Пожарная опасность бензина: категория, классы, правила перевозки, хранения, тушения
Содержание:
- Основные показатели физических свойства керосина
- Температура испарения бензина
- Технические характеристики
- Температура пламени [ править | править код ]
- Факторы
- Классификация
- Пламя в условиях невесомости[ | ]
- Измерение
- Преимущества использования качественной зимней солярки
- Измерение
- Методы определения температуры вспышки
- Пределы взрываемости
- Измерение
- Классификация[ | ]
- Открытые камеры
- Физико-химические свойства бензина
- Система безопасна
Основные показатели физических свойства керосина
Физические свойства керосина насчитывают множество подпунктов. К базовым относят те, которые влияют на качество и сферу применения вещества.
1. Плотность керосина
Степень плотности является широко применяемой характеристикой нефтепродуктов. Для ее определения используется относительная величина. Так при 20°С, она будет достигать от 780 до 850 кг/м 3 . При расчетах важна температура вещества, действительная плотность продукта и дистиллированной воды.
Цвет керосина варьируется от желтоватого до светло-коричневого, так же он может быть бесцветным
2. Кинематическая вязкость керосина
Состав керосина определяет его вязкость. При этом, чем выше температура вещества, тем ниже данный показатель. Рассматриваемая характеристика отражается на:
- Свойствах эксплуатации топливных систем.
- Качестве образуемой смеси.
- Процессах сгорания в двигателе.
При 20°С уровень вязкости составит 1,2 – 4,5 мм 2 /с.
Чтобы керосин послужил арктическим топливом, в него нужно добавлять присадки, повышающие цетановое число и снижающие износ двигателя
3. Температура вспышки керосина
Химический состав керосина отражается на температуре его вспышки. Величина показателя от 28°С до 60°С определяет уровень пожарной безопасности вещества. Все нормы регламентируются действующими ГОСТами.
4. Теплота при горении керосина
Рассматриваемая характеристика демонстрирует количество выделенного тепла при абсолютном сгорании массовой единицы сырья. Для керосина показатель составляет от 42,9 до 43,1 МДж/кг.
Температура испарения бензина
Температура испарения – это тот тепловой порог, при котором начинается самопроизвольное перемешивание бензина с воздухом. Эта величина не может быть однозначно определена одной цифрой, так как зависит от большого количества факторов:
- базовый состав и пакет присадок – наиболее весомый фактор, который регулируется при производстве в зависимости от условий эксплуатации ДВС (климата, системы питания, степени сжатия в цилиндрах и т. д.);
- атмосферное давление – с повышением давления температура испарения незначительно снижается;
- способ исследования этой величины.
Для бензина температура испарения играет особую роль. Ведь именно на принципе испарения построена работа карбюраторных систем питания. Если бензин перестанет испаряться – он не сможет смешаться с воздухом и попасть в камеру сгорания. В современных авто с прямым впрыском эта характеристика стала менее актуальной. Однако после впрыска форсункой топлива в цилиндр именно испаряемость определяет, насколько быстро и равномерно туман из мелких капель перемешается с воздухом. А от этого зависит эффективность работы мотора (его мощность и удельный расход топлива).
В среднем температура испаряемости бензина находится в пределах от 40 до 50°C. В южных регионах эта величина часто бывает выше. Её не контролируют искусственно, так как в этом нет нужды. Для северных районов наоборот, её занижают. Обычно это делается не за счёт присадок, а за счёт формирования базового бензина из наиболее лёгких и летучих фракций.
Технические характеристики
На вопрос: «Каким образом химические и физические свойства связаны с техническими особенностями этой смеси?», стоит рассматривать все возможные варианты ответов.
- Во-первых, благодаря своему высокому давлению «удержания» в жидком состоянии, этот газ слишком инертный. То есть легко поддается переходу из жидкого состояния в газообразное.Это очень полезная особенность на производствах, где это является крайней необходимостью.
- Во-вторых, низкая температура кипения и замерзания делает пропан-бутановую смесь стойкой к «столкновениям» с веществами азотного происхождения. Следовательно, гарантирует ей безопасность от замерзания и кипения.
- Ну и, конечно же, стоит отметить высокую температуру горения пропана, без которой его польза была бы не столь существенной для достижения определенных бытовых или производственных целей.
Температура пламени [ править | править код ]
- Температура воспламенения для большинства твёрдых материалов — 300 °С.
- Температура пламени в горящей сигарете — 250–300 °С. [источник не указан 499 дней ]
- Температура пламени спички 750–1400 °С; при этом 300 °С — температура воспламенения дерева, а температура горения дерева равняется примерно 500–800 °С.
- Температура горения пропан-бутана — 800–1970 °С.
- Температура пламени керосина — 800 °С, в среде чистого кислорода — 2000 °С.
- Температура горения бензина — 1300–1400 °С.
- Температура пламени спирта не превышает 900 °С.
- Температура горения магния — 2200 °С; значительная часть излучения в УФ-диапазоне.
Наиболее высокие известные температуры горения: дицианоацетилен C4N2 5’260 К (4’990 °C) в кислороде и до 6’000 К (5’730 °C) в озоне ; дициан (CN)2 4’525 °C в кислороде .
Так как вода обладает очень большой теплоёмкостью, отсутствие водорода в горючем исключает потери тепла на образование воды и позволяет развить бо́льшую температуру.
Факторы
В процессе сгорания дизеля основную роль играют следующие факторы:
- Индуцированный заряд воздуха, его температура и его кинетическая энергия в нескольких измерениях.
- Распыляемость впрыскиваемого топлива, проникновение брызг, температура и химические характеристики.
Хотя эти два фактора являются наиболее важными, существуют другие параметры, которые могут существенно повлиять на работу двигателя. Они играют вторичную, но важную роль в процессе сгорания. Например:
Конструкция впускного канала. Она оказывает сильное влияние на движение наддувочного воздуха (особенно в тот момент, когда он входит в цилиндр) и на скорость перемешивания в камере сгорания. От этого может меняться температура горения дизельного топлива в котле.
Конструкция впускного отверстия также может влиять на температуру наддувочного воздуха. Это может быть достигнуто путем передачи тепла от водяной рубашки через площадь поверхности впускного отверстия.
Размер впускного клапана. Контролирует общую массу воздуха, впускаемого в цилиндр за конечное время.
Степень сжатия. Она влияет на испарение, скорость перемешивания и качество сгорания, независимо от температуры горения дизельного топлива в котле.
Давление впрыска. Оно контролирует продолжительность впрыска для заданного параметра отверстия сопла.
Геометрия распыления, которая непосредственно влияет на качество и температуру горения дизельного топлива и бензина за счет использования воздуха. Например, больший угол конуса разбрызгивания может поместить горючее сверху поршня и снаружи бака сгорания в дизельных двигателях DI с открытой камерой. Это условие может привести к чрезмерному «курению», так как горючее лишается доступа к воздуху. Широкие углы конуса могут также привести к разбрызгиванию топлива на стенках цилиндра, а не внутри камеры сгорания, где это требуется. Распыленное на стенку цилиндра, оно в конечном итоге будет перемещено вниз в масляный поддон, что сократит срок службы смазочного масла. Поскольку угол разбрызгивания является одной из переменных, влияющих на скорость перемешивания воздуха в топливной струе вблизи выходного отверстия инжектора, он может оказать существенное влияние на общий процесс сгорания.
Конфигурация клапана, которая контролирует положение инжектора. Двухклапанные системы создают наклонное положение инжектора, что подразумевает неравномерное распыление. Это приводит к нарушению смешивания топлива и воздуха. С другой стороны, конструкции с четырьмя клапанами допускают вертикальную установку инжектора, симметричное расположение распыления топлива и равный доступ к доступному воздуху для каждого из распылителей.
Положение верхнего поршневого кольца. Оно контролирует мертвое пространство между верхней площадкой поршня и гильзой цилиндра. Это мертвое пространство задерживает воздух, который сжимается и расширяется, даже не участвуя в процессе сгорания
Поэтому важно понимать, что система работы дизельного двигателя не ограничивается камерой сгорания, распылителями форсунок и их непосредственным окружением. Сгорание включает в себя любую часть или компонент, которые могут повлиять на конечный результат процесса
Потому ни у кого не должно быть сомнений по поводу того, горит ли дизельное топливо.
Классификация
Пламя классифицируют по:
- агрегатному состоянию горючих веществ: пламя газообразных, жидких, твёрдых и аэродисперсных реагентов;
- излучению: светящиеся, окрашенные, бесцветные;
- состоянию среды горючее–окислитель: диффузионные, предварительно перемешанных сред (см. ниже);
- характеру перемещения реакционной среды: ламинарные, турбулентные, пульсирующие;
- температуре: холодные, низкотемпературные, высокотемпературные;
- скорости распространения: медленные, быстрые;
- высоте: короткие, длинные;
- визуальному восприятию: коптящие, прозрачные, цветные.
Внутри конуса ламинарного диффузионного пламени можно выделить 3 зоны (оболочки):
- тёмная зона (300—350 °C), где горение не происходит из-за недостатка окислителя;
- светящаяся зона, где происходит термическое разложение горючего и частичное его сгорание (500—800 °C);
- едва светящаяся зона, которая характеризуется окончательным сгоранием продуктов разложения горючего и максимальной температурой (900—1500 °C).
Температура пламени зависит от природы горючего вещества и интенсивности подвода окислителя.
Распространение пламени по предварительно перемешанной среде (невозмущённой), происходит от каждой точки фронта пламени по нормали к поверхности пламени: величина такой нормальной скорости распространения пламени (НСРП) является основной характеристикой горючей среды. Она представляет собой минимально возможную скорость пламени. Значения НСРП отличаются у различных горючих смесей — от 0,03 до 15 м/с.
Распространение пламени по реально существующим газовоздушным смесям всегда осложнено внешними возмущающими воздействиями, обусловленными силами тяжести, конвективными потоками, трением и так далее. Поэтому реальные скорости распространения пламени всегда отличаются от нормальных. В зависимости от характера горения, скорости распространения пламени имеют следующие диапазоны величин: при дефлаграционном горении — до 100 м/с; при взрывном горении — от 300 до 1000 м/с; при детонационном горении — свыше 1000 м/с.
Пламя горящей свечи сопровождало человека тысячи лет.
Окислительное пламя
Расположено в верхней, самой горячей части пламени, где горючие вещества практически полностью превращены в продукты горения. В данной области пламени избыток кислорода и недостаток топлива, поэтому помещённые в эту зону вещества интенсивно окисляются.
Восстановительное пламя
Это часть пламени, наиболее близко расположенная к центру или чуть ниже центра пламени. В этой области пламени много топлива и мало кислорода для горения, поэтому, если внести в эту часть пламени вещество, содержащее кислород, то кислород отнимается у вещества.
Проиллюстрировать это можно на примере реакции восстановления сульфата бария BaSO4. С помощью платиновой петли забирают BaSO4 и нагревают его в восстановительной части пламени спиртовой горелки. При этом сульфат бария восстанавливается и образуется сульфид бария BaS. Поэтому пламя и называют восстановительным.
Цвет пламени зависит от нескольких факторов. Наиболее важны: температура, наличие в пламени микрочастиц и ионов, определяющих эмиссионный спектр.
Это интересно: Каков срок годности бензина?
Пламя в условиях невесомости[ | ]
В условиях, когда ускорение свободного падения компенсируется центробежной силой, например, при полёте по орбите земли, горение вещества выглядит несколько иначе. Поскольку ускорение свободного падения компенсировано, сила Архимеда практически отсутствует. Таким образом, в условиях невесомости горение веществ происходит у самой поверхности вещества (пламя не вытягивается), а сгорание более полное. Продукты горения постепенно равномерно распространяются в среде. Это весьма опасно для систем вентилирования. Также серьёзную опасность представляют пудры, поэтому в космосе порошкообразные материалы не применяются нигде, кроме специальных опытов именно с порошками.
В струе воздуха пламя вытягивается и принимает привычный облик. Пламя газовых горелок благодаря давлению газа в условиях невесомости внешне также не отличается от горения в земных условиях.
Пламя в невесомости
Измерение
Из-за сложностей прямого измерения температуры вспышки газов и паров, за неё принимают минимальную температуру стенки реакционного сосуда, при которой наблюдают вспышку. Эта температура зависит от условий тепломассообмена как внутри реакционного сосуда, так и самого сосуда с окружающей средой, объёма смеси, а также каталитической активности стенки сосуда и ряда других параметров.
Показатель применяется для определения допустимой температуры нагревания горючих веществ при различных условиях хранения и перевозки. Наиболее известным способом измерения температуры вспышки является определение в закрытом тигле по методу Пенского — Мартенса ASTM D93, ГОСТ 6356. Для температур ниже 20-50 градусов Цельсия используют другие методы.
Также существуют методы экспериментального определения температуры вспышки жидкостей в открытом тигле.
Преимущества использования качественной зимней солярки
Еще в недавнем прошлом владельцы дизельных автомобилей прибегали к различным ухищрениям, пытаясь защитить свой автомобиль от замерзания в зимнее время года. Они добавляли в летнюю солярку небольшое количество бензина или же различные присадки. Подобное отрицательно сказывалось на состоянии двигателя, который в скором времени требовал сложного и дорогостоящего ремонта. Тогда как использование специализированной зимней солярки позволяет не только гарантировать беспроблемную эксплуатацию двигателя автомобиля в холодное время года, но и защищает мотор от появления нагара и других проблем, связанных с использованием некачественного топлива.
Автовладелец при эксплуатации своего автомобиля в средней полосе России будет полностью уверен в отсутствии каких-либо проблем с эксплуатацией техники. Минимально допустимой температурой использования автомобиля с таким зимним дизельным топливом является минус 30 градусов, а температуры ниже этой отметки бывают в средней полосе России крайне редко. Поэтому можно быть полностью уверенным в том, что машина, вне зависимости от погоды на дворе, всегда заведется и не будет вам доставлять каких-либо хлопот во время эксплуатации.
Стоимость такого качественного зимнего топлива выше обычной летней солярки всего на несколько рублей. Таким небольшим увеличением цены дизеля можно пренебречь, при этом автовладелец будет полностью уверен в качестве используемого топлива. Любая экономия в данном случае может обернуться необходимостью в последующем проводить дорогостоящий и сложный ремонт двигателя с очисткой топливной системы. Тогда как использование зимнего топлива позволяет полностью решить имеющиеся проблемы.
С наступлением зимних холодов на заправках начинают предлагать специальное зимнее дизельное топливо. Такая солярка изготовлена по специальной технологии, она имеет уменьшенное содержание серы и парафина, что не позволяет ей замерзает даже при глубоком минусе. По правилам ГОСТа допускается использование такого дизельного топлива при температурах до минус 30 градусов, что и позволяет с лёгкостью эксплуатировать свой автомобиль в зимнее время года.
Измерение
Существует два основных типа измерения температуры вспышки: в открытом и закрытом тигле . В устройствах с открытой чашей образец содержится в открытой чашке, которая нагревается и через определенные промежутки времени пламя переносится на поверхность. Измеренная температура вспышки будет фактически изменяться в зависимости от высоты пламени над поверхностью жидкости, и при достаточной высоте измеренная температура вспышки будет совпадать с точкой возгорания . Самый известный пример — открытый кубок Кливленда (COC).
Существует два типа тестеров с закрытыми чашками: неравновесные, такие как Пенски-Мартенса, где пары над жидкостью не находятся в температурном равновесии с жидкостью, и равновесные, такие как Small Scale (обычно известные как Setaflash), где считается, что пары находятся в температурном равновесии с жидкостью. В обоих этих типах чашки закрыты крышкой, через которую можно ввести источник возгорания. Тестеры в закрытом тигле обычно дают более низкие значения температуры вспышки, чем в открытом тигле (обычно на 5–10 ° C или 9–18 ° F ниже), и являются лучшим приближением к температуре, при которой давление пара достигает нижнего предела воспламеняемости . В дополнение к тестерам температуры вспышки Penskey-Martens, к другим неравновесным тестерам относятся TAG и Abel, оба из которых способны охлаждать образец ниже температуры окружающей среды для материалов с низкой температурой вспышки. Тестер температуры вспышки TAG соответствует стандарту ASTM D56 и не имеет мешалки, в то время как тестеры температуры вспышки Abel придерживаются IP 170 и ISO 13736 и имеют двигатель для перемешивания, поэтому образец перемешивается во время тестирования.
Температура вспышки — это эмпирическое измерение, а не фундаментальный физический параметр. Измеренное значение будет изменяться в зависимости от оборудования и изменений протокола испытаний, включая скорость изменения температуры (в автоматических тестерах), время, отведенное для уравновешивания образца, объем образца и то, перемешивается ли образец.
Методы определения температуры вспышки жидкости указаны во многих стандартах. Например, испытания методом закрытого стакана Пенски-Мартенса подробно описаны в ASTM D93, IP34, ISO 2719, DIN 51758, JIS K2265 и AFNOR M07-019. Определение температуры воспламенения методом закрытого тигля для малых размеров подробно описано в ASTM D3828 и D3278, EN ISO 3679 и 3680, а также в IP 523 и 524.
Руководство CEN / TR 15138 по тестированию точки воспламенения и Руководство ISO TR 29662 по тестированию точки вспышки охватывают ключевые аспекты тестирования точки вспышки.
Методы определения температуры вспышки
Существует метод открытого и закрытого тигля (емкость для нефтепродуктов). Значения полученных температур отличаются из-за количества скопившихся паров.
Метод открытого тигля включает:
- Очистку бензина от влаги при помощи хлорида натрия.
- Заполнение тигля до определенного уровня.
- Нагрев емкости до температуры на 10 градусов ниже ожидаемого результата.
- Поджиг газовой горелки над поверхностью.
- В момент воспламенения фиксируется температура вспышки.
Метод закрытого тигля отличается тем, что бензин в емкости постоянно перемешивается. При открывании крышки огонь подносится автоматически.
Аппарат для определения температуры вспышки состоит из следующих компонентов:
- электрический нагреватель (мощность от 600 Ватт);
- емкость объемом 70 миллилитров;
- медная мешалка;
- электрический или газовый поджигатель;
- термометр.
В зависимости от результатов легковоспламеняемые вещества подразделяются:
- особо опасные (при температуре вспышки ниже -200С);
- опасные (от -200С до +230С);
- опасные при повышенной температуре (от 230С до 610С).
Пределы взрываемости
Граничные концентрации паров горючего в воздухе называются верхним и нижним пределом воспламенения. Они являются главными характеристиками взрывоопасности топлива. Если концентрация превысит верхний предел, то бензин не взорвется, а сгорит. Иногда процесс сопровождается резкими скачками давления.
Значение между пределами называется промежутком взрываемости. У бензина он составляет 0,7-8%. Горение в емкости обязательно сопровождается взрывом, по причине большого давления и низкой температуры кипения. При этом химическая энергия переходит в тепловую. Процесс сопровождается обширным выделением газов.
Верхний и нижний предел зависят от следующих параметров:
- состава реагентов;
- повышения температуры из-за роста энергии активации;
- добавления в топливо негорючих присадок.
Таблица содержит основные показатели пожароопасности бензина.
Температура вспышки | -40С |
Температура самовоспламенения | 200-500С |
Верхний предел | -5С |
Нижний предел | -40С |
Взрывоопасная концентрация паров в кислороде | 1-6% |
В двигателе автомобиля опасно детонационное горение. При нем теплота распространяется с большой скоростью. Процесс сопровождается износом деталей и нарушением газообмена.
Среди причин выделяют:
- нарушение условий эксплуатации;
- выбор низкого октанового числа;
- неподходящая калильность свечи зажигания.
Предотвратить детонацию можно:
- Эксплуатацией мотора на высоких оборотах. При разгоне сокращается период сгорания бензина.
- Применением интеркулера для охлаждения наддувочного воздуха перед цилиндром.
- Правильным подбором свечей.
- Переходом на высокое октановое число.
- Торможением двигателем.
Транспортировку бензина регламентирует ГОСТ Р 52734. Цистерны поездов и автомобилей должны иметь специальное обозначение.
Перед заполнением емкость моют и сушат. Бензовоз должен быть оборудован заземляющим устройством. Водители проходят подготовку, организациям выдается особая лицензия.
Измерение
Из-за сложностей прямого измерения температуры вспышки газов и паров, за неё принимают минимальную температуру стенки реакционного сосуда, при которой наблюдают вспышку. Эта температура зависит от условий тепломассообмена как внутри реакционного сосуда, так и самого сосуда с окружающей средой, объёма смеси, а также каталитической активности стенки сосуда и ряда других параметров.
Показатель применяется для определения допустимой температуры нагревания горючих веществ при различных условиях хранения и перевозки. Наиболее известным способом измерения температуры вспышки является определение в закрытом тигле по методу Пенского — Мартенса ASTM D93, ГОСТ 6356. Для температур ниже 20-50 градусов Цельсия используют другие методы.
Также существуют методы экспериментального определения температуры вспышки жидкостей в открытом тигле.
Классификация[ | ]
Пламя классифицируют по:
- агрегатному состоянию горючих веществ: пламя газообразных, жидких, твёрдых и аэродисперсных реагентов;
- излучению: светящиеся, окрашенные, бесцветные;
- состоянию среды горючее–окислитель: диффузионные, предварительно перемешанных сред (см. ниже);
- характеру перемещения реакционной среды: ламинарные, турбулентные, пульсирующие;
- температуре: холодные, низкотемпературные, высокотемпературные;
- скорости распространения: медленные, быстрые;
- высоте: короткие, длинные;
- визуальному восприятию: коптящие, прозрачные, цветные.
Внутри конуса ламинарного диффузионного пламени
можно выделить 3 зоны (оболочки):
- тёмная зона (300—350 °C), где горение не происходит из-за недостатка окислителя;
- светящаяся зона, где происходит термическое разложение горючего и частичное его сгорание (500—800 °C);
- едва светящаяся зона, которая характеризуется окончательным сгоранием продуктов разложения горючего и максимальной температурой (900—1500 °C).
Температура пламени зависит от природы горючего вещества и интенсивности подвода окислителя.
Распространение пламени по предварительно перемешанной среде
(невозмущённой), происходит от каждой точки фронта пламени по нормали к поверхности пламени: величина такойнормальной скорости распространения пламени (НСРП) является основной характеристикой горючей среды. Она представляет собой минимально возможную скорость пламени. Значения НСРП отличаются у различных горючих смесей — от 0,03 до 15 м/с.
Распространение пламени по реально существующим газовоздушным смесям всегда осложнено внешними возмущающими воздействиями, обусловленными силами тяжести, конвективными потоками, трением и так далее. Поэтому реальные скорости распространения пламени всегда отличаются от нормальных. В зависимости от характера горения, скорости распространения пламени имеют следующие диапазоны величин: при дефлаграционном горении — до 100 м/с; при взрывном горении — от 300 до 1000 м/с; при детонационном горении — свыше 1000 м/с.
Пламя горящей свечи сопровождало человека тысячи лет.
Окислительное пламя
Расположено в верхней, самой горячей части пламени, где горючие вещества практически полностью превращены в продукты горения. В данной области пламени избыток кислорода и недостаток топлива, поэтому помещённые в эту зону вещества интенсивно окисляются
Восстановительное пламя
Это часть пламени, наиболее близко расположенная к центру или чуть ниже центра пламени. В этой области пламени много топлива и мало кислорода для горения, поэтому, если внести в эту часть пламени вещество, содержащее кислород, то кислород отнимается у вещества.
Проиллюстрировать это можно на примере реакции восстановления сульфата бария BaSO4. С помощью платиновой петли забирают BaSO4 и нагревают его в восстановительной части пламени спиртовой горелки. При этом сульфат бария восстанавливается и образуется сульфид бария BaS. Поэтому пламя и называют восстановительным
. Пламенный тест на натрий. Цвет пламени зависит от нескольких факторов. Наиболее важны: температура, наличие в пламени микрочастиц и ионов, определяющих эмиссионный спектр.
Открытые камеры
Если верхнее отверстие чаши в поршне имеет меньший диаметр, чем максимальный этот же параметр чаши, то ее называют возвратной. Такие чаши имеют «губу». Если ее нет, то это открытая камера сгорания. В дизельных двигателях данные конструкции с чашей типа «мексиканская шляпа» известны с 20-х годов прошлого века
Они использовались до 1990 года в двигателях большой грузоподъемности до того момента, когда возвратная чаша стала более важной, чем была раньше. Эта форма камеры сгорания предназначена для относительно продвинутых значений времени впрыска, где чаша содержит большую часть горящих газов
Она не очень подходит для стратегий замедленного впрыска.
Физико-химические свойства бензина
Какие физические и химические свойства топлива нужно знать автолюбителю? Жидкости в составе бензина называются фракциями и различаются температурой кипения, плотностью, вязкостью, скоростью вступления в реакцию с воздухом и так далее. Помимо углеводородных фракций, в нем содержатся природные соединения серы, водорода, кислорода, со своими свойствами. Какой окажется доля разных фракций в конкретном бензине чаще всего определить нельзя. Есть и разные прибавки, которые нужны для улучшения качества топлива, его хранения, устойчивости к детонации
Большую часть этих характеристик важно знать скорее инженерам, которые проверяют качество бензина перед тем, как он попадет на заправку
Для обывателя важно понимать, на что влияет температура кипения бензина и октановое число. Для разных марок бензина это будут разные показатели
Октановое число входит в название марки бензина. Так, название АИ-92 означает, что бензин тестировался исследовательским способом (АИ), который показал, что его октановое число 92. Эта цифра показывает, насколько бензин устойчив к детонации, или взрыву. За точку отчета, то есть 100, принят изооктан – очень устойчивый к детонации углеводород; октановое число показывает, каков процент изооктана в смеси с гептаном, у которого детонационные свойства низкие. Фактически октановое число 92 означает, что бензин этой марки устойчив к детонации так же, как смесь изооктана и гептана 92:8; в бензине АИ-95 эта пропорция 95:5, то есть детонационная устойчивость выше, и так далее. Число может быть и выше 100, если свойства топлива выше, чем у изооктана.
Система безопасна
Сразу поясним: в новостях о взрывах бытового газа речь идет о баллонах с метаном или проблемах на магистрали. С 1952 года не зафиксировано ни одного случая взрыва подземного газгольдера из-за высокого давления. Поломки происходят при неправильной заправке или покупке б/у емкости.
1
СУГ не создает лишнего давления
Смесь хранится в виде жидкости. Вещество переходит в газообразное состояние, заполняет свободное пространство, создает давление 3-6 атм. Для сравнения — сжатый метан хранят в баллонах под давлением до 200-220 атм.
Меньше давление — меньше вероятность аварии.
Газгольдеры защищены аварийными клапанами, которые сбрасывают давление при 16 атм. На практике резервуары выдерживают испытательное давление до 25 атм. Разрывается сосуд только при 50 атм.
2
Газгольдер не взрывается
Для воспламенения нужен воздух: в чистом и сжиженном виде топливо не горит без доступа кислорода. Взрывоопасная концентрация — 25-95 литров на кубометр воздуха. Доступ кислорода внутрь емкости невозможен, то есть пока резервуар цел — аварии исключены.
3
Подземные утечки не так страшны
Даже если произошла поломка и топливо частично вытекло из резервуара — оно опускается и впитывается в грунт. Смесь тяжелее воздуха, поэтому взрывоопасное вещество не поднимается на поверхность (удаление от подвалов по СП 62.13330.2011 предотвращает скапливание парообразной фазы в помещении). Дополнительно мы устанавливаем сигнализатор загазованности.