Как правильно выставить тнвд на дизеле
Содержание:
- Признаки раннего зажигания
- Последовательность регулировки угла опережения впрыскивания топлива
- Установочный угол опережения впрыска топлива на двигателях ЯМЗ
- Способ регулировки зажигания по стробоскопу
- Способы установки зажигания
- Позднее зажигание
- Наиболее частые неисправности топливной системы дизельного двигателя
- Особенности
- Диагностика
- Как выставить угол опережения на моторе ЯМЗ-238
- Регулировка угла зажигания грузовых автомобилей в Москве
- Последовательность регулировки угла опережения впрыскивания топлива
- Порядок регулировки
- Управление работой дизельного двигателя
- Настройка бесконтактного типа пуска
Признаки раннего зажигания
Ранний момент впрыска — это когда поршень еще не подошел к верхней мертвой точке, а топливо уже начало поступать, взрыв идет навстречу поршню. В работе двигателя это определяется по следующим признакам:а) Двигатель работает жестко.б) При резкой перегазовке или в нагрузку слышен звон, как будто клапанов, и чем выше температура двигателя, тем звон сильнее.г) При сильно раннем возможен белый дым.д) Плохая тяга.е) Большой расход. Как правило момент выставленный по заводским меткам чуть поздноват. И так допустим поняли, что зажигание позднее и надо его поставить раньше, что делать, куда крутить? Момент выставляется при рабочей температуре двигателя, но если явно видны признаки неправильной работы и на холодном, то можно уже начинать регулировку. Выставляем привод таким образом, что бы метка была сверху, (можно и свою сделать) и отпускаем два болта на 17. Теперь надо понять что двигатель остается на месте, а крутится муфта ТНВД. Раньше — двигать привод ТНВД по ходу движения, т.е. по часовой стрелке. Позже — двигать привод ТНВД в обратную сторону движения , против часовой стрелки
И самое важное!!! Двигать привод надо по чуть-чуть, примерно на толщину спички от метки!!! И обязательно затягивать болты!!! После чего запускаем двигатель и проверяем его работу, если изменений нет или работа машины все еще не устраивает, можно повторить, и двинуть еще немного. Это необходимо повторять до тех пор, пока при резкой газовке или в нагрузку не появится небольшой звон, тогда можно двинуть чуть обратно, и звон исчезнет, вот это и будет тем самым моментом
Главное двигать на что-то ориентируясь и не много сразу, что бы не запутаться. Правильно выставленный момент впрыска, это наилучшая тяга, с наименьшим расходом топлива, а это очень важные показатели в работе любой машины.
Последовательность регулировки угла опережения впрыскивания топлива
Для качественной регулировки выполняется:
- проверка плотности посадки полумуфты на приводном валу и затягивание болта клеммового;
- отворот двух болтов и поворотного зажимного устройства опережения с помощью овальных отверстий, на фланце демпферной муфты совместить метки «А» и «Б»;
- зажимание болтов на приводе;
- выполнение измерений вблизи мест крепления пластин (допустимое выделение пакета пластин от уровня плоскости равно ±1 мм);
- поворот коленвала и проверка правильности выставить УОВТ (допустимое расхождение отметок равно одному делению или 1° поворота коленвала);
- проверка уровня масла в зажимном устройстве ОВТ;
- проверка правильности установки УОВТ.
Чтобы это проконтролировать, следует поставить зажимное устройство отверстиями в верхнее положение и выкрутить пробки. Если медленно повернуть зажимное устройство на 70°, из одного отверстия должна начать течь смазка. После добавки масла надо закрутить пробки.
Установочный угол опережения впрыска топлива на двигателях ЯМЗ
В связи с многочисленными запросами сервисных предприятий была сформирована таблица установочных углов опережения впрыска топлива на двигателях ЯМЗ. Норматив установочного угла опережения впрыска топлива изложен в руководстве по эксплуатации, прикладываемого к каждому двигателю.
