Топливо для дизельных двигателей, его виды и характеристики
Содержание:
- Топливо для дизельных двигателей — суровый продукт для тяжелой дороги
- Полезные советы
- Бензин и дизель – почему они не взаимозаменяемы
- Виды дизтоплива
- Так что же такое настоящее дизельное топливо?
- Годовая программа или ограничивающие убеждения
- Важность знания соляра
- Использование зимних сортов в летний период
- Что лучше бензин, солярка или дизель – преимущества
Топливо для дизельных двигателей — суровый продукт для тяжелой дороги
Старое советское слово «солярка», уже практически выпавшее из употребления и забытое всеми, кроме стариков, всегда ассоциировалось с чудовищным запахом в салоне советско-венгерского «Икаруса», тракторным смрадом и грязью сельхозтехники.
Сейчас везде и всюду звучит модерновое слово «дизтопливо», в просторечии — «дизелька». Тут все происходит по неписаному закону – «изменилось название — изменилось и отношение». То, что раньше было уделом механика и трактора, сейчас все больше становится символом совершенной техники, мощи и экономии на современных двигателях. Статус автомобиля, оборудованного дизелем, выше аналогичной модели с бензиновым двигателем.
Много вопросов у современного автолюбителя к дизелю. К примеру, почему ранее дизельное топливо стоило копейки, когда бензин стоил рубли. Распространенность и доступность этого топлива были настолько велики, что в народе говорили – «полно, хоть голову мой», а за бензином на заправках очереди чуть ли ни с вечера занимали. Сейчас дизельное топливо стоит не дешевле бензина, и если бы дизель не был таким экономичным, спрос на него, а значит и цена, были бы значительно меньше.
Во-вторых, современное настоящее дизельное топливо так сильно отличается от «солярки», как современный дизель отличается от советских вариантов. В первую очередь, своим качеством, которое дешевым быть не может. Современная жидкость для дизельных двигателей имеет целый набор добавок и присадок, позволяющих работать экономично и с минимальным расходом ресурса. На заправках СНГ продают то, что больше похоже на «солярку», чем на дизельное топливо. Воды и грязи в таком топливе предостаточно, о присадках и стабилизаторах горения смеси, скорее всего, и речи быть не может.
Полезные советы
Напоследок стоит дать несколько простых, но действительно важных рекомендаций. С их помощью можно минимизировать проблемы с дизельным мотором, а также избежать негативных последствий от неправильного использования сезонной солярки.
Старайтесь всегда заправляться исключительно высококачественным горючим. Низкая цена на сомнительных АЗС приводит лишь к мнимой экономии. По факту вы будете всё равно платить больше, раньше потребуется ремонт и профилактика двигателя.
Посещайте проверенные сетевые заправки. Чем больше АЗС у компании, тем обычно выше качество и лучше репутация. Производители и продавцы плохого топлива на рынке долго не задерживаются. Если же изготовитель предлагает хороший продукт, количество его представительств в виде АЗС стремительно увеличивается. В России достаточно много компаний, которые пользуются доверием потребителей и имеют свои точки почти по всей территории страны.
Не используйте присадки без необходимости. Если же требуется залить добавку, покупайте только продукты ведущих производителей. Параллельно сверяйтесь с руководством по эксплуатации и рекомендациями производителя. Обычно автокомпании сами указывают, какие присадки и когда лучше использовать.
Не разбавляйте топливо, приобретённое на АЗС. Существуют разные народные способы, позволяющие якобы поднять эффективность сгорания солярки или сократить расход за счёт специальных добавок. Это опасные эксперименты, поскольку все двигатели проектируются с прицелом на использование чистого горючего без посторонних добавок, которые не предусмотрены в рамках производства.
Старайтесь не смешивать топливо разных марок и видов. Здесь речь не только о летних и зимних сортах, но также и о горючем разных производителей. Составы и используемые компоненты могут отличаться. Вот почему лучше выбрать одну крупную сетевую АЗС, и заправляться у них. Переходя на другое топливо, следует сначала постараться максимально полностью сжечь старое.
Не заправляйтесь небольшими порциями
Особенно это важно на автомобилях, которые находятся в эксплуатации более 1-2 лет. Осадок от солярки всё равно остаётся и оседает на дне
Чем меньше в баке горючего, тем выше вероятность проникновения этого мусора в мотор. Это приводит к загрязнению фильтра и других элементов. Рекомендуется заправлять не менее половины бака и поддерживать уровень не ниже трети от ёмкости резервуара.
Не стоит недооценивать значимость правильного и своевременного перехода на дизельное топливо разных типов.
Бензин и дизель – почему они не взаимозаменяемы
Достаточно часто даже владельцы машин с большим опытом задаются вопросом относительно природы и особенностей различных видов топлива.
Учитывая, что постоянно приходится сталкиваться с наглядной разницей цены на заправках относительно бензина различных марок и дизельного топлива, у некоторых возникает вопрос относительно возможности заправки традиционного бензинового двигателя дизелем.
Разумеется, ничего хорошего из этого не получится, об этом знают практически все. Однако насколько всё же являются подобными бензин и дизельное топливо?Казалось бы, оба они производятся из нефти, в народе бытует мнение, что основной разницей является только степень очистки.
Тем не менее, практика говорит, что это не так. Чтобы разобраться в особенностях того и другого состава рассмотрим их поближе. Стоит отметить, что для каждого из этих видов топлива предусмотрен свой двигатель, который не имеет ничего общего с конструкцией другого.
Точно также дизельные двигатели совершенно не приспособлены для разжигания бензинового топлива, что полностью исключает заливание соответствующего образца.
Если говорить о химии тех или иных веществ, то все они производятся из сырой нефти. Стоит отметить, что в ней содержится огромное количество самых разнообразных углеводородов. Здесь и газы и жидкости.
Разумеется, чем короче полимерная цепочка определённого углеводорода, тем он более летучий, тем легче воспламеняется и испаряется. В этом отношении бензин стоит сразу же за сверхлегкими цепочками жидкостей, которые используются обычно для растворителей.
Стоит отметить, что у бензина температура кипения ниже, чем у воды, вследствие чего он достаточно быстро и легко испаряется с асфальта в случае пролива.
Тем не менее, существует определенная особенность дизельного топлива, которая лежит в основе использования его в двигателях. При достаточно сильном сжатии в соответствующей температуре, распыленный в горячем воздухе дизель способен воспламеняться сам по себе.
В данном случае это существенная разница с более легкой бензиновой основой, которая хоть и легко испаряется, всё же требует инициализирующей искры для воспламенения с воздухом. Именно этот принцип лежит в основе существенной разницы между конструкцией бензинового и дизельного топлива. Дизельный двигатель в принципе не содержит воспламенительных элементов.
Ключевым аспектом его является система для нагнетания потока воздуха под чрезвычайно мощным давлением. В результате этого атмосферный воздух разогревается вот до 800 – 900 градусов по Цельсию, что провоцирует взрыв и детонацию дизельной дисперсии в камере сгорания.
Ключевым элементом любого дизельного двигателя являются форсунки современной конструкции. Чрезвычайно малые каналы впрыска, собственно, и обеспечивают создание колоссального давления и температуры на ограниченном объеме.
Коэффициент полезного действия в силу высокой степени сжатия у дизельного двигателя даже несколько выше, чем у бензиновых вариантов.
Что касается бензина, это достаточно летучее соединение, которое очень быстро испаряется и способно воспламениться от открытого огня либо искры, если смешано с воздухом в соответствующих пропорциях.
Хотя топливовоздушная смесь также предварительно сжимается в цилиндрах такого агрегата, в качестве инициализации необходим поджог электрической искрой. Именно за неё отвечают установленные свечи. Мощность бензинового двигателя регулируется при помощи подачи потока воздуха.
Долгое время считалось, что дизельный двигатель несколько экономичнее бензинового, однако современные варианты, которые дошли до высокой степени эффективности не позволяют так точно разграничить соответствующие показатели.
Чтобы не допускать выхлопа из огромного количества сложных, тяжёлых грязных соединений продуктов сгорания дизельного топлива в современных автомобилях применяются самые разнообразные дополнительные фильтры, включая пропуск через мочевину. Бензиновый двигатель же на этом фоне намного чище.
Виды дизтоплива
Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!
Ключевые виды
Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:
- Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
- Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
- Арктическое. Застывает при -55°С.
Важнейшие свойства
Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:
- Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
- Предельная температура использования;
- Температура загустевания и застывания.
- Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.
Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.
Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).
Маркировка ДТ и ее расшифровка
Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.
Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:
- Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
- Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
- З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
- А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.
Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.
Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:
- Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
- Марка Е на E, F;
- Марка З делится на классы 0-3;
- Марка А имеет класс 4.
Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).
Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:
- З-32;
- З-38;
- А-44;
- А-48;
- А-52.
Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:
- Вид I – не более 350 мг/кг;
- Вид II – не более 50 мг/кг;
- Вид III – не более 10 мг/кг.
В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:
- ДТ;
- Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
- Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).
Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).
Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!
Так что же такое настоящее дизельное топливо?
Это очень непростой продукт. Все автолюбители прекрасно осведомлены о синтетических способах получения моторных масел, но с недоверием относятся к синтетическому дизельному составу. Например, известный химический концерн “Sasol” лидирует среди продаж полноценных синтетических дизельных топлив со свойствами, запрограммированными под конкретную специфику работы дизельного двигателя. Это новое направление широко набирает обороты и приобретает большую популярность, т.к. цена такого дизельного топлива превышает сорта, полученные классическими методами, всего на несколько процентов, а выигрыш в ресурсе и экономичности значительно выше. Для тепловозов и судов один тип дизельного топлива, для городских автобусов немного иной, и для легкового автотранспорта третий, самый сложный.
Основу всех видов составляет смесь нафтеновых и изопарафиновых углеводородов. Дизельное топливо, полученное по «классической» крекинговой схеме, представляет собой невообразимую смесь разных по массе и строению веществ. Основные свойства такого топлива очень сильно зависят от конкретного содержания составляющих компонентов, каждый из которых может менять свои собственные свойства в зависимости от температуры и присадок в топливе. В итоге выровнять и стабилизировать параметры дизтоплива можно лишь условно, на каком-то среднем уровне.
Горит такая топливная смесь ровно и стабильно только при постоянной и равномерной нагрузке. В противном случае, при нестабильной и «рваной» работе двигателя, добиться приемлемой экономичности дизеля очень сложно.
Для новых видов дизельного топлива, состоящих из двух-трех основных углеводородов (синтетический вариант), топливная экономичность очень легко обеспечивается современными электронными системами управления впрыском горючего.
Не могли остаться в стороне от проблем с дизельным топливом современные новаторы. В первую очередь на рынке топлива появилось огромное количество разных вариантов био дизеля. По задумке авторов такое топливо не должно иметь проблем с выбросом вредных веществ, т.к. основой дизельного топлива является продукт «натурального происхождения», не дающий при сгорании вредных компонентов. Водителям большегрузных автомобилей особенно нравилось дизельное топливо, получаемое переработкой отходов подсолнечного масла и метанола. При работе на таком горючем в салоне автомобиля явственно ощущался запах жареной картошки.
Вместо борьбы за экологические «натуральные» топлива, производство которых влетает в немалую копеечку, ими была предложена достаточно громоздкая, но весьма высокоэффективная система очистки выхлопных газов с использованием впрыска раствора мочевины. Содержание выбросов сократилось настолько, что подобная идея стала основой для стандарта ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
Новой, по настоящему революционной идеей в дизельной отрасли явилось применение газового топлива. Но не пропан-бутана, а совершенно иного по своему строению и характеристике вещества – диметилового эфира (ДЭ). В нормальных условиях ДЭ является газом, переходящим в жидкое состояние при давлении в 12атм. Для его хранения, перекачки и использования идеально подходит аппаратура для сжиженного нефтяного газа, с небольшими доработками в топливно-распылительной аппаратуре впрыска дизеля.
Характеристики ДЭ столь высоки и стабильны, что недостатки, связанные с дооборудованием дизельного двигателя, не могут затмить получаемые преимущества. К недостаткам можно отнести высокую огнеопасность, пониженную смазывающую способность, высокую химическую активность и летучесть.
На одном из металлургических заводов был проведен любопытный эксперимент, связанный с переоборудованием более двух десятков тяжелых дизельных тягачей, используемых для перевозки сортового проката на небольшие расстояния (до 200 км). Экономические расчеты эффективности использования нового дизельного топлива, даже с учетом переоснащения и модификации силовых установок тягачей, полностью оправдались.
Негативно отнеслись к такой новации водители переоборудованных дизельных тягачей. По их мнению, переоборудование и внедрение газового топлива негативно сказывается на условиях работы. Эксперты, оценивающие эффективность идеи, отметили еще одну дополнительную особенность такого топлива – его невозможно украсть или слить из бака.
Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
Годовая программа или ограничивающие убеждения
Но так ли нужно знать свой день рождения в астрологии? Соляр, возможно, нужен тем, кто уделяет большое значение всем этим астрологическим критериям. У тех, кто не верит в гороскопы и астрологические прогнозы, жизненные события также происходят по определенному графику, образно говоря, составленному звездами, только такие люди не знают об этом заранее. По сути, солярный гороскоп, построенный на основе соляра астрологии – это годовая программа действий для того, кто решился его составить.
Среди скептиков бытует мнение, что она может ограничивать человека, даже программировать его на определенные действия или поступки. Отчасти это так, но давайте подумаем, плохо это или хорошо? Независимо от того, знаем мы наш солярный гороскоп или нет, мы уже запрограммированы временем и местом своего рождения, а также родителями, друзьями и коллегами. Соляр просто задает нам алгоритм действий, содержанием наполняем наш год мы сами, как наполняется содержимым присущая нам от рождения форма – наше тело. И вы, и ваш сосед обладаете приблизительно одинаковым телом, но содержимое у вас с ним разное.
Удивительный мир астрологии, соляр и солярный гороскоп только направляют вас. Суть вашей жизни отражает натальная карта, а соляр представляет собой промежуточный отрезок вашего жизненного пути. Солярный гороскоп показывает более узкие задачи на будущий год, исходя из уже имеющегося потенциала, который вы сформировали до этого момента своей жизни. Можно сказать, что наша жизнь уже расписана шаг за шагом, хотим мы того или нет! Но возможность поднять планку собственной жизни дана каждому из нас. И если сегодня вы держите в руках ваш солярный гороскоп, то что-то привело вас именно к такому развитию вашего жизненного сценария. Если вам что-то не нравится в предложенных условиях, просто посмотрите на них с другой стороны!
Важность знания соляра
В момент наступления соляра человек как будто перезагружается, происходит обновлениеего энергий на самых тонких планах
Очень важно подходить к встрече с соляром осознанно, находясь в благоприятном расположении энергий. Выражение «Как встретишь день рождения, так и проведешь весь год» существует не случайно
Оно возникло еще в древности, когда людибыли тесно взаимосвязаны с природой, человек понимал цикличность ее развития. Сегодня это выражение несколько видоизменилось, часто его произносят с отсылкой к празднованию Нового года, но наши предки отсчитывали начало течения личного нового года именно с момента соляра.
Важно, в какой местности человек встречает соляр. Поскольку в разных координатах Луна и Солнце располагаются под разным углом, то попадают, соответственно, в разные поля гороскопа
Все это имеет значение для последующих событий года и его энергий.
Когда человек имеет точное представление о времени своего соляра, онможет осознанно встретить этот момент. В дальнейшем это поможет ему управлять событиями.
Судьбу можно изменить, если уехать в местность, где встреча своего дня рождения по солярному гороскопу представляется наиболее удачной. Астрологи довольно часто практикуют подобный подход.
Но не стоит думать, что данный способ поможет убежать от проблем! Астрология помогает выбрать вариант, следуя натальной карте рождения, и это значит, что человек должен пройти каждый урок, предписанный ему судьбой, а не просто исключить его из своего жизненного пути. Необходимо работать над собой, встречать трудности лицом к лицу и учиться справляться сними.В противном случае кармическиенаслоения будут наматываться бесконечно, что в итоге приведет к самым непредсказуемым последствиям.
Пусть не все это и осознают, но возможность улучшить качество своей жизни, поднять ее уровень во всех смыслах предоставляется любому человеку. Каждый может выбрать, как именно пережить возникающие трудности и какой вывод из этого сделать.
Использование зимних сортов в летний период
Ещё одним актуальным вопросом считается использование летом солярки, которая предназначена по своим характеристикам для эксплуатации в условиях заморозков.
Действительно важно точно знать о том, можно ли летом или тёплой весной заливать в бак и использовать дизтопливо, реализуемое как зимнее. Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть
Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы
Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть. Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы.
Но летом зимнее горючее точно не застынет. Потому многие уверены, что его можно смело использовать, и ни с какими побочными эффектами двигатель не столкнётся. Такое утверждение ошибочное. В теории заливать зимние марки летом можно. Но на практике делать это настоятельно не рекомендуется.
Тут вопрос уже не в застывании. В состав холодных марок дизельного топлива входят компоненты, которые в условиях тёплой погоды становятся крайне вредными и опасными для дизельного двигателя. Речь идёт о сере и таком свойстве как вязкость. Зимние марки низковязкие, то есть они менее густые, нежели летние аналоги солярки.
Сера, а точнее меркаптановая сера, вместе с продуктами сгорания выводиться не будет. Вместо этого она начнёт постепенно накапливаться внутри топливной системы. Тем самым внутри образуются опасные отложения. С течением времени автовладелец столкнётся с проблемой загрязнения топливопроводов и всей системы, которая в результате может окончательно выйти из строя. Некоторые элементы особо чувствительные к таким загрязнениям, из-за чего они первыми засоряются и ломаются.
Если же говорить про низкую вязкость, которая применяется с целью недопущения замерзания зимней солярки, при тёплой погоде она не позволяет обеспечить элементы двигателя необходимой эффективностью смазки. В результате трущиеся поверхности будут активнее изнашиваться.
Заливать зимние виды дизельного топлива в автомобиль можно лишь при условии, что иного выхода у вас просто нет. Отсутствует возможность приобрести и залить специальные летние марки. Но при первой же необходимости следует выполнить переход по предложенной выше схеме. Чем дольше эксплуатируется машина на несезонном горючем, тем выше вероятность столкнуться с неприятными последствиями.
Что лучше бензин, солярка или дизель – преимущества
Соляровые аккумуляторы не имеют свечи зажигания. Они нуждаются в высокой степени сжатия для создания высоких температур, необходимых для автоматического зажигания горючего (чем выше цетановое число, тем лучше зажигание).
С соляровым (от 14:1 до 25:1) компрессия выше, чем с другим двигателем (от 8:1 до 12:1). Применяют низкие степени сжатия, чтобы избежать автоматического зажигания топлива (стук двигателя). Высокие коэффициенты сжатия приводят к высокой тепловой эффективности и лучшей экономии горючего. По всем техническим классификациям “солярка” имеет больше положительных сторон.