Как читать электросхемы автомобилей
Содержание:
- Содержание курсовой работы
- Виды и значение линий
- Требования к структуре сайта
- Условные обозначения в электрических схемах электрооборудования: как читать электросхемы автомобилей
- Акустический моргалик
- Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
- Стандартные цепи питания и соединение элементов
- Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
- Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
- Обозначение предохранителей на электросхемах
- Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
- Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Электрические схемы. Типы. Правила выполнения
- Зачем нужен план внутренней электропроводки
- Зачем они автомобилисту?
- Что такое электрическая схема?
- Как читать электросхемы автомобилей
- Правила оформления курсовой работы
- Лабораторный блок питания своими руками
- Виды электрических схем
- Как читать электрические схемы реально
- Автоматический выключатель
Содержание курсовой работы
Прежде чем ознакомиться с основными требованиями оформления курсовой работы, давайте определимся, из каких структурных элементов она должна состоять. А уже после этого каждый подпункт и его редактирование с образцом для примера рассмотрим наглядно. Содержание обязательно включает в себя:
- титульный лист курсовой работы;
- содержание (или оглавление);
- введение;
- основная часть проекта с главами, подразделами;
- заключение;
- библиографический список с литературой, из которой бралась информация;
- приложения (наглядные материалы).
После этого студент по мере написания своей работы сопоставляет требования к форматированию каждого указанного элемента. Только при таком условии возможно принятие проекта преподавателем и получение хорошей отметки.
Виды и значение линий
- Тонкая и толстая сплошные линии — на чертежах изображает линии электрической, групповой связи, линии на элементах УГО.
- Штриховая линия — указывает на экранирование провода или устройств; обозначает механическую связь (мотор — редуктор).
- Тонкая штрихпунктирная линия — предназначается для выделения групп из нескольких компонентов, составляющих частей устройства, либо систему управления.
- Штрихпунктирная с двумя точками — линия разъединительная. Показывает развертку важных элементов. Указывает на удаленный от устройства объект, связанный с системой механической или электрической связью.
Сетевые соединительные линии показывают полностью, но согласно стандартам, их допускается обрывать, если они являются помехой для нормального понимания схемы. Обрыв обозначают стрелками, рядом указывают основные параметры и характеристики электрических цепей.
Жирная точка на линиях указывает на соединение, спайку проводов.
Требования к структуре сайта
Кем формируются требования к содержанию и структуре сайта? Разумеется, поисковыми системами. Ведь вебмастера всегда стараются подстроиться именно под них. Хотя не стоит забывать, что интернет-площадки в первую очередь создаются для пользователей, а не для роботов.
Чтобы проанализировать структуру ресурса, поисковики оценивают его URL. Строго говоря, его конструкция – это и есть схема URL. Но в разговоре проще не использовать аббревиатуру URL.
Давайте посмотрим, какие же требования поисковые системы выдвигают к структуре организации сайта.
«Яндекс»
С подробным описанием всех требований «Яндекса» можно ознакомиться в разделе «поддержка» на сайте поисковика. Здесь же мы перечислим лишь самые важные пункты:
- Корректность symlink-ов – при переходе по интернет-ресурсу не должны добавляться аналогичные URL (например: example.com/vasya/vasya/vasya/vasya/).
- Четкая схема ссылок. Каждая запись должна относиться к соответствующему блоку (категории, разделу). На каждую страницу должна ссылаться хотя бы одна другая.
- Наличие текстовых ссылок на другие записи (разделы). Поисковику так проще анализировать контент.
- Наличие карты ресурса (xml-карты), которая ускоряет его индексацию.
- Единственный и уникальный URL-адрес для каждой записи. На разные записи должны вести разные URL, и наоборот – одна запись должна иметь единственный адрес.
- Ограничение индексирования служебной информации (наличие файла robots.txt).
Как мы видим, «Яндекс» предъявляет немало критериев и требований как к схеме ресурса, так и к нему самом. Но это официальная информация, так что придется подстраиваться.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
- Разработка веб-сайтов: способы, инструменты и проблемы
- Внутренняя оптимизация сайта: пошаговый разбор
- Разработка дизайна сайта: от выбора стиля до получения макета
«Google»
Его рекомендации достаточно просты и понятны. Они умещаются всего в один абзац:
- Избегать чересчур сложных и длинных url-адресов.
