Как правильно заменить свечи зажигания?
Содержание:
- Замена свечей зажигания своими руками — пошаговая инструкция
- Последовательность действий
- Что будет, если не менять и не чистить свечи зажигания
- Зачем вообще менять? Какие новые свечи зажигания купить?
- Как заменить свечи зажигания самостоятельно и качественно
- Если после замены свечей зажигания двигатель стал работать хуже, чем раньше, то что делать?
- Проверка и замена катушки зажигания
- Снимаем старые свечи
- Величина зазора электродов
- Оценка состояния свечей зажигания
- Кислота от нагара
Замена свечей зажигания своими руками — пошаговая инструкция
Подготовка к замене свечей
Перед снятием катушек (или проводов) и непосредственно свечи, необходимо тщательно продуть рабочую поверхность, чтобы пыль и песок, которые на ней скапливаются, не попали внутрь цилиндра и не повредили зеркало цилиндра и элементы поршневой группы. Делать это необходимо профессиональным, мощным компрессором.
Удалите мусор и загрязнения перед заменой свечей
Компрессор, которые многие возят в машине для подкачки шин, не подойдет. Поток воздуха нужен сильный. Цена вопроса – здоровье поршневой группы.
Если компрессора нет, а выкручивать свечи надо, можно попробовать следующую схему: выкрутить свечу на несколько оборотом и прочистить поверхности щеткой или кисточкой. Однако, такой способ возможен к применению далеко не на всех авто. Кроме того, можно воспользоваться пылесосом. Однако, ни один из этих способов не гарантируют чистоту цилиндров.
Снимаем старые свечи
После того, как подготовка завершена, можно приступить к снятию свечей:
Понадобится свечной ключ соответствующего размера с воротком и удлинителем.
Порядок действий не сложный:
- Надо найти свечу ключом и снять ее с фиксации, потянув инструмент на себя.
- Выкрутить свечу.
- Повторить действия с остальными деталями.
Использовать электро- или пневмо- инструмент при замене свечей не рекомендуется, поскольку головка нежная и усилия лучше контролировать руками.
Если планируется оставить колодцы открытыми даже на непродолжительное время, например, для чистки и осмотра выкрученных свече, необходимо обязательно закрыть их ветошью, чтобы туда не налетела пыль.
Установка новых свечей
Прежде всего необходимо внимательно по одной осмотреть все новые свечи. Не должно быть сколов на керамическом изоляторе, должна быть чистая хорошая резьба, а также отсутствовали любые другие внешне видимые повреждения.
Грамотной установки свечи можно только с использование динамометрического ключа. Это гаечный ключ со встроенным динамометром – прибором для измерения силы. Если не дотянуть свячу, это чревато перегревом и потерей компрессии; вибрации, которым может подвергается свеча во время работы двигателя, могут ее разрушать, на изоляторе будет появляться микротрещены, будут нарушены характеристики отвода тепла, что в целом приведет к тому, что свеча не будет нормально давать искру и воспламенять топливно-воздушную смесь. Если даль нагрузку на свечу, превышающую рекомендуемую норму, уплотнительное кольцо будет перетянуто, будет наблюдаться перегрев и появится вероятность разрушения свечи, которая может просто сломаться. Также можно сорвать резьбу головки блока цилиндров, что потребует дорогостоящий и сложный ремонт. Таким образом, затяжка свечей – чрезвычайно важным момент и делать это «на глаз» крайне не рекомендуется даже не смотря на то, что данным правилом могут пренебрегать даже в некоторых сервисах.
Все указания о том, с какой силой необходимо закручивать свечи, как правило, даны на их упаковках. В случае, если такие указания отсутствуют, во всяком случае должны быть сведения о том, где это информацию можно найти. В крайнем случае, всегда можно посоветоваться с продавцом того магазина, где данные свечи приобретаются, поскольку на оптовых упаковках эти сведения есть наверняка. Иногда на упаковках встречаются указания каким образом закручивать свечу без динамометрического ключа: сказано на сколько градусов следует проворачивать обычный ключ.
Порядок действий:
- Наживить свечу от руки до упора. Внимательно следить, чтобы свеча вставала строго по резьбе.
- Далее можно приступить непосредственно к затяжке, используя динамометрический ключ, на котором предварительно нужно выставить требуемые показатели. Затяжка идет до щелчка, который издаст инструмент.
- Повторить манипуляции с остальными свечами.
- Пользуясь случаем, следует осмотреть провода и катушки на предмет повреждений, после чего можно будет надеть их на свечи.
После того, как будут затянуты все свечи, необходимо сразу ослабить динамометрический ключ. Хранить в натянутом состоянии его нельзя, поскольку он начинает «врать».
Последовательность действий
Сам процесс не подразумевает наличия специальных навыков, много времени не отнимает. Проделав все действия один раз, на будущее вы будете знать, как они меняются.
Перед началом работы необходимо обесточить машину, для чего на аккумуляторной батарее отсоединяется «минусовая» клемма. После этого находим высоковольтные провода, которые укажут, где расположены свечи. Их следует аккуратно отключить. Чтобы в процессе работы не запутаться в подсоединении, можно проводить замену по одной свече. До того, как выкрутите старую свечу, очистите посадочное место, протерев его ветошью или обработав воздушной струей. Выкрутив свечу, такую же операцию необходимо проделать с гнездом. Поочередно меняем все, подключаем аккумулятор.
Обращаем ваше внимание, что во всех машинах смена свечей может отличаться из-за конструктивных особенностей мотора и наличия свободного подкапотного пространства. В случае, если доступ к свечам перекрыт, необходимо снять детали, препятствующие работе
Что будет, если не менять и не чистить свечи зажигания
Следует подробно остановиться на причинах, по которым запрещено использовать свечи, содержащие те или иные неполадки.
Начать следует с нагара на изоляторе. Свеча находится внутри камеры сгорания, где присутствуют частицы масла, смазывающего цилиндр и поршень. Она контактирует при сгорании богатой смеси с сажей. А сажа имеет свойства откладываться на достаточно холодных частях металла. Поэтому камера сгорания любого двигателя покрывается налетом. Слой сажи на стенках камеры растет до определенного момента, после которого прирост прекращается. Потому что остальная часть налета нагревается то такой степени, что сажа от туда выжигается. Поэтому на протяжении всего срока службы двигателя слой сажи остается определенной неизменной толщины. Сажа откладывается на металлической части свечи (но только на той стороне, которой свеча ввернута в камеру). Это заметно по характерному четному налету, который в том месте является естественным и нормальным. Если свеча работает в нормальном температурном режиме, при сбалансированной топливно-воздушной смеси, при нормально количестве масла, то есть в расчетном режиме, то центральный изолятор остается белым и чистым, как на новой свече. Происходит это за счет самоочищения центрального изолятора от сажи, которое зависит от температуры, на которую нагревается этот центральный изолятор. Чем выше температура центрального изолятора, тем легче и быстрее обгорают с него следы сажи, и центральный электрод остается светлым.
При температуре 400–500 °С исчезает нагар – свеча самоочищается.
Чистый изолятор обеспечивает малую утечку искры. Темнеет изолятор в случае, если он не нагревается до температуры, при которой бы он самоочистился
Очень важно, что бы изолятор был чистым. Если же он покрыт сажей, то часть заряда искры пройдет по сажевым отложениям, и только другая часть между электродами, поскольку сажа является полупроводником
Таким образом, грязная свеча (изолятор) делает искру нестабильной. При резком открытии дроссельной заслонки, когда давление в конце такта сжатия максимальное эта черная свеча может начать работать с перебоями и не обеспечивать ни достаточной мощности, ни достаточной приемистости, ни экономии. Чистая свеча будет гарантированно поджигать как богатую, так и бедную топливно-воздушную смесь, и не давать пропусков зажигания.
Бывают ситуации, про которых одна половина изолятора чиста, а другая темная. Происходит это из-за того, что на такую свечу воздействует повышенное содержание масла. Чистой стороной свеча стоит к выпускному клапану, а темной – к впускному клапану. Если уплотнитель на впускном клапане (маслоотражатель) испорчен, то есть вместе с подачей свежей смеси он подает капли масла, с которыми уже одна сторона изолятора не успевает справиться. В этом случае ремонта требуют маслоотражательные колпачки на впускных клапанах. Данная ситуация также приводит к сбоям в работе свечи.
Однако, не всегда черные свечи требуют замены. Обычно можно обойтись простой отчисткой под температурой. Еще раз: нагар образуется не из-за неисправности свечи. Отчистив свечу, можно продолжать ее эксплуатацию.
Следующая причина неисправности свечей – коррозия электродов. С каждым разрядом, который проходит между боковым и центральным электродом, с их поверхности испаряется частичка металла. В связи с этим с течением времени электрод стачивается. Таким образом, расстояние между электродами увеличивается. Системе зажигания становится труднее образовать хорошую искру.
Дополнительная информация: зазор между электродами увеличивается на 0,015 мм на каждые 1000 км пробега автомобиля.
Свеча с повышенным зазором, с выработанными электродами оказывает высокое сопротивление. Огромную нагрузку испытывают такие элементы как модуль, трамблер, катушка зажигания (в зависимости от устройства авто). Подвергаясь ненормированной нагрузке, указанные элементы могут просто сгореть. Своевременная замена свечей зажигания и проводов (старые изношенные провода также оказывают сопротивление), может уберечь от сложного и дорогостоящего ремонта.
Кроме того, достоверно известно, что старые свечи могут увеличивать расход топлива до 30%. Поэтому отказ от плановой замены свечей не приведет к экономии бюджета, а скорее наоборот.
Зачем вообще менять? Какие новые свечи зажигания купить?
Для начала определимся, через сколько километров пробега нужно менять свечи зажигания. Для большинства автомобилей этот интервал составляет 15-20 тысяч километров. На основании большого опыта могу сказать, что через 15 тысяч подавляющее количество свечей зажигания уже работает некорректно, появляются пропуски зажигания, ухудшается устойчивость работы двигателя, увеличивается расход бензина и холодный запуск дается довольно тяжело. Это может быть следствием пробоя изолятора, пример приведен на рисунке. Поэтому рекомендую замену свечей максимум через 15 тысяч пробега с регулировкой и удалением нагара через 7-8 тысяч.
Снизу показана свеча зажигания с пробивающим изолятором, сверху – нормальная
зазор между электродами свечей зажигания будет больше положенного, то увеличится расход топлива, если меньше – то появятся дерганья на малых оборотах. Поэтому после покупки перед установкой проверяйте зазоры, они могут немного не соответствовать заявленным на упаковке. На автомобили ВАЗ можно ставить и свечи-аналоги зарубежных производителей, только при этом необходимо смотреть таблицу соответствия импортных свечей зажигания отечественным.
Как заменить свечи зажигания самостоятельно и качественно
Теперь конкретно о том, как поменять свечи зажигания на ВАЗ. Первым делом открываем капот и ставим подпорку, чтобы он не закрылся во время работы. Подпорка есть не на всех автомобилях, поэтому действуйте по обстоятельствам. На последних автомобилях отечественного производства верхняя часть двигателя закрыта пластмассовым кожухом, его нужно снять. Для этого отверните винты его крепления к двигателю и аккуратно снимите.
Далее нужно аккуратно снять высоковольтный провод со свечи зажигания первого цилиндра и положить его на головку блока цилиндров. Высоковольтные провода со свечей нужно снимать потянув за защитный колпачок, но никак не за сам провод, иначе контакт от последнего может оторваться и придется менять бронепровода.
Правильно снимаем со свечи зажигания высоковольтный провод
Теперь нужно механически убрать весь нагар и накопившуюся грязь из гнезд, в которые вставлены свечи зажигания. Это необходимо для того, чтобы в процессе замены скопившийся вокруг свечей мусор не попал в камеру сгорания. Не пытайтесь отмыть эту грязь, так как потом она обязательно потечет внутрь двигателя и вы нанесете ущерб поршневой группе вашего автомобиля.
Далее необходимо вывернуть свечу зажигания. Для этого нам понадобится торцевой ключ, на 16 или 21, это зависит от типа установленных свечей зажигания. Выкручивать свечи нужно строго на заглушенном и остывшем двигателе, иначе можно испортить резьбу или обжечься. Если после того, как вы сдвинули свечу из мертвого положения, она начинает туго выкручиваться, то следует не торопиться и сделать несколько оборотов в обратном направлении и далее аккуратно продолжить. Продолжайте это делать до тех пор, пока полностью не выкрутите свечу зажигания. Данные манипуляции необходимы для того, чтобы не испортить резьбу в головке блока. Свеча выкручивается тяжело скорее всего их-за скопившегося на ее конце нагара.
Наконец, вставляем новую подготовленную заранее свечу зажигания и закручиваем ее до момента, пока не почувствуется, что пошла затяжка. После этого затяните на четверть оборота, чтобы уплотнительное кольцо немного деформировалось. Не затягивайте свечи очень сильно! Это приводит к порче резьбы в ГБЦ и сложностям последующей замены свечей зажигания.
Теперь одеваем на место высоковольтный провод и повторяем вышеописанные действия со свечами всех оставшихся цилиндров. Затем ставим на место пластмассовый кожух, прикручиваем его и после этого можно заводить двигатель. Он должен завестись сразу и спокойно, чисто и монотонно работать.
Если после замены свечей зажигания двигатель стал работать хуже, чем раньше, то что делать?
Как известно, на любом производстве существует некоторый процент брака и вами может быть куплена новая, но неисправная свеча. Это вполне нормальное явление и никто от этого не застрахован. Поэтому если после замы свечей зажигания двигатель стал работать неустойчиво, с перебоями и дерганиями, то, скорее всего, вам попался брак. Необходимо найти неисправную свечу и заменить ее на новую, но рабочую. Определить какой цилиндр плохо работает можно путем последовательного отсоединения высоковольтных проводов. Если после того, как вы отключили бронепровод, в работе двигателя ничего не меняется, то с вероятностью 99% именно на этом цилиндре свеча не работает и ее нужно заменить. На этом инструкция по замене свечей зажигания окончена и теперь вы их можете поменять самостоятельно.
Проверка и замена катушки зажигания
На заднеприводных автомобилях классического семейства с карбюраторным двигателем катушка зажигания (в автомобильных кругах её часто называют «бобиной») устанавливается в моторном отсеке на левом брызговике и закрепляется с помощью двух гаек.
На более поздних инжекторных версиях установлен модуль зажигания, закрепляемый на блоке цилиндров.
Перед тем, как принять решение о замене катушки, следует удостовериться в ее неработоспособности, иначе ремонт может оказаться бесполезным, а деньги будут выброшены на ветер.
Способы проверки
Самый простой, не требующий особых приспособлений, но небезопасный способ. Снимаем центральный высоковольтный провод и прокручиваем двигатель, повернув ключ зажигания. Одновременно прислоняем снятый провод на «массу» или кузов автомобиля. Если искра есть — значит катушка в порядке. Для этой операции, возможно, понадобится помощник.
Второй способ, он же более точный, заключается в измерении сопротивлений обмоток катушки с помощью измерительного прибора мультиметра или «в народе» с помощью тестера.
Измерение сопротивлений катушки зажигания
Зачищаем контакты катушки (шпильки на корпусе). Первая проверка — сопротивление первичной обмотки. Для этого подключаем омметр к двум шпилькам и снимаем измерения. В зависимости от типа проверяемой катушки сопротивление должно находиться в следующих пределах: катушка 2101-2107 Б-117А = 3-3.5 Ом; катушка 2108-099 027.3705 = 0.45-0.5 Ом.
Затем проверяем сопротивление в цепи вторичной обмотки. Одну клемму тестера подключаем к центральному выводу высоковольтного провода, а вторую клемму щупа — оставляем на выводе первичной обмотки. В этом случае сопротивление рабочей катушки должно быть следующим: Б-117А = 7.4-9.2 кОм; 027.3705 = около 5 кОм.
Замена на новую
Для замены катушки зажигания (бобины) ВАЗ 2107 необходимо проделать следующие действия:
- Вынимаем высоковольтный провод из крышки катушки.
- Ключом на 8 отворачиваем гайку с вывода, обозначенного на крышке катушки буквой «Б», и снимаем наконечники зеленого и коричневого проводов. Чтобы мелкие гайки не потерять, рекомендуем наживлять их на место.
- Аналогично отсоединяем голубой провод с черной полосой от вывода, обозначенного буквой «К».
- Если цвета проводов окажутся другими, а такое возможно — перед отсоединением пометьте их положение. С вывода «Б» провод проложен в жгуте проводов, с вывода «К» — один соединяется с выводом распределителя зажигания, второй уходит в жгут.
- Ключом на 10 отворачиваем на три-четыре оборота гайки крепления катушки.
- Снимаем ее с автомобиля.
Устанавливаем новую катушку в обратной последовательности, соблюдая записанный порядок подсоединения проводов.
Модели и фирмы-производители
На прилавках автомагазинов существует несколько моделей катушек зажигания. Для «классики» (2101-2107) — Б-117А, а для автомобилей ВАЗ восьмого семейства (2108-21099) — 027.3705.
В основном, все катушки отечественного производства, фирмы-производители: АТЭ-2, Цитрон, Старый Оскол. Самыми качественными, по многочисленным отзывам, считаются катушки от производителя ЗАО «СОАТЭ» г. Старый Оскол.
Снимаем старые свечи
Сами свечи соединены с блоком, который распределяет зажигание, проводами, которые требуется отсоединить. Для этого возьмитесь за его колпачок и с небольшим усилием потяните до отсоединения провода. Снимайте провод только с одной свечи, чтобы не запутаться, поскольку они соединяются специальными разъёмами, которые нельзя перепутать при подключении. Одев на ключ насадку для свечей, закрепите её сверху элемента и крутите против часовой стрелки. После извлечения свечи необходимо очистить грязь с места, где она стояла. Для этого вам понадобится тряпка, смоченная в техническом спирте.
Обязательно осмотрите электроды свечи. Убедитесь в том, что пространство между ними не забито грязью. О возможных проблемах с кольцами свидетельствует избыточное количество масла на свече. В таком случае автомобиль не лишне показать автомеханику. Если же старая свеча имеет коричневатый оттенок – проблем в работе мотора не наблюдается.
Величина зазора электродов
При изготовлении свечей зажигания их маркируют определенным образом, в числе прочей информации по такой маркировке можно узнать норму зазора. Посмотрите на последнюю цифру в ряду маркировки (величина указывается в миллиметрах) и сравните, соответствует ли реальный зазор электродов свечи с указанным значением. Если величина зазор превышает указанную – свечу необходимо срочно поменять.
В отдельных случаях в маркировке может отсутствовать последняя цифра, это говорит о том, что зазор принимается «по умолчанию» и равняться он должен 0.8 мм.
Нагар
В идеале во время зажигания нагар на свечах не должен появляться, учитывая, что при нормальном сгорании электроды имеют свойство самоочищаться. В «не идеальных» случаях на свечах можно обнаружить белый или, наоборот, черный нагар, что отнюдь не является признаком низкого качества свечи. Здесь скорее имеет место, неправильно выстроенное зажигание и в этом случае без вмешательства диагноста не обойтись. В тех же случаях, когда свечи имеют отличия между собой по внешнему виду, к примеру, на одной из свечей есть нагар или же свеча «мокрая», не сомневайтесь – свеча изношена и требуется полная замена комплекта свечей. Именно всего комплекта, а не только отдельной свечи с признаками износа.
Вид керамического изолятора
Внешний осмотр керамического изолятора тоже может подсказать о степени износа свечей. Прежде всего, при этом обнаруживаются микротрещины, заполненные коричневым налетом. Визуально все это выглядит как своего рода «сетка». Это явный симптом износа и следует произвести замену всего комплекта свечей.
Еще одним часто встречающимся дефектом служит появление на электроде так называемой «юбки» коричневого цвета. Такой эффект возникает из-за расслоения корпуса свечи и керамического изолятора. В результате в промежуток между слоями проникают продукты горения, которые в свою очередь дополнительно усиливают уже начавшееся расслоение корпуса, что в итоге и приводит к появлению той самой «юбки». Вновь начавшееся образование расслоения еще нельзя считать криминальным, а вот если «юбка» выглядит уже довольно внушительной и на вид темно-коричневого цвета, то стоит без отлагательств такую свечу заменить.
Обязательно ли использовать только свечи, рекомендованные производителем
Обычно, производитель в своем руководстве для пользователей указывает определенных производителей свечей, а также их тип. При этом маркировка и системы типов могут различаться в зависимости от производителя. Конечно, существуют и эксклюзивные варианты, специально созданные по заказу автопроизводителей, предназначенные для эксклюзивных марок авто. Пожалуй, это больше случаи-исключения, а чаще всего (около 98%!типов) выпускаются основными производителями, при этом система маркировки может различаться, но сами свечи будут идентичны.
Безусловно, это предоставляет для автолюбителей определенную свободу выбора. Вы можете использовать свечи от любого производителя, главное, чтобы они соответствовали типу и калильному числу, указанному в инструкции. Допускается даже установка свечи, превосходящей свой предыдущий аналог по качеству, или являющейся более современным вариантом. К примеру, вместо «обычных» свечей поставить более современную модель, то есть разработанную по времени позже, чем год выпуска автомобиля.
Не нужно забывать, что производитель автомобилей, комплектуя конечное изделие, придерживается принципа «необходимой достаточности». Это означает, что он не станет устанавливать на автомобиль свечу хуже, чем требуется, но одновременно, вариант с установкой лучшей модели тоже отвергается, ввиду своей дороговизны. Именно поэтому, процесс подбора типа свечи представляется достаточно творческим, ведь ограничивать его могут только ваши финансовые возможности.
И напоследок, если у вас все-таки остались вопросы, как часто нужно менять свечи зажигания или как правильно их выбрать, не стоит прислушиваться лишь к советам более опытных автолюбителей. Самое верное и простое решение – это открыть руководство по эксплуатации вашего авто и внимательно изучить всю имеющуюся информацию.
Оценка состояния свечей зажигания
Для оценки функциональной пригодности свечей зажигания применяется, как правило, визуальный осмотр. Основными признаками, которые свидетельствуют о непригодности свечи к дальнейшей эксплуатации, являются:
- сажевые или масляные отложения на рабочей поверхности свечи;
- поврежденные или оплавленные электроды;
- растрескавшийся или поврежденный изолятор;
- механические повреждения резьбовой части или верхнего контактного вывода.
Обращает на себя внимание тот факт, что главной причиной уменьшения срока службы искровых свечей является регулярное использование низкокачественного топлива
Кислота от нагара
Для этого способа понадобится 15-20 грамм пищевой лимонной кислоты, горячая вода. Действовать нужно следующим образом:
- высыпать кислоту внутрь подходящей емкости;
- залить вещество горячей водой так, чтобы ее уровень был 2-3 см;
- установить свечи зажигания в воду вертикально, соединив их пластиковым хомутом;
- постучать по дну емкости для того, чтобы из свечной полости вблизи электрода вышли пузырьки воздуха;
- оставить их в таком положении на 30-60 минут.
После этой процедуры нужно промыть свечи с помощью аэрозольного очистителя карбюратора, а затем протереть их чистой сухой тряпочкой. Результатом можно будет гордиться.