Ремонт радиатора охлаждения двигателя автомобиля своими руками
Содержание:
- Основные советы, касающиеся автомобильных радиаторов
- Как точно определить место неисправности (течи) радиатора
- Почему изнашиваются трубы
- Потёк радиатор автомобиля. Что делать?
- Самостоятельная замена: в чем сложность?
- Между секциями батареи
- Альтернативные методы ремонта радиатора
- Чьим имуществом считаются радиаторы и трубы?
- Устройство и работа радиатора
- Самые распространенные неполадки и их признаки
- Как устранить течь самостоятельно
Основные советы, касающиеся автомобильных радиаторов
Проблема: верхняя часть радиатора теплая, а нижний шланг радиатора не прогревается.
Причин достаточно много. Радиатор засорен накипью, ржавчиной и маслом. Вследствие этого — перегревается двигатель, понижается теплоотдача радиатора.
В таких случаях в СТО дали бы совет заменить старый радиатор на новый и были бы правы.
НО!
Мы же со свойственной нам экономностью попробуем восстановить радиатор самостоятельно. Для это нужно промыть его сильной струей воды, до тех пор, пока не станет чистой вода на выходе (категорический запрещено мыть радиатор, предварительно не сняв его с машины).
Кроме этого, эффективным методом является промывка внутренних трубок химическим раствором — «Икар», который разрушает не растворимые водой накипи и соли . Если это не поможет, то придется обратиться на СТО, где применяют свои, более эффективные, методы, хотя, скорее всего, предложат замену.
Как снять и установить автомобильный радиатор
Первым делом необходимо слить охлаждающую жидкость.
Затем снимите хомуты со шлангов. Если есть соединительный шланг отдельного расширительного бака то его тоже нужно снять. Снимите шланг с патрубка головки блока цилиндров. Масляные шланги с радиатора нужно будет снять, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.
Отключите провода от вентилятора и термовыключателя. Отвинтите кронштейн радиатора и вынимайте радиатор вместе с кожухом вентилятора (в других моделях, радиатор нужно вынуть из отсека двигателя, и перед выниманием отсоединив от кожуха).
Не забудьте при установке радиатора, о подкладках для обоих шрифтов радиатора. На новый радиатор переставьте термовыключатель и кожух вентилятора при замене радиатора.
Строго проверьте состояние кронштейнов радиатора, заменив поврежденные.
На кронштейнах укрепите радиатор. Затем следует действовать в последовательности, обратной снятию.
При снятии/установке радиатора работать необходимо в перчатках
Осторожно. Очень острые края у пластин радиатора, можно пораниться
Если хранить радиатор в демонтированном состоянии более 2 суток без охлаждающей жидкости внутри, то вполне возможно образование коррозии. Можно закрывать отверстия пробками, или же заполните его слитой охлаждающей жидкостью.
Если радиатор покрыт маслом, ржавчиной, накипью снаружи, то продуйте его сжатым воздухом, промойте водой
Деревянными шпильками осторожно прочистите воздушные каналы
Устранить течь радиатора можно запаиванием или же заделыванием трещин эпоксидным клеем.
Металлической щеткой или напильником, зачистите поврежденные места.
Припои мягкие: (ПОС-40, ПОС-30, ПОС-18). Натереть нашатырем перед пайкой восстанавливаемую поверхность и поверхность нагретого паяльника. Чтобы не допустить пропусков, раковин, при пайке припой наносите по восстанавливаемой поверхности равномерно.
Во время склеивания радиатора эпоксидным клеем, наносите шпателем на поврежденные места эпоксидный клей и обертывайте пропитанную эпоксидным клеем полоску ткани. Для удобства в продевании ткани между трубками, используйте пинцет. Во время работы с эпоксидным клеем будьте внимательны, потому что смолы ядовиты. Используйте перчатки.
Использование вместо охлаждающей жидкости воды
Отличие воды от антифриза и тосола заключается в том, что вода замерзает.
Эта ситуация может произойти во время долгой стоянки в холодное время года. Будьте осторожны при временной замене охлаждающей жидкости на воду. При первой же возможности замените воду на тосол или антифриз.
Замерзание воды чаще всего происходит в нижней части радиатора.
При длительных стоянках своевременно сливайте воду из системы, а также используйте утеплительные чехлы – чтобы предупредить замерзание.
Помните, что замерзание труб способствует не только к разрыву труб радиатора, но и к выходу из строя самого блока цилиндров, а также головки блока цилиндров.
Если вода в радиаторе замерзла…
Прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, как следствие — перегрев двигателя, выход пара из пароотводящей трубки
Определить это можно визуально (если пар уже повалил) или очень осторожно на ощупь, при первых подозрениях на плохую работу системы охлаждения двигателя
Дайте льду растаять, поставив автомобиль в более теплое место. Если нет возможности, то обложите тряпками место, где образовался лед, поливая их горячей водой. Заведите автомобиль и проверьте работу системы охлаждения.
Вентилятор радиатора
Вентилятор радиатора не работает, причина — некрепкая посадка, ненадежный контакт штепселей в двигателе вентилятора и терморегуляторе.
Как точно определить место неисправности (течи) радиатора
Обнаружить факт утечки жидкости из радиатора можно, внимательно осмотрев сам прибор и место под ним. Однако первым признаком протекания радиатора обычно бывают не следы просочившейся жидкости, а снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
- Необходимо заглушить (закрыть) все входные отверстия радиатора и оставить только одно. Через оставленное отверстие залить в радиатор воду. Через это же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора создать избыточное давление в радиаторе. Из отверстия в поврежденном месте начнет выходить струйка воды.
- Также снятый, пустой и чистый радиатор, но уже со всеми заглушенными входными отверстиями, полностью погрузить в подходящую емкость с водой. Из отверстий в поврежденных местах будет наблюдаться выход пузырьков воздуха. Если воздух выходить не будет – создать избыточное давление в радиаторе насосом или компрессором.
Почему изнашиваются трубы
Для монтажа систем отопления в жилых домах и квартирах чаще всего используются металлические трубы и радиаторы. Они обладают высокой износостойкостью, имеют длительный срок службы, высокую теплоотдачу. Но даже у самых износостойких конструкций есть предел прочности и срок жизни.
Чаще всего протекание имеет место на металлических трубах и батареях. Возможные причины износа :
- Агрессивная среда теплоносителя и внешние факторы, вызывающие коррозию металла. Такой процесс происходит из-за попадания конденсата в труднодоступные и незащищенные участки и способствует постепенному разрушению стенок.
- Заводской брак — чтобы защитить себя от покупки такой продукции, требуйте у продавца сертификат качества со штампом ОТК.
- Длительный срок службы и механические повреждения. Каким бы крепким ни был металл, но и он не может выдерживать постоянные повышенные физические и механические нагрузки. Оборудование постоянно находится под высоким давлением, поэтому постепенно истончается и изнашивается.
- Неправильная врезка, нарушение резьбовых соединений, технологии монтажа. Самые уязвимые места, где чаще всего происходит протекание воды — это сварные швы, стыки, резьбовые соединения и места вокруг них.
- Нарушение режима нормальной работы: причиной прорыва батареи может стать чрезмерное или, наоборот, недостаточное давление в системе, а также нарушение режима работы.
Потёк радиатор автомобиля. Что делать?
Что делать, если потек радиатор охлаждения автомобиля? Есть несколько решений проблемы, которые помогут остановить течь своими руками и дадут время доехать до автосервиса.
Протечка системы охлаждения в дороге однозначно свидетельствует об износе/трещине какой-то детали и различные герметики для устранения протечек – это лишь краткосрочное решение проблемы, которая постепенно приведет к ремонту с заменой деталей. Поэтому не следует рассматривать средства для устранения течи системы охлаждения как лекарство от беды, любом случае это лишь временное решение.
Если в дальней дороге потек радиатор, а запаять или заклеить трещину нет возможности, удалите из пробки радиатора предохранительный клапан. Избыточное давление исчезнет, и течь уменьшится или совсем прекратиться.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГЕРМЕТИКИ – БЫСТРОЕ УСТРАНЕНИЕ МАЛОЙ ТЕЧИ.
Зачастую радиатор или патрубки системы охлаждения начинают течь в дальней дороге. Для подобных случаев быстрого ремонта в дороге существуют специальные герметики, устраняющие небольшие течи в системе охлаждения – достаточно влить баночку средства в радиатор или в бачок с охлаждающей жидкостью.
Состав для ремонта радиаторов
Надежно устраняет течи антифриза из радиатора и других элементов системы охлаждения. Не испаряется, выдерживает высокую температуру, остается в системе и препятствует возникновению течей в дальнейшем. Безопасен для стали, чугуна, цветных сплавов, пластика, резины.
Совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей. Не забивает трубки радиатора, отвердевает только в местах течей.
Подобные герметики способны побороть течь в радиаторе, на стыке патрубков, однако большинство производителей указывают, что размер отверстия течи не должен превышать 1,5-2 кв. мм – т.е. это небольшие трещины, дырочки.
Пребывая в охлаждающей жидкости, герметики и сами находятся в жидком состоянии, а после вытекания наружу они «застывают» под воздействием воздуха, и образуют герметичную полимерную пленку вокруг места течи.
У таких средств существуют нюансы, причем не столь приятные – подобные герметики со временем могут закупорить систему охлаждения, поэтому после применения герметика настоятельно рекомендуется полная промывка системы охлаждения. Да подобное решение проблемы течи краткосрочное. Но для того, что бы добраться домой или поездить несколько дней в поисках деталей для ремонта – решение подходящее.
«ХОЛОДНАЯ СВАРКА» И «МЕТАЛО-ГЕРМЕТИКИ»
Для более серьезного ремонта радиаторов (при наличии больших трещин) можно использовать материалы типа «холодной сварки» – это термостойкие герметики-клеи, в состав которых введен порошок из металла. «Холодная сварка» могут выпускаться как в готовом виде, так и в виде отдельных компонентов, которые следует перемешать между собой до получения однородной массы.
Пластичные холодные сварки
Быстросохнущие клеи-шпатлевки со стальным, бронзовым и титановым наполнителями. “Схватываются” за 5 минут, затвердевают за 15, могут подвергаться механической обработке через час. Обладают великолепной адгезией ко всем материалам.
Склеивают стекло, металл, пластик. Отличительной особенностью является объемное расширение в момент “схватывания”, т.е. возникает эффект “пробки”. Поэтому возможен ремонт при вытекании жидкости из поврежденного агрегата.
Течь останавливается через 5 минут и навсегда.
Это «пластилин», который наносят вокруг поврежденной детали, предварительно очистив и обезжирив ее. Холодная сварка схватывается за пару минут, но на полное затвердевание требуется до 1 часа. Благодаря тому, что холодная сварка очень хорошо держится и имеет сходный с металлом коэффициент температурного расширения, такая заплата на протекшем радиаторе порой способна прослужить несколько лет.
Холодная сварка может оказаться полезнее целого ящика авто инструмента и прокладок. А главное, она придает уверенность в самых непредсказуемых ситуациях, например когда потек радиатор или бензобак в дальней дороге.
Для поиска невидимых утечек охлаждающей жидкости существуют специальные приспособления.
Набор для поиска утечек состоит из флуоресцирующей добавки, пистолета для ввода этой добавки в систему охлаждения и УФ-лампы, свет которой выделяет протекшую наружу охлаждающую жидкость с флуоресцирующей добавкой. Однако такие наборы предназначены для сервиса, для частного применения они могут оказаться дороговаты.
Определить место утечки поможет цвет антифриза, если в нем есть флуоресцентные добавки. Главное – осмотреть патрубки системы охлаждения, особенно в местах соединения. Может ослабнуть хомут крепления или образоваться трещина.
Самостоятельная замена: в чем сложность?
Если устройство не подлежит ремонту, его нужно заменить, предварительно вооружившись несколькими отвертками, рожковыми и торцевыми ключами, резиновыми прокладками и силиконовым герметиком. Чтобы вытянуть прибор из кожуха, придется выполнить не менее семи манипуляций, откручивая и снимая один за другим хомуты, шланги, резиновые уплотнители, панель радиоприемника, крепление троса привода и пружинные скобы на кожухе вентилятора.
Если на металлических трубках радиатора есть следы коррозии, детали необходимо заменить
Если металлические трубки и кран не имеют следов повреждений и функционируют нормально, их перекручивают со старого прибора на новый. После монтажа устанавливают предварительно смазанные силиконовым герметиком прокладки и аккуратно прикручивают отводную трубу
Действовать нужно осторожно, так как слишком большие усилия могут сорвать резьбу или повредить прокладку. Герметик пригодится и для смазки трубок, к которым присоединяются резиновые шланги, подающие охлаждающую жидкость
После сборки, не менее сложной и трудоемкой, чем разборка, доливают недостающий тосол и запускают мотор, чтобы убедиться, что теплообменник не течет. Если на каком-то этапе была допущена ошибка и добиться герметичности соединений не удалось, об этом расскажет предательская лужа на полу. Процедуру разборки/сборки придется повторить.
Выбирая новый радиатор печки для Nissan, Honda или Mitsubishi, ищите оригинальную модель – с большим количеством прочных негнущихся пластин. Подойдут и контрактные комплектующие, снятые с японских автомобилей, более доступные, чем новые, и в то же время работоспособные.
Между секциями батареи
Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.
Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова. Как собрать/разобрать батарею читайте тут.
Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое. А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.
Сначала нужно зачистить место течи
Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.
На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте. Для надежности можно стянуть поверху хомутом.
Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом. Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу. Консистенция та же: кашица.
В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.
Альтернативные методы ремонта радиатора
Один из методов эффективного ремонта протечек в радиаторе – пайка по алюминию специальным паяльником (мощность – не менее 50 Ватт). Желательно обратиться к специалисту, если вы никогда не пробовали это делать, так как процесс сложный и кропотливый. Чтобы запаять протечку:
- радиатор демонтируют;
- места протечек зачищают, обезжиривают и покрывают щелочным маслом;
- нагревают стенки;
- пробоины заделывают оловянным припоем.
После пайки, радиатор должен остыть, после чего его устанавливают на место в авто и заливают новую охлаждающую жидкость.
«Холодная сварка»
Если протечки имеют средний или значительный размер, можно использовать металлогерметик – термостойкий синтетический клей с металлической пылью в составе. Технологию называют «холодной сваркой», так как при застывании герметик образует сверхпрочный защитный слой, способный конкурировать по прочности и надежности со сварным швом.
- Перед ремонтом, области вокруг протечки зачищаются и обезжириваются.
- Металлогерметик смешивается из двух компонентов и наносится на поверхность металла.
- Слой загустевает за считанные минуты, а через 1-2 часа полностью застывает и приобретает прочность металла.
После такого ремонта радиатор способен выдерживать серьезные механические и температурные нагрузки, устойчив к высокому давлению и влажности. Защитный слой очень прочен и долговечен – радиатор поле его нанесения прослужит несколько лет.
Чьим имуществом считаются радиаторы и трубы?
Согласно п.3 ч.1 ст.36 Жилищного Кодекса РФ и п.2 Правил содержания общего имущества (ПП РФ №491 от 13.08.2006) санитарно-техническое оборудование, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения, находящееся непосредственно в нем или за его пределами относится к общедомовому имуществу.
Согласно п.6 Правил содержания общего имущества внутридомовая система отопления состоит из стояков, отопительных элементов, запорной и регулирующей арматуры, общедомового прибора учета тепловой энергии и другого оборудования, установленного на ней. Вопрос о том, являются ли радиаторы отопления общедомовым имуществом неоднократно рассматривался в судах РФ.
В п.5 Правил содержания общего имущества оговорено, что к общедомовой системе отопления, помимо установленного электрического и механического оборудования, относятся только стояки и ответвления от них до первого запорно-регулирующего крана.
Узнать о том, кто должен производить замену стояков отопления в квартире и как сделать это бесплатно, можно здесь.
Минстрой РФ решил окончательно прояснить ситуацию и в своём Письме №9506-АЧ/04 от 01.04.2016 года «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» четко расставляет все точки над i.
Отопительные элементы (радиаторы), обслуживающие только одну квартиру и оборудованные запорной арматурой, использование которой не повлияет на интересы других собственников, к общедомовому имуществу не относятся, т. е. принадлежат владельцу квартиры.
Решение о том, что входит в состав общедомового имущества, может быть принято собственниками помещений многоквартирного дома (согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества) для его содержания и обслуживания.
Кто виноват в их прорыве?
Сложность ситуации, когда прорвало трубу отопления в вашей квартире, заключается в том, что пострадать может не только хозяйское имущество, но и соседское
Разобраться в том, кто виноват, принципиально важно
Прорвать батарею может в любой момент, даже когда никого не было дома и к ней никто не прикасался. Однако ответственность за надлежащее состояние и обеспечение нормальных условий эксплуатации лежит на собственнике квартиры. Это значит, что следить за износом, своевременной заменой, отсутствием механических повреждений должны хозяева.
Если вы уверены, что прорыв случился по вине третьих лиц (например, заводской брак радиатора, плохая работа сантехника при ремонте и т. д.) и сможете доказать этот факт, то ответственность с вас будет снята.
Самовольно демонтировать или заменять радиаторы в своей квартире противозаконно. Для этого нужно обязательно получить разрешение на переустройство жилого помещения (ст.26 ЖК РФ).
Устройство и работа радиатора
Это изделие выполняет функцию теплообменника. Процесс охлаждения осуществляется за счет циркуляции в системе специальной незамерзающей жидкости – антифриза с помощью нагнетающего устройства – помпы (водяного насоса). Также активно используются соединительные патрубки, имеющий сравнительно небольшой диаметр. А, как известно, небольшой объем жидкости охладить гораздо проще. Чтобы потоки воздуха активнее воздействовали на разогретый радиатор, перед ним устанавливают вентилятор, включающийся в работу при определенной температуре. Конструкция радиатора несложна:
- верхний бачок: служит для приема поступающего в него горячего антифриза, имеет горловину с пробкой (иногда ее нет и антифриз заливается через расширительный бачок), оснащенной воздушным и паровым клапаном, пароотводную трубку и датчик температуры;
- сердцевина: сделана из плоских трубок, «обернутых» тонкими (почти как фольга) пластинами из хорошо проводящей тепло меди или алюминия, реже — стали;
- нижний бачок: необходим для приема охлажденного антифриза, соединяется с отводящим патрубком, иногда снабжается сливным краном.
Типы радиаторов охлаждения
Различия между этими изделиями в основном заключаются в конструкции трубок, бачков и материале изготовления. В последнем случае используется медь или алюминий. Второй вариант является наиболее распространенным благодаря небольшому весу изделий и лучшей жесткости металла по сравнению с Cu. Это позволяет производить однорядные радиаторы и делать более широкие трубки: они могут быть с круглым или овальным сечением. Первые используются все реже, т. к. имеют аэродинамическую «тень»: зону сзади трубки, куда холодный воздух не проникает. Из наиболее часто встречающихся радиаторов, устанавливаемых на авто, можно выделить:
- трубчато-ленточные алюминиевые (паяные);
- медно-латунные трубчатые: применяются в грузовиках и спецтехнике;
- алюминиевые, состоящие из пластин и трубок;
- медно-стальные (устаревшая конструкция): здесь трубки нанизаны на ламели.
Самые распространенные неполадки и их признаки
Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:
- Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
- Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
- Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
- Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.
Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.
Как устранить течь самостоятельно
Несмотря на все проверки перед отопительным сезоном все равно риск протечки зимой остается. окончательно устранить эту проблему могут только специалисты, но своими руками вполне можно временно залатать проблемное место. Это позволит сохранить мебель и прочие вещи в доме пока ремонтом не займутся специалисты.
