Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении
Содержание:
Борются не в ущерб себе
Беспорядочное скоростное перестроение повышает степень риска на дороге для всех участников дорожного движения, отметил в разговоре с корреспондентом «Известий» руководитель центра контраварийной подготовки «МастерКласс» Алексей Колонтай. Водителей, которые увлекаются игрой в шашки на скоростных магистралях и совершают другие опасные маневры, нужно не только отключать от системы каршеринга, но и ограничивать в праве управления транспортным средством. В случае поминутной аренды водители находятся в плену иллюзий, что это нарушение останется незамеченным, потому что автомобиль им не принадлежит.
«То, что каршеринг хочет как-то с этим бороться, только приветствуется, но я не уверен, что они будут действовать в ущерб собственной прибыли. Не менее опасными мне кажутся агрегаторы такси, которые не несут ответственности за перевозки. Каждый водитель фактически отвечает только за себя. Водитель должен выезжать из автопарка, получать отметку, что он здоров и трезв, машина должна пройти осмотр механика. Риски в городе повышаются, а повлиять на манеру вождения фактически не получается», — подчеркнул Колонтай.
каршеринг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Для большинства водителей пользование каршерингом продиктовано именно соображением экономии: припарковать такую машину в центре может быть в разы дешевле, чем приехать на личном авто. Но есть и те, кто берет машину в аренду, потому что «чужое не жалко». С точки зрения законодательства механизмы ограничения водителей-лихачей пока не проработаны.
«Агрессивное вождение — это в том числе и несоблюдение безопасной дистанции, которое у нас в ПДД никак не оговаривается. Камеры очень просто наладить на то, чтобы штрафовать за нарушение дистанции. Я уверен, что всего за полгода аварийность упадет в десятки раз. В Германии, например, если дистанция до впереди идущего автомобиля меньше 2 секунд, водителей штрафуют на €400. Водители считают, что если они будут держаться вплотную к соседней машине, то они поедут быстрее, но это абсолютно не так. Есть средняя скорость потока, которая резко падает, если водители нарушают дистанцию. И если водители будут перестраиваться вправо-влево, то общая скорость будет падать. В Москве перестроение в соседний ряд без необходимости абсолютно бессмысленно и не дает выигрыша по времени», — добавил руководитель центра контраварийной подготовки.
Один из самых действенных способов сообщить о нарушителе, если вы стали свидетелем агрессивной езды, — написать в службу поддержки. Само сообщество водителей каршеринга достаточно сплоченное, и на нарушителей правил жалуются другие пользователи. В службу поддержки присылают фотографии курящих водителей и передают информацию о лихачах. Чтобы проверить информацию о нарушителе, достаточно назвать номера машины и улицу, на которой могло произойти нарушение.
Уже сейчас каршеринговые компании собирают большие данные о каждом водителе, чтобы проанализировать манеру вождения и количество нарушений. Не исключено, что в будущем это может привести к появлению в каршеринге динамических тарифов по аналогии с тем, как это уже работает в такси. Тогда для тех, кто водит небезопасно, взять машину в аренду в таком случае станет дорого и проблематично.
Лекарство от агрессии
Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.
Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику
Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности
Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.
Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.
Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.
Класс! Отправить Отправить
Нюансы
Первоначально открываем вкладку о заполнении анкеты.
Далее выбираем регион, где произошло нарушение.
Затем заполняем открывшуюся форму. В графе «цель» фиксируем, что это заявление. Далее записываем ФИО нарушителя
Важно отметить, что все внесенные данные должны быть правдивыми, иначе заявление рассматриваться компетентными органами не будет.
Далее выбирается способ получения ответа. Желательно вводить электронную почту, так как письменное получение ответа подразумевает введение адреса, который станет доступен для нарушителя.
Затем вводиться контактный телефон
К примеру, если у сотрудников полиции возникнут вопросы, то они смогут их уточнить по нему.
В поле текст обращения вводиться информация о правонарушении. Затем прикладывается фото и видео материалы, и готовое обращение отправляется в соответствующие органы.
Когда вступит в силу?
Введение в ПДД термина «опасное вождение» произошло 8 июня 2020 года. Осенью 2020 года законопроект о введении штрафов за опасное вождение был принят на рассмотрение. До настоящего времени он находится на рассмотрении.
Как будут выявляться нарушители, кто будет следить за порядком и куда можно обращаться для обжалования решения – об этом пока неизвестно.
Ожидаемые негативные последствия введения нормы
Если в ближайшее время данный закон будет принят, то автомобилисту за опасное вождение придется выплатить около 5000 рублей.
Также водители отмечают, что введение законопроекта приведет к появлению следующих проблем:
- Выборочности проверки. Автомобилисты считают, что за опасное вождение будут штрафоваться лишь « простые люди», но никак не « золотая элита». Решением этой проблемы является принятие закона, который будет штрафовать всех без исключения водителей за опасное вождение.
- Большая вероятность махинаций со стороны инспекторов. Очень сложно без специального оборудования определить является тот или иной маневр опасным. В связи с этим считается, что многие инспектора станут требовать взятки, штрафовать или отпускать всех без исключения.
- Наличие неточностей в самом определении. Трактовка « опасное вождение» характеризуется как многократное повторение одного или нескольких нарушений, но нет точного определения в течение какого времени они должны быть совершены.
Таким образом, если водитель едет спокойно, не нарушает правила дорожного движения и не создает препятствия остальным участникам движения, то претензий к нему со стороны сотрудников ГИБДД не будет.
Однако если он постоянно перестраивается из ряда в ряд и ведет себя агрессивно, то сотрудники ГИБДД вправе остановить его и осуществить проверку не только документов, но и общего состояния здоровья автомобилиста.
Что относится к опасному вождению
Изучая суть опасного вождения в ПДД, можно выделить 5 основных направлений в правонарушениях, которые определяют опасный стиль вождения.
Именно эти положения позволяют предъявить водителю опасное вождение, выписать соответствующий штраф или наложить иной вид наказания, предусмотренный ПДД и иными нормативными актами. Здесь речь идёт о ситуациях, когда нарушаются следующие правила и движение автотранспорта рассматривается как опасное:
- Водитель игнорирует сигналы и призывы, чтобы уступить другому транспортному средству дорогу при наличии соответствующего преимущества. Это правонарушение отображается в пункте 8.8 свода ПДД.
- Происходит перестроение в условиях интенсивного трафика, то есть плотного движения на автодорогах. Здесь мы обращаемся к пункту 9.4.
- Водитель умышленно не позволяет другому ТС обогнать себя, то есть происходит намеренное препятствие манёвру. Ситуация рассмотрена в пункте 11.3.
- Автомобилист совершает резкое торможение. Исключением считаются случаи, когда водитель старался избежать возможного ДТП. Регулируется пунктом 10.5 в ПДД.
- Водитель не соблюдал дистанцию от впереди идущего ТС и нарушил боковой интервал с автомобилями, расположенными справа и слева. Это правила рассмотрено в пункте 9.10.
Несоблюдение дистанции
Также опасное вождение (ОВ) можно называть агрессивным. Помимо указанных нарушений, ОВ также подразумевает выезд на тротуары, частые перестроения в условиях высокой плотности трафика, ненормативные жесты, агрессивные окрики, нецензурная брань в отношении других водителей. Список во многом открытый, поскольку конкретные нюансы правонарушения во многом зависят от уровня безответственности и фантазии самого автомобилиста.
Условия признания
Есть ключевые условия, позволяющие признать вождение экстремальным, агрессивным или же опасным. Все понятия одинаково подходят под обозначение термина.
Первым условием является совершение минимум 2 и более правонарушений, которые следуют друг за другом. По ПДД действия будут классифицированы как ОВ, если нарушения связаны с разными пунктами правил, либо нарушается один и тот же пункт, но многократно.
При этом понятие совершения нарушений одного за другим не конкретизируется, потому каждый сотрудник ГИБДД может в индивидуальном порядке решать, является ли действие водителя опасным или нет. На практике доказано, что движение могут признать опасным даже в ситуациях, когда между нарушениями имеется внушительный интервал.
Вторым условием признания ОВ является угроза жизни или здоровью людей, также сохранности имущества. Такое условие можно считать объективным и однозначным в ситуациях, когда реально имеется возможность зафиксировать факт наличия такой опасности. Факт воплощения угрозы проявляется в виде ДТП. Но если опасность была, но ни к каким последствиям не привела, зафиксировать опасность бывает проблематично.
В качестве особого случая выделяют нетрезвых водителей. Факт их состояния при совершении ОВ может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Выбор меры пресечения напрямую связан с конкретными обстоятельствами. А именно:
- водитель отказался от освидетельствования;
- автовладелец передал управление нетрезвому человеку;
- из-за действий пьяного водителя погиб человек и пр.
Другим особым случаем считается наркотическое опьянение, а также повторная поимка водителя в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических препаратов. Здесь применяют административные и уголовные меры наказания.
Как зафиксировать и доказать факт?
Многих людей, которые стали свидетелем правонарушения часто мучает вопрос о том, как наказать нарушителя.
Сделать это можно с помощью видеозаписи с видеорегистраторов, которые находятся в патрульных машинах, с камер наружного видеонаблюдения и с камер автоматической фиксации нарушения правил ПДД.
Несмотря на достаточную простоту данных действий, многими сотрудниками ГИБДД признается тот факт, что патрульные машины не имеют необходимое оборудование, которое позволило бы выявить факт опасного вождения. То же касается и уличных камер, которые имеют узкий угол обзора движения.
Помните, что на фото или видео съемке обязательно должны быть видны регистрационные знаки на машине, а также засвидетельствован факт правонарушения.
Если автомобилиста останавливает сотрудник ГИБДД и говорит о том, что он совершал опасную езду, то лучше ему не противоречить.
И даже если дело дойдет до суда, то судья будет на стороне сотрудника, выявившее нарушение.
Как ГИБДД доказывает опасное вождение
По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.
Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.
Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.
Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.
До третьего предупреждения
Еще один крупный оператор каршеринга «Делимобиль» блокирует пользователей на 24 часа, если при поездке манера вождения автомобиля была агрессивной. Вычислить это можно благодаря телематическим датчикам, которые дают полную информацию о скорости, передвижениях, ускорении и резком торможении машины, а также градусе поворота. На одну машину в сутки приходится свыше 14 аренд, каждая из которых отслеживается в программе.
«Раньше мы звонили нарушителям в ручном режиме и их блокировали. По правилам безопасности нельзя звонить человеку в момент, пока он находится за рулем. В случае если нарушение серьезное, мы можем отправить наряд безопасности или ГИБДД. Два месяца назад мы ввели систему, которая присылает оповещение, как только он завершает поездку. Это одновременно push-уведомление, СМС-сообщение и письмо на электронную почту. Программа блокирует пользователя на 24 часа на первый раз. Во второй раз уже на 48 часов. Третьего раза еще пока не было ни с одним водителем», — рассказала в беседе с «Известиями» руководитель пресс-службы «Делимобиль» Алена Балакирева.
В каршеринговом сервисе придумали строгую систему по борьбе с дрифтерами. Как только программа распознает, что водитель катается кругами и дергает ручник, — на место выезжает наряд полиции.
каршеринг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
«Мы знаем места, где ребята на машинах любят дрифтовать. Это не разрешено по правилам дорожного движения, и за это есть немаленький денежный штраф. Вместе с ГИБДД мы устраиваем рейды и блокируем доступ навсегда. В будущем мы будем отслеживать и резкость нажатия на педаль, а также всё, что касается торможения и ручника. Это можно приравнять к агрессивному вождению. Это будет автоматическое обновление в приложении, которое мы сейчас тестируем. Те, кто ведет себя неаккуратно за рулем, будут лишены на время или навсегда права пользоваться сервисом, а те, кто водит безопасно, в рамках программы лояльности будут получать бонусы», — добавила Балакирева.
По ее словам, в ближайшем будущем водители перед поездкой должны будут делать селфи. Это нужно в том числе для того, чтобы бороться с использованием чужих аккаунтов и личных документов.
Что такое опасное вождение?
Летом 2016 года в законодательную базу в области дорожного движения были внесены изменения – ввели понятие «опасного вождения». Эта модернизация затронула пункт 2.7 ПДД, информирующий о том, что водителю запрещается неоднократно совершать одно или несколько действий, которые следуют друг за другом, если они противоречат установленным правилам. Опасным вождение будет считаться, когда:
- Нервяки. Автомобилист перестроился из одной полосы в другую, не предоставив преимущества транспортному средству, обладающему приоритетом. Фактически «подрезал» другую машину, то есть создал помеху при перестроении.
- Шашки. Перестроение из одного ряда в другой было многократным при интенсивном движении и занятости всех полос. Такие манипуляции в водительской среде называют «шашки» – авто, как шашка, стремительно перемещается по полосам, игнорируя их загруженность.
- Торопыги. Не соблюдается безопасная дистанция до машины, едущей впереди, при движении в потоке. Некоторые автолюбители так торопятся, что специально вынуждают другие транспортные средства пропустить их. Как? Пристраиваются в хвост максимально близко, мигают дальним светом, иными словами — просто «наступают на пятки», провоцируя ДТП. В большинстве «жертва» пропустит «агрессора», чтобы сохранить свои нервы.
- Грядки. Игнорируется безопасный боковой интервал. Обычно при движении по многополосной дороге находятся особенно шустрые автомобилисты, которые хотят проскочить между рядами. Например, при наличии двух полос – встать на светофоре в три ряда.
- Воспитатели. Водитель применяет резкое торможение без объективных причин, не обращая внимания на то, что за ним движутся другие транспортные средства.
- Упертый. Один автомобиль создает другому препятствия при выполнении обгона последним. Например, две машины движутся друг за другом. Одна хочет обогнать другую и собирается перестроиться в соседнюю полосу, а вторая одновременно делает то же самое, осознанно и упрямо мешая совершению маневра.
Каждое из представленных правонарушений влечет за собой административное наказание в виде штрафа, сумма которого определена в КоАП РФ. Чтобы вождение было признано опасным, водитель должен пренебречь сразу несколькими правилами или одним, но неоднократно.
Пояснительная записка
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» (далее — законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.
Необходимость установления ответственности за указанное нарушение обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации», которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.
В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.
Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.
Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае «опасного вождения» в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).
В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.
С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.
Зачем ввели такой термин и какие у него подводные камни
Однозначно назвать причины введения термина об опасном вождении сложно. Исходя из имеющейся информации, такое решение связано с необходимостью ужесточения наказания за несколько совершаемых одновременно правонарушений.
Оплата каждого нарушения по отдельности предусматривает меньшее наказание по сумме штрафов, нежели одно постановление по статье об агрессивном или экстремальном вождении.
Понятие опасного вождения в 2018 году из обихода убирать никто не собирается. Наблюдается иная тенденция, согласно которой за последовательное совершение нескольких правонарушений могут ужесточить наказание, применять более серьёзные штрафы, а также привлекать к ответственности не только административного, но и уголовного характера.
Но к уголовным статьям обращаются лишь в ситуациях, когда опасное вождение привело к соответствующим последствиям в виде травмирования или гибели человека, а также повреждения имущества.
При всех объективных положительных сторонах нового понятия в ПДД и КоАП, всё же у ОВ есть несколько подводных камней. Именно их изначально опасались, когда речь только зашла о введении этого термина. И это касается следующих моментов:
- Выборочность проверки. Автомобилисты уверены, что подобным штрафам подвергаются только обычные люди и граждане с небольшим доходом и соответствующим статусом. В то время как владельцев элитных машин не трогают вовсе, либо же наказывают отдельно взятыми статьями. А это значительно меньший штраф, чем за ОВ. Потому требуется введение нормативно-правового инструмента, позволяющего без каких-либо исключений штрафовать и наказывать всех, кто подпадает под действием закона об опасном вождении.
- Махинации со стороны инспекторов. Механизм определения опасности вождения очень условный, во многом не имеет чётких критериев и определений. Это провоцирует возникновение конфликтных ситуаций и позволяет инспекторам во многом злоупотреблять своим положением. Тем самым возникает опасность увеличения взяточничества, а также наложения штрафов без объективного доказательства вины водителя.
- Неточности в определении. Опасное вождение трактуется как многократное повторение одного правонарушения, либо же совершение нескольких разных нарушений подряд. При этом отсутствует чёткая формулировка касательно того, какое время здесь подразумевается и насколько большим может быть промежуток между правонарушениями.
Чтобы не выяснять лишний раз отношения с инспектором, не нарываться на штрафы и избежать попытки стать жертвой каких-то махинаций и мошенничества, лучшим решением станет соблюдение всех правил.
Водителю требуется ездить спокойно, учитывать дорожную разметку, реагировать на дорожные знаки, не создавать препятствия для других участников дорожного движения и просто быть законопослушным гражданином. Тогда ни о каком опасном вождении применительно к вам не будет идти и речи.
Крайне полезно для таких случаев иметь видеорегистратор. С его помощью можно подтвердить тот факт, что ваш манёвр был обусловлен именно опасной ситуацией на дороге. И все ваши перестроения, резкие торможения и прочие моменты, о которых идёт речь в законе об агрессивном вождении, были направлены сугубо на попытку предотвратить ДТП и избежать ещё более серьёзных последствий.