- Создавать простую структуру официального сайта.
- Использовать некоторые знаки пунктуации в url (в частности дефис «-«).
- Создавать понятную логическую схему url-адресов.
- Использовать не идентификаторы, а слова.
Условные обозначения в электрических схемах электрооборудования: как читать электросхемы автомобилей
Что представляют собой автомобильные электросхемы?
Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.
Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:
- оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения;
- девайсы, использующиеся для преобразования энергии;
- кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.
Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?
В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.
Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.
Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.
Как устроено электрооборудование любого автомобиля?
Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся
Акустический моргалик
Принцип работы акустических приборов всегда связан с улавливанием звуков и голоса человека с помощью микрофона. Попадая на чувствительные элементы динамика, звуковые волны конвертируются в электрический сигнал, который заставляет светодиоды на плате «моргать». Схема состоит из следующих радиоэлементов:
- Двух транзисторов КТ315Б;
- Резисторов (3 штуки) на 4700 Ом, 1 МоМб, 10 кОм;
- Микрофона;
- Конденсаторов полярного типа (2 штуки) на 47 и 1 мкФ;
- Светодиодов на 3 Вольта в размере 6 штук.
Схема моргалика
Функционирует прибор следующим образом: увеличивающий частоту звуковых колебаний усилитель, при попадании на него звуковых волн, начинает менять свое сопротивление. Переменный сигнал проходит через конденсатор и поступает на транзистор, открывая его. Ток достигает коллектора и поступает на второй элемент, который также открывается и лампочки начинают «моргать».
Моргалик на практике
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Электрические схемы. Типы. Правила выполнения
Разработка принципиальных электрических схем всегда содержит определённые элементы творчества и требует умелого применения элементарных электрических цепей и типовых функциональных узлов, оптимальной компоновки их в единую схему с учётом удовлетворения предъявляемых к схемам требований, а также возможного упрощения и минимизации схем. Основное отличие заключается в том, что функциональная схема более детально показывает принцип работы устройства изделия, установки. Чёткость оформления.
Такие перемычки обычно рисуют в тех случаях, когда проще провести линию между элементами, особенно если они располагаются рядом друг с другом, чем писать маршрут на схеме.
Допускается, если это не вызывает ошибочного подключения, обозначать фазы цепей переменного тока буквами А, В, С на рис.
В свою очередь, принципиальная электросхема может иметь две разновидности: однолинейная или полная. Изображения проводов выполняются линиями прямого направления и маркируются тем же способом, как и на принципиальной схеме.
Соединяем ее параллельно к любой лампе. Матрицы должны быть предварительно изготовлены и размножены на отдельных листах.
Удобство эксплуатации. Принципиальные электрические схемы составляют на основании схем автоматизации, исходя из заданных алгоритмов функционирования отдельных узлов контроля, сигнализации, автоматического регулирования и управления и общих технических требований, предъявляемых к автоматизируемому объекту.
В сложных схемах для облегчения нахождения составных частей реле, изображенных разнесённым способом, рекомендуется разбивать поле схемы на зоны, а около графического обозначения обмотки реле справа помещать таблицу с указанием в ней типов контактов реле размыкающий, замыкающий , обозначений номеров контактов и место на схеме, адрес, где эти контакты расположены. Устройства и элементы на схеме лучше изображать в виде упрощенных внешних очертаний, а их положение должно примерно соответствовать действительному положению в изделии.
Обзор электрической схемы консольно-фрезерного станка 6Р82.
Зачем нужен план внутренней электропроводки
Детальный план или схема электропроводки — это полный чертеж, на котором изображены все элементы системы внутреннего электроснабжения жилого или другого объекта: разводка проводов или кабелей, распределительные коробки, защитные устройства, приборы контроля, выключатели, розетки и если необходимо контур заземления. Для каждого объекта, будь то квартира, дача или частный дом, разрабатывается собственный план, если он построен не по типовому проекту. Но в любом случае схема электропроводки необходима. Ее наличие дает следующие преимущества при выполнении монтажных работ.
- Имея в своем распоряжении подробный план электрической разводки, можно заблаговременно составить список необходимых для выполнения работ по монтажу электросети комплектующих, оборудования и материалов. Это позволит без спешки подобрать и закупить продукцию по оптимальным ценам, что в итоге приведет к существенной экономии.
- Детальный план позволит реализовать оптимальное распределение мощностей сети. Чертеж наглядно покажет, где находятся узлы с наибольшей мощностью потребления электроэнергии, что позволит спланировать разводку так, чтобы исключить возможность перегрева проводов из-за излишней нагрузки. Такой подход обеспечит высокую пожарную безопасность сети в целом.
К тому же наличие предварительно разработанной схемы позволит четко спланировать монтажные работы и разбить их на этапы, что не даст забыть смонтировать тот или иной элемент системы.
Зачем они автомобилисту?
Часто люди хотят ввести в цепь самые разнообразные электронные устройства, включая магнитолу, сигнализацию, кондиционер и множество других приборов, которые существенно упрощают процедуру вождения и делают нашу жизнь более комфортной
В этом случае также важно понять, как научиться читать схемы электрические, потому что в преимущественном большинстве случаев их обязательно прилагают практически к каждому устройству
Особенно это актуально для владельцев машин с прицепом, потому что нередко случаются самые разные проблемы с его подключением. В таких случаях нужно будет использовать электросхему прицепа легкового автомобиля, и при этом уметь в ней разбираться, так как научиться читать схемы электрические за короткое время не получится.
Что такое электрическая схема?
Так же существуют электрические схемы автомобиля отдельных узлов, которые более подробно раскрывают суть работы электроники автомобиля.
Обычно на современных схемах это обозначают так: Чтоб уж совсем наглядно показать этот момент
Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей
Также читать электросхему необходимо тем водителям, у которых есть прицеп, поскольку зачастую возникают сложности в его подключении своими руками к системе
В этом случае также важно понять, как научиться читать схемы электрические, потому что в преимущественном большинстве случаев их обязательно прилагают практически к каждому устройству. Поначалу это может сбить с толку, но в этом нет ничего сложного, разобраться своими силами вполне возможно
Сюда приходит только управляющее положительное напряжение. К этому пункту относится все электрооборудование, которое потребляет энергию, преобразовывая ток в другой тип энергии. В этом месте может быть пересечение дорожек или спайка из проводков.
Статья по теме: Розетка для проводов в стене
Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?
Как устроено электрооборудование любого автомобиля? Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Временно можно подпилить отверстия крепления до овальных форм и сместить датчик относительно своей оси. В самом худшем варианте показания спидометра будут врать, либо спидометр не будет показывать скорость автомобиля.
Например вот: Почти над каждым проводом есть числа. Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Соответственно, сама проводка на ней может быть изображения разрывами и отрезками. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. Электросхемы — это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно.
Что представляют собой автомобильные электросхемы?
В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами. И вот, разбираясь с принципиальной электросхемой своего автомобиля, и показывая своему знакомому, я увидел не понимание в его глазах, и желание чтобы от него отстали. В случае отклонения показателей от указанных значений в таблице, датчик будет врать.
Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. На самом деле чтение электросхем автомобиля не такое уж и сложное занятие. При этом стоит отметить тот факт, что любой такой чертеж не демонстрирует реальное местонахождение тех или иных элементов, а используется только для того, чтобы указать их связь друг с другом. Таких датчиков существует 2 типа: контактные и бесконтактные. Зачем они нужны?
Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 3. Автоэлектрика.
Как читать электросхемы автомобилей
Все больше и больше современных автомобилей становятся настоящим сбором электронных устройств. Ведь с увеличением комфорта и улучшением характеристик двигателя, в автомобилях применяется большое количество различных приборов и аппаратов управления. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы. В этой статье мы расскажем вам, что такое электрические схемы, для чего нужно уметь читать их, и расскажем вам об основных обозначения.
Что такое электрическая схема?
Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение. Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой. Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.
Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:
- Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
- Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
- Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
- Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.
Для чего нужно уметь читать электрические схемы?
Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.
Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?
В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.
Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.
Условные обозначения на электросхемах авто
Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.
Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.
Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.
Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.
Правила оформления курсовой работы
После того, как был обозначен состав курсовой работы, поговорим о деталях его форматирования. Они касаются шрифта, размеров, стилей и других инструментов текстового документа. Работать придется с программой Microsoft Word, по итогу должен получиться файл с расширением «.doc» или «.docx».
Основные правила оформления прописаны ГОСТом, а именно:
- формат листов А4;
- книжная ориентация листов;
- обязательны поля вокруг текста – вверху и внизу по 20 мм, слева 30 мм, справа 15 мм;
- шрифт для всего текста Times New Roman, черный цвет, в основной части работы 14 кегля, в автоматических сносках 12 кегля;
- наличие полуторного абзацного отступа;
- полуторный интервал между строками текста, одинарный в заголовках и подстрочных ссылках;
- выравнивание основной части и сносок по ширине страницы;
- односторонняя печать текста на листах;
- нумерация страниц начиная со введения.
Перед сдачей документ сшивается файлами и специальной папкой, чтобы преподавателю было максимально удобно просматривать с его содержимое и оформление.
Лабораторный блок питания своими руками
БП – полезный прибор для любого человека, занимающегося электроникой. Устройство способно регулировать выходное напряжение и ограничивать ток до тех параметров, которые будут необходимы для корректной работы той или иной схемы.
Важно! Купить БП можно в любом магазине электроники, но гораздо выгоднее и полезнее будет изготовить его своими руками с использованием простой схемы. Чертеж блока
Чертеж блока
Схема состоит из следующих деталей:
- Блока питания из трансформатора, диодного моста и конденсатора;
- Регулятора на транзисторе или стабилитроне;
- Клемм и радиатора;
- Светодиода;
- Вольтметра;
- Резисторов.
Самодельное устройство в корпусе
Первым делом подготавливается плата, в которую впаиваются все необходимые элементы, фигурирующие в схеме, после чего ее подключают к трансформатору. На этом этапе блок питания уже может функционировать. Можно, конечно, сделать для него корпус, но эта процедура уже не относится к электронике.
Виды электрических схем
Все электрические схемы представлены в виде изображения или чертежа, где наряду с оборудованием указаны звенья электроцепи. Схемы отличаются по назначению, на основании чего разработана классификация разных электрических схем:
первичные и вторичные цепи.
Первичные цепи создаются для подачи основного электрического напряжения от источника тока к потребителям. Они генерируют, трансформируют и распределяют при передаче электроэнергию. Такие цепи предполагают наличие основной схемы и цепей для различных нужд.
Во вторичных цепях напряжение не выше 1 кВт, они используются для обеспечения задач автоматики, управления и защиты. Благодаря вторичным цепям выполняется контроль расхода и учета электроэнергии;
однолинейные, полнолинейные.
Полнолинейные схемы разработаны для применения в трехфазных цепях, они отображают подсоединенные по всем фазам устройства.
Однолинейные схемы показывают только приборы на средней фазе;
принципиальные и монтажные.
Принципиальная общая электрическая схема подразумевает указание только ключевых элементов, на ней не указываются второстепенные детали. Благодаря этому схемы просты и понятны.
На монтажных схемах нанесено более детальное изображение, поскольку именно такие схемы используются для фактического монтажа всех элементов электросети.
Развернутые схемы с указанием второстепенных цепей помогают выделить вспомогательные электрические цепи, участки с отдельной защитой.
Как читать электрические схемы реально
Давайте вернемся к простейшей схеме, состоящей из батареи гальванических элементов GB1, резистора R1 и светодиода VD1.
Как мы видим – цепь замкнута. Поэтому в ней протекает электрический ток I, который имеет одинаковое значение, поскольку все элементы соединены последовательно. Направление электрического тока I от положительной клеммы GB1 через резистор R1, светодиод VD1 к отрицательной клемме.
Назначение всех элементов вполне понятно. Конечной целью является свечение светодиода. Однако, чтобы он не перегрелся и не вышел из строя резистор ограничивает величину тока.
Величина напряжения, согласно второму закона Кирхгофа, на всех элементах может отличаться и зависит от сопротивления резистора R1 и светодиод VD1.
Если измерить вольтметром напряжение на R1 и VD1, а затем полученные значения сложить, то их сумма будет равна напряжению на GB1: V1 = V2 + V3.
Соберем по данному чертежу реальное устройство.
Как читать электрические схемы с минимальным набором радиодеталей мы разобрались. Теперь можем перейти к более сложному варианту.
Добавляем радиодетали
Рассмотрим следующую схему, состоящую из четырех параллельных ветвей. Первая представляет собой лишь аккумуляторную батарею GB1, напряжением 4,5 В. Во второй ветви последовательно соединены нормально замкнутые контакты K1.1 электромагнитного реле K1, резистора R1 и светодиода VD1. Далее по чертежу находится кнопка SB1.
Третья параллельная ветвь состоит из электромагнитного реле K1, шунтированного в обратном направлении диодом VD2.
В четвертой ветви имеются нормально разомкнутые контакты K1.2 и бузер BA1.
Здесь присутствуют элементы, ранее нами не рассмотрены в данной статье: SB1 – это кнопка без фиксации положения. Пока она нажата ее, контакты замкнуты. Но как только мы перестанем нажимать и уберем палец с кнопки, контакты разомкнутся. Такие кнопки еще называют тактовыми.
Следующий элемент– это электромагнитное реле K1. Принцип работы его заключается в следующем. Когда на катушку подано напряжение, замыкаются его разомкнутые контакты и размыкаются замкнутые контакты.
Все контакты, которые соответствуют реле K1, обозначаются K1.1, K1.2 и т. д. Первая цифра означает принадлежность их соответствующему реле.
Бузер
Следующий элемент, ранее не знакомый нам, — это бузер. Бузер в какой-то степени можно сравнить с маленьким динамиком. При подаче переменного напряжения на его выводы раздается звук соответствующей частоты. Однако в нашей схеме отсутствует переменное напряжение. Поэтому мы будем применять активный бузер, который имеет встроенный генератор переменного тока.
Пассивный бузер – для переменного тока.
Активный бузер – для постоянного тока.
Активный бузер имеет полярность, поэтому следует ее придерживаться.
Теперь мы уже можем рассмотреть, как читать электрическую схему в целом.
В исходном состоянии контакты K1.1 находятся в замкнутом положении. Поэтому ток протекает по цепи от GB1 через K1.1, R1, VD1 и возвращается снова к GB1.
При нажатии кнопки SB1 ее контакты замыкаются, и создается путь для протекания тока через катушку K1. Когда реле получило питание ее нормально замкнутые контакты K1.1 размыкаются, а нормально замкнутые контакты K1.2 замыкаются. В результате гаснет светодиод VD1 и раздается звук бузера BA1.
Теперь вернемся к параметрам электромагнитного реле K1. В спецификации или на чертеже обязательно указывается серия применяемого реле, например HLS‑4078‑DC5V. Такое реле рассчитано на номинальное рабочее напряжение 5 В. Однако GB1 = 4,5 В, но реле имеет некоторый допустимы диапазон срабатывания, поэтому оно будет хорошо работать и при напряжении 4,5 В.
Для выбора бузера часто достаточно знать лишь его напряжение, однако иногда нужно знать и ток. Также следует не забывать и о его типе – пассивный или активный.
Диод VD2 серии 1N4148 предназначен для защиты элементов, которые производят размыкание цепи, от перенапряжения. В данном случае можно обойтись и без него, поскольку цепь размыкает кнопка SB1. Но если ее размыкает транзистор или тиристор, то VD2 нужно обязательно устанавливать.
Автоматический выключатель
Схема аппарата крайне проста, но очень надежна. Принцип работы выключателя основан на работе конденсаторе. Когда происходит нажатие на кнопку, загорается светодиод или лампа. Когда конденсатор будет полностью разряжен, источник света погаснет. Принцип работы следующий: при нажатии кнопки с возвратом происходит зарядка конденсатора, и он превращается в «питательный» элемент. Когда выключатель разомкнет контакт, радиоэлемент будет разряжаться и питать собой цепь, в которой установлена лампа.
Электросхема выключателя на кнопке
Важно! Так как конденсатор не может вечно держать заряд, то свет рано или поздно погаснет. Когда это произойдет – сказать сложно, так как все зависит от характеристик радиоэлементов, используемых в приборе
Полезно такое устройство будет, например, в погребе или техническом подполье. Человек нажимает кнопку, берет необходимые ему вещи и, чтобы не тянуться к выключателю с грузом в руках, просто выходит из подвала. Когда конденсатор полностью разрядится, лампочка потухнет.
Собранный выключатель