Как стать дальнобойщиком
Содержание:
- Кому подходит данная профессия
- Замена прав с категорией Е
- Россия и Беларусь – трудности и путешествия
- Специфика работы
- 2 Как стать дальнобойщиком – водительские права
- Описание и характеристика
- В чем заключаются плюсы и минусы профессии
- Плюсы и минусы
- Водительские права категории С
- Минусы
- Влияние личных качеств на профессиональную деятельность водителя-дальнобойщика
Кому подходит данная профессия
Профессия дальнобойщик – это для настоящих мужчин, которые любят мощные тягачи и романтику дальних странствий, не боятся трудностей, невзгод во время переезда. Их не пугает смена климата и отсутствие нормальных условий жизни, а в технических нюансах большегрузной машины они разбираются не хуже профессиональных слесарей.
Выбор профессии.
Стать водителем большегрузного транспортного средства может любой автомобилист, но нужно морально быть готовым к долгой разлуке с семьей, иметь крепкие нервы, чтобы правильно общаться с инспекторами ГИБДД и сотрудниками таможенных терминалов.
Замена прав с категорией Е
Дальнобойщики категории Е, как и все остальные водители, должны заменять удостоверение после 10 лет с даты его выдачи. Бесплатно это сделать нельзя, требуется обязательно оплатить госпошлину. Переэкзаменовку проходить не нужно, но если пропустить окончание срока действия, то инспектор на дороге при обнаружении этого факта выпишет штраф.
КСТАТИ! Отдельной категории Е в правах не существует с июля 2000 года.
При замене документа старого образца сотрудники ГИБДД не всегда правильно проставляли категории. Если у водителя были открыты категории В, С и Е, то в новых правах должны быть отметки В, В1, С, С1, ВЕ, СЕ, С1Е. Категорию ВЕ инспекторы часто пропускали, хотя это неправомерно.
Россия и Беларусь – трудности и путешествия
Стать водителем фуры не поздно в любом возрасте, но лучше всего определится с будущей профессией еще до 18-ти лет. Человек должен иметь две вещи – непреодолимое желание и готовность посвятить свою жизнь дорогам и грузам.
Что нужно, чтобы стать дальнобойщиком? Самое главное и незаменимое – водительские права необходимой категории. Можно сразу начать с получения прав категории «С», но многие предпочитают одновременно сдавать и на «В», чтобы не терять лишнего времени. После годового стажа вождения, шоферу становится доступна категория «Е», то есть, прицепной транспорт.
Важно! Экзамены «В» и «С» включают в себя теоретическую часть, автодром и городской экзамен. При сдаче категории «Е» теория исключается
Никаких лицензий на осуществление перевозок лично водителю не нужно. Теперь, немного слов о том, как стать дальнобойщиком в России без опыта. Самый простой метод, подходящий для новичков – устроиться в уже учрежденное и лицензированное предприятие, работающее в сфере логистики и перевозки. Желательно, приобрести свой автомобиль, хотя есть фирмы, предоставляющие машины для своих сотрудников.
В будущем, многие дальнобойщики начинают работать «на себя» – открывают ИП, приобретают лицензии и платят налоги, оставляя всю прибыль в собственном автопарке.
Помимо юридических процедур, каждый человек, профессионально управляющий грузовым ТС, должен иметь определенные навыки и черты характера:
- безупречное вождение, знание ПДД, хорошая манера езды;
- уважение к другим участникам движения, отсутствие агрессии;
- стрессоустойчивость и усидчивость;
- энергичность и умение правильно планировать свой день, распределять свои силы;
- надежность и ответственность.
Учитывайте, что перевозки грузов по столь бескрайней стране связаны с огромными расстояниями и просторами.
Никаких особенных различий от того, как стать дальнобойщиком в Беларуси без опыта нет. Система категорий прав и лицензий та же, что и в РФ.
Специфика работы
Работа дальнобойщика связана с суровыми условиями труда и неустроенностью быта – это касается питания, отправления естественных надобностей и личной гигиены, потому что существует строгий график движения, который нужно неукоснительно выполнять. Например, если произошел затор на трассе из-за ДТП, то потом придется сокращать остановку около кафе, чтобы не выбиться из графика движения.
Положительные моменты
Вначале поговорим о плюсах профессии водителя-дальнобойщика для девушек.
Слабый пол давно уже доказал, что любая профессия ему по плечу, нет разницы – политика это или строительство, разработка инженерных проектов, а также руководящие должности – от начальника отдела до директора коммерческой компании. Поэтому водитель-женщина многотонного транспортного средства не может быть исключением.
Некоторые скептики утверждают, что женщина, постоянно разъезжающая по неделям в рейсах, не может иметь нормальных семейных отношений, но жизнь доказывает обратное, ведь проводницы нечасто балуют домашних своим присутствием, но браки от этого не распадаются. Отец не хуже справляется с домашними обязанностями.
Женщина в силу своей природной конституции не сможет заменить тяжелое колесо на фуре, но на дорогах действует система взаимовыручки между дальнобойщиками – помочь товарищу в беде не считается обузой.
В плане личной гигиены – проблем не так уж и много, ведь женственность передается на генетическом уровне и спорить тут не о чем. Неряхи встречаются везде, независимо от пола, у некоторых женщин дома меньше порядка, чем в салоне у девушки-водителя.
Наши женщины, работая водителями многотонных фур, доказали, что являются профессионалами и мало в чем уступают мужчинам…
Отрицательные стороны
Негатив присутствует в любой профессии, но водитель-дальнобойщик сталкивается с этим чаще:
- водители старой закалки считают, что женщинам не место за рулем фуры, она должна воспитывать детей и готовить еду, поэтому и относятся к нововведению отрицательно;
- профессия дальнобойщика относится к трудной работе, где требуется хорошая физическая подготовка;
- специфика деятельности водителя большегрузной техники подразумевает профессиональные заболевания, которые могут подорвать женское здоровье, а ведь девушкам еще детей рожать надо;
- невзгоды переездов налагают отпечаток на внешность, долгие часы приходится проводить в неподвижности, поэтому женщины могут располнеть и потерять былую привлекательность;
- хороший дальнобойщик должен знать технику и уметь устранить любые неполадки, а откручивать на морозе прикипевшие гайки на двигателе женщинам не под силу.
Конечно, негатива в профессии много, но в то же время, а где его нет? Женщина-хирург, например, может простоять около оперируемого пациента от 5 до 12 часов. Женщины за рулем фур – явление новое и непривычное, но пройдет немного времени, и даже старые скептики станут относиться к этому движению иначе.
2 Как стать дальнобойщиком – водительские права
Допустим, что вам 18 лет и вы идете в автошколу. Рекомендуем вам открывать сразу 2 категории В и С. По времени это займет 2-3 месяца, а по деньгам 300-500$.
Что делать в ГИБДД? Первым делом вы сдадите теоретический тест, состоящий из 20-ти вопросов. Сдав тест, вы переходите к сдаче практических занятий. На грузовике вы должны будете проехать по закрытой площадке: змейкой и припарковаться. Сдадите площадку и вам скажут проехать по городу. Вы не должны допускать никаких ошибок.
Допустим, вы получили долгожданную пластиковую карточку с правами на 2 категории. Вы можете управлять грузовиками и водить авто эвакуаторы, самосвалы, фургоны, но на грузовике с полуприцепом еще не можете ездить. Только через 1 год подтвержденного стажа вождения категории С, вам будет разрешено открыть категорию Е. Вот с ней вы и будете управлять фурой с полуприцепом.
Описание и характеристика
Дальнобойщики – это водители (в основном мужчины), управляющие грузовым транспортом и занимающиеся перевозками на большие расстояния. Они регулярно отправляются в рейсы по регионам страны и в зарубежные государства. Людям этой профессии требуется в указанное время доставлять товар к назначенному пункту.
Им часто нужно трудиться с небольшими интервалами отдыха, выделяя 2-3 часа на сон. Работа непростая, но жалование высокое.
Более подробно о профессии можно узнать здесь:
Разновидности и направления
Представителей этой профессии можно условно разделить на такие типы:
- ИП – водители, имеющие собственный грузовой автомобиль. Индивидуальные предприниматели самостоятельно находят заказы. Это вольнонаемные работники.
- Штатные сотрудники – шоферы на контракте у компаний, поставляющих грузы к отдаленным регионам страны и за ее пределы.
Направления рейсов у дальнобойщиков бывают разные. Если они перевозят товары внутри России, то здесь все понятно. Оформил документы, проверил техническое состояние автомобиля – и поехал.
Водители из России наиболее часто отправляются в рейсы в разные страны Европы и не только. Например:
- Беларусь;
- Финляндию;
- Турцию;
- Казахстан;
- Китай.
Рейс за границу
Чтобы работать дальнобойщиками, для начала требуется иметь права категории «E». Также нужно получить образование автомеханика.
Сфера работы
Труд людей этой профессии связан с постоянными переездами. Они почти не бывают дома. Многие считают, что это сплошные приключения. Но работа рискованная, опасная.
В своей деятельности шоферы также постоянно сталкиваются с необходимостью оформлять специальную документацию дальнобойщика:
- водительские права, подтверждающие квалификацию;
- лицензия, разрешающая перевозить груз. Ее получают в Минтранспорте РФ;
- паспорт на ТС;
- доверенность (требуется наемному лицу);
- страховой полис на автомобиль (нужен для перевозок международного значения).
Кроме того, необходима дополнительная документация:
- талон техосмотра;
- товарно-транспортная накладная;
- путевой лист.
С наличием таких документов можно перевозить грузы, не опасаясь проблем.
Оформление документов
Дальнобойщики регулярно сталкиваются с поломками автомобиля в пути. Поэтому они обязаны уметь чинить ТС. Также те, кто постоянно пересекает границу, встречаются с таможенным контролем.
В дороге бывают разные люди, иногда с плохими намерениями. Требуется уметь сглаживать конфликты и владеть какими-то средствами самообороны.
Дальнобойщики перевозят различные грузы:
- непродовольственные товары;
- продукты, ягоды;
- мясо;
- алкогольные напитки;
- автомобили;
- технику и электронику.
Товар должен быть доставлен к указанному времени получателю, независимо от погодных условий и других неблагоприятных обстоятельств.
Контроль погрузки и крепления груза
В чем заключаются плюсы и минусы профессии
Профессия дальнобойщик имеет свои плюсы и минусы, которые сказываются на выборе специальности.
К отрицательным моментам относятся:
- различные профессиональные риски, связанные с дальней дорогой;
- возможные поломки и аварии;
- очень часто бывает неблагоприятная и даже экстремальная погода;
- плохое качество дорожного покрытия, в том числе и уход за дорогами;
- возможные неприятности с местными властями или бандитами;
- работа водителем – это сидячий образ жизни, которые негативно сказываются на позвоночнике;
- зачастую рацион не сбалансирован и изобилует вредными продуктами в виде фастфудов и пищи быстрого приготовления;
- часто встречаются различные заболевания, которые принято считать профессиональными. Они могут быть связаны с сосудами, ЖКТ, суставами и позвоночником.
Среди плюсов стоит выделить:
- достаточно большая оплата труда;
- рынок труда постоянно имеет много вакансий, что позволяет находить работодателей с большей зарплатой и лучшими условиями труда;
- во время путешествия можно увидеть много нового и завести много друзей;
- во время поездки, дальнобойщик сам определяет, как ему доставить груз заказчику. Он относительно свободен и никто им не командует в дороге;
- есть возможность начать свой бизнес.
Плюсы и минусы
К положительным факторам профессии относятся:
- Финансы. Даже в условиях экономического кризиса спрос на водителей для перевозки грузов не снижается, да и санкционные товары нужно доставить к месту утилизации.
- Дорожная романтика. Дороги повсеместно приобретают хорошее покрытие, предоставляется возможность наглядно изучить географию не только России, но и сопредельных стран.
- Престиж профессии. Настоящая мужская работа, по сравнению с менеджером, который постоянно находится в одном офисе и редко дышит свежим воздухом.
- Взаимовыручка. Дальнобойщики – сообщество сплоченное, поэтому всегда готовы прийти на помощь попавшему в беду товарищу, т. к. в этой среде главная заповедь – сегодня ты помог, завтра тебя не оставят в беде. Настоящее мужское братство на дорогах любого региона РФ.
- Свой бизнес. Некоторые водители покупают тягач, бывший в употреблении, и самостоятельно выполняют перевозку в компаниях, у которых не хватает подвижного состава, но имеются в наличии собственные полуприцепы.
- Постоянная занятость. Дальнобойщикам не грозит снижение спроса на услуги, профессионалы всегда в цене и не останутся не у дел.
Детальная информация видна на видео:
К сожалению, как у каждой профессии, есть и минусы:
Долгая разлука с семьей. Дороги России имеют самую большую протяженность в мире, поэтому нужно быть готовым к дальним перегонам и ограниченным условиям быта водителя большегрузного авто.
Неполадки. В пути может случиться отказ оборудования, поэтому нужно знать материальную часть и уметь эффективно выполнять ремонтные работы в сжатые сроки, особенно в условиях зимних холодов.
Сроки доставки
Водителям приходится перевозить разные грузы, которые из-за климатических условий могут потерять товарный вид, а дороги постоянно загружены, особенно в летний период по направлению к югу страны, когда каждый второй автолюбитель отправляется в отпуск на личном транспорте.
Осторожность. Когда за спиной многотонный прицеп, то фура едет медленно, особенно на дорогах в горах, поэтому скорость – это не для опытного водителя
Лихачи присутствуют постоянно на всех дорогах, но очень часто – на боку в кювете.
Коварство сна. При следовании по прямой, как стрела, трассе водителя любого транспорта подстерегает сонливость, т. к. по бокам однообразный пейзаж, музыка не помогает, а иногда и усугубляет ситуацию. Спасает кофе и постоянный самоконтроль, но усталость берет свое и лучше сделать остановку, чем заснуть за рулем.
Отсутствие элементарных удобств. Новые тягачи оборудованы местом для сна, на котором можно отдохнуть, но до домашней кровати им далеко, а о душе в жаркую погоду приходится только мечтать. Если повезет, то на пути встретится естественный водоем или река, где можно охладиться, когда позволяет время. О вкусной еде также говорить не стоит, хотя в придорожных кафе заботятся о постоянных клиентах, а качество обслуживания растет с каждым днем.
Дорожный бандитизм. Полностью с этой проблемой правоохранительные органы до сих пор не покончили. Что же делают дальнобойщики в глухих местах? Они объединяются в состав из нескольких экипажей, чтобы в случае опасности защитить груз, потому что одному на дороге неуютно.
Детальная информация видна на видео:
Плюсы и минусы присутствуют в любой деятельности человека, но у дальнобойщиков иногда негативные факторы преобладают.
Водительские права категории С
Получив только категорию С, дальнобойщиком сразу не стать. За руль большой «Вольво» или «Скании» с прицепом работодатель не посадит новичка, а покупать в собственность фуру за 2–3 млн рублей – это крайне необдуманный поступок для начинающего водителя. Сначала желательно заработать опыт, поездив в не очень дальние рейсы, межгород или по родному региону.
Открывать категорию С можно одновременно с В для легкового авто, тем самым сэкономив и время, и деньги на обучении в автошколе. Начинать получать водительский опыт на грузовике профессиональные дальнобойщики советуют с «Газели» или «Бычка».
В управлении эта машина проще, поскольку она значительно меньше, а жизнь и быт почти такие же, как у дальнобоев, с той лишь разницей, что расстояние короче и можно ночевать дома гораздо чаще.
Неплохой альтернативой будет работа на карьерном самосвале или дорожной технике. Этот интересный опыт позволит сразу после получения свежих прав категории С сесть за руль крупногабаритного грузовика. При этом работа не подразумевает дальних рейсов, в основном такая техника применяется для доставки стройматериалов или уборки снега зимой.
Получение опыта вождения.
КСТАТИ! В соответствии с самыми послед-ними изменениями в ПДД категория С действует на грузовые автомобили от 3 500 кг и тягачи с прицепом, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7 500 кг.
Все авто весом ниже 3 500 кг попадают под категорию В.
Дополнительная категория СЕ
Открыть в правах категорию СЕ можно, только спустя год после получения удостоверения категории С.
Управлять фурой с прицепом не так легко.
Есть определенные правила и нюансы, о которых должен заранее знать дальнобойщик:
- учитывать габариты тяжеловоза;
- помнить о силе инерции автомобиля большой массы;
- исключить заносы в поворотах;
- плавно крутить руль в нужную сторону.
Например, сдавая назад на автомобиле с полуприцепом, следует помнить, что вращение руля в правую сторону приведет к тому, что прицеп пойдет влево.
Чтобы лучше представлять, какие упражнения необходимо выполнить на площадке для сдачи экзамена на категорию Е, можно смотреть видео на ютубе, например:
Подкатегория С1
В настоящее время при получении прав категории С подкатегория С1 открывается автоматически. Она дает право управлять грузовиком с максимальной массой от 3 500 до 7 500 кг. Прицеп весом 750 кг также попадает в эту подкатегорию.
Подкатегория С1Е
Как и С1, подкатегория С1Е открывается после сдачи дополнительного экзамена по вождению грузовика с прицепом СЕ. Чтобы ее получить, требуется иметь год водительского стажа. С1Е позволяет управлять тягачом с полуприцепом общей максимальной массой до 12 тонн при весе прицепа выше 750 кг.
Минусы
- Деятельность сложная и опасная. Слишком высок риск нападения дорожных бандитов.
- Условия труда нельзя назвать простыми, ведь дальнобойщик осуществляет ремонт большегрузного автомобиля, который на любом отрезке маршрута может просто остановиться из-за поломки. Водителю приходится лежать на земле, проживать в практически полевых условиях, где нет ни душа, ни нормального питания.
- Для деятельности в этой сфере нужно собрать солидный пакет документов.
- Длительные рейсы, ведь в случае работы на международных маршрутах дальнобойщик может проводить в пути 2-5 месяцев и более.
1. Вдали от семьи
Слышал о том, как моряки уходят в многомесячное плавание по миру? Посмотри на карту России — наша страна огромная, не говоря уже про маршруты, простирающиеся дальше за границу. В общем, твоей семье придется привыкнуть к тому, что ты часто отсутствуешь дома. Да и тебе самому нужно будет отвыкать от домашнего уюта. Асфальтные артерии нашей страны это тот пейзаж, который ты будешь видеть куда чаще, чем свою подругу, которая готовит тебе кусок отличного стейка на завтрак.
2. Поломки
Ты должен обладать всеми необходимыми знаниями по эксплуатации и починке твоего бензинового монстра. Если твоя фура сломается где-то в глуши, то вряд ли тебе кто-то поможет. Всё придется делать самому. Поэтому и следить за машиной надо как за собственным сыном, даже если эта машина не твоя. А поломки будут регулярно и часто, поэтому не садись за руль, если не разбираешься из чего состоит твой грузовик и как дать ему вторую жизнь.
3. Сроки
Товар бывает разный, некоторые продукты портятся очень быстро и их надо доставить вовремя. Сроки поджимают, а дороги зачастую бывают далеко не пустыми. Допустим, попробуй поехать по трассе в летний сезон по южным регионам в сторону моря, на некоторых участках стоит дикая пробка, будто ты в чертовом мегаполисе. Необходимо уметь выкручиваться из подобных ситуаций и успевать, иначе вычет из зарплаты, а может и увольнения, если загубишь партию.
4. Медлительность
Когда у тебя в кузове несколько тонн груза, то особо быстро не поедешь. Усугубляется этот факт тем, что грузовик сам по себе не супер скоростной автомобиль. Они как бегемоты — медленные и неповоротливые. Ты плетешься вечность и собираешь за собой вереницу легковушек, которые проклинают тебя, дорогу и едва дождавшись возможности, обгоняют тебя с завидной скоростью.
5. Сон
Трасса может тебя усыпить. Вот едешь ты, а глаза всё закрываются, да закрываются. Не спал уже почти сутки, но и сейчас спать нельзя. Нужен сильный самоконтроль, чтобы не отрубится. Некоторым помогает лошадиные дозы кофеина, некоторые пьют специальные таблетки, которые помогают не спать, ну а некоторые обходятся без всего. В любом случае — нужно быть настороже, аварий случается полно.
6. Удобства
Их нет. Хотя ты можешь как-то облагородить свой салон и даже спать в машине, но когда ты находишься в рейсе 25 дней, то спина жаждет нормальной кровати и обычного обеда. На дорогах такого удовольствия можно и не найти, хотя, вроде бы, полно всяких придорожных забегаловок, но поесть действительно вкусную здоровую пищу не всегда удается.
7. Дорожные бандиты
Наверное одна из самых серьёзных проблем российского дальнобойщика. И тут нужно проявить мужество, иначе бандиты просто сожрут тебя. Случается, что какие-нибудь гопники будут требовать оплату «за стоянку» или «за проезд» по их территории. Иногда бывают и вовсе разбойные нападения на водителей. Поэтому в дороге у тебя должны быть какие-нибудь средства самообороны.
Влияние личных качеств на профессиональную деятельность водителя-дальнобойщика
Качества, которые характеризуются как психофизические, могут определить пригодность человека к работе водителя-дальнобойщика. Для того чтобы составить максимально полное представление о соискателе, нужно как можно больше узнать о характере будущего работника. Здесь, как говорится, все средства хороши. Сейчас стало модным (и не без оснований), формировать коллектив с учетом данных гороскопов сотрудников.
Любой человек живет в социуме. Значит, является личностью, которая правила своего социума впитала. Вне зависимости от страны проживания эти правила неизменны: дисциплинированность, законопослушность, воля и интеллект. Основы закладываются в детском возрасте, с течением жизни они либо укрепляются, либо размываются. Все зависит от той среды, в которой человек проводил большинство времени.
Чтобы определить стремления и направленность человека, нужно понять его цели. Каждый без исключения гражданин желает иметь достаточное количество денег. Для чего они ему необходимы – второй вопрос. Некоторые зарабатывают для того, чтобы на отдыхе пускать пыль в глаза, а затем целый год снова усердно трудиться. Кто-то жить не может без игры, игровые автоматы, казино – вот что является мотивом для зарабатывания денег. Все эти вопросы при личной беседе нужно уточнять. Нелишним будет поинтересоваться семейным положением, в каком классе учатся дети (многие отцы это забывают). Также мимоходом поинтересуйтесь у будущего работника отношением к социальным проектам типа донорства. Спросите, выпивает ли он и как часто. Абсолютно непьющие люди являются редкостью. Хотя бы по праздникам бокал шампанского выпивают все. А вот категоричный ответ должен насторожить, таким образом вас пытаются ввести в заблуждение. При трудоустройстве нет ничего зазорного в том, чтобы поинтересоваться наличием судимостей и проблемами с законом. В конце концов, вы доверяете водителю-дальнобойщику материальные ценности.
Беседу с будущим водителем лучше всего проводить в непринужденной обстановке. Лучше, если беседу начнет один человек, допустим, менеджер по персоналу, а в ходе разговора присоединятся еще несколько сотрудников. Собеседование должно строиться в форме перекрестного допроса, причем вопросы, задаваемые сотрудниками должны быть противоположны по смыслу и темам. Это гарантирует получение наиболее достоверных данных о будущем работнике.
К навыкам, имеющим значение при работе водителя-дальнобойщика, относятся сила, выносливость, способность длительное время не утомляться, а также развитая память. Все это нужно постараться выяснить при собеседовании. Как правило, все водители-дальнобойщики – это люди с техническими наклонностями. Если возникает ощущение, что перед вами явный гуманитарий, можете поинтересоваться, каким ветром его занесло в эту профессию. Кстати, из гуманитариев получаются отличные диспетчера грузоперевозок.
Отбирая претендента на работу в транспортную компанию, необходимо учитывать, к какой из четырех групп темпераментов относится соискатель.
Холерики, например, не могут работать дальнобойщиками. Они быстро увлекаются новой работой, но также быстро и охладевают к ней. Поездки в черте города, перевозки на малые расстояния по разным маршрутам – это для них.
Сангвиникам свойственно до конца выполнять поставленную задачу. Если работа сопряжена с достаточно однообразным ритмом, требует внимательности и ответственности, смело доверяйте ее людям этого типа.
Флегматики, практически то же, что и сангвиники. С тем только отличием, что они более тяжелы на подъем, им нужно больше времени, чтобы раскачаться и приступить к выполнению работы.
Меланхолик и водитель-дальнобойщик – понятия несочетаемые. Меланхолик во всем сомневается, осторожен, даже пуглив. Вы видели таких водителей? Для того чтобы и впредь не встречаться с ними, не принимайте на работу меланхолика.