Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки

Шутки о «Запорожце»

«Запорожец» на Крещатике (Киев) используется для рекламы заведения общественного питания, лето 2007 г.

ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А были прозваны «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневиком», ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.

В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «».

Новые модели и конец истории

В середине 60-х годов XX века с конвейера «Коммунар» вышла новая модель «Запорожца» — ЗАЗ-966. К машине сразу же приклеилось прозвище «ушастый» благодаря заметным элементам — торчащим по бокам кузова воздухозаборникам.

Очередной рестайлинг произвели в 1972 году. Машина получила новый номер — ЗАЗ-968.

А через 7 лет была выпущена последняя модель — «Запорожец-968М», имеющая «жабры» вместо «ушей». Она выпускалась рекордные 15 лет. Стоил автомобиль 6 240 руб., что в ценах 2020 года составляет 248 тыс. руб.

В 1994 году выпуск «Запорожцев» был прекращен. История славной торговой марки закончилась.

Всего «Запорожцев» выпустили около 3-х миллионов штук. Для Советского Союза с 300-миллионным населением — это, конечно, немного.

Военные технологии

«Запорожцы» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским колесным транспортером ЛуАЗ-967. Ширина машины была рассчитана так, что она не вязла в грязи, помещаясь между двумя колеями трактора или больших грузовиков. Предполагалось, что в случае войны все «ушастые» и «мыльницы» пойдут служить в санитарные части, а ЗАЗ буквально за несколько дней перенастроят под выпуск транспортеров.

Практичность «Запорожца» позволяла оперативно и без затруднений устранять большинство повреждений. Например, заднее и лобовое стекла машины были идентичными: в случае повреждения переднего можно было тут же установить на его место заднее.

Прототипом первого модельного ряда ЗАЗ был итальянский Fiat 600, а потом за основу взяли немецкий NSU Prinz IV

Встречаются как-то «Запорожец» и «шестисотый»

Новый ЗАЗ-966, пресловутый «ушастый», хотя был мощнее и вместительнее, сохранил многие недостатки предшественника. Автомобиль, на который откладывали зарплату в течение пары лет и за рулем которого так мечтали оказаться, не переставал быть героем анекдотов.

В девяностых «Запорожец» стал своеобразным символом уходящей эпохи. Наивный, как лозунг «Миру — мир», нелепый, как глянцевая игрушка-неваляшка, но иногда способный взять реванш у грозных парней на «шестисотых».

Теперь он наконец искренне любим. Чудом сохранившиеся машины извлекают из темных и пыльных гаражей, где они были обречены стоять вечно. Энтузиастов не смущает ни «ломучесть» машины, ни дефицит запчастей — настоящая любовь всё стерпит. Изменилось и его восприятие. Теперь едущий на подслеповатом, кургузом «Запорожце» если и вызовет смех, то добрый.

Спальное место

Шутили, что в машине приходится сидеть, зажав уши коленями? «Запорожцы» предназначались в том числе для инвалидов, поэтому с посадкой проблем нет. Дверь распахивается так, что почти касается кузова. За рулем может поместиться человек ростом выше среднего, но сидеть в креслице с короткой спинкой не очень комфортно, а ногам тесно из-за пухлой колесной арки. Узкий кузов можно считать плюсом, если только рядом сидит красивая девушка либо надо протереть любое из стекол прямо с водительского места.

Удивительно, но факт, — сзади в этом крохотном автомобильчике поместятся двое. А за спинкой дивана еще и отсек для багажа. Спинку можно сложить и выйдет вместительный багажник, хотя грузить поклажу всё равно придется через двери. Можно сложить и все спинки в горизонт — получится спальное место, пусть и крохотное. Не автомобиль, а малогабаритная квартира. Не хватает только пузатого телевизора и ковра на стене.

zaz-6

В интерьере много голого металла, обивка оказалась крепкой

Фото: Борис Ульзибат

zaz-165

Приборная панель получилась стильной

Фото: Борис Ульзибат

zaz-181

Пластик со временем темнеет и трескается

Фото: Борис Ульзибат

zaz-186

Сзади на удивление много места, а за спинкой — еще и отсек для багажа

Фото: Борис Ульзибат

zaz-9

Вместо кондиционера — форточки в дверях

Фото: Борис Ульзибат

Отделку салона сложно назвать дешевой. Да, почти везде голый металл, но панель приборов сделана со вкусом, а сиденья обиты приятной на ощупь тканью.

Двигатель хорошо тянет и умиротворяюще тарахтит, передачи легко переключаются. Если никуда не спешить, ЗАЗ-965 очаровывает. Где опасные крены, коварство задней подвески, даже тормоза работают вполне нормально. Внушительный клиренс, плоское днище, хорошо загруженная задняя ось с большими ходами подвесок — можно смело отправляться в глушь, на рыбалку.

Скорее всего, на магистрали ехать в этом автомобиле будет не так весело, подслеповатые фары вряд ли выручат в темноте, а в дождь возникнут проблемы с обдувом стекла. Чтобы зимой было тепло, за пожароопасной бензиновой печкой нужен глаз да глаз и не только за ней.

ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М

ЗАЗ-966

ЗАЗ-968 Владимира Путина

ЗАЗ-968М

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Дизайн Corvair оказал значительное влияние на тенденции автомобильной моды 1960-х годов и стал прообразом для целого ряда европейских и азиатских автомобилей, в их числе — немецкий NSU Prinz IV, британский Hillman Imp, некоторых японских моделей и, в том числе, советского ЗАЗ-966[источник не указан 2157 дней].

Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

ЗАЗ-968М в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.

От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette

Jalta 968

Наряду с базовыми модификациями автомобилей ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А, выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков. Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.

ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

«Хрущевка» на колесах

Идея создания первого советского «народного» автомобиля родилась в середине 1950-х. До этого наш автопром был сосредоточен на выпуске грузовиков, которые требовались армии и народному хозяйству, а легковые машины воспринимались в большей степени как служебные — для перевозки номенклатурных сотрудников, работы в качестве такси. В личном пользовании машины имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Собственно, само наличие машины уже свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Ситуация стала меняться вскоре после смерти Сталина.

Слепить «горбатого»

Кафе «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский район Джамбульской области, Казахская ССР, 9 марта 1968 года

Фото: РИА Новости/Иосиф Будневич

Из речи Георгия Маленкова на V сессии Верховного Совета (август 1953 года):

Начался период, который иногда называют «малым НЭПом»: согласно бюджету на 1954 год, предполагалось резко повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и даже сократить военные расходы. Государственные ассигнования на производство потребительских товаров выросли впервые за всю советскую историю, причем достаточно существенно. Желание не только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — более не считалось чем-то зазорным.

Новый глава государства Никита Хрущев, хотя и не без подозрения относился к подобным новациям, но разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Так, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего прозвание по его фамилии — «хрущевки». Создание недорогого семейного автомобиля как нельзя лучше вписывалось в новую советскую реальность, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее задание. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была встать на конвейер.

Слепить «горбатого»

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 года

Фото: РИА Новости/Л. Леонов

Но для того чтобы создать свой автомобиль, нужно иметь конструкторскую и экспериментальную базу, а ее в СССР по большому счету не было. Самой скромной по размерам моделью в послевоенные годы был «Москвич-400/401», слегка переделанный трофейный Opel Kadett К38 1937 года, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей на полученном по репарациям оборудовании. В середине 1950-х эта машина уступила место «Москвичу-402», более вместительному, комфортабельному и дорогому. Других компактных авто на советском автомобильном горизонте просто не существовало.

ЗАЗ-965/ 965А

ЗАЗ-965А (1962—1969)

Модель ЗАЗ-965 производилась с по 1969 год.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.

Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.

Маслом не испортишь

«Запорожец» требовал очень частого обслуживания. Через 1–2 тыс. км нужно было смазывать подвеску с помощью специального шприца. Масло в моторе необходимо было менять раз в 2 тыс. км.

«Почему так часто, потому что у «Запорожца» нет масляного фильтра вообще. Есть центрифуга, но это не фильтр в чистом виде. У ЗАЗ-965 система охлаждения воздушно-масляная, это накладывает на масло особые требования — оно забирает часть тепла. Буквально после тысячи километров оно наполовину сгоревшее. Специальное масло для воздушников появилось с выходом ЗАЗ-966, но было дефицитом», — рассказывает автомобильный журналист Евгений Хапов, сам владевший несколькими «Запорожцами».

Горбатый с горы

1800 рублей — это примерно двадцать с небольшим средних зарплат. Или тысяча бутылок водки

Фото: Борис Ульзибат

«Москвич» требовал примерно такого же частого обслуживания, но это был всё же полноценный автомобиль. К тому же конструкция «Запорожцев» была сырой, а качество сборки хромало. Вот и приходилось его владельцу становиться мастером на все руки. Автосервисы были в то время редки, а Запорожский автозавод указывал в руководстве к машине только «станции гарантийного обслуживания», куда можно было обратиться в случае серьезной поломки. Таких станций на весь Союз насчитывалось всего три десятка, а запчасти были в дефиците.

Ломались же «Запорожцы» часто, редкая машина проезжала 15 тыс. км без серьезных проблем, рассказывает Хапов. Так что путешествие на «Запорожце» в Крым, показанное в фильме «Три плюс два», в реальности превращалось в опасную авантюру. Завод постепенно доделывал машину, уже через два года после выпуска ЗАЗ-965 модернизировали, снабдили литерой А, однако исправить «горбатого» до конца так и не смогли.

ЗАЗ 968М (1979 — 1998 гг.)

фотография ЗАЗ-968М

Автомобиль, в котором могут размещаться три пассажира и водитель, имеет закрытый
двухдверный цельнометаллический кузов несущего типа. Передние сиденья раздельные, с продольной регулировкой и устройством изменения
угла наклона спинки. Силовой агрегат (двигатель и коробка передач с главной передачей), расположенный в заднем отсеке кузова,
легко доступен для осмотра и регулировок. Рабочий объём двигателя 1,197 л; в зависимости от модификации он имел мощность 40, 45
или 50 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла соответственно 118, 123 или 130 км/ч. В загородном режиме движения расход
топлива составлял 7,4 — 7,8 л/100 км.

[править] ЛуАЗ

Луаз — пособник мирового терроризма

ТРУЪ-повозка

На базе запорского мотора и с таким же уровнем гениальности конструкторской мысли в СССР выпускался и жып ЛуАЗ, причем в двух ипостасях — гражданский недокозёл и армейский ТРУ-повозЪ ТПК, способный плавать и управляться водителем в лежачем положении. Отличался феноменальной проходимостью. В числе причин такого феномена — небольшой вес машины и колёсные редукторы, сильно увеличивавшие дорожный просвет, жёсткая блокировка межколёсного дифа заднего моста и трансмиссия типа изиселекта — привод на выбор: передний или полный с задним межколёсным блоком. Большинство современных джипов такого не имеют. Разве что мицубиси, да некоторые амеры. Из недостатков — симметричная малоприспособленность к передвижению по дорогам, даже этой страны. Что уж говорить, когда даже в армии на расстояния поболее нескольких десятков км ТПК рекомендовалось перевозить верхом на нормальных машинах или хотя бы на буксире, для сбережения ресурса водителей.

Алсо, в конце 90-х завод попытался выпускать ЛуАЗы с дизелем от итальянских газонокосилок и генераторов Lamborghini Lombardini. Результаты анонимусу неизвестны. Можно было заказать чЮдо-аппарат по почте в разобранном виде.

Лулз состоит в том, что в 1972 году «Луаз» умудрился взять автоприз в Италии на выставке: минималистичную бюджетную проходимость и дизайн салона, куски говна из которого можно было вымывать из шланга вследствие отсутствия какой-либо ненужной фигни из ковролина (седушки были сделаны наподобие гамака из переплетённых ремней, ога) признали охрененной концепцией спецмашины для охотников, которую можно докупить к основной и которую не жалко завазюкать. Собственно говоря, послевоенные европейские машинки, например, w:Citroën 2CV, часто именно по такой схеме и строились.

Сей девайс в народе назывался «Волынянка», «Волынка», БМВ (Боевая «Машина» Волыни), «Луиза», «Фантомас», «Цыплёнок» и «Еврейский броневик». Имеется и отражение в народном творчестве тех лет: «Курица — не птица, „Волынянка“ — не машина, баба — не человек».

ЛуАЗ косплеит Гелендваген

Алсо анекдот про сабж на расовом западэнско-польском:
— Пан сам склэпав?
— Ни, дэржава.
— Матка Боска!.

Оружие массового уничтожения

Также его именовали «Луноходом» за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны.

ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М

ЗАЗ-966

ЗАЗ-968 Владимира Путина

ЗАЗ-968М

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Дизайн Corvair оказал значительное влияние на тенденции автомобильной моды 1960-х годов и стал прообразом для целого ряда европейских и азиатских автомобилей, в их числе — немецкий NSU Prinz IV, британский Hillman Imp, некоторых японских моделей и, в том числе, советского ЗАЗ-966[источник не указан 2157 дней].

Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

ЗАЗ-968М в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.

От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

ЗАЗ-965/ 965А

ЗАЗ-965А (1962—1969)

Модель ЗАЗ-965 производилась с по 1969 год.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.

Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.

Итальянские корни

Создавая ЗАЗ-965 конструкторы ориентировались на дизайн и инженерные решения автомобиля «Фиат-600» Данте Джакозы.

Итальянец Данте Джакоза — один из самых известных в мире конструкторов автомобилей. После Второй мировой войны он 25 лет проработал главным инженером итальянской Компании FIAT. Его творениями стало множество известных автомобильных моделей, среди которых «Фиат-600», «Фиат-1800», «Фиат-2100», «Фиат-126», «Фиат-128». И, конечно же, «Фиат-124», который послужил основой для легендарной «копейки» — ВАЗ-2101.

У парня украли рюкзак с камерой: он обратился в Сети к воришке и приложил видео

Передвижная биеннале «Манифест» готовится к открытию через 2 месяца в Марселе

Удалось сохранить молодость: Кудрявцева выложила в Сеть кадры 22-летней давности

«Запорожец» 968М

Модель с индексом «М» пошла на выпуск в 1979 году. Именно она и закрыла ведущую эру «Запорожцев». На данный автомобиль ставились двигатели мощностью в 28, 41, 45 и 50 лошадиных сил. Наиболее часто встречался второй вариант.

От основной модели «М» отличилась экстерьером и интерьером. Дизайн был совершенно иным. Количество хромированных деталей сократилось, пластика, наоборот, стало больше. Из-за того, что была изменена система охлаждения силового агрегата, «уши» больше не устанавливались на кузов. Эта модель стала той, которую отечественный производитель так долго ждал – она не перегревалась. Однако с устранением такого минуса добавился другой. Стала засоряться коробка воздуховода, а его герметичность слишком быстро нарушалась.

Именно этот автомобиль «Запорожец» стал наиболее популярным. Именно его можно было встретить в свое время чаще всего на дорогах. Данная модель также выпускалась в варианте для инвалидов.

Продажа ЗАЗ Запорожец в России

Объявления о продаже новых и б/у авто

Москва

Запорожец 1991

990 000 q

Москва

Запорожец 1968

1 890 000 q

Москва

Запорожец 1976

890 000 q

Калуга

Запорожец 1978

120 000 q

Бабынино

Запорожец 1972

16 800 q

Саранск

Запорожец 1990

30 000 q

Шахты

Запорожец 1968

180 000 q

Новочеркасск

Запорожец 1963

80 000 q

Новочеркасск

Запорожец 1994

142 000 q

Самара

Запорожец 1985

45 000 q

Ижевск

Запорожец 1977

60 000 q

Тихорецк

Запорожец 1974

350 000 q

Пермь

Запорожец 1988

250 000 q

Новоалександровск

Запорожец 1991

45 000 q

Красноперекопск

Запорожец 1988

45 000 q

Красноперекопск

Запорожец 1992

45 000 q

Симферополь

Запорожец 1988

45 000 q

Белогорск

Запорожец 1994

15 000 q

Журавки

Запорожец 1992

170 000 q

Ставрополь

Запорожец 1991

60 000 q

Запчасти и шины на ЗАЗ Запорожец

Дверь левая Запорожец

Цена 1 500 р.

Двигатель в комплекте с коробкой и косой ЗАЗ 968 м

Цена 15 000 р.

Крыло переднее левое ЗАЗ «Запорожец» СССР

Цена 1 000 р.

Продам переднее правое крыло на ЗаЗ 968

Цена 2 000 р.

Двигатель в сборе заз

Цена 8 000 р.

Крыло переднее правое ЗАЗ «Запорожец»

Цена 3 000 р.

Отзывы российских владельцев автомобилей ЗАЗ Запорожец

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1984
Приветствую вас друзья!
Первый мой отзыв удалили, попробую еще раз.
Итак меня зовут Михаил мне 39 лет, в 2011 году я переехал жить в Краснодарский край из Сибири.
Через несколько лет жизни на берегу чёрного моря, меня стала одолевать тоска о путешествиях по Сибирской глубинке.
И сам собой…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1967
Это была мечта с самого детства. Моего простого, пионерского детства мальчишки, родившегося и выросшего в простом, деревянном доме с маленьким огородом, которого мало на что хватало…

Наша семья была, скажем так, зажиточной, в некотором роде. Ибо в отличие от остальных родственников…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1976
Дром призывал неоднократно написать про свою первую машину. Последний раз катался на ней классе в 6м. А учиться начал намного раньше.

Это первая машина, запорожец. Это была крутая машина. Во 2м или третьем классе я решил ее перегнать на 5 метров в ограде, мешала дрова складыватьраскалывать…

Статьи о ЗАЗ Запорожец

Статьи об автомобилях ЗАЗ Запорожец — тест-драйвы, обзоры, опыт эксплуатации, тюнинг.

ЗАЗ-965: «горбатый» друг советских людей;
60 лет назад жизнь простого советского автомобилиста изменилась в лучшую сторону. С конвейера завода «Коммунар» стали сходить машины, на которые нужно было копить не всю жизнь, а только половину. У «Запорожца» в…

ЗАЗ-965 из Хабаровска: удивительное преображение и «пробег» через всю страну;
Этот «Горбатый» ЗАЗ-965 был найден в Instagram как объект для исследования совершенно случайно. Голубая микролитражка сразила своим очарованием и лаконичным стилем, да так сильно, что захотелось познакомиться с автомобил…

«Горбатый» против Гранты. Истинное лицо отечественного автопрома;
Позволим себе заявить, что не в Аурусах и не в «Чайках» отражается истинное лицо автопрома, а именно в таких разработках. Каждая автомобильная эпоха рождает свою машину, призванную стать наиболее доступной и массовой.

Новости о ЗАЗ Запорожец

Sappo-Lada — кольцевой болид из ГДР (с кузовом от «Запорожца» и двигателем от Lada);
В Германии отыскался уникальный кольцевой болид, собранный еще в конце 70-х в ГДР местным энтузиастом. Машина называется Sappo-Lada и представляет собой ЗАЗ-968 с двигателем от автомобиля ВАЗ.

Необычные объявления на Дроме: 30-летний «Запорожец» с минимальным пробегом;
Один из комиссионных автомагазинов Барнаула (Алтайский край) выставил на продажу ЗАЗ-968М «Запорожец» 1987 года с минимальным для своего возраста пробегом — 17 500 километров.

  • Выбор донора полного привода для ЗАЗ 966 на пространственной раме
  • Нужны донор и запчасти на ЗАЗ — 968 «Ушастый»
  • ЗАЗ-968М-запорожец

Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото.

Сводные данные по ЗАЗ Запорожец

Объем двигателя ЗАЗ Запорожец

Крутящий момент ЗАЗ Запорожец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector