10 способов обезвредить gps/глонасс, или как подкованы российские «левши» в вопросах систем контроля транспорта
Содержание:
- Этапы установки ГЛОНАСС/GPS на автомобиль
- Как работает система
- Что такое кнопка ГЛОНАСС и для чего её устанавливать в машину
- Нюансы установки на легковые авто
- Обязательна ли установка с 2018 года
- Для чего служит в автотранспорте система ГЛОНАС?
- Как отследить машину по ГЛОНАСС через телефон?
- Как выглядит аварийная кнопка и другие ответы на вопросы
- Как отследить машину через ГЛОНАСС
- Секретное оружие: ЭРА-ГЛОНАСС позволит отключать двигатели автомобилей
- Может ли ЭРА-ГЛОНАСС следить за водителями
- Можно ли отследить машину по эра глонасс
- Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль
Этапы установки ГЛОНАСС/GPS на автомобиль
Устройства с навигационным модулем ГЛОНАСС установить на машину самостоятельно несложно. Но это касается тех случаев, когда сборка не требует специальных знаний и квалификации. Как правило, в комплект поставки входит подробная инструкция.
Разберем поэтапно, как установить ГЛОНАСС на автомобиль:
1. В первую очередь выбирается место в салоне. Это может быть потолочная консоль или приборная панель.
2. Если прибор внешний, то следующий шаг – монтаж антенн. Они располагаются в горизонтальном положении, чтобы принимающий чип оказался сверху. Расстояние между дополнительными усилителями должно быть не менее 1 метра.
3. Третий пункт – соединить провода по стандартной схеме. В этот момент автомобиль обесточен.
4. Далее выполните тестирование устройства. Настройте ПО, проверьте правильность определения координат и при необходимости откорректируйте параметры.
5. Последний этап – фиксация прибора. После того, как вы убедились, что оборудование работает корректно, его можно закрепить.
После этого устройство подключается к серверу или приложению. Как подключить ГЛОНАСС терминал к серверному блоку, покажем на примере модели “Mielta M1/M3”:
1. Соедините прибор и ПК кабелем USB.
2. Загрузите на компьютер программу. Для каждой модели предусмотрен отдельный конфигуратор.
3. Запустите пакет и на вкладке “Общие” нажмите “Выбор устройства”.
4. Нажмите номер разъема, куда подключен трекер. Введите пароль “по умолчанию” – 12345.
5. В разделе “Связь” задайте параметры:
• ”Точка доступа” – сведения о GPS сотового оператора;
• “Протокол” – IPS 1.1;
• напишите актуальный номер телефона в соответствующей строке.
6. Сохраните настройки кнопкой “Записать параметры”.
Как работает система
Сложнее, чем определить предназначение системы, понять, как работает «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле. Ее структура сходна с устройством смартфона, то есть включает в себя:
- навигационный модуль;
- аналог сим-карты;
- антенну;
- модем;
- микрофон и динамик;
- управляющий контроллер;
- запасной источник поддержания энергии на случай выхода из строя бортовой сети.
Ещё на AutoLex.Net:
На что обратить внимание при выборе автомобильного антифриза, выбор по классу ОЖ, цвету, марке автомобиля
Все эти составляющие размещают в машине так, чтобы при столкновении система не была повреждена. На виду остается лишь кнопка или клавиша, предназначенная для пользователя. В более дорогих машинах она скрыта откидной панелью, но все равно доступна.
Как пользоваться «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле, зависит от принципа работы:
Если он ручной, в критической ситуации следует нажать на кнопку в течение пары секунд или дотронуться до окошка на дисплее. Система связывает пользователя с оператором колл-центра. Получив сигнал, он должен поговорить с водителем, используя бортовую систему авто. Участнику аварии следует объяснить причину срабатывания системы, необходимость помощи или ее отсутствие.
Если он не отвечает, оператор обеспечивает отправку по определившимся координатам группы медиков и спасателей.
- В автоматическом режиме система сама срабатывает после столкновения. Мгновенно начинается сбор данных об аварии, автомобиле-участнике, его скорости на момент происшествия, месте события, вероятном количестве пострадавших, степени тяжести повреждений.
- Информационный пакет отправляется в колл-центр через интернет. Это возможно даже при слабом сигнале. А если интернета нет совсем, сведения отправляются в виде смс-сообщения. Они поступают к оператору, который направляет на помощь спасателей.
Так должна строиться работа системы в идеале. Понятно, что для функционирования на месте аварии должна быть сотовая связь (любой оператор). Ее отсутствие приведет к невозможности пользования «ЭРА-ГЛОНАСС». Но и при нормальном сигнале, как показали испытания, бывают проблемы с быстрым оказанием помощи пострадавшим.
Связаны они не столько с умной системой, сколько с особенностями работы колл-центров и экстренных служб. А также большими расстояниями, плохими дорогами, сократившимся количеством медицинских учреждений.
Смотрите в этом видео о том, как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС», ее преимуществах и недостатках:
Что такое кнопка ГЛОНАСС и для чего её устанавливать в машину
Тревожная кнопка Глонасс – это составная часть терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Она монтируется в салоне машины таким образом, чтобы доступ к ней был обеспечен в любой ситуации. Дизайн кнопки отличается у разных производителей автомобилей, но обязательным условием является защита её специальным кожухом. Предназначение пластиковой защиты – предотвращение случайного нажатия кнопки при отсутствии экстренной необходимости. Как правило, защитный кожух – это пластиковая крышка, которая в экстренной ситуации без труда откидывается и открывает доступ к кнопке.
В случае нажатие кнопки сигнал автоматически подаётся в диспетчерскую экстренных служб. Преимущество кнопки по сравнению со звонком с мобильного телефона, состоит в сильном и устойчивом сигнале, подаваемом, благодаря мощной антенне. Кнопка Глонасс действует даже в тех зонах, где нет покрытия сигналами мобильной связи.
Сигнал, поданный с автомобиля, оснащённого системой Глонасс, позволяет определить местоположение объекта с точностью до 10 метров.
Нюансы установки на легковые авто
Вы наверняка читали различные новости про это устройство, осуществляющее контроль за транспортными средствами. Система действительно способна эффективно отследить машину, как хороший навигатор и GPS, после чего передать данные о случившемся оператору. Учет и мониторинг дает ряд преимуществ водителям, которые попали в сложную ситуацию. Потому я бы даже рекомендовал монтировать систему на авто.
Опираясь на требования Таможенного союза, все новые авто уже с 1 января прошлого года обязательно оснащаются системами оповещения. Легковушки комплектуются устройствами с автоматическим оповещением при ДТП, а коммерческому транспорту можно обойтись кнопками (ручное оповещение).
Но учтите. Мы говорим только про новые ТС, которые после 1 января прошлого года получили ОТТС. Это одобрение типа транспортного средства, на основании которого получают ПТС. Если на машине ОТТС еще не истекло, поскольку выдается на 3 года, то ее можно реализовывать в России без ГЛОНАСС. Вообще же продажа машин без нее разрешена до 2019 года. Хотя в Интернете пишут, что поголовно все автовладельцы обязаны уже сейчас иметь вмонтированный терминал. Это не так. Нововведение актуально для новых автомобилей.
Объективно эти правила касательно ГЛОНАСС стали проблемой скорее автопроизводителей, нежели автовладельцев. Но вы должны понимать, что частично стоимость вмонтированного оборудования будет изначально заложена в ценник автомобиля.
Цена вопроса
Что ж, мы разобрались, как работает система. Теперь касательно вопроса покупки оборудования. Цена зависит от нескольких факторов. Потому точно сказать, сколько стоит аппарат конкретно в вашем случае, ответить не смогу.
Но есть следующие данные:
Купить и установить оборудование придется тем, кто самостоятельно ввозит импортные автомобили и проходит процедуру растаможки. Так что дополнительных затрат не избежать.
Поставить аппарат своими руками не выйдет. Здесь придется обращаться в специализированные компании с соответствующими разрешениями.
Есть распространенный миф, что при отсутствии системы ГЛОНАСС якобы штрафуют. По факту нет. Владельцам коммерческого транспорта дали время до начала июля 2018 для перехода на современные тахографы или на ГЛОНАСС. Иначе за использование старых систем или без них вообще придется заплатить 50 тысяч рублей штрафа.
Для владельцев легковых машин никаких санкций вообще нет. Тут все просто. Ввезенным машинам без ГЛОНАСС не разрешат регистрацию при отсутствии этой системы. Все же новые авто от производителя уже оснащены с завода такими терминалами оповещения. Ну а старые отечественные машины и иномарки не обязаны по закону использовать систему. Отсюда и соответствующие выводы.
Подписывайтесь и оставайтесь с нами!
Обязательна ли установка с 2018 года
В России внедрение системы производится постепенно.
С 2016 года кнопкой Глонасс в обязательном порядке оснащались следующие виды ТС:
- Коммерческие, использующиеся в организации перевозок пассажиров.
- Транспортирующие опасные грузы.
- Перевозящие мусор и ТБО.
С января 2017 года требование к установке подключения к системе распространяется на все новые автомобили, передвигающиеся по дорогам внутри страны. Требование касается всех автомобилей, собранных на территории РФ с января 2017 и ввозимых из-за границы.
Послабление касается автомобилей, на которые компания-импортёр успела до 1 января 2017 года получить специальные сертификаты. Такие авто могут продаваться в стране до 1 января 2020 года.
В связи с введением системы возникают сомнения, обязательна ли установка кнопки Глонасс на все эксплуатирующиеся в настоящее время ТС. Требований обязательной установки Глонасс на автомобиль пока нет. Введение системы производится постепенно, путём оснащения ею всех новых ТС. С поголовным введение в работу системы невозможно будет не только купить новый автомобиль, но и застраховать его по ОСАГО.
Установка кнопки на подержанные автомобили в настоящее время дело добровольное. Подержанные автомобили продаются и ещё несколько лет будут продаваться без кнопки Глонасс.
Для чего служит в автотранспорте система ГЛОНАС?
ГЛОНАСС это глобальная навигационная спутниковая система, которая была создана в России.
Сначала она имела только военное предназначение. Гораздо позже была запущена для обеспечения простых пользователей. Сегодня она передаёт сигналы по всей планете, определяет местоположение.
Структура
24 спутника составляют основу системы. Они двигаются над землёй, под наклоном 64,8, на высоте 19400 км. Их движение по орбитам отлично от вращения Земли, поэтому они более стабильны.
Каждый спутник издаёт сигналы на своей частоте: L1, L2, L3. Сигналы обладают разной интенсивностью, высотой, в зависимости от своего спутника. Их можно измерить, определить от какого спутника они исходят.
Структура ГЛОНАСС состоит из:
- орбитальной группы;
- средств выведения;
- наземного управления (специализированный комплекс);
- средств обеспечения;
- системы высокоточной информации;
- навигационной аппаратуры потребителей.
Первое поколение спутников имело только один сигнал, который работал на частоте L1. Последующие поколения космических аппаратов работают на частотах L2, L3. Они транслируют по два сигнала, у каждого спутника они свои.
Применение ЭРА ГЛОНАСС
В жизнь обывателей новая навигационная система вошла как необходимое оборудование для любого транспортного средства.
Исключение составляют единицы (прицепы, полуприцепы, мотоциклы). ЭРА расшифровывается как комплекс экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях.
Это могут быть:
- дорожно-транспортные происшествия;
- катаклизмы;
- плохое самочувствие водителя;
- оказание помощи пешеходу.
Набор для авто похож на смартфон, если его вскрыть (модем, микрофон, антенна, другое). В качестве управления применяется кнопка SOS для экстренного вызова.
Все элементы системы размещаются по салону. Лада Веста стала первой моделью, которая изначально была оснащена ЭРОЙ ГЛОНАСС. Но кнопка экстренного вызова в ней осталась неприкрытой, что может стать причиной случайного нажатия.
Также, согласно требованиям Таможенного Союза, все машины с пробегом, которые завозятся на территорию Содружества из Европы, должны иметь в комплекции данное оборудование. Предполагается, что оно способно сохранить 4000 жизни в год.
