Вафельная разметка
Содержание:
- Зачем нужна вафельная разметка
- Правила проезда вафельной разметки
- Против пробок и ДТП
- Можно ли избежать наказания
- Можно ли избежать наказания?
- Проезд перекрестка с «вафельной» разметкой
- Как правильно преодолевать «вафельницу»?
- Дорожная разметка 1.26
- Что такое вафельная разметка?
- Как правильно передвигаться в «вафельной зоне»
- Штраф за «Вафельницу»
Зачем нужна вафельная разметка
Проблема заторов в крупных российских городах с каждым голом становится всё актуальнее. И дело не только в том, что при проектировании мегаполисов подобные вопросы рассматривались без учёта возможного многократного увеличения плотности транспортного потока – пробки возникают и в тех новых городских районах, которые строились относительно недавно.
Очевидно, сказывается как постоянно растущее количество автомобилей на дорогах, так и слабая культура наших водителей, вынужденных проводить в дороге немалую часть своей жизни.
Особую актуальность приобретает проезд перекрёстков, которые по определению являются основными источника выстраивания длинных автомобильных очередей. Большинство водителей, оказавшихся в непосредственной близости от перекрёстка, решают проблему быстрого его проезда привычным способом: выезжают на середину, рассчитывая проскочить после загорания красного сигнала светофора. Во многих случаях завершить манёвр они не успевают, создавая препятствия для движения транспорта в поперечном направлении.
ГИБДД имела два пути разгрузки перекрёстков: на самые загруженные посылались инспектора, осуществлявшие регулировку вручную в дополнение к сигналам светофора, не давая выезжать машинам на мигающий зелёный (такой приём получил название «рубить хвосты»). Увы, перекрёстков в любом большом городе гораздо больше, нежели сотрудников ГАИ.
Задача упростилась с появлением систем видеофиксации нарушений. Однако и здесь пришлось немало потрудиться, чтобы связать включение камер с загоранием красного сигнала светофора. Впрочем, если выехать на перекрёсток ещё при зелёном, ответственность в виде штрафа не наступает, но и такие действия зачастую приводили к полной блокировке движения: машина выезжала на перекрёсток в ожидании удобного случая для поворота налево, и там застревала на несколько минут, сея новый хаос.
Новая дорожная разметка «вафельница», регулирующая правила проезда нагруженных транспортных развязок, призвана решить эту проблему: транспортное средство не может останавливаться в зоне действия жёлтой решётки независимо от цвета светофора, освобождая центр перекрёстка и упрощая его проезд.
Соответствующие изменения в ПДД оформлены в виде пункта 1.26, гласящего следующее: соответствующая разметка жёлтого цвета служит для обозначения участка дорожного покрытия, на который водителям въезд воспрещён в том случае, когда впереди имеется затор из множества транспортных средств и его выезд на вафельницу вынудит автомобиль остановиться, тем самым препятствуя движению потока транспорта в перпендикулярном (поперечном) направлении, кроме тех случаев, когда авто поворачивает налево/направо.
Разметка состоит из пересекающихся под прямым углом жёлтых линий, образующих сетку, обрамлённую чёрной рамкой. Как работает вафельная разметка? Принцип очень прост: когда транспортное средство выезжает на участок с жёлтой сеткой, камера фиксирует время нахождения на вафельнице, и если оно превышает 10 секунд – считается, что водитель нарушил правила и может быть оштрафован.
О том, что вы приближаетесь к такому участку дороги, предупреждает знак 1.35 «вафельная разметка», обозначающая, что на дороге введены соответствующие ограничения и работают средства фиксации.
Правила проезда вафельной разметки
Как уже было отмечено ранее, разметка 1.26 появилась в ПДД с недавнего времени. Так, данные изменения были внесены в рамках Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 года № 1276 и вступили в законную силу 28 апреля 2018 года.
Что означает вафельная разметка на дороге и для чего нужна?
В общем виде вафельница представляет собой участок проезжей части, помеченный желтыми пересекающимися полосками. Разметка вафельница используется для обозначения территории перекрестка, на которой запрещена остановка (за исключением отдельных случаев).
Согласно п. 13.2 ПДД РФ водителям запрещено выезжать на перекресток или территорию пересечения дорог, если впереди образовался затор (пробка), по причине которого необходимо будет остановиться и тем самым создать препятствие на пути машин, движущихся с другой стороны. Исключением из данного правила является лишь поворот направо или налево.
Таким образом, основная задача вафельницы заключается в том, чтобы визуально выделять участок, на который нельзя заезжать, и тем самым помогать водителям свободно миновать проблемный перекресток.
Изначально подобное нововведение применялось в виде эксперимента в нескольких крупных городах РФ. Например, использование вафельной разметки в Москве позволило в утреннее время увеличить скорость движения на перекрестках на 80%, а в вечернее – на 15%.
Как выглядит дорожная разметка 1.26 по ПДД?
Она предполагает нанесение на проезжую часть желтых пересекающихся полос, образующих квадрат посередине перекрестка. Такая разметка напоминает вафлю, поэтому и получила в народе соответствующее название.
Фото дорожной разметки 1.26 — т.н. вафельница
Применение желтой разметки на перекрестках
Как уже понятно из содержания данной статьи, вафельная разметка наносится на перекрестках. Причем в первую очередь касается это сложных пересечений дорог с оживленным движением, где зачастую образуются заторы.
В п. 1.26 Приложения № 2 к ПДД написано, что вафельница может применяться самостоятельно либо вместе со знаком 1.35 , обозначающим «Участок перекрестка». Он сигнализирует водителей о приближении к перекрестку, на который нанесена вафельная разметка.
Кроме того, на такой знак также может быть дополнительно установлена информационная табличка 8.23 «Фотовидеофиксация». Она напоминает участникам дорожного движения о том, что в случае неправомерной остановки на вафельнице данное нарушение будет зафиксировано при помощи камеры.
Как правильно проезжать вафельную разметку?
Для того чтобы не нарушить положения п. 13.2 ПДД и не заработать штраф необходимо знать некоторые правила, касающиеся проезда по вафельнице.
Следует отметить, что в отдельных ситуациях водителю разрешается заезжать и останавливаться на участке, где нанесена вафельная разметка. Это возможно в следующих случаях:
- при повороте направо с совершением остановки для того, чтобы пропустить пешеходов;
- остановка при повороте налево для того, чтобы уступить дорогу встречной машине и людям, переходящим дорогу.
При этом необходимо помнить, что запрещается заезжать на территорию вафельной разметки:
- если впереди идущих машин образовался затор, в результате чего водитель, заехавший на вафельницу, будет вынужден остановиться;
- для осуществления разворота машины, когда возникает необходимость пропустить встречные авто.
Против пробок и ДТП
Ранее разметка уже применялась в ряде городов в качестве эксперимента. В Москве её начали вводить в 2015 году. Эксперимент был признан удачным, и в октябре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вносило в ПДД пункт о специальной дорожной разметке, обозначающей границы перекрёстка.
«Цель принятого решения — повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения на перекрёстках», — отметили тогда в правительстве.
В плане обеспечения безопасности новую разметку можно сравнить с введением кругового движения на перекрёстках, считает председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов.
Он согласился, что «вафельница» позволит не только сократить количество ДТП, но и позволит разгрузить дороги.
«Люди уже будут понимать, что их обязательно накажут (за въезд на перекрёсток. — RT)», — добавил Ачкасов.
В то же время он предложил подумать над цветом линий. Эксперт считает, что из-за погодных условий жёлто-синюю разметку не будет видно.
- РИА Новости
По мнению координатора общества «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, в целом «вафельница» должна помогать в борьбе с пробками, однако использовать разметку стоит на нерегулируемых перекрёстках.
«Вафельница», безусловно, помогает в борьбе с пробками, потому что она показывает водителям то пространство, на которое не надо выезжать в случае образования затора. Но у нас в стране «вафельница» почему-то начала применяться на регулируемых перекрёстках, а не на перекрёстках без светофоров», — заметил он.
По его словам, на регулируемых перекрёстках образуются заторы из-за неправильной работы светофоров.
В разговоре с RT Шкуматов предположил, что нововведение может спровоцировать ДТП, так как водители начнут останавливаться на зелёный свет, чтобы избежать попадания в затор.
«Вы едете, и вдруг перед вами машина начинает резко тормозить, хотя никаких оснований для этого нет. В итоге могут возникать аварийные ситуации», — добавил эксперт.
Также по теме
Окольцевали: в России вступили в силу новые правила проезда по круговым перекрёсткам
С 8 ноября в России начали действовать новые правила дорожного движения. Изменения коснутся проезда транспорта на перекрёстках с…
Ранее специалисты также предлагали дополнить правила коррекцией работы светофоров. По словам автомобильного эксперта Вячеслава Субботина, в случае с «вафельницей» России нужно перенять европейский опыт.
«На подобных перекрёстках в Европе включается режим «Везде красный» для движения, а пешеходам — «Везде зелёный». В конечном счёте пропускная способность такого перекрёстка возрастает», — отмечал Субботин.
Напомним, в ноябре в России вступили в силу новые правила проезда перекрёстков с круговым движением, которые также были призваны уменьшить количество заторов и повысить уровень безопасности на дорогах.
Согласно ПДД, при въезде на круговое движение водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по перекрёстку.
Такая же схема движения на круговых перекрёстках установлена практически во всех европейских странах. По мнению экспертов, таким образом удастся разгрузить сам перекрёсток и прилегающие к нему дороги.
Можно ли избежать наказания
Нововведение в ПДД редко когда проходили гладко. Не стал исключением и случай с «вафельницей». На сегодня, спустя год после введения в действие п. 1.26 ПДД, всё ещё остаются тонкости, связанные с возможностью/невозможностью применения этого пункта Правил. В чём же заключается этот правоприменительный нюанс? Дело в том, что фиксирующие нарушения технические средства в принципе не в состоянии правильно определять, создал ли конкретный автомобиль помеху, или таковая отсутствует. Да и многие другие моменты (распознавание манёвра, фиксация остановки транспортного средства) остаются под вопросом – современные камеры не наделены соответствующим искусственным интеллектом.
Но это ещё не означает, что вы сможете доказать в суде неправомерность принятия решения о взыскании штрафа, так что оптимальная стратегия проезда «вафельных» перекрёстков – вообще не останавливаться на сетчатой разметке. В этом случае у камеры не будет предлога фиксировать вашу машину.
Второй нюанс, о котором часто вспоминают автоюристы, – отсутствие в ПДД определения термина «затор», упоминающегося в пресловутом пункте 13.2. Другими словами, разночтения могут возникнуть уже на уровне трактовки этого понятия: затором можно считать и один автомобиль, и несколько, а их конкретное количество Правилами не оговаривается.
Водителю нужно запомнить следующее:
- если вы остановились на жёлтой сетчатой разметке, чтобы предотвратить столкновение с другими ТС, то есть для избегания возникновения ДТП, то такая остановка нарушением не является;
- если вы планируете поворот налево/направо, не нарушая ни одного из пунктов Правил, то это тоже ненаказуемые действия.
Вы можете обжаловать постановление, сославшись на любой из этих пунктов, но одного заявления недостаточно: нужно будет представить доказательства, например, записи с видеорегистратора. Впрочем, суд вправе рассмотреть и записи, сделанные наружными видеокамерами, и если они подтвердят вашу вину, штраф придётся заплатить.
Приживётся ли новинка, сегодня сказать трудно. Не исключено, что волна постановлений будет остановлена самими водителями, которые начнут в массовом порядке опротестовывать решения, вынесенные средствами автоматической фиксации. В любом случае с основной задачей – снижением заторов на городских дорогах – нововведение не справляется. А значит, существует вероятность, что вафельная разметка появилась с иной целью – наполнять бюджет средствами автовладельцев.
Можно ли избежать наказания?
В некоторых случаях водитель, нарушивший Правила дорожного движения, касающиеся разметки «вафельница», имеет возможность избежать выплаты административного штрафа. Это происходит только в нескольких случаях:
- Если остановка на горизонтальной дорожной разметке была совершенной для того, чтобы предотвратить столкновение с другим транспортным средством и, соответственно, избежать аварии;
- Если водитель совершает маневры для поворота налево либо направо в соответствии со всеми правилами.
Однако следует отметить, что слова нарушителя должны быть подтверждены материалами, отснятыми видеокамерами, установленными на перекрестках. В противном случае он будет вынужден все таки заплатить штраф.
По словам инспекторов ГИБДД, а также других специалистов, теперь один и тот же порядок действует для всех водителей: само кольцо считается главной дорогой, а все автовладельцы, кто начинает заезжать на круг, должны обязательно пропускать. Именно эти принципы регулирования дорожного движения действуют почти во всех европейских странах. Таким образом, теперь при выезде на перекресток, необходимо следовать указаниям установленных поблизости светофоров либо знаков приоритета, если они отсутствуют, то нужно пропустить все машины, движущиеся по кругу.
Проезд перекрестка с «вафельной» разметкой
Обновленный пункт 13.2 ПДД с 28 апреля 2018 года:
«Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами».
После прочтения новой редакции этого пункта возникает несколько вопросов. Остановиться на перекрестке (имеется в виду «техническая» остановка автомобиля на нанесенной разметке 1.26), водитель может по следующим причинам:
- Проезжая «прямо», если впереди образовался затор;
- Поворачивая направо, чтобы уступить пешеходам (пункт 13.1), а также, если справа образовался затор;
- Поворачивая налево, чтобы уступить встречным машинам, затем, возможно, чтобы уступить пешеходам (пункт 13.1), а также в случае образования затора слева по ходу движения;
- Выполняя разворот, чтобы уступить дорогу встречным машинам.
В каком случае остановка на разметке будет считаться нарушением, а в каком – не будет?
В случае образования затора за перекрестком (либо прямо по движению, либо на пересекаемой дороге при поворотах направо или налево), въезд на пересечение дорог запрещается, если будут созданы помехи для движения в поперечном направлении.
Остановка на разметке 1.26 для соблюдения приоритета при повороте направо или налево не считается нарушением в случае, если после выполнения требований приоритета водитель покинет перекресток. Если же после поворота налево или направо на выезде с перекрестка водитель «упрется» в затор, и не выедет за границы разметки 1.26, то такая остановка будет считаться нарушением.
В новом пункте ничего, почему-то, не сказано о развороте. Ведь, если впереди по движению затор, а у водителя есть возможность развернуться, то логично было бы воспользоваться этой возможностью. Но для разворота потребуется выехать на перекресток (заехать на разметку), и остановиться, чтобы уступить встречным машинам. Будет ли остановка для разворота считаться нарушением? – в Правилах на этот счет ничего не сказано, скорее всего да, будет.
Другой вариант ситуации, когда затор случается по ходу движения, т.е. поток машин тронулся (на начало движения затора впереди еще не было) и потом машины по каким-то причинам останавливаются (ДТП и прочие причины). Подобные случаи происходят не очень часто, но, похоже, что такая остановка на разметке 1.26 также будет считаться нарушением. Избежать возможности такой остановки либо ее спрогнозировать нельзя – это воля случая.
Еще один вариант. В обновленном пункте 13.2 фраза «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении» выделена не случайно. Создание помех в поперечном направлении – это условие, при котором в случае образования затора в направлении движения выезжать на перекресток запрещается.
А как быть, если пришлось остановиться на «вафельной» разметке, но при этом, пересекаемая дорога свободна. В этом случае естественным образом никому не создается препятствия для движения по причине того, что там никого нет. Эта остановка на разметке будет считаться нарушением? По логике – не должно быть. Но это в теории. На практике за такую остановку на перекрестке могут оштрафовать.
За выезд на перекресток в случае образовавшегося затора определен штраф по ст. 12.13 КоАП — 1000 рублей (на дату публикации).
В общем, если немного подумать, то «всплывет» еще несколько спорных ситуаций, в которых станет непонятно, какая остановка есть нарушение, а какая – нет. Возможно, этот обновленный пункт Правил со временем доработают.
А пока имеем то, что есть. В связи с чем, есть предложение отказаться от некоторых маневров на перекрестках с «вафельной» разметкой.
К таким маневрам можно отнести разворот, потому что о нем ничего не сказано в обновленных Правилах, и проезд на мигающий зеленый сигнал светофора либо поворот на мигающую «стрелку» в дополнительной секции светофора в случаях малейшего намека на «пробку» на выходе с перекрестка. Такое вполне возможно в часы «пик».
Следует еще упомянуть о том, что термин «затор» в ПДД отсутствует. Что понимать под затором? Интуитивно, вроде бы понятно, это когда поток машин останавливается и не движется, либо движется очень медленно. На сколько медленно – этот вопрос без ответа. Но камеры, скорее всего, будут фиксировать любую «подозрительную» остановку на разметке 1.26.
Как правильно преодолевать «вафельницу»?
Ожидалось,
что новое правило поможет разгрузить перекрестки. Пробок не стало меньше, зато
казна государства получила значительную прибавку — застрявших на «вафельнице»
водителей наказывают рублем, сумма штрафа составляет 1000 рублей. «Письма
счастья» прилетают и тем, кто остановился непреднамеренно. Иногда их
получают даже те, кто хотел развернуться или повернуть. Больше пользы было бы от
регулировщиков — они не светофоры и могут правильно оценить возникшую ситуацию.
На
желтой сетке можно остановиться, только если надо пропустить пешехода или
уступить дорогу участникам движения, едущим навстречу, чтобы они смогли
совершить разворот или поворот. Практика показывает, что на сетке лучше
стараться не останавливаться совсем — в суде непросто доказать, что остановка
была совершена, чтобы пропустить пешехода.
Не стоит экономить на видеорегистраторах —
качественный прибор даст неопровержимые доказательства вашей правоты.
Остановиться на разметке можно в 2 случаях — когда нужно пропустить пешехода
или едущие навстречу авто во время поворота в левую сторону.
На
участках с оживленным движением водителю часто приходится подолгу дожидаться, когда
на светофоре загорится красный цвет, который прервет бесконечный поток
встречных машин. Выезжать на желтую клетку с последующим поворотом следует,
только если уверен, что удастся ее покинуть на зеленый.
Есть
несколько ситуаций, когда выезжать на желтую сетку нельзя:
- При езде прямо — если за
пределами сетки стоит машина и объехать ее, вероятно, не получится. - Во время поворота в любую
сторону — если за перекрестком затор. - При наличии пробки впереди
— это гарантированный штраф. - При развороте —
даже если это вызвано необходимостью пропустить встречную машину.
Не
пытайтесь развернуться на сетке — это не получится сделать при оживленном
движении. Прежде чем проехать размеченный участок прямо или повернуть на нём, остановитесь
и изучите ситуацию. Если место за перекрестком есть, продолжайте движение. Если
нет, лучше подождать, когда оно появится.
Дорожная разметка 1.26
1.26 (цвет — желтый) — обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.
Разметка 1.26 «вафельница» имеет функцию наглядного представления границ участка пересекаемых дорог, на который въезд, в случае затора за перекрестком, запрещен. В свою очередь, о наличии на перекрестке вышеупомянутой «вафельной» разметки будет предупреждать новый знак 1.35, но допускается и самостоятельное применение разметки.
Что такое вафельная разметка?
Вафельная разметка (в народе «вафля» или «вафельница») — это новая разметка, которая была введена в ПДД 28 апреля 2020 года. Она имеет вид желтых полос, которые пересекаются друг с другом под прямым углом и образуют квадраты. Разметка была введена для того, чтобы напомнить водителям следующее правило — если ты подъезжаешь к перекрестку, а там образовался затор, то въезжать на такой перекресток не нужно, поскольку это может создать аварийную ситуацию для автомобилей, которые двигаются в перпендикулярном направлении. Технические правила нанесения разметки регулируются нормами ГОСТ Р 51256-2018.
Где наносится такая разметка?
«Вафля» может наноситься только на четырехсторонних перекрестках. С точки зрения ПДД «вафельница» называется разметкой 1.26. Перед «вафельным» перекрестком может располагаться предупреждающий знак 1.35, который имеет вид серого квадрата с желтым ободком и желтыми диагоналями.
Как правильно передвигаться в «вафельной зоне»
Увы, но новая дорожная разметка, несмотря на благие намерения, оказалась несовершенной. Нарушить правила ДД при пересечении такого перекрёстка оказалось довольно просто даже без злого умысла: зачастую водитель просто физически не может покинуть перекрёсток, выехав на него на зелёный – из-за плотного встречного потока. Оставшись на нём, он будет блокировать проезд автомобилям, движущимся в поперечном направлении.
Самое интересное, что наказывать водителей будут по статье 12.13 КоАП, которая присутствует в ПДД достаточно давно, но до этого не применялась из-за отсутствия границ, которые бы ограничивали запрещённую зону. Теперь такие границы на дороге есть – вафельная разметка, и правовая коллизия лишилась неопределённости.
Что же делать, чтобы не попасться впросак, ведь по дороге на работу в часы пик вам придётся миновать далеко не один такой перекрёсток?
Вот несколько полезных советов:
- убедитесь, что вы успеете завершить манёвр до включения красного сигнала. Не исключен вариант, что вы покинете запретную зону не целиком, но даже заднего бампера, зафиксированного камерой, будет достаточно для выписки «письма счастья». Да, встречаются случаи, когда работники ГИБДД настраивают фиксирующую аппаратуру с небольшой задержкой, оно очень редко и исключительно в регионах;
- откажитесь от разворотов на перекрёстках – выполнить такой манёвр при оживлённом движении без остановки не представляется возможным, а значит, риск остаться на «вафельнице» многократно возрастает.
Эксперты отмечают, что при интенсивном движении правильно проехать дорожную разметку «вафельница» может не получиться из-за следующей коллизии: допустим, вы намереваетесь повернуть налево и уверены, что успеете это сделать. Выехав на сетчатую разметку, вы пропускаете встречный транспорт, где тоже есть желающие повернуть налево (по отношению к вашей машине – направо). В результате затор возникает за пределами перекрёстка, и тогда ваши планы могут рушиться, автомобиль застрянет и попадёт в поле зрения фото- или видеокамеры.
Штраф за «Вафельницу»
Новая дорожная разметка будет сопровождаться камерами видеофиксации. Они будут фиксировать нарушения, то есть выезд водителя на желтую линию. За нарушение ПДД для водителей предусмотрено наказание по статье 12.13 КоАП в виде штрафа 1000 рублей. Приходить штрафы будут как «письма счастья».
Разметка «Вафельница» должна уменьшить количество аварий на дорогах, связанных с образованием заторов. А тем, кто решит не соблюдать ПДД, придется расстаться с 1000 рублями.
Рад снова видеть Вас на страницах сайта, дорогие читатели! Любому водителю постоянно необходимо «держать себя в тонусе», другими словами постоянно отслеживать изменения в ПДД, ведь от количества нарушений зависит не только безопасность движения, но и состояние кошелька автовладельца. Кстати, совсем недавно я писал о том, как можно быстро . Но сегодня речь не об этом, а об изменениях ПДД, о которых очень долго говорили и которые вступили с силу 28 апреля 2020 года. Начиная с этой даты, появляется такое термин, как вафельная разметка на перекрестках.
« Вафельная» именно такое название получила разметка, состоящая из пересекающихся диагональных линий желтого цвета (см. фото).
Как Вы знаете, что на выезд на перекресток если за ним образовался затор запрещен. Но многие водители пренебрегают этим правилом, заезжают на пересечение и стоят там, тем самым перегородив дорогу автомобилям, едущим в поперечном направлении. Складывается такая ситуация: изначально пробка образовывается на перекрестке в одном направлении, из-за перечисленных выше действий она расширяется на перпендикулярно идущий транспортный поток, доходит до следующего пересечения, а там аналогичная ситуация.
« Вафельница» призвана визуализировать зону перекрестка, чтобы водители могли представлять его границы, за которые им нельзя заезжать при образовавшимся заторе.