Как правильно самостоятельно составить схему дтп для европротокола

Содержание:

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Европротокол считается недействительным, если во время составления не соблюдены все требования, а документ не содержит всей необходимой информации.

Последствия недействительности следующие:

  • подразделения автоинспекции схему не принимают;
  • страховая компания не принимает документ, который заполнен не по правилам;
  • потерпевшее лицо не получает компенсацию от страховщика.

Виновное лицо в первую очередь имеет интерес в правильности документа. Это объясняется возникновением права у потерпевшей стороны требовать денежное возмещение с виновника. Такие споры перерастают в судебные разбирательства.

Осознанное искажение сведений приводит к неверному оформлению части схемы. Чтобы избежать отрицательных последствий рекомендуется привлечь к процессу составления протокола представителя ГИБДД.

Кто должен рисовать схему

Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:

  • Обстоятельства произошедшего ДТП.
  • Серьёзность наступивших последствий аварии.
  • Число лиц, участвовавших в происшествии.

При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.

Когда выдается и кем составляется?

Протокол составляют только сотрудники полиции. Какое именно подразделение документирует осмотр, определяется в зависимости от потенциальной квалификации правонарушения (о том, как вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, куда звонить, что сообщать и как действовать на месте ДТП, читайте тут).

Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых люди получили легкие или средние травмы – административное правонарушение, протоколирование которого, согласно статьям 28.1.1 и 28.3 КоАП РФ, относится к полномочиям сотрудников ГИБДД. Случаи, когда пострадавший погиб или ему причинены тяжкие телесные повреждения, подпадают уже под санкции Уголовного кодекса РФ – статья 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Фиксацией обстановки на месте таких происшествий занимаются полицейские следственно-оперативной группы органа внутренних дел, к которому территориально относится место аварии

Важно! Сотрудник полиции при составлении протокола не просто выполняет функции стенографиста, а выполняет ряд процессуальных норм, следование отразится на дальнейшей правовой оценке происшествия.

Требования по составлению и правила составления

Составление сопровождается соблюдением установленных законодательством требований. К ним относится следующее:

  1. Заполнение производится шариковой ручкой. Разрешено использовать ручку синего или черного цвета.
  2. Писать печатными буквами. Такое заполнение снижает вероятность возникновения спорных моментов и дополнительных разъяснений внесенных сведений.
  3. Участники лично заполняют часть документа, которая предполагает содержание информации о виновнике и пострадавшем.
  4. После внесения исправлений, неправильный текст зачеркивается. Также делается отметка с надписью «исправление верно».

Подготовка документа завершается изучением, проверкой сведений. После этого водителя проставляют подписи.

Внимание! С момента подписания корректировать схему запрещено.

Заполнение европротокола

При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

  • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
  • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

Различия состоят в следующем:

  • используется печатный шрифт;
  • не допускаются исправления и ошибки;
  • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
  • в незаполненных строках ставится прочерк;
  • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.

К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

  • о месте аварии (с датой и временем);
  • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
  • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
  • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
  • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.

Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.

При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии

Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты

В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Для чего необходим документ и как его заполнить?

Если обобщить, то рассматриваемый рисунок может составляться в двух целях: для дальнейшего рассмотрения в ГИБДД (в том числе и для последующего суда) и для страховой компании. В каждом варианте имеются свои нюансы, которые водителям стоит знать.

Для ГИБДД

Исходя из пунктов 285 и 287 Административного регламента, дежурный оператор может предложить пострадавшим участникам лично собрать материалы и подготовить необходимую документацию. Но после этого требуется обязательно приехать на пост ДПС или посетить дежурную часть.

Справка! Водители должны понимать, что они готовят лишь черновой вариант схемы, имеющий статус обычного материала, а юридическую силу она получит лишь после обработки должностными лицами, которым будут переданы все факты.

Перед тем как начать рисовать схему ДТП для ГАИ, важно обратить внимание на то, чтобы в ней были правильно отображены следующие сведения:

  • административные координаты (места ДТП с полными названиями);
  • смежные подробности (описание места происшествия);
  • особенности дорожной разметки (заодно и ближайших знаков);
  • детали дорожной инфраструктуры (соседние к полотну движения объекты);
  • подробности последствий (в плане привязки к описанному месту).

В конце важно упомянуть главные данные: фамилию составителя схемы, ФИО каждого участника и их подписи, аналогичная информация о свидетелях и фраза «С составленной схемой согласны» от каждой из перечисленных особ

Для страховой

В данном случае изображение для страховой компании составляется лишь водителями. Несмотря на оформление аварии в рамках Европротокола, обязанность извещать о страховом случае по-прежнему остаётся за страхователем.

Такая схема мало чем отличается от версии для ГИБДД

Важно лишь помнить, что она выполняется не на отдельном листе, а в отведённом поле специального бланка (извещения о ДТП)

Несколько экземпляров этой формы обычно выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО. Под полем для страховой расположен дополнительный блок, где водители должны подписаться под тем, что у них нет взаимных претензий, а справа и слева – аналогично подтвердить достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

Типовые схемы

На реально познакомиться со всеми типовыми схемами.

Это сводка сведений о схожих происшествиях, заполненных бланках, пожелания о распределении ответственности за нанесенный урон, а еще графические рисунки произошедшего, в том числе расположение машин на полосе в миг соприкосновения, место, знаки, линии и многое другое.

Всего имеется 31 типовая схема, описание случившегося и выводы.

Типовые схемы ДТП используются в таких ситуациях:

  • При составлении Европротокола, то есть не были привлечены работники полиции.
  • Использование схем удобно: нет потерпевших, участники согласны с оценкой случившегося.

На вопрос о том, кто подписывает схему ДТП, имеется ответ: оба участника.

Типовые схемы не могут составляться:

  1. При нарушении порядка и условий оформления, предписанных законодательством.
  2. При бесконтактном происшествии.
  3. Столкновение случилось не во время передвижения.
  4. Никакой предложенный вариант не показывает события в полной мере.
  5. Нельзя узнать причину по бумагам, что переданы автомобилистами.
  6. На Извещении не росписи сторон, или неверно заполнены п. 16 и 17.

Ответ на вопрос касательно того, как составить схему ДТП самостоятельно по образцу реально отыскать на

Форма бланка имеется в Приложении к Положению Банка России No431-П от 19.09.2014 года. На этом сервисе также можно отыскать актуальные данные и примеры касательно заполнения формы.

Заполненную бумагу участники происшествия в периоде пяти суток отправляют в СК. Далее предоставляют свои машины на исследование независимой экспертизы.

Оформление и подписание о ДТП не считается актом, что признает провинность той или иной стороны. Однако правильно составленный документ разрешит быстро установить виноватого и сократить время получения денег за нанесенный вред от страховщика.

При черчении схемы берутся в учет данные о произошедшем, о водителях и свидетелях. Два экземпляра дается при покупке полиса, их хранят в салоне.

Надо следить за тем, что пишет второй водитель, не должно иметься спорных моментов.

Если в извещении нет каких-то данных, или имеются неразборчивые записи, то СК должна самостоятельно искать не хватающие нюансы, что может оказать влияние на период уплаты компенсации и на возможность признания ситуации страховой.

Сведения в извещение о ДТП вносятся печатными литерами, без ошибок. Необходимые ячейки помечаются галочкой. Если в полях нет данных, то надо вписать прочерк или же литеру «Z».

Если бумага попорчена, сложно читаема, то надо все заново переоформить. Вносить корректировки после росписи и разъединения бумаги запрещается.

Если второй водитель не хочет подписывать документ или заполнять его, то надо вызывать автоинспекцию.

Советы:

  1. Исправления фиксируются подписями.
  2. Не нужно оставлять незаполненные поля.
  3. По согласию свидетелей (если такие имелись) их показания надо записать.
  4. Надо узнать и записать к-во заполненных клеточек.
  5. В схеме обозначаются все названия, расположение автотранспорта и иные нюансы. Разрешается использовать типовые схемы.
  6. Надо постараться избегать разногласий.
  7. Надо подписывать Извещение с обеих сторон.

После знакомства с вышеописанной инструкцией сложностей по составлению схемы ДТП появиться не должно.

Как правильно оформить ДТП

У водителей есть два варианта оформления произошедшего – с привлечением ГИБДД или без.

Без ГИБДД

Чтобы не привлекать стражей правопорядка при ДТП, необходимо, чтобы было выполнено несколько условий:

  1. У всех водителей-участников есть ОСАГО.
  2. Количество водителей-участников – 2 или больше.
  3. Ущербу подверглись, только автомобили.
  4. Между водителями-участниками нет споров насчет произошедшего.

Образец

Если эти условия соблюдены, составляется Европротокол – документ, который заменяет справку о ДТП от ГИБДД. Его оформление производится так:

  1. Водители оценивают повреждение и ущерб нанесенный ТС.
  2. Задействуется фото или видео аппаратура, чтобы точно зафиксировать обстоятельства (особенно место и время) инцидента. Съемку нужно произвести не позже часа после самого происшествия, при этом аппаратура должна иметь возможность зафиксировать локацию и временной промежуток.
  3. Уберите автомобили с проезжей части.
  4. Проверьте документы водителей-участников.
  5. Заполните извещение – бланк, как правило, выдается страховой компанией при оформлении ОСАГО, так что он наверняка будет хотя бы у одного из участников.
  6. Правильно зарисуйте схему в извещении Европротокола – ее будут сверять с предоставленными фотографиями или видеозаписями, а также анализировать правильность установления виновного.
  7. Подайте документы в страховую компанию.

Если водитель-виновник не признает свою вину, оформлять ДТП должны сотрудники ГИБДД, которые и начнут разбирательство по делу.

С ГИБДД

Чтобы зафиксировать ДТП с привлечением стражей правопорядка, необходимо выполнить следующее:

  1. Оформить место происшествия, как положено – включить аварийку, выставить знак (не менее 15 м от авто в населенных пунктах, не менее 30 м за их пределами).
  2. Уточнить, есть ли пострадавшие. И если они есть – первым делом, вызвать скорую помощь.
  3. Позвонить в дежурную часть ГИБДД, сообщив место инцидента.
  4. Дождаться приезда сотрудников ГИБДД.
  5. Во время ожидания можно: зафиксировать обстоятельства происшествия на видео, камеру, телефон, привлечь свидетелей, взять у них объяснительные в письменном виде. Также, на этом этапе можно позвонить в страховую компанию.
  6. Когда приедут сотрудники ГИБДД, предоставить им все документы и собранные доказательства.
  7. Проследить за составлением схемы происшествия в извещении о ДТП.
  8. Проверить правильность введенных сотрудником в протокол данных и подписать бумаги, если вы согласны с изложенными в них фактами.

В итоге инспектор, оформляющий документы, передает их в управление ГИБДД на рассмотрение. Водители при этом должны взять у инстанции справку о произошедшем, чтобы предоставить ее в страховую компанию.

Как нарисовать схему ДТП для страховой компании

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

Схема для страховой на извещении мало чем отличается от той, которую водители рисуют для ГИБДД – принципы и набор условий те же. Но она выполняется не на отдельном листе, а в предназначенном для этого поле специального бланка – извещения о ДТП в страховую компанию. Несколько экземпляров таких бланков выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО, но их можно всегда скачать из сети самому, как это и делают все обладатели электронной автогражданки, к примеру.

Схема в извещении рисуется почти произвольно, но с соблюдением требований инструкции, которая имеется на сайте РСА (ее также выдают при заключении договора ОСАГО) и требования пункта 281 Регламента: «Схема выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений»).

Пояснение от сотрудника ДПС

На вопрос по отличию заполнения СДТП для СК и ГИБДД дал ответ один наш постоянный читатель – Михаил Андреевич, работающий в составе экипажа ДПС и имеющий звание капитана:

– Михаил Андреевич, а схемы ДТП для страховой компании и для ГИБДД чем-нибудь отличаются?

– Принципиально нет – требования, примерно, одинаковые. Просто для извещения в СК можно обойтись меньшим объемом графических и пояснительных подробностей т. к. их часть указывается проставлением соответствующих галочек в форме извещения. Сама схема рисуется в произвольном, но аккуратном стиле – кто как сумеет. При этом исправлений и помарок нужно избегать. Водителей мы так и инструктируем: «Оформляйте схемы, пишите объяснения, как же, как и для ГИБДД». При этом в извещении важна не столько сама схема, сколько общая совокупность информации. К примеру, внимательно нужно отнестись к заполнению оборотной части, а особенно п. 2 («Обстоятельства»).

Дополнительные сведения

От себя добавлю: описание обстоятельств на обороте извещения должно соответствовать изображению, которое вам удалось нарисовать, и обстоятельствам, отмеченным галочками в п. 16.

А вот чего не нужно указывать в схеме для страховой компании:

  • Фразу о согласии, так как она внесена в бланк типографским способом.
  • Все места повреждений (в п. 13 извещения указывается только место первоначального удара, а перечень дефектов приводится ниже, в следующем пункте).

Под полем для СДТП расположен блок, в котором водители проставляют свои подписи под тем, что у них нет разногласий, а справа и слева – подписи за достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

При этом:

  • Если оба участника ДТП согласны с нарисованной схемой, то лицевая сторона заполняется совместно, ставятся подписи, и после этого бланк разъединяется на две части. Оборотную сторону каждый участник заполняет и подписывает самостоятельно
  • Если участники ДТП к согласию не пришли, то каждый заполняет и подписывает свой бланк.

При наличии пострадавших людей на лицевой стороне указывается их количество, а на обороте, в п. 15 «Замечания» желательно занести данные о потерпевших. Это нужно для того, чтобы страховщик произвел выплаты по ОСАГО за вред здоровью.

Статья в тему:

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП в 2020 году

Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:

Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение

Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.

Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств

Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.

Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.

Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.

Составляется схема ДТП в пункте 17 извещения об аварии. В пункте 13 необходимо указать место столкновения на автомобиле.

Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке

Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе. Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО

Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.

Какие правила нужно соблюдать при составлении

Особенности формы и содержания чертежа для отображения обстоятельств аварии предписываются правилами составления схемы ДТП:

Прежде всего, зарисованная модель происшествия должна иметь название «Схема ДТП».
Далее подбирается формат чертежа. Оптимальным вариантом будет лист А4, на котором можно в достаточном масштабе зафиксировать все основные детали. Расстояния указываются не на глаз, а в соответствии с точными измерениями (при помощи рулетки).
Существенный момент – состояние участников ДТП. Определяется самочувствие пострадавших, наличие признаков опьянения или неадекватного поведения. участников.
При оформлении чертежа желательно, чтобы оба водителя использовали одинаковый бланк и рисовали ручкой с качественным нажимом. Это обеспечит хороший оттиск на копии документа.
Не стоит использовать карандаш. Исправлений следует избегать.
Один из важнейших содержательных моментов – обозначение дорожного участка с привязкой к местности

В качестве ориентиров можно выбрать перекресток, названия улиц и объектов, номер дома, другие элементы стационарного расположения (тротуар, трамвайный путь, канализационный колодец).
Важно не только зафиксировать месторасположение автомобилей в момент первичного контакта, но и указать соответствующими стрелками, в каком направлении они двигались. В схему должны попасть и стоящие автомобили, если они препятствовали движению или маневру.
Все следы, оставшиеся на дорожном покрытии, измеряются и заносятся в схему.
Точно соблюденные требования к схеме ДТП предполагают указание под чертежом ФИО составителя

Там же вносятся другие участники происшествия. Их согласие со схемой обязательно нужно засвидетельствовать в письменной форме и подкрепить подписью.
Под чертежными обозначениями помещают данные очевидцев происшествия, пешеходов, пассажиров и понятых.

Как самостоятельно нарисовать

В ответе на вопрос, как правильно самостоятельно составить схему ДТП, особых сложностей нет. Нужно все сделать предельно аккуратно и точно. В заполненном европротоколе не должно быть помарок или исправлений. Поэтому вначале лучше составить черновой чертеж на отдельном листке.

Для обозначения автомобилей используются простые прямоугольники. Но каждое транспортное средство должно быть маркировано (например, в прямоугольники вписываются буквы А и Б). Под чертежом расшифровывают эти обозначения, указывая модель автомобиля и его номерной знак. Место столкновения обозначают крестиком Х.

Как нарисовать правильно схему ДТП? Нужно отобразить траекторию движения транспортных средств непосредственно перед аварией при помощи пунктирной линии. Часто в схеме обозначают наиболее распространенные места ДТП: парковка, участок прямой дороги, перекресток. Следует указать тип перекрестка, спуск или подъем дороги, зарисовать разметку и тротуарную зону.

Нужно обратить внимание на строгое следование пунктам европротокола. В графе «Обстоятельства» лучше отметить крестиком все пункты, подходящие к конкретной ситуации.

Как оформить, если нет тяжело раненых и погибших?

Протокол осмотра места ДТП составляется сотрудником полиции на специальном номерном бланке сразу по прибытию экипажа на место аварии. Осмотр производится при участии двух понятых или с видеофиксацией (ч. 3 ст. Статья 28.1.1 КоАП РФ). Документ состоит из трех структурных блоков:

  • общие сведения;
  • описательная часть;
  • заключительные положения.

Общие сведения

Состоит из:

  1. Вводной части – сведения о сотруднике ГИБДД, составляющем протокол (ФИО, звание, должность), и понятых (ФИО, контактные данные). Дата, точное время ДТП и заполнения протокола.
  2. Описания правонарушения:
    • сведения о водителях – участниках аварии (ФИО, номер страхового полиса, водительского удостоверения, контактные данные);
    • место аварии и тип (столкновение, наезд на пешехода и прочее);
    • марки, регистрационные номера и другая информация об автомобилях участников.
    • если есть свидетели и потерпевшие – их ФИО, адрес регистрации, адрес медучреждения, если потерпевшего доставили в больницу.

  3. Описания подготовки к осмотру – участникам осмотра (водителям, понятым, свидетелям, потерпевшим или их представителям) под протокол разъясняются их права и обязанности. В документе также фиксируются применяемые технические средства, наличие записи аварии, если такая имеется у участников или свидетелей, условия осмотра – освещенность, погода и другие.

Описательный блок

Непосредственно фиксирует все обстоятельства ДТП, его следы на дороге и окружающих поверхностях и сооружениях, состояние автомобилей после аварии.

Основная часть

Протокол обязательно содержит описания и характеристики:

  • дороги – автомагистраль, общего пользования, главная или второстепенная на перекрестке и прочие;
  • дорожного покрытия участка и его качество – наличие ям, придорожной территории;
  • знаков и разметки – наличие, особенности, является ли участок аварийным;
  • освещенности участка, видимости водителей;
  • направления движения на участке;
  • расположения транспортных средств (с точными замерами);
  • отпечатков протекторов, тормозного пути, если есть обломки, лужи потекших жидкостей – указывается наличие и расположение;
  • следов пострадавшего, в том числе следы крови, отпечатки рук и ног, элементы одежды.

Раздел «Осмотр автомобиля после аварии»

Включает все предварительные технические сведения, которые можно собрать на месте. Они, вместе с последующими экспертными выводами, лягут в основание окончательного установления обстоятельств аварии и определения виновника. В него входит полное описание:

  • видимых повреждений транспортных средств;
  • следов внутри и на поверхности авто, в том числе биологических материалов, отпечатков пальцев и прочего;
  • состояния колес (давление, степень износа протектора);
  • состояние органов управления – положение рулевого колеса, рычагов, показания приборов;
  • состояния тормозов, включая стояночный;
  • работоспособности осветительных приборов, состояния остекления и зеркал;
  • груза и его состояния, если таковой был.

Важно! В случае необходимости будет назначена автотехническая экспертиза для установления технического состояния авто на момент аварии. Водители могут обратиться за независимой экспертизой для оценки ущерба.

Завершающий раздел

Включает в себя:

  • Дополнительную информацию – перечень приложений к протоколу:
    1. схема ДТП;
    2. фототаблица;
    3. водительские удостоверения;
    4. список изъятых предметов;
    5. информацию направлении водителей на медосвидетельствование и прочее.

  • Заключительную часть – графа об ознакомлении всех подписантов с содержанием протокола и непосредственно подписи участников осмотра. Водителям также под роспись выдаются копии документа.

Если у участников осмотра есть замечания, комментарии которые хотят внести в протокол, или они хотят отметить несогласие с указанными данными, эти сведения также вносятся в заключительную часть. Сотрудник ГИБДД обязан это сделать, указав от кого поступило заявление.

  • Скачать бланк протокола осмотра места ДТП (дорожно-транспортного происшествия)
  • Скачать заполненный образец протокола осмотра места происшествия ДТП

Что такое Европротокол и как его правильно заполнять

Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.

В каких случаях заполняется Европротокол

Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).

Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:

  1. В столкновении участвовали только два транспортных средства;
  2. Не было вреда жизни и здоровью людей;
  3. Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
  4. У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
  5. Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
  6. Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.

Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.

Отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенные к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована.

Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.

Лимит выплат по Европротоколу

С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.

Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.

Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

Бланк Европротокола

Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.

Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.

Скачать образец бланка

Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.

Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:

  • место, дата, время ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
  • характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
  • другая необходимая информация.

Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.

Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную

Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений

В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.

Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector