Щелочные аккумуляторы: особенности

Содержание:

Порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор

Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя

Что делать в такой ситуации? Скорее всего, придётся менять калиево-литиевый щелочной электролит, однако перед осуществлением его замены или доливки важно удостовериться в том, что:

  • электроды аккумуляторной батареи целы;
  • сепараторы и их пластины не обсыпались;
  • аккумулятор не работает именно потому, что он разряжен.

Если данные моменты успешно подтвердились, то в необходимости заливки электролита можно не сомневаться. Порядок такой процедуры следующий:

  1. Демонтируйте аккумуляторную батарею с автомобиля;
  2. Поставьте её в месте, защищённом от сторонних лиц, детей и источников тока, огня, воды, а также удобном для работы с АКБ;
  3. Подготовьте себе защитную одежду в полном комплекте (как минимум, защитные очки и перчатки), инструмент для открытия крышки аккумулятора и щелочной электролит для залива. Последний, к слову, можно купить как в магазине (стоимость такового начинается от 30 рублей), так и приготовить в домашних условиях;
  4. Затем аккуратно демонтируйте крышку АКБ и начните заливать электролит, ориентируясь по соответствующим меткам;
  5. После того как жидкость долита до нужно уровня приведите аккумулятор в первоначальный вид и установите его обратно на машину.

При полной или частичной смене электролита в щелочном аккумуляторе обязательно зарядите его в усиленном режиме (порядка 12 часов) или нормальном (6 часов). В остальных случаях допустимо проведение ускоренной зарядке (около 3 часов) с повышением нормальной силы тока в 2 раза.

Чем щелочной аккумулятор отличается от кислотного? – Сайт о

Щелочные батареи представляют собой портативный источник постоянного тока, заправленный электролитом на основе водного раствора едкого натрия или калия. Изделия отличаются повышенным сроком эксплуатации, достигающим 25 лет (устройства ламельного типа). Оборудование поддерживает алгоритмы ускоренной зарядки, при разрядке обеспечивается повышенная мощность.

Отличие от других АКБ

Наибольшее распространение получили щелочные аккумуляторы на основе никель-кадмиевых или никель-железных композиций. Положительные электроды кадмиевых батарей изготовлены из соединения гидрата закиси никеля и графитового порошка с добавлением окиси бария.

Отрицательные пластины выполнены из чистого кадмия/железа или гидрата закиси кадмия/железа. В состав щелочного электролита (на основе гидроксида калия) введен гидроксид лития, способствующий повышению емкости и улучшению разрядных характеристик.

Активная масса на катоде и аноде нанесена на стальную сетку, что позволяет увеличить площадь вещества, принимающего участие в электрохимической реакции. В полость банок залит жидкий электролит.

Устройство щелочного аккумулятора

В устройство щелочного аккумулятора дискового типа входят анодная и катодная пластины, разделенные пластиковым сепаратором. В состав электролита введены специальные загустители, способствующие удержанию раствора в полостях сепаратора.

В отличие от кислотных батарей, щелочные элементы допускают перезарядку. Стандартный алгоритм восстановления емкости занимает 6 часов. После длительного хранения в разряженном состоянии или эксплуатации в цепях с пониженным энергопотреблением производится интенсивная зарядка, длящаяся до 12 часов.

При падении силы тока в цепи зарядки ниже нормативного значения рабочие характеристики щелочных элементов питания ухудшаются.

Сфера применения

Щелочные источники постоянного тока используются в электронных приборах вместо базовых гальванических элементов. Из-за сниженного внутреннего сопротивления обеспечиваются стабильные рабочие характеристики и уменьшается вероятность перегрева источника питания.

Батареи применяются для обеспечения электроэнергией тяговых электродвигателей, установленных на складской технике.

Щелочные аккумуляторы применяются на складской технике

Источники питания щелочного типа применяются для привода электрических двигателей строительного инструмента (малогабаритные дрели, шуруповерты).

Из-за постоянного ужесточения экологических требований происходит вытеснение никель-кадмиевых аккумуляторов устройствами на основе лития.

Небольшие габариты кадмиевых аккумуляторов, способность работать при понижении температуры до -40°С и высокая энергоемкость предопределили распространение изделий в авиации (в качестве бортовых источников питания).

