Особенности устройства динамометрического ключа, и как с ним работать
Содержание:
- Как пользоваться щелчковым ключом?
- Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?
- Как настроить динамометрический ключ?
- Как пользоваться динамометрическим ключом?
- Особенности затягивания ступичной гайки
- Устройство и принцип работы динамометрического ключа
- Что такое затяжное усилие и как его узнать?
- TalisWoMan › Блог › Затяжка без использования динамометрического ключа
- Общие правила по использованию инструмента
- Динамометрический ключ своими руками
- Обязательно ли нужен динамометрический ключ при затяжки болтов ГБЦ ваз 2109?
Как пользоваться щелчковым ключом?
В принципе применение такого инструмента немного отличается от эксплуатации других видов изделий. Но все же есть нюансы, требующие пристального рассмотрения. Интуитивно можно сообразить, что пользоваться таким инструментом необходимо в ситуациях, требующих определенного показателя усилия.
В своем большинстве они позволяют затягивать элементы по часовой стрелке, но есть и обратного направления инструменты. Реверсивные модели объединяют в себе оба качества.
При покупке инструмента в магазине комплектом прикреплена подробная инструкция, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа. Это нужно не только для точного выполнения поставленных задач, но и для продления срока службы инструмента.
Очень важный момент заключается в том, что плечо рычага нельзя удлинять трубой или другим самодельным устройством. В противном случае точность намного падает.
Работать придется только своими руками. Использование же динамометрического ключа в качестве обычного воротка значительно увеличит его износ.
Подход к работе тем или иным инструментом зависит от вида. Щелчковый предельный ключ в первую очередь требует выставления нужного значения ньютон-метров.
Для этого надо провести следующие манипуляции:
- Ослабить гайку, отвечающую за «стоп».
- На шкале зафиксировать необходимую нагрузку с помощью рукоятки.
- Ввести в стабильное положение стопорной гайкой.
На неподвижную часть рукоятки нанесены грубые значения усилия, на поворотную – точные. Комбинируя их, возможно достичь желаемого результата. После этого можно приступать к работе. При достижении необходимого результата раздастся характерный звук в виде щелчка – резьбовое соединение зажато.
При использовании таких изделий можно не обращать внимания на угол перекашивания головки относительно болта или гайки. Усилия будут равномерно распределяться по поверхности детали, не нанося ущерб точности. И благодаря звуковому сигналу можно работать с таким ключом практически вслепую. Но при всем при этом нужно строго соблюдать заводские указания.
Работа электронным ключом требует более щепетильного отношения. Главным преимуществом является возможность регулировать усилие в пределах десятых, а то и сотых долях ньютон-метра.
Соприкосновение с закручивающимся элементом должно быть под прямым углом. Переусердствовать вам помешает звуковой сигнал зуммера.
Все довольно просто. Однако, чтобы устройство прослужило долго, надо не только знать, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, но и как за ним ухаживать.
Заключается он в таких моментах:
- Эксплуатировать инструмент исключительно в пределах критических диапазонов во избежание преждевременного износа.
- Периодически проводить тестирование или поверку, чтобы показатели не сбивались от намеченных на шкале цифр.
- Не превышать установленные на приборе показатели, ведь он может банально сломаться.
- Осматривать регулярно после применения на предмет механических или физических повреждений корпуса или подвижных элементов.
- Хранить инструмент исключительно в сухих местах.
- На сбережение оставлять устройство только с выставленным на нулевое значение регулятором.
Таблица усилий затяжки метрических болтов
Усилие указано в Ньютон-метрах.
Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?
Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.
Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом – Рекомендации по выбору динамометрических ключей
Недавно приобрела такой ключик!Немало водителей для установки колеса применяют баллончик, будучи уверенными в том, что данный инструмент является весьма приемлемым для этого и его будет вполне достаточно.Однако, они не подозревают о том, что для этого можно использовать другие инструменты, и уж точно не знают о том, как пользоваться динамометрическим ключом, который очень сильно облегчает эту задачу.А между тем, очень зря. Ведь используемые для колес гайки требуют, как, в общем-то, гайки в целом, определенных усилий для их затягивания, причем усилие это измеряется преимущественно в 100Нм.При этом учитывать усилие следует в обязательном порядке, потому как при закручивании ее не до предела вы можете столкнуться с тем, что она попросту слетит.Не избежать проблем и при излишнем усилии, которое может привести к срыву резьбы и шпильки.Учитывая это, использование динамометрического ключа является наиболее целесообразным вариантом, который, однако, требует общей информированности о том, как следует его использовать, а также о том, какие свойства в целом для него характерны.Перед тем, как пользоваться динамометрическим ключом, не лишним будет знать то, что с его помощью можно обеспечить абсолютную точность в усилии по затяжке болтов и гаек.
При работе этим инструментом только с гайками, усилие может быть определено вами в пределах 100Нм.Регулировка на конкретно определенное усилие – это возможность, в принципе, всех ключей, однако забывать о том, что чем ближе будет непосредственно к размеру диапазона уровень регулировки, тем более точным будет само усилие.Учитывая это, лучше, если вы приобретете ключ, интервал усилий которого составляет 40-210Нм, хотя, собственно, именно этот диапазон является наиболее распространенным в продаже.Кроме самого ключа следует также приобрести головку – лучше, если она будет более длинной, это позволит в процессе затяжки не задевать руки и ключ.Переходя непосредственно к использованию ключа, определим несколько основных действий для этого процесса.Для начала следует разблокировать штопор, после чего, при одновременном вращении рукоятки, устанавливаем усилие на показатель в 100Нм.
Данное число можно получить из 98 (в виде числа на шкале) и 2 (определенного делением рукоятки). Вполне возможно, что в зависимости от варианта ключа, шкала имеет определенные отличия.Далее необходимо установить головку – теперь ключ полностью готов к проведению работ с его помощью.Теперь необходимо установить в такое положение «трещотку», при котором гайка будет откручиваться.Далее гайку одеваем непосредственно на ключ, затем ослабляем ключом гайку.Здесь, в момент равенства степени затяжки с моментом установленным ключом будет издан щелчок, уведомляющий об этом, после чего следует прекратить закручивание.Затем процедуру следует повторить для остальных гаек.По завершению работы в обязательном порядке следует установленный момент ослабить до минимума, хранение должно осуществляться только в таком виде.Преимущество работы с данным ключом заключается в том, что процесс становится в целом достаточно легким, кроме того, у такого ключа удобная и длинная ручка, что также добавляет удобства в работе.
При этом, отличительной особенностью в сравнении с баллончиком является то, что для отвинчивания плотно посаженной гайки не придется прыгать, кроме того, прикладывать можно любые усилия, не сосредотачивая внимания на том, щелкнет он или не щелкнет.Кстати, проверку гаек следует осуществлять каждый раз после достижения отметки в очередных 500км пробега.
Как настроить динамометрический ключ?
Если производился недавно ремонт приспособления или оно работает неправильно еще с завода, то нужно произвести калибровку. В домашних условиях задачу, как выставить динамометрический ключ, делаем согласно следующей инструкции:
- Для калибровки требуется установить точный момент силы. Дома это можно произвести с помощью кантера, как описано в предыдущем разделе, или используя груз с точным весом (гантели, гири).
- Устанавливаем ручку на нужный момент и проверяем ключ в работе.
- Если щелчок произойдет раньше, чем груз переместится, то нужно затянуть калибровочную втулку.
- Если вес поднимается без щелчка, то калибровочная втулка ослабляется.
- Настройка динамометрического ключа производится до момента, пока груз в момент щелчка будет едва-едва подниматься.
- Когда требуемый параметр будет выставлен, ручка блокировки затягивается.
- Устанавливается и затягивается контргайка, чтобы калибровочная втулка зафиксировалась.
Как пользоваться динамометрическим ключом?
Приобретаемый инструмент нуждается в калибровке, поскольку точность показаний датчика фактического момента затяжки оказывается различной и определяется характером производимых операций.
Выбор типоразмера инструмента определяется точностью показаний. Если определяющим фактором является низкая стоимость и простота использования, то применяют динамометрический ключ в форме балки. Если точность и повторное использование более важны, то применяют щелчковый динамометрический ключ. Наибольшую точность затяжки покажет оснастка электронного типа.
При выборе типа ключа оценивают его технические возможности. Например, торговая марка Jonnesway предлагает широкий выбор щелчковых динамометрических ключей, которые включают в себя храповой механизм при различных формах рабочей головки, а её основной конкурент — King tony – помимо инструмента с механическим приводом производит ещё и электронные модели.
Главной позицией выбора типоразмера динамометрического ключа является заявляемый производителем диапазон усилий или крутящих моментов. Последовательность использования такова:
- Ознакомиться со схемой затяжки крепежа, которая приводится в инструкции.
- Очистить крепёж от грязи, жировых отложений и следов коррозии. Хват головки за повреждённые гайки или болты может быть ненадёжным. Также не нужно преждевременно смазывать нитки резьбы: это снизит трение и исказит результаты затяжки.
- Использование динамометрического ключа обычно рекомендуется после того, как соединение уже предварительно затянуто.
- При затяжке необходимо производить визуальный отсчёт показаний только под прямым углом.
Практика применения рассматриваемых видов монтажного инструмента отличается определёнными особенностями.
Особенности затягивания ступичной гайки
Ни понимая с каким усилием затягивать колесные гайки
лучше не браться за эту работу. Если их перетянуть, то произойдет поломка, а если не дотянуть, то в таком случае может произойти прокручивание, посадочное место под подшипником испортится. Все, кто не уверен в своих познаниях, могут использовать пружинный кантор, но можно обойтись и более простым способом. Воротки с трещоткой чаще всего не могут обеспечить достаточное усилие, а предназначенные для этого инструменты стоят дорого.
Чтобы не допустить поломки и правильно выполнить работу, для протяжки
рекомендуется использовать рычаг длиной метр или чуть больше. Если на ступице автомобиля мелкий шаг резьбы может хватить усилия в 20 Нм плюс к этому необходимо будет сделать поворот ключа еще на 90°, в сумме такие усилия дадут очень приличный момент затяжки. Кто помнит физику может произвести простой расчет. Для этого необходимо знать свой вес и длину рычага. Значение в 20 Нм равно усилию два килограмма при длине рычага в метр.
Усилие, то с каким моментом затягивать ступичную гайку
, зависит от индивидуальных особенностей транспортного средства. Рекомендации по затяжке даже одного и того же подшипника часто различаются. Они зависят от качества металла ступиц, прочности гаек, цапф, резьбы. Обычно 19-23 кгс/м достаточно. Если произойдет ослабление подшипника и зазор достигнет значения 0,06-0,08 миллиметров, это значительно повлияет на снижение ресурса всего механизма.
Специалисты много лет проработавшие в автосервисе рекомендуют через каждые 15-20 тысяч километров пробега подтягивать гайки ступиц. Полезно будет в таком случае их немного расслабить на один два оборота. Лучше всего чтобы автомобиль был приподнят домкратом при этом. Для осуществления данного процесса многие советуют применить трубчатый ключ, накидной, потому что у него толстые стенки и есть место под вороток, и он более мощный. Благодаря специальному переходнику получиться применить трубу.
Современные автомобили оборудованы обжимными гайками, которые не нужно контрить. На них есть пояски и они сами вдавятся в пазы цапфы. Не надо давить на ключ всем своим весом в сто килограмм, это фактически в два раза сильнее, чем необходимо. Зная точно какой момент затяжки ступичной гайки
можно избежать потери колеса в пути, перед этим произойдет образование стука при поворотах, машина при этом может вылететь в кювет.
Момент затяжки переднего ступичного подшипника – это усилие, с которым затягивается гайка ступицы. Единицы измерения – Н*М (или кгс*м). Передние подшипники имеют внутренний осевой зазор, который необходим для правильной работы подшипника, а именно:
- предотвращение углового смещения колец;
- снижение трения тел качения и дорожек качения;
- правильное распределение внутренних напряжений на сепараторы и обоймы.
- компенсация теплового расширения.
- увеличение угла контакта для осевых нагрузок.
В свою очередь, осевой внутренний зазор двухрядного шарикоподшипника — это величина, на которую перемещается внутренние кольца относительного наружного. Для того чтобы осевой зазор был допуске, производится регулировка шарикоподшипника (или роликового), делается это при помощи правильной затяжки гайки ступицы.
Ознакомьтесь с устройством крепления и компоновки подшипника с передней ступицей, а так же с конструкцией ступичного шарикоподшипника.
Так же на видео представлен процесс регулировки люфта уровнем натяжения контргайки:
Устройство и принцип работы динамометрического ключа
Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm).
Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.
Типы конструкций
Стрелочный (измерительный)
Недорогой, простой, удобный в использовании.
На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.
К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка.
При затягивании крепежа рукоятка изгибается на тарированный угол, в результате чего происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки.
Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.
Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени».
Недостатки:
- достаточно высокая погрешность – до 8%;
- качество работы зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.
Индикаторный
Передает более точный результат. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.
Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором.
Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.
Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки.
После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.
Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.
Электронный
Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.
Есть приборы с дополнительными функциями:
- выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
- фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
- звуковая индикация. При предварительной установке предела срабатывания и достижения заданного значения срабатывает зуммер. Это удобно при работе в ограниченном доступе.
Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.
При работе с ключом, имеющим индикатор, контроль за крутящим усилием зависит только от вас.
Щелчковый механизм
Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.
Ключ с щелчковым механизмом не даст повредить крепеж или устанавливаемую деталь.
При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.
Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:
Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке.
Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2).
Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.
Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.
Ххраповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.
Некоторые модели предусматривают сменные головки под различный размер квадрата.
Но дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.
Что такое затяжное усилие и как его узнать?
Моментом затяжки называют показатель усилия, который необходимо приложить для резьбовых соединений в процессе их завинчивания. Если крепеж был закручен с прикладыванием небольшого усилия, чем это было нужно, то при воздействии различных механических факторов резьбовое соединение может не выдержать, теряется герметичность скрепленных деталей, что влечет за собой тяжелые последствия. Так же и при чрезмерном усилии, резьбовое соединение или скрепляемые детали могут попросту разрушиться, что приведет к срыву резьбы или появлению трещин в конструкционных элементах.
Каждый размер и класс прочности резьбовых соединений имеет определенный момент затяжки при работе с динамометрическим ключом, который указывается в специальной таблице. При этом обозначение класса прочности изделия располагается на его головке.
TalisWoMan › Блог › Затяжка без использования динамометрического ключа
Способ затяжки без использования динамометрического ключа (почерпнуто с просторов инета, с небольшой моей редакторской правкой)Задалась вопросом: «Как затянуть без динамометрического ключа болтовое соединения необходимым моментом, если нет в хозяйстве ключа»?Это можно сделать, вчера опробовано лично.Понадобится:1) ключ рожково-накидной или накидной двусторонний, в моем случае это была сгибающаяся отвёртка для бит с полостью в ручке, куда вставлялся метровый отрезок трубы;
2) пружинный кантер(весы) с пределом до 20 кг. Я взяла электронные, купленные на Али.Теперь вспоминаем школьные знания.Момент затяжки это определенное усилие, приложенное к рычагу длиною в 1 метр. К примеру нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нам нужно измерить длину накидного ключа в метрах. К примеру, длина ключа составила 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на требуемое усилие затяжки(2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.Так как я филолог, а не математик, свои расчеты и прилагаемые усилия я упростила метровым отрезком трубы: девочке и считать легче, и крутить)Далее устанавливаем отвёртку/ключ на болт или гайку, на другой конец ключа цепляемся крючком пружинных весов и тянем за кольцо весов до достижения требуемых кг.Тем самым, простым способом без наличия динамометрического ключа затягивается болтовое соединение необходимым моментом. Да, выглядит непрофессионально, когда ты в отвертку вставила трубу, к концу трубы подцепила весы и тянешь, посматривая на циферблат (я бы даже сказала дурковато), но ценник минимум в 2500 р за динамометрический ключ оправдывает минуту позора В=).
На многих запчастях для велосипеда и не только часто указывается момент затяжки винтов/ болтов/ гаек и прочего, чтобы не навредить резьбе и не испортить запчасть.Статья будет полезна тем, кто хочет закручивать гайки по мануалу без траты средств на динамометрические ключи, ибо сто́ят они не бюджетно.В принципе, при наличии большого опыта кручения гаек и умении перевести в уме Ньютоно-метры в «усилие на руку», можно обходится без ключа, хотя понятно что погрешность будет в пару ньютоно-метров, но сейчас поговорим о том, как все-таки закручивать с наименьшей погрешностью.Итак речь идет о установке заднего переключателя.Гайка переключателя прикручивается к петуху велосипеда с усилием 10Нм. Делим на 10 и получаем 1 кг*м (килограмм силы на метр).Это означает, что максимальное рекомендуемое усилие при затягивании гайки должно быть равно силе, с которой действует груз весом в 1 кг, подвешенный к ключу длиной 1 метр, причем сила груза должна действовать перпендикулярно к ключу!Понятно, что искать метровый ключ, крайне неблагодарное занятие, но есть выход!Общая формула:М=0.1*F*LгдеL-длина плеча (в см),M-момент силы,F- сила воздействия (вес в кг)Т.е
нам нужен ключ на 10 (удобнее всего рожковый-накидной), весы (электронные или механические, не важно)
Итак:1. Отмеряем линейкой длину ключа, согласно рисунка.2. По формуле посчитали F (в нашем случае=вес в кг.) F=M/(0.1*L).Пример: у меня был ключ рожковый-накидной и длина его согласно рисунка получилась 12см.Подставив в формулу я получил: F=10/(0.1*12)=8,33 H , т.е. 8.3 кг.3. Вешаем весы на сторону, где ключ у нас накидной (крючок весов не будет соскальзывать, вот почему такой ключ немного удобней чем рожковый с обеих сторон ) .Тянем за шнурок/ухо весов и смотрим на шкалу, чтобы не превысить наши xx кг, посчитанные ранее по формуле.P.S. Не забываем перед всеми этими манипуляциями, взвесить на весах 1 литровую пластиковую бутылку воды и убедиться, что весы показывают ровно 1 кг (с погрешностью +-30 грамм).Возможные погрешности:1) тянуть идеально под углом 90 градусов,2) точность измерения длины L3) погрешность весов.И да, лучше чуть недокрутить, то есть чтобы погрешность была в меньшую сторону, ибо срыв резьбы на резьбовом соединении — неприятная штука (уже срывал в вилке, с тех пор закручиваю с весами 🙂 )
Общие правила по использованию инструмента
Сам инструмент представляет собой стержень с рукояткой на одном конце, и с индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или присоединительное гнездо для рожковой насадки (гаечной либо накидной насадки).
В ключах предусмотрены индикаторные механизмы и регулировочные, как с предохранителем от перетяжки, так и без них.
Далее рассмотрим разновидности динамометрических ключей, которые чаще всего используются в работе.
Щелчкового типа
Часто автомобилисты приобретают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, прочности и наличием удобной шкалы с настройкой. Таким ключом невозможно перетянуть резьбу, так как предусмотрен предохранитель.
Главное знать, как правильно работать с изделием данного типа. Суть заключается в необходимости заранее выставить нужное значение максимального усилия (момента затяжки).
Далее производится обычное затягивание соединения (болта или гайки) до тех пор, пока не появится хорошо слышимый щелчок. Данный звук сигнализирует о достижении требуемого параметра. Примечательно, что дальше прибор перейдет в режим «проскальзывания» и перетянуть соединение не получится.
Видео: «Как пользоваться ключом щелчкового типа»
Как пользоваться шкалой:
Торсионного типа со стрелкой-указателем
Такие ключи имеют характерную особенность – крупные габаритные размеры. Непосредственно у самой рукоятки имеется шкала, по которой и производятся необходимые измерения. Предварительно настроить данный ключ не получится, результат затяжки достигается по факту.
Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где предусмотрен средний уровень точности затяжки.
При использовании стрелочного инструмента рукоятка перемещается относительно шкалы в направлении приложения усилия. Стрелка остается неподвижной.
Чтобы максимально точно произвести замер, необходимо выполнить пошагово следующие действия:
- Заранее найти на шкале место, которое должна достичь стрелка в момент прикладывания максимального усилия;
- Осуществлять затяжку плавно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
- Если необходимо применение дополнительного усилия, инструмент снимается, производится затягивание обычным ключом и повторная проверка.
Видео: «Как пользоваться ключом стрелочного типа»
Динамометрический электронный прибор
Применение данного инструмента обосновано при сборке оборудования, требующего высокой точности затяжки. На ЖК-дисплей выводится информация (момент затяжки в Н·м). Преимущество моделей – в возможности сохранения настроек при работе.
Установка данных осуществляется по инструкции при помощи специальных кнопок. Удобно и достаточно просто, а экономия времени – огромная. Выгодно использовать такие девайсы на конвейерной сборке, когда необходимо выполнять повторяющуюся операцию многократно.
Сигнализирует при достижении заданного момента затяжки с высокой точностью. Существуют так же специальные электронные адаптеры, которые устанавливаются на ключ-трещотку.
Видео: «Как пользоваться ключом электронного типа»
С рожковыми насадками
Данные ключи имеют принцип работы аналогичный стрелочному типу, но иной внешний вид. Разница в достижении более точных результатов. Фиксация момента затяжки достигается поворотным механизмом с пружиной спирального типа.
К этому механизму присоединен стрелочный индикатор с измерительной шкалой в Н·м. Поворачивание рычага происходит по принципу, аналогичному для работы с гаечным. Слесарь создает необходимую величину усилия, которая отображается на шкале за счет отклонения стрелочного индикатора.
Динамометрический ключ своими руками
Динамометрический ключ — это инструмент для мастеров станций техобслуживания, предназначенный преимущественно для обеспечения равномерного приложения нагрузки на тот или иной крепёжный элемент, он обеспечивает равномерную затяжку каждого болта или гайки.
Электронная или стрелочная шкала на данном изделии позволяет обеспечивать затяжку деталей с точностью до десятых и даже сотых долей мм.
Это дорогостоящий прибор, и, если человек не использует ключ ежедневно, его приобретение нецелесообразно. Однако, досконально зная принцип его работы, можно сделать его своими руками в домашних условиях.
При ближайшем рассмотрении изделие представляет собой обычный рычаг с трещоткой на конце, которая не позволяет мастеру переборщить с усилием и просто прокручивается вхолостую, в соответствии с заранее выставленными параметрами на динамометре.
Динамометр — это простой пружинный механизм, который, натягиваясь, вызывает отклонение стрелки на циферблате от нулевой отметки до предельного значения, заданного пользователем.
В самой головке инструмента спрятано зубчатое колесо, которое приводится в движение, когда на него попадает выступ ключа, однако при достижении необходимого крутящего момента в Н*м этот выступ просто начинает соскакивать, и механическое воздействие на шестерню прекращается. Данный измерительный инструмент фиксирует значение как произведение усилия, которое оказывает рука пользователя на плечо относительно точки закрепления ключа в месте сопряжения рабочей насадки с гайкой и точки приложения нагрузки.
В основании рычага находится вращающийся ограничитель, с помощью которого мастер выставляет точное значение требуемого предельного усилия перед началом работы.
Детали для ключа своими руками
Таким образом, имея под рукой некоторые бытовые приборы, а также немного смекалки и знаний элементарной физики, любой мужчина сможет изготовить подобие ключа, не выходя из дома или гаража, причём результат мало чем будет отличаться от показаний прибора, приобретённого в магазине.
Вам это будет интересно О электрических домкратах: автомобильные модели с электроприводом
Обязательно ли нужен динамометрический ключ при затяжки болтов ГБЦ ваз 2109?
желательно лично я затягиваю гбц без динамометрического ключа
Моторист с опытом и без него затянет, а если Вы ни когда таким ремонтом не занимались, то нажёжней будет воспользоваться этим ключом.
Нет не обязательно. Но нужен навык и практика. Лично переделывал гбц после ремонтников с дина ключем. Не дотягивают они с ним
нет, но надо соблюдать послежовательность затяжки болтов. Если сегодня затянул все болты то лучше завтра дотянуть еще раз все. Только без фанатизма. Рычага в 50 см достаточно. С чувством
Не ползуюсь им, есть места где он не обходим, но это не ГБЦ. к примеру где от давления зажима зависит нагрузка, У меня размеры воротков под головки таковы, что моя сила на них как раз норма
кроме ключа нужно ещё и сами болты нормальные иметь
При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.