Схема электрооборудования зил 131 цветная с описанием
Содержание:
- Зил самосвал
- Кабина
- Электросхема ЗИЛ 131
- ЗИЛ-45065
- Исторический экскурс
- Разборка стартера
- Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики
- Расход топлива
- Принцип работы СЗ
- ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного
- Особенности электрооборудования
- Торговые марки
- Торговые марки
- Возможные неполадки проводки
- Особенности электрооборудования
Зил самосвал
Реле-регулятор можно проверить непосредственно на автобусе. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги. Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Для передачи электрической энергии от источника к потребителям используют провода, которые по изоляции разделяются на провода низкого и высокого напряжения.
Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы можно подпаять параллельно ему проводник или заменить печатные платы.
Для контроля выпрямителя к его положительному и отрицательному зажимам подключают вольтметр или контрольную лампу и отъединяют провод от зажима Б реле- регулятора.
Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ.
Кабина
Данный грузовой автомобиль оснащен двухдверной цельнометаллической кабиной, рассчитанной на трех человек.
Для водителя в кабине было установлено отдельное подрессоренное сидение, имеющее настройку жесткости и несколько других регулировок, среди которых именно угол наклона спинки, подушки, а также продольное расположение. Для пассажиров используется двухместный диван, в котором отсутствуют какие-либо регулировки.
Работу в суровых климатических условиях делает более комфортной эффективная отопительная система, совмещенная с системой охлаждения силовой установки.
Что касается обзорности с рабочего места водителя, то она намного лучше, чем у того же ЗИЛ-130. Однако в связи с капотной компоновкой присутствуют также и слепые зоны. Но в целом какие-либо особые затруднения при маневрировании это не вызывает.
Как и на многих других подобных грузовиках, здесь вся конструкция кабины крепится к раме на четырех амортизаторах, что позволило снизить уровень вибраций при передвижении.
Электросхема ЗИЛ 131
Обозначение
1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;
ЗИЛ-45065
ЗИЛ-45065 представляет собой грузовой автомобиль, оснащенный самосвальным кузовом. Модель предназначена для работы в сельских хозяйствах, но помимо этого может применяться и во многих других сферах.
Грузовик выполняет перевозку каких-либо сыпучих грузов, как по дорогам общего пользования, так и по пересеченным местностям. За счет неплохой проходимости данный автомобиль способен преодолевать и бездорожье, хоть и не суровое.
Серийное производство самосвала ЗИЛ-45065 осуществляет Мытищинский машиностроительный завод, с конвейера которого сошли и многие другие самосвальные грузовики, разработанные на базе моделей ЗИЛ.
Автомобиль оборудован прямобортным кузовом. Разгрузка может выполняться как в одном, так и в трех направлениях.
Исторический экскурс
Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:
- На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
- В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.
За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:
- По итогам года результат обкатки признан успешным;
- Концепция «мерседесовского шасси» одобрена в качестве платформы;
- Базовой моделью фургона стал ЗИЛ-5301 с трехсекционным кузовом объемом 15,5 м. куб.;
- Серия ЗИЛ 5301 получила собственное имя «Бычок», из-за кабины с высоким расположением фар, напоминавшим очертания животного;
- За 1996 год выпуск «Бычков» составил 1350 автомобилей.
Разборка стартера
Стартер нужно разбирать в следующем порядке.
- Отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводит болта реле стартера.
- Отвернуть три винта и снять кожух.
- Отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле.
- Вынуть щетки из щеткодержателя.
- Отвернуть стяжные шпильки стартера.
- Снять крышку со стороны коллектора, предварительно отсоединив изолированные щетки от щеткодержателей.
- Снять корпус стартера.
- Отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и вынуть рычаг.
- Вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны привода.
- Снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замковое кольцо, затем снять якорь с вала.
- Для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку с выводного болта обмоток реле и гайку с контактного болта; отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вынуть плунжер вместе с контактным диском.
Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики
При конструировании силовой установки за базу принят агрегат, который использовали на машине повышенного комфорта ЗИЛ-111. После улучшения и доработки, мотор частично походил на первоначальное изделие, но отличия имелись.
Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики:
Показатель: | Значение: |
Выпуск мотора | 1964-1994 |
Сырьё остова | чугун |
Питание мотора | Карбюратор, бензин (А-76) |
Охлаждение мотора | Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией |
Число и расположение камер мотора | Восемь, «V» |
Порядок работы камер мотора | «15426378» |
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) | 2 |
Сечение камеры мотора, (мм.) | 100 |
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) | 95 |
Компрессия мотора | 6,5 |
Объем двигателя ЗИЛ 130, (л) | 6 |
Мощь мотора, (лошадей) | 150 |
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) | 401 |
Соответствие стандарту мотора, (Евро.) | «ноль» |
Вес двигателя ЗИЛ 130, (кг) | 440 |
Расход, (л/сотню км.) | 32 |
Смазка мотора | Напор + брызги + пар |
Масло мотора, марка | 0(5,10,15)W-30(40) |
Утрата смазки мотором, (гр./1000 км.) | 100 |
Объём масла в двигателе ЗИЛ 130, (л.) | 9 |
Смена смазки в моторе, (км.) | 10000 |
Работа мотора при температуре, (°С) | 91 |
Запас прочности мотора, (км.) | 200000 |
Тюнинг двигателя без ресурсных потерь | Менее «100» |
Расход топлива
Расход топлива у данного грузовика в среднем составляет от 25 до 35 литров топлива на 100 километров пробега. На раме установлен топливный бак вместимостью в 170 литров.
Самосвальный грузовик ЗИЛ-45065 обладает пятиступенчатой механической коробкой передач, оснащенной синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. В используемой КПП отсутствует повышающая передача, а прямой является пятая. С двигателем коробка передач функционирует посредством сухого однодискового сцепления, имеющего пневмогидравлический усилитель.
Крутящий момент с коробки передач на ведущие колеса передается двумя карданными валами, имеющими шарниры с игольчатыми подшипниками.
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного
114-3733024
Реле электромагнита типа РС523 в сборе
Поиск по номеру
130-3721062
Устройство контактное с крышкой в сборе
Поиск по номеру
130-3722105
Предохранитель 6А
Поиск по номеру
130-3722210
Предохранитель 7,5А
Поиск по номеру
130Т-3704010-А
Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3708110-А
Реле включения стартера типа РС502 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3709010
Переключатель света центральный типа П44-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3709060-20
Переключатель указателей поворота типа П105А-01
Поиск по номеру
130Т-3714010-Б
Плафон кабины типа ПК201 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3715010-А1
Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3715060-А
Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3721020-02
Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3723043
Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3726038
Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3730010
Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт)
Поиск по номеру
130Т-3730166
Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3803021
Контрольная лампа типа ПД20-Е
Поиск по номеру
130Т-3806040-01
Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе
Поиск по номеру
130Т-3808012
Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе
Поиск по номеру
130Т-3808014
Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе
Поиск по номеру
131-3702010-11
Реле-регулятор типа РР132А в сборе
Поиск по номеру
131-3703010-А
Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе
Поиск по номеру
131-3703140
Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б
Поиск по номеру
131-3705050-Б
Резистор цепи катушки зажигания СЭ326
Поиск по номеру
131-3706010-20
Датчик-распределитель 43.3706 в сборе
Поиск по номеру
131-3707010
Свеча зажигания типа СН307-В в сборе
Поиск по номеру
131-3708010-01
Стартер типа СТ2А в сборе
Поиск по номеру
131-3709036
Переключатель света фар ножной типа П53
Поиск по номеру
131-3710136-Б
Выключатель типа ВК-403 в сборе
Поиск по номеру
131-3710142
Выключатель типа ВК38-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3710600-01
Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
Поиск по номеру
131-3711010-А
Фара типа ФГ122П в сборе
Поиск по номеру
131-3712010-Б
Фонарь передний типа ПФ133А в сборе
Поиск по номеру
131-3713230-Б
Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе
Поиск по номеру
131-3714320
Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3715020
Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе
Поиск по номеру
131-3716010-Б
Фонарь задний типа ФП133А
Поиск по номеру
131-3717010
Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе
Поиск по номеру
131-3720010-А2
Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3721300-А
Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3727012-А
Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе
Поиск по номеру
131-3733010
Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
Поиск по номеру
131-3734010
Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе
Поиск по номеру
131-3734012
Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе
Поиск по номеру
131-3810090-Б
Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе
Поиск по номеру
131-7904044
Фильтр конденсаторный типа ФР132
Поиск по номеру
150Ю-3713240
Патрон контрольной лампы
Поиск по номеру
150Ю-3713300
Переключатель типа П20-А2 в сборе
Поиск по номеру
150Ю-3715020
Штепсельная розетка типа 47К в сборе
Поиск по номеру
150Ю-3722150
Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
Поиск по номеру
150Ю-3723032
Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности)
Поиск по номеру
150Ю-3723076
Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе
Поиск по номеру
152Ю1-7904030
Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе
Поиск по номеру
155Ю-3713300
Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
Поиск по номеру
157Г-7904200
Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20%
Поиск по номеру
157КЮ-3730020
Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3716110
Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3723079
Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3726026
Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3803025
Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д
Поиск по номеру
375-3701010
Генератор типа Г287Б в сборе
Особенности электрооборудования
Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:
- Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
- Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
- Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
- Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.
Бесконтактная система зажигания
На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:
- В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
- В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
- Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.
В свою очередь, электронная схема состоит из:
- преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
- электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.
Особенности и недостатки бесконтактной системы
Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.
Применительно к ЗИЛ 131:
- проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
- на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
- конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.
https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI
Торговые марки
В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.
Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.
Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Быстрая проверка генератора вне автомобиля
Торговые марки
В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света.
Схема электрооборудования зил цветная. Очистка свечей производится пескоструйным устройством, расположенным в корпусе прибора.
Затем вышли три его модификации: с карбюраторным двигателем;с дизельным двигателем;с неэкранированной проводкой для гражданских нужд. Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Руководство по ремонту и эксплуатации, каталог деталей, цветные. Реостатом устанавливают нагрузку 8—10 в. По схеме монтажного блока рис.
Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно. Оборванные провода нужно заменить целыми.
При проверке на автобусе регуляторов напряжения и ограничителя тока пускают двигатель, затем отсоединяют провод, идущий от стартера к клемме Б реле регулятора, включают Вольтметр между массой и клеммой Б реле-регулятора и подключают амперметр между проводом, отъединенным от клеммы Б, и клеммой Б реле-регулятора. Оборванный провод надо заменить.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 Ш10—5. Схемы электрооборудования электросхемы.
При исправном регуляторе напряжения показания вольтметра должны находиться в пределах 13,5—15 в. Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель за исключением приборов системы электропуска может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее.
Быстрая проверка генератора вне автомобиля
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Неполадки проводки могут возникнуть по причине:
- обрыва цепи;
- повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
- плохого контакта в местах соединения;
- окисление клемм и контактов;
- повреждения изоляции;
- отсутствия питания.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Особенности электрооборудования
Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:
- Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
- Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
- Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
- Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.
Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.
Бесконтактная система зажигания
На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:
- В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
- В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
- Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.
В свою очередь, электронная схема состоит из:
- преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
- электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.
Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.
Особенности и недостатки бесконтактной системы
Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.
Применительно к ЗИЛ 131:
- проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
- на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
- конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.
https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI