Какие бывают разболтовки колес, что такое вылет и остальные параметры
Содержание:
- Можно ли установить колесные диски с другой разболтовкой
- Определяем разболтовку
- Маркировка дисков
- Возможна ли установка колес с неподходящей разболтовкой
- Как определить показатель разболтовки?
- Характеристики разболтовки
- Более подробно о разболтовке
- Как обозначается
- Как измерить самостоятельно
- 7 Об особенностях разболтовки популярных марок авто – коротко и полезно
- Как измерить самостоятельно
- Полезные советы
- Что такое разболтовка
- Как узнать разболтовку колесных дисков самостоятельно
- Какие бывают диски?
- Opel Corsa D 2007 1.3CDTi
Можно ли установить колесные диски с другой разболтовкой
Колесные диски должны иметь разболтовку, рекомендуемую производителем автомобиля.
Если на вашей машине установлены колеса с параметрами PCD 100×5, а вы захотели поставить колесо с PCD 98×4, лучше откажитесь от этой затеи. Возникает вопрос, почему специалисты не рекомендуют такую замену, ведь визуально разница будет не видна?
Такое несоответствие разболтовки, пусть и не заметное для глаза, рано или поздно даст о себе знать. Дело в том, что полная затяжка одного из крепежных болтов немного уводит остальные отверстия в сторону. Болты при этом закрутятся, однако колесо в любом случае неплотно сядет на ступицу, что не даст возможность качественно затянуть крепеж.
Следует учитывать опасность установки колеса с отличающейся разболтовкой. Если через некоторое время это выразится лишь в появившемся биении колеса, в дальнейшем биение усилится и в конце-концов разрушит и подвеску, и рулевой механизм автомобиля.
Возможен и более негативный сценарий. Вследствие плохой затяжки болтов они могут во время езды открутиться, что неизбежно приведет к потере колеса и к аварии.
Российские модели ВАЗ снабжаются стандартными колесами с параметрами разболтовки 4×98. Такой PCD имеет существенный недостаток: крайне ограниченный выбор среди нестандартных колесных дисков. Соседней с «вазовскими» параметрами является разболтовка 4×100, однако она дает возможность существенно большего выбора из нестандартных изделий. Стоит ли рискнуть и поставить данные колеса на отечественный автомобиль?
Выше мы уже выяснили, что такая замена не только нежелательна, но и недопустима. Даже небольшое отклонение в пару миллиметров не позволит достаточно хорошо затянуть весь крепеж. Безусловно, среди автолюбителей есть умельцы, сознательно идущие на такой риск. Они используют более длинные болты либо один из болтов вовсе не вкручивают. Это опасная практика, которая может обернуться серьезными неприятностями, вплоть до ДТП.
Однако безопасный вариант решения этой задачи существует. Для установки на ВАЗ нестандартного колеса с разболтовкой 4×100 достаточно использовать специальные эксцентрические болты либо крепеж со смещенным центром. Данные метизы продаются во всех автомобильных магазинах, можно их найти и в интернете.
Другим решением совместимости разболтовки может послужить использование шпилек типа ГБЦ, устанавливаемых на ВАЗ-2108. Данные шпильки особенны тем, что вкручиваются напрямую в ступицу. Колесный диск же при этом прижимается гайками, которые можно взять, например, от «Нивы».
В качестве третьего решения можно расточить отверстия в ступице. Тогда на ступицу встанут колеса различной разболтовки — и 4×98, и 4×100.
Определяем разболтовку
Самой простой процедурой является установление первого показателя. Считаем количество болтов на заводском диске – и он перед вами. Несколько труднее придется со вторым, тут уже понадобятся измерения, формулы и вычисления, для успешности которых придется достать штангенциркуль. Общая формула элементарна:
А = В х const
, гдеА – расстояние между соседними болтами (измеряется от наружной стенки одного до аналогичной стенки другого плюс диаметр самого отверстия для крепежа),В – искомая величина, а const зависит от количества болтов. Для 3-х она составляет 1,155; для 4-х – 1,414; для 5 – 1, 701.
Маркировка дисков
Зашифрованные параметры:
- диаметр по центровке сквозных окружностей – PCD;
- диаметр всего отверстия – DIA;
- число базы под болты – LZ;
- вылет – ET;
- расстояние между круглыми отверстиями – N.
Кодировка составляется из цифровых и буквенных значений в строчку. Она заводским способом штампуется на металлической поверхности диска.
Пояснения к комбинации «7.5 Jx15 Н2 5/100 ET 40 d54.1»:
Часть шифра | Что значит |
«7.5 Jx15» | Обод диска по ширине составляет – 7,5 дюймов. |
Символика – J или Н2 | Необходима для прочтения больше производителям и продавцам, нежели пользователям. |
«J» | Специфика бортовых закраин: — наклон (угловое значение); — закругления (радиус) и др. |
«Н» | «Hump» (хамп) – кольцевые выступы для придерживания бескамерных шин, чтобы они не соскакивали с дисковой облицовки. Иногда их нет совсем. |
Обозначения хампа |
— простой – Н; — двойной – Н2; — плоский – FH; — асимметрия – AY; — комбинированный вариант – CH. |
«х» | Значок объединения, нераздельности. |
«5» | Число отверстий для крепежной фурнитуры. |
«100» | Центрированный круговой диаметр (он проходит через центры дыр) |
«ET» | Вылет – параметр, определяемый между плоскостью диска и середины обода. |
«40» | Каким бывает вылет: — положительным («ET35» или «ET40»); — отрицательным («ET20»); — нулевым («ET-0»). |
«d», «DIA» | Диаметр – в миллиметрах. |
Как выглядит положительный, отрицательный и нулевой вылеты:
Для справки: 1 дюйм равняется – 2,54 см.
Что еще может входить в маркировку:
- дата выпуска – напр., «0403», номер недели – первые две цифры, последние две – год;
- клеймо от контрольно-пропускного отдела завода (SAE, ISO и др.);
- показатель максимальных пределов механических нагрузок на колесо;
- размеры соединительных элементов (PCD 100/4);
- уровень допустимого давления в шинах (MAX PSI 52 COLD – не выше 52 фунта на 1 кв. дюйм при замерах на холодное резиновое покрытие ).
Пример, как выглядит в таблице информация по разболтовке в виде аббревиатуры (марка авто Шевроле Круз):
На лопастях диска стоит маркировка, которая символически показывает следующие сведения:
- нагрузка в статике;
- вылет;
- типоразмеры изделия для защиты колеса;
- кодировка модели авто;
- сертификация;
- стандарты качества заводской продукции;
- государство, выпускающее диски, марку машины.
Пример диска для Шевроле Авео с проштампованной маркировкой, где нет лопастей, а только цельная (литая) конструкция. Смотреть по крайнему вдавленному кольцу-выемке:
Возможна ли установка колес с неподходящей разболтовкой
Некоторые автомобилисты в попытке сэкономить на покупке запчастей с необходимыми параметрами приобретают продукцию, не соответствующую марке автомобиля. Такие колеса подвергают самостоятельной обработке, расширяют ступичное отверстие, меняют расположение мест под болты, после чего ставят на машину.
Теоретически подобная доработка возможна, но работы должны выполняться с максимальной точностью. Замерить диск настолько правильно в гаражных условиях невозможно. А неточно просверленные вырезы приводят к биению колеса, разрушению ступицы и элементов подвески, нарушению устойчивости автомобиля на дороге.
Грамотная доработка автомобиля в условиях, приближенных к заводским, экономически нецелесообразна. Работа будет стоить дороже, чем приобретение изначально соответствующего всем размерам колеса.
Мне нравится2Не нравится
Как определить показатель разболтовки?
Многие автомобилисты задаются вопросом, как же определить показатель разболтовки, если производителем он не указан? Ситуация усложняется тем, что нет возможности просто посмотреть показатели, так как нужно самостоятельно все просчитывать и продумывать. Существует масса способов, но процесс детального подсчета считается наиболее сложным, поэтому если знать все его тонкости, можно в любой ситуации сориентироваться и выбрать нужные болты для последующего монтажа колеса.
Для второго способа подсчета используется штангенциркуль, с помощью которого измеряется расстояние между соседними крепежными отверстиями. После этого проводится замер диаметра самого отверстия, чтобы в последующем было проще подобрать крепежные болты. Основная задача заключается в том, чтобы узнать значение между центральными крепежными отверстиями. Данный параметр позволит в последующем легко определить PCD, используя соответствующую формулу.
Коэффициент определяется в зависимости от количества крепежных болтов, присутствующих в колесной системе. Для детального подсчета поможет следующая таблица соотношения количества крепежных отверстий и общего коэффициента.