п/п | Модель двигателя | Установочный угол ОВТ, градусы |
1 | ЯМЗ-236М2 всех комплектаций | 15º+1º |
2 | ЯМЗ-238М2 всех комплектаций | 15º+1º |
3 | ЯМЗ-238АМ2 всех комплектаций | 15º+1º |
4 | ЯМЗ-238ВМ | 15º+1º |
5 | ЯМЗ-238ГМ2 всех комплектаций | 15º+1º |
6 | ЯМЗ-238КМ2 | 10º+1º |
7 | ЯМЗ-236НЕ2 всех комплектаций | 6º+1º |
8 | ЯМЗ-236БЕ2 всех комплектаций | 6º+1º |
9 | ЯМЗ-236НЕ всех комплектаций с рядными ТНВД | 13º+1º |
10 | ЯМЗ-236НЕ всех комплектаций с V-обр. ТНВД | 10º+1º |
11 | ЯМЗ-236БЕ всех комплектаций с рядными ТНВД | 13º+1º |
12 | ЯМЗ-236БЕ всех комплектаций с V-обр. ТНВД | 10º+1º |
13 | ЯМЗ-236Н всех комплектаций | 15º+1º |
14 | ЯМЗ-236Б всех комплектаций | 15º+1º |
15 | ЯМЗ-236А всех комплектаций | 15º+1º |
16 | ЯМЗ-236БК всех комплектаций | 13º+1º |
17 | ЯМЗ-236Д всех комплектаций | 15º+1º |
18 | ЯМЗ-236ДК всех комплектаций | 15º+1º |
19 | ЯМЗ-236НБ, ЯМЗ-236НБ-2 | 13º+1º |
20 | ЯМЗ-236НД всех комплектаций | 13º+1º |
21 | ЯМЗ-236НК | 13º+1º |
22 | ЯМЗ-238Б всех комплектаций | 15º+1º |
23 | ЯМЗ-238Д всех комплектаций | 15º+1º |
24 | ЯМЗ-238БЕ всех комплектаций | 13º+1º |
25 | ЯМЗ-238ДЕ всех комплектаций | 13º+1º |
26 | ЯМЗ-238БЕ2 всех комплектаций | 6º+1º |
27 | ЯМЗ-238ДЕ2 всех комплектаций | 6º+1º |
28 | ЯМЗ-238БВ всех комплектаций | 15º+1º |
29 | ЯМЗ-238БЛ-1 | 15º+1º |
30 | ЯМЗ-238АК всех комплектаций | 15º+1º |
31 | ЯМЗ-238БК всех комплектаций | 15º+1º |
32 | ЯМЗ-238БН | 13º+1º |
33 | ЯМЗ-238ДК-1, ЯМЗ-238ДК-2 | 15º+1º |
34 | ЯМЗ-238КМ2-3 | 15º+1º |
35 | ЯМЗ-238НД3 всех комплектаций | 15º+1º |
36 | ЯМЗ-238НД4 всех комплектаций | 15º+1º |
37 | ЯМЗ-238НД5 всех комплектаций | 15º+1º |
38 | ЯМЗ-238НД6 | 15º+1º |
39 | ЯМЗ-238НД7 всех комплектаций | 15º+1º |
40 | ЯМЗ-238НД8 | 15º+1º |
41 | ЯМЗ-238НД2 | 15º+1º |
42 | ЯМЗ-7511.10 всех комплектаций | 6º+1º |
43 | ЯМЗ-7512.10 всех комплектаций | 6º+1º |
44 | ЯМЗ-7513.10 всех комплектаций | 6º+1º |
45 | ЯМЗ-7601.10 всех комплектаций | 6º+1º |
46 | ЯМЗ-6562.10 всех комплектаций | 2º+1º |
47 | ЯМЗ-6563.10 всех комплектаций | 2º+1º |
48 | ЯМЗ-6581.10 всех комплектаций | 2º+1º |
49 | ЯМЗ-6582.10 всех комплектаций | 2º+1º |
50 | ЯМЗ-6583.10 всех комплектаций | 2º+1º |
51 | ЯМЗ-240М2 всех комплектаций | 16º±1º |
52 | ЯМЗ-240НМ2 всех комплектаций | 16º±1º |
53 | ЯМЗ-240ПМ2 всех комплектаций | 16º±1º |
54 | ЯМЗ-847.10, ЯМЗ-8471.10 | 19º, устанавливается по меткам на маховике ТНВД,
корпусе ТНВД и фиксатору |
55 | ЯМЗ-850.10, ЯМЗ-8501.10 | Устанавливается по меткам на маховике ТНВД,
корпусе ТНВД и фиксатору |
56 | ЯМЗ-8502, ЯМЗ-8502.10-08, ЯМЗ-8502.10-28 | Устанавливается по меткам на маховике ТНВД,
корпусе ТНВД и фиксатору |
Способ регулировки зажигания по стробоскопу
Прежде чем приступать к процедуре настройки, необходимо прогреть двигатель до достижения оптимальной рабочей температуры. Затем подключить прибор к сети грузовика и выполнить действия:
- вывернуть гайку на крышке распределителя;
- удалить или заглушить шланг вакуумного регулятора от распределителя (если он есть);
- снизить обороты двигателя до минимума и осветить с помощью прибора метки. Если установка зажигания выполнена верно, подвижная метка должна совпасть с неподвижной;
- произвести регулировку при несовпадении меток: заглушить агрегат, ослабить крепеж распределителя, провернуть его корпус на нужную величину;
- выполнить повторную проверку с помощью прибора;
- в случае успеха закрепить фиксирующую гайку на корпусе.
Способы установки зажигания
Важно знать, куда и насколько проворачивать корпус, чтобы установить зажигание правильно. Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на авто, где за работу системы зажигания не отвечает ЭБУ, и все работы делаются вручную
Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на авто, где за работу системы зажигания не отвечает ЭБУ, и все работы делаются вручную.
«По стробоскопу».
Самый точный метод установки зажигания – это с использованием стробоскопа.
Технология установки угла опережения с его помощью – очень простая, и для ее выполнения всего лишь потребуется:
- Стробоскоп;
- Набор ключей;
- Белый маркер или краска.
Регулировочные работы следует выполнять на прогретом двигателе. Рассмотрим, как все делается на примере ВАЗ-2107 с карбюратором.
Отметим, что описанный метод подойдет практически для любой машины с карбюратором, а также инжекторных моделей, у которых установка выполняется вручную.
Действия таковы:
Проворачиваем коленчатый вал до совмещения меток на шкиве с метками на защитной крышке привода ГРМ. У ВАЗ-2107 на крышке нарисовано 3 метки – две коротких и длинная. Длинная метка указывает на ВМТ в первом цилиндре, короткие же соответствуют углу опережения в 5 градусов (средняя метка – 5 град., крайняя короткая – 10 град.). Нужно совместить метку на шкиве со средней на крышке; Указанные метки помечаем белой краской; Проверяем положение бегунка трамблера – он должен смотреть в сторону контакта первого цилиндра; Подключаем стробоскоп согласно инструкции (обычно два вывода его соединяются с АКБ, а третий закрепляется на высоковольтном проводе 1-го цилиндра); Запускаем силовую установку и устанавливаем обороты на уровне 750-800 об/мин; Светим стробоскопом на шкив коленчатого вала. Импульсное свечение прибора приведет к тому, что визуально метка на шкиве будет находиться на одном месте, и она сравнивается со средней меткой на крышке. Если указанные метки находятся на одном уровне, то угол опережения установлен правильно и регулировка не нужна. В случае же когда метка шкива расположена перед или за меткой крышки – регулируем; Глушим мотор и переходим к трамблеру. Попускаем его фиксирующую гайку и проворачиваем в нужную сторону; Если метка шкива расположена за меткой крышки – зажигание позднее. Для его устранения необходимо немного провернуть трамблер в сторону, противоположную вращению бегунка, при раннем же — крутим корпус в сторону вращения. При этом смещать трамблер следует понемногу, после чего его зафиксировать гайкой; Снова заводим мотор и смотрим на метки
Важно добиться, чтобы они во время работы мотора были совмещены
Принцип регулировки с помощью стробоскопа практически одинаков для всех авто. Единственное, метки могут совмещаться не только по шкиву, но и по маховику (там они тоже есть), это уже кому как удобнее.
«По лампочке».
В отличие от способа со стробоскопом, лампа не даст точной установки угла.
И все же этот метод вполне применим, тем более, что с его помощью можно отрегулировать зажигание даже в дороге. Примером выступит ВАЗ-2108.
Из инструментов понадобиться всего лишь лампа накаливания на 12 Вольт, два провода и набор ключей.
Чтобы отрегулировать по лампочке зажигание нужно:
- Совместить метки на шкиве привода ГРМ с выступом на крышке, установив ВМТ на первом цилиндре
. Дополнительно проконтролировать правильность установки можно по маховику через смотровое окошко на корпусе;
- Берем лампочку, подсоединяем к ней провода. Затем один из проводов подключаем к выводу «К» на катушке зажигания, а второй бросаем на «массу»;
- Послабляем гайки крепления распределителя;
- Включаем зажигание, но авто не заводим;
- Проворачиваем корпус трамблера так, чтобы лампочка потухла. Затем плавно и аккуратно крутим его в обратную сторону. Вся суть этого метода сводиться к тому, чтобы «поймать» момент, когда лампа загорится. Именно в этом положении на свечку будет подаваться импульс;
- Затягиваем гайки крепления и проверяем работоспособность силовой установки.
«На слух».
Некоторые мастера для установки угла опережения вообще не пользуются какими-то приспособлениями, а делают все «на слух».
Причем делается все очень легко: авто заводиться, устанавливаются холостые обороты.
А далее просто ослабляется крепление трамблера, после чего корпус вращается в разные стороны, при этом слушается поведение силовой установки. При вращении из-за меняющегося угла обороты начнут плавать.
Суть этого метода заключается в том, чтобы установить максимально высокие обороты на моторе, причем они должны быть стабильными. После этого трамблер фиксируется в выбранном положении и все.
Позднее зажигание
При слишком позднем зажигании горение смеси происходит при увеличивающемся объеме и пониженном давлении газов в цилиндре, поэтому мощность и экономичность двигателя понижаются, В этомслучае смесь в цилиндре догорает в течение всего такта расширения, что вызывает сильный перегрев двигателя.
При слишком позднем зажигании двигатель теряет приемистость. Значительное снижение мощности происходит по той причине, что смесь не успевает сгорать в тот момент, когда поршень находится в ВМТ. Горение смеси продолжается при движении поршня вниз. Об этом свидетельствует повышенный нагрев выпускного трубопровода. Он будет слишком нагрет, так как часть смеси догорает при выпуске.
Если установлено слишком позднее зажигание, газовоздушная смесь сгорает в основном во время такта расширения и догорает иногда даже в выпускных патрубках. При этом уменьшается давление в рабочем цилиндре, двигатель перегревается и теряет мощность. Если установлено слишком раннее зажигание, сгорание смеси происходит полностью во время такта сжатия при возрастающем давлении.
Таким образом, позднее зажигание на пределе детонации позволяет заметно повысить степень сжатия при работе на современных французских бензинах ( см. фигуру) благодаря достаточно точной регулировке угла опережения зажигания; последнее, однако, затруднительно вследствие повышенной чувствительности двигателя к такой регулировке.
Известно, что позднее зажигание значительно ухудшает индикаторную диаграмму. Это происходит вследствие факторов, рассмотренных выше, но этот недостаток компенсируется общим достигаемым выигрышем.
Слишком раннее или слишком позднее зажигание может быть причиной перебоев в работе мотора. Надо проверить угол опережения зажигания и установить его согласно инструкции завода-изготовителя мотора. Пропуск искры или слабая искра в свечах зажигания возникает от загрязнения контактов прерывателя, расшатывания подвижного контакта прерывателя, неплотного присоединения проводов высокого напряжения к свечам, а также от загрязнения свечей.
Установочные метки на маховике и на картере двигателя. |
Отсутствие стуков — признак позднего зажигания, а сильные непре-жращающиеся стуки указывают на слишком раннее зажигание.
При слишком раннем или слишком позднем зажигании мощность двигателя получается меньшей и двигатель перегревается. В случае слишком раннего зажигания наблюдаются резкие стуки в кривошипном механизме, ухудшающие общее состояние двигателя.
Прерыватель-распределитель ПМ-05. |
Минимальный угол опережения зажигания ( позднее зажигание) останется при этом без изменений и величина его может колебаться в пределах от 0 до 4 до в. Установка позднего угла опережения зажигания обеспечивается на двигателе автоматически.
Перегрев двигателя может возникнуть из-за чрезмерно позднего зажигания, так как смесь продолжает гореть при выпуске. При этом двигатель и выпускной трубопровод будет нагреваться по той причине, что часть тепла от сгораемой смеси отдается охлаждающей жидкости. Если зажигание позднее, следует отрегулировать его способом, рассмотренным в разд.
Явления перегрева, связанные с поздним зажиганием, сказываются сильнее при большой нагрузке двигателя.
Полное отсутствие детонации свидетельствует о позднем зажигании и устраняется регулировкой. Установку зажигания следует проверять после каждой регулировки зазора между контактами прерывателя.
Причиной дефекта может служить раннее или позднее зажигание. Причиной глухих стуков является раннее зажигание, если же двигатель дает выстрелы в выхлопную трубу, то это происходит из-за позднего зажигания.
Наиболее частые неисправности топливной системы дизельного двигателя
Среди самых распространенных поломок в системе питания дизелей чаще всего встречаются следующие:
- Затруднения при запуске мотора.
- Снижение мощностных показателей.
- Увеличение расхода топлива.
- Возникновение дыма различных оттенков, выходящего из выхлопной трубы.
- Повышенная жесткость работы.
- Невозможность разогнаться (при провалах в разгоне рекомендуется увеличить ход педали акселератора).
- Неустойчивость оборотов на холостом ходу (плавают).
- Двигатель часто глохнет.
Трудный запуск
Чтобы облегчить зимний запуск дизельных двигателей, производители выпускают специальное топливо под названием «арктическое». Однако, причиной трудного включения не всегда является застывшая солярка. При невозможности запустить дизель на холодную, необходимо проверить:
- качество работы нагнетающих деталей насоса высокого давления;
- степень износа форсунок;
- регулировки угла опережения топлива;
- предпусковые свечи накала;
- регулятор давления;
- нарушение герметичности топливопроводов.
Снижение мощности
Мощность дизельного мотора снижается при возникновении неисправностей, засорении топливных фильтров, отверстий распыляющих форсунок. При выходе из строя фильтрующих элементов количество солярки, направляемой в топливный насос, резко снижается, что негативно сказывается на мощностных показателях мотора.
Увеличение потребления дизтоплива
Неверно выставленный угол опережения впрыска является основной причиной большого расхода горючего. На количество потребляемого топлива также оказывает влияние неправильная работа топливного насоса ТНВД. Необходимо отрегулировать уровень давления смеси в момент впрыска. Понижение компрессии в рабочих цилиндрах также может стать причиной повышенного расхода дизельного топлива.
Выхлоп черного цвета
При появлении темного дыма из системы выхлопа рекомендуется проверить качество смесеобразования. Нарушения могут быть вызваны запоздалым впрыском топлива, которое не успевает полностью сгорать и оседает на стенках цилиндров в виде нагара. Слои нагара часто образуются также на клапанах, которые неплотно закрываются.
Появление белого дыма в виде пара не вызывает тревоги, т. к. он быстро улетучивается после прогрева мотора. Особенно часто это можно наблюдать в дизельных машинах, работающих в областях северной широты.
Плавающие обороты коленчатого вала в режиме холостого хода
При данном дефекте нужно:
- заменить уплотняющие элементы, расположенные под распылителями;
- подтянуть топливный провод, соединяющий фильтра с ТНВД;
- проверить состояние опорной пластинки насоса;
- заменить регулятор оборотов коленвала;
- проверить работу системы вентиляции, чтобы исключить давление газов.
Двигатель глохнет
Если мотор часто прекращает работу прямо на ходу, потребуется проверить следующие пункты:
- правильность угла опережения;
- качество соединений в местах подключения насоса;
- степень загрязнения фильтров;
- смещение и перекос элементов насоса высокого давления.
Особенности
Установка момента зажигания даже на одной модели двигателя может отличаться. В частности, мотор D16A (Volvo FH) при настройке на экологические нормы Евро 1 базовая установка – 12,5 градуса, в то время как для Евро 2 угол меньше – 8,5 градуса. В обоих случаях точность установки – не грубее 1 градуса. У разных модификаций двигателя D0226 (MAN) установка угла зажигания выполняется от 10 до 12 градусов, у моторов D0824 разброс составляет от 4 до 18 градусов. Поэтому при работе необходимо постоянно сверяться с сервисной документацией для конкретной модификации, в противном случае регулировка угла зажигания может быть некорректной.
Двигатели, оборудованные насос-форсунками, имеют жесткую связь момента впрыска топлива с положением распределительного вала. Регулировка угла опережения зажигания у них требует точной установки полного хода плунжера (уменьшающегося по мере износа деталей привода), само начало впрыска жестко задано профилем кулачка распредвала и точностью его позиционирования относительно коленчатого вала. Сам распределительный вал должен быть корректно выставлен: по мере износа шестерен привода газораспределительного механизма он начинает «запаздывать» от расчетного положения, заданного метками. Соответственно, запаздывает и момент впрыска топлива в цилиндры относительно ВМТ поршня в конце такта сжатия.
Диагностика
Регулировка зажигания двигателя может выполняться только при уверенности в исправности самого мотора и ТНВД, поэтому в начале работы мастер всегда выполняет проверку. На автомобилях с механическим ТНВД применяется центробежный регулятор угла опережения, и его неисправности могут давать симптомы, полностью аналогичные позднему моменту впрыска: при наборе оборотов угол не меняется, впрыск становится поздним.
При необходимости должна быть выполнена регулировка зазора между торцами плунжеров насоса и седлами нагнетательных клапанов, в центробежном механизме. Эти работы тарифицируются отдельно, как ремонт топливного насоса высокого давления.
Установка меток не всегда может дать правильный угол впрыска, особенно на старом и изношенном ТНВД. В этом случае угол начала подачи топлива (необходимая точность – до 1 градуса) выставляется по реальному положению коленчатого вала и началу подачи топлива в форсунку одного из цилиндров.
Как выставить угол опережения на моторе ЯМЗ-238
Установки угла опережения ВТ, зависит от характерностей каждой муфты по отдельности, и подбора на переднем торце корпуса зажимного устройства опережения цифрами 18 и 20.
УОВТ следует выставлять в такой последовательности:
- Отсоединить трубку высокого давления от патрубка 1-ой секции ТНВД.
- Зафиксировать измеритель момента (моментоскопа) на патрубке 1-ой секции.
- Прокачать топливом ручным насосом системы питания мотора, предварительно отвернув одну из пробок для выпуска воздуха из корпуса ТНВД.
- Прокачивать систему нужно до тех пор, пока вытекающее топливо не перестанет пениться, после чего плотно закрутить пробку.
- Нужно убедиться в том, что топливная подача скобой регулятора включена, и начать крутить коленвал двигателя в правую сторону до появления топлива в стеклянной трубке (камере) измерителя момента.
- Продолжая небыстрое оборачивание коленвала, нужно внимательно смотреть за топливом в стеклянной камере прибора.
Регулировка угла зажигания грузовых автомобилей в Москве
Еще во времена контактного зажигания на бензиновых грузовиках термин «регулировка зажигания» настолько обжился в разговорном языке, что перешел и на дизельные моторы, хотя системы зажигания как таковой они вовсе не имеют. Дизельный двигатель, оснащенный механическим ТНВД или насос-форсунками, позволяет регулировать только угол опережения впрыска – момент, в который топливо начинает подаваться в цилиндр. Причем с трасс все больше уходят и бензиновые грузовики, невыгодные по затратам горючего, и дизели без электронного управления двигателем, устаревшие и больше не производящиеся. В системах Common Rail момент впрыска задается электронным блоком управления, настройке не подлежит (возможна только перепрошивка блока). Тем не менее, наша фирма предлагает свои услуги и по регулировочным работам с выездом по Москве и области (как самостоятельно, так и в составе других ремонтных работ – например, регулировка зажигания на двигателе КамАЗ необходима после того, как на нем срезало пластины привода ТНВД и были установлены новые).
Автомобиль техпомощи комплектуется всеми спецприспособлениями для настройки, если они требуются для конкретного двигателя (например, ТНВД Bosch требуют фиксации флажка регулятора фигурной пластиной с прорезью), поэтому точная регулировка момента впрыска согласно сервисной документации гарантируется.
Последовательность регулировки угла опережения впрыскивания топлива
Для качественной регулировки выполняется:
- проверка плотности посадки полумуфты на приводном валу и затягивание болта клеммового;
- отворот двух болтов и поворотного зажимного устройства опережения с помощью овальных отверстий, на фланце демпферной муфты совместить метки «А» и «Б»;
- зажимание болтов на приводе;
- выполнение измерений вблизи мест крепления пластин (допустимое выделение пакета пластин от уровня плоскости равно ±1 мм);
- поворот коленвала и проверка правильности выставить УОВТ (допустимое расхождение отметок равно одному делению или 1° поворота коленвала);
- проверка уровня масла в зажимном устройстве ОВТ;
- проверка правильности установки УОВТ.
Чтобы это проконтролировать, следует поставить зажимное устройство отверстиями в верхнее положение и выкрутить пробки. Если медленно повернуть зажимное устройство на 70°, из одного отверстия должна начать течь смазка. После добавки масла надо закрутить пробки.
Порядок регулировки
Необходимость установки впрыска возникает при замене топливного насоса высокого давления (ТНВД) или его монтаже после ремонта, а также после ремонта поршневой группы дизеля. Регулировку производят при условии исправной топливной аппаратуры, ТНВД и отрегулированном газораспределительном механизме дизеля. Процесс установки состоит из ниже описанных последовательных операций.
Установка первого цилиндра в такте « сжатия »
С правой стороны по ходу движения машины в стенке крепления двигателя к корпусу сцепления, над продольной балкой рамы трактора возле заливной горловины для масла — есть установочный щуп. Своей короткой резьбовой частью он ввёрнут в стенку крепления и длинной безрезьбовой установлен наружу.
При необходимости установки первого цилиндра в положение такта « сжатия » щуп устанавливают в отверстие, длинной частью упирая его в маховик двигателя. Медленно проворачивая коленчатый вал дизеля, находят положение, при котором щуп попадёт в отверстие на маховике и зайдёт в тело детали полностью на 4-5 см
Важно не перепутать установочное отверстие с технологическими, балансировочными сверлениями маховика, которые по своей глубине гораздо меньше. Найденное положение соответствует опережению на 26 ̊ до подхода поршня первого или четвёртого цилиндра в ВМТ
Такое положение соответствует техническим требованиям Д 240 для установки начала впрыска топлива в цилиндр в такте « сжатия ». Для определения, в каком из цилиндров в первом или четвёртом начался такт « сжатия » нужно снять клапанную крышку. Пара закрытых клапанов укажет, в каком из двух цилиндров (первом или четвёртом) начался такт « сжатия ».
Установочный щуп на Д 240
Отсоединение привода насоса
Для установки синхронизации циклов работы двигателя и ТНВД нужно понимать, что соединяющий привод насоса через распределительные шестерни двигателя должен быть разъединён. Соединение привода осуществляется соединением отверстий приводной шестерни насоса 4 с регулировочными отверстиями специальной шайбы 5 по периметру через шлицевую втулку, закреплённую на валу насоса. Доступ к приводу осуществляется вскрытием передней крышки 8 насоса. Для разъединения отворачивают два крепёжных болта 3 с планкой 7 и демонтируют регулировочную шайбу со шлицевой втулки. В этом положении вращение колен вала не будет передаваться через привод распределительных шестерён на вал насоса 6.
Устройство привода ТНВД Д 240
Установка моментоскопа
После определения цилиндра в такте « сжатия » и отсоединения привода на топливный насос устанавливают моментоскоп на соответствующую питающую секцию насоса вместо трубопровода высокого давления, соединяющего секцию с форсункой цилиндра. Для более точного определения начала момента впрыска устанавливают ручной рычаг подачи топлива в максимальное положение. Для определения момента впрыска, при необходимости, прокачивают топливную аппаратуру ручной помпой насоса, удаляя воздух из системы.
Операции установки впрыска
Определение и установка момента подачи топлива
Проворачивая кулачковый вал ТНВД по часовой стрелке, и наблюдая за уровнем топлива в трубке прибора нужно определить положение вала насоса в момент начала подачи топлива в данной секции. Моментом начала подачи будет положение, при котором уровень топлива в трубке прибора начнёт повышаться, сдвигаясь в результате начала цикла подачи, набегая кулачком вала ТНВД на толкатель плунжера соответствующей секции
Очень важно определить, наблюдая за уровнем топлива в моментоскопе, начало этого цикла
Установка положения регулировочной шайбы привода насоса
Определив момент начала впрыска на секции положением вала ТНВД, соединяют привод насоса, устанавливая шлицевую регулировочную шайбу на шлицевую втулку. Крепёжные болты с планкой заворачивают в максимально совпавшие отверстия шайбы и фланца приводной шестерни насоса. При этом болты должны входить свободно без закусывания. Затем устанавливают крышку насоса, затягивая три болта по периметру крышки. Регулировочным центральным винтом в крышке регулируют осевой зазор приводной шестерни. Для этого отворачивают контргайку винта, заворачивают его до упора в планку шайбы и отворачивают на 1/3 или 1/2 оборота, после положение фиксируют контргайкой.
Управление работой дизельного двигателя
Конструктивные требования к работе дизельного двигателя
Вырабатываемая дизельным двигателем мощность Р определяется крутящим моментом на коленчатом вале, передаваемым сцеплению, и частотой вращения коленчатого вала. Крутящий момент на коленчатом вале равняется крутящему моменту, создаваемому в процессе сгорания топлива, за вычетом механических потерь на трение, газообмен и привод вспомогательных агрегатов. Крутящий момент создается в процессе силового цикла, и при наличии достаточного количества воздуха определятся следующими переменными: массой подаваемого топлива, моментом начала сгорания топлива, определяемым началом впрыска, и процессами впрыска и сгорания топлива.
Кроме того, максимальный, зависящий от частоты вращения коленчатого вала крутящий момент ограничен требованиями к ограничению дымности выхлопа, давлением в цилиндрах, тепловой нагрузкой различных компонентов и величиной механической нагрузки всей кинематической цепи привода.
Основная функция системы управления дизельным двигателем
Основной функцией системы управления двигателем является регулирование создаваемого двигателем крутящего момента или, при некоторых условиях, регулирование частоты вращения коленчатого вала в пределах допустимого диапазона (например, оборотов холостого хода).
В дизельном двигателе очистка отработавших газов и подавление шума осуществляются в значительной степени внутри самого двигателя, т.е. путем управления процессом сгорания топлива. Это, в свою очередь, осуществляется системой управления двигателем посредством управления следующими переменными:
- Заряд смеси в цилиндре;
- Объем заряда смеси, подаваемого во время такта впуска;
- Состав заряда смеси (рециркуляция отработавших газов);
- Движение заряда (завихрения на впуске);
- Момент начала впрыска;
- Давление впрыска;
- Распределение впрыска топлива (например, предварительный впрыск, разделенный впрыск топлива и т.д.).
До начала 1980-х годов управление впрыском топлива и зажиганием осуществлялось исключительно при помощи механических устройств. Например, в топливном насосе высокого давления количество подаваемого топлива регулируется в зависимости от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала путем поворота плунжера насоса, имеющего спиральную канавку. В случае механического регулирования начало впрыска/подачи топлива регулируется при помощи центробежного регулятора (зависимого от скорости вращения). Также применялись гидравлические системы регулирования, в которых количество топлива менялось посредством регулирования давления в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала.
Точность регулирования
В настоящее время, в связи со строгими требованиями законодательства в отношении ограничения токсичности выбросов, требуется очень точное регулирование количества впрыскиваемого топлива и момента начала впрыска в зависимости от таких переменных, как температура, частота вращения коленчатого вала, нагрузка и высота над уровнем моря. Это может быть обеспечено только при помощи электронных систем управления. Сегодня электронные системы управления полностью вытеснили механические. Это единственный метод управления, позволяющий осуществлять непрерывный мониторинг функций системы впрыска топлива, влияющих на содержание вредных веществ в выбросах автомобиля. В некоторых случаях законодательство требует также наличия системы бортовой диагностики.
Регулирование количества впрыскиваемого топлива и момента начала впрыска осуществляется системами EDC (электронная система управления дизельным двигателем) при помощи электромагнитных клапанов высокого или низкого давления, или иных исполнительных устройств. Регулирование подачи топлива, т.е. количества топлива на один градус поворота коленчатого вала, может осуществляться косвенным образом, например, при помощи сервоклапана и регулирования величины подъема игольчатого клапана.
Настройка бесконтактного типа пуска
Выявление проблем происходит в условиях движения автомобиля с прогретым двигателем. Когда автомобиль будет разгоняться, нужно резко дать газа, тогда будет слышен стук поршневых пальцев, продолжающийся на время набора скорости. Если это будет происходить дольше, потребуется корпус распределителя провернуть слева направо на один градус. В случае отсутствия звука детонации корпус понадобится повернуть в противоположную сторону на аналогичную величину. Продолжительность детонации должна быть в пределах двух секунд. Точность проведенных настроек может зависеть от исправности и нормальной работы топливной системы и воздушного фильтра, который меняется каждые 10 тысяч километров.
Итак, мы выяснили, как определить позднее или раннее зажигание.
На отечественных карбюраторных автомобилях время от времени возникает необходимость регулировки зажигания. Как можно узнать о том, что зажигание сбилось, или выставлено неправильно? Попробуйте при движении на высшей передаче, на минимальных оборотах (40- 50 км на четвертой передаче) резко продавить педаль газа. В случае если из под капота вы слышите звонкий малоприятный звук, похожий на металлический — это указывает на детонацию (неправильное сгорание топлива). Детонация вызвана либо слишком ранним зажиганием, либо топливом плохого качества. Позднее зажигание проявляется в тряске при глушении двигателя. Вы глушите мотор, но у него не получается остановится, бывают случаи когда мотор может потрясти раз десять — тряски не должно быть совсем! — это позднее зажигание.
Что делать если вы выявили ранее, или позднее зажигание? Вам как владельцу классического ВАЗ понадобится ключ на 13 и даже если вы делаете это впервые — не волнуйтесь — это очень просто. Для регулировки возьмите ключ и ослабьте болт крепления трамблера, так чтобы вы могли его вращать. В случае если ваш автомобиль трясется при глушении, вам необходимо сделать зажигание более ранним
Вы уже ослабили болт крепления трамблера, попробуйте его незначительно повращать: вправо -влево, обратите внимание, что стоя у левого крыла машины и поворачивая трамблер против часовой стрелки — вы делаете зажигание более ранним и при этом мотор работает громче и более ровно. При регулировке в абсолютном большинстве случаев достаточно провернуть трамблер на пару миллиметров, или даже пол миллиметра — не нужно его крутить сантиметрами
Итак вы немножко опередили зажигание и зажали обратно болт трамблера. Попробуйте завести. При раннем зажигании машина лучше заводится, пробуйте глушить — машина больше не трясется? Если нет, то это говорит о том, что зажигание больше не позднее, если все еще немножко встряхивает — опередите еще немножко. После того как машина перестала трястись вам следует выехать на шоссе и проверить не слишком ли вы опередили зажигание. Для проверки выезжаете на дорогу, включаете повышенную передачу на низких оборотах и резко утапливаете педаль в пол. Если звонких звуков детонации нет — зажигание выставлено нормально, но если вы слышите звон детонации, следует немножко запознить зажигание. Для того, чтобы запознить зажигание следует снова ослабить болт трамблера, а сам трамблер прокрутить в обратную сторону — по часовой стрелке. Не увлекайтесь, регулировку выполняйте по 1-2 миллиметра. После установки более позднего зажигания — заглушите машину на холостом ходу — ее не должно трясти (повторюсь, тряска — это чрезмерно позднее зажигание), если тряски нет — выезжаете и проверяете на детонацию.
После выставления угла зажигания следует подправить холостой ход, о этом вы можете прочитать в статье о .
В кратце о настройке холостого хода: с помощью болта регулировки качества смеси вам следует добиться максимально громкой и устойчивой работы двигателя, а затем болтом количества понизить обороты до тех пор, пока работа мотора будет оставаться стабильной.