Как вести себя в аварийной ситуации
Хорошо, если вода вытекает слабо, просачиваясь каплями, в таком случае достаточно просто подставить таз и вызвать сантехников. Гораздо хуже, когда вода бьет струей, учитывая температуру теплоносителя, к батарее и подойти то не всегда возможно.
Инструкция в этом случае будет выглядеть так:
сперва нужно просто бросить толстую, плотную ткань прямо на место течи. Это не остановит поток воды, но по крайней мере риск получить порцию кипятка резко уменьшится;
Толстая ткань позволит подойти к батарее
далее нужно срочно перекрыть поступление теплоносителя в радиатор. Сделать это можно несколькими способами: если есть байпас, то достаточно просто повернуть 2 шаровых крана, и вода будет идти в обход батареи, но если байпаса нет, то придется перекрывать подачу воды в стояк, то есть без отопления на время останется весь подъезд;
Если есть байпас, то перекрыть поступление воды в батарею можно почти мгновенно
Устранение течи подручными средствами
Простейшее средство для устранения течи радиатора – обычный болт, с его помощью можно временно избавиться от течи (только если вода не вытекает через стык). В таком случае проблемное место на батарее рассверливается сверлом, диаметр которого чуть меньше, чем диаметр болта, затем он просто вворачивается в металл.
Еще один способ ремонта течи – использовать самодельный бандаж. Для этого понадобится: обычная марля, вяжущее (подойдет гипс либо алебастр, а также цемент). В небольшой емкости нужно приготовить раствор из вяжущего с водой и полученным раствором пропитать бинт.
Цементный бандаж
Затем марля плотно оборачивается вокруг места протечки несколько раз. Раствор быстро твердеет и получаем водонепроницаемый бандаж.
Также вопрос, как убрать течь радиатора можно решить с помощью обычной эпоксидки либо другого влагостойкого клея. Принцип тот же – пропитываем ткань клеем и плотно обматываем проблемное место. Это позволяет устранить протечку даже в сложных местах, там где обычный бандаж не подойдет.
Клеи и герметики
В продаже можно найти чудо средство – антитечь радиатора, такие составы используются для ремонта подтеканий автомобильных радиаторов. При его добавлении в воду небольшие щели в металле просто закипают, если поверху пройтись термостойким герметиком, то проблем быть не должно.
Можно использовать и холодную сварку
Но рассматривать их для батареи отопления не имеет смысла, при централизованном отоплении его не получится добавить в воду, а в частных системах отопления могут быть проблемы с циркуляционным насосом. Так что жидкость для устранения течи радиатора не стоит рассматривать как подходящее средство.
Тем не менее, есть герметик – стоп-течь для радиатора, такие составы продаются в магазинах и их можно держать дома на случай форс-мажорной ситуации.
Такие герметики могут выпускаться 2 типов:
в герметичной упаковке, полимеризация происходит при окислении состава (то есть при контакте смеси с воздухом);
Специальный ремсостав
2-компонентные средства, полимеризация происходит после смешивания основы с отвердителем.
Чтобы решить вопрос,как отремонтировать радиатор и устранить течь, достаточно просто втереть герметик в место течи. Твердеет он быстро, так что через пару минут уже будет результат, если течь небольшая, то радиатор может дотянуть и до конца отопительного сезона, но лучше не затягивать с его заменой.
Ремонт с помощью хомута
Для того, чтобы вопрос, что делать если течет радиатор отопления не превратился в серьезную проблему, в запасе рекомендуется держать хомут для аварийного латания трубы. Это простейшее приспособление выглядит как резиновая манжета, которая надевается на трубу, а потом плотно обжимается по всей площади контакта. Создаваемого давления вполне достаточно для того, чтобы ни одна капля воды не просочилась.
Хомут временно ликвидировал течь
Можно изготовить и самодельный аналог – понадобится кусок мягкой резины и обычная проволока. Резиной обматываем проблемное место, а проволокой фиксируем заплатку на месте.
Самодельный хомут
Так что решить вопрос, как устранить течь радиатора можно и подручными средствами, да и специальные навыки не понадобятся.