Наказание за оставление места дтп — административная и уголовная ответственность

Содержание:

Гражданско — правовая ответственность за оставление места ДТП

Наряду с ответственностью за вред, причиненный потерпевшим по основаниям, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, водители транспортных средств, покинувшие места дорожных происшествий, возмещают страховым компаниям ущерб в размере произведенных ими страховых выплат по договорам ОСАГО.

Пункт «г» статьи 14 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает переход от потерпевшего к страховой компании права требования выплаченной суммы страхового возмещения к лицу, скрывшемуся с места происшествия.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 20 ФЗ «Об ОСАГО» в отношении перехода к РСА права требования взыскания в порядке регресса сумм компенсационных выплат с виновного лица, покинувшего место аварии.

Неблагоприятные последствия при оставлении места ДТП могут затронуть и интересы потерпевшей стороны.

Например, если страховщик не может установить обстоятельств страхового случая, по причине оставления места аварии её участником, то в выплате страхового возмещения может быть отказано. Добиваться страховой выплаты придется в судебном порядке.

Статьи в помощь:

Рекомендации потерпевшим при оставлении места ДТП его участником

Из практики можно выделить два типа случаев, при которых виновный в аварии водитель покидает место происшествия:

  • пострадавший водитель, находясь на месте происшествия, является его непосредственным участником;

  • авария произошла в отсутствие пострадавшего водителя.

При любом варианте развития ситуации настоятельно советуем воздержаться от преследования причинителя вреда. Не стоит подвергать опасности ни себя, ни окружающих.

В зависимости от ситуации, потерпевшему необходимо выполнить ряд последовательных действий.

Обозначьте Ваше транспортное средство и место аварии аварийной сигнализации и знаком аварийной остановки.
Особое внимание уделите предметам и следам, оставленным скрывшимся автомобилем.
По возможности сфотографируйте место происшествия.

Запишите или запомните информацию о «беглеце» и его автомобиле — модель, цвет, данные государственного регистрационного знака, места и локализацию механических повреждений кузова, деталей и механизмов автомобиля, а если успели рассмотреть, то и приметы водителя.
Сведения, добытые Вами, в дальнейшем помогут не только установить нарушителя, но и доказать его виновность экспертным путем.
Статьи в помощь:

Сообщите о случившемся в любое подразделение ОВД, при этом изложите полицейским всю известную Вам информацию, которая может облегчить розыск и задержание нарушителя и его транспортного средства.

Не стоит дожидаться прибытия полицейских, проводя время в бездействии.
Постарайтесь самостоятельно установить свидетелей автопроисшествия и записать их установочные данные.
Попросите владельцев автомобилей, находящихся рядом с местом происшествия, просмотреть записи видеорегистраторов, в фокусе которых могло быть зафиксировано событие аварии.

Организуйте объезд места происшествия, если это не возможно, то составьте схему места происшествия, при этом постарайтесь сохранить следы и предметы, относящиеся к аварии.
Статья в помощь:

По прибытии сотрудников ДПС ГИБДД, примите участие в осмотре места происшествия и оформлении документов дорожно-транспортного происшествия.
Статьи в помощь:

Убедитесь, нет ли вблизи места происшествия работающих камер видеонаблюдения. При их наличии, получить информацию с видеоустройств можно, с помощью сотрудников полиции.. Помните, о том, что оставление места ДТП является самостоятельным правонарушением и не влечет одновременно признание скрывшегося лица виновным в совершении аварии

Помните, о том, что оставление места ДТП является самостоятельным правонарушением и не влечет одновременно признание скрывшегося лица виновным в совершении аварии.

Поэтому при возникновении спора о виновности и решение вопросов возмещения вреда доказывать вину приходится потерпевшему.

Статьи в помощь:

Уважаемые читатели! Сложность и многообразность дорожных ситуаций порождает бесконечное количество вопросов, на часть из которых мы постарались ответить в настоящей статье.

Каждому посетителю сайта мы окажем достойную квалифицированную юридическую помощь в разделе «Консультация автоюриста».

Давность отъезда с места происшествия

Отъезд с места ДТП без сомнения – очень плохой выбор. Сотрудники ГИБДД будут искать вас, свидетели опишут машину и номера, а если у второго водителя имелся видеорегистратор, то вас выдадут государственные регистрационные знаки. Если говорить о сроке давности, то по закону он составляет 3 месяца.

Если в течение этого времени вас не смогут найти, то суд не сможет вынести решение об административной ответственности.

Однако за трехмесячный срок может много чего изменить, в том числе и в законодательстве, поэтому разумнее всего остаться на месте и понести ответственность, ведь раскаяние правонарушителя всегда смягчает административную ответственность.

На самом деле ДТП не было… Что делать?

К сожалению, нередки такие случаи, когда машина не попадала в аварию или водитель не покидал место происшествия, однако при ближайшей проверке ГИБДД выясняется, что машина разыскивается именно потому, что водитель покинул место аварии (то есть по статье 12.7 КоАП). Возможно, это просто ошибка в номере, допущенная при занесении его в базу, а возможно, и действия злоумышленников, поскольку может быть следствием распространенной схемы мошенничества. В любом случае нельзя пускать дело на самотек.

Как работают аферисты?

Мошенники специально покупают на авторазборах пострадавшие запчасти, которыми затем комплектуют свое транспортное средство, а затем ищут подходящую кандидатуру на роль «виновника» аварии. Обычно, в зоне риска находятся неопытные водители, у которых на заднем стекле ТС наклеены соответствующие значки вроде буквы «У» или восклицательного знака. Причем желательно, чтобы у этого автомобиля были какие-то повреждения, которые говорили бы подтверждали ДТП.

Так, если в машине мошенников помят бампер сзади, надо искать машину с помятым передним бампером. Как правило, жертву злоумышленники находят на парковках возле больших ТРЦ. Они записывают номера автомобиля, а затем звонят в полицию и заявляют об аварии. Всё — автомобиль потенциального «виновника» теперь в розыске.

Следует отметить, что мошенников сегодня интересует не столько второй автомобилист, сколько возможность получить деньги на «ремонт», выплаченные страховой компанией. Когда средства будут перечислены, злоумышленники начнут поиски очередной жертвы для автоподставы.

Водитель также финансово пострадает, поскольку новый полис ОСАГО ему придется покупать по гораздо большей цене, потому что уже имеет место страховой регресс.

Но основное — он останется без водительского удостоверения, не будучи ни в чем виноватым.

Вот почему так важно отстаивать собственную невиновность. А для этого придется доказывать то, что ваше транспортное средство не попадало в ДТП или, хотя бы, что повреждения автомобиля имеют совершенно иную природу возникновения

С этой целью нужно прямо на месте исследования машин сотрудниками дорожной полиции зафиксировать все повреждения своей и машины мошенников на фото. Далее эти фотографию передают к специалистам-трассологам для проведения автотехнической экспертизы. Трасологу нужно передать не только фотографии, но и другие материалы открытого дела. На основании этих данных специалист проводит экспертизу и дает заключение о том, что повреждения на вашей машине не могли возникнуть из-за ДТП с участием транспортного средства заявителя. Когда у вас на руках будет официально оформленное заключение специалиста, можно подавать ходатайство в ГИБДД — там уже должны будут назначить судебную трасологическую экспертизу. Если же это ходатайство не будет удовлетворено, и материалы дела попадут в суд, то судье надо будет передать заключение того трасолога, к которому вы обращались.

Экспертиза — не единственная мера защиты

Действительно, сотрудники ГИБДД, для которых раскрываемость дел важнее защиты интересов отдельных водителей, априори будут настроены против потенциального «виновника» происшествия. Поэтому желательно сразу же заручиться помощью профессионального юриста, который будет выстраивать защиту в зависимости от конкретных обстоятельств. К сожалению, несмотря на презумпцию невиновности, именно водителю и нанятому им специалисту предстоит доказывать непричастность к правонарушению.

К сожалению, хотя такая возможность дается по закону (это статья 26.4 КоАП), на практике органы правопорядка очень неохотно идут на удовлетворение такого ходатайства, поскольку такие мероприятия только удлиняют сроки рассмотрения дела, и в этом случае всегда есть риск, что истечет срок исковой давности. Но у водителя остается еще одна возможность. Если после даты якобы случившегося ДТП вы обращались в автосервис, к делу можно приобщить акт приемки транспортного средства на техобслуживание — если бы повреждения были, они бы там были указаны. Возможность использования таких документов и подачи соответствующего ходатайство предусмотрено статьей 26.7 КоАП.

Кроме того, суд в качестве доказательств принимает к рассмотрению и данные записи видеорегистратора, и свидетельские показания от людей, которые утверждают, что в момент ДТП ваш автомобиль был в другом месте

Теоретически, конечно, можно было бы попросить инспектора проверить заявителя по своей базе, в которой отражаются такие правонарушения — там нашлось бы наверняка немало интересного, если мошенник не проявил достаточной осторожности. Но вряд ли сотрудник правоохранительных органов пойдет вам навстречу

Санкции за побег с места ДТП с пострадавшими

В текущем году уже дважды вносились изменения в УК РФ по вопросам ужесточения мер для лиц, оставивших место ДТП с ранеными в нем людьми. Теперь по новым правилам такой незаконный уезд приравнивается к вождению в нетрезвом виде.

Согласно нововведениям от 24 апреля 2019 г, нанесение тяжкого вреда здоровью, совершенное правонарушителем в состоянии алкогольного опьянения или с последующим сокрытием с места преступления, может иметь последствия:

  1. Принудительные работы в течение трех лет. Виновному лицу на аналогичный период также запрещается заниматься определенными видами деятельности и работать на определенных должностях.
  2. Тюремное заключение максимум на 4 года. Также действуют ограничения по видам деятельности.

До изменений в УК за аналогичное нарушение ПДД преступнику грозили ограничение свободы максимум на 3 года или выполнение работ на период до двух лет. Водителя также могли лишить прав на 3 года. Еще одним видом санкций служил арест до 6 месяцев или тюремное заключение до двух лет.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • Лишение прав;
  • Административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.

Санкция — альтернативная, следовательно, одновременно нельзя применить два наказания, только одно.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан — ст. 3.9 КоАП.

Как доказать невиновность если уехал и не заметил ДТП

Если вы получили судебную повестку, советуем
сразу подъехать и ознакомиться с материалами дела, сделать копии документов.
Это позволит оценить серьезность предъявленных обвинений, выбрать тактику
защиты, подготовить доказательства, связаться с юристом. В моей практике были
случаи, когда к ответственности привлекали совершенно постороннего водителя. На
записи видеорегистратора пострадавшего были видны только общие контуры и цвет машины
виновника, без госномеров или иных идентификаторов. При рассмотрении данного
дела все сомнения были истолкованы судом в пользу клиента, а мы добились отказа
в лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Совет
юриста.
Установить личность водителя, покинувшего место ДТП, достаточно сложно.
Доказать, кто именно был за рулем, по записям камер или регистраторов вообще почти
невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД вправе составить протокол в отношении
собственника машины, если в доказательствах присутствует госномер, иной
идентификатор. Доказывать, что автомобилем управляло другое лицо по
доверенности, придется собственнику.

По материалам дела можно начать
подготовку к процессу. Как указано в Постановлении по делу № 38-АД16-5, вина в
нарушении ПДД заключается в умышленном характере оставления места аварии.
Водитель должен осознавать, что нарушает закон, сознательно допускает это или
демонстрирует безразличие. Если вы не заметили ДТП и уехали, доказать отсутствие
вины можно следующими способами:

  • заказать
    экспертизу повреждений на своем автомобиле (они могут не совпасть с царапинами,
    трещинами или иными дефектами на авто потерпевшего);
  • представить
    доказательства, что в указанный в протоколе день вы вообще находились в другом
    городе или регионе (например, в служебной командировке);
  • представить
    описание дорожной обстановки в месте ДТП, т.е. постоянный и активный трафик,
    наличие шумного производства, путей прохождения железнодорожного транспорта;
  • описать
    особенности конструкции своего транспортного средства, которые лишают
    возможности видеть некоторые повреждения и места ударов;
  • взять
    в суд запись со своего регистратора, на которой отсутствуют какие-либо внешние
    проявления ударов или столкновений;
  • вызвать
    свидетелей, которые также не заметили момент контакта с другим автомобилем
    (например, можно пригласить пассажиров вашей машины).

Обратите внимание! Закон обязывает трактовать все сомнения и несостыковки по делу в пользу нарушителя. В первой инстанции рассчитывать на это сложно, однако вышестоящие суды могут оценить и такие моменты

Поэтому при выступлении в процессе настаивайте, чтобы все ваши доводы и пояснения были внесены в протокол.

Если вы управляли общественным или служебным транспортом, возьмите в суд путевые листы, справки о маршруте. Это подтвердит, что даже не заметив повреждений и уехав с места ДТП, вы действовали неумышленно, следовали обычному маршруту движения. Также можно ссылаться на послерейсовый осмотр, который не выявил каких-либо повреждений на корпусе или деталях ТС.

Можно ли оспорить наказание

Даже представив указанные выше
доказательства, дать гарантию положительного исхода дела невозможно. Лучше
заранее рассмотреть перспективы дальнейшего обжалования, если вас лишат прав по
ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. При наличии документов, записей и ваших пояснений в материалах
дела, на них нужно ссылаться в жалобах. Естественно, на всех стадиях обжалования
используйте поддержку юриста, так как придется использовать дополнительные варианты
защиты.

В каких ситуациях можно покидать место ДТП?

Несмотря на всю строгость регламента ПДД, ответственность за то, что скрылся с места дорожного происшествия, наступает не всегда.

  1. В аварии пострадало только два ТС и оба водителя пришли к обоюдному соглашению составления европротокола без привлечения сотрудников Госавтоинспекции. Так, к этому способу фиксации ДТП можно прибегнуть, если:
  • размер компенсации за причиненный ущерб не превышает 100 тысяч рублей:
  • в аварии нет физически пострадавших лиц, а только повреждено имущество;
  • каждый из участников прецедента на дороге имеет при себе действующий полис ОСАГО;
  • ни у одного из водителей нет претензий по поводу размера компенсации и определения виновной в ДТП стороны.

Если хоть одно условие из вышеуказанного списка не выполняется, то оставление места аварии до приезда инспекторов дорожной полиции расценивается как преднамеренное скрытие, за которое предусмотрено административное наказание.

  1. Оба участника составили схему дорожного происшествия и проследовали к ближайшему посту ДПС, чтобы при участии сотрудников Госавтоинспекции зафиксировать аварию. Важным условием оставления места ДТП в этом случае является отсутствие пострадавших лиц и споров об обстоятельствах прецедента.
  2. Водитель уехал с места аварии по причине транспортировки пострадавшего в результате происшествия лица в ближайшее медучреждение. Так, если у участника аварии нет иной возможности транспортировки пострадавшего в больницу, то он может покинуть место дорожного происшествия. При этом водитель, чье транспортное средство стало участником инцидента на дорожном полотне, сразу после доставления физически пострадавшего в результате ДТП лица в больницу, должен в обязательном порядке вернуться к месту столкновения ТС.
  3. Оставление места аварии с целью освобождения проезжей части. Так, если прецедент на дороге представляет собой преграду для пересечения дорожного полотна другими участниками дорожного движения, то разрешается передвинуть или отбуксировать транспортное средство с места происшествия. Но прежде чем это сделать, необходимо зафиксировать расположение автомобилей-участников ДТП, предметы, осколки и прочие детали, которые могут помочь установить виновника происшествия.

Что будет, если скрылся с места ДТП?

Статья 12.27 КоАП РФ станет основной в нашем разбирательстве, т.к. именно она устанавливает ответственность за оставление места ДТП водителем-участником дорожно-транспортного происшествия, если его действия не подпадают под статьи УК РФ (об уголовной стороне дела мы поговорим отдельно).

Здесь придется в некотором смысле заняться буквоедством, т.к. именно от формулировок статьи зависит многое в определении наказания. Часть вторая статьи 12.27 КоАП РФ напрямую обращается к случаям оставления места ДТП:

Наказанием за данное правонарушения будет лишение права на управление ТС от 1 до 1,5 лет или административный арест, сроком до пятнадцати суток.

Первое, на что обратим внимание – это альтернативность наказаний: или лишение прав, или арест. Второе, обозначенные 15 суток – это максимальный срок административного ареста, т.е

может быть применен меньший срок.

Еще один момент, на который нужно обязательно обратить внимание – речь в ч. 2 ст

12.27 КоАП РФ идет о водителе – участнике ДТП. Подчеркнем, не о виновном водителе, а об участнике вообще.

В каких случаях будет арест вместо лишения?

Говоря, что некоторые водители предпочтут арест лишению прав, не зря акцентировалось внимание на редкости таких случаев. В большинстве своем участники ДТП считают арест более серьезным наказанием

Так же к нему (административному аресту) относится в большинстве случаев и суд.

Соответственно, назначать арест суд может в случаях, когда посчитает, что виновный заслуживает более серьезного наказания (например, при попытках скрыть факты, не первый аналогичный случай и пр.).

Может ли применяться штраф за оставление места ДТП?

Часть первая ст. 12.27 КоАП РФ действительно подразумевает штраф в размере 1 000 рублей за неисполнение обязанностей, связанных с ДТП. Однако оставление места аварии однозначно прописано во второй части той же статьи, и наказание по ней только лишение прав или арест.

Штраф за скрытие с места ДТП административным кодексом не предполагается, может быть применено только лишение права на управление ТС или административный арест, если не будут использованы еще более серьезные нормы законодательства.

Если за рулем пьяный

Сам факт управления ТС в нетрезвом состоянии подразумевает свою ответственность – крупный штраф и лишение прав до 2-х лет, если не применимы нормы уголовного законодательства. Подробности о пьяном вождении и его разновидностях можно уточнить здесь.

Однако разбираемая нами статья 12.27 КоАП имеет и третью часть, отсылающую к нетрезвому состоянию. Употребление алкоголя / наркотиков / психотропных веществ после ДТП и/или до момента, когда не будет официально подтверждено, что освидетельствование на нетрезвое состояние ненужно, приведет к штрафу виновного в размере 30 000 рублей с одновременным лишение прав на период от полутора до двух лет.

Может ли административная ответственность по статье 12.27 КоАП РФ быть наложена без суда?

Ответ на этот вопрос однозначный – не может. Только суд принимает решение о наказании по части второй и третьей статьи 12.27 КоАП, на что прямо указывается в части первой статьи 23.1 КоАП РФ.

Наказание за оставление места аварии

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При наличии пострадавших

Совершив ДТП, водитель должен прекратить движение, поставить знак, указывающий на аварийную остановку, вызвать экстренные службы, попытаться оказать помощь раненым людям, дождаться приезда инспектора. Сокрытие с места аварии, если погибли или пострадали люди, квалифицируется по ст. 264 УК РФ:

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет. За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ, беглец будет наказан по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен. Судья может лишить виновника прав сроком от одного до полутора лет либо подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток.

Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.

ДТП без пострадавших

Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС. Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев. Примером может служить ДТП, произошедшее на парковке супермаркета или офисного здания. Обнаружив на стоянке автомобиль с повреждениями, необходимо вызвать ГИБДД, чтобы избежать лишения водительских прав.

В каком случае наказания не будет

При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение. Если человек уехал с места ДТП, выполняя свои обязанности по доставке потерпевших в больницу, наказание ему не грозит, т. к. он выполнял требования ст. 2.6 ПДД.

Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.

Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:

  • авария без пострадавшего;
  • нет споров о виновности;
  • все участники имеют действующий полис ОСАГО;
  • ущерб не превышает установленной законом суммы.

Зафиксировав факт происшествия, заполнив необходимые документы, причастные водители вправе покинуть место аварии, уведомив страховые компании.

Комментарий эксперта

Окончание 2017 года было ознаменовано выходом в свет Постановления Пленума ВС РФ, касающегося особенностей применения судами законодательства об ОСАГО (Постановление № 58 от 26.12.2017). Что примечательного имеется в указанном документе относительно правил оформления ДТП?

Отдельная глава разъяснений посвящена порядку оформления документов упрощенным способом без участия полицейских, так называемому европротоколу. В 2019 году водители, решившие самостоятельно оформить ДТП, обязаны представить страховщику данные об обстоятельствах произошедшей аварии и причиненных ТС повреждениях, зафиксированные на фото- либо видеоносители без функции корректировки информации, а также сведения о совершенном ДТП, полученные при помощи Глобальной навигационной или иной спутниковой системы. При этом ВС РФ отметил, что непредставление указанной информации не должно выступать в качестве основания для отказа страховой компании от возмещения, но сумма такой выплаты будет равна предельно допустимой, т.е. не сможет превысить ее. Также высшая судебная инстанция разъяснила, что пострадавший, оформивший аварию по европротоколу, имеет возможность заявить в страховую виновника требование о компенсации вреда жизни и здоровью, которые возникли после подачи документов об имущественной выплате.

Помимо перечисленного страховая организация теперь имеет право отказать в выплате ущерба от ДТП при наличии совокупности следующих условий:

  1. ДТП оформлялось без участия сотрудников дорожной полиции, представителя страховой компании.
  2. Пострадавшее в происшествии авто отремонтировано либо полностью утилизировано до его осмотра страховой либо до производства независимой оценки (экспертизы).
  3. Действия, указанные в п. 2, препятствуют с достоверностью сказать: имело ли в действительности место дорожно-транспортное происшествие, а также каков реальный размер убытков, причиненных ТС аварией и заявленных к возмещению.

Когда правила разрешают покинуть место аварии?

Самими ПДД четко обозначены ситуации, когда водитель имеет право уехать с места ДТП. Для этого должно соблюдаться несколько условий. Во-первых, в происшествии не должно быть пострадавших. Во-вторых, между сторонами нет никаких разногласий — водители пришли к общему выводу, кто виноват в ДТП, обо всем договорились, и тогда нет нужды вызывать дорожную полицию. Нужно только самостоятельно оформить схему ДТП, подписать ее (это должны сделать обе стороны), и затем с этой схемой уже ехать на пост ДПС, где будут оформлены остальные документы в соответствии с ПДД. Разумеется, когда одна из сторон не согласна с другой относительно схемы и обстоятельств ДТП, то никто из них не может оставлять место ДТП.

Правилами предусмотрена еще одна ситуация, когда водители могут покидать место ДТП и при этом к ним не будет применяться КоАП. Это связано с действием закона об ОСАГО. В частности, там говорится, что у застрахованных есть возможность оформить происшествие по протоколу, а для этого не нужно вызывать дорожную полицию. Такая возможность есть не всегда, а только тогда, когда соблюдаются такие условия, как:

  • ДТП насчитывает всего двох участников — два автомобиля, но не больше;
  • обе стороны владеют активным полисом ОСАГО, выданным на то ТС, которое повредилось во время столкновения;
  • при столкновении был нанесен ущерб имуществу, но люди не пострадали;
  • между водителями не возникло разногласий относительно обстоятельств ДТП, они сами определили виновника, и оба согласны с перечнем повреждений, которые были получены их автомобилями.

Когда перечисленные условия соблюдаются, то по закону заполняется извещение об аварии — для страховщика оно служит документальным подтверждением факта ДТП. Это извещение содержит подписи 2 сторон-участников, которые после этого могут спокойно разъезжаться. Полиция тут вообще не участвует в процедуре оформления ДТП.

Во всех перечисленных случаях есть одна общая черта — в них нет состава преступления, о котором уже говорилось выше, и поэтому к ним не будет применяться наказание. Более того, в первых двух случаях дело не дойдет до суда. В то время как если водитель не заметил нанесенного ущерба, или уехал, оставив водителю пострадавшего средства свои личные данные, дело все равно будет рассматриваться в суде, хотя шансы на то, что юрист сумеет отстоять интересы водителя, достаточно высоки. Это касается и любых смягчающих обстоятельств — они не предусмотрены ПДД, но могут повлиять не решение суда.

Если в ДТП пострадали люди, такие ситуации рассматриваются отдельно. К слову, в этом случае водитель может покинуть место аварии без последствий только тогда, когда пострадавшим требуется медицинская помощь, и нет никакого другого способа доставить их в больницу. И то, предварительно водителю придется принять меры, чтобы в присутствии свидетелей зафиксировать все следы ДТП, а потом еще нужно будет вернуться назад, после доставки людей в больницу.

Есть ли возможность избежать наказания: юридические нюансы

Следует отметить, что не всегда закон столь суров. Есть различные обстоятельства.

Например, водитель мог нарушить правила дорожного движения из-за того, что вез в больницу пострадавших, и это привело к аварии. Или другая — ДТП было настолько незначительным, что водитель даже не заметил, что задел чью-то машину? Так тоже бывает, если речь идет о какой-нибудь царапине на двери или бампере.

Тут следует отметить, что для того, чтобы избежать наказания и оставить за собой право управлять автомобилем в ближайшие год-полтора, лучше обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист сможет защитить ваши интересы в суде, исходя из того, что подразумевает состав этого правонарушения с точки зрения закона и с учетом некоторых дополнительных нюансов.

Для начала нужно рассмотреть само значении аббревиатуры «ДТП»? Определение зафиксировано в ПДД. Там говорится очень четко, что это событие, которое случается в процессе передвижения транспортного средства и с его участием. Там же четко прописаны характерные признаки ДТП — это нанесение какого-либо материального вреда, включая повреждения самого авто, каких-то сооружений и зданий, грузов и т.п. При ДТП могут и пострадать люди, но может быть и так, что пострадавших нет.

  1. Допустим, есть ситуация, в которой владелец припарковал авто на открытой парковке под магазином, домом или офисом, ушел по делам, а когда вернулся, то увидел на машине повреждения, свидетельствующие о столкновении с другим ТС.
  2. Теоретически эта машина не попадала в ДТП, поскольку не двигалась. Но это не разрешает владельцу спокойно на ней уехать, ведь его могут обвинить в уходе с места аварии.
  3. Для начала нужно сообщить о событии в ГИБДД, затем поставить в известность страховую компанию, с которой у владельца автомобиля заключен договор, и перед приездом органов правопорядка ТС передвигать никуда нельзя.
  4. Уже после появления документального засвидетельствования факта, что машина оставалась неподвижной, разрешается ехать дальше.
  5. Исходя из вышеизложенного определения ДТП, чтобы установить факт такого события, нужно, чтобы имелось хотя бы одно из перечисленных последствий. Например, материальный ущерб отсутствует, пострадавших тоже нет, то ни о какой аварии и речи не идет.

Теперь рассмотрим субъективную сторону данного правонарушения, то есть уход с места аварии водителем, то, за что упомянутым пунктом КоАП предусмотрено наказание

Важно, что данная статья действует только если имеет место прямой умысел автомобилиста. Если его не было, то и говорить не о чем

К сожалению, суд далеко не всегда бывает на стороне водителя в таких случаях, поэтому и нужно обратиться за помощью к юристу.

Трактовка спорных ситуаций

Специалист наверняка расскажет вам, что описанные выше ситуации вызывают у юристов достаточно серьезные дискуссии. В частности, несколько раз свое видение этой проблемы объявлялось и Конституционным Судом. В конце 2010 года он даже дал свое Определение №1702-О-О, прямо указывающее, что ДТП, не имеющее весомых последствий, если оно не повредило здоровье другого человека или не привело к крупному ущербу, и автомобилист покинул место аварии неумышленно, то нарушение должно считаться малозначительным, следовательно, за него не должно быть предусмотрено административное наказание.

Проще говоря, когда столкновение было настолько легким, что водитель не почувствовал его, либо не увидел повреждений (скажем, это совсем маленькие царапины), то он может обратиться к суду с просьбой освободить его от наказания, и закон в целом будет на его стороне.

В упомянутом определении Конституционного Суда существует еще одна важная деталь. Оставление места аварии считается нарушением, если имел место прямой умысел. Конституционный Суд трактует этот момент так: автомобилист не выполняет свои обязанности согласно ПДД, нарушает защищенные законом права и интересы остальных сторон в ДТП и его действия затрудняют оформление происшествия.

Проще говоря, водитель пытается скрыть свою личность, или даже следы самого происшествия, чтобы избежать ответственности. Если водитель оставил свои личные данные другому участнику происшествия, а потом уехал, не дожидаясь приезда страховой компании или ГИБДД, то его действия также квалифицируются по упомянутой статье КоАП, но за них предусмотрено более мягкое наказание — всего лишь штраф, на чем и будет настаивать юрист, представляющий интересы водителя в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector