Как выбрать лучшую смазку для подшипников ступицы колеса
Содержание:
- Типы жидкой смазки
- Чем, как и для чего смазывают ступичный подшипник
- Методы смазки подшипников
- Виды смазок для подшипников
- Зачем нужна смазка подшипников
- Виды смазки подшипников скольжения и качения
- Лучшие смазки для высоконагруженных соединений
- Рейтинг лучших смазок для подшипников под общие нагрузки
- Разновидности ступичных смазок
Типы жидкой смазки
Выбор применяемого типа смазки зависит главным образом от применения и от скоростей, достигаемых подшипником. Ниже перечисляются различные и более применяемые типы смазки:
- Капельное смазывание: используется для радиальных подшипников, гарантирует высокое число оборотов, но применяемое только в тех случаях, когда подшипник поставляется со смазочным отверстием на внешнем кольце
- Смазка погружением: определяемая и другими названиями (смазка с помощью масляной ванны или картерная смазка), используется главным образом для низких скоростей, около половины оборотов, которых обычно достигает подшипник. Подходит для установки на горизонтальной оси, уровень масла с остановленным подшипником должен достигнуть самой низкой точки внутренней дорожки качения. Обеспечение нужным количеством масла играет важную роль, поскольку недостаток масла может вызвать слишком короткие промежутки смены масла; рекомендуется постоянное отслеживание за уровнем масла посредством специального индикатора.
- Смазка с циркуляцией масла: используется тогда, когда достигается высокая скорость и температура, что обеспечивает сокращение износа подшипника и уменьшает периодичность замены масла. Проводя фильтрацию можно достигнуть поддержания низкой рабочей температуры.
- Смазывание масляным туманом: используется тогда, когда нужно достигнуть высоких скоростей вращения, т.к. данная система смазки осуществляется через впрыскивание незначительного дозируемого количества масла, распыленного в потоке воздуха. Уточняется, что используется только чистый сухой воздух без примесей. Сверхдавление, создающееся внутри установки должно обеспечивать отсутствие воздействие любых внешних загрязняющих факторов, таких как пыль, обломочные материалы, пары, влага и т.п.
- Централизованное смазывание маслом: применяется тогда, когда имеется необходимость в смазке разных точек оборудования. Обычно, такое действие осуществляется с помощью централизованного насоса, обеспечивающего распределение масла в разные заинтересованные участки оборудования. Преимуществом данного типа смазки является увеличенный контроль над порцией смазочной жидкости и фильтрацией.
Смазывание и техническое обслуживание чрезвычайно важны для надежной работы и длительного срока службы подшипников качения.
Чем, как и для чего смазывают ступичный подшипник
Долговечные подшипники качения присутствуют в каждом движущемся механизме машины. К надежности узла можно быстро привыкнуть, так как он о себе не дает знать длительное время. Вспоминается о нем лишь тогда, когда в автомобиле начинает что-то сильно гудеть.
Особенно опасно, когда владелец транспортного средства переусердствует с шумоизоляцией. В этом случае все может получиться очень печально, подшипник просто заклинит.
Хорошо, если это произойдет на незначительной скорости, а если 130 км/ч, то авария с последствиями обеспечена. Бывают случаи, что ДТП несерьезное, а номера пострадали. В этом случае есть возможность заказать дубликаты номерных знаков для замены помятых.
Стоит отметить, что подшипники ступичного типа смазываются только мягкими и пластичными субпродуктами. Смазывать ступицу маслом нецелесообразно, так как это приводит к удорожанию конструкции.
Пластичная смесь выступает в роли уплотнителя, что благотворно влияет на подшипник
Важно знать, что пластичный смазочный материал состоит из нескольких составляющих – смазка, загуститель, добавки. Модификаторы определяют его использование в определенных условиях
Методы смазки подшипников
Учитывая низкую скорость и большую нагруженность узлов, количество смазки в подшипниках качения должно занимать 70 – 90% внутреннего пространства.
Не всегда замена подшипника необходима. Иногда по какой-то причине вытекает или засыхает смазка и нужно просто ее заменить. В основном это случается при длительных перегрузках и нагреве оборудования до температуры более 110°.
Прежде всего, надо определиться с материалом боковых колец и аккуратно снять их. Заглушки крепятся к внутреннему кольцу, заводятся с специальный паз. Обычно они тонкие и легкие, не несут никакой нагрузки, кроме защиты от проникновения пыли и влаги. Делаются из материала:
- сталь;
- пластмасса;
- каучук.
Маслозаборное кольцо для смазки необходимо аккуратно снять, не повредив, чтобы после ремонта узла поставить его на место.
Необходимо отмыть деталь от высохшей смазки. Обычно она представляет черную твердую корку. Для очистки следует использовать бензин или керосин с минимальным содержанием воды.
Подшипник замачивается на пару часов в керосине. Размокший его проще промыть, удалив раскисшие остатки масла и грязь. Уже без боковых колец его протирают ветошью, и с помощью щетки вымывают остатки грязи с сепаратора и элементов качения. После этого желательно продуть сжатым воздухом, чтобы выдуть оставшиеся инородные частицы и просушить.
Существует несколько способов смазки деталей качения с учетом густой консистенции Литола и требований по заполнению внутренней поверхности на 90%.
На валу
Наиболее простой и удобный способ, особенно для небольших узлов домашнего электрического инструмента. Обычно вал не превышает по длине 200 мм, с ним легко работать.
- Подшипник остается на валу. Его следует очистить от остатков засохшей смазки, абразива, других загрязнений. Высушить.
- Банку с густым маслом установить на решетку таким образом, чтобы под нее можно было поставить горящую свечу.
- Разогреть Литол, солидол или их заменители до жидкого состояния, не перегревая, чтобы не закипел.
- Убрать свечу или переставить банку в более удобное место.
- Окунуть все в теплый состав и выдержать 10–20 минут. Дать заполнится всему свободному пространству и немного остыть.
- Вынуть узел, прокрутить и проверить заполнение сепаратора и элементов вращения.
- Заполнить при необходимости пустоты по бокам, установить кольца.
Когда узел полностью пришлось разобрать, надо сделать временный вал, на котором все детали будут окунаться в смазку, вплоть до того, что выточить его из дерева.
Использование свечи – это пример частного случая. Масло хорошо разогревается на электрической конфорке, водяной бане и другим способами.
В тубе
Заполнение подшипников смазкой производится холодным способом. Для этого подбирается тюбик одинакового размера с наружным диаметром узла.
- Обрезать горлышко и конус.
- Очистить все изнутри и заложить Литол.
- Вставить подшипник в тюбик и прочно закрепить его.
- Выдавливать масло, пока оно не заполнит полностью подшипник и не выйдет насквозь.
После этого устанавливаются маслозаборники и дрель или миксер собирается. Можно продолжать работать электроинстументом и пользоваться бытовой техникой.
Без снятия пыльников
На маленьких подшипниках часто кольца – пыльники, снять в домашних условиях очень сложно. Смазка закрытых неразборных подшипников дело хлопотное, но доступное для любителей ремонтировать оборудование своими руками. Когда подшипник начинает «тарахтеть» и греться, его следует очистить и смазать. Специалисты рекомендуют следующий способ.
- Вытереть снаружи узел насухо.
- Капнуть WD-40, несколько раз, пока вращение не будет ровным и легким.
- Хорошо вытереть салфеткой.
- Целлофановый пакет или другой водоотталкивающий материал свернуть и плотно завести в отверстие, насквозь.
- В горлышко тюбика со смазкой капнуть присадкой и плотно прижать его к подшипнику со стороны выступающего пакета. Надавить на него, пока масло не выступит с другой стороны.
После этого прокрутить немного наружное кольцо, не снимая подшипник с целлофана. Повторить до полного наполнения внутреннего пространства смазкой.
Перед началом ремонта подшипника следует убедиться, что причина плохой работы именно в отсутствии смазки. Обычно вращающиеся элементы – ролики и шарики, стираются быстрее, чем вытекает масло.
Виды смазок для подшипников
При выборе смазывающего вещества в первую очередь уделяется внимание показателю вязкости, так как она определяет допустимую скорость работы устройства и некоторые другие моменты. Принятая система стандартизации определяет выделение следующих основных классов:
- GA – смазывающее вещество, предназначенное для малонагруженных подшипников, которые эксплуатируются в диапазоне от 20 до 70 градусов Цельсия. Этот класс наиболее распространен в области машиностроения.
- GB – класс, связанный с эксплуатацией при средних нагрузках. Температурный режим существенно расширен, составляет 40-120 градусов Цельсия. Применяется для смазывания нагруженных подшипников большинства автомобилей.
- GC – вариант исполнения, который часто применяется для обслуживания грузовых автомобилей, а также некоторой спортивной техники. За счет добавления особых веществ в состав повышается эксплуатационная температура до 160 градусов Цельсия.
Довольно большое распространение получила высокотемпературная смазка для подшипников. Она обеспечивает требуемую степень смазки даже при существенном увеличении температуры, так как сохраняет свои свойства.
Рассматривая основные виды смазок для подшипников также уделим внимание нескольким распространенным группам:
- Литийсодержащие. Этот вариант исполнения считается одним из самых популярных, так как соотношение цены и качества находится на самом высоком уровне. Самым распространенным предложением можно назвать Литол 24. Подобное вещество характеризуется тем, что не обеспечивает требуемую защиту поверхности от воздействия повышенной влажности.
- Высокоскоростная смазка также пользуется весьма высокой популярностью. Основные свойства достигаются за счет добавления в состав различных порошков. Смазка красного цвета часто добавляется в подшипники, которые устанавливаются в механизмах, работающих на высокой скорости. Основными добавками зачастую становятся никелевые и медные порошки. Кроме этого, некоторые производители проводят добавление меди и натрия. Медная смазка характеризуется довольно большим количеством особенностей, которые должны учитываться перед непосредственным выбором вещества.
- На основе полимочевины. Подобная специальная смазка характеризуется тем, что в состав включается особое стабилизирующее вещество – кальций сульфат. Этот вариант исполнения практически во всех случаях входит в топ смазок для подшипников.
- Молибден также часто применяется в качестве основы при изготовлении смазок для подшипников. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что способен выдерживать серьезное температурное воздействие. Часто низкотемпературная смазка для подшипников относится к этой группе, однако она характеризуется одним существенным недостатком – при контакте с водой проходит химическая реакция, в результате которой образуется серная кислота, за счет чего эксплуатационный срок существенно снижается.
- Перфторполиэфирные считаются самым совершенным, но и дорогим предложением на рынке. В большинстве случаев подобная смазка применяется при обслуживании спортивных автомобилей, которые эксплуатируются в сверх тяжелых условиях. Некоторые немецкие и японские автопроизводители применяют это веществ при сборке автомобилей премиального класса. Из-за высокой стоимости применение в быту нецелесообразно.
При этом она может быть зеленая или фиолетовая, цвет может изменяться в зависимости от состава вещества, а также типа применяемых красителей при изготовлении. Как правило, окрашивание проводится для того, чтобы контролировать степень смазывания поверхности.
Классификация также проводится по тому, в каком агрегатном состоянии вещество поступает в продажу. Среди особенностей отметим следующие:
- Чаще всего продается смазка в виде жировой консистенции, которую достаточно просто нанести на поверхность. Как правило, она достаточно густая, поэтому на момент эксплуатации подшипника не вытекает.
- В последнее время довольно большое распространение получил спрей. Это можно связать с тем, что наносить вещество достаточно просто. После распыления аэрозольная смазка загустевает, после чего приобретает требуемые эксплуатационные характеристики.
Приведенная выше информация указывает на то, что есть просто огромное количество различных вариантов исполнения смазки, выбор проводится в зависимости от того, какие эксплуатационные характеристики следует обеспечить. Кроме этого, при выборе довольно много внимания уделяется стоимости, так как она варьируется в достаточно широком диапазоне.
Зачем нужна смазка подшипников
Несмотря на совершенствование технологии производства различных деталей исключить вероятность износа практически невозможно. Это связано с тем, что трение становится причиной повышения температуры материала, за счет чего происходит изменение основных характеристик. Смазывающее вещество изначально применялось для исключения вероятности повышенного износа из-за возникающего трения. Однако впоследствии за счет добавления различных присадок были выявлены и другие привлекательные свойства подобного вещества
При рассмотрении того какая смазка для подшипников требуется, стоит уделить внимание нескольким основным функциям подобного материала:
- Существенно снижается показатель трения. Именно оно становится причиной повышенного износа материала, а также нагрева поверхности. Имеет значение также то, сколько смазки добавляется в зону трения. За счет снижения показателя трения существенно повышается КПД.
- Снижается вероятность попадания загрязнения в зону контакта. Это связано с тем, что смазывающее вещество для подшипников характеризуется повышенной вязкостью.
- При изготовлении подшипников могут применяться самые различные металлы, в том числе сталь с повышенной коррозионной стойкостью. Однако, для удешевления изделия часто используются недорогие сплавы, характеризующиеся сниженной защитой от воздействия влажности. Именно поэтому смазка исключает вероятность появления коррозии на поверхности, которая становится причиной увеличения трения.
- Существенно повышается скольжение, за счет которого увеличивается КПД. На момент эксплуатации детали основные элементы скользят относительно друг друга, этот момент также становится причиной существенного повышения ресурса работы.
- Смазка позволяет проводить равномерное распределение тепла, которое вырабатывается на момент трения. За счет этого появляется возможность длительной эксплуатации всего механизма.
- При серьезном повышении температуры смазка отвечает за отведение тепла. Именно поэтому исключается вероятность повышения пластичности металла, за счет чего происходит деформация и повышенный износ.
Приведенная выше информация указывает на то, что у рассматриваемого вещества есть довольно большое количество функций, которые и определяют широкую область применения. При этом в инструкции по эксплуатации многих механизмов встречается информация о том, что приводить в действие без добавления смазывающего вещества практически не допускается. Рекомендуемое количество смазывающего вещества также регламентировано, так как избыток может привести к негативным последствиям.
Виды смазки подшипников скольжения и качения
- Широко распространены составы на основе нефтяных продуктов, которые получают из остаточных продуктов перегонки нефти, из называют нефтяными.
- Синтетические. Продукция производится искусственным (синтетическим) способом. Синтетические масла имеют преимущество перед нефтяными: обладают более узкими заданными свойствами, поэтому применяются для определённых видов подшипников, например, керамика, пластмасса, втулки из специальных порошковых сплавов. Однако, синтетические масла более дорогие чем нефтяные, поэтому используются только в ответственных узлах и механизмах.
- Жировые изготавливаются на основе животного жира и обладает широким диапазоном и свойством смазывания, имеют хорошие характеристики. Но их применяют редко из-за сложности производства.
- Пластинчатые смазки изготавливается добавками для сгущения жидких масел, обычно – это мыльные загустители жирных кислот. В зависимости от типа загустителя пластинчатые смазки делятся на солидол, литол, костален. К достоинствам подобных смазок относят слабые изменения пластичности от изменения температуры применения. Применяются такие мази в механизмах, работающих при ударных нагрузках и малых скоростях.
- Твердые смазочные материалы обычно имеют порошкообразное состояние: различные дисульфиды, графит применяется для мягких металлических покрытий.
- Для отдельных видов механизмов в качестве смазок применяется вода или газ под давлением.
Лучшие смазки для высоконагруженных соединений
LIQUI MOLY LM 50
|
9.7 Рейтинг Отзывы За все время работы нашего сервиса смазки Liqui Moly всегда подтверждали свое качество. |
SKF LGWA 2
|
9.6 Рейтинг Отзывы Качество SKF – это то, чему можно доверять. Особенно смазке, которая закладывается в их подшипники на самом заводе. |
Motul Tech Grease
|
9.4 Рейтинг Отзывы Так уж получилось, что в работе я использую почти всю линейку Motul. И пластичные смазки у них отличные. |
Рейтинг лучших смазок для подшипников под общие нагрузки
Ступичная смазка выбирается исходя из следующих факторов:
- характеристик;
- химического состава;
- рекомендаций заводов-изготовителей;
- предпочтения автолюбителей.
Наибольшей популярностью пользуются:
- Liqui Moly LM 50;
- Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE;
- Castrol LMX Li-Komplexfett;
- МС-1000;
- Литол-24.
Liqui Moly LM 50
Это – высокотемпературная смазка для подшипников ступиц, консистентная, универсальная, цвет – тёмно-синий. Используется как ступичная смазка для грузовиков, также применяется для сельскохозяйственной техники. Хорошо выдерживает ударные нагрузки, при сильном нагреве не вытекает и не плавится. Увеличивает срок службы ступичных узлов, содержит антизадирные компоненты.
Цена за 400 г на конец ноября 2019 составляет 750-800 руб.
Преимущества:
- хорошо держится при высоких температурах;
- снижает трение, увеличивает срок эксплуатации ступицы и её узлов;
- не допускает задиров;
- хорошо удерживается на трущихся поверхностях;
- не вымывается ни горячей, ни холодной водой;
- предотвращает вибрацию;
- устойчива к высокому давлению;
- имеет обширный температурный диапазон применения.
Недостатки
Про недостатки сведений не имеется.
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE
Высокотемпературная смазка для подшипников на основе лития, подходит для всех типов. Продается в темно-зеленой банке. Характеризуется высокими антикоррозионными и антифрикционными свойствами.
Цена – от 700 руб.
Преимущества:
- отталкивает воду, не реагирует на неё;
- не теряет свойств при загрязнении;
- имеет уникальный химический состав, надёжно защищающий ступицу колеса и её узлы от коррозии и ржавчины;
- высокий диапазон температур;
- защищает от задиров;
- великолепно удерживается на узлах ступицы.
Недостатки
отсутствуют
Castrol LMX Li-Komplexfett
Пластичная смазка, содержащая литиевый загуститель, пакет присадок и минеральное масло. Имеет великолепные технические характеристики, благодаря которым используется при различных погодных условиях и температурах.
Данная смазка для ступиц имеет широкий спектр применения. Её используют при эксплуатации авто на высоких скоростях в течение длительного времени, а также при больших нагрузках на ступицу колёс.
Цена за тюбик 300 г – 591 руб.
Преимущества:
- имеет отличное сцепление с металлом;
- надёжно защищает от ржавчины и коррозии;
- водой не вымывается;
- повышает износостойкость;
- снижает механическое воздействие и давление на узлы и детали;
- стабильна при температурных перепадах и механическом воздействии;
- имеет долгий срок службы, что значительно снижает материальные затраты на обслуживание;
- не застывает, не отделяет масло;
- при необходимости можно смешивать с аналогами.
Недостатки
не обнаружено
МС-1000
Это – пластичная смазка для игольчатых подшипников на основе литиевого мыла. Увеличивает срок эксплуатации ступичных узлов, защищая от коррозии и восстанавливая поверхности трения. При нанесении средства, образуется защитная плёнка, предохраняющая от попадания воды. Смазка способна остановить процесс окисления на самых ранних этапах.
Цена – 330 руб за 400 грамм.
Преимущества:
- мс-1000 не вытекает;
- предотвращает попадание воды внутрь узла;
- защищает от ржавчины и коррозии;
- увеличивает срок службы ступицы;
- имеет химическую стабильность;
- высокий уровень термоокислительной стабильности;
- образует своеобразный защитный слой;
- выдерживает высокие нагрузки;
- восстанавливает изношенные поверхности;
- толерантна к перепаду температур.
Недостатки:
- не подходит для высокооборотистых узлов трения;
- вымывается водой.
Литол-24
Консистентная смазка для игольчатых подшипников, имеющая хорошие защитные свойства. Разработана специально для узлов трения. В состав входят литиевое мыло и минеральное масло. Благодаря минеральному маслу, на трущихся узлах образуется масляная плёнка, а загуститель (литиевое мыло) удерживает смазочное вещество внутри ступичного подшипника. Использование – универсальное.
Цена. На конец ноября 2019 года цена на смазочное средство составляет около 200 рублей за 800 грамм.
Преимущества:
- стабильна химически;
- характеризуется отличной коллоидной и механической стабильностью;
- хорошо держится на трущихся поверхностях и узлах;
- увеличивает срок эксплуатации подшипников ступицы;
- сохраняет свои свойства при перепаде температур.
Недостатки:
- низкий индекс задира – всего 28 кгс;
- низкие показатели по нагрузке сваривания;
- посредственная защита от воздействия влаги.
Разновидности ступичных смазок
Как и жидкие масла, составы для смазывания трущихся деталей делаются на минеральной либо синтетической основе со специальными присадками – загустителями. Последние играют основную роль при формировании свойств материала. Существует несколько видов добавок:
- так называемое литиевое мыло;
- то же, с добавлением фталоцианина меди, натрия либо других металлов;
- загуститель на основе полимочевины с добавлением силикагеля и стабилизирующего вещества – кальций-сульфаната;
- политетрафторэтиленовая присадка (иначе – тефлон) служит загустителем для дорогих перфторполиэфирных смазок.
В жидкие и густые масла также принято добавлять дисульфид молибдена, улучшающий противозадирные и антикоррозионные свойства.
Смазочные материалы с литиевой добавкой отличаются светлой, черной либо коричневой окраской и на данный момент уже считаются устаревшими. Обладают довольно высокими антифрикционными свойствами и нередко служат по 80–100 тыс. км. При одном условии: если снаружи не попала вода через поврежденный пыльник: смазка слабо защищает узел от коррозии. К подобным изделиям как раз относится широко известный «Литол-24», зарубежные аналоги – British Petroleum и Renolit.
Литиевая высокотемпературная смазка для ступичных подшипников, содержащая фталоцианин меди, окрашена в синий либо зеленый цвет и по характеристикам превосходит предшественника. Сохранив длительность и эффективность работы, состав обрел повышенные антикоррозионные свойства и потому широко применяется для обслуживания легковых авто. Максимальная рабочая температура смазывающего материала – 180 °С. Примеры подобных изделий – Litho HT, Castrol LMX и LM 50.
Более современная смазка для подшипников ступицы, сделанная на минеральной основе с добавлением полимочевины способна работать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 180 °С, выигрывая у литиевых составов по долговечности и коррозионной стойкости. Яркий представитель – изделие AIMOL Greasetech Polyurea EP 2, кратковременно выдерживающее температуру +220 °С без растекания. Поскольку в загустителе не применяются соли различных металлов, то исключены процессы окисления, поэтому срок службы материала равен ресурсу самого подшипника.
О перфторполиэфирных смазках стоит упомянуть вкратце, поскольку они слишком дорогие. Некоторые японские и немецкие производители закладывают их в подшипники, но для рядовых пользователей цена слишком велика.
Молибденосодержащие масла, давно вошедшие в моду, заслужили неплохую репутацию. Но применительно к механизмам ступиц данные материалы грешат одним недостатком: при попадании в узел влаги и воздуха дисульфид молибдена вступает с ними в сложную реакцию, отчего выделяется серная кислота, пусть и в мизерных количествах. Это сокращает ресурс деталей, вместо того чтобы продлевать.