Количество | Подсчет коэффициента |
---|---|
3 | Умножается на 1,155 |
4 | Умножается на 1,414 |
5 | Умножается на 1,701 |
6 | Умножается на 2 |
Как правило, стандартная таблица разболтовки содержит в себе следующие данные:
- модель и марка автомобиля;
- размер диска в дюймах;
- вылет диска в миллиметрах;
- характеристики крепежных отверстий;
- размер шин для возможности подсчитать соотношение резины и диска.
Если же возникли какие-то сомнения по поводу того, правильно ли были проведены подсчеты, можно ознакомиться со стандартной таблицей по примеру автомобиля Audi.
Но важно учитывать, что каждый автомобиль индивидуален по-своему, поэтому параметры могут отличаться между собой. В таком случае требуется внимательность к деталям и проведение подсчетов на основе полученной информации
Разболтовка колесного диска – это технический параметр, отвечающий за качество последующего монтажа. Требования к производителям дисков диктуют свои правила, в которых сказано, что показатели разболтовки обязательно должны указываться на поверхности диска. Но если данные отсутствуют, то самостоятельное вмешательство на основе полученных данных – возможность избежать массы трудностей по обустройству автомобиля новыми колесными дисками для создания привлекательности и комфорт от управления машиной.
Характеристики разболтовки
Если вы решили заменить колеса вашего автомобиля, поставив литые ободы, или планируете с наступлением холодов «переобуть» своего четырехколесного товарища, вам обязательно нужно учитывать разболтовку колесных ободов. Что такое разболтовка дисков?
Чтобы облегчить водителям жизнь, разболтовка колесных дисков (таблица совместимости, если быть точнее) сегодня есть в интернете для почти для всех марок авто. Это понятие включает в себя несколько следующих характеристик:
- число отверстий для болтов ступицы машины. Маркируется буквами LZ и обозначает количество креплений, при помощи которых прикручивается колесо (обычно их от 3 до 6, если авто легковое);
- расстояние, на котором находятся болты;
- диаметр, на котором располагаются крепежи (PCD, расшифровывающийся как Pitch Circle Diameter). Он задается еще на заводе-производителе машины.
Схема с обозначениями на колесных дисках Говоря о том, что такое разболтовка колесных дисков, не лишним будет упомянуть дисковую маркировку. Например, из обозначения 6Jx16H2 ET20 PCD: 5/110 d 66.6 можно узнать:
- ширину изделия, указанную в дюймах (6);
- J — разновидность бортовых закраин;
- диаметр приспособления, тоже измеренный в дюймах (16”);
- Н — разновидность конструкции хампов;
- вылет колеса (ET20), который измеряется в миллиметрах;
- PCD — диаметр для крепежного отверстия и их количество (5/110);
- D — диаметр отверстия обода в центре (6,66 мм).
Как узнать разболтовку из этих параметров? Все просто: 5/110 говорит нам о том, что на ободе 5 болтов, которые располагаются на окружности диаметром в 110 мм.
Разболтовка колесных дисков машины
Более подробно о разболтовке
Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.
Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.
Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.
Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:
Какая разболтовка колёс | На каких автомобилях встречается |
4*98 |
На классике ВАЗ
на Калине на Приоре на Гранте на Фиат Альбеа на Lancia на Alfa Romeo |
4*100 |
на Акценте
на Солярисе на Весте на ЗАЗ Шанс на Ланосе на Рено Логан |
4*108 |
на Ауди 80 б3
на Пежо 206 и 307 на Ситроен Берлинго на Фокус на Вольво 850 на Лифан Бриз на Мазда 2 |
4*114,3 |
на Лачетти
на Honda Civic на Honda Accord на Hyundai Sonata на Mitsubishi Carisma на Mitsubishi Colt на Nissan Primera на Nissan Skyline на Rover 600 |
5*100 |
на Шкода Октавия тур
Audi А1 – А3 Chrysler Dodge Subaru Forester Subaru Impreza Chevrolet Beretta Subaru Outback |
5*108 |
на ГАЗ 3110
Ferrari Ford Mondeo Jaguar Renault Laguna Peugeot 605XM Volvo Lincoln |
5*110 |
Opel Calibra
Opel Vectra Opel Zafira Saab 900 |
5*112 |
на Мерседес w210
на Шкода Октавия на Фольксваген Джетта на Гольф на Audi 100 на Ford Galaxy Ford Scorpio |
5*114,3 |
на Митсубиси Лансер 9 и 10
на Мазде 3 Ford Probe Honda Integra Honda Legend Jeep Cherokee Kia Optima Land Rover Freelander Mazda Xedos Lexus Subaru SVX |
5*115 |
на Опель Астра j
Buick Century Chevrolet Celebrity Pontiac Trans Sport |
5*120 |
BMW
Jaguar Chevrolet Camaro Lotus Esprit Range Rover |
5*130 |
Mercedes Benz G Class
Peugeot Boxer Porsche |
5*139,7 |
Daihatsu Feroza
Ford Maverick Kia Sportage Lada Niva Rolls Royce |
5*150 |
Тойота Land Cruiser
Toyota Tundra |
6*114,3 |
Chrysler Viper
Dodge Honda Jazz Mercedes-Benz X-Class Nissan Pathfinder Suzuki Equator |
6*139,7 |
Chevrolet Blazer
Chevrolet Tahoe Isuzu Mitsubishi Pajero Mitsubishi L200 Nissan Terrano Ssang Yong |
Далеко не всегда желание владельца машины поставить диски с неродными параметрами продиктовано желанием сэкономить. Да и какая тут экономия, когда приходится расширять центральное отверстие, менять расположение крепежа или даже точить ступицу.
Гораздо чаще на это людей толкает желание заполучить эксклюзивную модель, которой ни у кого нет, ведь для мужчины колёса – все равно, что для женщины ювелирные украшения.
Такая доработка, конечно, возможна – главное, чтобы выполняли её с филигранной точностью и на хорошем оборудовании. В условиях стандартного гаража такое вряд ли возможно, и закончиться всё может разрушением ступицы и подвески, произошедшим в результате биения колёс.
Ну а в первую очередь неравномерно и быстро будет изнашиваться шина, поэтому расходы, связанные с подобными изменениями, никак нельзя назвать целесообразными. Купить диски с разрешёнными производителем машины параметрами, гораздо выгоднее.
Как обозначается
Каждый колесный диск маркируется в соответствии с международными стандартами.
Обозначается маркировка независимо от способа изготовления, размера и производителя изделий. В качестве примера необходимо рассмотреть стандартный тип обозначения сверловки, который применяется для колес модели «Форд Фокус»: 7.0Jx16H2 ET50 PCD: 5×108 d 63.3.
В этом случае:
- 7.0J — ширина обода, измеряемая в дюймах.
- 16 — диаметр диска, измеряемый в дюймах.
- 5×108 — обозначает количество болтов для крепления обода к конструкции ходовой части. Цифра 5 указывает, сколько их используется. Вторая цифра (108) обозначает диаметр, на котором болты закрепляются относительно друг друга. В данном случае его размер составляет 108 мм.
- Окружность, по диаметру которой расположены отверстия для креплений, обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter) и измеряется в миллиметрах. Отверстия для крепления обода находятся на различных расстояниях с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
- Размер вылета обода, который обозначается в миллиметрах и равен ET50, то есть 50 мм. Равен расстоянию между привалочной плоскостью колесного обода (плоскость, к которой крепится диск к ступице) и серединой ширины обода (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой).
- Диаметр центрального отверстия или d 63.3, который измеряется со стороны привалочной плоскости, также в миллиметрах. В конкретном случае он равен 63.3 мм.
На заметку.
Как видно из описания, разболтовка в данном случае равна 5×108 и является довольно распространенной, особенно среди немецких производителей.
Вылет обода и как его померить
Что касается размера вылета, он считается равным нулю, если совпадают все плоскости. Размер его регламентируется и может немного меняться в зависимости от выбранного обода
Размер важно строго учитывать, поскольку при отрицательном значении изделие будет задевать арку колеса при поворотах, а при положительном — обод будет находиться внутри арки
Некоторые автовладельцы интересуются, разболтовка 4х100 на каких машинах применяется. Ответ очень прост, это некоторые модели производителя «АвтоВАЗ».
Как измерить самостоятельно
Узнать разболтовку самому реально, это возможно с линейкой (предпочтительнее штангенциркуль). Ими измеряется расстояние между окошками, при этом линейка имеет погрешность, ведь не учитывает изгиб. Можно провести замеры несколькими способами, которые комбинируются для большей точности.
Соседние отверстия
Данный параметр определяется с оглядкой на показатель окружности, где находится центральная часть прорези, сделанной под крепежные болты. Диаметр без проблем вычисляется линейкой, хотя для популярных авто разработана таблица совместимости. Если используется линейка, то по прямой линии меряется расстояние между соседствующими болтами.
Полученную цифру множат на коэффициент, устанавливаемый по числу дырок в диске. Сразу следует сказать, что поперечная окружность машин ВАЗ стандартизирована на отметке 98 мм, а в Ниве — 139,7 мм. Коэффициенты же следующие:
- 3 болта — 1,155;
- 4 крепежа — величина для умножения составляет 1,414;
- 5 — 1,701;
- 6 болтов — 2;
- 10 закреплений — 3,326.
Дальние окошки
Вместо расположенных рядом отверстий можно определить разболтовку даже линейкой с минимальной погрешностью, используя дальние окошки. Проще всего мерять диски, где предусмотрено четное количество болтов — 4,6,8. Длина прямой, проведенной между противоположными отверстиями, будет означать необходимую величину.
В случае, когда на диске 5 болтов, замеряется расстояние между дырками, не являющимися соседними. Полученную цифру перемножают на коэффициентный показатель 1,051, дающий наиболее точный результат PCD.
Диаметр ступичного окна
Размер центрального окна ступицы указывается в разболтовочных таблицах и полной формуле разболтовки, упоминаемой ниже. Даже если под рукой уже готовой информации нет, результаты легко получить линейкой, либо более точным штангенциркулем. К примеру, диаметр окна в ВАЗ модели 2110 сделан на уровне 58,6 мм.
Интересно!
Не всегда можно измерить этот показатель из-за неправильной формы, такие есть у Daewoo Nexia в дорестайлинговом кузове.
Кроме перечисленных характеристик, важен и вылет дисков. Под ним подразумевают расположение вертикальных осей симметрии колеса в отношении точки совмещения со ступицей. Вылет бывает отрицательным, а также нулевым или положительным, но даже если подбор по нему оказался неудачным, диск можно установить. Это нежелательно, ведь подвеска машины станет функционировать неправильно и при вождении сильно ухудшит безопасность.
7 Об особенностях разболтовки популярных марок авто – коротко и полезно
Популярный среди отечественных автомобилистов Шевроле Круз обычно оснащается 17 или 16-дюймовыми дисками. Таблица совместимости подсказывает нам, что вынос его колесной базы составляет 39–41 мм, а разболтовка – 5х105. Заметим, что Круз редко тюнингуется. Связано это с тем, что его колесная база не может порадовать разнообразием.
Колесный диск на Фольксваген Пассат Б3
А вот на немецкий Фольксваген Пассат Б3 можно устанавливать практически любые диски, которые характеризуются разболтовкой 4х100 и ЕТ 38 мм. Под эти показатели подходит всякая резина, имеющая параметры 185/65. Добавим, что штатные диски для этой модели Фольксвагена имеют маркировку 14R. Аналогичные изделия монтируются на Рено Логан. Диски в этих авто фиксируются четырьмя болтами, их вынос может изменяться в пределах 35–50 мм. Здесь все зависит от конкретной вариации машины и характеристик ее колесной базы. Вылет диска будет тем выше, чем больше он по сечению. Конкретные показатели выноса содержит таблица совместимости Рено. Шевроле Нива изготавливаются с дисками из стали R15. Показатель PCD для них – 5х139,7 (для выноса менее 48 мм).
Обратите внимание! Диски с вылетом 48 мм имеют разболтовку 5х139. Это обусловлено увеличением базы (колесной) и массы дисков
Все (вне зависимости от года выпуска) машины Форд Фокус 2 оснащаются дисками с сечением ступицы 63,3 мм и пятью крепежными отверстиями. Для них нужно использовать изделия с PCD 5х108.
При этом для базы в 17 и 16 дюймов необходимо применять диски с вылетом 50 мм, для 18-дюймовой – с выносом 45 мм. Намерение преобразить свое транспортное средство путем установки необычных колесных дисков не вызовет у вас серьезных затруднений. При этом всегда помните – ваша безопасность напрямую зависит от грамотной разболтовки
Уделите этому вопросу особое внимание!
Как измерить самостоятельно
Разболтовка дисков включает в себя и расстояние между окошками. Измерить его можно с помощью штангенциркуля или линейки. Замер производят от центра одного отверстия до центра другого. Есть два способа: расстояние между соседними и самым дальними отверстиями.
Соседние отверстия
Рассматриваемый показатель определяется с учетом размеров окружности, на которой расположены центры прорезей под болты. Диаметр определяют по таблицам совместимости или измеряют с помощью линейки.
Для этого измеряют расстояние между соседними болтами, после чего умножают полученную цифру на коэффициент, зависящий от количества отверстий. Поперечный показатель окружности у автомобилей ВАЗ составляет 98 мм у легковых моделей и 139.7 мм у внедорожника «Нива».
Количество отверстий | Коэффициент |
---|---|
3 | 1,155 |
4 | 1.414 |
5 | 1,701 |
6 | 2 |
10 | 3,326 |
Дальние отверстия
Наиболее простым является измерение на дисках с четным количеством отверстий ( под 4, 6, 8 болтов), расстояние между противоположными отверстиями и будет значением PCD.
Для дисков под 5 болтов измеряется расстоянием между любыми не соседними отверстиями, а полученная цифра умножается на 1,051.
Диаметр ступичного окна
Показатель центрального ступичного окна указывается как в таблицах, так и в полной формуле разболтовки, речь о которой пойдет ниже. При отсутствии необходимой информации этот показатель легко измеряется с помощью линейки или штангенциркуля. Диаметр ступичного места ВАЗ-2110 составляет 58.6 мм.
Разболтовку колесных дисков определяют с учетом их вылета. Вылет – это отношение вертикальной оси симметрии диска к месту соприкосновения со ступицей. Вылет может быть отрицательным, положительным или нулевым.
Установка неправильно подобранного по этому фактору диска возможна. Однако она нарушает работу подвески и делает автомобиль небезопасным.
Полезные советы
Если же выбирать из не оригинальных дисков, тогда на все без исключения параметры следует обращать внимание. Дело в том, что найти диск, который будет полностью соответствовать заводским параметрам, сложно
Причина — изготовители стараются сделать диски максимально универсальными, то есть реализовать возможность их установки на как можно большее количество разных авто.
В результате центральное отверстие DIA зачастую больше, чем необходимо. Для подгонки следует использовать набор переходных колец. Что касается PCD, центровку колеса реализуют по сверловке. Для дисков с неподходящим вылетом, но подходящей сверловкой, используют проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей. Так удается откорректировать вылет диска.
Еще добавим, диаметр ЦО диска измеряют со стороны привалочной плоскости. В норме параметр должен полностью соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Это позволяет предварительно отцентровать колесо на ступице до начала установки болтов или перед затягиванием гаек.
При этом полное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям во время крепления диска болтами или гайками. Однако с учетом того, что производители не оригинальных дисков выполняют сверловку с определенными допусками диаметра в большую сторону, подобрать диск по PCD может быть затруднительно.
При этом отличия даже на 2 мм (например, вместо 4х100 поставить диск 4х98) могут привести к печальным последствиям. Дело в том, что в таком случае из всех 4 гаек или болтов только одна будет нормально затянута, тогда как остальные три займут не то положение, которое нужно. Результат- крепеж не будет затянут или будет затягиваться с перекосами. Так или иначе, колесо не будет полностью «сидеть» на ступице.
Естественно, при езде, даже с учетом нормальной балансировки колес, возникнут вибрации, крепеж будет испытывать большие нагрузки, колесные гайки могут открутиться и т.д. Получается, даже незначительное отклонение по разболтовке является недопустимым, так как для фиксации колеса болты нужно затягивать очень сильно, при этом гайки все равно будут не дотянуты.
Выходом в сложившейся ситуации, когда параметр сверловки диска не совпадает со штатным, является использование особого крепежа. На машинах с креплением диска болтами следует использовать особый болт-эксцентрик со смещаемым конусом.
Такой болт может занять точное положение в крепежных отверстиях диска, причем его резьбовая часть точно попадает в резьбовые отверстия ступицы. Это позволяет избежать неровного размещения крепежа. Для авто, где диск крепится гайкой, используют гайку-эксцентрик.
Данный крепеж встречается редко по сравнению с болтами, однако при необходимости можно поискать именно такой вариант
Кстати, вместе с таким типом крепежа важно использовать центровочные кольца, так как предполагается параллельное использование данных решений
Также отметим, что в продаже можно встретить диски с двойной сверловкой (например, сверловка 5×100/114.3). На таком диске будет выполнено сразу 10 отверстий, при этом первые 5 под сверловку 100, а оставшиеся под 114.3. Решение позволяет использовать такие диски на автомобилях, разболтовка дисков которых должна быть 5×100 или 5х114.3.
Что такое разболтовка
Перечень геометрических значений, который характеризует каждый автомобильный диск, в независимости от дизайна, марки и разновидности сплава (штампованные, кованые, литые), принято называть разболтовкой. В себя это сборное название включает:
- значение ширины между ободами, измеряемое в дюймах;
- диаметр окружности (измеряется в дюймах);
- «вылет» («вынос»). Расстояние от края посадочного отверстия диска к центру шины. Символы для обозначения зависят от страны изготовителя дисков. Для Германии – это ET, для Франции DEPORT, для Англии/США OFFSET (последний вариант наиболее интернациональный и встречается чаще всего);
- количество крепежных отверстий и диаметр их окружности. В оригинале именно это значение трактуется, как разболтовка колесных дисков («Pitch Cirkle Diameter» либо PCD);
- диаметр посадочного места (под ступицу) имеет маркировку DIA и измеряется в дюймах.
Рассмотрим конкретный пример
Маркировка такого диска будет выглядеть следующим образом: 7,5х18 5х114,3 ЕТ 45 DIA 67,1. Расшифровка:
7,5х18 – диск шириной 7,5 дюйма и диаметром 18 дюймов. Иногда вместо указанной выше формулировки можно встретить: 7,5Jx18H2. Значение записи остается прежним.
5х114,3 – колесо имеет 5 крепежных отверстий, которые расположены на окружности диаметром 114,3 мм.
ЕТ 45 – «вылет» диска составляет 45 мм (расстояние от привалочной плоскости к центру покрышки). В этом случаи мы имеем положительный «вынос». Первая плоскость выступает наружу. «Вылет» считается нулевым, когда две плоскости расположены на одной оси. Если место прилегания диска находится на расстоянии с внутренней стороны от предполагаемого центра шины, «вынос» считается отрицательным и записывается с дефисом между символами (ЕТ-45).
DIA 67,1 – диаметр посадочного места на ступице 67, 1 мм.
Как видим, разболтовка колесных дисков – это всего лишь комбинация символов, которая легко поддается расшифровке.
Где посмотреть параметры диска
Автолюбитель со стажем легко решит задачу по определению радиуса диска и количества отверстий для крепежа. За остальной информацией приходится обращаться к надежным источникам, либо рассчитывать значения самостоятельно. Производители литых и кованных дисков отформовывают на внутренней части все основные данные.
Владельцу автомобиля, который с салона выехал на красивом «литье» с полноразмерной запаской в багажнике, получить нужные значения для подбора новых дисков не составит труда. Если в багажнике докатка, придется снимать одно из колес автомобиля. Производство штампованных железок предполагает маркировку лишь внутреннего заводского кода. Помочь считать всю нужную вам информацию может дилер, продавший вам автомобиль (нужно лишь сделать запрос).
Есть риск оказаться в неприятной ситуации. Узнать о том, что ваш автомобиль за годы выпуска комплектовался дисками с различной разболтовкой, можно лишь после покупки новых колес. Такие случаи вполне возможны, если модель получает глубокий рестайлинг. Вдвойне стоит быть внимательным покупателям б/у автомобилей не первой свежести. Зачастую детали дорестайлинговых и обновленных моделей взаимозаменяемые (еще до вашего владения автомобиль могли собрать «из того, что было»).
Не пожалейте немного усилий, которые могут в будущем сэкономить вам уйму времени и нервов.
Как узнать разболтовку колесных дисков самостоятельно
Что такое разболтовка колесных дисков, мы выяснили. Теперь разберемся, как правильно определить разболтовку колеса на конкретном автомобиле. Для этого существует несколько способов, каждый из которых предполагает определенный алгоритм действий.
Первая цифра в маркировке всегда означает количество крепежных болтов, которое определяется простым подсчетом. Диаметр под болты, обозначаемый второй цифрой, определить визуально намного сложнее.
Поэтому данный параметр разболтовки рассчитывается по простым формулам в зависимости от количества болтов:
- B=A×1,155, если количество болтов равно трем;
- B=A×1,414, если количество болтов равно четырем;
- B=A×1,701, если количество болтов максимально и равно пяти.
Здесь A — это расстояние между соседними крепежными отверстиями, которое измеряется обыкновенной линейкой или штангенциркулем для большей точности. Зная эту величину, можно легко посчитать диаметр B.
Следует сохранять максимальную точность в расчетах и замерах, поскольку возможные значения диаметров могут находиться достаточно близко друг к другу (например, 97 и 99 мм). При этом, колесо со значением 97 мм может оказаться несовместимым с креплениями под диаметр разболтовки 99 мм.
Помимо этого, важно правильно определить размер центрального отверстия под ступицу. Не рекомендуется измерять диаметр линейкой, поскольку это может дать слишком большую погрешность.. Как правило, все основные параметры указаны в техническом руководстве к автомобилю либо выбиты на оборотной стороне колесного диска
Если имеется аналогичное запасное колесо, можно посмотреть параметры на нем, не снимая действующее.
Как правило, все основные параметры указаны в техническом руководстве к автомобилю либо выбиты на оборотной стороне колесного диска. Если имеется аналогичное запасное колесо, можно посмотреть параметры на нем, не снимая действующее.
Однако на штампованных колесах зачастую параметры разболтовки не указываются, поэтому все данные можно узнать только из технической документации или у официального дилера автомобиля. Это нужно иметь в виду.
Какие бывают диски?
Автомобильные диски производятся в соответствии с технологическими особенностями, поэтому постоянно появляются новые варианты для возможности покупателям подобрать именно тот вариант, который полностью удовлетворяет их требования и предпочтения.
В таблице рассмотрены основные типы дисков и их характерные особенности.
Тип | Описание |
---|---|
Литые | Небольшой вес и прочность – это основные технические параметры, благодаря которым обеспечивается комфорт при управлении автомобиля с такими дисками. Но при отсутствии соответствующего обслуживания быстро стирается защитный слой, из-за чего изделие может покрыться ржавчиной. |
Штампованные | Доступная стоимость при возможности «отрихтовать» диск в случае необходимости – залог удобного обслуживания. Как правило, такой тип дисков входит в заводской комплект многих автомобилей. |
Кованые | Повышенная прочность обосновывается особой технологией изготовления. Также при езде диски не лопаются, как это бывает в случае с литыми. Но высокая стоимость делает подобные диски доступными не для каждого автовладельца. |
Сборные | Это экспериментальный вариант дисков, который относительно недавно появился на рынке, но уже стал пользоваться высокой популярностью за счет своего необычного вида. |
Вне зависимости от выбранного типа диска для оснащения автомобиля, важно знать, как правильно определить показатель разболтовки, чтобы в последующем не столкнуться с техническими сложностями при установке и использовании колеса. Специалистами выделено несколько способов на выбор, но ознакомиться стоит с каждым индивидуально
Opel Corsa D 2007 1.3CDTi
Поколение: DДвигатель: I4, ДизельМощность: 90 л.с. (66 кВт)
PCD (количество отверстий x диаметр окружности) | 4×100 мм |
---|---|
Диаметр центрального отверстия (DIA) | 56.5 мм |
Крепеж | M12 x 1.5 |
Типа крепежа | Болт |
Шины | Диски | PCD | Dia |
---|---|---|---|
185/70 R14 Заводской комплект |
5.5Jx14 ET39 | 4×100 | 56.5 |
185/65 R15 Заводской комплект |
6Jx15 ET39 | 4×100 | 56.5 |
195/60 R15 Заводской комплект |
6Jx15 ET39 | 4×100 | 56.5 |
195/55 R16 Заводской комплект |
6Jx16 ET40 | 4×100 | 56.5 |
215/45 R17 Заводской комплект |
7Jx17 ET44 | 4×100 | 56.5 |
Какие размеры колёс рекомендует устанавливать производитель
На автомобиль Opel Corsa D 2007 1.3CDTi в базовой комплектации устанавливаются колесные диски с размерностью 5.5Jx14 ET39 в сборе с шинами 185/70 R14. Где:
- 5.5J — ширина обода в дюймах;
- 14″ — посадочный диаметр резины в дюймах;
- ET39 — вылет диска в миллиметрах.
Маркировка шины транспортного средства 185/70 R14 расшифровывается следующим образом:
- 185 — ширина профиля (поперечного разреза покрышки) в миллиметрах;
- 70 — высота профиля в процентах от его ширины;
- R — радиальная навивка корда;
- 14 — посадочный диаметр шины в дюймах.
Использование рекомендованных типоразмеров покрышек позволит избежать проблем с управлением, безопасностью и иных трудностей. Какие нештатные размеры можно поставить? Руководствуйтесь данными по таблице, в ней указаны возможные допустимые альтернативные размеры для тюнинга. Хотя возможны и другие варианты, которые мы не описали в таблице. Например, диски пошире того же диаметра. Или поставить диски такой же ширины, но большего диаметра, что достаточно популярно среди автовладельцев. Выбор дисков огромен, вы можете найти экземпляры с такими же параметрами, но с величиной вылета на 1-2 миллиметра больше или меньше. Перечислить все варианты не представляется возможным.
При этом разболтовка у всех типов колес одинаковая — 4×100. Таким образом все диски крепятся на четыре болта и расстояние между ними ровно сто миллиметров. Диаметр ступицы у авто 56.5 мм.