Сигнал бедствия передаётся на спутник, откуда транслируется оператору. Система передаёт точные данные о местонахождении, состоянии транспортного средства, самочувствии водителя. После вызова сразу приезжают машина скорой помощи, сотрудники МЧС.
Также, благодаря космическому оборудованию, можно точно установить виновника аварии. Некоторые системы записывают все действия водителя. А видеорегистраторы фиксируют окружающую обстановку.
ГЛОНАСС М
Это видеорегистратор, который записывает все данные о работе машины. Он сканирует все датчики, не внедряясь в работу систем. Водитель также может увидеть всё, что происходило с его авто, пока оно не было на связи.
Здесь функционируют аппараты II поколения. Каждый спутник имеет по 2 сигнала для гражданских потребителей. Срок их эксплуатации составляет 7 лет. Они в 2,5 раза точнее определяют местоположение объектов, оснащены дополнительным передатчиком CDMA.
ГЛОНАСС К
Срок эксплуатации третьего поколения спутников увеличен до 10 лет. Они отличаются уменьшенной массой, негерметичностью, рядом усовершенствований.
Выполнены только из российских комплектующих, имеют новые форматы сигналов. Это многофункциональные спутники с 2 открытыми сигналами.
ГЛОНАСС К2
Используются доработанные аппараты 3 поколения. Отличие предусмотрено в частоте передаваемого сигнала. Также, ряд других модернизаций способствует улучшенному поиску местонахождения необходимых объектов.
ГЛОНАСС КМ
Эти спутники планируется вывести на орбиту в 2025 году. Сейчас они находятся в разработке. Лучшие учёные умы занимаются модернизацией новой серии аппаратов.
Система принимает навигационные сигналы в глобальном масштабе. Её данные доступны пользователям всего мира. Доступ к гражданским сигналам является бесплатным и общедоступным.
Система обеспечивает оперативно-временную навигацию для пользователей, которые могут находиться в домах, в самолётах, на космических станциях, на кораблях.
Ею пользуются военные и гражданские. Она зародилась в конце 70-х годов прошлого столетия. В 1983 году была впервые запущена. Сейчас претерпевает разные нововведения, дополнения, изменения.
Спутники отправляют на орбиту ежегодно, заменяя устаревшие, вышедшие из строя. До сих пор система не давала каких-либо серьёзных сбоев. За время, которое она функционирует, было спасено много человеческих жизней.
Как отследить машину по ГЛОНАСС через телефон?
Чтобы постоянно контролировать нахождение транспорта с помощью телефона, планшета, смартфона, потребуется специальное приложение. Его скачивают, выбрав операционную систему, устанавливают, после регистрации можно пользоваться.
Принцип работы приложения на телефоне идентичный, как и для компьютера. Отличие заключается только в адаптации для экрана мобильного устройства. Его плюсы: удобный интерфейс, минимум трафика.
Предлагаем систему, выполняющую наблюдение за транспортом. Мониторинг автотранспортных средств подразумевает использование ГЛОНАСС и GPS терминалов. С их помощью отслеживается местоположение ТС и его маршрут движения.
Как выглядит аварийная кнопка и другие ответы на вопросы
1. Где располагается аварийная кнопка?
Кнопка экстренного вызова располагается внутри салона. Как правило, для этого выбирается потолочная консоль между сиденьями водителя и пассажира. Предусмотрена откидная панель – защита от случайного нажатия.
2. Нужно ли платить за пользование системой?
Финансирование осуществляется на государственном уровне, пользователи освобождены от абонентской платы.
3. Как проверить работоспособность оборудования?
Сделать это можно в тестовом режиме:
• в неподвижной машине с включенным зажиганием дважды нажать кнопку “On Call”, три раза – “SOS” и удерживать до активации;
• после сигнала произнести любую фразу, которую повторит аудиосистема;
• подсветка кнопки погаснет.
ЭРА ГЛОНАСС развивается и применяется в разных областях. В планах разработчиков – внедрить дополнительные сервисы и услуги. Система уже используется в следующих видах деятельности: охранная и поисковая отрасли, страхование, расчеты на платных дорогах.
Как отследить машину через ГЛОНАСС
Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.
Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.
К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).
Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:
- SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
- GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
- IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
- BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
- приемопередаточные устройства типа IGLONS;
- точки доступа WiFi;
- ультразвуковые трансмиттеры;
- телевизионные сигналы.
Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.
Секретное оружие: ЭРА-ГЛОНАСС позволит отключать двигатели автомобилей
Полиция сможет отключать двигатель у преследуемого автомобиля — такую техническую возможность дистанционного контроля может обеспечить система ЭРА-ГЛОНАСС, которая с 2020 года станет обязательной для всех новых автомобилей.
Расширение функционала ЭРА-ГЛОНАСС обсуждалось на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства электронно-компонентной базы, проходившем в Зеленограде на предприятии «Ангстрем-Т», сообщают «Известия».
Речь шла об изготовлении бортового устройства из российских комплектующих. В процессе обсуждения внешнего вида перспективного устройства говорили и о новых сервисах системы, которая сейчас выполняет только основную свою функцию: передача сигнала об аварии с установлением точных координат инцидента и организация двусторонней связи между диспетчером и пассажирами попавшего в аварию авто.
Возможность связи с любым авто, оборудованным ЭРА-ГЛОНАСС, позволяет дистанционно управлять машиной. Сейчас опция отключения зажигания есть во многих противоугонных системах: сигнал подается со спутника или через сотовые сети, так же как осуществляется и коммуникация в ЭРА-ГЛОНАСС.
При необходимости есть возможность не только отключать двигатели автомобилей, но и следить с помощью установленного оборудования за соблюдением ПДД: благодаря ЭРА-ГЛОНАСС траектория движения транспортного средства будет записываться с высокой точностью: к 2020 году точность измерений ГЛОНАСС должна составить 50 см. То есть скоро нарушителей вовсе будет необязательно ловить на месте или с помощью видеокамер, доказательством вины послужат данные с сервера ЭРА-ГЛОНАСС.
Всего на создание ЭРА-ГЛОНАСС в 2011–2013 годах государство выделило 3,9 млрд рублей.
Комментирует Алексей Шипулин
, старший вице-президент по развитию телематики Meta System:
«ЭРА-ГЛОНАСС — это решение, у которого только одно назначение, прописанное в постановлениях правительства, обязывающих устанавливать его на автомобили. Это автоматическое информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП, тяжесть которого может быть причиной смерти или угрозой жизни водителя и пассажиров. Никаких дополнительных функций: контроль, слежение и тем более блокировка двигателя транспортного средства, в техническом регламенте на устройство ЭРА-ГЛОНАСС не прописано и с очень небольшой вероятностью может быть прописано в принципе.Любые коммерческие сервисы не могут по определению быть включены в список обязательных, а для внедрения некоммерческих потребуется очень долгое детальное обсуждение целесообразности. Поэтому все размышления и предположения на тему дополнительного функционала в уже утвержденную государственную программу необходимо рассматривать здраво, понимая, насколько это реально возможно сделать».
- В штатном режиме ЭРА заработала с 1 января 2020 года. Первым легковым автомобилем, имеющим на борту систему экстренного реагирования ГЛОНАСС, стала Lada Vesta.
- Установка бортового устройства на автомобиль требует сертификации и краш-тестов, в ходе которых уничтожается два комплектных автомобиля. Многим люксовым брендам это может оказаться не по карману, и есть вероятность, что они покинут российский рынок.
Фото: nis-glonass.ru
Может ли ЭРА-ГЛОНАСС следить за водителями
В последнее время многие водители стали отключать и глушить систему ЭРА-ГЛОНАСС. Зачем это нужно и почему они это делают? Некоторые автомобилисты считают, что устройство используется не только для экстренного оповещения, но и для отслеживания перемещения транспортного средства.
Иногда отклонение от заданного маршрута может наказываться руководством той или иной фирмы. Тем не менее, водители допускают нарушения и беспокоятся, что система зафиксирует их. Производители ЭРЫ-ГЛОНАСС такое опасение называют необоснованным.
Также иногда автомобилисты отключают систему, потому что боятся случайно задеть кнопку экстренного вызова. Действительно, кнопка расположена в салоне таким образом, чтобы водитель в любой ситуации мог дотянуться и нажать на нее
Если же нажатие произошло по неосторожности, автомобилисту достаточно ответить на звонок оператора и объяснить ему ситуацию. Никаких штрафных санкций за случайный вызов не предусмотрено
Одно нажатие на кнопку SOS может спасти жизни водителя и его пассажиров
Для большинства автомобилей установка системы ЭРА-ГЛОНАСС не является обязательной. Однако в экстренной ситуации устройство может помочь спасти человеческие жизни. Поэтому пренебрегать собственной безопасностью и отключать модуль вызова экстренных служб в своем автомобиле не стоит.
Можно ли отследить машину по эра глонасс
Несколько дней тому назад в Москве прошёл традиционный, теперь уже четвёртый по счёту, международный конгресс Эра-ГЛОНАСС. Это событие фактически предваряет начало работы самой системы, намеченное на 1 января 2020 года. С этой даты терминалами Эра-ГЛОНАСС должны обеспечиваться все транспортные средства, проходящие сертификацию в России. Спустя ровно год, с 1 января 2016 применения Эры-ГЛОНАСС станет обязательным для некоторых категорий коммерческих автомобилей и автобусов, впервые выпускаемых в обращение. И только с 1 января 2020 года Эра-ГЛОНАСС станет обязательной абсолютно для всех продаваемых машин.
Как видим, изначальная идея внедрения Эры в 2013 году (именно так планировали сделать на старте проекта), скорректирована под натиском непростой реальности. Только всевозможные нормы и техрегламенты утверждали несколько лет, и, кстати, до сих пор эта юридическая работа не закончена. Но уже на старте проекта ясно, что Эра-ГЛОНАСС по охвату и техническим возможностям превосходит европейскую систему eCall, интеграция с которой была одной из причин серьёзной задержки внедрения Эры.
Будет ли работоспособной система ровно в ночь на 1 января? Вряд-ли. Этого и не требуется: автомобили, сертифицированные по новому регламенту, не появятся на дорогах раньше марта-апреля. Так что у создателей ещё есть в запасе несколько месяцев на «подчистку» (как бы они не рассказывали о высокой степени готовности системы). А у тех, кто планирует обеспечивать коммерческую составляющую проекта (читай, оказывать платные услуги, завязанные на возможности Эры-ГЛОНАСС), есть немного времени на разработку новых идей и сервисов. О них и поговорим.
Базовой функцией Эры-ГЛОНАСС является, как известно, экстренный вызов в случае аварии. Для этого терминал системы оснащается независимым датчиком ускорения и подключается к CAN (или другой)-шине автомобиля, чтобы отследить факт срабатывания подушек безопасности. Вот полный список обязательных функций терминала:
- автоматически определять событие аварии, при котором возникает существенная вероятность угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в салоне (кабине) ТС на момент аварии;
- распознавать следующие типы аварий: фронтальное столкновение, боковое столкновение, удар сзади, с погрешностью не более 10%;
- записывать и передавать профиль ускорения при ДТП;
- записывать и передавать траекторию движения ТС при ДТП (только для ТС категории М1 и только для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования);
- должна обеспечивать в салоне (кабине) транспортного средства режим громкой связи, предусматривающий отключение прочих штатно установленных звуковоспроизводящих устройств и систем в транспортном средстве;
- должна обеспечивать самодиагностику и передачу информации о техническом состоянии оператору системы.
- Сам терминал – это коробочка размером чуть больше сигнализационной, в которой содержится вся электронная начинка, кроме ГЛОНАСС-антенны. Вот технические условия на терминал:
- Наличие неснимаемой персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000 с возможностью обновления информации
- Громкая голосовая связь по сетям подвижной радиотелефонной связи
- Использование интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами
- Внутренняя энергонезависимая память
То есть, СИМ-карта предустановлена внутри, пользователь не имеет к ней доступа (это важно для последующих наших рассуждений). И никакие телематические услуги на этот номер заводиться не могут! Более того, номер СИМ-карты привязывается к ВИНу автомобиля и вносится в ПТС
Следовательно, для коммерческих услуг там должен быть слот для второй СИМ-карты (её в обязательных требованиях нет, но в реальности она будет, иначе на абоненте денег не заработаешь!). Либо, как вариант, двухпрофильная СИМ-карта, испытания которой недавно провёл БиЛайн.
Список возможных коммерческих сервисов на базе Эры-ГЛОНАСС широк, тут всё, от трекинга и удалённой диагностики до умного страхования (запись профиля вождения для оценки его потенциальной опасности) и он-лайн-тахографов. Но нас ведь интересует охранно-поисковая ипостась!
Погодите, ещё немного информации.
Символично, что первым серийным автомобилем, оснащённым конвейерно установленным терминалом Эры обещает быть …ВАЗовская Лада Веста! Она увидит свет в сентября будущего года, уже со встроенным терминалом производства фирмы Итэлма.
Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль
Перечислим случаи, когда требуется установка системы ЭРА ГЛОНАСС:
- на новых импортируемых в РФ автомобилях;
- на новых авто, производимых (собираемых) внутри страны;
- на подержанных ТС, ввезённых в страну после 2017 года, если их возраст менее 30 лет;
- на любых подержанных автомобилях, проданных в стране после 2017 года на добровольной основе.
В первых двух случаях соответствующий модуль устанавливается на авто производителем, при этом устройство должно удовлетворять требованиям/нормативам, заложенным в техрегламент ТС при наличии сертификата соответствия, или же автодилером в рамках предпродажной подготовки ТС. Отсутствие устройства – повод для ФТС отказать в выдаче ПТС, без которого невозможно поставить авто на учёт в ГИБДД. В двух последних случаях устанавливать модуль придётся самостоятельно. Опишем процедуру, как установить ГЛОНАСС на свой автомобиль. Прежде всего, отметим, что автовладелец не имеет права осуществлять монтаж устройства – это как раз прерогатива сертифицированного установочного центра. После установки модуля необходимо представить документ, подтверждающий наличие терминала в конкретном автомобиле, в сертифицированную лабораторию, специализирующуюся на оформлении свидетельств о безопасности системы, и только после этого можно получить ПТС.
Отметим, что для серийных моделей сертификация производится посредством выполнения ряда краш-тестов. Это необходимо для того, чтобы выяснить, останется ли модуль работоспособным при ударах разных типов и силы. На основании полученной информации происходит калибровка датчиков. Разумеется, необходимость пожертвовать несколькими автомобилями ради обеспечения максимальной безопасности тысяч водителей/пассажиров вполне оправдана. Но это не может не сказаться на стоимости проведения сертификационной процедуры, что увеличивает стоимость машины. Впрочем, и установка модуля тоже не бесплатна и колеблется в пределах 4-6 тысяч рублей. Если учесть стоимость самого модуля, а также выполнения калибровочных процедур, то монтаж системы аварийного оповещения обойдётся вам в сумму порядка 20000-30000 рублей, в зависимости от региона. На старых автомобилях, не оснащённых ЭБУ, установка ЭРА ГЛОНАСС допускается, но срабатывание системы происходит только в ручном режиме, при нажатии на кнопку SOS. Производством терминалов занимается немало как отечественных фирм («Спейс Тим», «Сантэл Навигация», «Форт-Телеком»), так и зарубежных (самые известные – Denco, Continental, Valeo).
В будущем предусматривается оснащение модулей рядом дополнительных функций:
- предоставление консультативной помощи при запуске силового агрегата;
- вызовом мобильного шиномонтажа;
- выездом техпомощи для оказания мелких ремонтных услуг;
- эвакуацией ТС;
- вызовом аварийного комиссара;
- дозаправкой топливом;
- техническим консультированием в удалённом режиме.
Другими словами, терминал ЭРА ГЛОНАСС в скором времени превратится в высокоинтеллектуальное устройство, которое не только поможет минимизировать последствия ДТП, но и станет незаменимым помощником при решении любых проблем, возникших в дороге.