Как совершать проезд поворотов

Второй этап

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.

Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).

Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево

Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от… направления движения встречных машин!

Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.

Рис. 15. Где «уступить дорогу»?

А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: «При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин».

На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).

Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.

Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках

Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Рис. 18. Центр большого перекрестка

Рис. 19. Центр маленького перекрестка

А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!

Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.

Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.

На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.

На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).

Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.

Простой открытый поворот

Это действительно наиболее доступный для начинающих способ развернуться – это единственный способ, в котором голова не погружается в воду (а это значит, что можно делать вдох), сам разворот делается за счет касания руки.

Наглядно последовательность действий выглядит следующим образом:

Простой открытый поворот

Порядок действий:

  1. Подплыть и коснуться бортика. Пловец подплывает к бортику и касается его вытянутой рукой. Она должна идти немного по диагонали, чтобы сразу заложить поворотное движение. То есть, если вытянута правая рука – коснитесь борта по линии левого плеча, и наоборот. Другая рука перед этим завершает гребок и находится вытянутой вдоль тела.
  2. Сгибание руки и ног. В момент касания ваша рука сгибается, в этот же момент начинают сгибаться и ноги – смотрите, как это показано на рисунке ниже.
  3. Разворот тела и вдох. Касаясь стенки, пловец (подгребая другой рукой) разворачивает тело, ноги при этом продолжают сгибаться и заносятся для последующего толчка – по итогам вращения вы должны поставить их на стенку, чтобы оттолкнуться. В момент разворота тела голова поднимается из воды и делает вдох. Руки вытягиваются в сторону толчка, голова опускается между ними.
  4. Толчок. По итогам предыдущего этапа ваше тело должно быть развернуто, ноги должны быть поставлены на стенку, руки – вытянуты стрелочкой, голова – после вдоха опущена между ними. В таком положении делается сильный толчок ногами от бортика – вы устремляетесь вперед “стрелочкой”.

    Наиболее грамотно – оттолкнуться и начать скользить под водой (около 40-50 см. ниже поверхности), а не на поверхности воды. Тогда получится набрать максимальную скорость. Управляйте глубиной и уровнем входа в воду путем направления рук и наклона головы (ваши руки – это ваш своеобразный руль в данном случае: куда их направите, туда и устремитесь).

  5. Скольжение. После того, как вы оттолкнулись – скользите на максимальной скорости, как она начнет снижаться до вашей скорости плавания – направьте тело на поверхность (если скользили под водой) и начинайте делать гребки.

Ранняя вершина

Еще одна схема называется преодоление «ранней вершины». Если за одним поворотом следует другой, лучше максимизировать скорость при вхождении в него и замедлить автомобиль после преодоления вершины, чтобы настроиться на прохождение следующего виража.

Если впереди несколько поворотов, лучше оценить их как единую систему, сосредоточиться на максимизации скорости выхода в конце серии маневров. Метод «ранней вершины» сохраняет устойчивость автомобиля, чтобы водитель мог входить в повороты, последний из которых должен преодолеваться по схеме «позднего пика», чтобы максимально ускориться при выходе из виражей. 

Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

Регулируемых

На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

  • соблюдение направления движения по разметке;
  • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

Поворот на регулируемом перекрестке

Равнозначных

У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

  • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
  • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
  • если справа ТС нет, движение можно начинать.

Поворот на равнозначном перекрестке

Т-образных

Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

  • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
  • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
  • при движении включение указателей поворота обязательно;
  • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

Поворот на Т-образном перекрестке

С трамвайными путями

В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.

Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.

Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.

С разделительной полосой

На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

  1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
  2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

Поворот на дороге с разделительной полосой

Но нужно учесть:

совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса; если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав; когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное

Со светофором

Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

  • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
  • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
  • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

Разворот на перекрестке со светофором

КАК ПРАВИЛЬНО ВХОДИТЬ В ПОВОРОТ НА АВТО

Такой автомобильный маневр как поворот, мы совершаем, постоянно управляя автомобилем. И при этом некоторые, несмотря на то, что проходили кое-какое обучение в автошколе, осуществляют вхождение в поворот, абсолютно неправильно, подвергая свою жизни и жизнь пассажиров опасности. Разберемся,  что такого сложного в том, чтобы повернуть руль авто и совершить поворот, и как правильно это сделать.

В первую очередь стоит оборотить внимание на то, какую опасность таит в себе поворот на автомобиле. Самая большая опасность заключается в том, что во время поездки по городу зачастую возникают ситуации, при которых обзор того, что происходит за поворотом просто, закрыт

Например, перед вами может встать какой-либо большегрузный автомобиль, или обзор закроют дома и т.д. Между тем, ситуация на дороге меняется ежесекундно, и за поворотом Вас может ждать мчащийся автомобиль, или переходящий через дорогу пешеход, поэтому Вы должны совершать поворот, создав для себя определенные условия, гарантирующие что Вы успеете среагировать на возникновение экстремальной ситуации. Хорошо если у Вас будет автомобильный регистратор, тогда в дальнейшем при разборе ДТП, Вы сможете доказать свою правоту.

Отсюда следует два вывода. Первый вывод заключается в том, что при вхождении в поворот не нужно торопиться, и второй вывод — входить в поворот необходимо на минимально возможной скорости. Если Вы будете соблюдать эти два простых условия, особенно в условиях ограниченного обзора, то Вы никогда не попадете в неприятные ситуации. Другой вопрос при прохождении поворотов заключается в том, на какой скоростной ступени коробки передач необходимо проходить поворот. Практически все инструкторы автошкол, говорят, что входить в поворот необходимо на второй передаче и, частично, это правильное утверждение. В поворот действительно лучше всего входить на включенной передаче. В этом случае, если у вас возникнет необходимость экстренного торможения, Вы сможете затормозить практически мгновенно. Поэтому те, кто перед вхождением в поворот переключается на «нейтраль», совершает ошибку. Но стоит помнить, что совсем необязательно входить в поворот на второй передаче. Это условие продиктовано в первую очередь тем, что в условиях поездок по городу, мы в большинстве случаев пользуемся второй передачей, но если Вы будете входить в поворот на третьей передаче, то ничего страшного не случиться

При повороте, так же важно выбрать правильную траекторию поворота. Многие новички, осуществляя поворот, действуют так, как будто они идут пешком, а не движутся на автомобиле

То есть, поворачивая, они стараются срезать угол, для того, чтобы быстрее уйти от поворота. Такое поведение на дороге является неправильным. Срезая углы, Вы тем самым оставляете себе меньше места и времени для возможного экстренного маневра. Входить в поворот необходимо по максимально пологой траектории. При этом, рекомендуемая скорость движения, должна быть не более тридцати километров в час.

Как избежать ДТП

Дадим ещё несколько важных и полезных рекомендаций, которые помогут вам не допустить ошибок и не стать виновником ДТП, включая на машине заднюю передачу и начиная движение задним ходом. Также эти рекомендации пригодятся тем водителям, которые сами столкнулись с автомобилистами, движущимися на своём автотранспортном средстве задним ходом.

  1. Если при движении вперёд вы заметили, что на вас начинает ехать машина на задней передаче, ни в коем случае сами не пытайтесь начать двигаться назад. Следует плавно остановиться при возникновении такой необходимости, и обязательно подать громкий звуковой сигнал. Водитель просто мог не заметить вас. Сигнал заставит его остановиться и изменить манёвр, который будет безопасным.
  2. Если же водитель не слышит и никак не реагирует на ваши действия, следует отъехать в сторону. Но только вперёд. Если включите заднюю передачу, можете сами спровоцировать контакт с другим автомобилистом или участником движения, оказавшись в результате невольным виновником ДТП.
  3. Осуществляя на авто движение задним ходом, вы вполне можете сами услышать со стороны звуковой сигнал. В этой ситуации следует незамедлительно остановить транспортное средство. Порой намного разумнее нажать на тормоз, выйти из машины и посмотреть по сторонам. Не исключено, что сигнал адресовался не вам.
  4. Двигаясь на задней передаче, смотрите во все зеркала. Это касается боковых зеркал и салонного зеркала заднего вида. Поочерёдно смотря в них, вы сможете полноценно оценить ситуацию и принять правильное решение.
  5. Через парковочные ряды ехать следует на минимальной скорости, параллельно наблюдая за автомобилями с левой и правой стороны. Некоторые водители могут не посмотреть в зеркала и начать движение задним ходом. Либо их обзор ограничивают другие авто. Пока они хотя бы частично не выедут с парковочного места, движущиеся машины могут и не заметить.
  6. Старайтесь использовать задний ход лишь при крайней необходимости и когда есть время. Если нужно припарковаться на стоянке или около магазина, лучше заехать на паркоместо задним ходом, чтобы затем иметь возможность выехать уже передом.

Нельзя забывать, что основная масса ДТП происходит тогда, когда машина выезжает задним ходом, а сам водитель спешит, не обращая внимания на ситуацию вокруг и игнорируя основные правила.

Изученный материал даёт наглядно понять, что движение на задней передаче действительно является крайне опасным манёвром для любого автомобилиста, вне зависимости от его опыта и стажа. Хотя штрафы небольшие в большинстве случаев именно за движение задним ходом, вы можете спровоцировать ДТП и нести за него ответственность. А там уже совершенно иные штрафы, помимо которых вас также могут привлечь по статьям уголовного кодекса.

Почему знание правильной траектории делает гонщика быстрее

Новички стритрейсеры на своих авто не пытаются входить в повороты как профессиональные пилоты, стремятся стать быстрее за счет скорости, представляя, что находятся на гоночной трассе. Это в корне неправильный подход, так как траектория маневра имеет решающее значение. Также существует множество факторов, которые необходимо учитывать при приближении к повороту.

Основополагающий фактор – радиус. Автомобиль может осуществлять маневр по большому или малому радиусу. Максимальная траектория позволяет преодолевать поворот быстрее с сохранением динамики, чем при прохождении по кратчайшему пути. При этом большая скорость автомобиля во время маневра делает его устойчивым.

Что говорится в ПДД

Местам, запрещенным для разворота, посвящен целый подраздел ПДД – 8.11. Кроме того, в разделе 8 есть указания, касающиеся выполнения подобного маневра.

Как правильно развернуться

Согласно пункту 8 Правил дорожного движения, к выполнению разворотов (вне зависимости от места их осуществления) предъявляются следующие требования:

  • перед началом маневра необходимо занять максимально возможную левую полосу. Это же требование относится и к поворотам налево;
  • перестроение на нужную полосу выполняется заранее, затем следует остановиться для оценки ситуации и только после этого выполнять маневр;
  • перед выполнением маневра необходимо убедится, что отсутствуют помехи как со стороны встречного, так и со стороны попутного потока.

Какие правила выполнения маневра

Развернуться точно на «зебре» не удастся (так как это запрещено), однако, можно выполнить маневр за 10 метров до или после указанного участка. Для того, чтобы маневр был выполнен верно стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

Убедиться в отсутствии запрещающих знаков 5.15.1, 5.15.2 или 3.19.
Включить левый поворотник и перестроиться в крайнее левое положение на дороге. Смещение вправо, в этом случае, возможно только при недостаточной ширине дорожного полотна и при наличии риска не вписаться в траекторию.
Уступить дорогу машинам обоих направлений: попутного и встречного.
Дождаться разрешающего сигнала светофора, при его наличии. Если маневр выполняется на «зебре» нерегулируемого перекрестка – использовать принцип «правой руки» для определения очередности движения.
Начать выполнение маневра, убедившись в его полной безопасности.
Для движения необходимо выбрать длинную или короткую траекторию, так чтобы наивысшая ее точка не пересекалась с разметкой пешеходного перехода на асфальте

Минимальное расстояние до него – 10 метров.
При движении в границах регулируемого перекрестка важно завершить маневр даже в случае переключения сигнала светофора. Если остаться в его границах, то это спровоцирует образование пробки и затруднения движения

К аналогичному результату приведет и смена направления движения на чрезмерно узкой дороге. В этом случае, лучше проехать чуть дальше до места ее расширения.

Выход

Когда автомобиль преодолевает центр поворота, руль должен постепенно возвратиться в первоначальное положение. В этот же момент необходимо плавно начать набирать скорость. Если после преодоления геометрического центра поворота водителю необходимо доворачивать руль, значит при входе была допущена ошибка: неверно выбранный момент для начала манёвра или слишком рано повёрнутый руль.

При своевременном торможении и правильном входе, проблем с выходом из сложного манёвра не возникает. Также важным условием успешного прохождения поворота является своевременность и плавность всех движений. К этому и должен стремиться начинающий водитель, которого часто выдают суетливые и отрывистые движения.

Особенности поворотов с разной трансмиссией

  • Как мы уже поняли прохождение поворота начинается с подготовки, а точнее со сброса скорости. На механике это можно делать тремя способами. Просто сбавляя обороты, притормаживая нажатием на тормоз, применить торможение двигателем. Если с первыми 2 пунктами все понятно, то вот последний имеет смысл разобрать подробнее. По сути, торможение двигателем подразумевает под собой переключение на более низкую передачу, что приводит к снижению скорости. Применяется в случае, когда дорога достаточно скользкая, в таких условиях использование тормозной системы приведет к потере управляемости;
  • Вход в поворот на механике должен производиться на постоянной тяге. Это не даст потерять управление над транспортным средством;
  • Проход должен сопровождаться контролем всех параметров. Скорость должна оставаться стабильной, в крайнем случае немного снижаться;
  • Выход из поворота будет зависеть от типа привода. Задний привод более чувствителен к работе с газом. Если начать увеличение оборотов в этот момент, можно получить занос вовнутрь поворота. На переднем приводе наоборот, рекомендуется для стабилизации траектории слегка добавить обороты.

Ошибки начинающих водителей

Первые уроки практики являются наиболее важными, но многие новички ввиду волнения совершают много серьезных ошибок. Первой ошибкой является возвращение руля в исходную позицию после совершения поворота, несмотря на устройство рулевого механизма, которое позволяет автоматически возвращать руль в положение движения автомобиля по прямой линии. При этом не требуется руками крутить руль

Во время управления рулем важной задачей является не совершать лишних действий, чтобы вовремя ориентироваться в дорожной ситуации

Популярными ошибочными действиями новичков являются:

  1. Дергание рулем. Руки должны быть расслаблены, а хватка мягкой – основные моменты, о которых нельзя забывать при управлении транспортным средством. Нельзя прилагать больших усилий к рулевому колесу при совершении поворота. При этом можно резко входить в траекторию поворота, но через небольшое время таких виражей автомобиль придется отправлять в ремонт, покрышки и подвеска будут иметь повреждения. При скольжении колес управлять автомобилем будет невозможно, поэтому нельзя слишком усердствовать при вращении руля, и машина будет долго служить вам, а ремонт не понадобится.
  2. Водитель «повис» на руле. При вождении автомобиля на руль должно прикладываться только усилие рук. Мышцы, не работающие в данный момент, должны быть расслабленными. Для выполнения этих условий необходимо применять специальную опору, предназначенную для отдыха левой ноги, плотнее прислоняться к спинке, быть пристегнутым ремнем. С помощью таких правил вы будете максимально сливаться с автомобилем в одно целое.
  3. Мертвая хватка руля. Чтобы совершить поворот на дороге, необходимо к рулю применить некоторое усилие, но не браться за него мертвой хваткой. Следует научиться быстро расслаблять руки. При постоянном напряжении автомобиль будет плохо реагировать, а вы будете часто уставать при вождении.

Кувырок в воде

Это – самый технически сложный способ, которому научиться весьма непросто. Но именно он является самым быстрым и эффективным – именно его используют профессионалы на всех соревнованиях по кролю.

Пошаговая схема

Здесь приведем сразу две иллюстрации: на одной показано, что пловец в момент переворота полностью оказывается на спине, на другой он изображен чуть-чуть под углом.

На самом деле, грань между этими вариантами почти отсутствует, каждый сам для себя определяет, в какой момент ему начинать вращение со спины на грудь.

Первый вариант:

Кувырок. Пловец на спине

Второй вариант:

Кувырок. Пловец слегка под углом

Техника разворота кролем на груди

Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Приближение к стенке. Делаем гребки руками, при приближении к стенки сначала одна рука после гребка остается вытянутой вдоль тела, затем – вторая, в момент завершения гребка второй рукой начинается следующий шаг.
  2. Кувырок. Голова и верхняя часть тела делают заныривающее движение, после чего все тело вслед за ними делает сальто – кувырок – таким образом, чтобы ноги занеслись на стенку бассейна, а вы фактически оказались под водой на спине (параллельно дну либо слегка под углом), развернутыми в другую сторону.
    В этот момент делайте выдох носом, чтобы в него не попала вода.
  3. Толчок. Руки выбрасываются стрелочкой вперед, выполняем сильный толчок ногами. Поскольку фактически мы находимся на спине, в момент толчка начинается поворот тела, чтобы затем вновь оказаться на груди.
  4. Скольжение. Скользим с вытянутыми руками, при этом продолжаем и завершаем поворот на грудь.

Таким образом, фактически здесь тело вращается в двух плоскостях: сначала делается сальто и мы вместо груди оказываемся на спине или почти на спине, а затем во время толчка и скольжения мы вращаемся, чтобы вернуться на грудь.

В середине этого видео вы можете посмотреть всю последовательность в замедленной съемке:

Техника на спине

При плавании кролем на спине делается аналогичный кувырок, но со следующими особенностями:

  • Когда подплываем к концу дистанции, сначала переворачиваемся со спины на грудь. После этого разрешается сделать одно гребковое движение рукой.
  • В положении “на груди” делаем тот же самый кувырок, только после толчка ногами остаемся на спине – скользим под водой и затем выходим на поверхность.

Как научиться

Если другие методы можно оттачивать прямо по ходу плавания, то для обучения кувырку стоит выделять отдельное время – нужно все-таки сначала принципиально поучиться его делать у стенки бассейна, а затем уже оттачивать в ходе регулярного плавания.

Целое занятие ему посвящать не стоит, так как вы устанете, нахлебаетесь воды носом и можете начать сбиваться на неправильную технику, а вот выделять 10 минут в начале нескольких тренировок можно и нужно.

Вот отличное видео про обучение кувырку:

Также вот еще возможные варианты упражнений для того, чтобы научиться делать сальто в воде:

  • Для начала можно попробовать покувыркаться не у бортика, а чуть подальше него, чтобы ощутить это движение и не испытать страха удариться о стену бассейна.
  • Еще один вариант – взяться руками за стенку бассейна, интенсивно работать ногами и делать выдох в воду. То есть Вы как бы будете плыть ногами, но будете при этом стоять на одном месте, держась за бортик. Через несколько секунд, продолжая работать ногами, уйдите головой вниз и перекиньте ноги – получится кувырок с выходом на спину. Далее останется отточить это движение и последующий обратный переворот на грудь после толчка.

Не забывайте выдыхать носом, особенно на первых порах (потом это войдет в привычку и будет делаться “на автомате”).

Способы поворотов в движении и на месте

Вне зависимости от положения лыжника на трассе (стоит, двигается) выделяют способы поворотов на лыжах:

  • переступанием;
  • левым или правым махом;
  • прыжком с опорой и без опоры;
  • упором;
  • плугом.

Важно. Новичку рекомендуется опробовать все способы и выделить наиболее комфортные

Каждый способ, несмотря на легкость выполнения, требует многократных повторений, чтобы понять, как двигаться, и довести процесс до совершенства.

На месте

Самый простой способ поворота — переступанием, выполняющийся через заднюю или переднюю часть лыжи. Начинают переступать с внутренней ноги, находящейся ближе к завороту. Например, поворачивая направо, шагают правой ногой. Напоминает перешагивание обычными приставными шагами без перекрещивания. Как сделать:

  • занять исходное положение: поставить ноги параллельно, палки — около крепления, колени слегка согнуть;
  • перенести вес на внешнюю ногу;
  • вместе с отводом палки отставить в сторону внутреннюю ногу, не отрывая от снега пятку или носок в соответствии с частью, через которую делается заворот;
  • приставить параллельно вторую ногу;
  • повторять, пока не будет сделан желаемый угол.

Взмахом правой или левой ноги повернуться значительно быстрее. Способом разворачиваются на узкой лыжне. Действия совершают быстро, не задерживаясь в одном положении надолго:

  • поставить ноги параллельно, палки держать у крепления;
  • перенести вес на одну ногу (например, правую);
  • вторую ногу (левую) оторвать от снега и развернуть вместе с туловищем (влево);
  • одновременно отвести палку за опорную ногу (правую);
  • поставить ногу в противоположную исходному положению сторону;
  • приставить вторую ногу вместе с разворотом туловища.

Третий способ развернуться — подпрыгнуть на месте:

  • без опоры — подогнуть колени, подпрыгнуть и рывком повернуться в необходимую сторону;
  • с опорой — подпрыгнуть, опираясь на широко расставленные палки (чтобы не мешали).

Внимание. Не нужно подпрыгивать слишком высоко или лишь слегка отрывая ноги от снега

И в первом, во втором случае можно потерять равновесие.

В движении

Проще всего изменить направление при скольжении переступанием. Выделяют два метода в соответствии с переносом нагрузки на внешнюю или внутреннюю лыжу. Чаще всего заворачивают, опираясь на ближнюю к завороту ногу, но лучше освоить оба способа. Как делать:

  • перенести вес на внутреннюю лыжу;
  • переднюю часть второй лыжи слегка приподнять, как при переступании на месте, и поставить несколько под углом (в сторону) на внутреннее ребро;
  • перенеся на внешнюю ногу вес, оттолкнуться от снега вместе с толчком палками.

Шаг напоминает конькобежный. В зависимости от радиуса заворота отталкиваются несколько раз. В конце заворота рабочая наружная нога параллельно приставляется к внутренней.

Поворачивать упором можно на склонах средней крутизны при быстром передвижении по склону. Способ отличается от переступания положением внешней ноги. Выполнение упорного заворота:

  • перенести вес тела на внутреннюю ногу;
  • пятку внешней ноги отвести в сторону под углом, а переднюю часть выдвинуть вперед и поставить на внутреннее ребро;
  • поворачивая, плавно перенести на внешнюю ногу вес тела;
  • после прохождения поставить ноги параллельно.

От угла отклонения внешней ноги, а также постановки на ребро зависит крутизна прохождения поворота. Чтобы понять, как правильно переносить массу тела, рекомендуется потренироваться на месте. Тренироваться следует попеременно в обе стороны.

Как делается «плуг»:

  • начать спуск в исходном положении;
  • постепенно свести передние части, разведя задники (положение «плуг»);
  • слегка встать на внутренние ребра;
  • направлять вес тела в зависимости от стороны заворота.

Если необходимо повернуть налево, вес переносится на правую ногу. Заворачивая в противоположную сторону, лыжник меняет ногу. За один спуск можно повернуть несколько раз в разные стороны.

Траектория

Если цель – показать лучшее время на круге, необходимо по максимуму использовать ширину дороги. Чтобы пройти поворот максимально быстро, нужно двигаться по наименьшему радиусу от точки входа до точки выхода. Иными словами, в точке входа вы начинаете поворачивать к апексу, после прохождения апекса необходимо начать распрямление, которое закончиться в точке выхода на прямик. Таково описание идеальной траектории при движении по гоночному треку. Но существуют экстремальные ситуации, в которых для получения выгоды траектория движения претерпевает изменения:

  • поздний вход. В таком случае апекс отодвигается по направлению к внешнему краю поворота, а поэтому при движении к апексу траектория более прямолинейная. Поздний апекс позволяет раньше начать распрямление, а, следовательно, и разгон. Это дает значительное преимущество, если за поворотом идет длинный прямой участок;
  • ранний вход. Срезание дуги входа используется при обгоне противника на треке. Водитель начинает тормозить позже, направляясь к апексу под большим углом, следовательно, преодолевая меньшее расстояние. Это позволяет преградить идеальную траекторию противнику и вынуждает его сместиться к внешнему краю поворота.

Если изгиб дороги имеет сложную форму, в дуге может быть несколько апексов.

Разворот без перекрёстка

У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.

Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины

Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока

Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.

Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.

На каких автомобилях можно сделать полицейский разворот

Важным критерием успешного выполнения «полицейского» маневра являются технические данные машины. Автомобиль должен соответствовать следующим условиям:

  • двигатель в носовой части кузова. Задний багажник необходимо полностью разгрузить. Если центр тяжести не будет смещен к фронтальной части транспортного средства, то разворот на 180 градусов непрофессионалу осуществить не получится;
  • передний или полный привод. Совершить полицейский разворот на заднеприводном авто достаточно трудно;
  • отключенная система ESP (динамической стабилизации). Если оставить включенной, то колеса заблокируются;
  • отключенная система ABS. В принципе, с активной антиблокировочной системой полицейский разворот выполним, но лишь для водителя-профи. Лучше отключить ABS;
  • 100% исправные ножной и стояночный тормоз;
  • «свежая» шинная резина. На стертых шинах разворот не удастся.

Отметим, что на автомобилях с высоким центром тяжести – например, микроавтобусах (бусах) – развернуться «по-полицейски» не выйдет. Высок риск опрокидывания транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector