат – это регулярно восстанавливать объем жидкости в системе охлаждения. Данная мера, впрочем, дает лишь временный эффект, поскольку течь будет усиливаться день ото дня.
Порча подшипника – это гораздо серьезнее. На первых порах данный элемент сигнализирует о своей изношенности достаточно громким шумом. Если ничего не делать, то деструктивный процесс ускорится, и, вероятнее всего, дело закончится полным разрушением детали. Образовавшийся в ней люфт проявляется такими признаками:
- громкий скрежет;
- заклинивание насоса.
В конечном итоге повышается вероятность обрыва ремня привода или даже повреждения клапанов двигателя.
Процедура, по счастью, не особо сложная, а значит, замена на ВАЗ может производится и без обращения в авторемонтную мастерскую. Помпа находится в легкодоступном месте и никакие габаритные элементы двигателя (например, карбюратор) трогать не придется.
Установка дополнительной помпы на ВАЗ 2108/09
При эксплуатации автомобиля зимой необходимо поддерживать комфортную температуру воздуха в салоне. Штатная печка с этим справляется далеко не всегда. Некоторые автовладельцы устанавливают дополнительный водяной насос, повышающий эффективность циркуляции охлаждающей жидкости в контуре отопителя салона.
Дополнительный водяной насос усиливает циркуляцию ОЖ внутри печки
Дополнительная помпа врезается в разрыв шланга, через который тосол поступает в радиатор печки. Для этого потребуется несколько шлангов общей длиной около 50 см и четыре хомута для их крепления. Обычно устанавливается насос от «ГАЗели», работающий от электрической сети.
Порядок действий следующий.
-
Для удобства снимается аккумулятор и воздушный фильтр.
- Сливается тосол из системы охлаждения.
-
Помпа от «ГАЗели» разбирается и промазывается герметиком.
-
Помпа устанавливается под аккумулятором, так как она не должна быть расположена выше термостата.
- Снимается подводящий шланг радиатора отопителя, соединяющий двигатель с печкой.
-
Новым шлангом кран радиатора печки соединяется с выходным отверстием помпы.
- Другим новым шлангом входное отверстие помпы соединяется с двигателем.
- К помпе подводится электропитание. Управляющая кнопка выводится в салон и устанавливается в любом удобном месте.
Как показала практика, это позволяет разогреть воздух, выходящий из печки, до 50–55оС. При низких температурах водитель может находиться в салоне без верхней одежды. Естественно, такое устройство применяется только зимой.
Более сложная схема подключения второй помпы предполагает использование дополнительного реле.
Видео: установка дополнительной помпы в ВАЗ 2108/09
Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Эксплуатация автомобиля с неисправным насосом может привести к довольно серьёзным последствиям. Установить же новую помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Для этого потребуется лишь стандартный набор инструментов и расходные материалы. И никогда не сливайте отработанный антифриз на землю. Удачи на дорогах!
Отрицательные стороны установки дополнительной печки в салон
- Увеличение теплоёмкости системы охлаждения влечёт за собой медленное нагревание ОЖ.
- Добавится характерный шум печки в салоне, так как теперь их будет работать две.
- Поток воздуха от печки будет поднимать пыль с салона.
- В тёплое время года горячие шланги под обивкой пола будут дополнительно греть салон машины, но есть выход из этой ситуации – поставить кран в двигательном отсеке при внесении изменений в систему охлаждения.
- Если вы не поставите ещё один регулятор печки и отвод тепла в сторону, то равномерного обогрева не будет, а будет лишь сильно нагреваться только одна часть салона.
Установка второго радиатора печки на ВАЗ-2109 будет целесообразной лишь в районах с очень низкими температурами зимой, где базовый отопитель, несмотря на свою исправную работу, не справляется с задачей и автомобиль должным образом не прогревается.
Разрушитель облаков
Было бы здорово вызывать дождь тогда, когда он необходим. Именно этой проблемой занимался ученый Вильгельм Райх, который в 1953 году создал изобретение под названием «Cloudbuster» (Разрушитель облаков). Оно должно было помочь фермерам в штате Мэн, так как длительная засуха грозила уничтожить их посевы черники. Когда Райх предпринял первую попытку запуска своего творения, в окрестностях по прогнозу было солнечно. Прошло несколько часов после запуска машины и на небе появились грозовые облака. А затем на землю пролилось около 0,64 сантиметров осадков. После этого правительство изъяло у Рейха его записи и прототипы устройства. И нового испытания Cloudbuster не последовало. А ведь «Разрушитель облаков», возможно, смог бы решить проблему с нехваткой продовольствия в засушливых районах Земли.
Причины неисправности масляных насосов ВАЗ 2108/2109
Прежде чем принять решение о ремонте или замене маслонасоса, стоит разобраться в причинах, которые могут указывать на неполадки. К слову, проблемы возможны не только с самим механизмом, но и с другими элементами системы смазки:
- снижение давления в картере мотора;
- неполадки датчиков давления;
- эксплуатация моторного масла низкого качества;
- применение масла, неподходящего для этого автомобиля;
- неполадки смазочного или предохранительного клапана;
- засорение масляного фильтра;
- загрязнение маслоприемника или корпуса насоса.
Загрязнение маслоприемника приводит к снижению давления в системе и загоранию лампочки
Засор может возникнуть из-за загрязнения самого картера мотора. Проблема решается путём снятия и очищения поддона. Работа масляного насоса может быть нарушена и другими проблемами, которые выявляются в процессе диагностики. К таковым относятся:
- повреждение прокладки;
- ненадёжное крепление фильтра;
- большой износ деталей механизма;
- поломка редукционного клапана.
Масляный насос относится к довольно надёжным узлам с длительным сроком эксплуатации. Поломки, как правило, возникают из-за неграмотного ремонта или смазки плохого качества.
Симптомы неисправности масляного насоса
Первое, что будет свидетельствовать о возникновении проблем с маслонасосом — это загоревшаяся лампочка давления масла. В этом случае элемент указывает на то, что в системе смазки мотора возникли неполадки. Насколько они серьёзны — предстоит выяснить автовладельцу
Помимо проверки давления, внимание следует уделить расходу масла. При снижении давления в системе смазки силового агрегата, эксплуатировать транспортное средство не следует до тех пор, пока не будет установлена причина и произведён ремонт
Основные симптомы возникновения проблем в системе — загоревшаяся лампочка или появление стука в моторе.
Действия, которые следует предпринять в случае возникновения поломки:
- остановиться и заглушить двигатель;
- подождать некоторое время, чтобы масло стекло в картер двигателя, после чего проверить его уровень с помощью щупа. Если уровень минимальный, нужно долить до нормы;
- завести мотор;
- если лампа давления масла продолжает гореть, из двигателя все так же доносятся посторонние шумы, то это может указывать на возможные неполадки с маслонасосом.
Одной из причин загорания лампочки давления масла может быть низкий уровень смазки в моторе
Как проверить масляный насос
Для тестирования механизма необязательно проводить его демонтаж. В целях диагностики требуется измерить давление в системе смазки и сравнить с теми показаниями, которые соответствуют норме конкретного автомобиля. Исходя из полученных результатов, можно делать выводы: есть ли повод для беспокойства или нет. В случае необходимости замены масляного насоса на ВАЗ 2108/2109 рекомендуется использовать только оригинальные детали. Объясняется это тем, что комплектующие на машины отечественного автопрома на сегодняшний день производят многие. Однако их качество оставляет желать лучшего.
При замене маслонасоса рекомендуется приобретать оригинальную деталь, чтобы избежать проблем из-за низкого качества изготовления
Проверка маслонасоса на стенде
Если есть возможность, проверить работоспособность масляного насоса можно на специальном стенде. Суть такой проверки состоит в том, чтобы оценить производительность и создаваемое давление устройством, а также давление, при котором срабатывает редукционный клапан. При проведении испытаний насоса при помощи стенда применяют специальное масло с температурой +20 ˚С. Для маслонасоса на двигатель ВАЗ 2108/2109, производительность должна находиться в пределах 34 л/мин, противодавление — 5 кг/см². Редукционный клапан должен открываться при давлении 5,5–7,5 кг/см². Если проверка клапана осуществляется на моторе с помощью манометра, который установлен вместо датчика давления масла, клапан должен срабатывать при давлении не менее 4,5 кг/см².
Особенности при сборке
Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты
После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня
Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб. Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.
Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:
Загрузка …
Разборка и ремонт
Завершив демонтажные работы, вы можете поступить двумя способами:
- Заменить старый насос на новый;
- Отремонтировать старый масляный насос.
Ремонт позволяет выявить изношенные элементы и заменить их на новые, что позволит восстановить функциональность. Если же поломка серьезнее простого износа расходников, оптимальным решением будет полная замена масляной помпы.
С чего начинается снятие
Чтобы разобрать насос, следуйте инструкции.
Разделите насос на две части. Для этого мы уже открутили 6 болтов крепления крышки к корпусу и поддели отверткой эту крышку. Она вышла из штифтов на корпусе. Так что снимаем элемент и откладывает в сторону.
Внутри корпуса насоса установлена ведомая и ведущая шестерни, которые нужно извлечь и положить пока в сторонке. Потом мы проверим их состояние.
Далее снимается редукционный клапан. Для этого сначала открутите пробку клапана и извлеките из отверстия пружину, а потом клапан.
В некоторых случаях с извлечением клапана могут возникать проблемы. Если вы столкнулись с такой ситуацией, аккуратно постучите корпусом масляной помпы о деревяшку или вооружитесь деревянным конусовидным штырем. Он вставляется в отверстие клапана, клапан цепляется и извлекается.
Разобрав свой масляный насос на ВАЗ 2109, тщательно вымойте всего его компоненты, используя чистый керосин
Не забудьте потом протереть детали насухо.
Проверьте состояние крышки, корпуса вашего насоса на механические дефекты, сколы, трещины.
Особое внимание уделите местам посадки шестерней, где не должны быть следы износа и прочие механические изъяны. Если они есть, насос придется заменить.
Оценка состояния
Во многом работоспособность и ремонтопригодность старого масляного насоса зависит от результатов проверки характеристик крышки и корпуса устройства. Необходимо сделать замеры зазоров.
Место проверки |
Требования |
Диаметр посадочного гнезда ведомой шестерни |
Диаметр может увеличиваться в процессе работы насоса и возникновения трений. Нормальный диаметр этого места для ВАЗ 2109 — 75,1 миллиметр. При отклонении в сторону увеличения диаметра насос идет под замену. |
Толщина привалочной стенки |
В нормальных условиях этот параметр составляет 3,4 миллиметра. Если зазор оказался меньше положенного, насос меняют полностью |
Толщина ведущей шестерни |
Нормальный показатель — 7,42 миллиметра. При уменьшении размера насос идет на свалку, а на его место ставится новый |
Толщина ведомой шестерни |
Для нее нормальным параметром является толщина 7,35 миллиметра. Как и в случае с ведущей шестеренкой, отклонение от нормы означает замену |
Осевой зазор ведущей шестерни |
Для замера возьмите металлическую линейку и щупы на 0,12 и 0,15 миллиметров. Зазор проверяется так — в корпус насоса укладывают шестерню и сверху торцом ставится линейка. Измеряется зазор между торцом линейки и плоскостью щупа. Для ведущей шестеренки зазор составляет 0,12 миллиметра |
Осевой зазор ведомой шестерни |
Метод проверки зазора точно такой же. Только для ведомой показатель в норме составляет 0,15 миллиметра |
Состояние редукционного клапана и гнезда |
Оценка этих параметров очень важна. Если на поверхности вы обнаружили механические повреждения, далее использовать элемент нельзя |
Пружина |
Если пружина погнулась, вытянулась больше нормы, тогда замените элемент. Тут менять полностью весь насос не нужно |
Определить, где какая шестерня, не сложно. Ведущая имеет наружный зуб, а ведомая — внутренний, то есть снаружи элемент гладкий.
Ведомая шестерня
Обратная сборка
Завершив ремонт и обратную сборку старого масляного насоса, либо решив полностью его заменить, обратите внимание на несколько важных нюансов обратной сборки
- Перед установкой проверните шестеренку насоса так, чтобы выступы соответствовали лыскам на коленчатом валу.
- Обязательно рабочая кромка сальника смазывается моторным маслом. Так вы сможете легко надеть сальник на шейку коленчатого вала.
- При установке не забудьте подправлять края сальника, используя тонкую деревянную щепку. После этого можно зафиксировать насос и вернуть на свои места все демонтированные на этапе подготовки к ремонту элементы.
- Завершив сборку узла, обязательно отрегулируйте натяжения ремня генератора и ремня распределительного вала.
«>]
Заменить и отремонтировать масляный насос достаточно просто, если иметь в распоряжении ремкомплект и необходимые инструменты. Основная объективная сложность заключается только в демонтаже и обратной сборке узла.
Загрузка …
Инструкция по замене водяного насоса
Ремонтные работы необходимо проводить только на полностью остывшем двигателе. Загоните машину в гараж с вечера, а замену проведите с утра. Пользуйтесь следующим алгоритмом при выполнении ремонта:
- В чистую канистру слейте жидкость из расширительного бачка радиатора. Для этого откройте кран в его нижней части.
- Снимите при помощи накидного ключа защитный кожух с ремня ГРМ.
- Проверните ролик ремня ГРМ, чтобы он ослаб, после чего скиньте его.
- Зафиксируйте отверткой или другим ключом шестерню распределительного вала и открутите гайку, которая ее удерживает.
- Демонтируйте внутреннюю часть кожуха блока ГРМ.
- Под ним и скрывается насос. Аккуратно отсоедините его от блока цилиндров при помощи отвертки. Извлеките из посадочного места.
- Очистите посадочное место, замените прокладку, намажьте помпу герметиком и установите новую запасную часть.
- Сборку проводите в обратном порядке, залейте тосол.
Проблема может возникнуть на этапе извлечения этого агрегата. Легче всего достать его из посадочного места, если ударить молотком по приставочному бруску. Часто помпу заливают герметиком, в этом случае ударов может потребоваться несколько. Бить нужно до тех пор, пока вам не удастся достать водяной насос руками.
Этот вид ремонта способны сделать даже начинающие автолюбители. Достаточно лишь найти гараж и иметь минимум инструментов. Если у вас есть затруднения, то просмотрите обучающее видео относительно замены этого агрегата.
Замена помпы
Замена помпы на ваз 21093, как и на ваз 2109 выполняется при полном остывании мотора.Порядок выполнения процедуры следующий:
- Отсоединяем клеммы аккумулятора
- Сливаем охлаждающую жидкость (в подставленную емкость), сливая на землю тосол, вы загрязняете ядовитыми веществами окружающую среду
- Если замену жидкости (в системе охлаждения тосол либо антифриз) вы выполняли недавно (цена тосола приличная), тогда жидкость тем более следует собирать в емкость и использовать повторно после выполнения ремонтных операций
Инструкция предписывает следующим шагом, снятие ремня привода электрогенератора:
- Так как придется в процессе работы снимать шкив, чтобы получить доступ к ремню газораспределения, необходимо непременно снять приводной ремень генератора
- Ремень снимается легко, отпускаем верхний стопорный болт на планке, ослабляем слегка нижний болт (если он зажат) и отводим электрогенератор к мотору
- При этом образом, ремень привода электрогенератора ослабевает, и мы можем извлечь его
- Далее, необходимо выставить механизм газораспределения по отметкам
Первым делом, мы устанавливаем коленвал по отметке:
Прокручиваем коленвал, и смотрим через лючок картера сцепления, что бы отметка на его корпусе совпадала с отметкой на маховике коленвала
Совпадение отметок указывает, что поршень в первом цилиндре пришел в верхнее положение, и когда будем устанавливать назад ремень газораспределения, нам будет намного проще отрегулировать фазы газораспределения
Самое главное, важно помнить, что механизм газораспределения вращается медленнее в два раза, чем коленвал, поэтому надо следить, чтобы отметка на шестерне вала газораспределения совпадала с отметкой на кожухе
Теперь, после совпадения отметок, можно приступать к снятию ремня газораспределения:
Отпустите ролик натяжитель и отведите в сторону, ослабив, таким образом, натяжение ремня ГРМ
Отпускаем ролик натяжитель и снимаем ремень
Откручиваем болты, крепящие насос (на фото они указаны стрелками)
Откручиваем болты, указанные стрелочками
Снимаем насос с мотора, после этого проверяем лопасти его крыльчатки на сохранность
Снимаем помпу, осматриваем лопасти крыльчатки
- Следует прочистить резьбы болтов и отверстия от старого герметика и следов коррозии
- Новую помпу выбираем в соответствии с необходимыми размерами и маркировкой
- Удаляем с сопрягаемых поверхностей насоса и мотора старый герметик и остатки прокладки, после чего протираем поверхности ветошью, пропитанной ацетоном
- Затем смазываем поверхности свежим герметиком и ставим новую прокладку
- Итак, замена помпы ваз 21093 почти завершена
- Новую помпу надо аккуратно посадить на место
- Болты крепления вкрутить и затянуть от руки
- Перед закручиванием болтов, их нужно смазать герметиком
- Проследите, чтобы направляющие штифты располагались на своих местах
- Теперь крепеж можно затянуть, приложив необходимое усилие
- Собираем все снятые детали назад, после этого заливаем слитую в самом начале охлаждающую жидкость в систему
- Также необходимо удалить из системы воздушные пробки
- После этого можно запустить мотор и проверить, нет ли утечек из системы охлаждающей жидкости
На ваз 2109 замена помпы процесс не трудный, важно лишь подобрать нужный инструмент и комплектующие на замену. Подробнее о проверке и замене смотрите наше видео
Поэтапная инструкция по замене
Рано или поздно придётся лезть в автомобильное нутро и менять помпу. Для начала нужно обеспечить два обязательных условия: двигатель должен быть полностью остывшим, а охлаждающая жидкость слита из системы до последней капли. После этого подбираются необходимые инструменты:
- Накидной ключ на 10 с удлинителем.
- Рожковый ключ на 17.
- Отвёртка с широким плоским лезвием.
- Чтобы безопасно слить охлаждающую жидкость, понадобится специальная ёмкость. Можно использовать пятилитровую пластмассовую тару, в какой обычно продают воду в супермаркетах, предварительно срезав верхнюю часть с горловиной. Приготовьте гибкий шланг, надев его на нижний краник радиатора, и открутите пробку расширительного бачка.
Вот так сливается охлаждающая жидкость
Нужно снять внешнюю защиту ГРМ , чтобы добраться до помпы
Фиксируем шистерню и сворачиваем удерживающую её гайку
Придётся снять ещё один кожух, он закрывает насос
Центробежный насос извлечён
Что понадобится для работы
Чтобы осуществить замену насоса на своем ВАЗ-2109, необходимо подготовить некоторые инструменты и материалы. В частности, потребуются:
- головки и ключи (торцевые и накидные) на 17 миллиметров и 10;
- вороток;
- широкая отвертка с плоским наконечником;
- острый нож;
- обтирочные концы;
- емкость объемом до 10 литров для жидкости;
- силиконовый нейтральный герметик;
- домкрат и дополнительный упор для машины;
- новая помпа с прокладкой.
Замену насоса карбюраторного ВАЗ-2109 следует проводить на ровной площадке. Летом не возбраняется работать на открытом воздухе, зимой же лучше использовать теплый гараж.