Рубрики

Как рассчитать амортизацию автомобиля более точно?

В данном случае надо боле скрупулёзно подходить к учёту всех затрат по обслуживанию транспортного средства, и привыкать просить чеки подтверждающие все расходы, не только замена топлива, деталей и узлов, сезонная смена шин, услуги шиномонтажа, замена масла, фильтров и прочее.

Если вашему автомобилю не больше пяти лет, бухгалтерия на предприятии будет применять метод расчёта с учётом амортизационных отчислений от 10 до 20% стоимости нового автомобиля за первый год эксплуатации. Если ваш автомобиль старее, расчёты проводятся по другому методу учёта амортизационного износа

Амортизация рассчитывается таким образом.

Надо стоимость автотранспорта (без НДС) разделить на количество месяцев полезного использования. К примеру, если это 5 лет умножаете на 12 (месяцев) — получается 60. Допустим, цена автомобиля на данный момент 300 000 делим на 60=5000руб ежемесячно.

Расчет списания бензина считается так. Пробег за месяц разделить на 100 и умножить на расход бензина за 100км. А все остальное у всех по-разному. Тех. обслуживание зависит от состояния вашего автомобиля.

Нелинейный способ расчета амортизации автомобиля.

Такая методика расчёта за базовую стоимость транспортного средства учитывает остаточную стоимость, и уже на эту стоимость начисляется реальная амортизация средства передвижения.

За бухгалтерией надо следить, так как появляются новые методы учёта амортизации износа транспорта. Учитываются категории авто, классы и типы авто и его назначение, год выпуска и год с начала эксплуатации транспорта. Надо учесть, что разные методы, а степень учёта получается усреднённой. Поэтому для получения реальной картины амортизации конкретного средства передвижения помогут сохранённые чеки. Желательно их собирать в журнале записей по эксплуатации в конверте.

Как только выезжают за пределы автосалона — точнее, как только у них формально появляется собственник. Размер потери в стоимости определяется целым рядом факторов, наиболее весомые из которых возраст автомобиля, его марка и модель, условия и интенсивность эксплуатации, репутация надёжности и долговечности и небольшой ряд других.

Это уменьшение стоимости известно как амортизация, и это слово, которое больше всего расстраивает новоявленных покупателей новых автомобилей из автосалона. Если автомобиль не является ретро или раритетной моделью, который часто в конечном итоге продаётся за бешеные деньги на аукционе , большинство транспортных средств на дороге медленно, но верно обесцениваются, независимо от того, что с ними делает владелец автомобиля.

Есть много вещей, которые Вы должны учитывать при покупке нового или подержанного автомобиля — стоимость бензина, техническое обслуживание, налоги и стоимость ОСАГО . Но есть ещё одна важная вещь, которую нужно иметь в виду, когда речь идёт о покупке автомобиля — это степень его амортизации

Так почему автомобили обесцениваются, насколько может обесцениться Ваш автомобиль и на что обращать внимание при покупке нового и подержанного авто?

Мы очень редко учитываем амортизацию машины при её покупке. Казалось бы, есть более насущные проблемы, касающиеся расходов на автомобиль. Невыплаченный вовремя платёж по кредиту , страховка ОСАГО , внезапно появившийся скрежет и следующая за ним диагностика. А амортизация учитывается как фоновый расход — в перспективе, которая, кажется, не наступит никогда. Но амортизация приходит всегда невовремя и очень часто даёт о себе знать не в лучшем свете. Это отчаяние некоторые даже называют «молчаливым вором
» из-за способа, в котором он постоянно уменьшает отдачу от инвестиций в Ваш автомобиль.

В один прекрасный день Вы просто понимаете, что подержанный автомобиль Вашего года выпуска теперь стоит не сколько Вы всегда думали, а намного дешевле.

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

компания не собирается перепродавать объект;
в будущем планируется получение прибыли от объекта.

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01  предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

  1.  Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка – ускоренный;
  3. По сумме чисел лет срока использования;
  4. Пропорционально объему продукции, услуг, работ.

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:

Рекомендуем:

  • Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
  • Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

Методика расчета:

Определяется норма амортизации в год или месяц:

Пример

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Расчет:

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

Методика расчета:

Определяется норма амортизационных отчислений.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2020 года.

Расчет:

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

1-й год:

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

2-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

3-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

Методика расчета:

Определяется норма отчислений на 1 километр.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Исходные данные:

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Расчет:

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

и т.д.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.

Как минимизировать амортизацию

Есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы свести к минимуму амортизацию, и стоимость перепродажи двух одинаковых автомобилей может сильно различаться в зависимости от того, насколько хорошо о них заботились. Вот несколько практических советов, которые помогут уменьшить амортизацию:

Держите машину в чистоте и хорошем состоянии. Как правило, автовладельцы постоянно заботятся о том, чтобы автомобиль был чистым и ухоженным, и не только для того, чтобы он выглядел хорошо. Заботясь о лакокрасочном покрытии и салоне, автомобиль будет сохранять свою ценность намного лучше и дольше, чем если пренебрегать уходом за авто.

Постарайтесь уменьшить пробег. Да, сказать, конечно, легче, чем сделать, но небольшой пробег окажет наибольшее влияние на стоимость автомобиля при перепродаже. Каждый километр имеет значение в попытках сократить годовой пробег, поэтому, по возможности, необходимо сократить ненужные поездки. Возможно, лучше пройтись пешком или проехаться на велосипеде, тем более, это очень полезно и абсолютно бесплатно.

Придерживайтесь графика обслуживания. -Регулярное обслуживание показывает, что автовладелец заботится об автомобиле, что повысит его стоимость при перепродаже. Не будет лишним вести бортовой журнал автомобиля с учетом всех выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту. Автомобиль лучше обслуживать у официального дилера или в надежном и известном автосервисе, который может предоставить и заверить документацию о прохождении ТО. Чеки на обслуживание и замену деталей следует сохранить и вложить в бортовой журнал, что повысит доверие будущего покупателя и стоимость автомобиля.

Своевременно ремонтируйте. От небольших царапин и вмятин до посторонних шумов выхлопной трубы — необходимо вовремя исправлять любые проблемы с автомобилем, прежде чем они могут стать более затратными и повлиять на стоимость автомобиля при перепродаже. Любой неисправный или требующий ремонта автомобиль будет менее привлекателен и стоить намного меньше, даже с учетом расходов на ремонт, чем автомобиль, не требующий денежных и временных затрат.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Вопрос № 2.В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Для бухучета Для налогообложения
Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца
Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год
Безвозмездная передача

Вопрос № 3. Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4. Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Ответ. В целом алгоритм и методика расчета износа автомобилей одинакова для разных видов. Но стоит отметить некоторые особенности:

Чтобы рассчитать износ по легковым машинам, достаточно знать дату производства, пробег, гарантийный срок производителя от коррозии;
Для грузовых машин при начислении износа нужно установить базовую стоимость, период полезного использования;
Если амортизация начисляется по автобусам и тракторам, то важно точно определить модель и срок службы;
При расчете износа специальной строительной техники в расчет принимают первоначальную стоимость без стоимости шин. По шинам амортизация определяется отдельно.. Вопрос № 5

Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Вопрос № 5. Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Ответ. Выбытие автотранспорта отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дт02 Кт01 – списывается начисленный износ;
  • Дт91 Кт01 – на сумму остаточной стоимости.

Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.

Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 <3>. Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.

<3> Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления N 1072 для определения СПИ высказано и в Постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 N 09АП-10737/2011-АК <4>.

<4> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

«Налог на прибыль:

учет доходов и расходов»

Рассчитаем амортизацию

Определим ежемесячные суммы амортизации указанными выше способами. Напомним, что автомобиль приобретен за 3 776 000 руб., включая НДС в сумме 576 000 руб. Следовательно, его стоимость, которая учитывается при исчислении амортизации, составит 3 200 000 руб.

Вариант 1. Руководствуясь п. 12 ст. 258 НК РФ, компания включила легковой автомобиль в ту же амортизационную группу, что и продавец (то есть в третью), взяв за основу тот же срок полезного использования — 40 месяцев.

Поскольку до продажи ТС эксплуатировалось в течение 20 месяцев, новый собственник при вводе объекта в эксплуатацию установит СПИ, равный 20 месяцам (40 — 20). Тогда месячная норма амортизации будет равна 5% (1 / 20 мес. x 100%), а сумма амортизации — 160 000 руб. (3 200 000 руб. x 5%).

В силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизацию в указанном размере следует начислять ежемесячно с июня 2015 г. на протяжении 20 месяцев (то есть по январь 2017 г. включительно). Следовательно, в 2015 г. компания сможет учесть в целях налогообложения амортизационные отчисления в сумме 1 120 000 руб., в 2016 г. — 1 920 000 руб., в 2017 г. — 160 000 руб.

Вариант 2. Организация в силу п. 12 ст. 258 НК РФ отнесла приобретенное имущество в состав той же амортизационной группы, что и прежний собственник, но пересмотрела СПИ, определив его в минимальном размере для третьей амортизационной группы — 37 месяцев. С учетом фактического времени эксплуатации автомобиля у предыдущего владельца новый СПИ составит 17 месяцев (37 — 20).

В таком случае норма амортизации будет равна 5,88% (1 / 17 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 188 160 руб. (3 200 000 руб. x 5,88%). В 2015 г. организация перенесет на расходы 1 317 120 руб., в 2016 г. — 1 882 880 руб. (начисление амортизации прекратится в ноябре 2016 г.).

Вариант 3. Учитывая положения п. 12 ст. 258 НК РФ, компания решила не использовать свое право по корректировке срока полезного использования автомобиля, оставив его равным 40 месяцам. В таком случае ТС будет амортизироваться с июня 2015 г. по сентябрь 2018 г. включительно.

Норма амортизации составит 2,5% (1 / 40 мес. x 100%), сумма амортизации за месяц — 80 000 руб. (3 200 000 руб. x 2,5%). В 2015 г. компания учтет в налоговых расходах 560 000 руб., в 2016, 2017 гг. — по 960 000 руб., в 2018 г. — 720 000 руб.

Вариант 4. Организация отказалась от реализации своего права уменьшить СПИ бэушного объекта ОС на количество месяцев его эксплуатации прежним владельцем. Однако указанный срок она установила самостоятельно в соответствии с Классификацией ОС в рамках третьей амортизационной группы (то есть той, в которую автомобиль был включен у продавца) — 50 месяцев. С учетом этого стоимость ТС будет перенесена на расходы в течение периода с июня 2015 г. по июль 2019 г. включительно.

Месячная норма амортизации в таком случае составит 2% (1 / 50 мес. x 100%), сумма амортизации — 64 000 руб. (3 200 000 руб. x 2%). В 2015 г. налогоплательщик спишет 448 000 руб., в 2016 — 2018 гг. — по 768 000 руб., в 2019 г. — 448 000 руб.

Вариант 5. Поскольку продавец включил автомобиль не в ту амортизационную группу, что предусмотрена Классификацией ОС для данного авто, организация вопреки п. 12 ст. 258 НК РФ, но в соответствии с судебной практикой отнесла объект к пятой амортизационной группе и определила СПИ, равный 85 месяцам. Новый срок полезного использования (с учетом эксплуатации у прежнего владельца) составит 65 месяцев (85 — 20). То есть амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по октябрь 2020 г. включительно.

Тогда месячная норма амортизации будет равна 1,54% (1 / 65 мес. x 100%), сумма амортизации — 49 280 руб. (3 200 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. компания учтет при исчислении налога на прибыль 344 960 руб., в 2016 — 2019 гг. — по 591 360 руб., в 2020 г. — 489 600 руб.

Вариант 6. Организация исправила ошибку прежнего владельца и включила подержанный автомобиль в пятую амортизационную группу, установив минимальный СПИ, предусмотренный Классификацией ОС для данного имущества, — 85 месяцев. При этом налогоплательщик отказался от права уменьшить указанный срок на количество месяцев фактического использования транспортного средства продавцом. В этом случае амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по июнь 2022 г. включительно.

В таком случае норма амортизации составит 1,18% (1 / 85 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 37 760 руб. (3 200 000 руб. x 1,18%). В 2015 г. компания отнесет на расходы 264 320 руб., в 2016 — 2021 гг. — по 453 120 руб., в 2022 г. — 216 960 руб.

Понятие

Под данным определением понимают то время, в течение которого основные средства (или сокращенно ОС) служат компании с ожидаемой отдачей. Это определение прописано в ст. 258 НК РФ.

Данный термин используется как в бухучете, так и для определения налога на прибыль. СПИ напрямую влияет на сумму ежемесячной амортизации и скорость списания стоимости объекта ОС в расходы.

Как считать амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете?

Чем меньше срок СПИ, тем быстрее вернутся деньги, потраченные на приобретение основного средства.

Срок использования нужно устанавливать только для амортизируемого имущества.

Поступивший актив можно отнести к основному средству при выполнении следующий условий:

  1. Планируется длительное использование основного средства от 1 года;
  2. Область применения – производственная, управленческая, передача в аренду (не перепродажа);
  3. Конечная цель использования ОС – получение прибыли;
  4. Стоимость не ниже установленного лимита для бухгалтерских и налоговых целей. В бухучете нижний порог устанавливает сама организация (в пределах 40 тыс. руб.), в налоговом – это 100 тыс.руб.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников
(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено > 8000 книг

Как установить в налоговом учете?

При поступлении имущества стоимостью от 100 тыс. руб., которое можно отнести к основным средствам, необходимо определить срок полезного использования.

НК РФ четко определяет порядок установления периода службы для объектов ОС. Разработан специальный Классификатор, в котором все основные средства распределены по амортизационным группам.

Для каждой группы выставлен диапазон, из которого можно выбрать время службы.

Классификация основных средств с группами утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Таким образом, для установки СПИ для налогообложения учесть следующие моменты:

Сразу после поступления имущества в организацию необходимо определить, к какой именно амортизационной группе относится основные средства по Классификатору ОС
При этом нужно обязательно обращать внимание на примечания к названиям основных средств, где даются пояснения.
Если в Классификации перечислена целая группа средств, и нет возможности понять, куда отнести ОС, то нужно перейти в ОКОФ, чтобы выяснить, какое именно имущество включено в группу.

Всего амортизационных групп в классификаторе десять, и для каждой из них установлен свой СПИ в годах – его нужно перевести в месяцы. В пределах показателя, установленного для конкретной группы, в которую и входит основное средство, можно устанавливать любой срок, который организация считает подходящим
Если выбрать наименьшее значение, тогда можно в разы быстрее списать ОС на расходы.
Бывает и такое, что основное средство нигде не упоминается – тогда показатель нужно установить исходя из срока эксплуатации средства. Этот показатель, как правило, указывается в рекомендациях производителя или в техдокументации.

Если организация приобретает средство, которое уже было в употреблении, из показателя времени полезного использования, который определен по Классификатору, можно вычесть уже прошедший срок эксплуатации

Важно, чтобы период использования предыдущим хозяином был указан в акте о приеме-передаче объекта, который передается продавцом.

СПИ, который получился в результате вычислений, нужно указать в инвентарной карточке учета основного средства.

Если же бухгалтерские и налоговые СПИ разные, то раздел второй формы ОС-б необходимо дополнить соответствующей графой.

Амортизационные группы по Классификатору

При выборе амортизационной группы для основного средства нужно быть предельно внимательным, так как ошибка может привести к штрафным доначислениями сразу по двум видам налога – по имуществу и по прибыли.

Номер амортизационной группы

Срок полезного использования

в годах

(минимальное значение в СПИ не включается, максимальное включается)

в месяцах

(включаются граничные значения)

1

1 – 2

13 – 24

2

 2 – 3 25 – 36
3 3 – 5

37 – 60

4

5 – 7 61 – 84
5 7 – 10

85 – 120

6

10 – 15 121 – 180
7 15 – 20

181 – 240

8

20 – 25 241 – 300
9 25 – 30

301 – 360

10

Свыше 30

От 361

ФНС в недавнем времени постановило, что именно по определению амортизационной группы инспекторы находят ошибки чаще всего.

Способы бухгалтерского расчёта

Сначала рассмотрим, как это делают индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые занимаются бизнесом. Для этого необходимо определить начальную стоимость транспортного средства
.

Обычно для этого из покупной стоимости вычитают сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Полученную сумму можно взять за основу при дальнейших расчётах. Законодательство разрешает в некоторых случаях добавить стоимость доставки, взятую также без НДС.

С какого момента начинается такой учёт?
Перед тем как использовать автомобиль, нужно в обязательном порядке осуществить ввод в эксплуатацию. Первый месяц расчёта — это следующий календарный месяц после этой даты. Амортизация считается помесячно.

Существует несколько возможных методов расчёта

Важно отметить, что предприятие должно выбрать один из них и зафиксировать его в документе, который отражает политику учёта на предприятии. Если был выбран способ, то его нельзя поменять произвольно на другой, пока транспортное средство не будет полностью амортизировано

Это произойдёт после окончания срока полезной эксплуатации.

Рассмотрим различные варианты. Первым из них возьмём линейный способ
. Он является наиболее простым, хотя и имеет свои недостатки. При этом он из-за своей простоты и понятности распространён довольно широко. Поясним метод на простом примере.

Предположим, автомобиль куплен за 500000 рублей, срок, в течение которого его будут использовать, составляет 6 лет.

Амортизационная норма = 1 / (Срок эксплуатации) = 1 / 6 = 0,1667

За каждый год указанного срока амортизация будет равна одной и той же величине:

Годовая амортизация = (Стоимость) * (амортизационная норма)

Годовая амортизация = 500000 рублей * 0,1667 = 83350 рублей

Полученная ежегодная величина амортизации будет уплачиваться в течение пяти лет. Но заметим, что выплаты происходят ежемесячно, равными суммами.

(Ежемесячная амортизация) = (Годовая амортизация) / 12 месяцев

(Ежемесячная амортизация) = 83350 рублей / 12 месяцев = 6946 рублей

Но это не единственный возможный способ расчёта
. Рассмотрим способ уменьшаемого остатка
. Расчёт здесь будет почти полностью аналогичным, но есть одно отличие. Годовая амортизация будет рассчитываться не исходя из начальной стоимости, а с использованием остаточной.

При вычислениях за каждый год будет использоваться разница между ценой и рассчитанной на начало года амортизацией. Затем это число будет поровну разделено на 12 месяцев.

Ещё один вариант вычислений происходит с использованием суммы чисел
. В рассматриваемом примере для пятилетнего срока нужно будет рассчитать:

15 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5

За первый год величину линейной амортизации нужно умножить на 5 / 15, на второй год — на 4 / 15 и так далее.

Существует также метод ускоренной амортизации
. Для этого к рассчитанной сумме применяют коэффициент, величина которого не может быть больше трёх. Такой способ используется в тех случаях, когда выгодно, чтобы амортизация была насчитана как можно быстрее, например, для автомобиля, взятого в лизинг.

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2: 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Год
Расчет
Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого
2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Выводы

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Это интересно: SsangYong Tivoli – особенности вернувшегося кроссовера и конкуренция — рассматриваем в общих чертах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector