Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации?

Действия при разряженном аккумуляторе

Разряженную батарею реанимируют двумя способами:

  • буксировка. Запуск двигателя осуществляется посредством разгона автомобиля с последующим включением зажигания и передачи (вторая или третья);
  • «прикуривание». Осуществляется посредством автомобиля-донора и «крокодилов» (провода для взаимодействия клемм АКБ). «Крокодилы» подключаются к нужным клеммам на обеих батареях. Красный (традиционно) провод соответствует положительным клеммам, черный провод – отрицательной машины-донора (другой конец подсоединяется к неокрашенной части «разряженного» автомобиля). Сперва нужно запустить мотор автомобиля-донора, после – авто с разрядившейся АКБ.

Статья в тему: Как проводится экзамен по вождению

Что влияет на срок службы АКБ

Для начала вкратце остановимся на сроке службы авто аккумулятора, сделанного по классической схеме, на основе свинцовых пластин с использованием электролита (хотя многие из них характерны и для аккумуляторов, сделанных по новым, более совершенным, технологиям). Итак, на срок эксплуатации АКБ влияют следующие факторы:

  • Качество изготовления. Тут все просто — известные мировые производители выпускают свои аккумуляторы под брендами со сроком гарантии два-четыре года. На самом же деле такие батареи служат пять-семь лет и даже больше. Дешевые же китайские или отечественные АКБ дают гарантию 6…12 месяцев, и служат такие аккумуляторы от силы года три.
  • Температурный режим эксплуатации.Известно, что зимой, при низкой температуре работы, емкость аккумулятора падает и он работает в более тяжелых условиях, чем летом. Однако это компенсируется тем, что двигатель зимой перед поездкой прогревается, и емкость более-менее восстанавливается. Однако для аккумулятора губительны кратковременные поездки зимой. Рекомендуется хотя раз в два-три года выполнять процесс десульфатации (ее вполне можно выполнить своими руками).
  • Исполнение батареи. В частности, обслуживаемым или необслуживаемым является аккумулятор. Обычно необслуживаемые служат дольше при условии, что их вовремя подзаряжают. Однако, если в обслуживаемый АКБ вовремя доливать дистиллят и также подзаряжать, то его срок эксплуатации может быть даже больше, чем у необслуживаемого.
  • Исправность системы зарядки. В частности, это касается генератора и его регулятора напряжения. Так, если в цепи будет слишком высокое значение напряжение, то это чревато перезарядом. Например, для гелевых аккумуляторов это является очень критичным. Если же регулятор выдает слишком низкое напряжение, то аккумулятор недозаряжается, что чревато его «глубокой разрядкой». А пара-тройка таких ситуаций выводит из строя аккумулятор полностью.
  • Значение тока утечки. В случае, если стороннее оборудование, которое при выключенном двигателе берет электричество от аккумулятора, подключено неправильно (или выбрана неправильная, слишком большая, его мощность), то оно может значительно разряжать батарею. Это чревато тем, что буквально за неделю может произойти «глубокий разряд» с описанными выше последствиями. Поэтому при постоянных регулярных разряжениях АКБ рекомендуется выполнить измерение тока утечки аккумуляторной батареи. Это позволит увеличить средний срок службы аккумулятора автомобиля.
  • Езда в городском цикле. По статистике аккумуляторы автомобилей, которые преимущественно используются для езды в городе, имеют срок эксплуатации меньше. Объясняется это достаточно просто. В таком режиме поездки занимают мало времени. То есть, аккумулятор отдает энергию для запуска двигателя, а поездка занимает короткое время, за которое он не успевает восполнить затраченную энергию. Таким образом получается небольшой недозаряд. Если это повторяется постоянно, то он разряжается значительно, что и приводит к снижению срока его эксплуатации. Однако это не касается ситуаций, когда машина длительное время стоит в пробках с включенным двигателем. В этом случае времени достаточно, чтобы восполнить затраченную энергию. Если же пробок в городе нет, то нужно приблизительно раз в одну-две недели ездить на машине длительное время — около 30…40 минут.
  • Крепление аккумуляторной батареи. Она должна быть жестко зафиксирована на своем посадочном месте с тем, чтобы при резких поворотах или езде по неровной дороге обеспечивался нормальный электрический контакт, а клеммы аккумулятора не были сломаны. Даже незначительные вибрации и смещения со временем могут вывести АКБ из строя или попросту снизить срок ее эксплуатации.

Таким образом, ответ на вопрос о том, какой срок службы аккумулятора автомобиля зависит от перечисленных факторов. На большинстве аккумуляторных батарей имеется информация о дате их изготовления. Обычно она специальным образом зашифрована и помещена на наклеенную на их корпус этикетку с другой маркировкой аккумуляторов.

Как понять, что аккумулятор неисправен?

Самый главный признак неисправного аккумулятора – затрудненный запуск движка, в особенности зимой. Конечно, разовая зарядка АКБ от внешних источников еще ни о чем не говорит (хотя и ее причину не лишним будет найти), зато ее многократное повторение однозначно указывает на то, что с батареей точно что-то не в порядке. Тот же вывод можно сделать и в случаях, когда заряда автомобильного аккумулятора хватает всего на 2-3 попытки запуска мотора либо запуск все же осуществляется, но интенсивность проворачивания коленвала заметно слаба.

О том же, что АКБ с поврежденным корпусом нуждается в незамедлительной замене говорить не стоит, надеемся, вы и сами понимаете те последствия, к которым может привести внезапная «смерть» АКБ и/или вылившийся из нее электролит.

Полезные советы, которые помогут увеличить срок службы автомобильного аккумулятора.

  • Не эксплуатируйте разряженную АКБ!
  • Всегда прогревайте авто перед выездом в зимнее время. При движении на короткие расстояния, остановившись, не спишите заглушить мотор, дайте ему еще немного поработать.
  • Облегчайте, нажатием на педаль сцепления, запуск двигателя.
  • При пуске не разряжайте аккумулятор: стартер должен работать не больш 15 секунд, а перерыв между попытками должен быть не менее 1 минуты.
  • Своевременное осуществляйте техобслуживание АКБ: проверяйте состояние крепления корпуса, чистоту вентиляционных отверстий и клемм, уровень электролита.
  • В связи с пагубным воздействием разрядки на автомобильный аккумулятор, периодически его следует заряжать.
  • При постановке машины на стоянку следите, чтобы все электроприборы были отключены. При длительной стоянке аккумулятор рекомендуется полностью отключать, для этого достаточно снять с него минусовой провод.

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Выше мы уже упомянули о нескольких факторах, которые могут существенно сократить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Теперь настало время рассказать об этом подробнее.

На сегодняшний день известно множество причин, способных повлечь за собой сокращение срока службы автомобильного аккумулятора, и если вы дорожите своей машиной, то следует их запомнить. Это поможет избежать массы хлопот, связанных с обслуживанием АКБ.

Помните, что регулярная профилактика помогает не только предотвратить появление непредвиденных поломок,  но и не допустить преждевременный выход аккумулятора из строя. Словом, профилактика позволяет значительно увеличить срок службы батарей.

Коррозия в контактной паре

К сожалению, контактная пара страдает чаще всего. Это обусловлено климатическими условиями нашего региона и повышенной влажностью воздуха. Коррозия губительна для любых металлических компонентов, поскольку она нарушает их целостность. И компоненты АКБ не являются исключением.

Здесь нужно отметить еще один немаловажный фактор. Коррозия, образовавшаяся на поверхности контактной пары, значительно ухудшает крепление клемм. В результате вибрации, возникающие во время езды, это приводят к короткому замыканию и повреждению аккумулятора.

Частые короткие замыкания

Еще один фактор, являющийся губительным для АКБ. Оно может возникнуть, например, при прорыве сепаратора. Причиной короткого замыкания может послужить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин, опять же вследствие вибрации. Кстати, подобные случаи возникают довольно часто.

Если вы заметили, что разряда батареи стало не хвать, даже на неделю, и при этом были какие-то неполадки с электросистемой автомобиля, можно смело идти в магазин за новым аккумулятором, поскольку старый уже не восстановить.

Температурный режим

Резкие перепады температур также способствуют быстрому износу аккумуляторной батареи автомобиля. С этим особенно часто сталкиваются дальнобойщики, поскольку они переезжают из одной климатической зоны в другую. Нередко подобная проблема возникает и у обычных автомобилистов, активно эксплуатирующих машину зимой.

Необходимо следить за «зимним» и «летним» режимами эксплуатации. Например, при нагреве до +70 градусов Цельсия может наблюдаться усиленная сульфатация пластин батареи. Решить проблему помогает своевременная десульфатация, которую рекомендуется проводить раз в 2 года. Делается она с помощью подзарядного устройства.

Нахождение в разряженном состоянии

Если автомобиль не использовался долгое время, велика вероятность, что вы не сможете завести его с первого раза. Это связано с тем, что за период простаивания аккумуляторной батареи заряд значительно снизился.

Данный фактор является губительным для АКБ, даже именитых производителей. Далее мы поговорим о том, каким образом можно продлить средний срок службы аккумулятора автомобиля.

Чрезмерный заряд

АКБ должен использоваться регулярно и в штатном режиме. Любые экстремальные нагрузки, включая перезаряд, способствуют быстрому износу накопительных элементов. Поэтому превышение положенных норм заряда необходимо избегать. Это поможет увеличить срок эксплуатации аккумулятора, и в целом избавит от множества проблем.

Есть ли смысл жаловаться на продавца за продажу некачественного товара

Не всегда сотрудники торговых точек соглашаются на возврат дефектного аккумулятора. Часто говорят о том, что при первом пуске устройства при проверке его работы, батарея была исправной.

Рекомендуем: Датчик давления в шинах: описание, неисправности, виды, фото

В таком случае они обязаны забрать бракованное устройство и отправить его на экспертизу, которая будет производиться за их счёт.

Возврат должен быть проведён в течение недели, а при проверке качества – 20 дней.

Для удобства покупателей им предлагается аналогичный товар на безвозмездное пользование на время ремонта или экспертизы устройства.

При выявлении поломки батареи в результате её неправильной эксплуатации, возврат товара не осуществляется, а покупатель ещё и оплачивает проведение экспертизы.

Продавец не всегда может определить качество проданного аккумулятора визуально. Поэтому не стоит его винить в продаже дефектного товара. А вот написать претензию покупателю нужно в обязательном порядке.

Если же претензия не была удовлетворена, стоит обратиться в суд, выдвинув соответствующие требования.

Чистота аккумулятора и его клемм

Этот пункт идет первым не просто так. Грязный корпус АКБ и плачевное состояние ее клемм – один из очень часто встречающихся грешков современного автолюбителя. А между тем, это очень важный момент, который при определенных обстоятельствах может снизить потенциальный срок службы аккумулятора аж в два-три раза. И это не преувеличение.

Начнем с корпуса. Самый главный враг здесь – это пропитанная парами электролита пыль и грязь, плотно покрывающая АКБ очень быстро. Зимой, конечно, когда на улице мороз, а на дорогах снег, эта проблема не такая насущная. Летом же, когда повсюду пыль – новый аккумулятор покрывается налетом менее, чем за месяц.

А врагом такой налет является потому, что он способен пропускать через себя ток. В пыли и грязи полно частичек, которые в сочетании с электролитом превращаются в отличный проводник. В результате получается, что даже отключенный от всего на свете аккумулятор разряжается, как бы, сам на себя. Проверить это очень легко – возьмите мультиметр, включите его в режим вольтметра, и измерьте напряжение между плюсовой клеммой и разными местами на корпусе АКБ. Если хоть где-то вольтметр показал наличие напряжения – это уже отклонение от нормы. На ухоженном аккумуляторе везде должны быть нули.

Как правильно поддерживать чистоту корпуса АКБ? Очень просто. В идеале, конечно, аккумулятор нужно отключать и извлекать из-под капота, поскольку только так его можно очистить наиболее качественно. Очищается он при помощи обычной воды, в которую добавляется немного соды. Сода нужна как раз для того, чтобы нейтрализовать частички электролита, находящиеся на поверхности. Процесс нейтрализации (если корпус явно грязный) будет видно невооруженным глазом – смоченная поверхность будет пузыриться.

Пара советов:

Мыть проводящую ток пыль и грязь при помощи воды практически бессмысленно. Всегда добавляйте соду.
После применения раствора соды крайне желательно промывать корпус АКБ чистой водой.
Промывать – не значит заливать АКБ водой. Достаточно протирания влажной ветошью.
Нельзя допускать попадания воды (тем более – с содой) внутрь аккумулятора. Поэтому перед очисткой обязательно заверните пробки, если перед этим вы их зачем-то вывернули.
К слову, очень полезно вымыть в содовом растворе и сами пробки

После этого не забудьте их сполоснуть в чистой воде и просушить.
Мыть АКБ прямо под капотом надо крайне осторожно. Клеммы отсоединять обязательно.
Лучше использовать дистиллированную воду

В обычной воде из крана или колодца содержатся соли, которые тоже проводят ток.
Не переворачивайте и даже не наклоняйте сильно АКБ во время снятия и установки, а также во время очистки. Это вредно для его ресурса.

Чистоту АКБ можно поддерживать, не снимая его со штатного места. Только делать это менее удобно, а также придется быть более осторожным. Тем не менее, если выяснилось, что аккумулятор подвергался перезаряду или закипанию, либо он чрезмерно грязный – без снятия очистить его нормально не получится.

Теперь клеммы. Здесь проблем бывает всего две:

  1. Окисление свинца.
  2. Сульфаты.

Окисление свинца – это результат его взаимодействия с кислородом. Проявляется в виде тонкого темного налета на клеммах. Сам металл перестает блестеть. Из-за этого ухудшается контакт, вырастают потери и, соответственно, увеличиваются нагрузки на аккумулятор. Отсюда и сокращение ресурса.

Сульфаты – это результат взаимодействия свинца с парами электролита. Проявляются они в виде белого налета, очень похожего на привычную нам соль. Сульфаты тоже ухудшают контакт между клеммами и зажимами. Более того, когда электролит оказывается на клеммах, зажимах и проводах – он их постепенно разъедает. Иногда до такой степени, что от этого всего ничего не остается живого.

Так эксплуатировать АКБ, надеясь на ее длительный ресурс, недопустимо. Как ухаживать за клеммами аккумулятора – есть немало материалов. Самое простое, что можно делать, это регулярно очищать клеммы и зажимы при помощи мелкозернистой наждачной бумаги с последующей обработкой очищенных поверхностей специальными составами. Они в обилии продаются сегодня в автомобильных магазинах, расходуются долго, и в итоге выходят не накладными по бюджету.

Контроль тока утечки

Током утечки принято считать силу тока, который потребляется из аккумуляторной батареи во время простоя автомобиля. Сюда входят как полезные потери, так и не очень полезные. К полезным, например, относятся затраты на работу охранной сигнализации или видеорегистратора (если машина стоит в стремном районе). К не очень полезным утечкам тока относятся:

  • забытые во включенном состоянии ненужные приборы;
  • потери из-за неисправностей в бортовой сети;
  • неправильно подключенные магнитолы и другие внештатные потребители;
  • потери из-за загрязнения или намокания чего-либо в проводке автомобиля.

Такие потери тока, естественно, надо искать и устранять. В противном случае аккумулятор будет излишне разряжаться даже за время не очень длительных простоев, что никакой пользы ему не принесет точно. А если вы еще и ездите мало, то аккумулятор даже в новом состоянии не будет у вас нормально заряжаться от генератора, быстро деградирует и сдохнет раньше времени.

Искать токи утечки очень просто. Для этого нужен только мультиметр с режимом амперметра. Прибор необходимо включить на измерение больших токов (как правило 10 А). Даже если ток утечки на вашей машине составляет несколько миллиампер, то, все равно, сразу после включения амперметра в цепь через него пойдет большой ток, что приведет к выходу прибора из строя и, возможно, легкому испугу.

Краткий алгоритм поиска утечки тока выглядит следующим образом:

Одна из клемм АКБ отключается от бортовой сети

Какая именно – в общем-то, не так-то и важно.
Амперметр одним щупом подключается к снятому зажиму, а вторым – к освобожденной ранее клемме. Все

Ток теперь идет через прибор, и вы можете его измерять.
Крайне желательно во время измерений тока утечки имитировать состояние автомобиля, как при обычной стоянке. То есть, нужно зафиксировать кнопку регистрации открытого капота, закрыть все двери и активировать охранную сигнализацию.
Нормой в таком положении считается ток до 80 мАч. В некоторых случаях, если в машине установлена внештатная электроника (тот же постоянно включенный видеорегистратор), то утечка допускается до 150 мАч.
В некоторых автомобилях утечка тока отсутствует вообще. К таким относятся исправные и сравнительно старые машины без электроники, которая постоянно работает в ждущем режиме.
Если ток утечки большой, необходимо найти и устранить проблему.
Проще всего найти причину повышенной утечки тока путем поочередного извлечения предохранителей. Зная, за какую цепь или прибор отвечает тот или иной предохранитель, после уменьшения тока утечки в результате извлечения очередного из них можно вычислить проблему.

Ток утечки желательно проверять хотя бы раз в году. Также крайне желательно проконтролировать его после любого ремонта автомобиля, затрагивающего бортовую сеть, либо после установки очередного девайса – регистратора, магнитолы, навигатора и так далее.

Как продлить срок службы АКБ

Если факторов, определяющих длительность эксплуатации аккумулятора, столь много, может ли автовладелец как-то повлиять на них, чтобы продлить срок службы недешёвого изделия?

Может. Приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих существенно увеличить срок работы аккумулятора автомобиля:

  1. Если аккумулятор «сел», не пытайтесь его эксплуатировать. Работа батареи на слишком низком уровне заряда грозит его глубокой разрядкой, что вредно для всех типов батарей, а особенно – для кальциевых: достаточно двух таких ситуаций, чтобы АКБ можно было сдавать в утиль.
  2. Периодически выполняйте подзарядку АКБ зарядным устройством: только оно способно восстановить первоначальную ёмкость батареи, генератор лишь поддерживает этот показатель на допустимом уровне. Особенно актуален этот совет в зимнее время, когда батарея вынуждена работать в экстремальных условиях.
  3. При пуске мотора возьмите за привычку выжимать педаль сцепления, отсоединяя двигатель от механической трансмиссии (в авто с автоматической коробкой педаль сцепления отсутствует). Это облегчит задачу батарее по проворачиванию стартера, а чем меньше на неё нагрузка, тем дольше она прослужит. Не игнорируйте этот совет, ибо основная нагрузка для АКБ – это именно запуск силового агрегата. При этом не нужно забывать, что если авто стоит на склоне, то выжим педали сцепления может привести к непроизвольному началу движения машины, поэтому предварительно нужно зажать стояночный тормоз.
  4. Ни в коем случае не крутите стартер долго! Даже если вам кажется, что ещё чуть-чуть, и мотор заведётся. Оптимальное время для одной попытки – не более 5 секунд. Не получилось – дайте аккумулятору отдохнуть и повторите попытку. Если после четвёртого раза мотор не завёлся, лучше поищите причину – возможно, она лежит на поверхности.
  5. В зимнее время эксперты рекомендуют «прогревать» АКБ. Под этим термином подразумевается включение более лёгкой нагрузки. Например, дальнего света фар. Такая процедура поможет стартовать электрохимическим реакциям в охлаждённом электролите. Достаточно 5–8 секунд, и можно приступать к запуску мотора. Поскольку нагрузка на батарею снизится, срок службы, соответственно, увеличится.
  6. Регулярно следите за уровнем электролита. Если батарея обслуживаемая, то он будет испаряться интенсивнее, что потребует доливки дистиллированной воды или электролита, в зависимости от плотности жидкости. Если допустить снижение уровня электролитической жидкости ниже кромки пластин, они, будучи оголёнными, начнут быстро разрушаться.
  7. Не забывайте о проведении профилактического обслуживания вашей аккумуляторной батареи. Хотя бы раз в год необходимо снимать батарею с автомобиля, чтобы провести её визуальный осмотр на предмет появления дефектов в виде трещин, вздутий. После осмотра следует очистить поверхность корпуса от загрязнений. При наличии окислов на клеммах – убрать их с помощью подручных средств (наждачная бумага, содовый раствор, магазинное средство для удаления солей металлов). Окисление клемм – процесс, который свидетельствует о неправильной работе аккумулятора. Поэтому желательно выяснить причину окисления. Возможно, это плохо закрученная пробка, или трещина между клеммным выводом и корпусом, через которую и просачивается электролит. После чистки клемм желательно их смазать для предотвращения коррозии в будущем.
  8. Ревизия дополнительного электрооборудования, установленного в автомобиле. Слишком высокая нагрузка на генератор – частая причина недозаряда АКБ, в результате чего срок службы сокращается вдвое и даже больше. Просуммируйте потребление тока всеми вашими устройствами и сравните с мощностью генератора – если её недостаточно, придётся что-то отключить. Или приобрести более мощную АКБ (максимум на 5–10 А*час), или установить более производительный генератор. Понятно, что проще всего выполнить первое условие.
  9. Неисправный, заедающий стартер требует больше энергии для прокрутки, что негативным образом скажется на живучести аккумуляторной батареи. Если вы заметили такие проблемы, постарайтесь их как можно быстрее устранить.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, вы сможете существенно продлить ресурс аккумулятора независимо от его типа. Но и его нужно учитывать: скажем, гелевые батареи боятся перезарядки, а кальциевые – глубокого разряда. Если вы допустите работу в таких режимах – заявленного срока службы АКБ не видать.

Наконец, последний совет: если возникла необходимость поставить машину на прикол (от месяца и более), обязательно сбросьте с аккумулятора клеммы, а перед пуском зарядите его до полной ёмкости.

Аккумулятор: причины неполадок и их устранение

Неполадка: увеличенная саморазрядка

Причина:

  1. в электролит проникают вредные примеси;
  2. доливание в батарею недистиллированной воды.

Устранение неполадки:

  1. батарея разряжается до уровня напряжения – 1,1 В;
  2. из батареи изымается отработанный электролит;
  3. батарея промывается посредством дистиллированной воды;
  4. заливка нового электролита (сколько требуется по регламенту).

Неполадка: короткое замыкание

Причина:

  1. разрушение сепаратора и соприкосновение пластин;
  2. зарядка током высокой мощности.

Устранение неполадки:

  1. Разобрать АКБ;
  2. Заменить неисправные электроды и сепараторы;
  3. Собрать батарею и зарядить.

Неисправность: коробление электродов

Причина:

  1. зарядный и разрядный ток высокой мощности;
  2. высокая температура электролита;
  3. несоблюдение правил запуска мотора стартером.

Устранение неисправности: замена поврежденных электродов в аккумуляторе.

Неисправность: полюсные штыри окисляются

Устранение проблемы:

  1. снять клеммы со штырей и зачистить их;
  2. зафиксировать клеммы на штырях и смазать их тонким слоем особой смазки.

Неполадка: образование трещин в моноблоке и его износ

Причина: непрочная фиксация аккумуляторной батареи в слоте либо небрежное обращение с ним. Устранение проблемы: заливка трещин специальным клеем. Повреждения посерьезней устраняются квалифицированным ремонтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector