Какую тормозную жидкость выбрать для своего автомобиля
Содержание:
- Лучшие тормозные жидкости DOT 5.1
- Виды тормозных жидкостей.
- Что требуется автомобилю – доливка или полная замена «тормозухи»
- Советы автолюбителям по выбору ↑
- Лучшие отечественные марки
- Рейтинг тормозных жидкостей
- Основные характеристики
- Виды тормозной жидкости
- Castrol React DOT4 Low Temp
- Как часто менять жидкость ?
- Зачем менять тормозную жидкость?
- Отличие ДОТ-3 от ДОТ-4
- Как выбрать тормозную жидкость
- Характеристики тормозной жидкости
Лучшие тормозные жидкости DOT 5.1
Этот тип жидкостей подходит исключительно для спортивных автомобилей. Они обладают высокой температурой кипения, малой гигроскопичностью, плюс имеют хорошие показатели вязкости. В этой категории рассмотрены два номинанта, пользующиеся наибольшим спросом.
Liqui Moly Brake Fluid DOT 5.1
Тормозная жидкость dot 5.1 brake fluid подходит для систем с ABC. Она создана на основе уникальных присадок, обеспечивающих надежную защиту от коррозии и снижают процесс окисления. Эта тормозная жидкость совместима с другими, она защищает систему от возникновения паровых пробок и имеет хорошие вязкостно-температурные свойства. Покупатели отмечают, что менять ее нужно раз в год, а совместно с низкой ценой это довольно неплохой показатель. Поставляется в непрозрачных бутылках разного объема, на каждой присутствует знак качества и фирменный логотип.
Достоинства
- Обладает отличной смазкой;
- Имеет высокий градус кипения;
- Хорошая термическая стабильность;
- Подходит для спортивных автомобилей.
Недостатки
Возможны отличия показателей в зависимости от партии.
В целом ряд Brake Fluid DOT 5.1 покупателям нравится, они отмечают соответствие реальных свойств заявленным производителем, плюс жидкость совместима с эластомерами. Продукт достаточно распространен, поэтому его легко найти в магазинах.
Toyota Universal DOT5.1
Сравнительно дорогое, но надежное средство для легковых автомобилей. Она обладает высоким температурным диапазоном, имеет хорошие антикоррозийные свойства, благодаря чему срок службы тормозной системы увеличивается. Подходит для смешивания с другими тормозными системами без силиконовых и минеральных основ и обладает хорошей гигроскопичностью. Пользователи отмечают, что при замене стандартных жидкостей на Тойоту торможение становится более плавным, точным. Подходит Universal DOT5.1 для машин с четырехтактным двигателем, ездящих на бензине, газу, дизеле или биотопливе.
Достоинства
- Подходит для работы в интенсивных режимах;
- Совместима с уплотняющими материалами;
- Не агрессивна к шлангам и деталям.
Недостатки
Дорогая.
Температура застывания Toyota Universal равна -50, поэтому жидкость возможно использовать в суровых зимних условиях.
Виды тормозных жидкостей.
При выборе жидкости необходимо, прежде всего, обратить внимание на ее тип (класс). Это позволит вам оптимально подобрать ТЖ для типа, марки и модели нашего автомобиля
Это чрезвычайно важный вопрос, поскольку он гарантирует надежность тормозной системы.
Вот основные типы тормозных жидкостей, доступных на рынке, которые отличаются, прежде всего, точками кипения:
- DOT 3 — обычно ее основание представляет собой простой эфир гликоля, а ее температура кипения достигает 205 ° С.
- Тормозная жидкость Dot 4 — в дополнение к гликолевому эфиру, она содержит смесь сложных эфиров бората, благодаря чему ее физические свойства лучше по сравнению с тормозной жидкостью DOT 3, включая повышение температуры кипения до 230 градусов Цельсия. При использовании этой жидкости стоит помнить, что она имеет более высокую и стабильную температуру кипения на начальных этапах использования продукта. В ситуации, когда начинается процесс поглощения воды, температура кипения жидкости DOT 4 обычно падает быстрее, чем по сравнению с жидкостью DOT 3. Если вам нужна лучшая тормозная жидкость дот 4, выбирайте продукт из более высокого ценового диапазона.
- Тормозная жидкость Dot 5.1 — это не что иное, как жидкость класса DOT 4, отвечающая требованиям жидкостей DOT 5, для которых силикон используется для получения оптимальной вязкости и температуры кипения. Наряду с техническим прогрессом оказалось, что те же характеристики могут быть получены с использованием боратных эфиров. Для тормозных жидкостей 5.1 температура кипения составляет 260 градусов Цельсия.
- Тормозная жидкость R3 — используется в старых типах автомобилей, оснащенных дисковым и барабанным тормозом. При выборе этого типа продукта вы должны выбрать R3 жидкость, которая может смешиваться с жидкостями DOT 3 и DOT 4.
95% мирового рынка составляют продукты на основе простых эфиров и производных гликоля, поэтому, если мы ищем автомобильные жидкости для BMW, VW, Audi, Peugeot, Opel, Ford или Toyota, мы обычно выбираем жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Стоит помнить, что минеральная тормозная жидкость, также существует. В основном она используются для Rolls Royce или Citroen.
Если вы не уверены, какая тормозная жидкость используется в вашем автомобиле, вы можете воспользоваться Интернетом
Тогда нужно помнить, что важно правильно ввести год выпуска автомобиля. Информация о типе тормозной жидкости также находится на крышке расширительного бачка в автомобиле
Что требуется автомобилю – доливка или полная замена «тормозухи»
Прежде чем переходить к активным действиям, водителю следует четко понять, что он будет делать – просто дольше ТЖ или ему потребуется полностью менять вещество.
Первая процедура более простая, поскольку, достаточно долить жидкость, а потом удостовериться, что ее достаточно для полноценной работы всей системы. Второй вариант более неудобный, поскольку придется «тормозуху» полностью сливать, промывать систему и заливать новый состав.
Есть несколько критериев, позволяющие точно ответить на данный вопрос, а именно:
- автомобиль уже прошел 50-60 тыс. км на одной жидкости;
- машину эксплуатировали на протяжении двух-трех лет.
Собственно, уже этих двух факторов достаточно, чтобы принять решение о замене вещества. Дело в том, что за прошедшее время, ТЖ уже вобрала в себя немало воды, полностью или частично утратила свои тех.свойства.
Исключением может стать ситуация, когда машина длительное время простояла без работы, либо эксплуатировалась излишне интенсивно (до 80-100 тыс. км в год). Здесь возможна только доливка вещества.
Советы автолюбителям по выбору ↑
Обязательно перед покупкой просмотрите, прочтите все надписи на рекламной этикетке, маркировки, аббревиатуры. Последнее время, для упрощения выбора, многие производители прямо указывают тип транспортного средства для заливки. Не знаете какой класс выбрать – прочтите технические характеристики с инструкции по эксплуатации. Производитель всегда указывает минимальный, наинизший показатель для использования. Но, не следует считать буквально, что DOT 6 будет самым лучшим. Наоборот, навредит.
Будьте внимательны. Всегда следуйте букве инструкции. Водите автомобиль аккуратно, не спеша. Недаром говорят: тише едешь, дальше будешь. Удачи вам. Всего хорошего.
Лучшие отечественные марки
Не лучший вариант для использования
Технический раствор отечественного производства. Удовлетворительные показатели вязкости сохраняются и при сильном морозе, и при высокой температуре. Точка кипения составляет 240 градусов, что неплохо для тормозухи минимального ценового сегмента. Но уже через 30 тысяч километров пробега закипание наступает при 150 градусах, что свидетельствует о низком показателе гигроскопичности. Химический состав этого раствора не позволяет нейтрально взаимодействовать с металлическими и резиновыми деталями системы. Довольно скоро появляется коррозия и деформации резины.
Цена: от 100 руб.
ROSDOT 4
Через 1 год требует замены
Изначальные параметры вязкости остаются без изменений при различных температурных режимах. Точки экстремумов также не оказывают влияния на вязкость. Закипает эта тормозуха при температуре 255 градусов. После годовая эксплуатации точка кипения опускается до 160 градусов. Соответственно об удовлетворительных показателях гигроскопичности говорить не приходится. Нейтральное химическое взаимодействие с деталями системы и невысокая стоимость могут перекрыть иные недостатки.
Цена: от 269 руб.
ЛУКОЙЛ DOT 4
Неплохой вариант за эти деньги
Лабораторные исследования показывают, что данный состав имеет низкие значения вязкости, что может повлечь нестабильную работу тормозов при экстремальных температурных значениях. Процесс кипения начинается при 240 градусах. Этот показатель снижается до 170 градусов после пробега 60 тысяч километров. Это хороший показатель по гигроскопичности. Антикоррозийные свойства являются положительной стороной этого продукта. При постоянном использовании контур автомобиля останется без существенных изменений физических характеристик.
Цена: от 190 руб.
Аляска DOT-4
Средние характеристики
Приличная вязкость обеспечивает возможность использования на территориях с различными климатическими поясами. Температура кипения составляет 230 градусов по Цельсию. По истечении периода в 2 года раствор потребуется заменить из-за значительной утраты гигроскопичности и температуры кипения. За состояние самой системы можно особо не переживать. Химический состав обеспечивает нейтральное взаимодействие с элементами тормозов машины.
Цена: от 150 руб.
Рейтинг тормозных жидкостей
Рейтинг составлен с учетом мнения экспертов и покупателей. Номинанты прошли тестирование, которое помогло определить лучшие тормозные жидкости этого года. При отборе кандидатов в рейтинг были учтены следующие критерии:
- Температура кипения;
- Антикоррозийные свойства;
- Защита узлов и механизмов;
- Устойчивость к окислению;
- Не агрессивность к резиновым деталям;
- Смазывающие свойства;
- Используемые присадки;
- Упаковка;
- Объем;
- Гарантии производителя;
- Цвет.
Цена при отборе также имела немаловажное значение, эксперты проследили, чтобы она соответствовала качеству. Все средства разделены на классификации DOT (транспортный департамент)
В основе каждого продукта, кроме DOT 5, задействован полиэтилен гликоль и полиэфиры борной кислоты, а для DOT 5 за основу взят силикон. Из нескольких десятков претендентов отобраны только лучшие по совокупности показателей, в результате чего они были сгруппированы по назначению.
Лучшие присадки для двигателя
Основные характеристики
Основными показателями, характеризующими физико-химические свойства жидкостного раствора для тормозов, являются:
- Вязкость.
- Температура кипения.
- Гигроскопичность.
- Антикоррозионные свойства.
Вязкость
Один из основных параметров. Его значения должны быть постоянными при разных рабочих температурах. Если при отрицательных температурах вязкость повышается, то это обстоятельство может повлечь за собой сбои в работе тормозного контура автомобиля. Слишком низкий показатель вязкости (текучесть), в свою очередь, может привести к образованию течей в системе
Важно, чтобы этот параметр был неизменным в разных температурных условиях
Температура кипения
Колодки машины, осуществляя торможение, сильно нагреваются. Затем тепловая энергия через цилиндры передается жидкостному раствору. Порой, при интенсивном торможении, состав может закипать. При процессе закипания образовываются пузырьки воздуха. Попадая в контур, они могут образовать так называемую воздушную пробку. В результате педаль тормоза может провалиться при ее нажатии, а недостаточное усилие приведет к неблагополучным последствиям. Соответственно, чем выше температура кипения, тем меньше вероятность образования воздушных пузырьков, негативно влияющих на работу тормозов в машине.
Гигроскопичность или абсорбция влаги
Также весьма существенный параметр. Как говорили выше в процессе торможения выделяется тепло. Эта тепловая энергия нагревает раствор. А потом, после ее охлаждения, образуется конденсат в виде воды. Капельки воды, попадая в жидкость, также могут нарушить эффективную работу тормозов автомобиля. Во-первых, при отрицательных температурах технический раствор может перейти в следующее агрегатное состояние и замерзнуть. Во-вторых, вода негативно влияет на металлические части, понижая их коррозийную устойчивость. Для технических растворов тормозов наиболее приемлемы низкие показатели этого параметра.
Антикоррозионные свойства
Это низкая способность состава, заправляемого в тормозной контур машины, оказывать негативное коррозийное воздействие на металлические и резиновые детали системы
Это важно, так как окисление металлов и потеря эластичности резиновых частей может привести к образованию течей
Срок эксплуатации составляет примерно 60-70 тысяч километров пробега или замену нужно производить 1 раз в 2 года. С увеличением срока эксплуатации все описанные выше физико-химические свойства начинают постепенно утрачиваться. Даже неполная утрата характеристик может повлечь очень негативные последствия.
Виды тормозной жидкости
Техническая документация любого транспортного средства содержит информацию о требуемых стандартах для жидкостей, которые можно использовать. Не рекомендуется отклоняться от этих требований, чтобы избежать износа и повреждений элементов системы торможения авто. То же самое касается смешивания жидкостей (некоторые все же можно смешивать при необходимости). Ниже приведены основные виды жидкостей для тормозной системы.
Есть разные виды тормозной жидкости
Таблица. Классификация тормозной жидкости.
Вид ТЖ | Описание |
DOT 3 | Высокотехнологичная гликолевая жидкость, отличающаяся высокой окислительной активностью. Температура кипения составляет 150°С. Жидкость DOT 3 преимущественно используется для автомобилей, оснащенных барабанным типом тормозов. |
DOT 4 | Одна из наиболее распространенных видов ТЖ. Используется практически на всех быстроходных транспортных средствах с дисковой тормозной системой. Температура кипения начинается с отметки в 160°С, увлажненная жидкость закипает при большей температуре (около 240°С). |
DOT 4+ | Модифицированная, то есть обновленная DOT 4 с немного лучшими показателями. Главное отличие – это температура кипения (улучшенная DOT 4+ закипает уже при 180°С). |
DOT 5 | Жидкость на силиконовой основе, используемое преимущественно для спортивных автомобилей, где тормозная система подвергается интенсивным нагрузкам. DOT 5 имеет высокую коррозийную стабильность, за счет чего жидкость закипает при очень высоких температурах (от 1800°С). |
DOT 5.1 | Еще одна разновидность ТЖ с более продолжительным сроком службы и высокими температурными показателями. Жидкость изготовлена на гликолевой основе. |
Тормозная жидкость Motul DOT 5.1
Castrol React DOT4 Low Temp
Пол-литровая банка от данного производителя стоит примерно 450 рублей. Не самый дешевый вариант, однако один из лучших. Температура кипения в увлажненном состоянии 175 градусов, а в сухом — 265 градусов по Цельсию. По регламенту замена производится каждые два года эксплуатации.
Стоит обратить внимание, что тормозная жидкость DOT-4 Low Temp отлично подходит для использования при критически низких температурах. Производитель специально понизил вязкость жидкости до 650 мм2/с
Посмотрев на результаты тестов и характеристики данной жидкости, можно говорить о том, что это полноценный ДОТ-5.1. Тем не менее на рынке более востребована жидкость ДОТ-4, поэтому реализовывать её более целесообразно. Состав тормозной жидкости ДОТ-4 от «Кастрол» отличается от аналогов пакетом присадок, повышающих температуру кипения.
Как часто менять жидкость ?
Тормозную жидкость рекомендуется менять не реже чем один раз в два года в независимости от модели автомобиля, так как работает она в тяжёлых эксплуатационных условиях – нагревается до высокой температуры при частом торможении. Ещё «тормозуха» гигроскопична, и со временем в ее составе накапливается влага, от этого температура кипения ТЖ снижается. Если влаги скопится слишком много, жидкость будет закипать при торможении, у автомобиля откажут тормоза.
Ещё следует поменять тормозную жидкость:
1) при покупке подержанного автомобиля – неизвестно, когда последний раз предыдущий хозяин обслуживал ТС;
2) при помутнении жидкости или появления в ней осадка.
Промышленностью разработаны специальные тестеры, которые проверяют гигроскопичность ТЖ, примером может служить прибор компании Novitec. На его лицевой панели расположены четыре индикатора:
Когда при проверке тормозной жидкости на тестере загорается зелёный индикатор Gut, это означает, что тормозная жидкость отвечает требованием гигроскопичности и воды в своём составе на содержит. 1% – состояние «тормозухи» удовлетворительное, 2 и 3% – жидкость необходимо менять, она не годится для дальнейшего использования.
Зачем менять тормозную жидкость?
Начнём с основ. Тормозная жидкость выполняет функцию передатчика давления от главного тормозного цилиндра (ГТД) на рабочие. Водитель давит на педаль, ГТД (простейший поршень в корпусе с системой клапанов) посылает напор жидкости по магистралям. Жидкость передаёт давление в рабочие цилиндры (суппорты), поршни выдвигаются и разводят колодки. Колодки прижимаются с усилием к рабочей поверхности дисков или барабонов. И за счёт возникшей силы трения между этими элементами автомобиль останавливается.
К главным свойствам тормозной жидкости относятся:
- несжимаемость;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- нейтральное отношение к пластиковым, резиновым и металлическим деталям системы;
- хорошие смазочные свойства.
Обратите внимание: первым прописано именно свойство несжимаемости. То есть жидкость должна чётко, без задержек и в полной мере передавать давление на рабочие цилиндры или суппорты
Тормозная жидкость обладает одним неприятным свойством: гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу из окружающей среды.
Вода в объёме тормозной жидкости снижает её стойкость к закипанию. Например, жидкость ДОТ-4, самая распространённая на сегодня, не закипит, пока не достигнет температуры 230°C. И это минимальное требование стандарта американского департамента транспорта. Реальная температура кипения хороших тормозных жидкостей достигает 290°C. При добавлении в тормозную жидкость всего 3,5%!воды от общего её объёма, температура кипения упадёт до +155 °C. То есть примерно на 30%!
Тормозная система при своей работе выделяет обильное количество тепловой энергии. Это логично, ведь останавливающее усилие возникает при трении с большим прижимным усилием между колодками и диском (барабаном). Эти элементы порой разогреваются до 600°C в пятне контакта. Температура от дисков и колодок передаётся на суппорты и цилиндры, что разогревает жидкость.
И если точка кипения будет достигнута – жидкость закипит. В системе образуется газовая пробка, жидкость потеряет свойство несжимаемости, педаль провалится и тормоза откажут.
Отличие ДОТ-3 от ДОТ-4
Тормозная жидкость ДОТ-3 постепенно выводится из эксплуатации. Связано это с появлением более совершенных составов. Особенностью ДОТ-3 является её низкая стоимость, что обусловлено наличием двухатомных спиртов (гликолей). Этот компонент существенно увеличивает гигроскопичность. Следовательно, со временем появляется вода в системе, а это приводит к понижению температуры кипения и появлению коррозии.
Более современная и качественная тормозная жидкость – DOT-4, которая состоит из сложных эфиров и борной кислоты. Кислота нейтрализует влагу при контакте, поэтому такого недостатка, как гигроскопичность, здесь нет. Следовательно, система может значительное время оставаться не обслуживаемой, ведь температура закипания в течение длительного времени не изменяется.
Как выбрать тормозную жидкость
При выборе тормозной жидкости крайне важно ориентироваться на её классификацию, определённую нормами DOT. В категорию норм входят следующие показатели:
температура кипения – точка, при которой тормозная жидкость начнёт активно испаряться, создавая паровую пробку и снижая эффективность торможения. Различают две температуры кипения: “сухой” жидкости, без содержания воды, и “увлажнённой”, вода в которой находится на уровне 3,5%;
совместимость с уплотнителями – параметр, зависящий от кислотно-щелочного баланса тормозной жидкости. Если данный показатель находится на уровне ниже 7, то жидкость будет агрессивно воздействовать на сталь, если более 12 – на цветные металлы
Таким образом, идеальные значения лежат в интервале от 7 до 11,5 pH – всегда обращайте на это внимание. устойчивость к замерзанию – очень важный показатель работы тормозной жидкости, определяющий, стоит ли использовать её в условиях низких температур
Смотреть стоит на параметр вязкости, который измеряется при -40°С: от него зависит и срабатывание антиблокировочной системы (ABS), и регулировка тягового усилия на колёсах (TSC), и бесперебойная работа системы электронной регулировки движения (ESP).
антикоррозионные свойства – параметр, количественно отследить который на уровне простого покупателя практически невозможно. В каждую тормозную жидкость добавляются ингибиторы, которые подавляют её окислительную активность на протяжении всего срока эксплуатации. Ингибиторы идут вместе с активными присадками, чья задача выражена в обеспечении стабильности состава при различных воздействиях: от температурных до примесных. Если таких элементов в жидкости будет недостаточно, тормозная система быстрее придёт в негодность.
Разобравшись с основными положениями норм, обозначим 5 основных классификаций тормозных жидкостей, доступных на рынке:
- DOT 3 – жидкость высокой окислительной активности, создаваемая на гликолевой основе. Отличается температурой кипения на уровне 220°С и 150°С для “сухой” и “увлажнённой” жидкости соответственно. Рекомендуется к применению на тихоходных автомобилях с барабанными тормозами, либо при наличии передней пары дисковых тормозов.
- DOT 4 – самая распространённая тормозная жидкость, широко применяемая на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами. Имеет стандартный пакет присадок и ингибиторов коррозии, благодаря чему служит долго и закипает при 240 и 160°С (для “сухой” и “увлажнённой” жидкости). Средний срок эксплуатации: 2 года.
- DOT 4+ – модифицированная “четвёрка”, имеющая более высокие температурные показатели (260 и 180°С). По остальным нормам отличия минимальны.
- DOT 5 – силиконовые тормозные жидкости, применяемые в основном на спортивной технике, где тормоза работают под повышенными нагрузками. Отличаются очень высокой коррозионной стабильностью и закипают при 2800 и 1800°С. По слухам, интервалы замены могут достигать 5 лет.
- DOT 5.1 – несмотря на многообещающее название данные тормозные жидкости не имеют ничего общего с “пятёркой”. Являются доработанной модификацией DOT 4+ с более высокими температурными показателями и стабильностью. Служат на протяжении 2 лет.
Характеристики тормозной жидкости
Материалы для заправки гидравлических тормозных систем отличаются по ряду параметров:
- вязкости при отрицательной и положительной температурах;
- устойчивости к закипанию (например, в случае нагрева суппортов при интенсивном снижении скорости в жаркую погоду);
- стойкости к падению температуры (материал должен сохранять работоспособность механизмов зимой);
- химической инертности по отношению к металлическим и резиновым деталям;
- способности смазывать трущиеся поверхности поршней и цилиндров в суппортах;
- устойчивости к воздействию увлажненного воздуха.
Основным показателем жидкостей, заправляемых в тормозные контуры, является низкий коэффициент сжимаемости. При воздействии на педаль срабатывает вакуумный усилитель, раствор под давлением подается к исполнительным механизмам.
По этой же причине не допускается попадание воздуха или паров жидкости в тормозные магистрали (газ обладает повышенным коэффициентом сжимаемости).
Показатель вязкости
Раствор должен сохранять стабильную вязкость в диапазоне -40…+100°С. Повышенные требования предъявляются к жидкостям, заправленным в тормозные системы автомобилей с блоками ABS, контроллерами тягового усилия TSC и стабилизации траектории движения ESP. Загустевший в мороз состав замедляет срабатывание электронных ассистентов и негативно влияет на пассивную безопасность автомобиля.
Температура закипания
В процессе использования тормозов вызывается тепловая энергия. Накладки нагревают суппорты и находящуюся внутри жидкость. При достижении максимально возможной температуры раствор вскипает, пузырьки газа увеличивают сжимаемость вещества и формируют паровые пробки, блокирующие работу гидравлического контура. Необходимо подбирать материал с повышенной температурой парообразования, усиливающей безопасность эксплуатации машины.
Устойчивость к замерзанию
Заправленная в контур тормозов жидкость не должна кристаллизоваться при падении температуры до -40°С и ниже (в зависимости от климатической зоны эксплуатации). Затвердевшая жидкость не обеспечивает передачи усилия на колодки, система становится неработоспособной. Частицы льда повреждают резиновые манжеты, что впоследствии приводит к появлению течи.
Инертность вещества
Жидкости не должны оказывать негативного влияния на детали из резины или пластмассы, используемые в тормозных механизмах. В состав смесей входят компоненты, снижающие воздействие воды, растворяющейся в жидкости, на стальные элементы. В процессе эксплуатации в составе материала не должны происходить химические реакции с образованием осадка или агрессивных соединений.
Смазочные свойства
Жидкость, находящаяся внутри суппортов или главного цилиндра, смазывает трущиеся поверхности, снижая скорость абразивного износа. При использовании некачественного материала на поршнях образуются царапины, приводящие к падению герметичности и заклиниванию подвижных частей.
Показатель гигроскопичности
При работе тормозных механизмов детали и жидкости нагреваются, при последующем охлаждении из воздуха в полости компенсационного бачка оседает конденсат. Появление воды в растворе приводит к росту температуры вскипания и образованию очагов коррозии на стальных поршнях. В течение первых 12 месяцев эксплуатации в материале скапливается до 2% влаги, а через 3 года показатель увеличивается до 4,5% (значения выявлены в результате лабораторных исследований жидкостей стандарта ДОТ 4).