Что это такое atf масло: тип, свойства и проверка уровня жидкости автоматических трансмиссий
Содержание:
- Краткий экскурс в историю
- Что такое трансмиссионная жидкость ATF
- Защита от термической деструкции
- Область применения
- Типы трансмиссионных масел ATF
- Для каких моделей авто подходит
- RAVENOL DCT/DSG Getriebe Fluid
- Обслуживание масла и советы по его использованию
- Проверка трансмиссионного масла в АКПП
- Как отличить подделку
- Современное использование
- Описание продукта
- История создания ATF
- Защита от термической деструкции
- Назначение и особенности
- Спецификация
- Замена ATF жидкости
Краткий экскурс в историю
Первая спецификация на ATF (Automatic Transmission Fluid — жидкость для автоматических коробок передач) типа «Dexron» была выпущена корпорацией GM еще на заре времен, в 1967 году (Dexron B). Далее спецификации регулярно обновлялись:
1973 — Dexron II (DIIC), который де-факто стал всемирным стандартом ATF.
1981 — Dexron IID — тот, который мы сейчас и понимаем под маркой «дексрон-2».
1991 — Dexron IIE — усовершенствованная спецификация, ATF на синтетической основе (в отличие от минеральныого DIID), обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами.
1993 — Dexron III (DIIIF) с новыми требованиями к фрикционным и вязкостным свойствам, остается стандартом до настоящего времени.
1999 — Dexron IV (на синтетической основе), еще не получил у нас широкого распространения.
От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией «Mercon», но, несмотря на более частое обновление (а может из-за этого) такого распространения не получил и ATF Mercon (по крайней мере, до последнего времени) официально полностью унифицируется с Dexron’ом (например — DIII/MerconV).
Оставшийся член «большой тройки», Chrysler, пошел своим путем с ATF Mopar (до середины 90-ых — 7176 или ATF+, в последнее время — 9ххх). Именно с него можно отсчитывать начало борьбы специальных ATF за существование. Хотя иногда Chrysler упрощает жизнь пользователей нехитрой рекомендацией: «Dexron II или Mopar 7176» (это к слову о взаимозаменяемости).
Тем же путем пошел и конгломерат Mitsubishi (ММС) — Hyundai — Proton, ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai — и свою фирменную (genuine) ATF, суть тот же SP. На моделях для американского рынка SP заменяется Mopar 7176. Если говорить по сортам — то ATF Diamond SP — минералка, SPII — полусинтетика, SPIII — судя по всему, синтетика.
Евроаналоги особенно успешно выпускает BP (Autran SP), так что подробнее можно посмотреть в их фирменных каталогах. Кстати, неоднократно категорично писалось, что «в автоматы ММС можно заливать только специальную ATF SP». Это не совсем так. Во многие старые ММС-шные автоматические коробки предписывается заливка Dexron’a. Приблизительно это можно определить так: АКПП всех (или почти всех) семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII, АКПП выпуска с 1992-1995 — уже ATF SP, далее с 1995-1997 — SP II, нынешние АКПП — SPIII. Так что тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции. А в остальном по отношению к ATF SP действуют те же принципы, что и нижеизложенные для ATF Type Т (Toyota).
Также свою ATF рекомендует Honda, но в рамках этой статьи ее автомобили не рассматриваются.Ну и, наконец, собственно Toyota. Ее жидкость — Type Т (ТТ) берет начало в 80-х годах и используется в полноприводных коробках A241H и A540H. Второй тип спецжидкости, Type T-II, предназначенный для коробок с электронным управлением и FLU, появился в начале 90-х. В 95-98-м гг. он заменялся TT-III, а затем — TT-IV.
Не следует путать «просто Type T» (08886-00405) с TT-II..IV — говоря языком любителей оригинальных жидкостей, «это ATF, имеющие различные свойства».
Евроаналогом первого Тype Т официально признавался синтетический Castrol Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII), в качестве аналога Type T-IV сейчас рассматривается Mobil ATF 3309. В целом, ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одного и того же поколения модели) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации — он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.
Что такое трансмиссионная жидкость ATF
ATF используется, как жидкость для АКПП, а также применяется в вариаторах, DSG, гидравлических системах. Флюиды для 4-, 6-, 8-, 12-ступенчатых коробок различаются по составу и свойствам. Производители подбирают ATF масло для АКПП с учётом конструкций трансмиссии, допустимых нагрузок двигателя машины.
В вариатор заливают масла с пометкой CVT oil или fluid. Маркировка указывает, что такая ATF работает в специфических условиях. В жидкостях для CVT присутствуют добавки, которые помогают ремню работать без проскальзывания, а смазочные свойства изменяются при высоких контактных нагрузках.
Свойства
В отличие от других машинных жидкостей вязкость масла АТФ — 6 — 8 сСт. При таком показателе смесь свободно прокачивается, и передаёт крутящий момент между насосным и турбинным колесом гидротрансформатора с минимальными потерями.
Смазка способна переносить давление до 5 бар, необходимых для сжимания фрикционных дисков. Кроме того, трансмиссионная жидкость содержит присадки, которые исключают пробуксовку фрикционных тормозов, помогая им надёжно сцепляться.
Свойства масла для автоматов определяются спецификациями Dextron, Mercon, Allison и др. Требования Allison разработаны для смазки автоматов в грузовиках и внедорожной технике, а значит для высоких нагрузок и температурных перепадов. Mercon создан для фордовских АКПП, и главный параметр стандарта — быстрый набор скорости.
Общие свойства всех типов ATF:
- стабильность вязкостных характеристик;
- качественная смазка деталей АКПП;
- устойчивость к окислению и вспениванию;
- защита деталей коробки от коррозии, перегрева;
- нейтральность по отношению к металлическим и неметаллическим материалам трансмиссии;
- низкая температура застывания.
Чтобы достичь сбалансированной формулы, в химических лабораториях тщательно подбирают состав жидкости.
Состав
В основу трансмиссионной жидкости для АКПП входит минеральное, синтетическое масло или их смесь. Минеральные смазки на 90% состоят из нефтяных фракций. Эти масла дешёвые, но недолговечные. Синтетика при изменении температуры ведёт себя стабильно, поэтому её срок службы дольше.
Помимо основы в масла добавляют элементы, которые и придают смеси рабочие свойства:
- модификаторы трения;
- противопенные присадки;
- антикоррозионные;
- антиокислительные;
- гидрофобные и т.д.
Присадки
Флюид со временем загрязняется, испаряется, стареет под действием перепадов температур и активной эксплуатации. Коробка становится проблемной: переключается рывками, перегревается, быстрее изнашивается. Чтобы восстановить работу АКПП, производители смазочных материалов предлагают специальные присадки:
- «Супротек»: применяется в АКПП и вариаторах;
- Liqui Moly ATF Additive: подходит для жидкостей Декстрон 2 и 3;
- Wynn’s: стоимость и эффективность присадки низкая;
- Frontier: подходит для японских машин с пробегом от 30 000 км.
По мнению разработчиков добавки восполнят состав ATF, а коробка будет плавнее переключаться. Снизится шумность, восстановится эластичность и герметичности резиновых уплотнителей.
Защита от термической деструкции
Signature Series Synthetic ATF разработана с применением комплекса
антиокислительных присадок, что обеспечивает ее термостойкость. Гарантирует
отличную защиту от образования шлама и лаковых отложений, которые
забивают узкие масляные каналы и способствуют образованию лака на муфте.
После пробега 180 000 км при суровых условиях эксплуатации анализ
жидкости показал, что Signature Series Multi-Vehicle Synthetic ATF сохранила в
своем составе 83% своего первоначального пакета антиокислительных
присадок, что доказывает долговременную устойчивость к термической
деструкции.
Область применения
Масло для АКПП SP3 разработано для 4 и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, в том числе типа Tip-tronic и Step-tronic, выпущенных после 1997 года. Коробки устанавливаются в легковые, грузовые автомобили и внедорожники Mitsubishi, Hyundai, Kia.
ATF SP III подходит для АКПП:
- A4C;
- A4A/А4В/F4A;
- A5G/A5H/F5A;
- V4A/V5A.
При создании АТФ СП 3 учитывались конструктивные особенности коробок, специфика настройки гидроблока и применяемые фрикционные материалы. Жидкость подходит для автоматов с принудительной блокировкой гидротрансформатора. ATF SP3 — всесезонная смазка, которая не теряет текучести при низких температурах, поэтому может использоваться в регионах с зимней погодой до -45℃.
При замене масла нужно обратить внимание на основу. ATF SP3 может быть как синтетической, так и минеральной
Смешивать разные базы нельзя, поскольку жидкость вспенивается и быстро теряет свои качества. Полусинтетика, например Mannol Type SP-III Аutomatic Special, также содержит пропорции основы и присадок, отличные от «чистых», поэтому химическая реакция не предсказуема.
Помимо оригинальной ATF, допустимо заливать специализированные жидкости, созданные по стандарту ATF SP III сторонними компаниями. Так, Хёндай тесно сотрудничает с Shell — поставщиком масел АКПП в России, в том числе типа SP3, для сервисного обслуживания автомобилей.
Типы трансмиссионных масел ATF
Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:
- Chrysler — Mopar;
- Mitsubishi — SP-II/III/IV;
- Honda — Z-1, DW-1;
- Toyota — ATF TYPE T, WS.
Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.
Наименование | Спецификации | Объём/Цена |
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51 | Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.6336 | 1л/500 р. |
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506 | Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 613714 | 0,94 л/440 р. |
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519 | Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV | 1 л/490 р. |
ZIC ATF SP 3, арт. 162627 | Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III | 4 л/1700 р. |
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400 | Hyundai/Kia SP III | 4 л/2000 р. |
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610 | Mitsubishi SP III | 4 л/3200 р. |
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305 | Toyota WS | 1 л/750 р. |
Mobil ATF LT 71141, арт. 151009 | MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL52162 | 1 л/650 р. |
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2 | G 052 182 А2 | 1 л/1250 р. |
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008 | DW-1 | 1 л/800 р. |
Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:
- Mobil ATF type Multi-Vehicle, арт. 112979;
- Motul Multi ATF, арт. 105784;
- Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;
- ZIC ATF Multi, арт. 132628.
Для каких моделей авто подходит
Масла DiaQueen/Diamond ATF SP-III, Hyundai ATF SP 3, SK ATF SP-III подходят для автомобилей:
Марка автомобиля | Модель |
Hyundai |
· Elantra;
· Equus; · Getz; · Grandeur; · i20; · i30; · Matrix; · Santa Fe; · Solaris; · Sonata; · Tucson; · Verna. |
Kia |
· Carens;
· Carnival; · Cee’d; · Cerato; · Forte; · Opirus; · Optima; · Pride; · Rio; · Sedona; · Sorento; · Soul; · Spectra; · Sportage. |
Mitsubishi | · Challenger;
· Colt Plus; · Eclipse; · Galant; · L200 IV; · Lancer; · Outlander; · Pajero; · Pajero Sport II. |
Полный перечень смазочных материалов для этих моделей, формы выпуска и артикулы ATF SP 3 приведены в таблице.
Наименование ATF SP III | Форма и объём выпуска | Артикулы |
Hyundai/Kia GENUINE Parts ATF SP-III |
Канистра 1 л | 04500-00100 |
Канистра 4 л | 04500-00400 | |
Ведро 20 л | 04500-00А00 | |
Mitsubishi DiaQueen ATF SP3 | Пластиковая канистра 1 л, синтетическое | MZ320159/ MZ320215 |
Пластиковая канистра 0,946 л, минеральное | MZ320200 | |
Жестяная канистра 4 л, синтетическое | 4024610 | |
Пластиковая канистра 4 л, полусинтетическое/синтетическое | MZ320160/MZ320216 | |
Металлическое ведро 20 л, синтетическое | 4024401/ MZ320162 | |
Shell Spirax S5 | Канистра 1 л | 550041211 |
Канистра 4 л | 550047194 | |
Ведро 20 л | 550041202 | |
Бочка 209 л | 550028269 | |
ZIC ATF SP3 |
Канистра 1 л | 132627 (старый арт. 137123) |
Канистра 4 л | 162627 | |
Канистра 20 л | 192627 | |
Бочка 200 л | 203182 | |
BP Autran MM-SP III | Пластиковая канистра 20 л | OIL3491 |
Mitsubishi Diamond ATF SP 3 | Пластиковая канистра 0,946 л | 4024800 |
Eneos ATF III | Жестяная канистра 0,94 л | Oil1305 |
Жестяная канистра 4 л | Oil1309 | |
Металлическое ведро 20 л | Oil1308 | |
Бочка 200 л | Oil1307 | |
Idemitsu ATF Type HK | Канистра 0,946 л | 10112-042D |
Канистра 4,73 л | 30040097-953 | |
Totachi ATF SP 3 | Жестяные ёмкости, объёмом:
1 л |
4562374691094 |
4 л | 4562374691100 | |
20 л | 4562374691117 | |
60 л | 4562374691810 | |
200 л | 4562374691124 |
Оригинальное масло KIA ATF SP3 производила Idemitsu Lubricants America Corporation, но позднее в сервисных книжках Киа появилась рекомендация по замене масла на Hyundai ATF SP3.
RAVENOL DCT/DSG Getriebe Fluid
- Fabrication
- synthetic
- Categories
- ATF-Transmission fluids for automatic transmissions — Professional line
- Recommendations
- VW G 052 513
- VW G 052 182 A2
- Audi G 052 529 A2 S-Tronic
- VW G 055 529 A2
- BMW DCTF-1
- BMW 83222147477
- BMW 83222148578
- BMW 83222148579
- BMW 83220440214
- Ford WSD-M2C200-D2
- Ford USA XT-11-QDC
- Ford WSS-M2C936-A
- Ford 1490761
- Ford 1490763
- Chrysler 68044345 EA
- Peugeot/Citroën 9734.S2 for DCS6 (Peugeot 4007, CITROËN C-CROSSER)
- Fiat 9.55550-MZ6 für TCT (Twin Clutch Transmission) in Alfa Romeo und Giulietta
- Renault EDC (Efficiency Dual Clutch System)
- VOLVO 1161839
- VOLVO 1161838
- Mitsubishi Dia-Queen SSTF-I
- Mitsubishi MZ320065
- BOT 341
- MB 236.21
- Drexler DSG-Getriebe mit Miba-Carbon-Lamelle
Обслуживание масла и советы по его использованию
Жидкость ATF предназначается для машин, которые работают на так называемой «автоматике». Трансмиссионная смазка с обозначением ATF несет ответственность за выполнение обработки многих рабочих механизмов в машине, например: масла с этим обозначением отвечают за бесперебойную работу кпп машины – за ее контроль и за состояние управления. Также смазка этой направленности отвечает за охлаждение многих деталей и за обработку мотора.
Некоторые специалисты приравнивают смазку к смеси, но характеристики ATF по своей структуре сильно отличаются по нескольким опциям. Для того, чтобы получить более стабильную смесь лучшего состава — эксплуатируют синтетические смазки, в составы которых стараются добавлять различные присадки.
Общеустановленное обозначение этой смазки для коробки передач — ATF серии A, которую использовали на многих автомобилях, оснащенных автоматической коробкой. В начале 1954 года данную рабочую спецификацию было решено убрать и со временем появилась более стабильная Suffix A.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП
Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.
Проверка по уровню щупа
В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.
Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:
- Селектор выставляют в положение «Р».
- Находят под капотом щуп с красной или салатовой ручкой.
- Вытаскивают щуп и насухо вытирают салфеткой.
- Вставляют обратно и снова вытаскивают через 5 — 10 с.
- Отметка масла должна находиться между верхними насечками «Hot».
Проверка по контрольной пробке
В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:
- ключи для откручивания пробки;
- новые прокладки для пробки;
- мерная ёмкость;
- воронка со шлангом;
- масло будет горячим, поэтому одевают перчатки.
В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.
Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:
- Снимают защиту картера.
- Подставляют ёмкость
- Откручивают сливную пробку.
- Если жидкость не течёт, то причиной может быть недолив или низкая температура смазки.
- При правильном уровне масло стекает равномерной струёй. При сильном потоке выходят излишки.
Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.
Как отличить подделку
Чтобы отличить подделку от оригинала, помните, что на канистре ATFWS, изготовленной в Японии или Америке, вы увидите:
- голограмму производителя;
- на крышке есть защитное кольцо;
- канистра выполнена из высококачественного пластика или металла, не прогибается под нажатием пальца;
- есть описание о продукте на японском или английском языках.
А также вы всегда можете попросить сертификат на продажу данного масла у продавца. Если вам будет отказано, или вы не увидите одной из перечисленных вещей выше, то смело можете отказываться от подобной покупки.
Современное использование
Современное масло ATF состоит из базового масла и пакета присадок, содержащего широкий спектр химических соединений, предназначенных для обеспечения требуемых свойств конкретной спецификации ATF. Большинство ATF содержат комбинацию присадок, улучшающих смазочные свойства, таких как противоизносные присадки, ингибиторы ржавчины и коррозии, детергенты, диспергаторы и поверхностно-активные вещества (которые защищают и очищают металлические поверхности); присадки и модификаторы кинематической вязкости и индекса вязкости, добавки и агенты, способствующие набуханию уплотнения (расширяющие диапазон скоростей вращения и температурный диапазон применения присадок); антипенные добавки и антиокислительные составы для ингибирования окисления и «выкипания» (что продлевает срок службы добавок); присадки, улучшающие хладотекучесть, высокотемпературные загустители, кондиционеры для прокладок, депрессор температуры застывания и нефтяной краситель. Все ATF содержат модификаторы трения, за исключением тех, которые указаны для некоторых трансмиссий Ford и спецификации John Deere J-21A; Ford ESP (или ESW) — спецификация M2C-33 F тип F ATF ( Ford-O-Matic ) и Ford ESP (или ESW) — спецификация M2C-33 G тип G ATF (Ford Europe и Япония 1980-х годов) специально исключает добавление модификаторов трения. Согласно тому же распределителю масла, спецификация M2C-33 G требует жидкостей, которые обеспечивают улучшенную стойкость к сдвигу и защиту от окисления, лучшую низкотемпературную текучесть, лучшие свойства EP (противозадирные свойства) и дополнительные испытания на герметичность помимо жидкостей качества M2C-33 F. .
Обратите внимание, что модификатор трения означает только то, что жидкость немного сильнее прилипает к поверхности металла и, следовательно, только помогает предотвратить преждевременный износ. Ford и BorgWarner потребовалось бы доказать, что их трансмиссии каким-то образом повреждены модификаторами трения
Во многих странах Ford заявлял, что современная жидкость Dex3 подходит для тех же трансмиссий, которые, по их словам, требуют более старого стандарта.
Для ATF существует множество спецификаций, таких как General Motors (GM) DEXRON и Ford MERCON , и производитель транспортного средства определяет спецификацию ATF, подходящую для каждого автомобиля. В руководстве по эксплуатации транспортного средства обычно перечислены спецификации ATF, рекомендованные производителем.
Жидкости для автоматических трансмиссий содержат много химикатов, улучшающих рабочие характеристики, для удовлетворения требований каждой трансмиссии. Некоторые спецификации ATF открыты для конкурирующих брендов, например, общая спецификация DEXRON , в которой разные производители используют разные химикаты для соответствия одним и тем же характеристикам. Эти продукты продаются по лицензии OEM, ответственного за разработку спецификации. Некоторым производителям автомобилей потребуется «подлинная» ATF или ATF от производителя оригинального оборудования ( OEM ). Большинство составов ATF имеют открытое стороннее лицензирование и сертификацию производителя автомобилей.
У каждого производителя есть особые требования к ATF. Неправильная трансмиссионная жидкость может привести к неисправности трансмиссии или серьезному повреждению, однако это происходит, когда вязкость сильно отличается.
Описание продукта
ATFWS – это оригинальное смазывающее средство. Обладает техническими свойствами, которые при использовании дают отличный результат. ATFWS защищает механические детали и компоненты из цветного металла от коррозии и преждевременного износа. Смазывающее средство не пенится, благодаря этому не происходит окисления металлических компонентов.
Масло защищает автоматическую коробку передач от перегрева. Именно высокий индекс вязкости позволяет смазывающему средству показывать отличные результаты при тестировании, подолгу не изменяя своих технических свойств в условиях экстремальной эксплуатации.
Toyota ATFWS распространяется в канистрах по 1 и 4 л. Это полностью синтетическое масло. Его можно встретить в северных городах. Потому что масло хорошо переносит тяжелые климатические условия, резкую смену тепла и холода. При длительном использовании не превращается в обычную жидкость.
ATF WS – это трансмиссионная жидкость, созданная посредством присадок нового поколения. Они помогают маслу долгое время выдерживать тяжелую работу автоматической коробки передач, позволять плавно переключаться скоростям, покрывать механические детали плотной защитной пленкой.
Трансмиссионная жидкость ATFWS имеет большое количество сертификатов и различных допусков, поэтому может применять почти на всех автоматических коробках будь то роботизированные коробки переключения скоростей или же классические гидромеханические автоматы.
Цвет масла – красный. Поэтому при покупке трансмиссионную жидкость нельзя перепутать с контрафактом. Например, при разбавлении с другими маслами или дополнительными присадками, трансмиссионка может изменить цвет
Но есть и другие приметы, на которые нужно обращать внимание. О них я расскажу в специальном блоке ниже
История создания ATF
Первое трансмиссионное масло под названием ATF-А разработала компания General Motors в 1949 году. До этого, в автоматах использовали моторные масла, и работа коробки была крайне трудной и недолгой.
С развитием автомобилестроения менялись технологии и стандарты. В 1967 году GM ввёл первый стандарт— Dexron type В. Чтобы было легче обнаружить утечку, жидкость окрашивали в красный цвет.
Следующей спецификацией стал Dexron II. Масло обладало слабыми антикоррозионными свойствами: металлические детали АКПП быстро ржавели. К 1990 годам смазку перевели на синтетическую основу.
С появлением в автоматах ЭБУ и гидроблоков требования к маслу ужесточились. GM разработал новые стандарты Dexron III, VI. Совершенствовалась основа, улучшились фрикционные свойства, обновился пакет модификаторов.
General Motors также внедрил спецификацию Allison С4 с требованиями к смазке, работающей в трансмиссиях грузовиков и тяжёлой техники.
Для своих коробок Ford разработал спецификацию М2С33 в 1959 году. А в 1980-х появился стандарт Mercon. Масла, соответствующие требованиям этих спецификаций, схожи по свои характеристикам с Dexron.
Защита от термической деструкции
Signature Series Synthetic ATF разработана с применением комплекса
антиокислительных присадок, что обеспечивает ее термостойкость. Гарантирует
отличную защиту от образования шлама и лаковых отложений, которые
забивают узкие масляные каналы и способствуют образованию лака на муфте.
После пробега 180 000 км при суровых условиях эксплуатации анализ
жидкости показал, что Signature Series Multi-Vehicle Synthetic ATF сохранила в
своем составе 83% своего первоначального пакета антиокислительных
присадок, что доказывает долговременную устойчивость к термической
деструкции.
Назначение и особенности
Трансмиссионные смазочные материалы условно разделены на две группы:
- для механических коробок передач (редукторов, раздаточных коробок и других узлов, в которых реализовано только зубчатое зацепление и, масло не работает для передачи давления в управляющие механизмы);
- для автоматических КПП (их отличие от смазок для механики – дополнительная возможность работы в управляющих и исполнительных механизмах автоматики, работающих под давлением).
Трансмиссионное масло АТФ для автоматов используется не только в традиционных коробках, в которых через гидротрансформатор крутящий момент передаётся на планетарные ряды шестерен. Жидкости ATF заливаются и в современные DSG-коробки, вариаторы, роботизированные версии механики, гидроусилители руля и системы гидравлической подвески.
АТФ-масла имеют ряд ключевых особенностей, которые и выводят эти смазочные материалы в отдельную категорию
- Относительно небольшая вязкость. Средний показатель кинематической вязкости при 100°C у смазок АТФ составляет 6-7 сСт. В то время как трансмиссионное масло для механической коробки с вязкостью по SAE 75W-90 (которое часто используется в средней полосе РФ) имеет рабочую вязкость от 13,5 до 24 сСт.
- Пригодность для работы в гидродинамических передачах (гидротрансформатор и гидромуфта). Обычные смазки слишком вязкие и не обладают достаточной подвижностью для свободной прокачки между лопастями насосного и турбинного колеса.
- Способность переносить повышенное давление в течение длительного промежутка времени. В управляющих и исполнительных узлах АКПП давление достигает 5 атмосфер.
- Долговечность базы и присадок. Недопустимо, чтобы базовые масла или присадки деградировали и выпадали в осадок. Это вызовет сбои в работе системы клапанов, поршней и соленоидов гидроблока. Технологичные жидкости АТФ способны служить по 8-10 лет без замены.
- Фрикционные свойства в пятнах контакта. Тормозные ленты и фрикционы работают за счёт силы трения. В маслах для АКПП есть особые присадки, которые помогают дискам и тормозным лентам надёжно схватываться и не пробуксовывать при определённом давлении в пятне контакта.
В среднем цена жидкостей ATF выше, чем у трансмиссионных смазок для МКПП в 2 раза.
Спецификация
В 4 и 5 ступенчатые АКПП Mitsubishi изначально заливали ATF SP3 под брендом Diamond (США) и DiaQueen (Япония). С развитием корпорации заводы по разливу жидкости менялись, а с ними названия масел и этикетки. На ёмкостях ATF SP III, произведенных для Митсубиши, указан логотип компании: три красных алмаза.
Изначально Митсубиши заказывала продукцию у Nippon Oil, но позже корпорации объединились. Появился новый бренд Eneos. С тех пор спецификацию ATF SP3 перестали указывать на продукции Nippon Oil, произведенной в США, Японии и Европе.
Официальным производителем ATF SP III в США является компания Chevron. Жидкость применяется для сервисного обслуживания АКПП и ГУР Митсубиши и Хендай.
В Южной Корее производитель ATF SP3 — завод Michang Oil. Компания выпускает смазки для внутреннего рынка и для стран СНГ под маркой Eneos. Завод Мичанг работает по лицензии и технологическому контролю японской JX Nippon Oil& Energy. Помимо продукции для Митсубиши Мичанг выпускает оригинальные жидкости для Хендай/Киа.
Замена ATF жидкости
Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.
Условия, влияющие на срок замены масла:
- Промежуточный пробег автомобиля между заменой жидкости;
- Среда и условия, в которых эксплуатировался автомобиль;
- Характер эксплуатации и стиль вождения транспортного средства.
Рекомендуемый период замены масла 20-25 тысяч километров пробега и не реже чем раз в 2 года, даже если машина не эксплуатировалась. Связано это со склонностью масла к старению.
Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.
Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.