Как самому заменить пыльник шруса?
Содержание:
- Последовательность операций по замене детали
- Действия автовладельца
- Замена пыльника внутреннего ШРУСа
- Использование ШРУСов в авто ВАЗ 2109
- Замена пыльника внешнего ШРУСа без снятия
- Как проверить работоспособность
- Зачем закреплять хомут на ШРУСе
- Пыльник шаровой опоры
- Способы проверки внутреннего ШРУСа
- Где применяется
- Пыльник ШРУСа
- Дополнительные разъяснения
- Чем передаётся крутящий момент в узлах стыковки валов
- Если пыльник порвался в дороге
- Как отремонтировать
- Для чего нужен пыльник?
- Способы проверки внутреннего ШРУСа
- Как проверить работоспособность
- Способы ремонта
- Замена пыльника ШРУСа на Рено Логан
- Что в итоге
Последовательность операций по замене детали
Без снятия ШРУСа заменить пыльники не представляется возможным, поэтому владельцу автомобиля необходимо основательно подготовиться к сложной технической операции со снятием всего вала. Существуют так называемые разъемные пыльники, однако их надежность находится на крайне низком уровне.
Разъемный пыльник
Многие теоретические информационные материалы преподносят читателям не совсем корректную информацию о том, как поменять пыльник ШРУСа, рекомендуя осуществлять отдельную замену по мере износа внутренних или внешних чехлов. По мнению многих специалистов, такие утверждения могут стать лишь причиной достаточно частого проведения ремонтных работ. Замену рекомендуется осуществлять комплексную, т.е. необходимо менять пыльник наружного ШРУСа вместе с пыльником внутреннего.
Ауди Q7. Замена пыльника ШРУСа
Перед тем, как заменить пыльник ШРУСа автомобиль необходимо установить на смотровую яму или на подъемник. При этом некоторые автолюбители осуществляют частичный слив масла из КПП, хотя многие обходятся и без этой операции. Меняем пыльник ШРУСа, учитывая нижеприведенный универсальный алгоритм.
Снятие узла производится после вывешивания и откручивания того переднего колеса, со стороны которого осуществляется замена. На следующем этапе откручивается гайка ступицы, предварительно удалив защитный колпачок с посадочного места. Затем при помощи головки или накидного ключа соответствующего размера откручиваются болты крепления шаровой опоры, которые крепят ее к поворотному кулаку.
При помощи металлического упора (небольшого ломика или монтировки) следует вынуть привод из посадочного отверстия в корпусе КПП. Одновременно оттягивая поперечный рычаг вниз, необходимо отвести поворотный кулак со стойкой наружу и вытянуть шлицевой конец сначала внутреннего ШРУСа, а затем и внешнего из ступицы.
Сняв ШРУС, необходимо удалить хомуты, которые удерживают пыльник и произвести внешний осмотр узла. Поврежденный пыльник удаляется с посадочного места, а старая смазка смывается при помощи специальных растворов или обычной солярки.
Замена пыльника ШРУСа
Установка пыльника ШРУСа осуществляется с использованием плоской отвертки, с помощью которой его можно продвинуть по валу, оттягивая от его поверхности. Новой смазкой обильно обрабатывается рабочая поверхность ШРУСа. Кроме того, ею заполняется внутренняя полость пыльника. На заключительном этапе устанавливаются хомуты, которые зажимают пыльник в неподвижном положении. Сборка остальных деталей осуществляется в обратной последовательности.
Действия автовладельца
Когда существует риск разрыва пыльника, то стоит заранее подстраховаться от негативных ситуаций
Особенно это важно для машин, часто находящихся в пути, ведь в полевых условиях вдали от станций техобслуживания и автомобильных магазинов ремонтироваться всегда проблематично
Рекомендуем держать на непредвиденный случай в багажнике или салоне аварийный запас материалов. В их число входят:
- пакет из плотного полиэтилена или лоскут подобного материала;
- скотч или изолента;
- пустая трубка или специальный шприц (пистолет) для внесения смазки;
- ветошь в достаточном количестве;
- спецсмазка для ШРУС;
- прочная бечевка.
Замена пыльника внутреннего ШРУСа
Потребуется снять вал привода целиком.
Надо полностью демонтировать вал привода. Снимите наружный элемент (смотрите алгоритм выше), слейте рабочий раствор из коробки и уберите крепеж внутреннего шарнира. Поместите между коробкой и ШРУСом “монтажку” (специальное приспособление, которое должно покинуть свое посадочное место). Действуйте следующим образом:
- удалите стопорное кольцо;
- уберите шарики в разделителе и шарнир внутри;
- вытащите обойму и ее стопор;
- промойте запчасти в бензине;
- установите новый чехол;
- вмонтируйте привод;
- влейте трансмиссионку в КПП.
Этот метод подходит и при замене пыльника наружного ШРУСа, когда снять “гранату” не получается (вспомогательный инструмент — тиски).
Если в процессе работы вы обнаружили дефект чехла, важно оперативно исправить ситуацию. В пути, когда быстрое обращение в автосервис невозможно, поставьте машину на домкрат
Постарайтесь убрать всю старую смазку и максимально наполнить новым средством пыльник. Обмотайте испорченный элемент полиэтиленом, затянув его в области выемок гофры веревкой. Сверху закрепите конструкцию изолентой или скотчем.
Использование ШРУСов в авто ВАЗ 2109
Установку ШРУСов стали выполнять на переднеприводных автомобилях. Это связано с тем, что использование в карданной передаче крестовины, с четырьмя игольчатыми подшипниками, как у заднеприводных машинах не обеспечивает нужное равенство угловых скоростей валов – ведомого и ведущего.
При применении такого устройства будет связано с увеличением габаритов узла, увеличивается цена изделия, а крутящий момент будет передаваться с большой пульсацией, которая будет возрастать при увеличении между валами угла. Конструкция ШРУСов предусматривает ресурс такой же, как и ресурс автомобиля, но при эксплуатации было выявлено, что износ элементов происходит быстрее, особенно наружных его частей.Хотя их делают гибкими, из влаго- и морозостойких материалов, под действием внешних факторов служить долгое время деталь не может.
На нее большое влияние оказывают постоянные деформации, большое количество абразива и влаги.
К тому же при ремонте или длительной эксплуатации автомобиля пыльник может получить повреждения, на защитной резинке могут появиться трещины, которые повлекут за собой выход элемента из строя. Повредиться может и вал, ведущий к ШРУСу.
Часто этот дефект трудно заметить невооруженным глазом, но с кривым валом работа будет не нормальной. Все это приводит к необходимости ремонта или .
Как устроен внутренний ШРУС авто ВАЗ 2109
Для того, чтобы определить устройство конструкции ШРУС его можно разобрать.Для этого:
- Шарнир сдвигается и снимается со шлицевого вала.
- Отверткой поддевается и удаляется пластмассовый упор, как показано на фото.
Вал шарнира зажимается в тиски.
- Пассатижами вынимается с обоймой и шариками сепаратор.
- Вытаскиваются отверткой шесть шариков.
- Отсоединяется от сепаратора обойма.
Если после демонтажа все детали в исправном состоянии узел можно собрать, предварительно вложив в его полость смазку, объемом 80 см3.
Такое сложное на ВАЗ 2109 устройство ШРУСа внутреннего показывает, как сложно его разбирать и ремонтировать.
А в случае попадания грязи при повреждении защитного чехла могут прийти в негодность другие детали ШРУСа. Составные элементы изделия не взаимозаменяемы, поэтому лучшим вариантом будет для автомобиля ВАЗ 2109, замена внутреннего ШРУСа вместе с пыльником(см.).
Следы смазки, заметные на корпусе шарнира, говорят о порыве пыльника. Если масло подтекает в месте соединения КПП и приводной полуоси, то это указывает на износ сальника внутренней «гранаты», который требует замены.
Характерный «хруст» при движении авто на поворотах указывает на необходимость проверить шарниры угловых скоростей. Заметный «люфт» при покачивании руками приводной полуоси или хотя бы надорван чехол шарнира указывают на то, что нужназамена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2109.
Как заменить внутренний ШРУС автомобиля ВАЗ 2109
Инструкция по замене внутреннего ШРУСа автомобиля ВАЗ 2109 своими руками предлагает такой порядок работ:
Сливается полностью .
- Откручивается гайка ступицы.
- Нужно снять колесо.
- Открутить шаровую опору, что освободит стойку от нижнего рычага.
- Для обеспечения свободного хода наружного ШРУСа колесо нужно отвести в сторону.
- Выбивается из колеса наружная граната.
- Обе гранаты выбиваются из коробки передач.
Осторожно, для исключения повреждения, приводной вал зажимается в тиски.
Отпускается хомут, который пыльник удерживает на корпусе внутреннего ШРУСа. Для этого используется отвертка.
Снимается пыльник
Его можно разрезать, если дальнейшее использование элемента будет невозможно из-за поломки.
С приводного вала специальной направляющей, изготовленной из бронзы сбивается старый ШРУС.
ШРУС и новый пыльник надеваются на вал.
- Внутренняя часть ШРУСа обильно смазывается смазкой.
- Нужно следить, чтобы направление привода и посадочное место изделия совпадали.
Как выполняется замена внутреннего ШРУСа на ВАЗ 2109хорошо видно на видео.
Установка приводного вала
Итак:
- Монтируется новые стопорное и упорное кольца.
- После нанесения графитовой смазки на шлицы шарнира приводной вал ставится в корпус .
- Фиксация вала в полуосевой шестерне.
- Установка узла в ступицу колеса.
- Окончательная сборка выполняется в обратной последовательности разборки.
На нашем сайте вы можете найти много полезной и нужной информации по этой теме.
Любой опытный автомобильный мастер готов сказать, что замена ШРУСа ВАЗ-2109 может потребоваться, исходя из большого количества причин.
ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. Необходимость замены требует незамедлительных действий при малейших подозрениях, Потому как от целостности этого узла зависит безопасность пассажиров.
Замена пыльника внешнего ШРУСа без снятия
Этот вариант исключает разъединение шарнира и вала (если демонтаж не предусмотрен конструкцией или есть риск разрушения деталей). Для проведения процедуры понадобится специальное приспособление, растягивающее пыльник.
Самым сложным в такой работе является заполнение смазкой внутренней полости.
Часто автовладельцы сталкиваются с “прикипанием” к валу шарнира. Если ступица держится болтом, максимально закрутите его для разъединения запчастей. Когда деталь упрется в осевой торец, сделайте 3 дополнительных оборота (используйте гаечный ключ). При гаечном крепеже нужно снять полуось и зажать в тисках привод. Такая фиксация позволяет сбить деталь зубилом. Если этого сделать не получится, остается не самый удобный “домашний” вариант — разрезать кольцо болгаркой.
Как проверить работоспособность
Прежде чем производить замену или, как в нашем случае, ремонт, стоит убедиться в его необходимости. Проще говоря, понять, нарушена целостность или нет. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, прислушайтесь к своему автомобилю. Заведите авто, переключите его на переднюю (первую для автомобилей с МКПП) передачу, выверните руль до упора в любую сторону. После этого резко выжмите газ до упора. Если во время данного маневра вы услышали посторонние звуки (треск, щелчки, свист) со стороны передних колес – необходимо осмотреть состояние пыльников.
Во-вторых, есть несколько визуальных способов. Осмотрите колесные диски. Наличие на них черной густой субстанции говорит о том, что пыльник порвался, и смазка разбрызгалась наружу. Если это на самом деле так – ни в коем случае не продолжайте движение.
В-третьих, можно осмотреть непосредственно сам пыльник. Для этого выверните колесо до упора так, чтобы вы смогли достаточно четко увидеть пыльник. Убедитесь, что он не имеет визуальных дефектов: трещин, порезов.
Зачем закреплять хомут на ШРУСе
ШРУС — надежный механизм, способный без проблем проехать более 150 000 км, но со временем он приходит в негодность. О проблемах с деталью говорит неприятный хруст. Хрустеть могут не только подержанные, но и совершенно новые автомобили. Способность шарнира верой и правдой служить долгое время зависит от 2 условий:
- полноценное смазывание;
- защита от негативного влияния среды (загрязнения или попадания воды).
Шарнир нужно смазывать — и чем чаще, тем лучше. А защищается он при помощи пыльника, который надевается на вал и надёжно покрывает элементы узла. Крепится пыльник хомутами. Когда происходит их ослабление, слышится неприятный звук. Поэтому время от времени водитель сталкивается с такой задачей, как затяжка хомутов пыльника ШРУСа.
Есть несколько способов крепления ШРУСа:
- ленточный механизм;
- зажимной крепеж;
- П-образный вариант крепления.
Пыльник шаровой опоры
Отличается этот вид пыльников от описанных выше моделей тем, что конструкция их напоминает гриб, где узкая часть плотно прилегает к пальцу, а более широкая расположена на корпусе самой опоры. Для закрепления пыльника используют стопорное кольцо.
Замена пыльника шаровой опоры, имеющего повреждения, осуществляется довольно легко. Необходимо просто рассоединить ступицу и опору, а потом отвёрткой аккуратно подцепить стопорное кольцо. После того, как Вы это сделаете, можно спокойно снять с опоры пыльник. Прежде, чем устанавливать новый пыльник, необходимо как можно тщательнее промыть все поверхности, а также смазать их.
Такие же пыльники используют и для наконечников рулевых тяг – они абсолютно идентичны (и сама конструкция, и способ замены). Размер – это единственное, чем они всё же различаются.
Способы проверки внутреннего ШРУСа
«Граната» — простой шарнир, состоящий из 2 полуосей. На него воздействуют несколько сил:
- при движении крутящий момент передаёт коробка (передний привод);
- при поворотах — рулевое управление;
- при прохождении бездорожья — кочки, неровности.
В механизме постоянно присутствует трение, постепенно разрушающее детали. Малейшее попадание пыли внутрь быстро выводит «гранату» из строя. Механизмы вырабатываются, увеличивается зазор между поверхностями, становятся различимы посторонние треск и шумы. Первым сигналом того, что «граната» сломалась, является сильный хруст во время резкого ускорения автомобиля или при переезде через препятствия. Ещё хуже, если шум слышен даже при обычном, прямолинейном движении — тут уже шарнир надо менять срочно.
Ремонт или замена?
Одновременная проверка гофрированной защиты (кожуха) и шарнира проводится на домкрате:
- машина устанавливается ровно;
- вывешивается одно из колёс — обязательно поставить противооткатный упор;
- тщательно осматривается пыльник.
Если резина целая, вокруг нет следов масла — ШРУС в порядке. Если резина порвана, нужно поменять чехол, чтобы внутрь механизмов не попала грязь. Однако сразу приступать к замене кожуха не стоит — нужно продолжить проверку:
- задействовать стояночный тормоз (на селекторе должна стоять нейтральная передача);
- завести мотор;
- выжать сцепление, включить 1-ю скорость;
- медленно отпустить муфту, нажимая другой ногой на тормоз, чтобы нагрузить шарнир.
Если одна из внутренних «гранат» повреждена, послышится характерный стук. В этом случае нужно провести замену ШРУСа. С другой стороны, если механизмы не повреждены, а порван только кожух, достаточно ремонта.
Популярные марки:
Volkswagen Sharan
Где применяется
В основном пыльники устанавливаются на движущиеся элементы передней и задней подвесок, для каждого узла они свои и различаются конструктивно, так можно встретить на:
Амортизаторах, многие сейчас скажут что это не пыльники, а чехлы, но по сути функция одно и та же, поэтому можно приписать их сюда. Справедливости ради, стоит отметить, что иногда бывают пластиковые, а не резиновые.
ШРУСАХ. Передние гранаты, также защищены резиновыми чехлами
Рулевой рейки. Здесь их всего два
Шаровые опоры и рулевые наконечники
- На вилке сцепления (механическая коробка передач)
- Некоторые модели стабилизаторов
Если честно, то в различных модификациях автомобиля их может быть достаточно много и различных. Например, многие автопроизводители защищают в такие чехлы даже тяги дверей. Как то читал информацию, что пыльников в машине может быть около 40 – 60 штук, но лишь 10 – 20 выполняют действительно важные задачи.
Пыльник ШРУСа
ШРУС — это деталь каждого автомобиля, имеющего передний привод. Его конструкцией предусмотрено по 2 «гранаты» (второе название ШРУСа) на каждой из сторон (одна внутренняя, а вторая – внешняя), каждую из них защищает наружный пыльник ШРУСа и внутренний пыльник ШРУСа соответственно. Изготавливают их обычно из силикона либо неопрена для обеспечения защиты даже при самых сложных условиях.
Внешним видом пыльники ШРУСа напоминают конус, который сложен «гармошкой». Такую форму выбрали не просто так – благодаря ей деталь удаётся оградить от пережатий при изменении угла. Фиксируется пыльник с двух сторон хомутами, помогающими надёжно защищать шарнир от пыли.
Если привод регулярно осматривать, то можно вовремя заметить любое из повреждений пыльника. Обнаружив малейшую трещинку или иной дефект, который может нарушить герметичность, необходимо сразу же поменять пыльник на новый.
Заменить пыльник вовсе не такое уж и сложное дело, но довольно хлопотное. Первым делом необходим демонтаж привода. Далее, после завершения этого процесса, повреждённый пыльник разрезается и затем снимается граната. Прежде, чем одевать на шарнир новый пыльник, необходимо его промыть, а затем нанести смазку. Если у Вас всё сделано, то можете возвращать детали обратно на своё место.
Хомуты, так же как и пыльник с повреждениями, обязательно заменяются, их нельзя использовать повторно. Подробнее о замене пыльника ШРУСа Вы можете ознакомиться в статье «Замена наружного ШРУСа и пыльника ШРУСа».
Дополнительные разъяснения
В общем изначально выворачивают пыльник ШРУСа хендай санта фе или любого другого автомобиля на изнанку и в таком виде, вывернутом на изнанку и натягивают на конус, кстати, конус перед этим смажьте маслом чтоб легче пыльник по нему скользил.
После того как пыльник натянут на конус в изнаночном состоянии, сам конус широкой стороной одевают на ШРУС и стягивают с него пыльник, когда пыльник уже стянут, его берут за широкий край и тянут назад тем самым одевая его на пыльник ШРУСа. Вот и все, посмотрите ещё раз видео выше и вам всё станет понятно.
А такой конус для одевания пыльника на шрус можно изготовить из чего угодно, хоть из железа, свернуть кульком и заварить сваркой, потом всё хорошенечко зачистить, чтоб не было не швов не зацепок, лучше делать из нержавейки и скользит хорошо и смотрится красиво и очень надёжно.
Чем передаётся крутящий момент в узлах стыковки валов
По мере эволюционирования подобных передач применялись различные устройства, каждое из которых когда-то было изобретено и даже защищено соответствующим патентом.
Эластичные муфты. Применяются до сих пор в некоторых карданных сочленениях, поскольку отличаются простотой и дешевизной. Возникающие скачки момента и сопряжённые с этим вибрации гасятся упругим материалом муфты, как правило, это специальная качественная резина. В муфту завулканизированы металлические монтажные втулки.
Классическое карданное соединение. Используется так называемый шарнир Гука, или крестовина. Устройство известно давно и широко применяется, но обладает существенным недостатком в виде неравномерности углового момента. Поэтому не может использоваться при больших относительных углах.
Двойные карданные шарниры. Здесь неравномерности двух крестовин частично скомпенсированы, но узел получился достаточно громоздким и ненадёжным. Имеет ограниченное применение в карданных передачах некоторых автомобилей.
Трипоидные шарниры, или триподы. Состоят из трёх усечённых сфер, вращающихся на игольчатых подшипниках и перемещающимся по профилированным прорезям в наружной обойме. Хорошо работают на малых углах, технологичны, долговечны, часто применяются в качестве внутренних ШРУС колёсных приводов.
Четырёхшариковые шарниры Вайсса-Бендикса. Это первые настоящие ШРУС с плавным потоком момента
Имея ряд достоинств, применяются до сих пор, в частности, на тяжёлых машинах, где важно иметь крупные, прочные шарики
Ставшие классическими шестишариковые шарниры Рцеппа-Бирфильд. Оптимальны по конструктиву, поэтому сейчас используются чаще других. Это та самая «граната», которая известна даже автовладельцам, понятия не имеющим о самом принципе работы ШРУС.
Если пыльник порвался в дороге
О повреждении пыльников водителя, как правило, узнают случайно, особенно если это произошло в дороге. Но если автосервис далеко, то возникшую неисправность можно устранить своими силами при помощи подручных средств. Для этого нужен кусок проволоки или веревки, ветошь, смазка для ШРУСа и полиэтиленовый пакет.
Порвался пыльник ШРУСа: что делать?
«Ремонт» пыльника в дороге выглядит следующим образом:
- под колеса авто устанавливаются противооткатные упоры;
- колесо поддомкрачивается до подвешенного состояния;
- вся вытекшая смазка аккуратно устраняется тряпкой;
- затем через образовавшиеся трещины или отверстия в кожух заправляется смазка;
- весь узел плотно обматывается целлофановым пакетом, обязательно в несколько слоев;
- каждая бороздка пыльника туго завязывается веревкой или проволокой.
Целлофан вместо пыльника гранаты
Подобный ремонт является только временным решением, поэтому пыльник нужно будет заменить как можно скорее. Специалисты рекомендуют менять сразу внутренний и внешний пыльники, чтобы не приходилось залезать под машину и разбирать узлы так часто. Стоит отметить, что регулярная проверка защитных кожухов продлевает жизнь гранат. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!
Как отремонтировать
Если пыльник все-таки вышел из строя, а покупать новый вы не хотите (настоятельно рекомендуем передумать) или ждете, пока он придет, есть возможность заклеить пыльник ШРУСа.
Первый вариант – использовать резиновые заплатки , которые обычно используют для автомобильных шин. В принципе метод должен себя оправдать, потому что пыльник и колесо эксплуатируются в примерно одинаковых условиях. Заранее позаботьтесь о покупке:
- заплаток для автомобильных шин;
- наружной смазки ШРУС;
- герметик;
- керосин для очистки.
Итак, для начала отчистите поверхность и налепите заплатку согласно инструкции. Выглядеть это будет примерно вот так:
Для большей надежности залейте заплатку герметиком. После этого, теоретически, можно ехать дальше. То есть такой способ замены, в принципе, позволяет заклеить пыльник ШРУСа, не снимая его. Однако такая небрежность может дорого обойтись, если пыль или вода попадёт в сам шарнир. Поэтому будет лучше снять пыльник. Отчистить и его, и шарнир. Заново набить туда смазки и надежно закрепить его хомутами.
Второй вариант похож скорее на ремонт в «полевых условиях», чем на запланированную заклейку. Тем не менее те, кто его применили, говорят о его надежности, а главное, быстроте претворения в жизнь и крайней дешевизне. Для такого ремонта вам понадобится:
- полиэтиленовый пакет (покрепче);
- скотч;
- смазка ШРУС.
Конечно, сначала нужно поддомкратить автомобиль, снять колесо и удалить грязь с поверхности. Затем с помощью шприца или любого другого подобного инструмента, набейте пыльник смазкой. Лучше, конечно, снять его, промыть и набить, но можно сделать это и через дырку, которая в нем образовалась. Далее, возьмите полиэтиленовый пакет и обмотайте им пыльник и часть вала. Не забудьте загнать пакет в бороздки. Покрутите колесо (обязательно по ходу движения!), чтобы убедится, что ваша конструкция может свободно двигаться. Теперь остается только перемотать все это скотчем. Постарайтесь приобрести не обычный канцелярский скотч, а специальный автомобильный (с добавлением металлов для большей долговечности).
Если у вас остались вопросы о ремонте пыльника ШРУСа своими руками, посмотрите данное видео. В нем достаточно подробно и наглядно представлен второй способ ремонта:
Для чего нужен пыльник?
Это специальный резиновый чехол, выполняющий защитные функции. Изготавливаются пыльники в виде гофрированной трубки. При длительной эксплуатации автомобиля на поверхности пыльника появляются различные трещины и обрывы, которые в свою очередь негативно влияют на работу гранаты (так в народе называют ШРУС).
Что такое пыльник ШРУСа
Повреждение целостности пыльника чревато серьезным последствиям, ведь из-за попадания пыли и влаги внутрь механизма повреждаются некоторые его элементы. Можно ли ездить с порванным пыльником ШРУСа? Специалисты отмечают, что эксплуатировать авто с подобной неисправностью крайне не рекомендуется, ведь из-за попадания мелких частиц шарниры могут выйти из строя.
Зачем нужен пыльник гранаты?
Способы проверки внутреннего ШРУСа
«Граната» — простой шарнир, состоящий из 2 полуосей. На него воздействуют несколько сил:
- при движении крутящий момент передаёт коробка (передний привод);
- при поворотах — рулевое управление;
- при прохождении бездорожья — кочки, неровности.
В механизме постоянно присутствует трение, постепенно разрушающее детали. Малейшее попадание пыли внутрь быстро выводит «гранату» из строя. Механизмы вырабатываются, увеличивается зазор между поверхностями, становятся различимы посторонние треск и шумы. Первым сигналом того, что «граната» сломалась, является сильный хруст во время резкого ускорения автомобиля или при переезде через препятствия. Ещё хуже, если шум слышен даже при обычном, прямолинейном движении — тут уже шарнир надо менять срочно.
Ремонт или замена?
Одновременная проверка гофрированной защиты (кожуха) и шарнира проводится на домкрате:
- машина устанавливается ровно;
- вывешивается одно из колёс — обязательно поставить противооткатный упор;
- тщательно осматривается пыльник.
Если резина целая, вокруг нет следов масла — ШРУС в порядке. Если резина порвана, нужно поменять чехол, чтобы внутрь механизмов не попала грязь. Однако сразу приступать к замене кожуха не стоит — нужно продолжить проверку:
- задействовать стояночный тормоз (на селекторе должна стоять нейтральная передача);
- завести мотор;
- выжать сцепление, включить 1-ю скорость;
- медленно отпустить муфту, нажимая другой ногой на тормоз, чтобы нагрузить шарнир.
Если одна из внутренних «гранат» повреждена, послышится характерный стук. В этом случае нужно провести замену ШРУСа. С другой стороны, если механизмы не повреждены, а порван только кожух, достаточно ремонта.
Как проверить работоспособность
Прежде чем производить замену или, как в нашем случае, ремонт, стоит убедиться в его необходимости. Проще говоря, понять, нарушена целостность или нет. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, прислушайтесь к своему автомобилю. Заведите авто, переключите его на переднюю (первую для автомобилей с МКПП) передачу, выверните руль до упора в любую сторону. После этого резко выжмите газ до упора. Если во время данного маневра вы услышали посторонние звуки (треск, щелчки, свист) со стороны передних колес – необходимо осмотреть состояние пыльников.
Во-вторых, есть несколько визуальных способов. Осмотрите колесные диски. Наличие на них черной густой субстанции говорит о том, что пыльник порвался, и смазка разбрызгалась наружу. Если это на самом деле так – ни в коем случае не продолжайте движение.
В-третьих, можно осмотреть непосредственно сам пыльник. Для этого выверните колесо до упора так, чтобы вы смогли достаточно четко увидеть пыльник. Убедитесь, что он не имеет визуальных дефектов: трещин, порезов.
Способы ремонта
Мы уже выяснили, что основная неисправность гранаты связана с разорванным и поврежденным пыльником.
Соответственно, чтобы устранить проблему, нужно что-то сделать с этим кожухом, по своей форме напоминающим конус.
В случае с выполнением ремонта своими руками, есть 2 варианта:
- Экстренный. Проводится тогда, когда поломка застала вас в пути. Буквально в полевых условиях требуется частично реанимировать ШРУС и его пыльник. В этом случае даже не выполняется полноценная замена пыльника шруса без снятия шруса. Но метод все равно полезный для экстренных ситуаций;
- Гаражный. Тут уже вы находитесь в гараже, имеете под рукой набор инструментов, яму или даже подъемник. Некоторые уверены, что без снятия шарнира никак не обойтись. Это заблуждение.
Теперь про каждый метод ремонта расскажем отдельно.
Оба варианта могут применяться на различных автомобилях, будь то:
- ВАЗ 2110;
- Лада Калина;
- Рено Логан;
- ВАЗ 2114;
- Лада Приора;
- Шевроле Нива (Шнива);
- ВАЗ 2115;
- Лада Гранта и пр.
Да, в основном подобные эксперименты лучше проводить на отечественных автомобилях, а также на бюджетных иномарках. У них и конструкция проще, и запчасти не такие дорогие, если вдруг потребуется исправлять собственные ошибки.
А вот цена профессиональной услуги по замене пыльника довольно внушительная. Это еще одна из причин сделать все своими руками.
Замена пыльника ШРУСа на Рено Логан
А вот у популярного Рено Логан замена внутреннего пыльника делается несколько по-другому, поскольку конструкция привода – иная.
Для замены поврежденного пыльника потребуется полное снятие приводного вала.
Требуемые инструменты описаны выше, снова будем работать с левым пыльником, а последовательность работ такова.
Перед снятием колеса нужно попустить гайку крепления привода к ступице. Она находится по центру с внешней стороны.
Если не сделать этого до снятия колеса, в дальнейшем открутить ее будет невозможно.
Затем авто поддомкрачивается и колесо снимается. После этого нужно слить с КПП масло, поэтому потребуется забираться под авто, снимать защиту картера и выкручивать сливную пробку.
Чтобы снять ступицу с привода, нужно от нее открутить и отсоединить все элементы подвески. После чего ступица снимается со шлицов приводного вала.
Переходим к внутренней части.
Внутренний пыльник прижат к корпусу КПП креплением с тремя болтами, которые нужно выкрутить. После этого приводной вал полностью извлекается.
Чтобы снять пыльник, потребуется снятие стопорного кольца на конце вала и стягивание со шлицов внутренней обоймы, сделанной в виде трипоида. После этого поврежденный элемент снимается.
Перед установкой нового пыльника желательно сразу поменять и пылеотражающую втулку и сальник, установленные перед пыльником.
После одевания на вал нового элемента, на него устанавливается трипоид и его стопорное кольцо.
Перед тем как устанавливать все на место, трипоид обильно смазывается смазкой, в пыльник тоже она накладывается.
Вал устанавливается на место, и пыльник фиксируется креплением.
Далее привод собирается в обратной последовательности. На вал одевается ступица, к ней присоединяются элементы подвески, ставиться колесо, а затем уже затягивается гайка крепления вала к ступице.
Что в итоге
В теории, а иногда даже и на практике, заменить пыльник, не снимая ШРУС, можно.
Но в большинстве случаев прибегать к таким методам не особо рационально и правильно. Чтобы минимизировать последствия подобной кустарной замены, используйте специальные эластичные пыльники.
А самым правильным решением будет провести демонтаж и замену согласно руководству по эксплуатации и ремонту. Объективно это самое правильное и эффективное устранение проблемы порванного пыльника.
Лайфхаков, связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей, много. Но далеко не все из них универсальные, полезные и безопасные.
Потому дважды подумайте, прежде чем применять рассмотренный лайфхак на примере собственного автомобиля. Все риски вы берете на себя.
Watch this video on YouTube
На этом у нас все
Всем спасибо за внимание!. Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!