Щелочные автомобильные аккумуляторы ограниченно используются в качестве устройств для пуска и обеспечения работы силового агрегата. Традиционные свинцово-кислотные обладают пониженным внутренним сопротивлением, обеспечивая увеличенный ток холодной прокрутки. Никелевые элементы обладают «эффектом памяти», негативно влияющим на емкость устройства при нарушении условий разряда и заряда.

Малогабаритные батареи щелочного типа, имеющие корпуса цилиндрической конфигурации, используются в наручных часах и бытовой технике.

Щелочные аккумуляторы широко используются в быту

Дисковые батареи отличаются применением герметичного металлического кожуха, рабочий ток не превышает 10% емкости (для снижения газообразования).

Разница между Свинцово-кислотной батареей и Щелочной батареей

Основное различие между Свинцово-кислотными батареями и Щелочными батареями заключается в том, что Свинцово-кислотные батареи являются перезаряжаемыми, в то время как Щелочные батареи в основном не перезаряжаемые.

Аккумуляторная батарея — это устройство с одним или несколькими электрохимическими элементами.

 Она имеет внешние соединения, которые подключают к потребителям электричества, к таким устройствам, как смартфоны, фонарики и т.д. Она имеет положительный вывод — катод и отрицательный вывод — анод.

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Свинцово-кислотный аккумулятор
  3. Что такое Щелочная батарея
  4. В чем разница между Свинцово-кислотной батареей и Щелочной батареей
  5. Заключение

Нюансы маркировки

В маркировку аккумуляторной батареи входят цифры и буквы. Легко узнать отрасли использования, если смотреть на буквы:

  1. Т обозначает агрегат для тяговых моделей.
  2. ТП — тепловозные аккумуляторы.
  3. В — вагонный.

Также в маркировку могут включаться и другие буквы. О них также необходимо знать, чтобы производить правильно расшифровку:

  1. НЖ — никелево-железный агрегат.
  2. К — присутствие блока, предназначавшегося для нескольких электродов.
  3. Ш — эксплуатация в рудниках.
  4. П обозначает, что корпус изготовлен из пластичного материала.
  5. М — модернизированный вариант.
  6. У означает, что агрегат можно использовать в умеренном климате.
  7. Т — тропический климат.

Где используются щелочные батарейки?

В быту человека окружает множество бытовых приборов, а так как батарейки выпускаются с разными ёмкостями, на этот параметр стоит обращать внимание. Ведь чем больше емкость, тем сильнее выдаваемое аккумулятором напряжение, и тем дольше он работает

Алкалиновые элементы питания можно встретить в:

  • кухонных и напольных весах;
  • дистанционных пультах управления;
  • часах настенных и напольных;
  • детских игрушках;
  • медицинских приборах (тонометры, термометры);
  • устройствах медтехнической принадлежности (слуховые аппараты, инвалидные коляски, датчики);
  • радиоприемниках, портативных колонках и многих других приборах.

Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта

  • Введение
  • Классификация воздушных линий
  • Типовые профили опор ВЛ, ВСЯ СЦБ и воздушных линий связи
  • Материалы и арматура воздушных линий
  • Деревянные опоры, железобетонные приставки и железобетонные опоры
  • Основные типы опор воздушных линий СЦБ и связи
  • Оборудование высоковольтных линий автоматики и телемеханики
  • Оборудование воздушных линий связи
  • Устройство удлиненных пролетов, пересечений и переходов
  • Заземления в устройствах автоматики, телемеханики и связи
  • Типы и конструкции заземляющих устройств
  • Строительство воздушных линий
  • Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий
  • Механизация работ при строительстве и ремонте воздушных линий
  • Техника безопасности при работах на воздушных линиях
  • Назначение и классификация кабельных линий
  • Конструкция кабелей
  • Кабели для устройств автоматики и телемеханики
  • Железнодорожные кабели связи
  • Оборудование, арматура и материалы кабельных линий
  • Строительство кабельных линий
  • Монтаж силовых электрических кабелей
  • Монтаж силовых и контрольных кабелей. Паспортизация кабельных линий
  • Механизация кабельных работ
  • Техническое обслуживание и ремонт кабельных линий
  • Техника безопасности при работах на кабельных линиях
  • Влияние электрических железных дорог и линий электропередачи на воздушные и кабельные линии
  • Средства защиты устройств автоматики, телемеханики и связи от опасных и мешающих влияний железных дорог и линий электропередачи
  • Защита полупроводниковых приборов от перенапряжений
  • Воздействие молнии на устройства автоматики, телемеханики и связи. Приборы защиты
  • Защита устройств автоматики, телемеханики и связи от атмосферных перенапряжений
  • Защита кабелей от коррозии
  • Генераторы постоянного тока
  • Реакция якоря и коммутация тока
  • Типы генераторов и их характеристики
  • Общие сведения о двигателях постоянного тока
  • Электродвигатели постоянного тока и их характеристики
  • Однофазный и трехфазный трансформаторы
  • Автотрансформаторы и дроссели насыщения
  • Трансформаторы железнодорожной автоматики и телемеханики
  • Путевые дроссель-трансформаторы
  • Асинхронные электродвигатели
  • Синхронные генераторы
  • Первичные химические источники тока
  • Свинцовые аккумуляторы
  • Электролит и химические процессы в свинцовых аккумуляторах
  • Электрические характеристики свинцовых аккумуляторов
  • Аккумуляторные батареи
  • Правила эксплуатации и способы устранения неисправностей свинцовых аккумуляторов
  • Щелочные никепь-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Аккумуляторные помещения
  • Электрические вентили и выпрямительные устройства
  • Классификация схем выпрямления переменного тока и их параметры
  • Влияние характера нагрузки на работу выпрямительных схем
  • Выпрямители, применяемые в устройствах автоматики и телемеханики
  • Электромагнитные и полупроводниковые преобразователи
  • Особенности электроснабжения устройств
  • Энергоснабжение устройств автоблокировки
  • Системы питания
  • Электропитание устройств переездной сигнализации и полуавтоматической блокировки
  • Техническое обслуживание устройств электропитания на перегонах и станциях
  • Питающие пункты устройств автоматики и телемеханики
  • Расчеты питающих устройств сигнальной точки автоблокировки
  • Электропитание устройств автоматики и телемеханики крупных станций
  • Унифицированная щитовая установка электропитания устройств централизации на крупных станциях при безбатарейной системе питания
  • Электропитание устройств электрической централизации малых станций
  • Устройства электропитания электрической централизации промежуточных станций
  • Электропитающие установки безбатарейной и батарейной систем питания ЭЦ промежуточных станций
  • Расчеты электропитающих устройств электрической централизации
  • Автоматизированные дизель-генераторные установки и резервные электростанции

Сфера применения

Щелочные источники постоянного тока используются в электронных приборах вместо базовых гальванических элементов. Из-за сниженного внутреннего сопротивления обеспечиваются стабильные рабочие характеристики и уменьшается вероятность перегрева источника питания.

Батареи применяются для обеспечения электроэнергией тяговых электродвигателей, установленных на складской технике.


Щелочные аккумуляторы применяются на складской технике

Аналогичные устройства встречаются в конструкции вспомогательных приводов, установленных на электрическом городском транспорте (трамваи или троллейбусы).

Источники питания щелочного типа применяются для привода электрических двигателей строительного инструмента (малогабаритные дрели, шуруповерты).


Аккумуляторная дрель

Из-за постоянного ужесточения экологических требований происходит вытеснение никель-кадмиевых аккумуляторов устройствами на основе лития.

Небольшие габариты кадмиевых аккумуляторов, способность работать при понижении температуры до -40°С и высокая энергоемкость предопределили распространение изделий в авиации (в качестве бортовых источников питания).

Щелочные автомобильные аккумуляторы ограниченно используются в качестве устройств для пуска и обеспечения работы силового агрегата. Традиционные свинцово-кислотные обладают пониженным внутренним сопротивлением, обеспечивая увеличенный ток холодной прокрутки. Никелевые элементы обладают «эффектом памяти», негативно влияющим на емкость устройства при нарушении условий разряда и заряда.

Дополнительными минусами щелочных аккумуляторов 12В является сниженная емкость и увеличенная цена.

Малогабаритные батареи щелочного типа, имеющие корпуса цилиндрической конфигурации, используются в наручных часах и бытовой технике.


Щелочные аккумуляторы широко используются в быту

Дисковые батареи отличаются применением герметичного металлического кожуха, рабочий ток не превышает 10% емкости (для снижения газообразования).

Щелочь или кислота – какой аккумулятор лучше и как их отличить?

Отличая виды аккумуляторов, необходимо остановится на каждом значимом показателе, чтобы понять, какой тип лучше подойдет под определенный круг поставленных задач. Итак — чем отличается щелочно-свинцовый элемент от кислотного?

Период использования

Тут лидер — щелочные аккумуляторные батареи. Такое устройство лучше сохраняет характеристики, чем кислотные аналоги.

Сказывается на этом факторе конструкция пластин

С кислотными АКБ с вставлением свинцовых пластинок стоит обращаться осторожно, такие батарейки довольно хрупкие. Пластины же хороших устройств, содержащих щелочной электролит, повредить труднее, и плотность вещества между ними обеспечивает бесперебойную работу

Напряжение и реакция на его неустойчивость

Здесь все не так однозначно. Если заряжается кислотный аккумулятор, разрешено напряжение до двух вольт. Можно спокойно доводить до полной разрядки и питать батарею с нуля.

Аналогичный показатель в щелочной батарее не может быть больше 1,25 В. С другой стороны, последние гораздо более стойки к замыканиям и перегрузкам.

Цена

Класс кислотно-свинцовых АКБ дешевле, чем щелочный. Кроме того, они не нуждаются в специализированных и дорогих зарядных устройствах — для пользования кислотной батареей достаточно самого простого ЗУ.

Основных внешних отличий между этими типами аккумуляторов два — корпус и масса. Для кислотных обычно используется пластик, и они заметно тяжелее. Щелочной аккумулятор выпускается в стальном корпусе, но вопреки этому гораздо меньше весит.

Итак, покупкой кислотно-свинцового АКБ лучше озаботиться, если планируется частое, чуть ли не ежедневное использование. В отличие от него, щелочь подойдет тем, кто будет эксплуатировать прибор нечасто и не хочет тратить много времени на возню с аккумулятором.

Количество добавляемой воды

Также важно знать, сколько доливать дистиллированной воды в обслуживаемый автомобильный аккумулятор. Опять же, здесь поможет шкала, предусмотренная на батареях с прозрачным пластиковым корпусом

Просто выполняйте постепенную доливку и следите, чтобы уровень не вышел за рамки допустимых показателей

Опять же, здесь поможет шкала, предусмотренная на батареях с прозрачным пластиковым корпусом. Просто выполняйте постепенную доливку и следите, чтобы уровень не вышел за рамки допустимых показателей.

Но не совсем понятно, какой уровень дистиллированной воды должен быть в обслуживаемом аккумуляторе, где отсутствует прозрачный корпус.

Здесь можно воспользоваться несколькими вариантами решения проблемы:

  1. В некоторых аккумуляторных батареях чуть ниже чем горловина банки предусмотрен своего рода язычок. Он выполнен из пластика или металла. Если говорить о том, сколько воды следует заливать в аккумулятор с таким язычком, то тут всё просто. Нормой считается заливка на 5 мм выше, чем язычок.
  2. Если в АКБ вообще отсутствуют какие-либо метки, то принцип доливки будет одинаковым для всех. Нужно долить жидкость так, чтобы она покрывала свинцовые пластины на 10–15 мм.
  3. Когда визуально определить электролит не получается, возьмите измерительную трубку со шкалой, и заливайте по ней.

Если долить дистиллят при превышении допустимой плотности, и сразу же сделать замеры ареометром, показатели будут некорректными.

После добавления воды нужно дать батарее настояться, чтобы вода успела распределиться по всей жидкой среде

Допускается немного покачать аккумулятор, но важно избежать расплёскивания электролита. Это потенциально очень опасно

В каждой ситуации есть свои нормы и требования касательно того, сколько нужно будет доливать качественной дистиллированной воды, обслуживая аккумулятор.

Но общий принцип сводится к тому, что жидкая среда должна покрывать пластины минимум на 10 мм. Лучше ориентироваться на уровень 12–15 мм выше пластин.

Батареи более солидных размеров

Устройство их не отличается большой сложностью — это электроды, которые заряжены положительно и отрицательно, отделены друг от друга пластинами из пластмассы, которые, в свою очередь, способствуют беспрепятственному движению щелочного электролита.

Электроды приварены к борну (т.е. токовыводу), который выводится наружу через крышку и фиксируется уплотняющим кольцом. Эти кольца раскрашены по-разному в зависимости от того, положительный или отрицательный выводится борн. Все это находится в стальном либо пластиковом корпусе с отверстием, куда заливается щелочная никель-кадмиевая смесь плотностью 1,19-1,21 г/см3.

Сколько нужно доливать дистиллированной воды в батарею и как правильно это сделать

Если ваш аккумулятор необслуживаемый, никаких манипуляций с жидкостями с ним проводить не нужно. Обслуживаемому же свинцово-кислотному доливка воды будет периодически нужна. Для того чтобы определить, сколько жидкости добавить, нужно снять верхние крышки с банок батареи и проверить плотность аккумулятора и уровень электролита в каждой из емкостей.

Количество воды, которую следует заливать в аккумулятор, может варьироваться, в зависимости от ее емкости и от условий эксплуатации АКБ. Стоит подумать о том, как долить дистиллированную воду в аккумулятор в любое время, потому что уровень жидкости может стать меньше в самый не подходящий момент. Для этого не помешает всегда иметь в машине подходящую емкость для воды, например, литровую бутылку, и добавлять воду вы сможете всегда. Нельзя допускать оголения пластин аккумулятора — они быстро осыпятся в результате нагрева.

Алгоритм того, как правильно залить воду в аккумулятор в домашних условиях, прост:

  • Отключите батарею от бортовой сети автомобиля. Выньте ее из машины.
  • Следите за тем, чтобы поверхность, на которую она будет поставлена, была ровной.
  • Очистите АКБ от пыли и грязи. Можно сделать это раствором соды.
  • Для максимальной аккуратности воспользуйтесь одноразовым шприцем. А ради собственной безопасности наденьте технические перчатки, которые обычно используете для дачи или уборки.
  • Снимите крышки с батареи для доступа к банкам.
  • Проверьте уровень жидкости внутри каждой банки. Помните о том, что в норме электролит должен покрывать пластины аккумулятора на 1-1,5 см.
  • Если уровень покрытия пластин меньше, долейте в каждый отсек АКБ от 5 до 10 мл дистиллированной воды.
  • Если окажется, что шприц «перелил», просто отсосите небольшой резиновой грушей излишек жидкости до нужного уровня.

Далее будет приведено еще несколько советов, которые касаются эксплуатации аккумулятора. Эта информация будет полезна, если вы не знаете, как долить воду в аккумулятор правильно:

Нельзя доливать жидкость в АКБ, если вы только что выключили ДВС. Дайте батарее «постоять» в течение 7-8 часов (желательно в домашних условиях). Только после этого открывайте аккумулятор.
Также и после того как батарея будет наполнена дистиллированной водой, нельзя сразу заводить двигатель.

Время ожидания после заливки — до утра следующего дня. Иначе батарея сразу может закипеть, а пластины — осыпаться.
Помните о том, что «дачный» вариант помещения, применяемого для заливки аккумулятора, можно использовать только в теплое время года

Если комната не отапливается, проводить подобные действия с аккумулятором не следует.
Важно знать о том, что использование дистиллированной воды не вернет аккумулятору прежней емкости, а улучшит показатели его работы на определенный срок.
Перед тем как заводить двигатель, всегда проверяйте уровень электролита в аккумуляторе, помня о количественных показателях.

Это интересно: Какой аккумулятор лучше для шуруповерта — литиевый или кадмиевый?

Вода внутри АКБ

Как мы разобрались воды АЖ — 65%! Но она не простая (из под крана), а дистиллированная без каких-либо примесей (нужно это по многим причинам, хотя бы потому что – уменьшается сопротивление внутри, нет никаких осадков на пластинах и т.д.).

Серная кислота не улетучивается, а поэтому ее концентрация начинает расти, для батареи это плохо по нескольким:

  • Высокая плотность негативно влияет на пластины, разрушая их
  • Уровень падает, а это значит, оголяются пластины, тем самым падает емкость батареи и она не способна завести ваш авто.
  • При высоких концентрациях кислоты, возможно сульфатация пластин

Чтобы этого избежать, нужно обязательно восполнить – добавить воды внутрь АКБ до необходимого минимума.

Как заправлять аккумуляторы

Если восстановить работоспособность аккумулятора с помощью зарядки не удаётся, то возможно потребуется замена щелочного электролита. От правильного выполнения такой работы будет зависеть продолжительность эксплуатации АКБ. Рекомендуется осуществлять замену жидкости в такой последовательности:

  • Отсоединить аккумулятор от потребителей электроэнергии.
  • Надеть защитные очки и перчатки. Не лишним будет защитить одежду от едкого вещества с помощью прорезиненного фартука.
  • Удалить пробки и вылить старую жидкость из банок.
  • Произвести подготовку нового электролита.
  • Залить до рекомендуемого заводом-изготовителем аккумулятора уровня.
  • Установить на место пробки.
  • Подключить аккумулятор к зарядному устройству.

Если причина неработоспособности аккумулятора заключалась в некачественном электролите, то после замены химического состава и полной зарядки, АКБ можно будет использовать в стандартном режиме.

Как устроен элемент питания

Конструкция алкалиновых батареек предусматривает строение изделия как будто наизнанку, по сравнению с солевыми аккумуляторами:

  1. Внутри элемента содержится цинковая паста. В ней цинк находится в виде порошка, что увеличивает площадь его взаимодействия, от этого ёмкость аккумулятора выше, нежели у солевых аналогов.
  2. Цинк, загущенный специальным гелем, вырабатывает отрицательный потенциал, его снимает стержень из латуни.
  3. Диоксид марганца, смешанный с углеродной составляющей (графит, зола, сажа), отделяется от цинка с загустителем (анода) специальным сепаратором.
  4. Положительный вывод энергии выполнен в виде стального стакана с покрытием из никеля.
  5. Отрицательный вывод изготовлен из стальной тарелки.
  6. Оболочка изолирована от стакана. Это предупреждает возникновение замыкания. Ведь оба элемента расположены в одном отделении изделия.
  7. Также в щелочном элементе питания присутствует прокладка. Она берет на себя давление газов. Стоит отметить, что их выработка незначительна. Если сравнивать солевую и щелочную батарейку, то у второй газообразование снижено на 80%.
  8. Для защиты от взрыва данных элементов питания в конструкции предусмотрена камера для сбора газов и мембрана. Если давление внутри батареи очень велико, мембрана лопается, и происходит утечка электролитов.

Правила эксплуатации

Основные требования к эксплуатации перезаряжаемых источников постоянного тока щелочного типа:

  1. При эксплуатации устройств учитывается характеристика кривой падения напряжения. После подачи нагрузки происходит постепенное снижение напряжения до 1,1 В. Дальнейшая разрядка батареи приводит к снижению ресурса и разрушению активной массы на электродных пластинах.
  2. Зарядка аккумуляторов выполняется с выкрученными пробками, при повышении температуры и давления происходит разрушение корпуса и металлических сеток электродных пластин.
  3. Через каждые 10 дней эксплуатации производится визуальный осмотр корпуса изделия, затем проверяется и доводится до нормативного значения уровень электролита. В конструкции пробок предусмотрены дренажные каналы, предназначенные для сброса давления газов. Каналы прочищаются, одновременно проверяется состояние резиновых уплотнителей, потрескавшиеся элементы подлежат замене.
  4. Через 100-125 рабочих циклов или через год эксплуатации производится замена электролита (с промывкой банок). Внешние поверхности корпуса очищаются от загрязнений, производится проверка затяжки креплений соединительных пластин. Для удаления следов коррозии на неокрашенных поверхностях используется ветошь, смоченная керосином.
  5. Отработавшие аккумуляторные батареи с щелочным электролитом запрещено выбрасывать на свалки бытового мусора. Поскольку устройства имеют ограниченное распространение, их прием на утилизацию осуществляется специализированными организациями.

Зарядка алкалиновых батареек

Здесь все несколько быстрее, но и требует больше внимания.

Ход процесса:

  1. Зарядное устройство включить в сеть.
  2. Зарядные провода прикрепить к АКБ, полярность должна совпадать.
  3. Следить за температурой заряжаемого элемента, до тех пор, пока она не достигнет 50°С (не больше пяти минут). Как только это произойдет, сразу же отключить от зарядки и в течение двух минут остужать.
  4. Пока батарейки совсем не остыли, начинается шоковый этап подпитки. Соединить их снова с включенным ЗУ и примерно две минуты максимально быстро подключать и отключать, не глядя на температуру.
  5. Проконтролировать вольтаж — должно быть значение примерно 1,75 вольт.
  6. Чтобы элементы не разряжались моментально, поместить их в морозилку на десять минут, достать, оставить на пару минут.

Вот и все, батарейку можно вставлять в приборы и пользоваться.

Плюсы и минусы щелочных аккумуляторов

Плюсы

  • Длительный срок службы при правильной эксплуатации;
  • Возможность глубокого разряда;
  • Работа при отрицательных температурах без потери свойств;
  • Небольшой саморазряд;
  • Небольшой удельный вес.

При снижении температуры с 25 градусов Цельсия ёмкость щелочного аккумулятора понижается с каждым градусом на 0,5 процента. Показатель лучше, чем у свинцово-кислотных практически в два раза. Но стоит отметить, что при низкой температуре возрастает и скорость уменьшения ёмкости.
 

Минусы

  • Эффект памяти, приводящий к потере ёмкости. Появляется, если не разряжать щелочной аккумулятор до конца;
  • Существенный разброс рабочего напряжения элементов (1─1,75 вольта). Для набора под 12В аккумулятор разброс уже составит 10─17,5 вольта. Для работы в таком диапазоне напряжений нужно специальное зарядное устройство;
  • КПД заряда у щелочных составляет всего 55 процентов. У кислотных АКБ этот показатель равен 80 процентов;
  • Обслуживание должен выполнять квалифицированный работник, поскольку в щелочных аккумуляторах периодически необходимо менять электролит.

Рекомендуем прочитать материал о том, как восстановить Ni─MH аккумуляторы.

виды аккумуляторов

Аналоги щелочных батареек и их цена

Наряду с элементами питания на основе щелочных растворов используются сухие (солевые угольно-цинковые или хлорид цинковые), ртутные, серебряные, литиевые источники энергии.


Rechargeable или recharge на корпусе алкалиновой батарейки означает, что её можно заряжать.

Отличительные черты этих устройств:

  • сухие солевые элементы распространены в массовом производстве, но имеют наименьшую емкость и неустойчивы к воздействию, цена — 4-50 руб. за 1 шт.;
  • батарейки heavy duty (с хлоридом цинка) имеют небольшую емкость, но хорошо работают при высоком напряжении или низкой температуре, цена — 5-90 руб. за 1 шт.;
  • ртутные устройства питания отличаются равномерной подачей напряжения, увеличенными емкостью и энергоплотностью, но высокая цена и сложность утилизации сократили их производство до минимума;
  • серебряные батареи, несмотря на высокую производительность и технические характеристики, используются редко, преимущественно для часов и медицинского оборудования, цена стартует от 50 руб. за 1 шт.;
  • литий обеспечивает элементы маленькими размерами, наивысшей емкостью, выходным напряжением до 4,5 В и медленным разряжением, цена — 50-300 руб. за 1 шт.

Утечки

Утечка соединения калия внутри щелочной батареи

Щелочные батареи склонны к утечке гидроксида калия , едкого вещества, которое может вызывать раздражение дыхательных путей, глаз и кожи. Риск этого можно снизить, не пытаясь перезарядить одноразовые щелочные элементы, не смешивая батареи разных типов в одном устройстве, заменяя все батареи одновременно, храня батареи в сухом месте и при комнатной температуре, и сняв батареи для хранения устройств.

Все батареи постепенно саморазряжаются (независимо от того, установлены они в устройстве или нет), и в конечном итоге разряженные батареи будут протекать. Чрезвычайно высокие температуры также могут привести к разрыву аккумуляторов и утечке (например, в автомобиле летом), а также к сокращению срока хранения аккумулятора.

Причина утечки заключается в том, что по мере разряда батарей — в результате использования или постепенного саморазряда — химический состав элементов изменяется, и образуется некоторое количество газообразного водорода. Это выделение газов увеличивает давление в батарее. В конце концов, избыточное давление приводит к разрыву изолирующих уплотнений на конце батареи, или во внешнем металлическом корпусе, или в обоих случаях. Кроме того, по мере старения батареи ее стальной внешний контейнер может постепенно подвергаться коррозии или ржавчине, что в дальнейшем может способствовать разрушению защитной оболочки.

Как только образовалась утечка из-за коррозии внешней стальной оболочки, гидроксид калия поглощает диоксид углерода из воздуха, образуя перистую кристаллическую структуру карбоната калия, которая со временем растет и распространяется от батареи, следуя вдоль металлических электродов к печатным платам, где он начинает окисление медных дорожек и других компонентов, что приводит к необратимому повреждению схемы.

Протекающие кристаллические наросты также могут выходить из швов вокруг крышек батарей, образуя пушистый налет снаружи устройства, который разъедает любые предметы, соприкасающиеся с протекающим устройством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector